Связь как отрасль экономики

Место и значение связи в общественном производстве. Экономические особенности отрасли

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

1.1. Роль связи в общественном производстве

Связь является одной из отраслей общественного производства.

В условиях формирования рыночных отношений роль и значение связи в экономическом и техническом развитии общества существенно возрастает. Возросшее значение в последние годы объясняется тем, что средства связи являются важнейшей составляющей информационных технологий, без которых невозможно развитие рыночных отношений, повышение эффективности управления производством на различных иерархических уровнях.

Одним из признаков совершенного (развитого) рынка является наличие и использование огромного объема информации. Оперативная обработка и объективный анализ информации позволяют решить многие теоретические и практические задачи, связанные с совершенствованием управления производством, рациональным использованием ограниченных ресурсов, дают возможность разработать оптимальную модель поведения отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов на рынках товаров (услуг), капитала, труда, ценных бумаг и т.д.

Связь осуществляет передачу различных видов информации, а также представляет технические устройства потребителям (пользователям) информации.

Для того, чтобы оценить роль и значение связи в развитии общества, необходимо выяснить, что представляет отрасль связи с позиции общественного разделения труда, рассмотреть ее экономические особенности.

Прежде всего следует уяснить, что все отрасли экономики делятся на две основные группы: материальное производство и сфера обслуживания. Такое деление отраслей осуществляется на основе критерия – производство продукта. Отрасли, производящие продукт, относятся к материальному производству, непроизводящие продукт – к сфере обслуживания.

В соответствии с экономической теорией каждый продукт имеет потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять те или иные общественные потребности.

Связь удовлетворяет потребности общества в передаче информации. Следовательно, передача информации является потребительной стоимостью и продуктом деятельности организаций связи и отрасли в целом, что позволяет отнести связь к сфере материального производства.

Роль и значение связи в обществе необходимо рассматривать в трех аспектах: экономическом, социальном, оборонном.

1. Связь как отрасль материального производства создает продукт, и следовательно, участвует в формировании макроэкономических показателей: валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, бюджета различных уровней. Следует иметь в виду, что доля связи в формировании данных показателей незначительна и составляет 1,5–2% в общем объеме соответствующего показателя.

2. Средства связи как важнейшая составляющая информационных технологий являются необходимым условием совершенствования управления общественным производством на различных иерархических уровнях, служат фактором повышения эффективности использования экономического потенциала общества.

3. Применение качественно новых систем и средств связи является одним из факторов ускорения научно-технического прогресса.

Социальное значение связи проявляется в том, что она удовлетворяет общественные потребности в передаче различных видов информации. Принимая участие в распространении средств массовой информации связь оказывает косвенное влияние на формирование политической, деловой активности населения, способствует повышению его культурного и образовательного уровня.

1.2. Связь – отрасль инфраструктуры.

Экономические особенности отрасли связи

Современная классификация общественного производства выделяет отрасли инфраструктуры, к которым прежде всего относятся связь и транспорт. Такое определение данные отрасли получили исходя из особенностей производимого продукта, специфики его производства и потребления. Уяснение экономических особенностей связи имеет важные значения для изучения теоретических основ отраслевой экономики.

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Вторая особенность связи тесно связана с первой и характеризует неотделимость процессов производства и потребления услуг связи. Другими словами процесс производства услуг связи по времени совпадает с процессом их потребления, что обуславливает участие в производственном процессе как производителя, так и потребителя. Таким образом процесс передачи информации всегда является двусторонним и в этом проявляется третья особенность связи.

Четвертая особенность состоит в том, что поступление нагрузки (количество информации, поступившей для передачи) носит неравномерный характер и ее величина определяется режимом деловой и культурной жизни населения, предприятий, организаций, сезонными колебаниями, праздничными (предпраздничными) периодами.

Пятая особенность обусловлена предыдущими отличиями (неразрывность процесса производства и потребления услуг, неравномерный характер поступления нагрузки) и предусматривает необходимость соблюдения качественных параметров передачи информации: скорости, достоверности и надежности передачи сообщений. Если услуга связи не обладает качественными характеристиками, соответствующими требованиям потребителей, то полезность услуги связи, ее конкурентоспособность в условиях рынка снижается.

Неравномерный характер поступления нагрузки, тесная взаимосвязь и зависимость полезности услуги от выполнения ее качественных параметров предопределяет необходимость резерва производственных мощностей, резерва трудовых, финансовых и материальных ресурсов. В этом проявляется шестая особенность.

Одной из важнейших является седьмая особенность, которая отражает специфику производства услуг связи. Сущность ее заключается, в участии нескольких хозяйственных субъектов связи в перемещении сообщений (информации) от отправителя до адресата. Одна отдельно взятая организация связи не в состоянии обеспечить весь процесс перемещения информации, а выполняет только один из этапов производственного процесса: исходящий, входящий или транзитный этап. Вследствие этого услуга связи на уровне одной организации, за исключением организаций местной телефонной связи, носит незаконченный характер.

Законченный характер имеет услуга, отражающая перемещение информации от отправителя до адресата. Законченная услуга является результатом деятельности соответствующей подотрасли связи.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается значение связи в условиях рыночной экономики?

2. Какие общественные потребности удовлетворяет связь?

3. Поясните сущность продукта связи.

4. Назовите экономические особенности связи как отрасли инфраструктуры.

5. Назовите функции, выполняемые вашей организацией связи.

6. На примере вашей организацией связи поясните особенности услуг связи.

Источник

Связь (отрасль нар. хоз-ва)

В дореволюционной России С. была развита слабо. Основным средством перевозки почты служил гужевой транспорт. Общее количество телеграфных аппаратов в стране к 1914 составляло 8225, телефонных ‒ 301 тыс., в то время как в Великобритании их имелось около 800 тыс., в Германии ‒ около 1400 тыс., в США ‒ 10 млн. Число радиостанций было ничтожно. С. в России почти целиком зависела от иностранной промышленности, поставлявшей ей аппаратуру.

Число телефонных аппаратов на общей телефонной сети (на конец года), тыс.

Из них автоматических, тыс.

в том числе: на городской телефонной сети

на сельской телефонной сети

Процент телефонизации сельских Советов

Процент совхозов и колхозов, имеющих внутрипроизводственную телефонную связь:

Основные средства С. находятся в ведении союзного и республиканских министерств С., имеющих разветвленную сеть предприятий: отделения, узлы С., почтамты, городские и междугородные телефонные станции, телеграфы, ‒ всего 86 тыс. предприятий С. в 1974 (по сравнению с 51 тыс. в 1940). Кроме С. общего пользования, в стране существует С. внутриведомственного пользования, находящаяся в ведении министерств и ведомств, а также внутрипроизводственная (шахты, заводы и т. п.) и диспетчерская С.

СССР является членом международных организаций, таких, как Международный союз электросвязи (МСЭ) и Всемирный почтовый союз (ВПС), осуществляющих научно-техническое сотрудничество, выработку единых нормативов, поддержание согласованных регламентов организации С., что необходимо для обеспечения соединений между национальными системами технических средств С. СССР ‒ член Организации сотрудничества в области электрической и почтовой связи (ОСС), созданной в 1957 для обмена опытом и координации развития средств С. социалистических стран, а также Постоянной комиссии СЭВ по электрической и почтовой связи (КЭПС).

В зарубежных социалистических странах С. быстро развивается. За период 1960‒74 количество телецентров увеличилось: в ГДР с 18 до 50. в ЧССР с 15 до 40, в ПНР с 8 до 44; число телевизионных ретрансляционных станций возросло: в ЧССР с 8 до 748, в ГДР с 62 до 431, в СРР с 4 до 174, в НРБ с 0 до 143; количество установленных телефонных аппаратов увеличилось: в МНР почти в 5 раз (до 26,2 тыс.), в НРБ в 4,2 (до 718 тыс.), в ЧССР в 2,5 (до 2,5 млн.), в ПНР в 2,7 раза (до 2,4 млн.). В 1973 объём почтовых отправлений составил (млрд.): в ЧССР 2,2, в ГДР 4,3 (3,9 в 1960), в ВНР 2,0 (1,3 в 1960), в СФРЮ 1,3 (0,9 в 1960); было отправлено телеграмм (млн.): в ПНР 15,5 (10,3 в 1961), в ЧССР 14,2 (свыше 12 в 1961). в СФРЮ 15,9 (9,9 в 1961). В 1974 насчитывалось предприятий почты, телеграфа и телефона: в ГДР ‒ 14527 (14017 в 1960), в ЧССР ‒ 5079 (4725 в 1960), в ПНР ‒ 7949 (6953 в 1960).

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1972; Устав связи Союза ССР, М., 1954; Развитие связи в СССР. 1917‒1967, М., 1967; Псурцев Н. Д., Связь на службе строительства коммунизма, М., 1970; его же, Связь в девятой пятилетке, М., 1972.

Источник

Особенности отрасли связи и ее значение в национальной экономике

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

ЕДИНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (ЕСЭ) РФ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИи

Для дальнейшего развития экономики нашей страны и достижения национального благополучия и стабильности необходим решительный поворот к созданию полноценных рыночных отношений, характеризующихся развитой рыночной инфраструктурой.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры рынка является связь. Связь – одна из отраслей материального производства, функции которой состоят в оказании потребителям услуг по передаче различного рода информации (сообщений), а также в предоставлении технических средств для передачи сообщений. Наряду с транспортом и электроэнергетикой связь является одной из основных составляющих инфраструктурного комплекса страны.

При этом под инфраструктурой понимается совокупность организационно обособленных звеньев общественного производства, конечным результатом деятельности которых является обслуживание производства и создание общих условий для всех сфер деятельности. Без развитой инфраструктуры процесс производства в других отраслях экономики либо вообще невозможен, либо происходит в несовершенном виде.

Главными особенностями отраслей инфраструктуры являются: невещественный характер продукции; всеобщий характер потребления услуг; проявление основного эффекта от функционирования и развития за пределами сферы их деятельности, т. е. у потребителей; неравномерность потребления услуг и загрузки отдельных элементов системы (во времени); взаимозаменяемость составляющих ее частей; высокая фондоемкость; длительные сроки создания и функционирования. Процесс общественного производства и общественные отношения между людьми немыслимы без обмена информацией, т. е. сведениями, расширяющими знания и дающими возможность изменить процессы преобразования материи, энергии и самой информации. Чем более развито общество, глубже процесс общественного разделения труда, тем сложнее и разнообразнее взаимосвязи, требующие обработки и передачи большого объема информации.

Исследования по оценке эффективности развития электросвязи в различных сферах применения свидетельствуют о значительном выигрыше, получаемом потребителями услуг связи. Только экономия времени во всех сферах деятельности составляет не менее 1 млрд ч, в том числе около 860 млн ч – рабочего времени, что эквивалентно ежегодной условной экономии работников, занятых в общественном производстве, в количестве 500 тыс. чел.

В то же время из-за недостаточного развития связи общество несет огромные материальные потери, выражающиеся в замедлении темпов экономического развития.

В условиях рынка с его динамизмом и конкуренцией роль связи (телекоммуникаций) будет возрастать.

Средства, направляемые на развитие телекоммуникаций в развитых странах, составляют 4–6% в общей сумме инвестиций в развитие экономики, в то время как в РФ эта величина длительное время не превышала 1–2%. В информационном обществе понятие «связь» получает более широкое толкование. Глобальная сеть Интернет создает новое единое пространство для информационного обмена (от речи до высококачественного видео) в стандартном цифровом формате, пригодном для передачи, хранения и обработки информации на любом стандартном компьютере, т. е. организуются инфокоммуникационные сети. Уровень развития связи признан Международным валютным фондом (МВФ) в качестве одного из основных критериев оценки экономического положения страны.

Для оценки соответствия уровня развития связи и экономики страны в международной практике до последнего времени использовалась зависимость между телефонной плотностью (ТП) и душевым уровнем валового внутреннего продукта (ДВВП).

ТП – интегральный показатель развития связи, показывающий число основных телефонных аппаратов (ОТА), приходящихся на 100 жителей.

Практически для всех стран соотношение развития связи и экономики может являться макроэкономическим индикатором перспективности дальнейшего развития их экономики и связи. Корреляционная зависимость между связью и экономикой впервые была установлена в 60-х гг. прошлого столетия – диаграмма Джиппа (рис. 3.1).

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики

Суть диаграммы заключается в построении корреляционного поля, в котором по оси абсцисс отложены значения душевого уровня внутреннего валового продукта (ДВВП – совокупная стоимость произведенных внутри страны товаров, услуг и работ за год в расчете на одного жителя), а по оси ординат – телефонная плотность (ТП).

Из представленной диаграммы видно, что по степени опережения/отставания развития связи (ТП) по отношению к развитию экономики (ДВВП) все страны мира можно разделить на три категории – развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

Чем теснее связь между ДВВП и ТП (т. е. чем эмпирическая линия связи ближе к прямолинейной), тем более сбалансированной является взаимосвязь между уровнем телекоммуникаций и экономикой страны. На рис. 3.1 прямоугольниками выделены страны с разным уровнем развития экономики: правая верхняя – промышленно-развитые страны, левая нижняя – развивающиеся страны и центральная – группа стран со средним уровнем развития экономики и телекоммуникаций, к которой относится Россия.

При высоком потенциале развитых стран в целом связь опережает развитие экономики (что вполне соответствует ее инфраструктурной особенности), но поскольку влияние является взаимным, для реализации этого потенциала (опережающих темпов развития связи по отношению к экономике) необходимы высокие темпы экономического роста по стране в целом.

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики
Рис. 3.1. Диаграмма Джиппа

С внедрением новых технологий обработки и передачи сообщений, интеллектуализацией платформ, обеспечивающих непосредственное взаимодействие с пользователем, произошел качественный скачок в области развития связи.

В настоящее время для оценки степени развития связи предлагается использовать показатели инфокоммуникационной плотности Р и инфокоммуникационной насыщенности f :

Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики; Связь как отрасль экономики. Смотреть фото Связь как отрасль экономики. Смотреть картинку Связь как отрасль экономики. Картинка про Связь как отрасль экономики. Фото Связь как отрасль экономики,

где Ni – число каналов с i-й пропускной способностью;

Vi – пропускная способность i-го канала (скорость передачи, кбит/с);

Li – длина канала с i-й пропускной способностью;

H – численность населения страны, региона;

S – площадь пространства (страны, региона), км 2 ;

Р и f – показатели, характеризующие развитие в регионе не только телефонной связи, но и передачи данных, программ кабельного телевидения, интеллектуального сервиса, выхода в сеть Интернет.

Отражая объемно-скоростные параметры передачи информации, Р и f дополняют общую систему показателей развития связи и доступности средств связи. Количественная измеримость и сопоставимость (без использования ценовых параметров) создают предпосылки для их применения в аналитических и прогнозных целях.

Источник

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ «СВЯЗЬ» И ЕЕ СТРУКТУРА

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ СВЯЗИ

Терешко Юлия Владимировна

Конспект лекций

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйствующим |хозяйствует| субъектами в условиях рынка предоставлены широкие| права и возможности относительно|касательно| реализации своих экономических|экономичных| интересов, выбора способов организации производства, сбыта продукции.

Экономика это важнейшая сфера общественных отношений, которая рассматривается в нескольких значениях:

Во-первых, это совокупность отношений, которые определяют характер собственности на средства производства.

Во- вторых, как хозяйственная деятельность отдельного района или страны.

В третьих, как научная дисциплина, которая занимается изучением народного хозяйства, его отраслей, отдельных предприятий, а также некоторых элементов производственного процесса ( капитал, фонды, труд и т.д.).

Поскольку каждая отрасль в экономики страны имеет свои особенности в структуре управления и организации производственного процесса, планирования и организации труда и т.д. конкретные экономические проблемы ее развития изучают отраслевые экономические науки.

Экономика связи как отраслевая наука призвана изучать экономические отношения в отрасли, основное внимание, уделяя искусству эффективного ведения и управления экономической деятельности в связи (экономики отрасли связи). На основе изучения должна осуществляться разработка механизмов, методов, способов и приемов обеспечения эффективного функционирования отрасли связи в конкретных условиях экономической деятельности.

ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ «СВЯЗЬ» И ЕЕ СТРУКТУРА

В соответствии с принципами разделения общественного труда в любой национальной экономике выделяются обособленные сферы деятельности и отрасли производства, образующие макроэкономику государства. Каждая отрасль представляет собой совокупность предприятий и производств, обладающих общность создаваемого продукта, технологий, профессионального состава кадров. Значение конкретной отрасли в экономике страны определяется созданием определенных видов продукции, товаров, услуг, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей. По этим принципам в экономической системе выделяют отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и др.

Экономику отрасли связи отличают следующие характерные особенности:

1. Существенное влияние техники и технологий, а также НТП

2. Значительная зависимость от потребителей.

3. Наличие единой национальной системы связи

4. Международный характер деятельности предприятий отрасли. Украина является полноправным членом ВПС, МСЭ, ВТО

Законодательная база отрасли связи.

Отрасль связи в своей деятельности руководствуется системой законодательных актов:

1. Закон о почтовой связи

2. Закон о телекоммуникациях

3. Закон о предприятии

4. Закон о налогообложении предприятия

Закон о телекоммуникациях условно можно разбить на несколько групп:

1. Определяет основные термины и понятие, место связи в экономики страны

2. Определяет виды деятельности и номенклатуру услуг

3. Определяет взаимоотношения с потребителями

4. Определяет права собственности оператора на средства связи и землю

5. Определяет взаимоотношения между операторами в отношении использования сетей связи или радиочастотного ресурса, а также взаиморасчеты

6. Определяет условия международного сотрудничества и ответственность за нарушение законов.

1.1. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСЛУГ СВЯЗИ

С 1997 года в Украине применяется классификатор видов экономической деятельности (КВЕД) ДК 009-96.

Объектами классификации в КВЕД являются все виды экономической деятельности хозяйственных субъектов. Экономическая деятельность – это процесс соединения действий, которые приводят к получению соответствующего набора продукции или услуг.

Для отрасли связи в КВЕД выделен 64 раздел «Почта и связь», разделенный на две группы:

«Почтовая и курьерская службы»

Группа «Почтовая и курьерская службы» состоит из двух подклассов:

— деятельность национальной почты;

— служба, не относящаяся к национальной почте.

Подкласс «Деятельность национальной почты» включает следующие виды экономической деятельности:

— деятельность, связанную с приемом, обработкой, перевозкой и доставкой почтовых отправлений, денежных переводов.

Этот подкласс не включает – финансовые услуги, предоставляемые в сочетании с почтовой деятельностью.

Подкласс «Служба, не относящаяся к национальной почте» включает:

— перевозку и доставку почтовых отправлений специальными службами одним или несколькими видами транспорта, в том числе собственным.

Группа «Связь» состоит из одного подкласса «Связь».

Подкласс «Связь» включает следующие виды экономической деятельности:

— деятельность, связанную с передачей или приемом знаков сигналов, письменного текста, изображения и звука, сообщения какого-либо рода, по радио, по проводам, оптическим и другим электромагнитным системам;

— передачу и прием телеграмм включая факсимильные, телефонных разговоров, радио- и телепередач, обеспечение радио- и спутниковой связи;

— обслуживание средств и сооружений связи: каналов, станций, оборудования, аппаратуры, воздушных линий и кабельных сетей, антенн;

— осуществления технического радио-контроля и прочих работ, как для потребителей услуг связи, так и для обеспечения производственной деятельности юридических лиц.

После принятия в 1997 году классификатора ДК 009-96 возникли новые виды экономической деятельности в связи:

Классификация услуг, предоставляемых предприятиями отрасли связи, показана на рис. 1.

Услуги связи
Услуги передачи сигналов
Почтовые услуги
Специальные услуги связи
Телекоммуникационные услуги
Услуги фиксированной связи
Услуги спутниковой связи
Услуги мобильной связи

Рис. 1 Классификация услуг, предоставляемая предприятиями отрасли связи

Все услуги разделены на четыре подкласса:

1. Почтовые услуги (отправления корреспонденций, посылок, бандеролей, телеграфных переводов, электронная почта).

2. Услуги передачи сигналов (радиовещания, радиосвязь, телевидения).

3. Специальные услуги связи (спецсвязь, фельдсвязь, частот надзор, пресса).

4. Телекоммуникационные услуги. Подкласс делится на:

— услуги фиксированной связи;

— услуги спутниковой связи;

— услуги мобильной связи.

Услуги фиксированной связи наиболее многочисленны. В настоящее время к ним относятся:

— услуги местной телефонной сети

— услуги междугородней и международной тел. сети

— услуги документальной связи

— услуги компьютерной связи

— услуги телеграфной связи

— услуги по трансляции радиовещания по проводам.

Услуги мобильной связи включают услуги непосредственно мобильной связи, а также пейджинговую и Интернет связь.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ

Основными особенностями отрасли связи, которые отличают ее от других отраслей в экономики страны и учитываются при организации деятельности ее предприятий, являются:

1. Характер продукции. Продукция связи не является вещественным продуктом. Продукция связи – это передача сообщений (информационного и материального характера) между пространственно разделенными объектами с помощью средств электросвязи и транспорта. Измерители продукции – телеграмма, разговор, письмо, посылка, перевод, телеграфо- и телефонные каналы, км линии, канало-час, экземпляр периодических изданий и т.д..

2. Качество продукции. Показатели, характеризующие качество продукции, определяют такие ее свойства, как достоверность передачи по адресу; точность передачи по содержанию; скорость передачи; надежность работы связи; эстетичность.

3. Процесс производства и процесс потребления продукции связи с точки зрения оплаты услуги связи совпадают, хотя во времени и пространстве они не совпадают.

4. В передачи сообщения участие принимают, как правило, несколько предприятий, структурные единиц разделенных пространственно.

5. Предприятия связи (структурные единицы) являются одновременно пунктами производства и предоставления продукции.

6. Незначительная доля материальных затрат для создания продукции (в общей сумме эксплуатационных расходов – 4-5%); нет необходимости иметь большие складские помещения для хранения сырья и материалов.

7. Неравномерность поступления требований на услуги связи (продукцию) со стороны населения и субъектов хозяйствования, в течении года, месяца, недели, суток.

8. При рассчитанной производственной мощности производится комплектация оборудования, линейных сооружений на всех участках, передача сообщений с учетов требования эффективного их использования и экономичности создания сети. Исходя из последнего, следует различать понятия нагрузка и обмен. Нагрузка – это объём требований (сообщений), который поступает для передачи за определенный период времени (час, сутки, год). Обмен – объём фактически переданных сообщений за определенный период времени при использовании ограничительных условий (время ожидания, потери) в расчете производственной мощности и фактическом техническом состоянии установленных средств производственной мощности предприятия.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ СВЯЗИ

Результатом процесса производства в отрасли связи является произведенная продукция, которая существенно отличается от привычных для нас распространенных видов продукции.

Продукция связи являет собой совокупный полезный результат по передачи почтовых, телефонных, телеграфных сообщений, данных машинной информации, телеграмм радиовещания и телевидения, работы телематических служб (видео текста, телекса и т.д.).

Как отмечалось выше, существенной особенностью продукции связи является ее невещественный характер. Продукция, не имеющая вещественной формы, выступает в виде услуги. Понятие «продукция» и «услуга» отражают две стороны одной и той же потребительной стоимости.

Продукция отрасли (подотраслей) связи выступает в форме услуги, носит законченый характер. Только услуга, прошедшая весь путь от подателя до адресата, может быть пригодной для потребления и подлежать реализации. Продукция же предприятий связи, представленная выполнением определенных производственных функций на отдельных этапах полного производственного цикла (исходящий, входящий, транзитный, эксплуатация линейно-кабельного хозяйства и т.п.), имеет другую потребительную стоимость, носит частичный, незавершенный характер.

Отсюда важное отличие продукции связи от продукции других отраслей экономики страны. Если, например, предприятие промышленности создает продукцию (стенки, турбины, сталь, нефть, ткани и т.п.), то продукция отдельных предприятий связи лишь в сумме составит продукцию данной отрасли. Иными словами, в промышленности продукция пред­приятия и продукция отрасли как потребительные стоимости аналогичны, совпадают.

Услуги связи предоставляются в двух основных формах:

· в форме передачи отдельных сообщений (обмена): числом телеграмм, между телефонных переговоров или почтовой корреспонденции;

· в форме предоставления потребителям в пользование или в аренду технических устройств, использующихся для осуществления передачи и приема информации: телефона, установки абонентского телеграфа, радиоточки, канала связи.

Совершенно естественно, что наличие у потребителя технических средств связи удобно, обеспечивая ему значительную экономию времени, необходимую для передачи и получения сообщения, поскольку не требует посещения пунктов связи или ожидания сообщений на месте.

Производственная деятельность каждого предприятия связи направлена, в конечном счете, на осуществление своего этапа в полном производственном цикле. Выполнение частич­ных, незаконченных операций полного производственного цикла обеспечивает производство промежуточной продукции. В междугородной связи это передача сообщения (исходящий этап), транзит или прием (входящий этап).

Особое положение как с теоретической, так и с практической точек зрения занимает местная телефонная связь (ГTC, СТС). Предприятия этой подотрасли функционируют в определенном замкнутом регионе. Они полностью осуществляют передачу сообщений на своей территории, реализуют ее и доводят законченную завершенную продукцию абоненту сети (за исключением их участия в осуществлении междугородных переговоров, для чего частично используется оборудование и линии местной телефонной связи). Тем не менее ГГС и СТС производят законченную, завершенную продукцию подотрасли местной телефонной связи, и, таким образом, можно считать, что в этом случае продукция отрасли и продукция предприятия совпадают.

Показатели продукции отрасли связи и продукция предприятий связи длительное время использовались для оценки результатов их производственной деятельности, для рас­чета на его основе важнейших экономических показателей (производительности труда, себе­стоимости продукции, фондоотдачи и др.), для определения категории предприятия и как основы хозрасчета, так как с учетом объем продукции предприятия рассчитывались его собственные доходы, прибыль и рентабельность.

В настоящее время в связи с усилением ориентации на производство (реализуемой) продукции и переходом к рынку в этом вопросе произошли существенные изменения.

С переходом к рынку все экономические показатели работы предприятий рассчитываются по сумме реализованных услуг, т.е. по доходам, полученным от основной деятельности. А их участие в обеспечении связи определяется на основе взаимных расчетов.

Технический прогресс в развитии средств связи сопровождается увеличение спроса на электрическую связь и поэтому наиболее широкое распространение получает продукция связи в форме технических устройств, предоставляемых потребителю. Широкое распространение получает такая форма предоставления услуг, как аренда телефонных каналов, которые используются предприятиями для передачи различного рода сообщений, газетных полос, программ радиовещания и телевидения, передачи данных, электронной почты (число канало-часов работы). В настоящее время с введением поразговорной оплаты на телефонных сетях (ГTC, СТС) учитывается продукция связи не только в форме обслуживания технических устройств (телефонный аппарат), но и в форме количества исходящих сообщений-соединений, обеспечивающих передачу информации.

1.4 НОМЕНКЛАТУРА И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ

В отрасли связи различают номенклатуру продукции подотраслей связи и продукции предприятий связи.

В планово-экономической работе предприятий связи в зависимости от поставленной задачи используются различные измерители продукции. Такие как натуральный и денежный (стоимостный).

Основным измерителем является натуральный, который характеризует потребительную стоимость конкретного показателя продукции.

На основе натуральных показателей определяется объем услуг связи каждого вида потребляемых населением и народным хозяйством (количество писем, приходящихся на 100 жителей; количество телефонных аппаратов, приходящихся на одну семью и т.д.); учитывается степень удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства в иных видах услуг связи.

Наиболее распространен денежный измеритель продукции предприятий связи. Он универсален та как позволяет всю разнородную продукцию предприятия измерять в одном измерители – национальной денежной единицы.

ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ СВЯЗИ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЯЗИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *