Театральное меню как называется
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
12 спектаклей, которые наделали много шума. Где их увидеть
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
На спектакль, как на ужин: Российские театры, где зрителей угощают вкусностями прямо со сцены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зрители давно привыкли к тому, что поход в театр просто не может быть заурядным событием. Посещение храма искусства похоже на какой-то волшебный ритуал, начинающийся в момент покупки билета. А сегодня в театр можно прийти не только за пищей духовной, но и вполне себе материальной. Некоторые даже делают ставку на угощения в вопросе создания особенной атмосферы, позволяющей зрителю почувствовать настроение постановки ещё до того, как взовьется занавес.
Московский художественный академический театр
Идея сделать еду частью театрального действа далеко не нова. Ещё в 1930-х годах этот приём был использована во МХАТе в спектакле «Три толстяка» Юрия Олеши. Когда герой попадает в кондитерскую, где его трон оказывается настоящим огромным тортом, а вокруг множество сладостей и фруктов. В антракте зрителю предлагалось насладиться вкуснейшим «реквизитом».
Студия театрального искусства
Один из самых молодых московских театров и, несомненно, самый прогрессивный в вопросах погружения зрителя в атмосферу спектакля. Действо начинается если не с вешалки, то уж с театрального фойе уж точно.
Символом студии под руководством Сергея Женовача является зелёное яблоко. Этим фруктом угощают всех без исключения зрителей. А вот другие блюда подбираются в соответствии с репертуаром спектакля. К примеру, перед постановкой «Москва-Петушки» посетителям театра предлагаю отведать шпроты, солёные огурцы, кильку и лук. Все это с кусочком чёрного хлеба и под рюмочку «Столичной». Кроме того, во время самого спектакля зрителю предлагают записывать рецепты коктейлей от главного героя Венички, для чего каждому выдают листок бумаги и карандаш.
Если в театре идет спектакль «Три года» по Антону Чехову, то перед началом можно отведать три вида удивительно вкусного варенья из вишни, крыжовника и клубники. Настоящее советское пиршество ожидает зрителя перед постановкой «Река Потудань»: картошка в мундирах, сало с чёрным хлебом, чай в кружках. «Записные книжки» по Чехову предполагают угощение мороженым и беседы актёров в образах своих героев со зрителями во время антракта.
Естественно, что такие угощения предлагаются не перед каждым спектаклем. По задумке художественного руководителя театра Сергея Женовача, столы накрываются лишь в том случае, когда данный метод может помочь зрителю в полной мере ощутить атмосферу постановки и понять чувства героев.
Центр им. Вс. Мейерхольда
Спектакль «Саша, вынеси мусор!» начинается с импровизированной кухни на входе в зрительный зал. На столе множество салатов и овощей, аппетитно сверкают своими глянцевыми боками кусочки копчёной скумбрии, вкусно пахнут румяные пирожки, а на печи в сковороде что-то жарится. Немного позже зрители узнают, что стол накрыт для поминовения умершего Саши, бывшего военного, жизнь которого оборвал сердечный приступ.
После спектакля можно всё это кулинарное богатство попробовать. Правда, зачастую зрители, ошеломленные постановкой, пробуждающей множество мыслей и чувств, вовсе не спешат за угощением.
Российский академический молодёжный театр
Молодёжный театр тоже использует в своих постановках возможность создать атмосферу погружения в действие. В постановке «Лада, или радость» на сцене с первых минут появляются яблоки, собранные героинями спектакля в деревне Колдуны. Актеры угощают некоторых зрителей прямо со сцены, остальные могут собрать урожай в антракте.
«Берег утопии» идет больше 10 часов, а в одном из перерывов в фойе можно выпить чашечку чаю из самого настоящего большого самовара, да вприкуску с баранками и яблоками. Согласно режиссёрскому замыслу, чаепитие помогает зрителю ощутить атмосферу Прямухино, родового поместья Михаила Бакунина.
Театр «Новая Опера» им. Е. В. Колобова
В музыкальном театре создана особая театральная гостиная, в которой встречи со зрителями проходят в формате уютного домашнего чаепития со сладостями и пирожками. В гостиной «Опера Lounge» попытались воссоздать тепло и уют, чтобы все участники встреч могли чувствовать себя максимально комфортно, не стесняясь высказывать свои мысли и делиться впечатлениями.
Театр «У Никитских ворот»
Каждому трижды поднесут рюмку водки и угостят бутербродом с колбасой. Зритель во время всего действия оказывается вовлечённым в диалог с актёрами. Можно вместе с ними петь, а то и пуститься в пляс на импровизированной сцене. Самое удивительно, что после первого просмотра хочется снова стать частью удивительного действа, потому многие зрители снова и снова берут билеты именно на этот спектакль.
Москва в советские времена буквально бурлила творчеством, несмотря на многочисленные запреты, цензуру и железный занавес. И эта бурная жизнь будущих звезд кинематографа, литературных классиков и художников протекала не только на квартирах. В 1960-70-е годы в столице существовало несколько культовых мест, где могла потусоваться литературная и артистическая богема. В этих кафе и ресторанах можно было и погулять на полную катушку, и обсудить запрещенные темы, и обменяться творческими идеями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театр и еда: до, после или во время?
Кроме привычных драмы, оперы, балета и мюзикла специалисты выделяют множество театральных жанров. Среди них — визуальный, документальный, иммерсивный, постдраматический, уличный, инклюзивный, сайт-специфический, синтетический и новый музыкальный театр. Этот список неполный, и с течением времени рождаются все новые и новые жанры и формы: например, два года назад флотилия «Рэдиссон Ройал» запустила специальные театральные круизы по Москве-реке. В круговороте современной жизни театр вынужден адаптироваться, чтобы выжить и не потерять зрителя. Новому поколению нужны новые формы и то, что удовлетворяло людей в прошлом веке, зачастую уже не вызывает интереса у молодежи. Но, как показывает практика, на самом деле что-то новое — это чаще всего хорошо забытое, переработанное и актуализированное старое.
Фото: Пресс-служба
В Древней Греции спектакли длились целыми днями, и подобно современной фестивальной публике «Авиньона», «Территории» или «Винер Фетвохен», зрители готовились к событию заблаговременно. Но если сегодня театралы продумывают свой маршрут так, чтобы в перерывах между показами удалось перекусить, выпить чашку кофе либо чего покрепче, то у их античных предшественников выбор был невелик. Они запасались едой и вином заранее и не стеснялись поглощать ее во время представления.
Так же спустя века вели себя посетители театра кабуки в Японии. На гравюрах Уки-е эпохи Эдо изображены зрители, которые свободно общаются, пьют саке и едят заранее принесенные с собой угощения. На представления кабуки шли не столько за зрелищем, сколько ради праздного времяпрепровождения. В Японии того времени в столичный театр люди съезжались из регионов, чтобы себя показать и на других посмотреть. История японских ланчей в коробках — о-бенто, которые продаются повсеместно до сих пор, плотно переплетена с театром кабуки. Существует красивая легенда, что названия блюд в популярном наборе, который японцы брали с собой на представление, созвучны с именем возлюбленной главного героя пьесы театра кабуки «Сукэроку». Женщину звали Агемаки, а набор включал в себя Абурагэ — своеобразный пирожок из соевого творога с рисовой начинкой, обжаренный во фритюре, и Макидзуси — рис, обернутый водорослями. Пьеса «Сукэроку» была крайне популярна, и играли ее часто, название быстро прижилось и сохранилось до наших дней.
Фото: Пресс-служба
Что касается Европы, ужинать во время представления можно было и в «Глобусе» — доме труппы Уильяма Шекспира. Когда это заведение появилось в Лондоне, оно не походило на привычный для современного человека театр. Деревянное здание круглой формы без крыши и без сидячих мест в партере больше бы подошло для проведения рок-концерта. Партер считался территорией бедного люда, а аристократия размещалась в ложах наверху. Курить, пить и есть в «Глобусе» не воспрещалось, на месте раскопок (первый «Глобус», построенный Шекспиром, сгорел) археологи до сих пор находят раковины устриц, мидий, улиток. Темза была полна рыбы и моллюсков, и устрицы довольно долго оставались основной пищей для бедняков.
Театр развивался, переходил с улиц во дворцы, здания становились богаче, публика — сдержаннее, представить себе зрителей, жующих на представлениях Малого или Александринского театра невозможно. Станиславский, так рьяно боровшийся за «настоящее на сцене», не мог допустить, чтобы зрители поглощали что бы то ни было, кроме пищи духовной. Есть и пить во время действия было разрешено только актерам, и то, только если того требовал сюжет. Но наряду с развитием классического театра повсеместно стали появляться кабаре. В России на рубеже XIX–XX веков молодые режиссеры быстро сообразили, что в классическом театре им не дадут реализовать и половины смелых замыслов, в кабаре же, напротив, можно пробовать абсолютно все. Легкий концертный жанр в заведениях, где сцена находилась прямо перед столиками, давал людям возможность не только культурно провести вечер, но и вкусно поесть.
Фото: Пресс-служба
В книге «Режиссер Мейерхольд» Константин Рудницкий пишет: «Дом интермедий был своего рода студией. В ней объединились петербургские актеры, актрисы, художники, композиторы, режиссеры и в их числе — Мейерхольд, впервые здесь выступивший под псевдонимом “Доктор 130 Дапертутто”. Крошечное помещение бывшего театра “Сказка” перестроили соответственно новым задачам: убрали рампу, сделали широкую лестницу, ведущую со сцены в зал, вынесли ряды стульев и расставили столики, чтобы публика (как это бывает в кабаре) могла требовать себе во время спектакля напитки или еду и, значит, чувствовать себя более свободно и активно. Актеры входили и выходили через зал, рассаживались на лестнице, и в одной пьесе, во время пляски в воображаемой таверне, к возгласам восхищения актеров на сцене присоединялись таковые же из зала, которые приводили к заранее инсценированной перебранке, кончавшейся тем, что в зрительном зале, на одном из столов, другая артистка-танцовщица тоже начинала танцевать, чтобы доказать свое превосходство над той, что плясала на сцене».
Чеховский Тригорин требовал новые формы в литературе, современный зритель — в театральном искусстве. Если про свой спектакль по пьесе Вуди Аллена Константин Богомолов говорит, что это «буржуазный» театр и хороша такая работа перед походом в ресторан, то другие идут немного дальше и интегрируют еду прямо в спектакли.
В спектакле «Саша, вынеси мусор» режиссер Виктор Рыжаков рассказывает историю гражданской войны. Первое, что видят зрители, — накрытый стол. Стол стоит не на сцене, а у входа в зал, и запахи жареной на сале картошки заполняют собой все пространство. В другой его работе, «Иллюзии» торт, испеченный во время действия на Малой сцене МХТ, раздают зрителям, и каждый может отведать кусочек блюда, которое готовили на протяжении всего спектакля. В Студии театрального искусства перед показом «Москва — Петушки» по пьесе Ерофеева зрителей угощают водкой с кильками, а в «Гоголь-центре» во время спектакля «Кому на Руси жить хорошо» актеры предлагают зрителям выпить и закусить. На спектакле-прогулке группы Rimini Protocol «Remote Moscow» участники посещают трапезную московского храма на Петровке, где их встречают столы с едой, и, поужинав, идут дальше. Работа Талгата Баталова «Зеркало Карлоса Сантоса» заканчивалась совместным ужином всех зрителей в фойе. Питерский Pop-up театр предлагает еще более необычный формат: они создали барный аудиоспектакль «Профсоюз работников ада», где зрители перемещаются от одного заведения к другому, непременно пропуская по стаканчику.
Фото: Пресс-служба
Как только по Москве-реке была возобновлена навигация, Флотилия «Рэдиссон Ройал» снова запустила речные прогулки на яхтах, а через несколько месяцев также вернула театральные и литературные круизы. Зрители собираются на одном из лайнеров и отправляются в необычное путешествие. Вечерние виды города и подобранные исходя из драматургии произведения блюда дополняют театральную постановку. Гости непосредственно вовлечены в действие, отсутствует четвертая стена, спектакль создается общими силами, каждый самостоятельно определяет степень своей вовлеченности. Можно просто насладиться ужином с видом на город, а можно перенестись в другую эпоху, стать частью известного произведения и получить яркие впечатления от погружения в спектакль.