Тасхиб намаз как совершать
Тасбих-намаз – молитва прославления Бога
Тасбих-намаз – это такая молитва, которую мусульмане совершают с целью прославления Бога, Его восхваления и возвеличивания. Согласно изречению Посланника Божьего ﷺ тасбих-намаз является величайшим подарком Всевышнего, и наградой за этот намаз является прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, сделаны они тайно или явно, по незнанию или сознательно.
Как совершают тасбих-намаз?
Тасбих-намаз состоит из четырёх ракаатов. Этот намаз ничем не отличается от других четырёхракаатных намазов-сунна за исключением чтения молитвы «тасбих», которую в этом намазе читают 300 раз. Вот эта молитва:
سُبْحَانَ اللَّه وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ
«Субẍаналлаhи вальẍамдулилляhи ва ля иляhа илля ллаhу ва ллаhу акбар»
Смысл: «Аллах ﷻ чист от любых недостатков, всякая хвала Аллаху, нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха, Аллах превыше всего!».
Один из способов чтения тасбих-намаза следующий:
В тасбих-намаз вступают со следующим намерением: «Я намерен исполнить два (четыре) ракаата желательного (сунна) тасбих-намаза».
После вступительного «Аллаhу акбар» читают молитву «Ифтитах» («Ваджахту»), затем 15 раз читают молитву «тасбих». Далее читают суру «аль-Фатиха», затем любую другую суру, потом до поясного поклона вновь читают молитву «тасбих», но уже 10 раз.
По 10 раз эту молитву «тасбих» также читают в поясном поклоне, выпрямившись после него (положение и‘тидаль), в обоих земных поклонах и в положении сидя между ними. Так в одном ракаате данная молитва прочитывается 75 раз. При этом «тасбих» читают после произнесения соответствующих молитв, читаемых в каждой позе.
После второго земного поклона встают на следующий ракаат и опять читают «тасбих» 15 раз и так повторяют вышеописанное.
В итоге во всех четырёх ракаатах молитва «тасбих» прочитывается 300 раз.
Когда совершается тасбих-намаз?
Известный учёный богослов Ибну Хаджар отмечает, что является сунной совершение тасбих- намаза каждую ночь и каждый день, кроме тех периодов, когда нежелательно совершать намазы-сунна.
В хадисе Пророка ﷺ говорится, чтобы мы старались выполнять тасбих-намаз ежедневно, если не можем, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам), если и так не сможем, то раз в месяц. Если не можем и этого, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае, хотя бы раз в жизни (Абу Давуд, ибн Маджа и аль-Байхаки).
Какое вознаграждение за тасбих-намаз?
Тасбих-намаз является прекрасной возможность очиститься от грехов. Здесь следует отметить, что грехи бывают трёх видов:
1. За невыполнение обязательств, которые возложил Всевышний: обязательные намаз, пост, закят, хадж, кафарат и т. д. Если такие грехи имеются, то следует возместить то, что было пропущено.
2. Грехи между людьми, когда один человек нанёс вред (моральный или материальный) другому. Эти грехи считаются наиболее тяжкими. Чтобы они были прощены, обидчику следует получить прощение от пострадавшего.
3. Грехи между человеком и Господом. Это когда раб Божий преступает наказы Всевышнего и совершает запретные деяния, такие как получение заработка запретным путём, употребление запретного, зависть, самодовольство, проявление недовольство предопределением Творца, бесцельное трата времени и т.п.
Милость Создателя так безгранична, что совершение благих дел также может служить искуплением грехов, относящихся к последней категории. Одним из таких деяний, посредством которого прощаются наши грехи, является тасбих-намаз.
Посланник Господа ﷺ сказал своему дяде ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах): «О мой дядя, одарить тебя подарком, который смоет твои грехи – предыдущие и последующие, начальные и конечные, совершенные умышленно и случайно, явные и тайные, маленькие и большие?» И Пророк ﷺ научил его чтению тасбих-намаза (хадис привёл Абу Давуд).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Тасбих намаз
Тасбих намаз, как и тахаджуд относится к намазам (мандуб), которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда и оставлял.
Что такое тасбих намаз и его достоинства
Намаз тасбих получил свое название от того что эта молитва отличается от других многократным произнесением восхвалений Аллаху которым она сопровождается. При этом первым восхвалением идут слова «Субхоналлах», произнесение которых на арабском языке называется «Тасбих». Упоминающих достоинства тасбих намаза пришло немало хадисов, однако, все они слабые. Но когда есть много слабых хадисов то, по мнению многих ученых их можно использовать в подобных ситуациях для личного поклонения. Одним из таких хадисов (одни ученые посчитали его слабым хадисом, другие нет) является следующий хадис, переданный от Абу Рафиа, который сказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал своему дяди Аббасу, да будет доволен им Аллах:
«يَا عَمِّ أَلَا أَصِلُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَنْفَعُكَ؟ قَالَ: بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: يَا عَمِّ صَلِّ أَرْبَعَ رَكَعَاتٍ تَقْرَأُ فِي كُلِّ رَكْعَةٍ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ، فَإِذَا انْقَضَتِ الْقِرَاءَةُ فَقُلْ: اللهُ أَكْبَرُ، وَالْحَمْدُ لِلهِ، وَسُبْحَانَ اللهِ ، وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، خَمْسَ عَشْرَةَ مَرَّةً قَبْلَ أَنْ تَرْكَعَ ، ثُمَّ ارْكَعْ فَقُلْها عَشْرًا، ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْهَا عشْرًا، ثُمَّ اسْجُدْ فَقُلْها عَشْرًا، ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْهَا عَشْرًا، ثُمَّ اسْجُدْ فَقُلْهَا عَشْرًا ثُمَّ ارْفَعْ رَأْسَكَ فَقُلْها عَشْرًا قَبْلَ أَنْ تَقُومَ، فَذَلِكَ خَمْسٌ وَسَبْعُونَ فِي كُلِّ رَكْعَةٍ وَهِيَ ثَلاثُ مِائَةٍ في أَرْبَعِ رَكَعاتٍ، وَلَوْ كَانَتْ ذنُوبُكَ مِثْلَ رِمْلِ عَالِجٍ غَفَرَهَا اللهُ لَكَ. قَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَنْ يَسْتَطِيعُ أَنْ يَقولَهَا فِي يَوْمٍ؟ قَالَ: إِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ أَنْ تَقُولَهَا فِي يَوْمٍ ، فَقُلْهَا فِي جُمُعَةٍ، فَإِنْ لَمْ «تَسَتَطِعْ أَنْ تَقُولَهَا فِي جُمُعَةٍ فَقُلْهَا فِي شَهْرٍ. فَلَمْ يَزَلْ يَقُولُ لَهُ حَتَّى قَالَ: فَقُلْهَا فِي سَنَةٍ. – «О дядя, не хочешь ли ты, чтобы я одарил тебя, принес тебе пользу? Сказал дядя: «конечно о Посланник Аллаха». Сказал Пророк: «О дядя молись четыре ракаата, читая в каждом ракаате аль-Фатиху и суру. Когда завершишь чтение скажи: Аллаху акбару, альхамду лилЛахи, субханалЛахи, ля иляха иллялЛаху пятнадцать раз, прежде чем совершишь поясной поклон. Затем соверши поясной поклон и скажи их (эти слова) десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз. Затем соверши земной поклон и скажи их десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз. Затем соверши земной поклон десять раз. Затем подними свою голову и скажи их десять раз, прежде чем встанешь. И получается семьдесят пять раз в каждом ракаате и это триста раз в четырех ракаатах. И если будут твои грехи подобны огромным пескам, Аллах простит их тебе». Сказал дядя: «О Посланник Аллаха, а кто сможет произносить их (совершать эту молитву) каждый день?» Сказал Пророк: если ты не сможешь произносить их каждый день, то произноси в пятницу (т.е. раз в неделю). Если не сможешь в пятницу, то произноси их раз в месяц». И продолжал он говорить пока не сказал: «и произноси их раз в год»». «Сунан ат-Тирмизи», хадис №485.
Время тасбих намаза
Этот намаз можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершения подобных намазов считается не желательным. Если есть возможность можно совершать тасбих намаз один раз в день или ночь, если нет возможности, то раз в неделю, или месяц, или год, или хотя бы раз в жизни.
Как совершают тасбих намаз и молитвы (восхваления) произносимые в нем?
Тасбих намаз состоит из четырех ракаатов, которые можно совершить как в два намаза по два ракаата, так и один намаз в четыре ракаата с одним саламом в конце. Порядок совершения тасбих намаза такой же как и любой другой намаз из двух или четырех ракаатов. Единственное, что в этой молитве много раз произносятся тасбихаты (восхваления Бога).
В каждом ракаате эти слова произносятся по 75 раз, как было упомянуто в выше приведенном хадисе:
Есть и второй вариант произнесения тасбиха:
Что делать если забыл прочитать восхваления (тасбих)
Если в каком-либо месте по забывчивости была пропущена формула восхваления (Субхоналлах…..) и вы вспомнили об этом только в следующем рукне (действии) намаза, то возвращаться обратно, чтобы прочитать пропущенное не надо. Пропущенный тасбих можно прочитать в том действии, где вы находитесь, если это действие не из коротких рукнов намаза (стояние после поясного поклона, сидение между двумя земными поклонами). Например, вы не прочитали тасбих молитвы после аль-фатихи, тогда можно прочитать их в поясном поклоне (добавив к десяти тасбихам поясного поклона). Однако если вы забыли прочитать тасбих в поясном поклоне, то восполнять их при стоянии после поясного поклона нельзя, так как это стояние относится к коротким действиям намаза, которые удлинять нельзя. В таком случае вы можете восполнить пропущенные восхваления в следующем за коротким действием длинном действии намаза – в нашем примере это земной поклон.
Не желательным является совершения подсчета восхвалений (тасбихов) произносимых в тасбих намазе с помощью пальцев, если человек в силах запоминать их. Если запомнить трудно, то можно использовать пальцы.
Суры читаемые в молитве тасбих
Хотя точных, достоверных сведений о чтении определенных сур в тасбих намазе до нас не дошло, однако в некоторых книгах передается, что у сподвижника Пророка (с.а.с.) ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили о сурах читаемых в этом намазе и он назвал суры ат-Такасур (102-я сура), аль-Аср (103-я сура), аль-Кафирун (109-я сура) и аль-Ихлас (112-я сура).
Некоторые ученые посчитали, что будет предпочтительным чтения сур аль-Хадид (57-я сура), аль-Хашр (59-я сура), ас-Софф (61-я сура) и ат-Таг’абун (64-я сура), так как они более подходящие для этого намаза («Раддуль- Мухтар», Т. 2. Стр. 471-472).
Дуа читаемое после тасбих намаза
Желательно прочитать в конце намаза, после ат-ташаххуда и перед саламом, следующую молитву:
«اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُك تَوْفِيقَ أَهْلِ الْهُدَى، وَأَعْمَالَ أَهْلِ الْيَقِينِ، وَمُنَاصَحَةَ أَهْلِ التَّوْبَةِ، وَعَزْمَ أَهْلِ الصَّبْرِ، وَجِدَّ أَهْلِ الْخَشْيَةِ، وَطَلَبَ أَهْلِ الرَّغْبَةِ، وَتَعَبُّدَ أَهْلِ الْوَرَعِ، وَعِرْفَانَ أَهْلِ الْعِلْمِ حَتَّى أَخَافَك. اللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُك مَخَافَةً تَحْجِزُنِي عَنْ مَعَاصِيك حَتَّى أَعْمَلَ بِطَاعَتِك؛ وَعَمَلًا أَسْتَحِقُّ بِهِ رِضَاك، حَتَّى أُنَاصِحَكَ بِالتَّوْبَةِ خَوْفًا مِنْك، وَحَتَّى أُخْلِصَ لَك النَّصِيحَةَ حُبًّا لَك، وَحَتَّى أَتَوَكَّلَ عَلَيْك فِي الْأُمُورِ حُسْنَ ظَنٍّ بِك، سُبْحَانَ خَالِقِ النُّورِ».
«Аллохумма инни́ асъалука тавфи́къа ахлиль-худа́, ва аъма́ла ахлиль-якъы́н, ва муна́сохата ахлит-тавбата, ва ‘азма ахлис-собри, ва джидда ахлиль-хошяти, ва толаба ахлир-раг’бати, ва та’аббуда ахлиль-вара’ы, ва ‘ырфа́на ахлиль-‘ылми хатта́ ахо́фака. Аллохумма инни́ асъалука мухо́фатан тахджизуни́ ‘ан ма’а́сы́ка хатта́ аъмала бито́’атика; ва ‘амалан астахикъкъу бихи ридо́ка, хатта́ ана́сыхака биттавбати ховфан минка, ва хатта́ ахлиса лакан-насы́хата хуббан лака, ва хатта́ атаваккала алайка филь-уму́ри хусна зоннин бика, субха́на хо́ликъын-ну́р».
«О Аллах, поистине я прошу у тебя успеха людей прямого пути, и дел людей истины, и искренности людей покаяния, и решимости людей терпения, и усердия людей страшащихся, и искания людей желающих искать, и поклонения людей глубоко богобоязненных, и познания людей знающих пока я не начну бояться тебя. О Аллах, поистине я прошу у тебя боязненности удерживающей меня от неповиновения тебе пока я не начну совершать угодные тебе дела; и прошу дел через которые я заслужу твое довольство пока я не проявлю искренность в покаянии боясь тебя, и пока моя искренность не будет чистой в любви к тебе, и пока я не начну полагаться на тебя в делах, имея хорошее представление о тебе. Слава Создателю света».
Тасхиб намаз как совершать
Тасбих намаз – это нафиль намаз, в котором большое место уделено формулам восхваления Аллаха Всевышнего, возвеличивания Его могущества и величества и приносящая совершающему ее великую награду. Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал, что солят ат-тасбих – это такая молитва, совершение которой должно войти в привычку, и нам не следует забывать о ней.
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ обучил этому намазу своего дядю Аббаса (радыйаллаху анху). Когда же Аббас (радыйаллаху анху) сказал, что будет трудно выполнять каждый день такой намаз, посланник Аллаха ﷺ ответил, что этот намаз можно совершать раз в неделю, раз в месяц, раз в год, или раз в жизни.
Достоинства намаза ат-тасбих
Прежде чем научить своего дядю, как совершать этот намаз, наш Пророк ﷺ сказал ему:
يَا عَبَّاسُ، يَا عَمَّاهُ، أَلَا أُعْطِيكَ، أَلَا أَمْنَحُكَ، أَلَا أَحْبُوكَ، أَلَا أَفْعَلُ بِكَ عَشْرَ خِصَالٍ، إِذَا أَنْتَ فَعَلْتَ ذَلِكَ غَفَرَ اللَّهُ لَكَ ذَنْبَكَ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ، قَدِيمَهُ وَحَدِيثَهُ، خَطَأَهُ وَعَمْدَهُ، صَغِيرَهُ وَكَبِيرَهُ، سِرَّهُ وَعَلَانِيَتَهُ (سنن أبي داود، باب صلاة التسبيح)
«О дядя! Разве я не воздам тебе? Разве я не одарю тебя? Разве я не награжу тебя? Разве я не проявляю [милость] к тебе тем, что, когда ты сделаешь эти десять вещей, Аллах простит твои грехи будущего и прошлого, новые и старые, нечаянные и намеренные, большие и малые, скрытые и явные?» («Сунан» Абу Дауда)
В конце этого хадиса Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) заметил:
إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تُصَلِّيَهَا فِي كُلِّ يَوْمٍ مَرَّةً فَافْعَلْ، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ جُمُعَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ شَهْرٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَفِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً، فَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ، فَفِي عُمُرِكَ مَرَّةً
«Если ты можешь совершать этот намаз каждый день, делай это. А если не можешь – то раз в неделю. Если не можешь – раз в месяц. Если не можешь – то раз в год. Если не можешь [и этого], то [хотя бы] раз в жизни».
Как совершать тасбих намаз?
Солят ат-тасбих – это совершается в четыре ракаата, в которой читается следующий тасбих 75 раз в каждом ракаате, то есть всего 300 тасбихов за четыре ракаата:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ
«СубханАллахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбар» перевод: «Пречист Аллах и хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха и Аллах Велик»
Дальше, говоря «тасбих», мы будем иметь в виду этот тасбих.
Есть два способа совершения намаза ат-тасбих. Можно выбрать любой из них.
1) Совершить намерение на четыре ракаата желательного (нафль) намаза и начать, как обычно, с произнесения «сана» (дуа вступления в намаз):
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالي جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ
«Cубханака Аллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа тааля джаддука уа ля иляха гойрук» перевод: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет бога, кроме Аллаха».
2) Прочитать тасбих 15 раз.
3) Продолжить намаз, как обычно, произнесением та’аввуза ( أعوذ بالله من الشيطان الرجيم ), тасмия ( بسم الله الرحمن الرحيم ), суры «Аль-Фатиха» и затем любой другой суры.
4) Прочитать тасбих 10 раз.
5) Перейти к поясному поклону (руку’) и прочитать в нем обычный тасбихат для руку’.
6) Прочитать тасбих 10 раз.
7) Произнести тасми’ ( سمع الله لمن حمده ), выпрямиться и произнести тахмид ( ربنا لك الحمد ), как в обычном намазе.
8) Прочитать тасбих 10 раз.
9) Совершить земной поклон (саджда). Прочитать в саджда обычный тасбихат для земного поклона.
10) Прочитать тасбих 10 раз.
11) Сесть, как обычно (джальса).
12) Прочитать 10 раз тасбих в сидячем положении.
13) Совершить второй земной поклон. Прочитать обычный тасбихат для земного поклона.
14) Прочитать тасбих 10 раз.
15) Повторить то же самое в следующих трех ракаатах. Однако, в отличие от первого ракаата, последующие три будут начинаться с 15-ти тасбихов вместо сана, та’аввуза и тасмия.
Второй способ совершения намаза ат-тасбих похож на первый, но с некоторыми отличиями:
1) НЕ ЧИТАЙТЕ тасбих в начале каждого ракаата. Читайте его 15 раз (вместо 10) ПОСЛЕ чтения суры «Аль-Фатиха» и еще одной суры.
2) В конце каждого ракаата (после второго земного поклона) примите обычное сидячее положение (джальса) и прочитайте тасбих 10 раз. В конце первого и третьего ракаата, прежде чем встать на следующий ракаат, произнесите такбир («Аллаху Акбар») один раз, чтобы перейти из суджда в сидячее положение, то есть нет нужды повторять такбир снова, чтобы встать на второй или четвертый ракаат.
3) Сидя в конце второго и четвертого ракаата, читайте тасбих перед ташаххудом (ат-тахият).
Важных примечаний тасбих намаза
1) Лучше сложить руки вместе, когда стоишь после руку’.
2) Если забыл прочитать тасбих или прочитал не столько раз, сколько нужно, можно восполнить пропущенные тасбихи перед тасбихами следующего ракаата.
3) Не считайте тасбихи вслух – считайте их, слегка нажимая на подушечки пальцев и отпуская.
4) Можно читать не сокращенный вариант тасбиха (который мы привели выше), а тасбих полностью:
سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ ، وَاَللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّه
«СубханаЛлахи уальхамдулиЛляхи уа ля иляха илляЛлаху уаЛлаху Акбару уа ля хауля уа ля куввата илля биЛлях» перевод: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха».
5) После суры «Аль-Фатиха» можно читать любые суры, однако передается, что читают следующие суры: сура «ат-Такасур» в первом ракаате, сура «аль-‘Аср» во втором, сура «аль-Кафирун» в третьем и сура «аль-Ихляс» в четвертом.
Пусть Всевышний Аллах одарит нас Своей Милостью и простит нам наши грехи. Амин.
Тасбих намаз
Тасбих-намаз является нафиль намазом, то есть к категории дополнительных молитв, в которой основное место занимает восславление, восхваление и возвеличивание Всевышнего Аллаха и Его единственности.
Интерес верующих мусульман к тасбих молитве не ослабевает, не смотря на ее сомнительную желательность.
Намаз является опорой религии, и подобно тому, как после пяти омовений на теле человека не остается грязи, так после пяти молитв в течение дня грязи не остается на душе человека. Среди молитв различаются обязательные, а также желательные и необходимые. Существуют еще и дополнительные виды намаза, они состоят из разного количества ракаатов, то есть комбинаций правильной позы при произнесении молитвы, поклонов поясных и земных.
У тасбих намаза, относительно которого существуют настолько разные и неустойчивые мнения в умме, есть очевидные достоинства. Теме молитвы тасбих были посвящены размышления многих исламских ученых богословов, а также посвящены такие научные труды, как имама аль-Асбахани «Тасхих саляти-ттасбих», хафиза ибн Насыруддина ад-Димашки «ат-Тарджих ли хадис саляти-ттасбих», имама Абу Са‘да ас-Сам‘ани «Саляту-ттасбих» и многие другие.
Достоверен ли тасбих-намаз?
Что касается достоверности хадиса, то можно привести мнение шейха Усаймина. В его фетве сказано, что о том, насколько достоверным является хадис, в котором приводятся слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о тасбих намазе, а также относительно того, насколько являются разрешенными действия, которые совершаются в соответствие с этой молитвой, существуют большие расхождения во мнении разных ученых представителей Ислама. Часть ученых считают данный хадис о тасбих намазе достоверным, некоторые считают его хорошим, некоторые считают его слабым, есть и такие которые считают его выдуманным.
Хадисы о тасбих намазе упоминает ибн Джаузи, и он называет все инсады слабыми, поясняя причины того, почему они являются слабыми. Он также говорит об этом в своем труде под названием «Маудуат», то есть в книге выдуманных хадисов.
По словам Тирмизи, относительно тасбих намаза приводится много хадисов от Посланника Всевышнего Аллаха ﷺ, но недостоверными является большинство из них. Аль-Укайли, как свидетельствует ан-Навави, утверждал, что нет об этой молитве ни одного хадиса, который был бы приемлемым. Этого же мнения придерживался ибн аль-Араби, который говорил, что нет на эту тему вообще хадисов, которые были бы достоверными или хорошими.
Сам же ан-Навави утверждал, что решение на тему того, желательно совершение этого намаза или нет, рано принимать, поскольку этот вопрос необходимо исследовать. Он считал, что хадисы, приводимые на тему тасбих намаза, слабые, и в них есть указание на то, что в молитве меняется известный порядок, и делать этого не следует, если нет подтверждения в достоверном хадисе, но такового приемлемого по этой теме не существует.
Ас-Суюты приводит слова ибн Хаджара аль-Аскяляни, который утверждал, что все хадисы, касающиеся этой темы и приводимые в качестве доказательства желательности тасбих намаза, являются слабыми, и только один, который приведен от ибн Аббаса, наиболее близок к тому, чтобы считаться хорошим, но этот хадис шааз, то есть аномальный, поскольку он является фардийя или чрезвычайно редким, и нет хадисов, которые бы его подкрепляли и передавались бы из того же источника или мутабаа. Также он указывал на то, что образ совершение тасбих намаза не соответствует образу совершения остальных молитв. Передатчик хадиса Муса ибн Абдульазиз является праведным и честным человеком, но это не принимается в данном случае. Также хадис о тасбих намазе был назван слабым и аль-Миззи, и ибн Таймийей. Не было вынесено какое-либо решение по тасбих намазу и со стороны аз-Захаби, то есть он также приемлемость данной молитвы не подтвердил.
В своем труде «Мишкят» ибн Хаджар утверждает, что у этого хадиса хорошая степень или хасан, и это является несоответствием между одним мнением и вторым его же мнением.
По вопросу тасбих намаза приводится мнение и автора труда «Аль-Фуру ‘ », который сказал, что имам Ахмад сказал об этом хадисе, что он недостоверен, передавая его. Там же приводятся слова о том, что шейх назвал этот хадис ложным, и эта молитва запрещалась как Ахмадом, так и его выдающимися учениками. Желательной молитву считал ибн Мубарак, и он выполнял этот намаз особым образом, о котором не говорится ни в одном риваяте, которые существуют на эту тему. Не может быть утверждена Сунна только с помощью хадисов, которые никакой основы под собой не имеют. Об этой молитве совсем никак не упоминали ни аш-Шафии, ни Малик, ни Абу Ханифа.
Шейх Усаймин на основании всех этих доводов выносил решение, что тасбих намаз сунной не является, и ни один хадис достоверно не подтверждает желательность совершения тасбих намаза.
По словам имама аль-Байхаки, Абдуллах ибн аль-Мубарак совершал тасбих молитву, и указывал на сильный инсад этого хадиса, который передавался через праведников.
Такого же мнения придерживался и имам ад-Дайлями, который назвал намаз тасбих одной из самых известных молитв с достоверным инсадом.
Такого же мнения придерживался и имам Абуль-Хасан ас-Синди, которые указывал на то, как много разговоров среди имамов велось о достоверности хадисов, и правильным является мнение о достоверности, то есть молитву тасбих нужно воплощать в жизнь.
Ш ейх аль-Альбани в “мишкат аль-масабих” назвал хадис о тасбих-намазе достоверным.
Как делать намаз тасбих
Чтобы совершить тасбих намаз, мусульманин должен совершить омовение и быть в состоянии ритуальной чистоты, как и место для молитвы и одежда, в которой верующий произносит молитву.
Женщине не следует произносить тасбих намаз в присутствии посторонних людей, особенно в присутствии мужчин – ей следует удалиться из людного места.
Как совершать тасбих намаз научил своего дядю Аббаса Пророк Мухаммад ﷺ. В случае, если совершать ее каждый день будет трудно, то его достаточно проводить раз в одну неделю или раз в один месяц. Можно также совершать такую молитву один раз в год или даже один раз в жизни. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что тасбих-намаз – это причина, по которой мусульманину могут быть прощены грехи, и пообещал научить своего дядю тому, в чем содержится десять видов пользы, то есть десять грехов простит Всевышний Аллах тому, кто сделает это – будут прощены грехи как старые, так и новые, как первые, так и последние, как те, что человек совершил осознанно, так и те, что он совершил несознательно, как маленькие грехи, так и большие, как те, что были совершены скрыто, так и те, что человек совершил явно.
Мусульманин может совершать тасбих намаз в одиночестве или джамаатом.
Это нафиль намаз, поэтому прочитать его в одиночестве будет предпочтительнее.
Как сообщается в хадисе, тасбих-намаз – это величайший подарок Всевышнего, и в награду за совершение этой молитвы Аллах прощает все грехи. Выполнять этот намаз предпочтительно по пятницам в любое время, можно днем, можно ночью.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)