Текст как понятие филологии

ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ

Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии

Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии

Текст как понятие филологии. Смотреть фото Текст как понятие филологии. Смотреть картинку Текст как понятие филологии. Картинка про Текст как понятие филологии. Фото Текст как понятие филологии

Текст

ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ

Лингвистическое понимание текста в одних случаях — более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда» 2 ), в других — более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.

Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины — тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вари(241)антов–-выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера

Источник

§ 1. Текст как понятие филологии

§ 1. Текст как понятие филологии

Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей.[593]

Лингвистическое понимание текста в одних случаях — более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда»[594]), в других — более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.

Термин «текст» широко используется и в литературоведении. Это — собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно-смысловой сферой (художественное содержание). Обсуждая вопросы теоретической поэтики, Ю.М. Лотман в начале 1970-х годов писал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение — одно и то же. Текст — один из компонентов художественного произведения художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений»[595].

Современные ученые порой включают в «пространство» литературно-художественного текста (помимо речи) изображенное писателем и даже выраженные им идеи, концепции, смыслы, т. е. художественное содержание[596]. Слова «текст» и «произведение» в подобных случаях оказываются синонимами.

Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.

Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины — тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вариантов — выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера[598].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Понятие текста

3. Понятие текста Текст и внетекстовые структуры Определение понятия «текст» затруднительно. Прежде всего, приходится возражать против отождествления «текста» с представлением о целостности художественного произведения. Весьма распространенное противопоставление

Понятие текста

Понятие текста В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность

Понятие персонажа

Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим

Кинематографическое понятие «план» и литературный текст

Кинематографическое понятие «план» и литературный текст Рассмотрим специфику тех связей, которые возникают от членения текста на функционально одинаковые части: строфы, главы и т. п. Для прояснения этого вопроса обратимся к примерам из кинематографии. Вообще структура

Предмет изучения славянской филологии

Предмет изучения славянской филологии Филология есть наука о культуре в ее словесно-текстовом выражении — она изучает язык, а также преломленные в нем культурно-исторические и культурно-бытовые реалии, мифологию, фольклор, литературу и т. п. (текст подразумевается как

IX. Представление, суждение, понятие

IX. Представление, суждение, понятие Слово с самого своего рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперцепировать свои восприятия. Внутренняя форма, кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ

4. Понятие стиля дневника

4. Понятие стиля дневника Как жанр нехудожественной прозы дневник обладал оригинальной системой словесных форм. В XIX в. они окончательно сложились и дифференцировались.Для анализа стилевых закономерностей дневника первостепенное значение имеет вопрос о функции слова в

4. Понятие дневникового сюжета

4. Понятие дневникового сюжета Как нехудожественный жанр с незавершенным рядом событий, дневник не имеет сюжета с точки зрения категорий беллетристики. Вместе с тем дневник отражает линию судьбы автора. Так же как и в художественном повествовании, в нем имеются свои

Текст и пред-текст в «Защите Лужина»

Текст и пред-текст в «Защите Лужина» «Защиту Лужина» (1930) многие считают первым зрелым романом Набокова; книга была хорошо принята в эмигрантском сообществе даже теми критиками, которых до этого отталкивала намеренная искусственность его более раннего романа «Король,

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики Оригинальное обсуждение проблем герменевтики, сильно повлиявшее на современную гуманитарную мысль (не только отечественную), предпринял М.М. Бахтин, разработав понятие диалогичности. Диалогичность — это открытость сознания и

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии В последние десятилетия термин «текст» стал широко использоваться и за рамками филологии (лингвистики и литературоведения). Тексты) рассматриваемые как явление семиотическое и определяемые как «связные знаковые

Развитие филологии во второй половине XX в

Развитие филологии во второй половине XX в Структурализм Появление структурализма в гуманитарном знании XX в. связано со стремлением превратить филологию в точную науку. Основная идея структурализма состоит в том, что художественный текст является структурой, в которой

Понятие «семиосфера»

Понятие «семиосфера» Все разнообразные научные интересы объединялись в исследованиях Лотмана в феномене культуры. Понятие «текст культуры» универсально. Этот подход позволил создать новаторское направление в культурологии, включив в нее литературоведение,

Понятие классицизма

Понятие классицизма Во-первых, практически не подвергается сомнению то обстоятельство, что классицизм – это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в

Источник

Текст как понятие филологии

Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста – это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей[593]. (240)

Лингвистическое понимание текста в одних случаях – более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда»[594]), в других –более широкое. Так, научная дисциплина, именуемая лингвистикой текста, рассматривает текст как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.

Термин «текст» широко используется и в литературоведении. Это – собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно-смысловой сферой (художественное содержание). Обсуждая вопросы теоретической поэтики, Ю.М. Лотман в начале 1970-х годов писал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение – одно и то же. Текст – один из компонентов художественного произведения художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений»[595].

Современные ученые порой включают в «пространство» литературно-художественного текста (помимо речи) изображенное писателем и даже выраженные им идеи, концепции, смыслы, т.е. художественное содержание[596]. Слова «текст» и «произведение» в подобных случаях оказываются синонимами.

Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.

Термин «текст» является центральным в текстологии. Сфера этой филологической дисциплины –тексты в аспекте истории их создания, их атрибуция и решение вопросов о датировке, установление принципов публикации произведений, а при наличии текстовых вари(241)антов–-выделение основного (канонического) текста. Проблемам текстологии посвящен ряд фундаментальных работ теоретического характера[598].

Источник

Текст как понятие филологии, семиотики и культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, расположенных в определенной последовательности, объединенных единством темы, основной мысли, а также при помощи различных языковых средств.

Текст как понятие культуры

В контексте культурологического подхода одним из основных признаков текста является признание наличия специфической имманентной структуры, что обусловливает высокую значимость такой категории, как границы. В общей системе культуры текст выполняет две функции – порождение новых смыслов и адекватную передачу значений. В первой функции основным структурным признаком текста является внутренняя неоднородность. Текст – это семиотическое пространство, где взаимодействую, иерархически самоорганизуются, интерферируют языки культуры.

Культуру в целом можно рассматривать как текст. Но при этом чрезвычайно важно подчеркнуть, что культура – это сложно устроенный текст, который распадается на целую иерархию «текстов в текстах» и образует сложные переплетения текстов. Ввиду того, что само слово «текст» в себя включает этимологию переплетения, можно сказать, что подобным толкованием понятию «текст» возвращается его исходное значение.

Текст является одним из ключевых понятий гуманитарной культуры 20 века. Это понятие используется в таких дисциплинах, как структурная лингвистика, семиотика, философия текста, филология, структурная и генеративная поэтика.

Таким образом, текст – это последовательность осмысленных высказываний, имеющих общую тему, обладающих свойствам цельности и связности.

В этимологию слова «текст» входят три семантических компонента:

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с этими маркерами, текст изучается текстологией, герменевтикой, поэтикой.

Текст погружен в культурное пространство эпохи, он отражает знания автора, особенности личности автора, его цели, мотивы, лексикон, мировоззрение. Текст несет в себе печать культуры конкретного периода в жизни общества, его культуры с присущими устоями, традициями, менталитетом народа. Так как культура – это правила деятельности людей, способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, то у текста и культуры существую общие параметры, позволяющие рассматривать текст как ее единицу. Такими параметрами являются:

Текст как понятие филологии

Термин «текст» первоначально и особенно глубоко укоренился в языкознании. В лингвистике текст – это акт применения естественного языка, который обладает определенным набором свойств. Тексту присущи связность и завершенность, он строго отграничен от всего внешнего, от окружающей внеречевой и речевой реальности. То есть, текст имеет четко выраженное начало и конец, состоит из группы предложений, которые являются неделимой коммуникативной единицей.

В лингвистике текста текст рассматривается как речевое образование с его языковым построением и смыслом.

Понятие «текст» широко используется в литературоведении. В этом случает это собственно речевая грань художественного произведения, которая выделяется наряду с предметно-образным аспектом и идеально-смысловым. Ю. М. Лотман писал, что текст и художественное произведение – это не одно и то же. Текст является одним из компонентов художественного произведения, а художественный эффект создается из сопоставления текста с комплексом идейно-эстетических и жизненных представлений.

Однако наиболее распространенным в литературоведении является представление о том, что текст – это строго организованная последовательность речевых единиц. В связи с этим различают основной текст литературного произведения и побочный – примечания, заглавия, авторские предисловия, эпиграфы, посвящения, обозначения мест написания и дат, ремарки и перечни действующих лиц в драматических произведениях.

«Текст» является центральным термином в текстологии, где тексты изучаются в аспекте истории их создания. Текстология решает вопросы о датировке текстов, устанавливает принципы их публикации, а при наличии нескольких вариантов выделяет канонический текст.

Текст как семиотическая категория

Понятие текст является одним из основных терминов семиотики. В рамках этой науки понятие «текст» трактуется предельно широко, как определенным образом устроенную совокупность любых знаков, которые обладают формальной связностью и содержательной целостностью. В семиотике понятие текста не обязательно связано лишь с естественным языком.

Текстом здесь является любая знаковая система, которая имеет целостное значение и связность.

Ввиду этого, с точки зрения семиотики, текстами являются таблицы, картины, ритуалы, ноты, кино и т.д. Например, такое понятие, как «рекламный текст» включает в себя признаки текста в семиотическом значении: изображение, словесный ряд, звук, динамические элементы и т.д.

Таким образом, текст – это то, что создано человеком для удовлетворения своих духовных и материальных нужд.

Текст как семиотическая система имеет четыре отличительных признака:

Источник

Лекция 1. Текст как объект филологии

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
В самом широком понимании, филолог – это специалист по текстам. На изучении текстов разного содержания, относящихся к различным стилям и жанров, базируются многие филологические дисциплины. Теория текста выделилась из них лишь в середине ХХ века, объединив достижения как филологии, так и риторики.
Обе эти области научного знания формировались в эпоху античности. Однако в этот период текст не выделился в самостоятельный объект риторики, он рассматривался в процессе своего движения – от замысла к произнесению, главным был слушатель и конкретные разновидности текстов, а не общее представление о тексте как самостоятельном феномене. Античные риторики разработали элементы речи, составившие риторический канон:
инвенция – создание, изобретение речи;
диспозиция – расположение, построение, композиция речи;
элокуция – словесное выражение, украшение речи.
В отличие от риторики, филология, возникшая в эпоху поздней античности как деятельность по собиранию и изучению письменных памятников, всегда занималась именно текстом. В этот период в задачи формирующейся филологии входили анализ причин возникновения текста, изучение условий его вхождения в культуру, закономерности понимания и истолкования текста. Основным для филолога являются условия существования текста, для ритора – ситуация, в которой произносится речь. Для филолога целью является обеспечение понимания текста, для ритора – убеждение слушателя, то есть текстопорождение. Таким образом, в античности объектом риторики выступает воздейственная, убеждающая речь, объектом филологии – текст как исходная реальность.
До середины ХХ века шло накопление эмпирических данных и теоретических сведений, способствовавших формированию лингвистической теории текста. В языкознании обращение к тексту было связано прежде всего с синтаксическим описанием языка: например, Н.И.Греч в «Практической русской грамматике» писал:
«… на вопрос: кто основал Петербург? отвечают предложением: Петр Великий, в коем опущены связка и сказуемое (основал Санкт Петербург). Такие предложения именуются неполными в противоположность полным» (Греч Н.И.Практическая русская грамматика. СПб, 1827, с. 243). Таким образом, в рассмотрение вовлекается первое предложение воображаемого диалога, в качестве примера рассматривается сочетание предложений.
Попытки выйти за пределы предложения при решении синтаксических задач отмечены в ходе анализа конструкций с чужой речью (М.В.Ломоносов, Н.И.Греч, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев и др.), периода (М.В.Ломоносов), сложного целого и абзаца (А.М.Пешковский). Это первые попытки вовлечь текст в процесс изучения синтаксиса.

Фундаментальную роль в становлении теории текста сыграли труды В.В.Виноградова и Г.О.Винокура по стилистике и языку художественной литературы. Введенное В.В.Виноградовым понятие образ автора привело к необходимости обращения к узкому или широкому контексту (фрагменту текста), выделяемому вертикально или горизонтально, целому тексту или его отдельным категориям – повествованию, диалогу и др. В программе исследования поэтического языка, предложенной Г.О.Винокуром в статье 1946 года, конечной целью названа «личность художника, его идейный и художественный замысел, поэтика произведения или собрания произведений» (Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991, с. 61).
Л.В.Щерба зафиксировал статус текста как исходной реальности лингвистических исследований в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», в которой он писал, что тексты – это «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы», из них «могут выводиться» «все языковые величины, с которыми мы оперируем в словаре и грамматике» (Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, с. 26).
Исследования Н.С.Поспелова показали, что «действительной» синтаксической единицей связной монологической речи является не предложение, а «сложное синтаксическое целое», которое представляет собой законченную коммуникативную единицу, которая выражает законченную мысль, отличается синтаксической самостоятельностью и замкнутостью структуры. В дальнейшем исследовании синтаксических структур были выделены сверхфразовые единства, которые представляют текст в узком смысле слова, микротекст, совпадая с целым речевым произведением небольшого объема и малого жанра (газетная заметка, короткий рассказ, сообщение о погоде, объявление и т.п.). Однако сверхфразовое единство, как и сложное синтаксическое целое, — понятия синтаксические, тогда как целое речевое произведение, текст – явление социально-речевое, коммуникативная единица самого высокого уровня, обслуживающая различные сферы жизни общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *