Техника как реальность созданная человеком

Естествознание. 11 класс

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Это проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

Правильный вариант: надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».

Источник

Естествознание. 11 класс

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Это проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

Правильный вариант: надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».

Источник

Конспект урока Естествознание, 11 класс Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Это проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля :

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

Правильный вариант : надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

ЗАДАНИЕ К УРОКУ № 3

Дата 15.01.2021 Группа гд-108

Дисциплина/МДК/УП: Естествознание

Темы уроков: Современные концепции современной эволюции

1. Изучите материал с сайта РЭШ Естествознание 10 класс

Урок 53 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5471/start/278363/ Современные концепции современной эволюции

Написать в тетрадь глоссарий (смотри ниже).

Желаю продуктивной работы!

ЗАДАНИЕ К УРОКУ № 4

Дата 15.01.2021 Группа гд-108

Дисциплина/МДК/УП: Естествознание

Темы уроков: Техника как реальность, созданная человеком

План занятия:

1. Изучите материал с сайта РЭШ Естествознание 11 класс

урок 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5784/start/153677/ Техника как реальность, созданная человеком

2. Прочитайте в учебнике Алексашина Естествознание 11.1 класс параграф 1 Техника как реальность, созданная человеком

Отправлять мне не надо, информация для вас

Желаю продуктивной работы!

Конспекты по темам с сайта РЭШ

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 53. «Современные концепции биологической эволюции»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Каковы современные концепции биологической эволюции?

— Каковы основные положения синтетической теории эволюции?

— Каковы основные механизмы эволюции, согласно синтетической теории эволюции?

— В чем отличие синтетической теории эволюции от теории эволюции Ч. Дарвина?

Глоссарий по теме:

Синтетическая теория эволюции – это синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция).

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей. Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 247-249.

2. Дробышевский С. В. Эволюция мозга человека: Анализ эндокраниометрических признаков гоминид. М.: КомКнига. 2007 с. 67-123.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На современном этапе теория Ч. Дарвина дополнена рядом других положений, в результате чего возникла качественно новая теория – синтетическая теория эволюции, основоположниками которой стали Джулиан Хаксли и Эрнст Майер.

Синтетическая теория эволюции сегодня является общепринятой и представляет собой синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

В рамках синтетической теории эволюции эволюция определена как процесс изменения частоты аллелей различных генов в популяциях организмов в течение определенного времени, превышающего длительно жизни одного поколения этой популяции.

В рамках синтетической теории эволюции выдвинуты следующие основные положения:

1. Материалом для эволюции являются различные мутации. Изменчивость в популяциях под воздействием мутаций носит случайный характер.

2. Главным движущим фактором эволюционного процесса выступает естественный отбор, который базируется на отборе мелких и случайно возникающих мутаций.

3. Наименьшая эволюционирующая единица в рамках синтетической теории эволюции – это популяция, а не особь, как допускали более ранние представления о возможности наследования одной особью за другой «благоприобретенных признаков».

4. Эволюция дивергентна по своей природе, и один таксон (вид, род, семейство, класс и др.) может являться предком нескольких дочерних таксонов, но при этом каждый вид имеет единственный предковый тип и, по сути, единственную предковую популяцию.

5. Эволюция носит градуалистический (постепенный) и достаточно длительный характер. Видообразование – как один из этапов эволюционного процесса рассматривается, как поэтапная смена одной временной популяции рядом последующих популяций.

6. Каждый вид живых организмов состоит из морфологически, генетически и физиологически отличных и соподчиненных, но не изолированных репродуктивно единиц – популяций и подвидов.

7. «Поток генов», обмен аллелями возможен только внутри одного вида. Если возникшая случайно мутация имеет селективную ценность (то есть положительно сказывается на приспособленности и выживаемости популяций) на всей территории распространения вида (его ареала), то такая мутация может распространиться за счет «потока генов» по всем подвидам и популяциям внутри вида.

В рамках этого положения синтетическая теория эволюции предоставляет краткое и емкое определение биологического вида: вид живых организмов – это замкнутая и генетически целостная система.

8. Макроэволюция – эволюция, протекающая на уровне выше видового, идет только путем микроэволюции. Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне. За пределами видового уровня эволюция фактически прекращается. Ряд исследователей микроэволюции часто противопоставляют макроэволюцию, которая также является процессом изменения частот генов на уровне популяции, но в значительном геологическом периоде.

9. Любой реальный, а не искусственный или сборный таксой имеет монофилетическое происхождение – то есть происхождение от одного предка (предковой популяции).

10. Эволюция в целом непредсказуема, не имеет направления и конечной цели, то есть, носит нефиналистический характер.

Синтетическая теория эволюции внесла ряд уточнений в исследование естественного отбора – как одного из механизмов эволюционного процесса.

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция). Условно считается (хотя и не существует точных доказательств), что большинство возникающих мутаций скорее вредны, чем полезны (с точки зрения повышения выживаемости популяции. Ввиду этого, в рамках репликации ДНК в ходе полового процесса предусмотрен механизм «исправления» и обезвреживания мутаций.

Колебания численности популяций (популяционные волны) действует, как неизбирательное и стохастическое уничтожение особей в популяции.

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей. Наиболее простой пример – это «географические» разрывы ареалов – областей обитания популяций. К примеру, соболь и куница являются, с точки зрения систематики разными видами и обитают в сравнительно разных ареалах, хотя и сходных по географическим и климатическим условиям, но существуют территории в Сибири, на которых соболь и куница могут свободно скрещиваться. По всей вероятности, эти два вида произошли от общей популяции, но их ареал по каким-то причинам был «разорван», ввиду чего и развитие популяций пошло разными путями, образовав два вида – куницу и соболя, которые, тем не менее, на данными момент не успели генетически обособиться настолько, чтобы скрещивание между ними оказалось невозможным.

Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

С позиции популяционной генетики естественный отбор может быть рассмотрен как избирательное воспроизводство наиболее «выгодных» с точки зрения выживаемости генотипов. Ключевое значение в эволюционном процессе имеет не столько само выживание особей, сколько вклад этих особей в генофонд популяции. В ряде случаев естественный отбор ведет к созданию признаков, которые невыгодны для отдельно взятой особи, но полезны для популяции в целом.

Основные формы естественного отбора это:

1) Стабилизирующий отбор – данная форма отбора направлена на поддержание ранее сложившегося признака в популяции, его среднего значения.

2) Движущий (направленный) отбор – данная форма естественного отбора способствует сдвигу возникшего среднего значения признака, и формированию и закреплению новой нормы.

3) Дизруптивный (разрывающий) отбор – данная форма естественного отбора направлена против особей, имеющих средний и промежуточный характер признаков. Дизруптивный отбор ведет к появлению полиморфизма в популяции.

Результат действия естественного отбора – это возникновение различных адаптаций.

Основные пути эволюции:

1. Ароморфоз – это крупные эволюционные изменения, которые приводят к подъему уровня биологической организации, повышению адаптации и способствуют переходу эволюционирующей группы в качественно новую адаптивную зону (например, появление аэробного дыхания, автотрофного питания, полового размножения и т.д.). Эволюционное направление, которое сопровождается приобретением ароморфозов называют арогенезом.

2. Идиоадаптация – это мелкие эволюционные (как правило, адаптивные) изменения, приспособления к условиям окружающей среды, но без подъема у эволюционирующей группы общего уровня биологической организации. Идиоадаптация – это эволюция группы внутри адаптивной зоны. Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций называют аллогенезом.

3. Общая дегенерация – это эволюционные изменения, которые приводят к упрощению общей организации эволюционирующей группы в результате ее приспособления к более простым и однородным условиям жизни (например, возникновение паразитизма).

Выводы:

Эволюцией называют историческое развитие отдельных групп организмов либо развитие жизни от простейших организмов до высших.

Синтетическая теория эволюции сегодня является общепринятой и представляет собой синтез классического дарвинизма и генетики популяций. Синтетическая теория эволюции позволяет выявить и объяснить взаимосвязь между материалом эволюции (генетическими мутациями) и механизмом эволюции (естественным отбором).

Макроэволюция – эволюция, протекающая на уровне выше видового, идет только путем микроэволюции. Микроэволюция – это распространение в популяции изменений частот аллелей на протяжении ряда поколений, результатом микроэволюции являются эволюционные изменения на внутривидовом уровне. За пределами видового уровня эволюция фактически прекращается. Ряд исследователей микроэволюции часто противопоставляют макроэволюцию, которая также является процессом изменения частот генов на уровне популяции, но в значительном геологическом периоде.

Важными механизмами эволюции сегодня признаются мутационный процесс, изоляция, колебания численности популяции.

Мутационный процесс приводит к изменению частот некоторых генов в рамках популяции и выступает генератором нового генетического материала в популяции, что создает базу для осуществления естественного отбора (поскольку чем больше генетическое разнообразие в популяции, тем больше эффективность естественного отбора и тем более устойчива такая популяция).

Изоляция – это возникновение различных барьеров в популяции, которые ограничивают свободное скрещивание в этой популяции особей.

Изоляция является достаточно важным механизмом эволюции – она закрепляет и усиливает первоначальные стадии генетической дифференциации популяции.

Естественный отбор и в рамках теории Ч. Дарвина и в рамках синтетической теории эволюции рассматривается, как движущая сила эволюции. С позиции популяционной генетики естественный отбор может быть рассмотрен как избирательное воспроизводство наиболее «выгодных» с точки зрения выживаемости генотипов. Ключевое значение в эволюционном процессе имеет не столько само выживание особей, сколько вклад этих особей в генофонд популяции. В ряде случаев естественный отбор ведет к созданию признаков, которые невыгодны для отдельно взятой особи, но полезны для популяции в целом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Какая теория эволюции ближе к современной синтетической теории эволюции?

1) Теория Ж.Б. Ламарка;

2) Теория Ч. Дарвина;

3) Научный креационизм.

Правильный ответ: 2) Теория Ч. Дарвина;

2. Расположите теории эволюции в порядке их появления:

1) Теория Ч. Дарвина;

2) Теория Ж.Б. Ламарка;

3) Синтетическая теория эволюции.

2) Теория Ж.Б. Ламарка;

1) Теория Ч. Дарвина;

3) Синтетическая теория эволюции.

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Глоссарий по теме:

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 4 – 6.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Ф. Рапп Техника и естествознание URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3132/3135

2. История развития науки и техники URL: https://youtu.be/wBhwEyiZzks

3. Технологии 21 века URL: https://youtu.be/pxiQjSFV758

4. Изобретения 21 века, которые изменили мир URL: https://youtu.be/zU8oyNWAfMo

Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 90 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *