Текст как понятие филологии
ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ
Текст
ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ
Лингвистическое понимание текста в одних случаях — более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда» 2 ), в других — более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.
Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины — тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вари(241)антов–-выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера
§ 1. Текст как понятие филологии
§ 1. Текст как понятие филологии
Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей.[593]
Лингвистическое понимание текста в одних случаях — более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда»[594]), в других — более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.
Термин «текст» широко используется и в литературоведении. Это — собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно-смысловой сферой (художественное содержание). Обсуждая вопросы теоретической поэтики, Ю.М. Лотман в начале 1970-х годов писал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение — одно и то же. Текст — один из компонентов художественного произведения художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений»[595].
Современные ученые порой включают в «пространство» литературно-художественного текста (помимо речи) изображенное писателем и даже выраженные им идеи, концепции, смыслы, т. е. художественное содержание[596]. Слова «текст» и «произведение» в подобных случаях оказываются синонимами.
Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.
Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины — тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вариантов — выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера[598].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Понятие текста
3. Понятие текста Текст и внетекстовые структуры Определение понятия «текст» затруднительно. Прежде всего, приходится возражать против отождествления «текста» с представлением о целостности художественного произведения. Весьма распространенное противопоставление
Понятие текста
Понятие текста В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность
Понятие персонажа
Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим
Кинематографическое понятие «план» и литературный текст
Кинематографическое понятие «план» и литературный текст Рассмотрим специфику тех связей, которые возникают от членения текста на функционально одинаковые части: строфы, главы и т. п. Для прояснения этого вопроса обратимся к примерам из кинематографии. Вообще структура
Предмет изучения славянской филологии
Предмет изучения славянской филологии Филология есть наука о культуре в ее словесно-текстовом выражении — она изучает язык, а также преломленные в нем культурно-исторические и культурно-бытовые реалии, мифологию, фольклор, литературу и т. п. (текст подразумевается как
IX. Представление, суждение, понятие
IX. Представление, суждение, понятие Слово с самого своего рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперцепировать свои восприятия. Внутренняя форма, кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ
4. Понятие стиля дневника
4. Понятие стиля дневника Как жанр нехудожественной прозы дневник обладал оригинальной системой словесных форм. В XIX в. они окончательно сложились и дифференцировались.Для анализа стилевых закономерностей дневника первостепенное значение имеет вопрос о функции слова в
4. Понятие дневникового сюжета
4. Понятие дневникового сюжета Как нехудожественный жанр с незавершенным рядом событий, дневник не имеет сюжета с точки зрения категорий беллетристики. Вместе с тем дневник отражает линию судьбы автора. Так же как и в художественном повествовании, в нем имеются свои
Текст и пред-текст в «Защите Лужина»
Текст и пред-текст в «Защите Лужина» «Защиту Лужина» (1930) многие считают первым зрелым романом Набокова; книга была хорошо принята в эмигрантском сообществе даже теми критиками, которых до этого отталкивала намеренная искусственность его более раннего романа «Король,
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики Оригинальное обсуждение проблем герменевтики, сильно повлиявшее на современную гуманитарную мысль (не только отечественную), предпринял М.М. Бахтин, разработав понятие диалогичности. Диалогичность — это открытость сознания и
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии В последние десятилетия термин «текст» стал широко использоваться и за рамками филологии (лингвистики и литературоведения). Тексты) рассматриваемые как явление семиотическое и определяемые как «связные знаковые
Развитие филологии во второй половине XX в
Развитие филологии во второй половине XX в Структурализм Появление структурализма в гуманитарном знании XX в. связано со стремлением превратить филологию в точную науку. Основная идея структурализма состоит в том, что художественный текст является структурой, в которой
Понятие «семиосфера»
Понятие «семиосфера» Все разнообразные научные интересы объединялись в исследованиях Лотмана в феномене культуры. Понятие «текст культуры» универсально. Этот подход позволил создать новаторское направление в культурологии, включив в нее литературоведение,
Понятие классицизма
Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие
1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА
1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в
Текст как понятие филологии
Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста – это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей[593]. (240)
Лингвистическое понимание текста в одних случаях – более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда»[594]), в других –более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.
Термин «текст» широко используется и в литературоведении. Это – собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно-смысловой сферой (художественное содержание). Обсуждая вопросы теоретической поэтики, Ю.М. Лотман в начале 1970-х годов писал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение – одно и то же. Текст – один из компонентов художественного произведения художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений»[595].
Современные ученые порой включают в «пространство» литературно-художественного текста (помимо речи) изображенное писателем и даже выраженные им идеи, концепции, смыслы, т.е. художественное содержание[596]. Слова «текст» и «произведение» в подобных случаях оказываются синонимами.
Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.
Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины –тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вари(241)антов–-выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера[598].
Текст как понятие филологии, семиотики и культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, расположенных в определенной последовательности, объединенных единством темы, основной мысли, а также при помощи различных языковых средств.
Текст как понятие культуры
В контексте культурологического подхода одним из основных признаков текста является признание наличия специфической имманентной структуры, что обусловливает высокую значимость такой категории, как границы. В общей системе культуры текст выполняет две функции – порождение новых смыслов и адекватную передачу значений. В первой функции основным структурным признаком текста является внутренняя неоднородность. Текст – это семиотическое пространство, где взаимодействую, иерархически самоорганизуются, интерферируют языки культуры.
Культуру в целом можно рассматривать как текст. Но при этом чрезвычайно важно подчеркнуть, что культура – это сложно устроенный текст, который распадается на целую иерархию «текстов в текстах» и образует сложные переплетения текстов. Ввиду того, что само слово «текст» в себя включает этимологию переплетения, можно сказать, что подобным толкованием понятию «текст» возвращается его исходное значение.
Текст является одним из ключевых понятий гуманитарной культуры 20 века. Это понятие используется в таких дисциплинах, как структурная лингвистика, семиотика, философия текста, филология, структурная и генеративная поэтика.
Таким образом, текст – это последовательность осмысленных высказываний, имеющих общую тему, обладающих свойствам цельности и связности.
В этимологию слова «текст» входят три семантических компонента:
Готовые работы на аналогичную тему
В соответствии с этими маркерами, текст изучается текстологией, герменевтикой, поэтикой.
Текст погружен в культурное пространство эпохи, он отражает знания автора, особенности личности автора, его цели, мотивы, лексикон, мировоззрение. Текст несет в себе печать культуры конкретного периода в жизни общества, его культуры с присущими устоями, традициями, менталитетом народа. Так как культура – это правила деятельности людей, способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, то у текста и культуры существую общие параметры, позволяющие рассматривать текст как ее единицу. Такими параметрами являются:
Текст как понятие филологии
Термин «текст» первоначально и особенно глубоко укоренился в языкознании. В лингвистике текст – это акт применения естественного языка, который обладает определенным набором свойств. Тексту присущи связность и завершенность, он строго отграничен от всего внешнего, от окружающей внеречевой и речевой реальности. То есть, текст имеет четко выраженное начало и конец, состоит из группы предложений, которые являются неделимой коммуникативной единицей.
В лингвистике текста текст рассматривается как речевое образование с его языковым построением и смыслом.
Понятие «текст» широко используется в литературоведении. В этом случает это собственно речевая грань художественного произведения, которая выделяется наряду с предметно-образным аспектом и идеально-смысловым. Ю. М. Лотман писал, что текст и художественное произведение – это не одно и то же. Текст является одним из компонентов художественного произведения, а художественный эффект создается из сопоставления текста с комплексом идейно-эстетических и жизненных представлений.
Однако наиболее распространенным в литературоведении является представление о том, что текст – это строго организованная последовательность речевых единиц. В связи с этим различают основной текст литературного произведения и побочный – примечания, заглавия, авторские предисловия, эпиграфы, посвящения, обозначения мест написания и дат, ремарки и перечни действующих лиц в драматических произведениях.
«Текст» является центральным термином в текстологии, где тексты изучаются в аспекте истории их создания. Текстология решает вопросы о датировке текстов, устанавливает принципы их публикации, а при наличии нескольких вариантов выделяет канонический текст.
Текст как семиотическая категория
Понятие текст является одним из основных терминов семиотики. В рамках этой науки понятие «текст» трактуется предельно широко, как определенным образом устроенную совокупность любых знаков, которые обладают формальной связностью и содержательной целостностью. В семиотике понятие текста не обязательно связано лишь с естественным языком.
Текстом здесь является любая знаковая система, которая имеет целостное значение и связность.
Ввиду этого, с точки зрения семиотики, текстами являются таблицы, картины, ритуалы, ноты, кино и т.д. Например, такое понятие, как «рекламный текст» включает в себя признаки текста в семиотическом значении: изображение, словесный ряд, звук, динамические элементы и т.д.
Таким образом, текст – это то, что создано человеком для удовлетворения своих духовных и материальных нужд.
Текст как семиотическая система имеет четыре отличительных признака:
Лекция 1. Текст как объект филологии
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
В самом широком понимании, филолог – это специалист по текстам. На изучении текстов разного содержания, относящихся к различным стилям и жанров, базируются многие филологические дисциплины. Теория текста выделилась из них лишь в середине ХХ века, объединив достижения как филологии, так и риторики.
Обе эти области научного знания формировались в эпоху античности. Однако в этот период текст не выделился в самостоятельный объект риторики, он рассматривался в процессе своего движения – от замысла к произнесению, главным был слушатель и конкретные разновидности текстов, а не общее представление о тексте как самостоятельном феномене. Античные риторики разработали элементы речи, составившие риторический канон:
инвенция – создание, изобретение речи;
диспозиция – расположение, построение, композиция речи;
элокуция – словесное выражение, украшение речи.
В отличие от риторики, филология, возникшая в эпоху поздней античности как деятельность по собиранию и изучению письменных памятников, всегда занималась именно текстом. В этот период в задачи формирующейся филологии входили анализ причин возникновения текста, изучение условий его вхождения в культуру, закономерности понимания и истолкования текста. Основным для филолога являются условия существования текста, для ритора – ситуация, в которой произносится речь. Для филолога целью является обеспечение понимания текста, для ритора – убеждение слушателя, то есть текстопорождение. Таким образом, в античности объектом риторики выступает воздейственная, убеждающая речь, объектом филологии – текст как исходная реальность.
До середины ХХ века шло накопление эмпирических данных и теоретических сведений, способствовавших формированию лингвистической теории текста. В языкознании обращение к тексту было связано прежде всего с синтаксическим описанием языка: например, Н.И.Греч в «Практической русской грамматике» писал:
«… на вопрос: кто основал Петербург? отвечают предложением: Петр Великий, в коем опущены связка и сказуемое (основал Санкт Петербург). Такие предложения именуются неполными в противоположность полным» (Греч Н.И.Практическая русская грамматика. СПб, 1827, с. 243). Таким образом, в рассмотрение вовлекается первое предложение воображаемого диалога, в качестве примера рассматривается сочетание предложений.
Попытки выйти за пределы предложения при решении синтаксических задач отмечены в ходе анализа конструкций с чужой речью (М.В.Ломоносов, Н.И.Греч, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев и др.), периода (М.В.Ломоносов), сложного целого и абзаца (А.М.Пешковский). Это первые попытки вовлечь текст в процесс изучения синтаксиса.
Фундаментальную роль в становлении теории текста сыграли труды В.В.Виноградова и Г.О.Винокура по стилистике и языку художественной литературы. Введенное В.В.Виноградовым понятие образ автора привело к необходимости обращения к узкому или широкому контексту (фрагменту текста), выделяемому вертикально или горизонтально, целому тексту или его отдельным категориям – повествованию, диалогу и др. В программе исследования поэтического языка, предложенной Г.О.Винокуром в статье 1946 года, конечной целью названа «личность художника, его идейный и художественный замысел, поэтика произведения или собрания произведений» (Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991, с. 61).
Л.В.Щерба зафиксировал статус текста как исходной реальности лингвистических исследований в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», в которой он писал, что тексты – это «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы», из них «могут выводиться» «все языковые величины, с которыми мы оперируем в словаре и грамматике» (Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, с. 26).
Исследования Н.С.Поспелова показали, что «действительной» синтаксической единицей связной монологической речи является не предложение, а «сложное синтаксическое целое», которое представляет собой законченную коммуникативную единицу, которая выражает законченную мысль, отличается синтаксической самостоятельностью и замкнутостью структуры. В дальнейшем исследовании синтаксических структур были выделены сверхфразовые единства, которые представляют текст в узком смысле слова, микротекст, совпадая с целым речевым произведением небольшого объема и малого жанра (газетная заметка, короткий рассказ, сообщение о погоде, объявление и т.п.). Однако сверхфразовое единство, как и сложное синтаксическое целое, — понятия синтаксические, тогда как целое речевое произведение, текст – явление социально-речевое, коммуникативная единица самого высокого уровня, обслуживающая различные сферы жизни общества.