Текст как единица синтаксиса
План-конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса» 8 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Текст как единица синтаксиса (2-ой из 6-ти по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»).
Урок русского языка в 8 классе учебно-консультационного пункта при ФКУ ИК-9 (заочная форма образования).
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности. Время урока: 40 мин.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы: каковы языковые признаки текста?
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.
Ӏ этап. Организационный момент.
ӀӀ этап. Проверка домашнего задания:
— Что изучает синтаксис?
— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
— Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Ночь на родине».
Примеры многозначных слов: высокий, глубокая, спокойные, редок, трогает, светлая.
ӀӀӀ этап. Работа по теме урока.
Повторение сведений о тексте:
— Какие свойства присущи тексту?
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
Работа с учебником:
— Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль – это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
● лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
4.Работа с учебником:
Упр. 41 – устное выполнение, фонетический разбор на доске.
В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».
ӀV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником:
— Упр. 42 – самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».
— К какому стилю относится текст? (К публицистическому)
— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение)
— Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
— Упр. 44, 45 – обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.
Основная мысль текста: «… разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».
— Упр. 46 – устное выполнение.
— Словарная работа – рамка стр.29 (записываем словарные слова, составляем с ними предложения).
V. Подведение итогов урока:
— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
— В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).
— Как связаны тема текста и его основная мысль?
— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
Презентация к уроку по теме «Текст как единица синтаксиса» (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двадцать первое сентября Классная работа Бутко Галина Владимировна Учитель русского языка и литературы МКОУ Бродовской СОШ
Текст как единица синтаксиса
Текст. Признаки текста. Виды связи предложений в тексте. Типы текстов. Стили речи
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля» К.Г. Паустовский
Порядок лингвистического разбора текста (один из вариантов): 1) прочитай текст, докажи, что это текст; 2) укажи средства связи между частями текста; 3) определи тему, основную мысль, озаглавь текст; 4) выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова; 5) определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение; 6) выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные; 7) выразительно прочитай текст вслух.
Текст- от лат.textum- ткань; связь, соединение Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически
Тематическое и композиционное единство частей Наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная) Смысловая целостность Относительная законченность (может состоять из 1 абзаца, а может быть статьёй, книгой)
Повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, наречием, повтор того или иного члена предложения
В сырой тени растут высокие синие медуницы. Цветы уже выбросили шершавые листья. Под ними хлопотливо мечутся муравьи.
Первое предложение в таких текстах внутренне скрепляет все предложения в единое целое. Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне Размечтались о весне. И. Токмакова Задание: определи вид связи предложений в тексте цепная связь
Утро было свеж…е, чистое. Лё…кий ветерок шев…лил ярко-зелёные листья дерев…ев. Белые облачка бр…дили в голубом небе. Ласковое со…нце д…рило теплоту и вс…ляло надежду на будущее. Прочитайте текст, определи вид связи предложений в тексте. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. е г е ь о л а е
тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль
Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)
Научный Публицистический Официально-деловой художественный Разговорный Сфера использо- вания Наука, техника, образование Средства массовой информации Законодательстводелопроизводство Искусство, художественная литература Повседневное общение Жанры Научная статья, учебник, реферат, доклад и др. Очерк, статья, интервью, эссе, репортаж Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение и др. Бытовая беседа, просьба, комплимент и др. Языковые средства Однозначные слова, термины и др. Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика Официальная и канцелярская лексика широкое применение изобразительных средств Бытовая, разговорная и просторечная лексика
1. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе. 2. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности. 3. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
1) Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля-Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии. 2) В 4 часа дня служащий Ёжиков предстал перед кассиром и получил от него один свеженький хрустящий червонец, один червонец потрёпанный с желтым пятном, шесть великолепных разноцветных дензнаков и сизую бумагу большого формата. 3) Вспомним, сколько раз в своей жизни мы принимали решения сами, а сколько будто и не мы говорим, а вместо нас наша соседка, наша подруга, наш знакомый…Конечно, ум хорошо, а два лучше, но почему мы так доверчиво слушаем и подчиняемся всем вокруг? И почему так мало ценим свой ум? публицистический научный художественный
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно… Н. Рыленков К.Г. Паустовский
ТАРУССКИЕ ДАЛИ «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю…» (К.Г. Паустовский)
1) Можно ещё много написать о Мещёрском крае. 2) Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 3) Но я нарочно не пишу об этом. 4) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?! 5) Не только за это мы любим родные места. 6) Мы любим их за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. 7) Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. 8) На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. 9) Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. 10)И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было,- этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь. (К.Паустовский)
Урок в 8 классе по теме «Текст как единица синтаксиса».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Текст как единица
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности. Время урока: 40 мин.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы: каковы языковые признаки текста?
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.
1. Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
— А может ли текст состоять из одного предложения?
— Может. Например, объявления : в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.
— Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.
— Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?
Проверка домашнего задания:
— Что изучает синтаксис?
— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
Выполнение задания ЕГЭ.
Средства связи предложений в тексте.Задание 25
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
(18)Перед нами на дороге встала местная ДЕВОЧКА лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, ОНА не очень разбиралась в стратегической обстановке.
Личное местоимение ОНА в предложении 19 заменяет существительное ДЕВОЧКА из предложения 18 и тем самым служит средством связи этих предложений.
В предложении 18 есть местоимение «нами», но нет слова, которое бы оно заменило в предложении 17.
4. Работа по теме урока.
Повторение сведений о тексте:
— Какие свойства присущи тексту?
— Что такое тема текста?
— Что называется основной мыслью текста?
Работа с учебником:
— Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль – это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
● лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.
3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.
Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …
4.Работа с учебником:
Упр. 41 – устное выполнение, фонетический разбор на доске.
В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».
5. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником:
— Упр. 42 – самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».
— К какому стилю относится текст? (К публицистическому)
— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение)
— Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.
7. Подведение итогов урока:
— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
— В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).
— Как связаны тема текста и его основная мысль?
— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
8. Рефлексия, домашнее задание.
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).
Конспект урока: «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста».
Цель урока: сформировать понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста».»
Тема урока: Текст как единица синтаксиса. Признаки текста.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу 5-8 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;
5. составить целостное представление о лингвистическом анализе текста;
6. формировать и совершенствовать умения:
— характеризовать текст по его признакам,
— определять вид и средства связи предложений в тексте;
7. развивать логическое мышление;
8. развивать умение работать в парах;
9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, интуитивный метод, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.
1. Организационная часть.
2. Актуализация темы.
3. Объяснение нового материала:
а) работа с текстом в парах;
б) определение признаков текста;
в) работа со схемой «Основные виды грамматической связи предложений в тексте».
4. Практическая работа.
5. Самостоятельная работа.
6. Рефлексия, домашнее задание.
Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.
1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу. (Психологический тренинг «Комплимент»).
— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.
— Так и текст не может существовать без основной мысли.
(Учащиеся записывают значения слова в тетрадь: ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».)
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).
(Варианты на карточках). (Слайд 3)
1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.
3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.
Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …
4. Практическая работа.
— Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.
2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)
— В первом тексте пять предложений.
— Средства связи предложений:
2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».
3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».
4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».
— Связь – цепная.
— Во втором тексте пять предложений.
— Средства связи предложений:
— Повтор первого слова.
— Одинаковая конструкция предложений.
— Члены предложения выражены одинаковыми формами.
— Связь – параллельная.
5. Самостоятельная работа.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.
Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.
(Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).)
6. Рефлексия, домашнее задание.
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).
2. Определить его структуру, тему, основную мысль, т. е. произведите лингвистический разбор текста.
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!»
1. Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.
1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.
3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.
Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …
2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗБОРА ТЕКСТА
Выразительное чтение текста.
Выбор заглавия текста.
Тема (основная мысль) текста.
Идея текста (для чего, с какой целью текст написан; что хотел сказать автор).
Деление текста на абзацы, составление плана.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Аргументация.
Определение стиля текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, стиль художественной литературы). Аргументация.
Вид (способ) грамматической связи предложений в тексте (цепная, параллельная).
Средства связи предложений в тексте (лексические (синонимы, антонимы, повторения слов); грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов); синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций)).
Ключевые (опорные) слова.
Выполнение грамматических заданий (если есть).
Художественные средства (приёмы) текста (если есть).
В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!
Но сырья в нужном количестве не было. Ещё в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережёвывая древесину, строят свои гнёзда из неё, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.
Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)
ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.
2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.
3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.
4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).
Толковый словарь (Ожегов)
ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).
Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)
ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)
ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.
2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.
3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.
4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).
Толковый словарь (Ожегов)
ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).
Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)
ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
Словарь иностранных слов (под ред. Петрова)
ТЕКСТ – 1. авторское сочинение или документ, воспроизводимые на письме или в печати.
2. основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний.
3. слова к музыкальному сочинению – опере, романсу и т. д.
4. типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20–ти пунктам (около 8 мм).
Толковый словарь (Ожегов)
ТЕКСТ – всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).
Современный толковый словарь русского языка (под ред. Кузнецова)
ТЕКСТ – слова, предложения в определённой связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ, напечатанные, написанные или запечатлённые в памяти.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя. (Ю. Степанов)
В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.