Таргетолог как найти работу
Работа таргетологу: 18 полезных адресов для заработка и саморазвития
Места, где начинающие и опытные таргетологи смогут искать клиентов (а HRы и бизнесмены — специалистов), узнавать последние новости в отрасли, общаться с коллегами и читать полезные статьи.
Всем привет! На связи редакция «Текстодрома» — агрегатора вакансий для фрилансеров. Судя по количеству объявлений с запросом на спецов по настройке РК, рынок насыщен работодателями, мечтающими раскрутить свои проекты с помощью таргетированной рекламы. Неудивительно, что этот фактор, а также огромная масса бесплатных курсов, где можно освоить базовые навыки в отрасли, приводит и к росту количества молодых специалистов.
Но новичок, прошедший 3-часовой вебинар с чисто теоретическими знаниями, попадает в замкнутый круг. Чтобы начать работать, нужны кейсы, а чтобы получить кейс — нужно выполнить хотя бы один заказ.
Кроме того, начинающий фрилансер просто теряется в информационном поле без поддержки. Что же делать?
Мы собрали 18 ссылок на сообщества и каналы Вконтакте и Telegram, которые могут поспособствовать становлению карьеры таргетолога, а заодно разобрали наиболее распространенные проблемы для новичков и указали возможные пути их решения.
Для того чтобы вы были востребованы, понадобится:
Бывалые таргетологи дают разные советы исходя из личного опыта. В целом их можно свести к следующим вариантам:
Как убедить, что вы не сольете бюджет? Дайте предварительную консультацию: опишите, как вы планируете потратить выделенную сумму, как представляете целевую аудиторию ниши и какие настройки, по вашему мнению, будет наиболее эффективными. Если ваши рассуждения совпадут с общей стратегией проекта, шансы получить заказ в разы возрастут.
Естественно, чтобы уметь говорить экспертно и уверенно, нужно отлично разбираться в специфике работы. Если вы еще не уверены в своих силах, ссылки ниже помогут вам пообщаться в профессиональных сообществах, а также прокачаться, читая реальные кейсы и советы от успешных таргетологов.
Карьера в таргетинге, как и многих видах удаленки, очень зависит от «сарафана». Поэтому, чем больше людей из этой профессии вы будете знать, тем больше вероятность, что вам делегируют какую-то работу, подскажут хорошего клиента, да и просто дадут полезный совет.
Самое крупное сообщество, которое мы нашли в Telegram — чат «Контекстологи.Таргетологи». Ценно, что это не банальная площадка объявлений, а место достаточно активных дискуссий и бесед на профессиональные темы. Но и резюме здесь не запрещено размещать, а еще в чат периодически заходят заказчики с вакансиями — есть возможность показать себя.
Менее популярное место обитания таргетологов в «Телеграм» — чат Targeting Community. Участников здесь меньше, но они охотно делятся советами и готовы отвечать на вопросы новичков по настройкам рекламы.
Пообщаться можно и в некоторых ВК-сообществах в разделах «Обсуждения» (списки смотрите ниже). Хотя там площадки скорее используются как вариант закинуть свое резюме, но задать вопрос никто не помешает. Кроме того, к некоторым группам с вакансиями добавлены чаты-беседы.
Крупных каналов с полезной инфой конкретно для таргетологов немного. Мы выбрали 6 интересных вариантов для прокачки.
В соцсети «Вконтакте» нам понравились две группы.
Переходим к главному — списку порталов с вакансиями для таргетологов.
С площадками удаленной работы проблем нет, но 2 адреса с подборками вакансий исключительно по таргетингу мы почему-то нашли только во Вконтакте:
Из общих каналов удаленки выделили особенно «рыбные», где чаще можно увидеть объявление о поиске таргетолога. Для вашего удобства расположили их в порядке уменьшения количества нужных вакансий.
Важно! Обращайте внимание на вкладки «Обсуждение» в общих удаленках Вконтакте: там в разделе «ищу» часто появляются прямые заказчики.
Совет. Ищите вакансии не только по запросу «таргетолог», но и по фразе «настройка рекламы» — многие каналы подписывают вакансии таким образом.
Надеемся, что наша подборка поможет вам справиться с трудностями и найти заказчиков. А опытных таргетологов просим поделиться в комментариях полезными ссылками — уверены, что есть еще много интересных адресов, про которые важно знать начинающим специалистам.
Чудеса захода в профессию за 3-6 мес бывают только в рекламе компаний, которые хотят на вас заработать.
Иногда пункты 1 и 2 можно совместить, если очень повезёт. Но я бы не рассчитывал.
В теории п. 1 можно заменить самообучением, но это ещё +2-3 года сверху и большие шансы потерять время зря и так и не выйти на уровень, на котором вы будете интересны рынку.
Как найти клиентов начинающим SMM-специалистам и таргетологам: 25 способов
Когда начинающие специалисты заканчивают профильные курсы, будь это платные или бесплатные ресурсы, появляется логичный вопрос:
Знания получили — замечательно. А как их монетизировать? Где найти первого клиента и как построить эффективное сотрудничество?
Бывает, клиент находится в процессе обучения, тогда ваша задача — продолжить сотрудничество после окончания и повышать свои профессиональные навыки. Но везет не всем.
Иногда специалист выпускается без какого-либо представления, что делать дальше. Вот для второй категории и будет эта статья. И для первой немного, ведь нужно же развиваться и брать второго, третьего и далее клиента. Но обо всем по порядку.
В статье я рассмотрю основные вопросы, которые задают начинающие SMM-специалисты и таргетологи:
В конце расскажу 25 способов, как найти заказчика на свои услуги.
Представим ситуацию: вы увидели потенциальную заявку и решили написать клиенту, или же клиент нашел вас сам и написал первым. В любом случае, нужно построить диалог, от которого будет зависеть дальнейшее взаимодействие.
Если вы откликнетесь первым, не рассылайте спам или сообщения в духе:
Здравствуйте, я увидел ваше сообщение о поиске сотрудника, предложение о работе еще актуально?
Скорее всего, вам ответят:
Обратитесь сразу с конкретным предложением, в котором заказчик увидит потенциальную выгоду для себя. Объясните, какую пользу вы сможете принести проекту.
Презентуйте себя кратко.
Клиенту на первоначальном этапе важны не ваши заслуги, а то, что вы сможете ему дать. Но и о своих заслугах рассказать тоже не забывайте (кратко, повторюсь).
Задавайте вопросы! Если к вам обращаются, не называйте голую стоимость. Задавайте вопросы и узнавайте о проекте.
Не забывайте про 5 этапов продаж:
Формирование контакта — приветствие и краткая презентация себя, выявление потребностей — вопросы и общение.
Держим инициативу в разговоре, задавая вопросы, управляем ситуацией.
Общайтесь с клиентом так, будто вы уже начали сотрудничество.
Расскажите, из каких этапов состоит работа, какие цели и в какие сроки вы будете достигать.
Например:
Первоначально мы проведем анализ конкурентов, затем разработаем уникальный стиль вашего проекта, подготовим соцсети к приему трафика.
Важно: составьте список вопросов и общий план работы над проектом заранее. Это поможет вам почувствовать себя увереннее и не теряться при разговоре с клиентом. Продайте свои услуги сначала себе, а уже после вы с легкостью сможете вести переговоры с заказчиками.
Пример диалога с клиентом
Клиент: Добрый день, сколько стоит настройка таргета?
Таргетолог: Добрый день, стоимость зависит от некоторых параметров и задач проекта, расскажите, пожалуйста, вашу текущую ситуацию.
Клиент рассказывает о ситуации.
Таргетолог задает вопросы, которые помогут сформировать доверие и узнать подробнее о проекте.
Примеры вопросов:
Небольшой совет: по возможности переносите разговор из соцсетей в реальную жизнь: предложите созвониться и обсудить проект.
Созвониться можно по телефону или через скайп. Если клиент выбирает из нескольких специалистов, а именно с вами он уже созвонился и начал контакт, поверьте, он выберет вас.
Еще один важный момент: переходите на разговор по телефону только в том случае, если созвониться можно сразу же. Если у клиента нет времени и разговор переносится, заказ за это время может просто уйти к другому специалисту. Важно общение здесь и сейчас.
Сложные ниши для новичка
Не стоит соглашаться на любую работу. Есть ниши, где будет сложно даже профи, поэтому постарайтесь не начинать карьеру с подобных проектов:
Лучшие ниши для старта
25 способов найти клиента
А теперь, когда мы определились, как стоит вести диалог с заказчиком и с какими нишами можно удачно начать работу, поговорим о способах поиска клиентов.
1. Публикация кейсов
Конечно, этот способ поиска клиентов самый очевидный и простой.
Вы публикуете кейс, в котором подробно описываете все этапы вашей работы и логику действий. После кейса к вам обращаются заказчики со схожей нишей, в зависимости от того, насколько ценный кейс получился.
Мой кейс для сообщества TargetHunter
2. Публикации профильных статей и постов
Логично, что если только вы начинаете в профессии, кейсов у вас нет. Не стоит отчаиваться и соглашаться работать бесплатно. Наравне с публикацией кейса можно предложить публикацию полезной статьи или поста.
Вы можете выбрать определенную тематику, например, как найти аудиторию беременных, и описать все свои мысли и идеи максимально подробно. Или написать пост про контент в бьюти-нише.
Поверьте, такие статьи и посты раскроют вашу экспертность не меньше, чем публикации кейсов. Главное помните, что вы пишете для собственников бизнеса, пишете понятным и доступным языком.
3. Полезные комментарии в экспертных сообществах
Многие до сих пор не верят в то, что просто оставляя комментарии в тематических сообществах, можно найти клиентов, при этом не одного, а обеспечить себя постоянным потоком заявок. А зря. Пока одни не верят, другие действуют.
Комментарии не обязательно должны быть очень экспертными и профессиональными, многие боятся писать что-либо, так как думают, что недостаточно компетентны. Не бойтесь, даже если у вас нет большого опыта в вопросе, вы можете поделиться своими мыслями, предположениями, возможно, именно ваш свежий взгляд окажется ценным для заказчика.
Обсуждение в группе TargetHunter
Не бойтесь задавать вопросы, вступать в дискуссии и обсуждения, это показывает вашу заинтересованность и стремление разбираться, вовлекаться в процесс. Поверьте, вас заметят и оценят. Только не ждите, что вы оставите один комментарий где-то и с него пойдут заказы. Действуйте, пишите на регулярной основе и ваши труды окупятся. Тем более, общаясь таким образом, вы сможете познакомиться с коллегами и прокачивать собственные навыки.
Еще один небольшой совет: вы можете оставлять комментарии не только в группах по смм, но и в группах по бизнесу и продажам.
Вот некоторые группы, в которых вы можете общаться и находить заказчиков:
4. Ветки обсуждений в крупных пабликах
У многих крупных тематических пабликов есть специальные ветки обсуждений, где можно оставить вакансию или предложить свои услуги, при этом работу через такие обсуждения находят как начинающие специалисты, так и опытные. Обычно в таких ветках предлагают работу за невысокую стоимость, но можно найти и очень хорошие предложения.
Такие обсуждения, например, можно найти в сообществе, а именно, вот тут.
5. Проф. чаты
Профессиональные чаты – это кладезь полезной информации и отличный способ поиска заказчиков. Чаты бывают платные и бесплатные. Под платными я имею в виду чаты, в которые вы попадаете при покупке курса или конференции, где в дальнейшем предлагают контакты заказчиков.
Например, в чате Академии ТаргетХантер регулярно оставляют контакты заказчиков. То же самое происходит в чате конференций «Суровый Питерский Смм», «Найди свой Трафик» и т.д. Что замечательно – часто конференции бывают с бесплатным доступом в чат, где вы получаете возможность найти заказ.
6. Бесплатные аудиты
Аудит – отличный способ показать, что вы разбираетесь в нише. Например, вы хотите поработать со школой иностранных языков. Какой алгоритм действий можно совершить:
Если вам не хочется рассылать ваше предложение, аудит также можно предложить в профильное сообщество для публикации. Аудит можно провести не только массово по нише, но и по конкретному сообществу или профилю.
Важно: вы не только анализируете сообщества, но и предлагаете улучшения, которые вы бы совершили. Важно показать вашу экспертность и потенциал.
7. Лидеры мнений
Отслеживайте контент лидеров мнений, комментируйте публикации, вступайте в дискуссии, участвуйте в бесплатных эфирах и активно проявляйте себя. Важно показать себя с правильной стороны, не спорить и проявлять агрессию, а показывать экспертность и заинтересованность. Лидеры мнений, на которых можно подписаться и участвовать в обсуждениях :
8. Рекомендации от коллег, сарафанное радио
Этот способ, пожалуй, можно было бы вынести на первое место. Так как он самый безопасный и практически полностью гарантирующий успешную сделку. Если вас рекомендуют ваши коллеги – к вам приходит заказчик, который уже верит в вас, вам остается только уточнить детали сделки и взять оплату. Если вас рекомендуют по сарафанному радио ваши же клиенты – это высший пилотаж, можно смело повышать ценник.
9. Личная страница
Личная страница – это очень важно. И если вы скажете мне, что страница не продает, я скажу вам, что вы не умеете ее оформлять;) Как бы жестоко это ни звучало, но выбирая работу в соцсетях, вы должны понимать, что ваша страница уже больше не склад репостов из цитат и веселых фотографий с шашлыками на даче. Представьте, что ваша страница – это практически ваше резюме.
В крайности впадать тоже не стоит. Это не значит, что для личной жизни места нет – всё в меру. Важно, чтобы у вас была приветливая аватарка, в статусе отображено кто вы и чем занимаетесь, посты по профильной теме или личные заметки.
Приведу пример своей страницы, у меня нет статуса или поста закрепа (но они были). При этом светлая приветливая аватарка, в видеозаписях видео по теме смм, в топе подписок группы по SMM. Я пишу о работе или о личной жизни. На моей странице в ВК нет фотографий с бурных вечеринок или репостов конкурсов или цитат. Для всего этого у меня есть страничка в Инстаграм, которую я веду уже только для себя и друзей.
Обсуждение в группе TargetHunter
10. Таргет на себя
На самом деле, очень эффективный способ, который поможет не только найти клиента, но и потренироваться в навыках настройки таргетированной рекламы. Тем более сейчас не обязательно вести для этого группу, таргет можно запускать и от личной страницы.
На кого рекламироваться? Аудитория для таргетолога достаточно широкая, вы можете найти всех руководителей фирм или малого бизнеса, начинающих или уже состоявшихся предпринимателей. Найти и собрать такие контакты не сложно при помощи парсера TargetHunter. Далее уже дело за вашим предложением.
Обсуждение в группе TargetHunter: девушка рассказывает, как настроила таргет на себя
11. Офлайн-бизнес
Оглянитесь вокруг, присмотритесь… Да вас же окружает огромное количество малого бизнеса! Салоны красоты, кафе и рестораны, частные магазинчики, автомастерские, развлекательные центры (детские комнаты), доставка еды, клининг, турагентства, детские центры, развивающие занятия, спортивные центры, фитнес-клубы и т.д. Почему бы не предложить услуги продвижения предпринимателям вашего города?
12. Наняться помощником к профи
Этот способ как будто создан для робких. Многие уверенные специалисты в определенный моменты задумываются о том, чтобы найти себе помощника или организовать команду.
Уверенный специалист – это человек, который уже заслужил отличную репутацию, к нему поступает много заказов и один он уже не справляется. Обычно профи делегирует новичку рутинную работу. Бывает, что профи выращивает и обучает специалистов, организуя собственную команду.
Плюсы в такой работе в том, что вас контролируют, помогают, поддерживают. Работа часто несложная, и вы можете спокойно продолжать свое обучение и развитие, зарабатывая при этом.
Минус в том, что работа часто рутинная, бывает, специалисту некогда помогать вам, а еще проекты, над которыми вы совместно работаете, нельзя будет опубликовать в кейс.
13. Пост-нетворкинг в тематических группах
Отслеживайте такие посты, ведь это отличный способ найти клиентов, будьте активны и участвуйте в обсуждении, не только откликайтесь на предложения о работе, но и пишите о себе.
Пост-нетворкинг в группе Интернет Маркетинг от А до Я
14. Конференции
Каждый специалист обязан посещать профильные конференции. Не побоюсь даже слова обязан. Наша профессия предполагает постоянное развитие и общение с коллегами, конференции как раз и нужны для этого. Причем как онлайн, так и офлайн. Если вы посещаете офлайн-конференцию, самое главное – общение и нетворкинг. Не сидите скромно в уголочке, общайтесь, задавайте вопросы спикерам и вас заметят. Еще одно большое преимущество посещения конференций – это чаты. Об их пользе я рассказывала выше.
15. Устроиться в агентство
Еще один хороший способ набраться опыта – устроиться работать в агентство. Правда, они бывают разными, крупными, средними и маленькими. Отличаться будут количеством задач и уровнем вашей ответственности. Если вы идете этим путем, договаривайтесь об условиях сотрудничества и сразу же уточняйте, сможете ли вы использовать рабочие материалы для публикаций кейсов. Бывает, что фрилансер работает в агентстве с очень известными компаниями или личностями, выполняет сложные задачи и делает блестящие успехи… а рассказать всё это нельзя.
16. Сайты поиска работы
Вы всегда можете попробовать найти себе работу на крупных сайтах, например hh.ru или job.mo. Некоторые представители крупных компаний не проводят время в соцсетях и подбирают себе сотрудников более традиционным способом.
17. Биржи фриланса
Думаю, не нужно объяснять, что такое биржи фриланса и как это работает. Тут можно заработать деньги на количестве заказов. Возможно, некоторые заказы перерастут в постоянные. Недостаток в том, что оплата крайне мала.
18. Авито и Юла
Не поверите, но некоторые фрилансеры ищут и даже находят заказы на Авито и Юле, когда-то и я пробовала эти ресурсы, заказы были.
19. Городские чаты предпринимателей
Часто предприниматели некрупных городов объединяются в профильные чаты для обмена информацией, в крупных городах тоже есть бизнес-чаты. Попробуйте попасть в тусовку и предложить свои услуги.
20. Ярмарки мастеров, выставки
Ярмарки и выставки – в некотором роде эпицентр потенциальных заказчиков. Ведь это то место, где мастера показывают свои работы, мастерам необходимо продвижение, общайтесь, обменивайтесь контактами. Тут можно договориться на работу по бартеру или на условия, которые вам, как начинающему специалисту, будут комфортны.
21. Поиск через Instagram
Если вы работаете в этой соцсети, то и искать клиентов можно там же. Как обычно это делается:
Через спам-метод
Ищете аккаунты, с которым вам было бы интересно работать, список может быть огромным. Это практически любая тематика: салоны красоты, частные мастера, фитнес-тренеры, психологи, магазины, цветы и т.д.
Искать можно через название аккаунта или по хештегам. Обычно начинающие специалисты находят аккаунты, которым потенциально может быть интересно продвижение, и пишут в директ, предлагая свои услуги.
Я таким способом клиентов не искала, но должна сказать, что мои знакомые так нашли себе специалиста, им написали в директ, они согласились. Ниша была – фотография.
Таргет на себя
В любом случае в Инстаграм вы также можете настроить таргет на свою страницу, что сразу покажет ваши профессиональные навыки. Не забудьте об оформлении своего профиля, если собираетесь искать клиентов в Инстаграм. В таком случае профиль должен быть как резюме – отображать ваш профессионализм.
22. Группы на ФБ
Фейсбук – это кладезь групп, где можно найти заказы. Преимущество в том, что не все специалисты проводят время в этой соцсети, поэтому конкуренция там меньше. Часто вакансии просто публикуют постами в тематических сообществах, вы можете легко найти их по темам, а я приведу несколько групп в пример:
23. Telegram-каналы
В этом мессенджере тоже очень много каналов, где можно найти заказы. Нужно проявить заинтересованность и просто поискать их. Практически каждый крупный паблик ведет свой канал, чаты предпринимателей, чаты конференций. Чаты и каналы по тематическим запросам, например, удаленщики, вакансии, вакансии по смм и т.д. Чем больше проявите заинтересованности в поиске, тем больше найдете.
Приведу некоторые каналы, где я и мои коллеги находили заказы:
24. YouTube-каналы
Вы можете не просто смотреть материалы от известных блогеров и экспертов вашей ниши, но и активно участвовать в обсуждениях под видео. Таким образом, потенциальные клиенты могут заметить вас и написать.
25. Холодные звонки, спам-письма
Да-да, и такие способы есть. Про спам-письма я уже частично рассказала. Звонки работают по похожей схеме, составляете список заказчиков… и звоните со своим уникальным предложением
Теперь вы знаете 25 способов, где и как найти заказчика. Как вы думаете, какими качествами должен обладать начинающий специалист, чтобы с ним хотели работать? Должна ли у вас быть сверх-высокая компетенция на самом старте карьерной лестницы?
Необязательно, важное качество любого специалиста – это адекватность, умение находить общий язык с совершенно разными людьми и адекватно оценивать ситуацию. Будь даже вы супер крутым профи, никто не хочет держать в коллективе токсичного человека. И наоборот, с вами будет приятно сотрудничать при адекватности и взаимоуважении.
А еще очень важны:
Делайте акцент на своих сильных сторонах и не изменяйте себе в своих навыках. Если вы гений в аналитике, не берите проекты, где нужен блестящий креатив. Кто-то может поспорить, ведь такие истории – это определенный выход из зоны комфорта и рост.
Росты и развитие – это прекрасно, но можно и просто принять тот факт, что у любого человека есть сильные и слабые стороны. Прежде чем развивать слабые, стоит укрепить сильные. Возможно, именно ваши качества ищет будущий работодатель.
И в заключении, резюме статьи
И еще раз… будьте активны! Поверьте в собственные силы, и ваш идеальный заказчик обязательно встретится на вашем пути. Но никто не узнает, какой вы классный специалист, если вы будете скромно молчать и ничего не делать.
Хочу выразить благодарность блестящим специалистам, лекции и материалы которых вдохновили меня на создание этой статьи.
Ольга Борисова – маркетолог TargetHunter.
Артем Семенютин – основатель агентства Ardens.pro.
Авторизуйтесь через ВК
Введите код BLOGTH
2 дня сервиса бесплатно + месяц в подарок
при оплате любого тарифа (минимум на 3 месяца)
Профессия таргетолог: как начать зарабатывать на настройке рекламы в соцсетях
Тимлид линейки курсов SMM, продюсер курса «Таргетированная реклама» в «Нетологии»
Таргетолог — один из самых востребованных специалистов в интернет-маркетинге. Согласно исследованию HH.ru, за последние три года число предложений о работе для таких профессионалов выросло в 45 раз.
О том, кто такой таргетолог и как им стать, рассказывает Дмитрий Бехтер, тимлид линейки курсов SMM, продюсер курса «Таргетированная реклама» в «Нетологии».
Содержание статьи:
Таргетолог: что это за профессия
Таргетолог играет одну из ключевых ролей в команде маркетинга — способствует повышению узнаваемости бренда и росту продаж.
Он отвечает как за привлечение аудитории к продуктам компании, так и за увеличение охвата в целом.
Он занимается продвижением публикаций в рамках рекламных кампаний и кампаний на вовлечение, конверсионных дарк-постов, а также аналитикой размещенной рекламы — анализирует количество лидов, трафик на сайт продукта и конверсию в совершенное действие на сайте.
Благодаря изучению потребителей и конкурентов и взаимодействию с другими участниками команды маркетинга, таргетолог настраивает рекламную кампанию так, чтобы предложение о продукте увидела не просто максимально широкая аудитория, но именно те пользователи, которые наиболее заинтересованы в продукте и его покупке.
Он составляет портрет пользователя продукта и на основе его настраивает таргет.
Но работа таргетолога состоит не только в том, чтобы настроить нужные рекламные объявления на основе поведения и анкетных данных пользователей. Таргетолог работает комплексно с сегментированием аудитории, созданием креативов и аналитикой для отслеживания результатов рекламной кампании.
Суть работы таргетолога
Если описывать суть работы таргетолога, то она сводится к тому, что менеджер с помощью рекламных кабинетов социальных сетей подбирает нужные сегменты аудитории под продукт и настраивает рекламную кампанию таргетированно на эту аудиторию. Таким образом, рекламное объявление — баннер и текстовые сообщения — видит только та аудитория, которая подходит под описанный портрет в рекламном кабинете.
Таргетолог еще на этапе планирования понимает, насколько широкий сегмент аудитории будет выделен, сколько будет стоить для компании один клик на баннер, сколько — привлечение клиента на сайт и дальнейшее действие.
Обязанности таргетолога
Обязанности таргетолога могут различаться в зависимости от места работы и уровня квалификации.
Как правило, специалистов разделяют на junior, middle и senior уровни.
Павел Баракаев, преподаватель курса «Таргетированная реклама» в «Нетологии», руководитель партнерских направлений в Adventum
Junior-таргетолог на рынке считается полноценным специалистом с базовым бэкграундом, который позволяет ему настраивать и вести рекламные кампании в соцсетях, заниматься отчетностью, а также расчетом медиапланов. Junior-таргетолог ведет 1–3 проекта в месяц.
Middle-таргетолог намного больше погружен в ведение рекламной кампании на стратегическом уровне. Если мы говорим про агентство, то менеджеры такого уровня также ведут всю коммуникацию с клиентами.
Если таргетолог работает inhouse, то middle-специалист руководит всей рекламной кампанией от этого запуска до этапа оценки результатов. Он разрабатывает стратегии по продвижению, занимается медиапланированием для клиентов любого размера и отрасли, создает сложную и автоматизированную отчетность по рекламным кампаниям.
Как правило, он самостоятельно ведет от трех проектов в месяц с бюджетом 200–300 тыс. рублей. Также middle-таргетолог берет на себя менеджерские обязанности. Он ставит задачи и контролирует их выполнение junior-таргетологами и ассистентами, а также занимается обучением.
Таргетолог уровня senior также ведет одновременно от трех сложных проектов, но бюджеты кампаний выше — от 300 тыс. рублей. Он отлично разбирается во всех нюансах настройки таргетированной рекламы, помогает middle и junior-таргетологам, проводит обучение для новичков, пишет статьи для порталов, выступает на конференциях, активно участвует в процессе продажи услуг агентства или компании.
Дополнительно в крупных компаниях или агентствах могут быть ассистенты и Group Head’ы.
Ассистент — это человек с минимальным опытом в таргетированной рекламе, но с большим желанием развиваться. У него нет самостоятельных проектов, но он помогает отделу таргетинга спарсить аудиторию, выгрузить данные для отчета, создать рекламную кампанию.
Group Head руководит всеми процессами в отделе, развивает его, увеличивает оборот и маржинальность отдела. Он не занимается ведением проектов. В исключительных случаях работает только с важными и ключевыми клиентами. Group Head занимается менеджментом отдела и контролирует всех сотрудников, а также ведет подготовку к участию в тендерах.
Чем отличается таргетолог от SMM-специалиста
Вопрос отличия таргетолога от SMM-менеджера до сих пор является риторическим, поскольку не все компании понимают разницу. Это связано в первую очередь со спецификой компаний федерального и регионального уровней.
В регионах отделы маркетинга значительно меньше, поэтому часто в функции SMM-менеджера включают всю работу с соцсетями, в том числе и настройку рекламы.
На самом деле SMM-менеджер — более широкая позиция. Такой специалист готовит цельную стратегию развития сообществ в социальных сетях, контент-планы постов и коммуницирует с аудиторией. SMM-менеджер взаимодействует с таргетологом, но только для постановки задач на настройку рекламы.
Иногда SMM-менеджер также может настраивать рекламу в соцсетях, но он разбирается в этих процессах на самом простом уровне. Например, он готовит пост, картинку, а после решает промоутировать его на аудиторию сообщества. Для этого он нажимает несколько кнопок в рекламном кабинете, не вдаваясь в нюансы.
Таргетолог же настраивает более сложную рекламу, которая связана не только с сообществом компании, но и с ведением трафика на сайты, готовит стратегию, настраивает пиксели, а затем собирает аналитические отчеты по продвижению. Но при этом он не занимается написанием постов и коммуникацией с аудиторией.
Таким образом, основное различие в том, что SMM-менеджер работает с соцсетями на стратегическом уровне и полностью их контролирует, а таргетолог — более узкий специалист, который отвечает за тактику продвижения компании, настраивая рекламу руками.
Таргетолог в Instagram и таргетолог во «ВКонтакте»
Разделение компетенций таргетологов по конкретным социальным сетям действительно есть. Но оно более актуально для тех специалистов, которые работают на фрилансе. Если мы говорим про агентства или inhouse, то там таргетологи практически всегда занимаются настройкой рекламы во всех социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, myTarget.
Таргетологи в Instagram или «ВКонтакте» отличаются от более широких специалистов только тем, что они специализируются на инструментах настройки рекламы в одной соцсети. Если мы говорим про Instagram, то специалисту необходимо знание ads manager, бизнес-менеджера, форматов рекламы, настройки пикселей и т.д.
Конечно, в таком подходе есть свои плюсы и минусы.
Плюс в том, что если человек занимается одной соцсетью, он становится настоящим экспертом в ней, может консультировать по самым тонким нюансам и следит за всеми обновлениями. Это повышает уровень компетенций в узкой сфере и востребованность на рынке. Но минусов больше.
Во-первых, такой специалист вряд ли сможет устроиться в агентство или компанию, если захочет развиваться в сфере таргетинга. Скорее всего, ему будет неинтересно всю жизнь работать только на фрилансе, и он захочет попробовать другие форматы ведения проектов. Но для этого ему необходимо владеть всеми инструментами настройки таргетированной рекламы, так как в компаниях проекты разнообразные, у каждого свой масштаб, и нужно уметь оперативно под них подстраиваться.
Иметь в штате сотрудников со специализацией на одной социальной сети невыгодно.
Компании или агентства, которые специализируются на конкретных соцсетях, существуют, но таких единицы. Например, агентство Bright Mind занимается только развитием Instagram-аккаунтов для клиентов. А у многих представителей малого бизнеса нет бюджета на настройку рекламы во всех соцсетях, и полноценный таргетинг им может быть не нужен, если они знают, что их аудитория использует исключительно «ВКонтакте» или Instagram.
Но чтобы иметь возможность развиваться дальше, специалисту по настройке таргетировнной рекламы в одной социальной сети в любом случае придется доучиваться.
Во-вторых, число вакансий для узких специалистов — если оценивать, например, по предложению на HeadHunter — крайне мало: 80% компаний ищут таргетологов для работы по всем социальным сетям.
В-третьих, уровень зарплат таких специалистов на 30–40% ниже, чем у «полноценных» таргетологов.
Необходимые навыки
Хорошего таргетолога отличают не только уверенные хард-скиллы, но и развитые софт-скиллы. Поэтому приведем подборку и тех и других.
Хард-скиллы junior-таргетолога:
Софт-скиллы junior-таргетолога:
Хард-скиллы middle- и senior-таргетолога:
Софт-скиллы middle- и senior-таргетолога:
Примеры работы таргетолога
Примеры работы таргетолога — это, в основном, настроенные рекламные кампании, построенные медиапланы либо полноценные стратегии настройки таргетированной рекламы.
Медиаплан для рекламной кампании может выглядеть так:
Также таргетолог может прописывать стратегии продвижения по аудиториям в различных дашбордах.
Пример такой стратегии:
Также можно расти вертикально — до руководителя отдела таргетированной рекламы в агентстве или руководителя performance-отдела в компании.
Минусы профессии
Сколько зарабатывает таргетолог
Диапазон зарплат зависит от круга обязанностей, уровня квалификации, а также от места работы: на фрилансе, в агентстве или на стороне клиента. Согласно рейтингу RealHR по Москве, показатели следующие:
Минимальная (руб./мес./гросс) | Средняя (руб./мес./гросс) | Максимальная (руб./мес./гросс) | |
Junior | 40 230 | 56 034 | 68 966 |
Middle | 45 977 | 76 092 | 114 943 |
Senior | 68 966 | 104 023 | 172 414 |
Где найти работу таргетологу и как искать заказчиков
Начинающий таргетолог может пойти несколькими путями. Например, устроиться в агентство ассистентом или джуниором, если у него уже есть какие-то реализованные проекты.
Сегодня агентства активно берут на работу новичков, так как проектов всегда много, а вырастить специалиста внутри проще, чем брать опытного под проект.
Опытные специалисты хоть и обладают нужными навыками и знаниями, могут долго привыкать к специфике компании.
HH.ru и другие сайты по поиску работы отлично работают для таргетологов — на них размещается основной поток вакансий, в том числе от ведущих агентств и компаний.
Также вакансии публикуются в профилях компаний в социальных сетях — именно там можно найти работу.
Можно искать заказы на фрилансе, но на этом пути больше рисков. Если специалист берет первые проекты как фрилансер, ответственность за реализацию полностью лежит на нем, а потерять бюджет и не добиться результата означает потерять клиента и заработать плохую репутацию.
Как найти первого клиента
Самый простой путь — пообщаться со своими друзьями и знакомыми и сделать для них проект по настройке рекламы бесплатно или за минимальную сумму. Поскольку работа таргетолога тесно связана с бюджетами, брать первый заказ для какой-то компании с рынка опасно.
Проект для знакомого станет тестом, и если все пройдет успешно, этот кейс можно будет использовать для портфолио.
При наполнении портфолио своими кейсами важно расписывать все очень подробно: что было до, что сделано, что получилось в результате — обязательно с цифрами (сколько продаж получено, сколько лидов, сколько подписчиков в сообществах) и примерами креативов и текстов. Когда наберется несколько кейсов, их можно будет оформить на отдельном лендинге.
После первых настроенных рекламных кампаний для друзей специалист может выходить в различные сообщества по таргету, в которых общаются и менеджеры, и клиенты. Обычно в них много сообщений про поиск таргетологов на проекты.
Когда таргетолог работает на фрилансе, перед заведением рекламных кампаний он обязательно должен брифовать клиента, чтобы узнать, кто его целевая аудитория, конкуренты, какого результата хочет добиться и какие KPI ставит.
После этого идет этап проведения тестовой рекламной кампании. Это нужно для того, чтобы просчитать стоимость одного лида, подписчика и всей кампании в целом. Без проведения теста заключать договор на полную рекламную кампанию нельзя. На старте карьеры такие тестовые кампании таргетолог может делать с бюджетом до 5 тыс. рублей.
Дополнительно заказчики могут попросить составить медиаплан. В нем обычно прописывается ход рекламной кампании, площадки, целевые аудитории. Но чаще всего такой документ больше нужен для самого заказчика, чтобы он понял, что будет делать специалист.
Биржа таргетологов
Самые распространенные форматы биржи таргетологов — это крупные сообщества по таргетированной рекламе. Например, TargetHunter и Церебро — это парсеры «ВКонтакте», на их сообщества и telegram-каналы подписаны десятки тысяч специалистов. В них есть отдельные ветки обсуждений, которые называются «биржа таргетологов». В них ищут менеджеров на проекты или, наоборот, таргетологи предлагают свои услуги.
Сообщества есть и у различных курсов для специалистов по таргетированной рекламе. Выпускник может добавиться туда после завершения обучения и попробовать взять проект от компаний-партнеров образовательной площадки.
Также существуют биржи фрилансеров, на которых заказчики размещают разовые заказы. Среди самых известных — Freelancehunt.ru, FL.ru, Freelance.ru, Workspace.ru. На таких биржах размещаются заказы не только по настройке таргетированной рекламе — там можно найти любые заказы.
И именно в этом заключается основной недостаток бирж: из-за огромного количества заказов на платформах жесткий демпинг и очень большая конкуренция, и начинающего специалиста на них могут «съесть» за заказ в 500 рублей.
Искать заказы в специализированных сообществах таргетологов или курсов гораздо интереснее и выгоднее для начинающего. В них отношение к специалистам более лояльное, поскольку человек является либо выпускником курса, либо пользователем сервиса. Он уже принадлежит к какому-то комьюнити и может находить для себя действительно эксклюзивные предложения.
Как научиться профессии таргетолога самостоятельно
Путь к профессии таргетолога чаще всего начинается с изучения литературы, статей, блогов и каналов в мессенджерах по теме таргетированной рекламы. Например, это могут быть ppc.world, FB-killa, cpa.rip, Sostav, DNative.
В процессе изучения теории специалист может пробовать разбираться в рекламных кабинетах «ВКонтакте» или Facebook самостоятельно — для этого он может настраивать кампании тестово без траты бюджетов.
Но несмотря на обилие в свободном доступе информации или образовательных возможностей, только на практике человек по-настоящему понимает, как устроена сфера маркетинга, как работает таргетинг и какие конкретно навыки нужны для полноценного выполнения обязанностей таргетолога.
Для того чтобы начать выполнять реальные задачи, новичку нужно собрать базовый пул теории и практики. Проще всего это сделать с помощью курсов по таргетинговой рекламе — можно найти подходящий по стоимости, длительности и формату обучения.
Дмитрий Тарасов, Paid Social Manager в Adventum
После прохождения небольшого курса по таргетинговой рекламе я самостоятельно искал проекты на фрилансе — помогал друзьям и знакомым бесплатно, чтобы набраться практического опыта.
В какой-то момент я решил двигаться дальше: разместил резюме на HH.ru и пришел на должность ассистента в Adventum. Я выполнял небольшие задачи по подготовке и ведению отчетности кампаний. За это время я улучшил знания Excel, научился анализировать эффективность рекламных кампаний и более детально разобрался с функциями рекламных кабинетов.
Спустя год меня повысили до junior-таргетолога, а еще через полгода — до middle.
Все это время я продолжал учиться, потому что в работе встречались задачи, для выполнения которых у меня не хватало навыков, и их приходилось быстро осваивать.
Фото на обложке: Shutterstock / PopTika