Танец драка как называется
МОШ, СЛЭМ И ПОГО — КАК НЕ СПУТАТЬ ТАНЕЦ С МАССОВОЙ ДРАКОЙ
Люди выплескивают свои отрицательные эмоции разными способами — кто-то может в пейнтбол побегать-пострелять, кто-то ужастик посмотреть или в спортзал сходить, а кому-то и потанцевать достаточно. Есть даже специальный вид плясок как раз для выхода всего негативного и животного. Представляет он из себя прыжки (со сцены в толпу, друг на друга, отталкиваясь от стоящего рядом, заборчика, охраны и т. д. и т.п.), толкания, имитацию драки и прочее.
Подобное мракобесие происходило раньше на панк- и хардкор-концертах, но постепенно переместилось на электронную и хип-хоп сцену. У явления есть свои названия, классификация и правила. Причем, если их не придерживаться, то можно себя или других покалечить. Далее рассказываем, чем отличается пого от слэма, моша и стейдждайвинга, почему стоит выложить все из карманов и как уберечь ближнего, чтобы его не снесли.
Было это еще в 1970-е. В следующем десятилетии прыжки с ровной спиной стали сильно видоизменяться и трансформироваться.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В наших широтах танцы под сценой чаще всего называют слэм (slam), западнее — бэш (bash). Распространилось это все в солнечной Калифорнии, где лос-анджелесские группы Black Flag и Circle Jerks очень полюбили действа, вроде распихивания друг друга плечами под сценой.
Одну из разновидностей такого способа самовыражения называют skanking (название от ска-панка), и это самый безобидный вид dance macabre, представленный в материале. Во время таких плясок человек просто поднимает одновременно правую руку и левую ногу или наоборот, причем пихаться и напрыгивать друг на друга совсем необязательно.
Для более активного выпуска пара существуют и другие разновидности такого досуга. Довольно часто на видео с живых выступлений чего-то жесткого, например, хардкорового можно увидеть людей, которые размахивают кулаками и ногами по направлению друг к другу. Такие пляски называются mosh, а место в толпе, отведенное под них — moshpit. Во время таких танцев люди имитируют драку, собственно, размахивая всеми конечностями. Девушки в такой толпе — явление нечастое, но вполне вероятное.
При таких телодвижениях можно и выхватить ненароком по какой-нибудь части тела. За случайные попадания никто не извиняется, но если вдруг танцор падает на землю, то его всегда сразу же поднимут — это основное правило! Тем более, в moshpit приходят не для того, чтобы подраться, а чтобы разрядиться и потанцевать.
Еще одним видом развлечений на подобных концертах являются похожие по своей сути stage diving и crowd surfing. В первом случае — это банальный прыжок со сцены, после которого главного участника перформанса толпа какое-то время несет на руках, а второй — это прыжок из толпы в толпу. Желательно, чтобы в этот момент тебя кто-то подсадил. Обижаться, если кто-то наступил тебе на плечо, глупо, так как толпа под сценой — не самое спокойное место для прослушивания или просмотра концерта.
Бывают и курьезные случаи, когда толпа просто берет и расходится во время прыжка со сцены, и тогда отважившийся на такой шаг может просто плашмя упасть на пол. С автором этой статьи один раз произошел подобный случай в подростковом возрасте. Тогда в наших широтах еще не все знали правила поведения на танцполе во время тяжелых концертов.
Группа беснующихся также может водить хороводы и рушить их же. Во время circle pit топа начинает бегать по кругу и условно бить друг друга предплечьями по спине — можно попадать, можно не попадать — никто не обижается. В центре такого забега остается пустое пространство, в котором может мошиться несколько человек. Им остается достаточно много места для этого. Потом, действо может перерасти в centre slam — момент, когда толпа бежит в центр круга и начинает уже бросаться друг друга.
Но и это не самый отчаянный вид выплескивания агрессии под сценой. Угрожающим, пугающим (со стороны) и требующим физической подготовки видом танцев является wall of death. Похоже все это дело на кулачные бои стенка на стенку, и вот там можно случайно выхватить. Момент, когда выстраивается «стена смерти», может контролировать фронтмен выступающей банды или просто массовик-затейник в толпе. Когда этот перформанс начинается — оголтелая толпа бежит навстречу друг другу и начинается месиво. Никто взаправду не дерется, но руки и ноги в эти моменты мелькают всюду. Поэтому тот, кто хочет ворваться, должен хорошо понимать, на что он идет.
Со стороны часть таких танцев выглядит как банальная массовая драка. Но на самом деле в ней пострадать намного сложнее, чем в час пик в метро. Нужно просто придерживаться ряда правил. У жестких видов слэма есть свой этикет, который за годы махания всеми частями тела стал уже набором строгих постулатов. Если помнить и соблюдать все необходимые правила, то членовредительства и стресса не последует.
ПРАВИЛА
Все очень просто: достать и отдать все ценные вещи (паспорт, ключи, телефон, кошелек) кому-то близкому. Банально для того, чтобы без связи его можно было найти на концертной площадке. Не курить в беснующейся толпе. Отодвинуть людей на безопасное расстояние (более 2 метров) в случае моша или отойти самому, если нет желания в нем участвовать. Иначе мошпит может «захлопнуться». Тут можно применить две тактики — crack back и «рогатку» — в случае первой можно с раскинутыми руками бросится спиной назад на толпу, чтобы ее оттеснить, а во втором случае отпихивать подальше двигающегося человека, чтобы толпа, опять-таки, разошлась.
Проходя мимо такой толпы лучше выставить вперед руки и согнуть их в локтях предплечьями вперед, чтобы никто не налетел и не сбил с ног. Никаких браслетов или острых шипов во время слэма. Пирсинг в нежных местах лучше снять. Упавшему помогать встать (всегда!).
И самое главное — это взаимное уважение. Неоднократно автор статьи наблюдал случаи, когда подобные танцы очень роднили людей, которые ни до, ни после такой дискотеки не были знакомы. Но бывали и случаи, заканчивающиеся дракой. Такого лучше не допускать.
РИСКИ
Кстати, далеко не все музыкальные команды являются приверженцами прыжков под сценой и с нее. Христиане Norma Jean и Underoath в золотые времена эпохи 2007 могли просто остановить концерт, если толпа сильно бесновалась. Даже The Smashing Pumpkins — не самые ярые фанаты таких экстремальных видов отдыха под их музыку. И это при том, что их вокалист Билли Корган является владельцем National Wrestling Alliance — самой большой лиги реслинга в мире.
Также в мире есть пара громких случаев, когда адовы пляски заканчивались плачевно для их любителей. На концерте Lamb Of God вокалист группы столкнул 19-летнего фаната в толпу. Тот упал на бетонный пол и через две недели умер от травм. А давний фанат группы Motorhead так домахался головой во время походов на концерт любимой группы, чо тому вырезали из головы гематому и тромб. Headbanging (оно же «мотание хаэром» по нашему) оказалось очень вредным для мозга, который в это время бьется о стенки черепа. Правда, все врачи говорят, что умереть или расшатать организм от подобных травм крайне тяжело. Обычно этим занимаются сопутствующие активному отдыху вещества. Но часто в такой толпе раскрывает и без всякого кислого борща в пятку.
ЗНАЧЕНИЕ
Некоторые этнографы говорят, что такой dance macabre очень похож на ритуальные пляски папуасов. Действительно, есть что-то общее, причем, у аборигенов действует похожий кодекс во время агрессивных танцев. Таким образом члены племени устанавливают связь со своими земляками так же, как любители агрессивной музыки со своими единомышленниками. В наших широтах когда-то было такое явление как «казачий котел», «казачий вар» или «свара». Представляло из себя это действо что-то очень похожее на circle pit + mosh. Вместо музыки в сторону «оппонента» могли нестись какие-то шутки.
Капоэйра — паутина боевого танца
Многие не знают, что такое — капоэйра. И даже слова такого не слышали. А кто слышал, думают, что это изобретенная бразильскими неграми борьба. И в общем-то, правильно думают. Хотя, если быть совсем точными, капоэйра — это одновременно и боевое искусство, и танец под ритмичную музыку. А сами капоэристы называют свое увлечение Игрой.
Когда португальцев прогнали и рабы обрели свободу, капоэристы ввели драки между собой. Во время поединка противники полосовали друг друга лезвиями, и побеждал тот, кто был более искусен и вынослив. Поэтому долгое время капоэйра оставалась вне закона. Только в 30-х годах мастер по имени Бимба добился легализации капоэйры и создал первую академию. Он же ввел первые правила. Бимба систематизировал названия, правила, технику ударов, запретил использование лезвий.
Десять лет назад капоэйрой неожиданно заинтересовались и за пределами Бразилии. Сначала Игра появилась в США, потом в Европе и вот дошла до нас.
Специфика капоэйры — ударная техника ног. Большое внимание уделяется рукам как опоре. Хороший капоэрист должен ходить на руках точно так же, как на ногах, и управлять ногами столь же свободно, как руками.
Объяснить, на что похожа Игра, непросто. Участники поединка, а их может быть сколько угодно, садятся, образуя круг. Мастер сидит на возвышении, держа в руках лук с тетивой. Ритмично ударяя палочкой по тетиве, он начинает петь. Участники Игры хлопают в ладоши, затем в круг выходят двое — начинается поединок. Бой больше похож на танец, который отдаленно напоминает брэйк-данс. Каждый танцор выполняет затейливые комбинации уклонений, прыжков и ударов, но друг друга противники не задевают. Особых правил нет, кто хочет — выходит в круг и танцует, пока не надоест, а надоест — идет стучать в бубен или барабан.
Рассказать об Игре мы попросили президента Российской межрегиональной федерации капоэйры мастера Тэймозу. Не подумайте, что он бразилец-эмигрант. Это наш, российский гражданин, просто, следуя капоэристской традиции, он попросил не называть его настоящего имени. Традиция берет начало со времен, когда капоэйра в Бразилии была вне закона и мастера придумывали себе вторые имена, чтобы не попасться в руки полиции. В России органы капоэристами не интересуются. Но — Игра есть Игра.
Послушаем мастера Тэймозу:
— Мое имя — Тэймозу, что значит “Упрямый”. У нас занимается парень по имени Бандейра — «Флаг», и еще один, которого зовут Бока — “Большой Рот”. А наш очень высокий капоэрист получил имя “Жираф”.
Сам я узнал о капоэйре в 1994-м, посмотрев фильм “Только сильнейший”. Года через два купил несколько видеокассет с мастерами капоэйры и начал заниматься сам. Посмотрите этот фильм, может быть, и вы захотите попробовать себя в Игре.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
По технике боя капоэйру разделяют на два направления.
Первое — Ди Ангела, стиль низкой игры, когда используется очень много стоек на руках и голове (партнеры как бы ползают по полу).
Второе направление — Режиональ — спортивное, с очень быстрыми движениями. Капоэристы практически не касаются пола, используют много акробатических упражнений. Но на самом деле неправильно выбирать для занятий что-то одно. Капоэрист должен быть мастером в обоих направлениях.
Второй важный элемент — нигачива, который помогает уходить от удара. Нигачива — это приседания то на одну, то на другую ногу.
Песни в капоэйре — диалогового характера: поет ведущий, и ему отвечает хор. Одну песню можно петь очень долго — смысла мало, и слова повторяются одни и те же. Песни могут быть какими угодно, чаще они шуточные или подзадоривающие.
СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнований специально по капоэйре нет — только фестивали. Сам фестиваль больше похож на праздник жизни. Полное отсутствие какой-либо агрессии. А вот жесткая, контактная капоэйра бывает только на соревнованиях, в которых наряду с капоэристами участвуют другие бойцы — например, каратисты или самбисты. На таких соревнованиях капоэристам приходится использовать технику не только капоэйры, но и тех же карате, самбо. Очень часто капоэристы применяют технику джиу-джитсу, которой обучаются параллельно.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвящение, или батизада, происходит после года занятий. Мастера и ученики садятся, образуя круг. Ученик должен выйти из круга и вступить в соревнование с мастером.
В конце поединка мастер делает ученику подсечку и тот падает. Затем мастер говорит: “Видишь, ты сейчас упал, значит, тебе есть к чему стремиться”. После поединка, исходя из определенных качеств, ученику дают имя. На некоторые имена мастера может натолкнуть забавный случай. Очень много имен, которые обозначают “помидор”, “кабачок”, “лук”.
В конце батизады ученику дают первый пояс зеленого цвета, и с этого момента он может называть себя капоэристом. Чтобы получить белый пояс, тренироваться нужно не менее четверти века.
МАСТЕРСТВО
Мастером считается только тот, кто без особых усилий может предугадать движения партнера, а это умение приходит в результате тренировок в течение как минимум 25 лет. Только к 40 или даже к 50 годам мастер достигает своего наивысшего уровня. При этом он выполняет все комбинации с той же легкостью, что и в молодости. А если посмотреть на спортсменов других видов спорта? Для них 40 лет — пенсионный возраст!
Бой как танец: искусство капоэйры
Содержание статьи
Слово «капоэйра» вызывает довольно стереотипные ассоциации. В воображении рисуются загорелые люди, легко совершающие сложные акробатические трюки и играючи двигающиеся под зажигательную музыку. Многие ошибочно считают это не боевым искусством, а просто танцем. Разберем подробнее, что представляет собой капоэйра и как ей научиться.
Что такое капоэйра?
В 40-х годах XX века стали открываться первые школы капоэйры. Этот вид единоборств стал активно популяризироваться, а со временем приобрел статус официального спортивного направления.
Особенности капоэйры
Этот вид спорта совмещает в себе бразильскую музыку, песни, танцы, боевое искусство, а также традиции и особую философию, что не могло не отразиться на списке правил.
Сами спортсмены, практикующие капоэйру, называют себя игроками, а поединок – игрой. Это довольно точно отражает суть этого боевого искусства. Главный принцип игры – уйти от ударов как можно эффектнее и быстрее. Капоэйристы называют игру словом «рода», что означает «круг» в переводе с португальского.
Обычно схватки проходят под аккомпанемент ударных и струнных этнических инструментов, а также традиционных песен. Музыкальное сопровождение создает определенный ритм и темп, а также формирует особое настроение участников поединка.
Мнение, что капоэйра не годится для реальной самообороны – не совсем верно. Действительно, как правило, в процессе поединка между бойцами отсутствует контакт, они не касаются друг друга. Цель игроков – обмануть своего соперника, явно показать его слабые места. Акробатические же элементы используются, в том числе и для демонстрации превосходной степени владения телом.
Также стоит принять во внимание, что капоэйра – весьма демократичный вид спорта, поэтому соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в нанесении приемов и ударов.
В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности. Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру.
Основные правила капоэйры
Правила капоэйры характеризуются следующим образом:
Стили и школы капоэйры
Современная капоэйра представлена несколькими направлениями. Они разнятся практикуемыми техниками, ритмом и манерой движений.
Основных вариантов капоэйры четыре:
Школы капоэйры
Сейчас существует множество школ капоэйры, в том числе и в разных городах России. По сути, прийти заниматься может любой желающий.
Уровень мастерства в школах определяется по цвету шейного или поясного платка. Помимо занятий в роде, ученики изучают историю зарождения и становления капойэры как вида спорта, философию ведения боя, а также португальский язык и аутентичные песни и музыку. Традиционная форма капоэйристов – это белые штаны и майка из хлопчатобумажных материалов. На нее наносится эмблема школы.
Упорные занятия позволяют начинающим капоэйристам через некоторое время достичь статуса формадо – опытного ученика. Высшим же уровнем считается статус местре, который дает право тренировать других и открывать свою школу. Посвящение в ученики проходит с помощью специального обряда – батизаду.
В целом капоэйра – это очень красивый и зрелищный вид спорта, несущий в себе глубокую философскую составляющую, которая превращает каждую поединок в подобие шахматной партии тел и сознаний противников. Заниматься капойэрой могут все желающие, независимо от пола, телосложения и возраста, поскольку этот вид спорта учит использовать те возможности организма, которые доступны в данный момент, а уже после упор идет на их развитие.