Техника созерцания как проводить

Созерцание как естественный способ медитации

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводитьДети – самые естественные и непосредственные существа в мире! Они владеют различными духовными техниками и совершенно не задумываются над этим.

Вы видели, как они смотрят на увлекающий их объект? Пристально, на одном дыхании? Они с удовольствием подражают животным, не стыдятся стоять на голове, кувыркаться и произносить одни и те же слова.

Нет необходимости задумываться над тем, что медитация – это что-то невероятно сложное и делать поспешные выводы и суждения относительно нее. Посмотрите на мир глазами человека, который впервые видит этот мир. Рассматривайте особенности окружающего вас мира с любопытством и вниманием, следите за взаимоотношениями животных, растений и птиц. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и всем объектам вас окружающим оставаться в первозданном и неизменном виде. Только в этом случае станут невидимыми они и ваше мышление, а будет присутствовать всеобщее единство.

Во время созерцания все ваши чувства и мыслительная деятельность сосредоточены только на определенном действии или объекте (картине, человеке, любви, счастье). Созерцание развивает Сознание и самого человека, позволяет верно определить свой предстоящий путь для самореализации. В результате практических упражнений по Созерцанию у человека исчезают жизненные проблемы, болезни, появляются новые возможности для сохранения и развития энергии, особые интуитивные способности.

Что даёт созерцание?

Созерцание дарит человеку все, что ему может потребоваться для полноценного духовного развития, по мере роста которого изменяется и сам процесс Созерцания. Данные перемены происходят совершенно естественно и незаметно, подстраиваясь под самого человека, практикующего практику Созерцания.

Практика пассивного Созерцания Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Займите удобную позу: сядьте так, чтобы спина ваша была максимально расслаблена. Не должно быть дискомфорта и напряжения. Лучше всего сесть на стул, чтобы ступни касались пола, но следите за тем, чтобы ваши колени образовывали на сгибе прямой угол.

Можно проводить упражнения и на полу со скрещенными ногами (или в «позе лотоса»). Главное, чтобы в этом положении вы смогли провести не менее 30 минут без возникновения неприятных, дискомфортных ощущений.

Главный принцип упражнения – его пассивность. Разум при этом должен быть освобожден от всех проблем и мыслительной деятельности. В обычном бодрствующем состоянии разум человека находится в постоянной активности, реагируя на каждый раздражитель и автоматически обрабатывая его. Противоположное этому состоянию сон. Во сне все осознанные мыслительные процессы прекращаются и человек отдыхает.

При пассивном Созерцании возникает совершенно другое состояние – полная пассивность ума. Для этого процесса характерно отсутствие всякого мыслительного процесса, реакции на различные раздражители. Нет никакой аналитической работы. Такое состояние наблюдается в коротком промежутке между дремотой и погружением в сон. Длится оно всего лишь несколько секунд. Именно такое состояние и характерно для человека, находящегося в пассивном Созерцании. Также рекомендую обратить внимание на процесс перезагрузки “Обнуление”.

Сначала трудно достигать этого состояния и еще труднее сохранять его. Это вполне естественно. Многие люди, начинающие практиковать подобное упражнение, даже засыпают, особенно, если при этом они еще и находятся в лежачем положении. Но постепенно, постоянно тренируясь и получая бесценный опыт в данной методике, Созерцание поддается освоению и становятся заметны уже первые его положительные результаты.

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводитьПостарайтесь перед началом тренировки максимально расслабиться и переключиться на положительные эмоции. Пусть все проблемы останутся позади. Закройте глаза и ни о чем не думайте. Просто отстранитесь от мыслей и переживаний.

Самое главное в тренировке – не поддаться желанию идти за собственными мыслями, развивать их и создавать новые.

Оставайтесь безучастным ко всем образующимся мыслям, способным сорвать тренировку и весь процесс медитации. Не реагируйте на постоянно возникающие раздражители.

Станьте на время обычным наблюдателем собственной жизни и мыслей, не проявляя к ним никакого интереса при этом. Будто бы вы просто наблюдаете за безмятежным, размеренным течением реки в безветренную погоду: она течет сама по себе, а вы просто смотрите на нее, не наблюдая и не следя за каким-то конкретным предметом. Вы знаете, что она течет, но вам это абсолютно безразлично.

Постепенно, практикуя регулярные тренировки, вы научитесь достигать этого «безмыслия». И вы почувствуете, как это прекрасно, когда мысли можно отставить в сторону и насладиться состоянием медитации, во время которого отсутствуют тревоги, переживания и необоснованные иллюзии. Есть только ощущение счастья и одухотворенности.

С любовью Мария Шакти Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Источник

Техника созерцания как проводить

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Ты видел когда-нибудь, как ребенок смотрит на лампочку или луну? Маленькие дети и новорожденные открывают для себя духовные техники естественным образом: они смотрят пристальным немигающим взглядом, задерживают дыхание, подражают животным, кувыркаются, стоят на голове, сидят неподвижные, произносят одни и те же слова до тех пор, пока для них все, что их окружает, не перестает существовать. Перестань задумываться о том, что медитация – это что-то особенное. Прекрати вообще выносить какие-либо суждения. Взгляни на окружающий мир так, как будто ты только что прибыл на Планету Земля. Рассматривай естественные очертания скал, деревья, которые корнями уходят вглубь земли, а кроной достигают небес. Наблюдай за растениями и животными, а также – за их взаимоотношениями друг с другом. Взгляни на себя глазами кота, гуляющего по парку. Посмотри на дерево через его сущность. Постарайся разглядеть гору через ее необъятную величину. Когда же твой мозг позволит всем объектам природы вокруг тебя оставаться в своей первозданности, исчезнут и сами объекты, и мозг – останется только всеобщее единство, затаившее дыхание.

Созерцание – это такое упражнение, при котором все чувства и ум настраиваются на восприятие какого-либо действия или объекта. Это может быть что-нибудь материальное (картина, пейзаж, человек), это может быть какая-нибудь идея (Любовь, Вера, Свет, Разум), так же можно созерцать в никуда (безобъектное созерцание). В течение созерцания, интеллект поддерживает и фокус внимания на предмете, и уровень восприятия.

Созерцание – это развивающая практика, расширяющая сферу Сознания, в которой проживает человек. Созерцание развивает человека, дает ему ощутить собственное развитие, нащупать верный путь. Как результат – испаряются проблемы, болезни перестают появляться, открываются новые уровни знания, энергии и появляется совершенное интуитивное знание о мире.

Процесс созерцания простой и эффективный. Любой человек, который понял суть процесса, способен созерцать без какой-либо подготовки. Практика созерцания очень хорошо влияет на развитие детей. Дети уже с двух лет от роду могут заниматься этим, если им разъяснить что к чему, а зачастую, как бывает, они и сами приходят к этой практике. Практика созерцания ведет к интеллектуальному, духовному и психическому развитию ребенка.

Созерцание приносит практикующему все, что ему нужно на пути своего духовного развития. По мере роста, процесс созерцания изменяется нужным образом, что соответствует современному состоянию созерцающего. Эти изменения происходят естественно и незаметно, гармонично подстраиваясь под потребности практикующего. И поэтому, практика созерцания имеет эффективность уже в самом начале.

В виду того, что созерцательные техники для каждого человека индивидуальны, процесс и результат также будут отличаться у всех практикующих. Поэтому нет смысла сравнивать свой опыт в практике с опытом других, которые занимаются по той же схеме. Разве что, только для расширения собственного кругозора или из любопытства.

Как проводить пассивное созерцание?

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Суть упражнения уже обозначена в названии – пассивность. Интеллект должен быть пассивен. Ум не должен мыслить, но и при этом не должен засыпать. У обычного человека, когда ум не спит, он всегда чем-нибудь занят (обдумыванием, творчеством, решением чего-либо и т.д.). Он реагирует на любые раздражители и машинально обрабатывает их. Это одно состояние ума, другое – сон.

Но существует и третье состояние, в котором ум находится очень редко – его полная пассивность. В этом состоянии нет мыслительного процесса, нет аналитической работы, нет реакции на раздражители. Такое состояние происходит между бодрствованием и засыпанием и обычно длится всего несколько секунд. Иногда его можно почувствовать утром, во время пробуждения. В таком случае, ты осознаешь, что еще спишь, но, тем не менее, уже понимаешь, что творится вокруг. Примерно в таком же состояние прибывает ум в пассивном созерцании.

Поначалу вход в это состояние и поддержание его – трудная задача. Тут нужна тренировка. Обыкновенный человек затруднится с выполнением этой практики. Он скажет: «Или я думаю, или я сплю». По правде, начинающие во время практики очень часто проваливаются в сон, в особенности, если выполняют ее в лежачем положении. Но постоянные тренировки приведут к успеху.

Закрой глаза и сконцентрируйся на появляющихся мыслях. А, это самое важное в данной практике – не следуй за мыслями, не развивай их, не создавай новые. Не думай вовсе, сфокусируйся на «недумании» (только не думай об этом). Будь предельно пассивным. Будь незаинтересованным, безразличным наблюдателем проходящих мыслей и возникающих раздражителей.

Как только заметишь, что следуешь за какой-то мыслью (включился процесс думанья), немедленно отпускай ее и восстанавливай состояние пассивности. Лишь наблюдай за приходящими и уходящими мыслями без какого-либо интереса. Этот процесс – будто непринужденное наблюдение за течением реки. Ты отдаешь себе отчет в том, что река перед тобой течет, но это тебя вовсе не интересует, ты просто смотришь и не следишь ни за чем конкретным.

Поначалу, когда будешь практиковать созерцание пассивности, ты заметишь, что тебе удается в течение нескольких секунд сохранять «состояние беспристрастного наблюдателя». Но затем, какая-то мысль цепляет тебя, и ты умом устремляешься за ней.

По мере выполнения практики, время «безмыслия» будет расти.

В начале, в уме много мыслей, которые вертятся в нем, хаотично возникают и пропадают. Практикуй, и ты заметишь, что количество мыслей постепенно убывает, сигналы от органов чувств отвлекают тебя все меньше, а ум становиться все спокойнее. В итоге, останется одна единственная мысль: «Ни о чем не думай, ни на что не обращай внимания». Или так: «Мой ум совершенно пассивен» – частичку «не» лучше не использовать.

Когда и эта последняя мысль уйдет – Свет будет ясно и отчетливо видно. Его проблески могли уже появляться в промежутке между мыслями, и раньше ты мог их замечать. Некоторые люди, (особенно, которые уже практиковали что-то подобное) даже с первой попытке созерцания, могут видеть сполохи Света.

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Во время практики созерцания ты можешь «слышать» звуки. Но они воспринимаются не органами слуха. У них такая же природа, что и у Света – это проявления «Я». «Я» есть всегда, но интеллект, занимаясь ежедневной работой, часто даже не замечает информации, которую он транслирует. Но стоит лишь интеллекту успокоиться, как «Я» сразу же проявляется. И эти первые проявления и являются этим самым Светом и «звуками». Чем более пассивным будет интеллект, тем больше сообщений от «Я» возможно распознать и получить. Чем глубже будет расслабление и пассивность, тем чище будут восприниматься проявления «Я», в виде Света и Любви. И однажды, пассивное созерцание ума, превратится в созерцание Света, Любви.

Ну а когда ты начнешь созерцать Любовь, тебе уже никакие советы не понадобятся. Ты и так все будешь знать сам.

Расслабление и созерцание будут точно такими же, но только с одной оговоркой – это уже медитация. Когда мыслительный процесс отходит на задний план, проявляются Любовь и Свет, ты находишься в состоянии медитации (нет ни мыслей, ни иллюзий). Если в данный момент измерить специальным прибором излучение твоего мозга, то он показал бы, что ты находишься в состоянии «дельта».

Медитация начинается с того момента, когда интеллект полностью выключился, но не заснул. Он находится в пассивном состоянии, но не теряет при этом осознания и может следить за тем, что творится в уме. Он не вмешивается, не комментирует. Это состояние очень трудно описать интеллектуальными категориями, поскольку сама медитация находится за пределами интеллекта.

Источник

Умение созерцать

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Перестань задумываться о том, что медитация — это что-то особенное. Прекрати вообще выносить какие-либо суждения. Взгляни на окружающий мир так, как будто ты только что прибыл на планету Земля. Рассматривай естественные очертания скал, деревья, которые корнями уходят вглубь земли, а кроной достигают небес. Наблюдай за растениями и животными, а также — за их взаимоотношениями друг с другом. Взгляни на себя глазами кота, гуляющего по парку. Посмотри на дерево через его сущность. Постарайся разглядеть гору через её необъятную величину. Когда же твой мозг позволит всем объектам природы вокруг тебя оставаться в своей первозданности, исчезнут и сами объекты, и мозг — останется только всеобщее единство, затаившее дыхание.

Созерцание — это такое упражнение, при котором все чувства и ум настраиваются на восприятие какого-либо действия или объекта. Это может быть что-нибудь материальное (картина, пейзаж, человек), это может быть какая-нибудь идея (Любовь, Вера, Свет, Разум), так же можно созерцать в никуда (безобъектное созерцание). В течение созерцания, интеллект поддерживает и фокус внимания на предмете, и уровень восприятия.

Созерцание — это развивающая практика, расширяющая сферу Сознания, в которой проживает человек. Созерцание развивает человека, даёт ему ощутить собственное развитие, нащупать верный путь. Как результат — испаряются проблемы, болезни перестают появляться, открываются новые уровни знания, энергии и появляется совершенное интуитивное знание о мире.

Процесс созерцания простой и эффективный. Любой человек, который понял суть процесса, способен созерцать без какой-либо подготовки. Практика созерцания очень хорошо влияет на развитие детей. Дети уже с двух лет от роду могут заниматься этим, если им разъяснить что к чему, а зачастую, как бывает, они и сами приходят к этой практике. Практика созерцания ведёт к интеллектуальному, духовному и психическому развитию ребёнка.

Созерцание приносит практикующему всё, что ему нужно на пути своего духовного развития. По мере роста, процесс созерцания изменяется нужным образом, что соответствует современному состоянию созерцающего. Эти изменения происходят естественно и незаметно, гармонично подстраиваясь под потребности практикующего. И поэтому практика созерцания имеет эффективность уже в самом начале.

В виду того, что созерцательные техники для каждого человека индивидуальны, процесс и результат также будут отличаться у всех практикующих. Поэтому нет смысла сравнивать свой опыт в практике с опытом других, которые занимаются по той же схеме. Разве что, только для расширения собственного кругозора или из любопытства.

Как проводить пассивное созерцание

Сядь как тебе удобно, постарайся расположиться так, чтобы твоя спина находилась в прямом состоянии естественно и без напряжения. Или можешь сесть на стул, касаясь ногами пола, колени при этом должны быть согнуты под прямым углом; можешь — на пол, со скрещенными ногами; можешь, если тебе это не трудно, сесть в «позу лотоса» (расположить ступни на бёдрах). В любом случае, положение тела должно быть настолько удобным, чтобы ты смог провести минут 20–30 без ощущения дискомфорта.

Суть упражнения уже обозначена в названии — пассивность.
Интеллект должен быть пассивен. Ум не должен мыслить, но и при этом не должен засыпать. У обычного человека, когда ум не спит, он всегда чем-нибудь занят (обдумыванием, творчеством, решением чего-либо и т.д.). Он реагирует на любые раздражители и машинально обрабатывает их. Это одно состояние ума, другое — сон.

Но существует и третье состояние, в котором ум находится очень редко — его полная пассивность. В этом состоянии нет мыслительного процесса, нет аналитической работы, нет реакции на раздражители. Такое состояние происходит между бодрствованием и засыпанием и обычно длится всего несколько секунд. Иногда его можно почувствовать утром, во время пробуждения. В таком случае, ты осознаешь, что ещё спишь, но, тем не менее, уже понимаешь, что творится вокруг. Примерно в таком же состояние прибывает ум в пассивном созерцании.

Поначалу вход в это состояние и поддержание его — трудная задача. Тут нужна тренировка. Обыкновенный человек затруднится с выполнением этой практики. Он скажет: «Или я думаю, или я сплю». По правде, начинающие во время практики очень часто проваливаются в сон, в особенности, если выполняют её в лежачем положении. Но постоянные тренировки приведут к успеху.

Закрой глаза и сконцентрируйся на появляющихся мыслях. А, это самое важное в данной практике — не следуй за мыслями, не развивай их, не создавай новые. Не думай вовсе, сфокусируйся на «недумании» (только не думай об этом). Будь предельно пассивным. Будь незаинтересованным, безразличным наблюдателем проходящих мыслей и возникающих раздражителей.

Как только заметишь, что следуешь за какой-то мыслью (включился процесс думанья), немедленно отпускай её и восстанавливай состояние пассивности. Лишь наблюдай за приходящими и уходящими мыслями без какого-либо интереса. Этот процесс — будто непринуждённое наблюдение за течением реки. Ты отдаёшь себе отчёт в том, что река перед тобой течёт, но это тебя вовсе не интересует, ты просто смотришь и не следишь ни за чем конкретным.

Поначалу, когда будешь практиковать созерцание пассивности, ты заметишь, что тебе удаётся в течение нескольких секунд сохранять «состояние беспристрастного наблюдателя». Но затем какая-то мысль цепляет тебя, и ты умом устремляешься за ней. По мере выполнения практики время «безмыслия» будет расти.

Вначале в уме много мыслей, которые вертятся в нём, хаотично возникают и пропадают. Практикуй, и ты заметишь, что количество мыслей постепенно убывает, сигналы от органов чувств отвлекают тебя всё меньше, а ум становится всё спокойнее. В итоге, останется одна единственная мысль: «Ни о чём не думай, ни на что не обращай внимания». Или так: «Мой ум совершенно пассивен» — частичку «не» лучше не использовать.

Когда и эта последняя мысль уйдёт — Свет будет ясно и отчётливо видно. Его проблески могли уже появляться в промежутке между мыслями, и раньше ты мог их замечать. Некоторые люди (особенно, которые уже практиковали что-то подобное), даже с первой попытке созерцания, могут видеть сполохи Света.

Во время практики созерцания ты можешь «слышать» звуки. Но они воспринимаются не органами слуха. У них такая же природа, что и у Света — это проявления «Я». «Я» есть всегда, но интеллект, занимаясь ежедневной работой, часто даже не замечает информации, которую он транслирует. Но стоит лишь интеллекту успокоиться, как «Я» сразу же проявляется. И эти первые проявления и являются этим самым Светом и «звуками». Чем более пассивным будет интеллект, тем больше сообщений от «Я» возможно распознать и получить. Чем глубже будет расслабление и пассивность, тем чище будут восприниматься проявления «Я», в виде Света и Любви. И однажды, пассивное созерцание ума, превратится в созерцание Света, Любви.

Когда ты начнёшь созерцать Любовь, тебе уже никакие советы не понадобятся. Ты и так всё будешь знать сам. Расслабление и созерцание будут точно такими же, но только с одной оговоркой — это уже медитация. Когда мыслительный процесс отходит на задний план, проявляются Любовь и Свет, ты находишься в состоянии медитации (нет ни мыслей, ни иллюзий). Если в данный момент измерить специальным прибором излучение твоего мозга, то он показал бы, что ты находишься в состоянии «дельта».

Источник

Созерцание

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику. Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е. созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к. для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation». Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия. Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы. Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед. Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е. такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства. Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую. Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма. Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными. Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами. Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы. Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы. В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции. Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом. Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся. Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной. Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание — это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к. несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций. Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность. При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры. Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу. На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда. «Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация. Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию. Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой. Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите. Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Практика созерцания

Практика созерцания или медитации может быть построена на чём угодно. Это могут быть обычные предметы, какие-то внутренние образы, также это может быть даже поток ваших собственных мыслей, как один из видов медитации, когда вы должны наблюдать собственные мысли, плавно протекающие перед вами, при этом не отдавая предпочтения ни одной из них, а лишь позволяя им появиться и угаснуть.

Созерцание солнца также может быть рассмотрено в качестве объекта для медитации. Есть такое направление, последователи которого занимаются созерцанием солнца (Sungazing). Хотя для них это в большей мере терапевтическая практика, однако, не стоит исключать и того, что неосознанно в этот момент также происходит погружение в состояние медитации, и хотя бы отчасти тот терапевтический эффект, который здесь имеет место, может быть отнесён на счёт медитации.

Техника созерцания как проводить. Смотреть фото Техника созерцания как проводить. Смотреть картинку Техника созерцания как проводить. Картинка про Техника созерцания как проводить. Фото Техника созерцания как проводить

Созерцание с практической точки зрения позволит вам справиться со стрессом. Погружение в новое состояние сознания освободит разум от бесконечных забот, что также благоприятно скажется и на состоянии здоровья. Нужно иногда давать мозгу передышку в его неустанной деятельности, а практика созерцания как раз и послужит началом прекращения внутреннего диалога.

Выделите хотя бы один день в неделе на то, чтобы выйти на природу или просто погрузиться в медитацию, созерцая пространство вокруг вас. Это совсем не трудно. Иногда мы неосознанно оказываемся в этом состоянии, не замечая его. Но такие моменты нужно отмечать, т. к. они могут заложить основу для последующих регулярных занятий медитационными практиками и работы над собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *