Сжать текст это как
Приемы сжатия текста с примерами (подготовка к ОГЭ-9)
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
Способы сжатия текста:
ü Выделите опорные слова в предложении.
ü Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
ü Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
ü Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
ü Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
ü Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
ü Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
ü Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Основные приёмы сжатия текста. Подготовка к написанию сжатого изложения
Как писать сжатое изложение?
Сначала нам нужно ознакомиться с основными приёмами сжатия текста.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение
3. Замена (упрощение)
Рассмотрим подробнее каждый способ.
1. Исключение.
Исключение вводных слов, однородных членов предложения, повторов, однотипных примеров, риторических вопросов и восклицаний, цитат, деталей,
которые не влияют на ход авторской мысли, пояснений, рассуждений, описаний, слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать
ненужные подробности и детали.
2. Объединить полученное, используя основные средства связи между
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
II. Обобщение – второй приём сжатия текста:
а) Обобщение парцеллированных предложений; ряда предложений; связанных одной мыслью, частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо:
1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Пример: до сжатия : Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по
снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. –
Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
б) Замена однородных членов обобщающим словом, сложного предложения – простым, части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением, прямой речи – косвенной, части текста – одним предложением, части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо:
1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2. Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. –
В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
III. Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную; найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.; сформулировать получившееся предложение.
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи – описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи – повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи – рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Желаю вам успехов в подготовке к экзаменам!
Презентация к уроку
Знания, которые получат учащиеся:
Ход урока
Здравствуйте, я приветствую вас на курсах молодого журналиста, где вы научитесь кратко и ясно излагать свои мысли, редактировать тексты. Для экономии денег наша газета в период кризиса решила экономить на словах. Поэтому в нашей газете нет статей, а есть заметки. Первое занятие будет называться “Приемы сжатия текста”. Запишите название.
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: “звону много, да толку мало”; “язык без костей”; “лучше ногою запнуться, чем языком”…
Выберите, пожалуйста, один из эпиграфов к нашему занятию и запишите его. Объясните, почему сделали такой выбор.(Слайд 2)
При работе нам понадобятся следующие термины: лаконизм, краткий, короткий, компрессия, тема текста, главная мысль текста, ключевые слова. Чтобы вспомнить их значение, я предлагаю вам сыграть в “Крестики-нолики”. (Слайд 3).
Ученики. Ребята выбирают с игрового поля термин, объясняют его значение. Если ответ верен, ставят свой знак – “Х” или “0”.
Что значит “СЖАТЬ ТЕКСТ”? (Слайд 11). “Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
Как представить это в виде картинки? (Слайд 12). ПИСЬМО. В нем мы свободно излагаем свои мысли, не следим за количеством слов. Если у нас мало времени, мы пишем ЗАПИСКУ, излагая только самое главное, сообщая минимум подробностей. Если мы ограничены в количестве слов, то пишем ТЕЛЕГРАММУ. Вот так можно представить степени сжатия текста.
Сначала мы потренируемся выбирать емкие и краткие слова для выражения мысли. (Слайд 13).
Посмотрите, как называется этот прием – ЗАМЕНА. Попробуйте свои силы в тетрадях. Замените выделенные слова одним словом. Задание 1. (Слайд 14–15)
1. Все взглянули друг на друга с немым удивлением.
Ученики. Все переглянулись с немым удивлением.
2. В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.
Ученики. В жизни всегда есть место подвигу.
3. Долгое время он жил, как Робинзон, на не заселенном людьми острове.
Ученики. Долгое время он жил, как Робинзон, на необитаемом острове.
Запишите название этого способа: замена выражения одним словом.
Ученики. Ученики записывают название способа на теоретическую страницу тетради.
Чем интересно следующее предложение? Задание 2. Как его можно сократить? (Слайд 16).
В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.
Это бессоюзное сложное предложение. Его особенностью является интонация перечисления, которая встречается и при однородных членах предложения. Поэтому для сокращения можно к сказуемым и подлежащим подобрать обобщающие слова: желтеет, белеет, синеет, горит пунцовыми пятнами – пестреет; дрок колокольчики, ромашка, гвоздика – цветы. В степи пестреют цветы или Степь пестреет цветами.
Это явление в русском языке называется синтаксической синонимией.
Запишите название этих способов: 1) замена сложного предложения простым; 2) замена однородных членов обобщающим словом.
Следующее задание по группам.
1-я группа выполняет задание № 3.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения существительным с предлогом.
2-я группа выполняет задание № 4.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом. Указать, в каких конструкциях определительные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.
3-я группа выполняет задание № 5.
Заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом. Указать, в каких конструкциях обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.
При деепричастном обороте субъект действия, обозначенный глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенный деепричастием, должны совпадать.
Ученики выполняют задания по группам. При проверке они сверяют свои ответы со слайдами 17,18,19.
Запишите название этого способа: замена придаточных существительным с предлогом, причастным или деепричастным оборотами.
Следующий прием ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. Справиться с этой задачей вам поможет памятка.
Ученики читают памятку.
Выполните, пожалуйста, задание 6. На основе текста составьте телеграмму. (Слайд 20).
Третий прием – СЛИЯНИЕ. Несколько предложений объединяем в одно. Используя памятку, выполните задание 7. Помните, что слияние не обходится без исключения.
Ученики читают памятку.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.
Попробуем применить наши знания в работе с текстом. Выполняем задание 8.
Ученики читают текст.
Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали “Сад роз”.
Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку.
А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 г. два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.
Сейчас роза, как и раньше, носит гордое звание царицы цветов, радует людей своей красотой.
Из журнала “Вокруг света”
Используя знания по анализу текста, попробуйте разложить пасьянс. (Слайды 23–41).
Сократите текст. (Для экономии времени можно предложить сократить текст по вариантам). Проверьте, пожалуйста, ваш вариант с моим. (Слайд 42).
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Что вы узнали сегодня на уроке? (Слайд 43).
Мы не зря сегодня с вами трудились, посмотрите на результаты нашего труда. Это проект первого выпуска газеты “С миру по нитке…” (Слайд 44). Спасибо за работу. Встретимся на следующей лекции.
Домашнее задание. Подобрать текст научного или публицистического стиля и, используя приемы сжатия, сократить его.
Микротема – тема каждой смысловой части текста. Одна микротема соответствует одному абзацу.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.
Ключевые (опорные) слова – особенно важные для понимания данного текста.
Приёмы сжатия (компрессии) текста
· однородных членов предложения;
· риторических вопросов и восклицаний;
· деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
· слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
1) Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
З десь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова везде, во всём. Смысл предложения не изменится.
Сказка живет везде, во всем (5 слов)
II. Обобщение или объединение
· ряда предложений, связанных одной мыслью;
· конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо:
1) Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2) Найти в них общее.
3) Объединить эти факты на основе общего.
4) Сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
· однородных членов обобщающим словом;
· сложного предложения – простым;
· части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
· прямой речи – косвенной;
· части текста одним предложением;
· части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо:
1) Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2) Сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
1) Текст разделить на абзацы
2) Выделить существенную информацию
3) Используя способы сжатия текста, убрать второстепенную информацию
4) объединить получившийся текст
5) отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Что нельзя удалять из текста?
2) Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и замены
Сочетание замены, исключения и объединения
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
Статья по теме: «Приёмы сжатия текста»
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
Способы сжатия текста:
Выделите опорные слова в предложении.
Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.