Талант как денежная единица
Талант (единица измерения)
Этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol- «нести».
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра).
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.
Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.
Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.
Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.
Библейское и нумизматическое понимание таланта
Как часто в повседневной жизни мы говорим об утраченном или загубленном таланте того ли иного человека, даже не вспоминая евангельскую притчу, рассказанную Иисусом Христом своим ученикам?
Напомним, что в этой притче рассказывается о хозяине, который, уезжая из родных мест, отдал трем своим рабам на сохранение определенную часть своего имущества. Каждый из рабов распорядился ей определенным образом. Первые два раба употребили, вверенные им средства в дело, увеличив состояние своего господина, третий же раб зарыл вверенную ему часть богатства в землю.
По возвращению хозяин потребовал от них отчета, и услышав о результатах, похвалил первых двух, оставив им заработанное, и наказал последнего, лишив его всего имущества.
Материальное состояние хозяина в библейском тексте измерялось как раз-таки хорошо нам известными талантами (с древнегреческого и латыни слово можно перевести как – «вес»), что соответствовало реалиям того времени, ведь талант являлся наивысшей единицей измерения в системе античных мер и весов.
История таланта, как весовой меры, берет начало в древнем Междуречье предположительно в пятом тысячелетии до нашей эры. Согласно шестидесятеричной системе счисления, принятой в Шумерском государстве, один талант составлял 60 мин, а 1 мина делилась на 60 сиклей (шекелей).
Эта месопотамская система исчисления позже использовалась в Нововавилонском и Ассирийском царствах и постепенно получила распространение на всей ближневосточной территории, оказавшись в таких древних государствах как Левант, Финикия, Лидия и Персия. Учитывая тесные контакты греков с семитскими народами в 10-9 веках до нашей эры, можно предположить, что талант, как понятие и расчетно-весовая категория, был заимствован ими как раз из этих стран Ближнего Востока.
Таким образом, можно смело утверждать, что предтечей греческих талантов являлся именно вавилонский талант (часто имевшего форму бронзового льва на подставке и весом от 30 до 60 кг), что не удивительно, учитывая тот факт, что древнейшие греческие монетные системы – Эгинская и Эвбейская во многом основывались на вавилонской системе.
Верхних плащей превосходных и тонких хитонов исподних;
Злата, весами отвесивши, выложил десять талантов;
Вынул четыре блюда и два светозарных тренога;
Вынул и пышный сосуд, ему, как посланнику, древний
Дар фракиян, драгоценность великая!
В качестве меры подати, платившейся царю персидскими провинциями, упоминается талант и в труде «отца истории» Геродота: «вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский (т.е. греческий) вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов».
Очевидно, что понятие таланта в Древней Греции сочетало в себе два значения – собственно веса и денежной массы, что связано с использованием в качестве денег кусочков металла аморфной формы, ценность которых и устанавливалась по весу.
Так называемый аттический талант делился, как и вавилонский, на 60 мин, которая в свою очередь, делилась на 100 драхм, а драхма — на 6 оболов. Таким образом стоимость таланта равнялась 60 минам, или 6000 драхм, или 36000 оболам. Аналогичную стоимость имел и эгинский талант. Талант эвбейский имел чуть меньшую стоимость.
После реформ Солона (конец VI века до нашей эры) и фактического становления классической демократической полисной системы вес аттического таланта составлял около 26,2 кг, а со времен Александра Македонского и после его смерти талант стал падать в цене и весил уже около 25,9 кг.
Стоит отметить, что талант использовался именно для удобства счета крупных денежных сумм, и именно в таком значении, как видим, он употреблен в евангельской притче. Прямого же участия в денежном обращении талант не принимал.
Очевидно, что талант представлял огромную сумму. За один талант можно было приобрести стадо крупного рогатого скота, большой дом или 12 квалифицированных рабов. В этой связи интересен тот факт, что за Буцефала (знаменитого коня Александра Македонского) Филипп II (отец прославленного полководца) отсчитал торговцу из Фессалии, если верить древнегреческому писателю Плутарху, аж целых тринадцать талантов!
В эпоху Римского государства аттический талант был соотнесен с массой в 100 фунтов, тем самым римский талант стал равняться 1,25 аттического.
Со времен кризиса и последующего за ним падения Римской империи в прямом значении слово «талант» стало упоминаться все реже и постепенно вовсе сходит на нет.
Возможно, если бы не притча, рассказанная Христом своим ученикам, само слово «талант» сейчас было бы известно только любителям античной нумизматики, но с развитием христианства в Европе это понятие вновь входит в языковую систему многих народов (например в английском языке оно появилось в конце XIII века, во французском – в XIV веке), как обозначение одаренного и способного человека. А поступок третьего раба из притчи отразился в поговорках также почти всех европейских народов.
Изображение притчи о талантах работы Херонима Надаля
Но наиболее известна, конечно, картина великого голландского художника Ха́рменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669 гг.) «Притча о зарывшем сокровище». Картина, находящаяся сегодня в Венгерском музее изобразительных искусств в Будапеште, написана во второй трети 17 века. Как и другие полотна Рембрандта, картина базируется на гармонии световых отношений. Мягкий свет будто окутывает фигуру раба, прячущего в недрах земли вверенные ему сокровища, придавая картине свойственные голландскому художнику психологизм и пространственную глубину. Важно отметить, что на картине изображены драгоценные предметы (видимо само имущество хозяина), что свидетельствует о том, что Рембрандт совершенно верно понимал библейский талант именно как меру веса, а не как отдельную монету, зарытую в землю нерадивым рабом.
«Притча о зарывшем сокровище» работы Рембрандта
Толкование притчи конечно шире ее нумизматического аспекта. Под талантом можно понимать, как врожденную способность каждого человека, которую некоторые люди реализуют в жизни, а некоторые «зарывают» подобно библейскому рабу, так и духовное стремление человека к свету христианской истины, познание которой сулит неимоверные духовные богатства.
Но, как бы то ни было, эта древняя счетная единица навсегда останется в европейской культуре мерилом одаренности и способностей каждого человека.
Сколько весит талант?
Талантом (от греческого talanton — вес) называли денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Малой Азии и Вавилонии. Вес таланта составлял 25,9 кг серебра.
Упоминание о таланте встречается уже у Гомера. Во времена Гомера он равнялся семитскому шекелю, т.е. был всего лишь16,8 г.
Позднейший греческий талант происходит из вавилонской денежно-весовой системы, в которой денежная и весовая единицы были разделены.
Различались «тяжелый» талант весом 60,4 кг и «царский», составлявший примерно половину «тяжелого». Талант делился на 60 мин или 6000 драхм. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант — 16,8 г. эта единица также служила денежной мерой. 50 «тяжелых» единиц составляли одну мину золота.
В Греции были распространены аттический талант — 26,2 кг и эгинский талант — 36,2 кг. При Александре Македонском талант стал денежно-весовой единицей, соответствующей 25,9 кг серебра. Римский талант равнялся 6000 денариев. В Риме различались большой и маленький таланты, которые соотносились как 3,75:5.
Выражение «зарыть талант в землю» возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение: одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдавшие деньги в рост вернули ему вместо полученных пяти талантов — десять, вместо двух — четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, — и я получил бы его с прибылью» (Матфей, 25, 15 — 30). Слово «талант» стало синонимом каких-либо выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.
Талант (talanton, talentum) — наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово talanton, означает «весы». затем «груз». Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 гр. (3 зол. 90,1 дол.), а по цене — 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того в гомеровское время были в обращении полуталанты, весом в 8,4 гр. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам. или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 гр. (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Хр.); затем у писателей до II-го. до Р. Хр. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. — вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 гр. или 3 зол. 90 дол.) и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 гр.) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50, часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1 к 10 обыкновенно встречалось отношение 1: к 131/2. По весу, царский Т. содержал 60 царских мин или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5: 6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. — 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн. тяжелый Т. серебра — 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра-1512. руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой — 26875 руб. (золотом), серебряный — 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный — 33, 6 кило (82 05 фн.), торговый — 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом) серебряный — 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер — эганская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века) — приближается к вавилонской системе: так отношение эгинского статерак вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее — 1632 руб., при Солоне 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36, 156 кило = 88, 3 фн.); Т. серебряный (аттический или еврейский), как денежная единица, был приравнен к 26 196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hassey, «Essay on the ancient weights and money, ana the Roman and Greek liquid measures» (Оксфорд, 1836); Boeckh, «Metrologische Untersuchungen ueber Gewichte, Munzfusse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange» (Б., 1838); Brandis, «Das Munz-Mass and Gewichtswesen in Vorderasien his anf Alexander den Grossen» (Б., 1866); Lenormant, «La monnaie dans l’antiqnite» (П., 1878-79); F. Haltsch, «Griechische und Romische Metrologie» (Б., 1882); Wex, «Metrologie Grecque et Romaine» (H., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Haltsch’eм в его издании: «Metrologicorum Scriptoram reliquiae» (Лпц., 1864, 1866).
Выражение «зарыть талант в землю» возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение: одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдавшие деньги в рост вернули ему вместо полученных пяти талантов — десять, вместо двух — четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, — и я получил бы его с прибылью» (Матфей, 25, 15 — 30). Слово «талант» стало синонимом каких-либо выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.
Гении у нас появились в петровскую эпоху. Нет, конечно, гениями Русь была богата всегда. Мы имеем в виду слово. И означало оно совсем не великого человека, обладающего выдающимися способностями. Первоначально «гений» значило «дух». Само же это слово из языка древних римлян.
Сколько стоит Талант?
Декадрахма (десятидрахмовая монета) из Сиракуз, ок. 400 г. до н. э. Талант равнялся 600 таким декадрахмам
Часто слышишь: О, у него (неё) большой Талант! А ведь это мера веса в золоте. А сколько это и сколько стоит сегодня «Талант»? Кстати слово происходит от меры веса «талант».
А одна Декадрахма (десятидрахмовая монета) равнялась десяти драхмам, при чем вес одной Сиракузской драхмы соответствовал примерно 7,27 грамма
Так что, похвалу: «У Вас большой Талант» следует менять на 6000 Сиракузских драхм серебром, а это около 43 килограммов серебра или эквивалент в золоте. А на вскидку, около полутора миллионов рублей.
В золотом эквиваленте (16.8 кг, с вики) по курсу на 1/04/2016 получается 44.5 миллиона рублей.
Богатый человек, богат во всем.
Понятно
Под Владимиром «христиане» выбросили ослика на мороз
Честно, после данного поступка, нужно закрыть этот монастырь к чертвой матери. Опасных животных христиан там готовят.
А как же помогать младшим собратьям?
Таким нет места в церкви, как и на свободе. Лет 100 исправительных работ в Сибири бы им, на вредном и опасном производстве, так сказать, Бог поможет.
Маленький предприниматель
Дошло наконец-то
О запрете мата в интернете
Про новую «Матрицу»
Ответ на пост «Как я наблюдала, как мой муж трахается»
Жила в квартире на 3 этаже. Парень обещал устроить неебический сюрприз на мой день рождения!
Начальство его опередило и определило меня на мой день рождения в командировку. Скажем так, 12 я улетела, 14 должна была вернуться. Я выдала ключи парню, чтобы зашёл котика покормить.
Соток тогда не было, и наверное хорошо.
У меня получилось вернуться 13 числа, поздним вечером, но в свой день рождения я была дома.
захожу в квартиру, почуяв неслабый такой запах спиртного, причем уже застоявшегося.
кота, обычно меня встречающего, нет нигде.
непомню, что было с мазелью. Помню лишь, что кидала в нее бутылки, когда она сбегала вниз по лестнице.
Ну и сюрпризы я с тех пор вообще не люблю.
Карта всех изображений постов Пикабу за 2021 год!
Ещё чуть-чуть и будет 2022 год! Самое время склеить в случайном порядке примерно 1,3 миллиона картинок постов Пикабу за 2021 год в огромную интерактивную карту! Зрелище интересное, встречайте:
Все картинки на карте кликабельны и ведут в пост. Скролом или пальцами можно увеличивать или уменьшать карту.
Тут все картинки без исключений, но клубничку и жесть замылили) В карте ещё нет части постов за декабрь, их уже добавим в новом году. А так если вы постили что-то до декабря, то может и получится вам найти свой пост на карте 😀
Хотел как лучше.
«С наступающим Новым годом! »
Видео с официального аккаунта Н.Н.Дроздова в тиктоке.
не смогла пройти мимо и не поделиться с вами.
Ответ на пост «Работа мечты»
У меня были хорошие намерения
А утро 1-го января вообще Silent Hill
Ответ на пост «Ozon жжет»
Благодаря Озону ловите мой первый пост.
Работаю с транспортной компанией, у которой заключён договор с Озоном. Причем свои машины у Озона стоят, перевозками между Хабами занимаются сторонние ТК, как крупные так и мелкие.
Приходит заявка на перевозку.
В заявке русским по белому указано, что требуется автомобиль г/п 10 тонн и объёмом 45 кубов.
Ответ на пост «Новый год после развода»
Тоже развёлся, Новый год на носу, отмечать не собираюсь Соответственно и всяких украшательств дома даже и не собирался устанавливать.
Да и отмечать, в общем-то тоже. Уже нет ожидания чуда и прочей сопливой ерундистики. Вяло отвечаю в мессенджерах на поздравления, попиваю что-то под кинцо.
Минут через 20 приезжает с маленькой ёлочкой, мишурой и шариками, украшаем мою холостяцкую халупу))
Ну вобщем да, тоже женаты, счастливы и с детишками))
Пришло время обещаний и грандиозных планов на год
Ответ на пост «Новый год после развода»
Было это более 20 лет назад. На Новый год пригласили к себе две семьи с детьми, у нас тоже маленькая на тот момент дочка. Готовились капитально, чтобы стол был полон. И вот 31 декабря обе семьи по очереди отказываются, при чем во второй половине дня, причины были вескими.
Мы с женой в шоке, как так, ни куда не идем и никто к нам не идет, стол полный.
Я пил водку, она вино. При чем пил не так как с гостями или в гостях «ну что выпьем, ну что выпьем», а сам как захотел, налил и выпил. За разговором даже не заметили как дочка уснула на тахте. Сами спать пошли в пятом часу вроде. Для меня это был семейный праздник.