Тащащаяся повозка как правильно
Как пишется слово «тащат» или «тащут»?
Слово «тащат» пишется с буквой «а» в окончании как форма глагола второго спряжения «тащить».
Чтобы понять, как пишется слово «тащ а т» или «тащ у т», с буквой «а» или «у», обратимся к начальной форме инфинитиву «тащить» и узнаем его спряжение.
Прежде чем сделать выбор в написании слова «та́щ а т» или «та́щ у т», определим часть речи, к которой оно принадлежит. Это слово является глаголом, так как обозначает действие и отвечает на вопрос что делают?
Чтобы построить муравейник, муравьи та́щат в него опавшую иглицу.
Рассматриваемое слово является формой глагола настоящего времени 3 лица множественного числа. При его произношении личное окончание является безударным:
та́щ а т — корень/окончание.
В написании безударного личного окончания этого глагола действуем по следующему алгоритму:
1.установим начальную форму — инфинитив;
2.по неопределенной форме определим спряжение глагола;
3.в соответствии со спряжением выберем букву «а» или «у» в окончании.
Правописание слова «тащат»
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола с буквой «а» или «у», определим его спряжение. С этой целью обратимся к инфинитиву «тащить», который заканчивается на -ить и не является исключением, как глаголы первого спряжения:
Отнесем рассматриваемый глагол ко второму спряжению. Следовательно, он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени следующим образом:
Теперь уверенно выберем форму глагола «та́щат» как единственно правильную.
Аналогично определим, как правильно пишутся глагольные формы:
Примеры
Весной птицы отовсюду та́щат соломинки, веточки, пух, чтобы построить свои гнёзда.
Во дворе розовощекие дети, весело смеясь, та́щат санки на ледяную горку.
Лошади та́щат повозку с соломой на скотный двор.
«Тащут» или «тащат»: как надо писать?
Довольно распространены ошибки в написании слова «тащат». Рассмотрим два варианта: «тащут» или «тащат». Какой же из них верный?
Как правильно и почему?
«Тащут» («тащат») – форма глагола «тащить» в 3 лице мн. ч. н. в. Чтобы выяснить окончание, обратимся к изначальной форме – инфинитиву – «тащить». Ключевую роль играет спряжение глагола. «Тащить» относится ко 2 спряжению. В форме настоящего времени в окончании таких глаголов следует писать «а» или «я», но точно не «у».
Отсюда ответ: «тащат» пишем только через «а».
Морфемный разбор
В этом слове есть только корень и основа «тащ», а также окончание «ат». Приставка и суффикс отсутствуют.
Примеры предложений
Советуем закрепить верное написание посредством образцов предложений с данным словом:
Синонимы
Лексему «тащат» можно заменить в предложении одним из сходных по смыслу слов:
Ошибочное написание
Написание «тащут» – противоречие языковым нормам.
Тем не менее, в разговорной речи, особенно у людей старших поколений из провинции, такие словоформы встречаются, да ещё как! «Тащут», «ходют», «посодют», «строют»… И таких примеров – десятки! Что, впрочем, никак не влияет на главное: это – чистой воды «тарабарщина». В письменной речи таким словам не место.
Серьёзными ошибками будут варианты написания «тащят», «тасчут», «тасчат». Запомните: в этом слове – только «щ», не «сч».
Вывод
Слово «тащат» необходимо писать с буквой «а» в окончании.
«Тащут» – вариант безграмотный, пусть иногда он и попадается в разговорной речи. Все остальные варианты тем более ошибочны.
Значение слова «повозка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОВО’ЗКА, и, ж. 1. Колесный безрессорный экипаж с досчатым кузовом, телега. Одноконная п. Парная п. Санитарная п. || Безрессорный экипаж с крытым верхом. 2. Вообще — название колесных перевозочных средств.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пово́зка
1. сравнительно несложное колёсное транспортное средство, в которое, как правило, запрягается тягловое животное ◆ Тут были артельные повозки и лошади. Л. Н. Толстой, «Казаки», 1863 г. ◆ Так их и привезли взаперти до Петербурга, и пари из них ни один друг у друга не выиграл; а тут расклали их на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу ― в квартал. Н. С. Лесков, «Левша», 1881 г. ◆ Я выскочил из повозки и пошел прямо через сад к барскому дому. Ф. М. Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели», 1859 г. ◆ За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. ◆ Экипажи её состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. ◆ Подле пушек стояла одна повозка, запряжённая парой. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова правопреемница (существительное):
Повозки или позабытая история транспорта
Просто история: (очень много картинок)
Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: «как за конем катится колесо, так оба мира за тобой».
UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.
Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого «plaustrum» были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.
TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).
У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; «cisium») был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких «meritoria vehicula» расстояния до 150 в. в сутки.
В.Серов. Одиссей и Навсикая
Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип — «arcera», о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.
Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.
Несколько позднее был придуман «саrреntum», двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и «carruca», родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы — «sirpea», а от жителей северного побережья Европы — колесницу «essedum», в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.
В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском «саrреntum», запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.
«Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд
По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс — на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс — на полозьях.
Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).
Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.
ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.
Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.
(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta Блог пользователя PIPL | Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Спасибо. Было интересно
Без такой повозки выглядит неоконченно 🙂
Обалденный обзор, спасибо!
Повозки рулят до сих пор )
>Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных). Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
, сколько лошадей надо запрягать в такие повозки
Все это хорошо. Но можно четко определить время появления грузовых повозок. У них не может быть колесо без железного обода. А массовое производство ободьев могло быть только из дешевого железа. Последнее появилось не ранее 15 века (на территории России немного пораньше). Конечно, можно сделать обод на колесо и из «дорогого» железа. Но в этом мало смысла. Для повозок нужны специальные дороги. А они построены тогда, когда появилась возможность делать повозки массово. То есть с появлением дешевого железа. То есть, до 15 века делать повозки не имело смысла.
А римские дороги инопланетяне помогали строить, знаем-знаем. УЧОНЫЕ СКРЫВАЮТ!!1
«Римские» дороги не могли появиться ранее ободьев на колесах из дешевого железа. То есть, ранее 16 века. Это датирование дорог по развитию технологий.
Дерево оно очень разное по прочности и другим характеристикам.
Это так. Но для грузовых телег нужны колеса с железными ободьями.
Если грунт мягче материала обода, то разрушение колеса будет идти довольно медленно и можно обойтись крепким деревом.
Это так. Поэтому колесные повозки без железных ободьев существовали в «ограниченном» количестве. Например, на лессовых почвах Китая и ЮВА. Но «римские» дороги вымощены камнем. Колеса без ободьев быстро сотрутся.
Не надо недооценивать технологию дерева. Из него можно сделать намного больше, чем кажется. Оно имеет колоссальные допуски по нагрузке, если правильно подбирать их направление и рабочие условия. Цельнодеревянные подшипники (скольжения и роликовые) успешно конкурировали со стальными аж до Второй мировой войны. И цельнодеревянные обода при выдержке технологии ходили по паре сезонов.
Не могла телега на колесах без железного обода выиграть конкуренцию у веками сложившегося вьючного транспорта.
В деревенском укладе, который возник на Руси в 12-13 века железо не являлось дефицитным продуктом. Его производили из болотных руд непосредственно в деревенских условиях. И стать из него производили на месте. Этот уклад проиграл промышленному производству железа и стали только в 19 веке. Так, что вряд ли крестьянские повозки на Руси были без железных ободьев. Но, возможно, где-то и были. Грунт мягкий.
Стало любопытно, а сколько же сил в самой лошадке? А как это определить? Ну конечно же, по её грузоподъёмности.
Грузоподъёмность лошадей зависит от возраста (самая высокая в возрасте 5-8 лет), степени упитанности, веса самого животного и породы.
Существуют специальные тяжеловозные породы лошадей. Среди них устраиваются соревнования по подъёму и перевозке тяжести на различные расстояния. Так вот, каждая лошадь должна:
Соответственно, грузоподъёмность лошадей может составлять 9 т. Я В ШОКЕ.
Ну да. Все дело в колесе. На картинке колесо «на резиновом» ходу. Можно лошадь впрячь в вагон. На рельсах грузоподъемность будет еще выше. А можно сделать телегу на воздушной подушке. Грузоподъемность будет фантастической.
Но уже для колеса на резиновом ходу нужна хорошая дорога. Попадет колесо в ямку и лошадь не сможет вытянуть телегу.
Примем во внимание дороговизну железа. Допустим, что железного обода еще не было.
А на сколько километров хватит деревянного колеса? Может обходились именно деревянными, но меняли по мере износа. Дерево то в дефиците не было. Римские дороги располагались в империи и естественно должны были иметь различную инфраструктуру возле дорог, в том числе и «тележные» мастерские. А вне дороги в лесах Европы или в пустынях Азии и Африки камня было меньше, меньше и износ.
Автор исправьте пожалуйста косяк в статье:
Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году.
Фото и размеры уменьшенной игрушечной копии длиной 450мм (45 см).
Даже марку выпускали
Похоже вся последняя часть статьи это игрушки.
Надо оригиналы искать 🙁 и желательно в хорошем качестве
Коляска летняя
Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляска не имеет дверей, их заменяет откидывающаяся передняя часть кузовка. Золоченые резные дубовые и лавровые ветви и гирлянды цветов обрамляют кузовок коляски.
Передок коляски украшен резными фигурками орлов с распростертыми крыльями. Сзади – созданные уже русскими мастерами фигуры всадников в шлемах и кольчугах с копьями в руках. Резьба, покрытая густой позолотой, производит впечатление литья из металла. На стенках экипажа – изображения античных богов. По сторонам – Амфитрита и Фортуна, на задней стенке – Аполлон среди муз. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства.
Карета-берлина
Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета.
Cделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II.
Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры.
Карета
Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Экипаж выполнен мастерами Вены по заказу русского двора в 1740 году. Резной декор занимает главное место в художественном убранстве экипажа. Резьба тонирована, покрыта позолотой. Стенки и дверцы кузова украшены живописью в золотисто-зеленых тонах на мифологические сюжеты.
Карета типа «couрe»
Карета типа «couрe» была выполнена в Петербурге в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны.
Барочные завитки и раковины сочетаются с древнерусскими узорными розетками и двуглавыми орлами.
Края стенок кузова, изогнутые карнизы, обрамления окон и дверей украшены очень мелкой золотой резьбой.
По своему техническому решению карета напоминает экипажи французской работы, но в окна уже вставлено зеркальное стекло.
Возок зимний «потешный»
Возок маленький на полозьях. Подобных экипажей нет ни в одном музейном собрании мира. Кузов возка сохраняет древнюю традиционную форму. Стенки обиты золоченой тисненой кожей, которую обильно покрывает растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Для декоративного убранства возка в русских традициях использованы медные гвоздики с крупными шляпками. В окнах в оловянных переплетах закреплена слюда. Возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича, сводного брата и соправителя Петра I.
Значение слова повозка
Повозка в словаре кроссвордиста
повозка
Повозка Пово́зка, воз — транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности грузов или пассажиров с использованием силы мускулов животных или человека; движущее повозку живое существо располагается вне её.
1.Колесный безрессорный экипаж простого устройства.
2.Любое колесное перевозочное средство простого устройства, в которое запрягается животное.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж.
1) Колесный безрессорный экипаж простого устройства.
2) Любое колесное перевозочное средство простого устройства, в которое запрягается животное.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
перевозочное средство, в которое запрягается животное Колесная, санная п. Конная п. Ехать в повозке и на повозке.
Словарь русского языка Ожегова
повозка ж.
1) Колесный безрессорный экипаж простого устройства.
2) Любое колесное перевозочное средство простого устройства, в которое запрягается животное.
Толковый словарь Ефремовой
1. Колесный безрессорный экипаж с досчатым кузовом, телега. Одноконная повозка. Парная повозка. Санитарная повозка. || Безрессорный экипаж с крытым верхом.
2. Вообще – название колесных перевозочных средств.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
сравнительно несложное колёсное транспортное средство, в которое, как правило, запрягается тягловое животное
Тогда прилетела Фея и сказала: Золушкэ-тян, вот тебе шелковое кимоно, вот тебе повозка с рикшей и вот тебе нунчаки, езжай на кумите, но помни – в полночь повозка превратится в рисовое зернышко, рикша в бабмуковый шест, кимоно в циновку, а нунчаки в меч-катану и сделают тебе харакири.
Тогда прилетела Фея и сказала: Золушкэ-тян, вот тебе шелковое кимоно, вот тебе повозка с рикшей и вот тебе нунчаки, езжай на кумите, но помни — в полночь повозка превратится в рисовое зернышко, рикша в бабмуковый шест, кимоно в циновку, а нунчаки в меч-катану и сделают тебе харакири.
Оставалось триста шагов, двести пятьдесят, сто… Когда повозка встала всеми четырьмя колесами на мост я уже была на пределе, но сегодня Боги были на стороне убегавших — не прошло и пары минут, как повозка покатилась по противоположенной стороне, не сбавляя темпа, хотя это скорее по инерции.
Итальянцы употребляли термин «карро д’армато» (вооруженная повозка ), шведа – «стридрвагн» (боевая повозка ), поляки – «чолг» (гусеница).