Телефон как платежный терминал
Превращаем смартфон в инструмент для приёма денег
Статья впервые опубликована 09.04.2018, обновлена 20.05.2021.
Помните моменты, когда в магазине или в такси не было сдачи с крупной купюры? Или когда на отдыхе у вас с собой была лишь банковская карта, а расплатиться в кафе можно только наличкой? Пластиковые карты стремительно отвоёвывают у купюр место в портмоне. За отмену налички выступают ведущие мировые экономисты. Россия не отстаёт — даже председатель правления Сбербанка Герман Греф предлагает упразднить наличный расчёт.
Чем раньше мы научимся работать с безналом, тем проще будет жить, когда утихнут хруст банкнот и звон монет. Тем более, в наше время для приёма карточек достаточно телефона и небольшого девайса, который умеет читать банковский пластик.
Назад в будущее мобильных платежей
Технология мобильного эквайринга зародилась в США в конце двухтысячных. Первым и самым популярным провайдером был и остаётся проект Square. Самые известные российские поставщики: 2can, LifePay, ЮKassa и Pay-me. Кроме того, многие банки предлагают собственные мобильные решения без посредников. Давайте разберёмся, как это работает и что требуется от нас с вами, чтобы войти в волшебный мир mPOS-терминалов.
Задавшись целью принимать безнал при помощи мобильного телефона, первым делом нужно приобрести мобильный терминал (он же mPOS или кардридер). Этот маленький кусочек пластика подключается к разъёму для наушников и обучен читать карты. Чаще всего такие устройства считывают информацию с магнитной ленты. Для этого достаточно шоркнуть картой через специальный зазор на корпусе устройства, ввести информацию о платеже, телефонный номер покупателя (для отправки электронного чека по СМС) и попросить клиента расписаться на экране смартфона.
Наше государство ведёт себя осторожно, поэтому даже при оплате через мобильный терминал требует выдавать ещё и бумажные чеки. Это значит, вам нужно купить и зарегистрировать ещё и кассовый аппарат. Стоит такая штука 20–30 тысяч рублей и потребляет ещё 500–2000 в месяц за обслуживание. Кассовый чек не требуется только тем компаниям, которые оказывают услуги населению и выписывают квитанции на бланках строгой отчётности.
На первый взгляд, мобильный эквайринг не упрощает жизнь — по-прежнему нужен дорогой кассовый аппарат. Но если ваша цель — больше зарабатывать, а не меньше тратить, учитесь собирать деньги всеми удобными для клиента способами. Чтобы принимать банковские карты, всё равно потребуется стационарный или мобильный терминал. Плюсы последнего очевидны: простота в использовании и отслеживании транзакций, компактность и отсутствие необходимости регистрировать mPOS в налоговой.
Сфер применения куча:
Подключаем мобильный эквайринг
Процесс подключения у разных провайдеров отличается, но в общем предстоит следующее:
Этот процесс можно провернуть за несколько дней. Мы справились за 3. Если понадобится кассовый аппарат, его можно приобрести вместе с мобильным терминалом у поставщика услуг мобильного эквайринга или у рекомендованных партнёров.
Учитываем мобильные платежи в налогах
Ещё раз напомним, что кардридер на учёт в налоговой инспекции ставить не нужно. Деньги, принятые через мобильный терминал, в налогах учитываются просто: отбиваем кассовый и электронный чеки, ждём поступления на расчётный счёт и отражаем доход на всю сумму, которую заплатил клиент, с учётом комиссий.
Если вы платите налоги с разницы между доходами и расходами, не забывайте учесть в расходах комиссию платежной системы. Она удерживается сразу при переводе денег на ваш расчётный счёт (то есть денег вы получите меньше, чем заплатил покупатель). Но учесть комиссию можно только в конце месяца, когда платёжная система пришлёт акт. Если у налоговой появятся вопросы, этот акт можно будет скачать и показать инспектору. Если комиссию берёт банк, никакого акта не требуется и расходы можно учитывать сразу.
Многие предприниматели для собственного удобства отбивают кассовые чеки пачкой в конце дня. Формально, это нарушение закона о кассовой дисциплине, и оно сурово преследуется (до 50 000 рублей штрафа для юрлиц и до 5000 для ИП). На практике небольшие компании редко на этом попадаются и предпочитают рискнуть, чтобы не таскать с собой громоздкую машинку для печати чеков.
Ограничения
Лимит на сумму платежей устанавливается индивидуально. Например, ЮKassa по умолчанию позволяет принять одним платежом не больше 15 000 рублей, в сутки — 100 000, а в месяц — 500 000. Но лимиты можно расширить, обратившись в техподдержку сервиса.
Если вы хотите принимать зарубежные карты (особенно AmEx или UnionPay), следует уточнить, поддерживает ли такую возможность поставщик мобильного эквайринга.
В первую очередь нужно выяснить у провайдера, дружит ли ридер с вашим смартфоном или планшетом. Поставщики мобильного эквайринга поддерживают большинство устройств на iOS и Android, а вот обладателям телефонов на Windows Phone и более экзотических ОС придётся сложнее.
Поломки
Мобильные терминалы устроены нехитро, поэтому работают стабильно и долго. У всех ридеров есть гарантийный срок — 1 год. В случае поломки устройство можно вернуть или обменять.
Большинство провайдеров мобильного эквайринга переводят деньги на ваш расчётный счёт уже на следующий день после совершения платежа, и проблемы возникают редко. Но если деньги застряли, волноваться не стоит. Позвоните в службу поддержки провайдера, и они во всём разберутся.
Безопасность
Чаще всего безопасность волнует самого покупателя, который не привык доверять карточку смешному квадратику, приклеенному к смартфону. Но причин для беспокойства нет. Мобильный терминал настолько же безопасен, как и машинка, через которую мы прокатываем карточку на кассе.
Мобильные решения используют тот же интернет (только вместо туговатого GPRS это может быть более шустрый 3G или даже LTE) и те же принципы защиты данных. Информация шифруется кардридером и обрабатывается на сервере провайдера, куда попадает по защищённому каналу. Сервера компаний поставщика должны быть сертифицированы по стандарту безопасности индустрии платёжных карт PCI-DSS.
Сервис, который предоставляет услуги мобильного эквайринга, берёт комиссию за каждую транзакцию. Условия у всех примерно одинаковые — за каждый платёж с вас удержат от 2,7% до 3%. Сам терминал обычно выдают бесплатно, дополнительных денег за обслуживание и поддержку тоже не берут.
Время попробовать!
Мы хотим, чтобы безнал был повсюду. Это упрощает жизнь и освобождает карманы от мятых бумажек. Если вы до сих пор носитесь с огромным POS-терминалом или вовсе отказываетесь от безналичных денег, настало время попробовать кое-что получше.
А чтобы попробовать было легче, мы подружились с сервисом ЮKassa и договорились о специальных условиях только для своих. Оставьте заявку по специальной ссылке, а ребята из ЮKassa подарят 3 месяца обслуживания по тарифу Премиум на все методы онлайн-оплаты и при любом обороте вашей компании. За это время можно познать прелести мобильного эквайринга и сделать жизнь своих клиентов чуточку проще.
Есть что добавить — пишите в комментарии или Инстаграм, всегда ответим.
Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь 🙂
Смартфон вместо платежного терминала – новый тренд торговли
Гибкость, мобильность, быстрота принятия решений – бизнес, обладающий этими качествами, смог пережить сложный 2020 год. Чтобы помочь предпринимателям, ПСБ запустил сервис SoftPOS, позволяющий использовать смартфон в качестве платежного терминала. Технология выгодна как малому бизнесу, торговым точкам с небольшой проходимостью, так и крупным службам доставки. Впервые сервис был протестирован в кулинарии «Кухня. Всегда готово!». Рассказываем, как он работает.
Фото: Double P Stock Station/shutterstock
Еще в 2019 году ПСБ первым в России запустил пилот по использованию смартфона в качестве платежного терминала для приема платежей по картам любых банков. Сервис пилотировался в кулинарии «Кухня. Всегда готово!», расположенной по адресу: г. Москва, Дербеневская наб. д.7 стр.22.
Пилот был признан удачным, и сейчас к сервису сможет подключиться любая компания и индивидуальный предприниматель. Его главные плюсы – быстрое подключение и отсутствие платы за оборудование.
Как начать принимать платежи через смартфон
Сервис можно подключить в течение одного дня. Чтобы начать принимать платежи со своего смартфона, предпринимателю достаточно заключить договор с ПСБ (причем, это можно сделать дистанционно), скачать приложение Tap2Go на смартфон, поддерживающий функцию NFC, выбрать в настройках нужный тип платежного терминала, ввести логин и пароль, полученные от банка.
То есть, получив в банке логин и пароль и скачав мобильное приложение, можно принимать оплату при помощи смартфона. И это в разы быстрее, чем установить терминал оплаты.
Подключить к услуге и сделать полноценным POS-терминалом можно любой телефон с NFC-модулем. Приложение легко интегрируется с кассовым ПО и необходимым для ведения бизнеса функционалом, а также соответствует требованиям 54-ФЗ, поскольку обеспечивает отправку электронного чека по SMS или e-mail.
Технология позволяет принимать платежи по картам Visa, Masterсard и «Мир». Кроме того, в ПСБ реализована возможность приема платежей по QR-коду. Как рассказал заместитель директора департамента электронного бизнеса ПСБ Никита Хомутов, в приложение добавлена опция генерации QR-кода по системе быстрых платежей. После того, как кассир набрал сумму и нажал кнопку «оплатить», на экране смартфона высвечиваются варианты оплаты – картой или по QR-коду, который надо отсканировать с экрана.
Удобство для покупателя
Для покупателя процесс оплаты выглядит аналогично оплате при помощи платежного терминала. Он прикладывает свою бесконтактную карту (телефон или другой гаджет) к смартфону продавца, на котором установлено приложение Tap2Go; после обработки платежа у продавца на экране телефона отображается информация об успешно проведенной операции, а покупатель получает оплаченный товар или услугу и электронный чек по SMS или e-mail.
Какому бизнесу интересен сервис бесконтактной оплаты через смартфон
Сервис выгодно использовать как небольшим, так и очень крупным компаниям. Для предприятия микро-бизнеса, которые, как правило, имеют невысокие обороты и небольшой поток покупателей решающую роль при выборе этого сервиса может сыграть его стоимость. Она ниже, чем при подключении POS-терминала.
«При подключении SoftPOS не требуется банковское «железо», банку ничего не надо покупать и устанавливать, поэтому действуют более низкие тарифы, – поясняет Никита Хомутов. – Берется только процент с оборота, покрывающий наши издержки на сопровождение и оплату услуг платежной системы».
Сервис помогает снизить затраты на подготовку, доставку, установку и техническое сопровождение, которое неизбежно при установке POS-терминала.
SoftPOS будет удобен и для службы доставки крупных ритейлеров, которым важно быстро и качественно принимать платежи.
Все крупные службы доставки имеют собственные ERP-системы для управления заказами и взаимодействия с клиентами. Для каждого курьера создается учетная запись, оформляются и распределяются заказы, выдаются задания и принимаются отчеты о платежах. В головном офисе можно отслеживать передвижения курьеров, факт передачи товаров и размер принятой оплаты. «Приложение можно интегрировать с ERP-системой доставки крупного продавца, – рассказывает Никита Хомутов. – Допустим, маркетплейс одежды и обуви имеет приложение, в котором указываются все детали заказа – что доставлено, что куплено, что отправлено назад. Курьер в приложении на своем смартфоне убирает товары, от которых покупатель отказался, и считает общую сумму. Дальше спрашивает покупателя, как будет производиться оплата. Если покупатель хочет оплатить картой, курьер в своем приложении нажимает кнопку – «оплата по карте», и после этого подключается наше приложение SoftPOS, на которое поступают деньги. Банковское приложение возвращает итоговый ответ – «успешно», «сбой», «не хватает средств» – в приложение маркетплейса. Для крупных клиентов интеграция с ERP очень важна, потому что вся информация сразу передается в единую систему заказа и контроля курьеров. ПСБ умеет это делать».
SoftPOS удобнее всего использовать там, где нет большого потока покупателей и не требуется выдавать сразу большое количество чеков. Это может быть курьерская доставка, книжный или сувенирный магазин, бутик элитного алкоголя, шоурум одежды или маленькая кофейня. Также сервис может быть интересен выездной торговле – ярмаркам, торговым представителям, мобильным кофейням.
Смартфон к смартфону: преимущества современного способа приёма оплат
Благодаря технологии SoftPOS и кассовым приложениям бесконтактные платежи можно принимать с помощью смартфона. У этого способа есть несколько преимуществ, которые делают его максимально удобным для малого бизнеса, выездных сотрудников и самозанятых.
Чтобы принять платёж, нужно лишь запустить кассовое приложение с SoftPOS и приложить к устройству бесконтактную банковскую карту, смартфон или любой другой гаджет с NFC-модулем.
Тут стоит сделать оговорку, что минусы в применении смартфона вместо платёжного терминала всё же есть. Предпринимателям необходимо подключиться к удалённой фискализации. Выручает как раз кассовое приложение на смартфоне. Оно осуществляет связь с удалённой стационарной или арендованной кассой, поэтому платёж сразу же фискализируется, а данные передаются ОФД и в ФНС.
Что нельзя сказать про самозанятых. SoftPOS был создан специально под их нужды и является огромным плюсом.
Смартфоны с кассовой программой гораздо дешевле, удобнее и функциональнее касс. В современном смартфоне есть NFC-модуль, камера для сканирования штрих- и QR-кодов, банковские и платежные приложения, через которые клиент сможет быстро и безопасно оплатить товар.В перспективе технология может перевернуть привычный уклад розничной торговли. Представьте, что консультанты будут помогать покупателям с выбором товара и сразу же продавать его, без необходимости нести товар в кассовую зону. Все платежи будут происходить в зале магазина. Таким образом сократятся очереди и увеличится поток клиентов.
Сейчас на российском кассовом рынке уже есть готовые решения, позволяющие законно принимать платежи с помощью устройств на базе Android.
Напомним, что первой подобную технологию представила в 2019 году компания Visa. Технология Tap-to-Phone позволяет принимать бесконтактные платежи смартфоном в приложении на Android или iOS.
Вслед за первопроходцами из Visa, БИФИТ Касса и 2can предложили решение «2 в 1», встроив платёжное приложение в кассовое.
Решение работает на смартфонах и кассах на базе Android с NFC-модулем. На устройство устанавливается кассовое приложение БИФИТ Касса, которое интегрировано с SoftPOS-приложением tap2go от 2can.
Таким образом, приложение БИФИТ Касса превращает смартфон в полноценное рабочее место кассира. Программа выполняет все кассовые операции в соответствии с 54-ФЗ: позволяет работать с номенклатурой товаров, печатать чеки прихода и возврата, использовать ЕГАИС и маркировку, а также обмениваться данными с 1С и вести отчётность.
Для активации приёма бесконтактных платежей с помощью tap2go необходимо оставить заявку на эквайринг на сайте 2can.
Резюмируем. Предпринимателям удобно использовать для расчётов платёжно-кассовое приложение. Можно принимать и наличные, и безналичные платежи, при этом не нарушать закон и экономить на оборудовании. Больше нет необходимости приобретать на каждого выездного сотрудника смарт-кассу. Всю работу можно вести на смартфоне, достаточно иметь одну стационарную кассу на точке или арендовать облачную кассу. А самозанятые могут в одно касание принимать оплату за свои услуги и отказаться от мобильных переводов.
Для приёма платежей с применением SoftPOS понадобятся:
Телефон как платежный терминал
Функция ckassa.terminal
Превращает любой Android-телефон с поддержкой NFC в терминал для приема карточных платежей. Текущий релиз ориентирован на службы такси, которым требуется простое экономичное решение для приема безналичных платежей от пассажиров.
Решение ckassa.terminal работает с картами любых банков, поддерживающих бесконтактную оплату и позволяет принять безналичный платеж у пассажира, у которого нет при себе наличных денег, который хочет рассчитаться кредитной картой.
Ckassa.terminal ускоряет процесс оплаты. Отсутствует необходимость всегда иметь при себе сдачу, если постоянный пассажир предпочитает безналичную оплату.
Мобильность ckassa.terminal означает отсутствие привязки к месту. Водитель использует свой телефон для приема оплаты в машине.
Безопасно и выгодно для пассажира. Со стороны пассажира подтверждение осуществляется через ввод кода 3D-Secure. Отсутствует необходимость предоставлять CVV. На операции начисляются бонусы и кэшбэк, если они предусмотрены условиями выпуска карты.
Легко тратить. Деньги поступают на личный кошелек в приложении «Центральная касса». Далее доступен вывод на карты любых банков или карту «Скорость».
Как телефон за 6 тысяч рублей может заменить дорогой POS-терминал
— В современном мире развитие практически любых отраслей тесно связано с цифровизацией. Как технологии делают жизнь малого и среднего бизнеса проще, когда речь идет о предоставлении им финансовых услуг?
— Внедрение любых технологий требует первоначальных затрат. Насколько они оправданы и позволяют ли подобные инвестиции в перспективе сокращать расходы?
— Внедрение технологий, безусловно, стоит денег, но они окупаются за два-три года и способствуют привлечению новых клиентов, росту объемов операций и среднего чека. Поэтому дальновидные предприниматели следят за развитием технологий и активно инвестируют в них. Пандемия показала, что те бизнесы, которые были адаптированы к онлайн-продажам, доставке и прочим дистанционным сервисам, пережили этот коронакризис намного лучше, чем те, кто не инвестировал в технологии.
И банкиры в это время активно работали. Помимо выдачи субсидий, мы, в том числе, оснащали торговые точки терминалами, подключали интернет-эквайринг, чтобы поддержать продажи в компаниях. Потому что, скажем, маленькое кафе площадью в 100 или 200 квадратных метров было совершенно не готово организовывать доставку своей продукции. Поэтому в любом случае технологии, даже если они требуют дополнительных расходов сегодня, завтра станут хорошим подспорьем не только для поддержания бизнеса на плаву, но и для его развития. Это возможность быть лучше конкурентов. ПСБ в свою очередь предлагает своим клиентам перспективные решения, которых нет у других банков.
— Какие технологии, связанные с финансовой сферой, кажутся вам наиболее полезными и целесообразными для представителей малого и среднего бизнеса?
— Тут стоит говорить об интернет-эквайринге и обо всем, что связано с широкими возможностями по приему платежей. Такие сервисы сейчас особенно востребованы в торговом сегменте, одном из самых массовых в России, где на фоне пандемии новый импульс получили онлайн-платежи, а также взаимодействие с маркетплейсами. Использование решений, позволяющих работать дистанционно, потенциально увеличивает количество клиентов и, как результат, прибыль.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сервисе PSB Business Pay. Насколько мне известно, это какое-то интересное предложение в части эквайринга для малого и среднего бизнеса. Является ли он полноценной альтернативой традиционного эквайринга? В чем специфика этого проекта?
— Эта технология называется SoftPOS, а наш эквайринговый продукт — PSB Business Pay. По сути, это эквайринг, но не обычный. Обычный, к которому мы привыкли, – это POS-терминал, такой девайс, в который вставляется карта, или прикладывается к нему. Мы много раз пользовались ими в магазинах и продолжаем пользоваться. Есть еще одна разновидность терминального эквайринга — это так называемый POS-ридер, с такими обычно приезжают курьеры, потому что он небольшого размера и удобного формата. А сейчас появилась третья сущность – это когда оборудования как такового вообще не нужно.
Мы совместно с нашим партнером научились превращать смартфон на базе Android с технологией NFC в полноценный POS-терминал. Через него можно принимать все виды бесконтактных платежей, будь то карта, телефон, часы, браслет, не важно, что – гаджет, одним словом. Технология NFC сейчас активно развивается, ею оснащены порядка 65% смартфонов, и эта доля растет каждый квартал и каждый год. Преимущество в том, что новая технология не требует установки специального дорогостоящего оборудования: клиенту достаточно поставить на свой телефон мобильное приложение и заключить с нами договор эквайринга. Сейчас по продажам, которые проходят через этот продукт, мы видим, что технология стала действительно полноценной заменой эквайринга.
— А какие требования к смартфонам, на которые можно установить это приложение?
— Первое – это смартфон на базе операционной системы Android, второе – операционная система Android 9.0 и выше, и третье требование – это поддержка на этом телефоне технологии NFC. Это тоже достаточно известная технология, которая, мне кажется, уже года 2-3 есть на всех смартфонах под управлением Android. Если говорить о ценовом диапазоне, мы тестировали технологию на телефонах Android от 6 тыс. рублей до 50 тыс. рублей – функционал доступен на всех моделях.
— Только на Android. А как быть с iOS?
— Но платить при помощи Apple Pay можно?
— Без проблем. Ограничений на исходящий сигнал NFC нет.
— В каких случаях, на ваш взгляд, разумно использовать сервис PSB Business Pay, на какой бизнес он ориентирован и какие имеет преимущества/недостатки?
— Использовать такие терминалы оплаты оптимально, например, в ресторанах или кофейнях, цветочных магазинах, книжных или сувенирных лавках – там, где нет большого наплыва покупателей. Также SoftPOS может быть полезен и большим курьерским службам. Компании не нужно раздавать сотрудникам POS-терминалы, так как у приложения есть фискальная функция. Этот сервис позволит службам доставки, у которых несколько тысяч курьеров, сэкономить десятки, а может сотни миллионов рублей.
Еще одно преимущество – экономичность. Стоимость POS-терминала, его доставка и установка, дальнейшее обслуживание – все это стоит денег. А при подключении к SoftPOS берется только процент с оборота, покрывающий издержки на сопровождение и оплату услуг платежной системы.
И важный момент, значительно отличающий нас от конкурентов: у нас в рамках мобильного приложения по технологии SoftPOS, помимо приема карточных платежей, есть еще встроенная технология Системы быстрых платежей – СБП. То есть можно на этапе выбора способа оплаты указать этот вариант. Соответственно, СБП еще более выгодна по тарифу для клиента, чем карточная операция. Кроме того, клиент может внести сумму в этом приложении, подтвердить и отправить ссылку на оплату на телефон покупателя – смс, в WhatsApp, Telegram, как угодно. И, соответственно, после оплаты он получит уведомление в этом приложении. Это удобно, когда требуется внести предоплату.
— Нужны ли какие-либо технические знания для настройки системы и обеспечения ее дальнейшей работы?
Интерфейс внутри тоже максимально понятный и простой. Это некий калькулятор у вас перед глазами, на котором вы набираете сумму, нажимаете кнопку «оплата», выбираете способ оплаты и принимаете ее, получая уведомление об успешной оплате. Также есть список операций, в котором можно посмотреть, какие суммы прошли, что-то выгрузить, например, отчет. Интерфейс позволяет сделать отмену операции как полностью, так и частично.
— А насколько система надежна? Если, например, связь плохая, не потеряются ли деньги по пути у гражданина?
— Во-первых, у телефона есть встроенный WI-FI модуль, во-вторых, запасной канал связи в виде сим-карты – то есть это два канала связи. У POS-терминала, как правило, он один, а при плохой связи даже обычный POS-терминал работает со сбоями. Поэтому смартфон с этой точки зрения надежнее. Если будет проходить операция и на каком-то этапе она оборвется, то мы ее завершим, когда телефон поймает сеть.
С точки зрения безопасности все надежно: программное обеспечение, сама технология протестирована в международных платежных системах Visa, MasterCard и Мир, она прошла все требуемые сертификации, а сертификат по безопасности подтвержден известными международными лабораториями, которые делают это для платежных решений по всему миру.
По итогам пилотного использования технологии, которое продолжалось около года, не было зафиксировано ни одного случая мошенничества. Поэтому мы подняли лимиты по операциям до 10 тыс. рублей, а этого достаточно для 95% клиентов. Плюс, если мы видим сферу бизнеса, где чеки явно будут выше, то снимаем лимиты вообще.