Телевидение как социальный институт
Телевидение в социальной структуре общества
В рамках интегральной модели социальной структуры можно выделить несколько видов социальной структуры:
Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос. Изменения в коммуникативной деятельности вызвали ряд трансформаций в трансляции социального опыта, и телевидение как социальный институт начал оказывать определенное влияние на результат социализации личности.
Данное положение телевидения провоцирует развитие целого ряда противоречий в системе социализации современного человека.
Телевидение располагает возможностями влиять на содержание культурных и социальных систем, участвуя в создании и трансляции определенного ряда социальных ролей, социальных норм поведения и ценностей.
На базе данного института происходит развитие новых форм коммуникаций и социальных отношений личности, социальных и культурных систем. Трансляция многомиллионной аудитории красочных телевизионных образов обеспечивает изменение коммуникационных процессов общества, выстраивая их вокруг телевизора. В этой связи подвергается давлению традиционная система институтов.
По мнению некоторых исследователей, телевизионная информация, выступая в форме жизненных историй, содержит определенные социальные модели поведения, социальные роли, картины мира. Телевизионные образы и ориентированный на зрителя способ трансляции телевизионной информации способны оказать сильное воздействие на объект социализации. Благодаря эмоциональной привлекательности телевизионных образов и героев происходит усиленное воздействие на сознание индивида и его окружения. Данная информация, транслируемая телевидением, способна влиять на социальные установки у членов социальной группы и, следовательно, способствует формированию определенных социальных качеств и образцов поведения у зрителя.
Телевидение как институт социализации не учитывает индивидуальные особенности личности. Современное телевидение демонстрирует недостаточно вариативные образцы социальных и информационных моделей. Это позволяет говорить об информационно-духовной дискриминации иных социальных и информационных моделей. Кроме того, в телевизионной политике не учитываются интегральные типы региональных, национальных, территориальных, профессиональных и других общностей, на которых направлено информационное воздействие. Социализирующий эффект информационных и просветительских программ телевидения вне учета фактора типологического многообразия людей существенно снижается. Следовательно, современный уровень телевизионной коммуникации позволяет усовершенствовать ее способы и формы, и прежде всего, учитывать наличие нескольких типов восприятия информации.
40. Газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, не выделяя для этого специального досуга. Она создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, так как читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, к его ритму и последовательности.
• Недостаточная для современности оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также ее доставкой, от которой нередко зависит своевременность получения читателями той или иной информации;
• Чтение, тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня грамотности. В противном случае издание не вызовет должного интереса у читателей. Именно это определяет тематическую и социальную направленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уровнем грамотности (кроме, естественно, совсем безграмотной, которая вообще не может быть включена в информационное поле прессы);
• Ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, так как пресса не имеет возможности воздействовать на аудиовизуальные (слух, зрение) каналы восприятия информации, в то время как они являются основными сенсорными каналами человека. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная») рассчитана, прежде всего, на аналитическое восприятие информации.
41. радиоНа протяжении многого времени после радио играло и играет огромную роль в нашей повседневной жизни. С помощью него мы получаем возможность стремительно связаться с наиболее отдаленными деревнями, городами и даже странами. Собственно радио помогает спасать миллионы людей от разнообразных катастроф на морских просторах.
Радио оживленно употребляется в медицине, потому что помогает приобретать наиболее быстрые консультации и помощь в лечении больных пациентов.
В развлекательных целях радио не опускается со своих лидирующих мест и в настоящие дни. Если вы введете в любой поисковик в интернете «Слушать радио онлайн», интернет выдаст вам множество ссылок. Это значит, что люди имеют непрекращающийся доступ к самым свежим новостям и музыке по разнообразным вкусам.
В настоящий момент существуют миллионы радиостанций, которые работаю круглосуточно. Эти радиостанции веселят людей короткими выпусками новостей, проводят разнообразные обсуждения, которые помогают одиноким людям избегать нехватки общения. Знаменитость спортивных и музыкальных передач – это главные темы, которые мы можем услышать на радиостанциях.
Как бы человечество не шло вперед, не развивалось, радио неизменно найдется место в жизни каждого человека, так как оно выделяется оперативностью предоставления информации.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Телевидение как особый социальный институт, носитель рекламной информации
ВВЕДЕНИЕ
*Маяковский В. В. Собр. соч. в 9 тт., т. 8. М., 1974. с. 75.
Телевидение в последние годы завоевало во всех развитых странах
распространения рекламы и, практически, самый эффективный. Воздействие
В связи с огромной популярностью телевидения, оно является достаточно привлекательным средством для донесения рекламной информации до как можно большего количества людей. Российское゚ общество вот уже゚ почти 30 лет организует свое゚ развитие゚ по новым законам социально-экономического устройства. В゚ сфере゚ системы средств゚ массовых коммуникаций произошли перемены, за сравнительно небольшой срок, именуемый «переходным периодом», в゚ отечественной системе゚ телевещания゚ произошло большое゚ количество преобразований: телекомпании были разделены по типу деятельности на゚ вещательные゚ и программно производящие, появились новые゚ формы собственности (коммерческие). Появились новые゚ функции телевидения, как, например, электоральная゚ или функция゚ управления゚ общественным мнением, стал использоваться゚ новый для゚ отечественной телевизионной системы сетевой принцип распространения゚ программ. Выросло число региональных и местных вещателей, изменилась специфика゚ их программной политики.
В данных условиях компаниям становится все труднее завладеть вниманием покупателей; а поскольку старые маркетинговые инструменты со временем теряют свою эффективность, участники рекламного бизнеса вынуждены изобретать новые концепции, полностью отвечающие требованиям современной целевой аудитории. Становится очевидным, что традиционными ATL-технологиями не обойдешься, поэтому современные рекламные компании все чаще обращаются к дополнительным BTL-технологиям, направленным на стимулирование сбыта.
* Карпова, С. В. Международный маркетинг / С.В.Карпова. – М. : Издательство «Экзамен», 2005
Почему это происходит? Ведь реклама несет в себе множество полезной информации, выделяет товар из всех остальных, помогает потребителю сделать выбор из «моря» идентичных товаров. Ответов на заданный вопрос может быть несколько: частый показ рекламы, прерывание передач и фильмов, неинтересное сочетание кадров, неэтичность некоторых роликов, большое количество видеороликов в рекламном блоке. Но, кроме того, суть проблемы может скрываться в неграмотном производстве и безыдейности самого сюжета рекламы. То есть из огромного количества показываемой рекламы большая часть воспринимается как безликая и скучная.
Приведем пример легендарной имиджевой рекламы банка «Империал» режиссера
Вспомним в качестве примера знаменитые ролики рекламы банка «Империал» Тимура Бекмамбетова: многие люди до сих пор помнят эти рекламные фильмы и отзываются о них положительно, несмотря на то, что цель видеоклипов была рекламная. Это доказывает, что зрителя раздражает не сам факт «рекламы», а непрофессиональное с драматической или режиссерской точки зрения, качество видеопродукции.
Итак, современный мир невозможно представить без рекламы. Она раздражает, ее ругают, она мешает, становится советчиком, помощником, развлечением, помогает зарабатывать деньги и многое, многое другое. Реклама вызывает противоречивые эмоции, доводит до абсолюта проблемы, зачастую выявляет пороки и так далее. Реклама преследует нас везде: в магазине, в школе, на работе, едем ли мы, летим ли, слушаем ли радио, смотрим ли телевизор или просто разговариваем.
Такпочему одна видеореклама раздражает зрителя, а другая доставляет удовольствие и тот ждет ее повторения? Талантливо поставленные, грамотно снятые, с идейным стержнем рекламные видеофильмы зритель готов смотреть снова и снова, независимо от возраста, образованности и социального статуса. И следует заметить, что рекламный фильм снять ничуть не проще, чем часовой (документальный или художественный). За предельно короткое время нужно суметь выстроить не только прохождение событий и круг жизненных проблем, но и их внутреннюю связь, потому что тридцатисекундный фильм подчиняется тем же законам драматургии и режиссуры, что и часовой. За это время нужно выразить основную идею, привлечь внимание, «втянуть» зрителя в действие. Ведь удачно найденная идея может потерять свою силу, если её неумело преподать. В случае если сюжет будет «серым» и скучным, не заслуживающим внимания, неоригинальным и типичным, то зритель не станет смотреть такую рекламу, каким бы замечательным не был товар, рекламируемый ею.
Не будем «изобретать велосипед»: о рекламной драматургии и режиссуре, которая корнями своими уходит в классическую и строится по её законам, а так же о монтаже и специфике социальной рекламы, о рекламе в сфере современного event-менеджмента и пойдёт речь в данном учебном пособии.
Раздел 1
Раздел 2
Любое творчество
Драма-действие-конфликт
Поэтому основой любого вида искусства всегда являлась литература, именно с неё начинается творчество. Это она побудила композитора написать музыку на её сюжет, это она растревожила сердце художника и заставила взять в руки кисть, это с неё начинается театр! И уж, конечно, производство любого рекламного ролика начинается с написания сценария.
За предельно короткое время нужно суметь выстроить не только прохождение событий и круг жизненных проблем, но и их внутреннюю связь, потому что тридцатисекундный фильм подчиняется тем же законам драматургии и режиссуры, что и часовой. За это время необходимо выразить основную идею, привлечь внимание, «втянуть» зрителя в действие.
Ведь удачно найденная идея может потерять свою силу, если ее неумело преподать. В случае если сюжет будет «серым» и скучным, не заслуживающим внимания, неоригинальным и типичным, зритель не станет смотреть такую рекламу, каким бы замечательным не был товар, рекламируемый ею.
Так с чего же начинается работа над рекламным видеофильмом, каким должен быть его сценарий? Не стоит «изобретать велосипед», со времён Древней Греции существует теория классической драматургии, вот к ней-то и необходимо обратиться, если вы, конечно, профессионал!
И прежде чем мы будем рассуждать о сценарии и его специфике, необходимо обратиться к его родословной, чтобы стало понятно, почему мы будем говорить в этой главе о классической драматургии. Обратимся к простой схеме: (рис.2)
|
| ||
|
Термин «драма»(от греч. «действие», «действо») употребляется в нескольких значениях. Это понятие применяется не только для обозначения одного из трех родов литературы (эпос, лирика, драма), но и в более широком и глубоком смысле. Мы называем драматическими произведениями сюжеты, обстоятельства, судьбы, существующие в искусстве разного рода и даже вида.
И, наконец, современное издание энциклопедии «Театр» дает нам следующее определение драмы: «род литературных произведений, написанных в форме диалога и предназначенных для исполнения актерами на сцене. Драма относится одновременно к двум искусствам: театру и литературе. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и личностные противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, прежде всего, в диалогах и монологах!
Текст драмы, ориентированный на зрелищную выразительность, сопровождается мимикой, жестами, определенными движениями. Он согласуется с возможностями сценического времени и с построением мизансцен. Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, обладает сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, трагикомедия.
Драматургия— совокупность драматических произведений определенного писателя, народа, эпохи. Понятие употребляется для обозначения теории драматического построения. В сценическом представлении драматургия является сюжетно-композиционной основой отдельного театрального произведения, например, драматургия спектакля»[7].
Как род словесного искусства, предназначенный для театра, драма рассматривается со времен Платона и Аристотеля, который замечает в «Поэтике», что «писатель может идти трояким путем в описании – становясь при этом чет-то посторонним, как это делает Гомер, или же от своего лица, не заменяя себя другими, или изображая всех действующими и проявляющими свою энергию»[8].
Аристотель рассматривает драму в одном ряду с другими поэтическими родами. Высказывая чрезвычайно важное, фундаментальное положение о действии как главном элементе драматургии.
С чего начинается действие? Опираясь на долгий исторический опыт искусства, Гегель указывает, что есть различие между началом действия в реальном мире и тем, с чего действие начинается в произведении искусства. Следуя закону, установленному уже в античной поэзии, Гегель справедливо утверждает, что действие должно начинаться не с отдельных первых предпосылок, являющихся подчас прозаическими, совершенно неинтересными, лишенными драматизма, а с некоего существенного момента. Он противопоставляет «эмпирическое начало» и поэтическое начало, показывая, что «искусство не стремится начать с события, являющегося внешним началом определенного действия»[11].
Исходя из того, что художественное изображение должно быть, проникнуто внутренним единством, Гегель подчеркивает, что если в жизни мы сталкиваемся с многообразием человеческих действий, то «для искусства круг действий, подходящих по своему характеру для изображения в целом всегда ограничен». Это ограничение определяется тем, что произведение должно воплотить только тот круг действий, «необходимость которого обусловлена идеей»[13].
Драматическое действие, логика его развития получают в драматическом искусстве эстетически адекватное отражение, подобно тому, как в литературе его находит мысль, в изобразительном искусстве – внешний облик предмета, его структура, цвет, в музыке – интонация. Оно воспроизводит действие непосредственно во всей его целостности и не может быть с тем же эстетическим результатом занесено ни пьесой, ни какой-либо другой формой искусства.
Но если драму нельзя считать универсальным способом воплощения драматизма, всего разнообразия его реальных проявлений, то вместе с тем она занимает в этой области, несомненно, особое место. Такое значение драмы объясняется тем, что она отражает существеннейшую сторону драматического содержания жизни.
В. Волькенштейн рассматривает действие драмы исключительно как борьбу «равноправных» человеческих стремлений. Он говорит о необходимости в драме «беспрерывной драматической борьбы», порожденной «противоречием интересов» персонажей[14].
Таким образом, действие всегда должно совершаться по законам человеческой жизни, это неделимый элемент человеческого деяния, определяющийся целью. Действие – это средство, «провокатор вдохновения», «рычаг», приводящий из мира действительности в мир вымышленный.
«Существуют три основных способа развития, действия имеющие целью охватить события от их истоков до завершения. Первый способ, самый распространенный, заключается в изображении событий в хронологической последовательности (драмы Шекспира, Мольера, Шиллера, Чехова, Горького и др.). Второй, присущий аналитически-ретроспективный драме, заключается в изображении действия только в момент приближения его к развязке события. В таких случаях предшествующие события восстанавливаются в ходе самого действия через рассказы персонажей («Эдип-царь» Софокла, «Провидения»). Третий способ состоит в перерыве основного действия сценическим изображением предшествующих событий («Мать» Чапека, «Опасный поворот» и «Время и семья Конвэй» Пристли, «Иркутская история» Арбузова)»[15].
События, составляющие сюжет, могут соотноситься между собой по-разному. В одних случаях они находятся друг с другом лишь во временной связи (б произошло после а). В других случаях между событиями помимо временных имеются причинно-следственные связи (б произошло вследствие а).
Соответственно, существуют две разновидности сюжетов. Сюжеты, где доминируют чисто временные связи между событиями, являются хроникальными. Сюжеты же с преобладанием причинно-следственных связей называют сюжетами единого действия, или концентрическими[18]. Об этих двух типах сюжетов (фабул) говорил еще Аристотель, который отмечал, что существуют, во-первых, «эписодические фабулы», которые состоят из не связанных, разобщенных между собой событий и действий, происшедших на определенном промежутке времени, и, во-вторых, фабулы, основанные на действии едином и цельном. Каждый из этих двух типов организации произведения обладает своими художественными возможностями, своими достоинствами и преимуществами в сравнении с другим.[19]
Итак, событие следует за событием, выстраивая сюжетную линию и как образно говорил Гегель драматический процесс «есть постоянное движение вперед к конечной катастрофе»[20]. А основная специфика драматического действия определяется, в первую очередь, конфликтом (коллизией).
«Конфликт (художественный) представляет собой борьбу или противоречие действующих сил, описанных в произведении (например, конфликт между двумя характерами, характером и обстоятельствами или между двумя сторонами одного характера). Как правило, конфликт проявляется в самом сюжете, раскрывая его суть. Развязка конфликта является одним из определяющих факторов идеи. Художественный конфликт лежит в основе развивающегося действия и постепенно переходит в кульминацию и развязку»[21].
Истинный смысл и внутренняя логика конфликта раскрываются лишь в свете вызывающих его исходных мотивов, предпосылок и последствий, к которым он приводит.
Здесь есть свои противоречия и трудности. Размышляя о конфликте, Гегель резонно замечет, что у каждого драматического действия существует множество разнообразных, дальних и ближних, причин и искусство драматурга проявляется в выборе соответствующей «исходной точки».
Эта точка не абсолютна. В подлинно глубоком и художественном драматическом произведении конфликт всегда «непосредственно» детерминирован, обоснован и в то же время разворачивается на дюне более широких предпосылок и перспектив, присутствующих в опосредованной, косвенной форме. В содержательном плане мера его глубины определяется связью с решающими общественно-историческими закономерностями времени, его истинными «движущими силами!». С художественной точки зрения проблема состоит во внутренней гармонии, соразмерности «непосредственного» и «опосредованного» изображения различных фаз драматического действия, единстве его «масштаба».
Эти фазы на языке теории драмы, ее технологии обычно называются экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой, то есть композицией драматургического произведения.
А вот из определённого ряда событий складывается композиционное построение сюжета.
Образно-музыкальный ход
Музыка способна порождать в людях чувства и эмоции. Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним (человек вспоминает какую-то музыку, и в результате этого у него возникают эмоции) и внешним (человек слушает музыку в конкретный момент времени, и в нем образуются эмоциональные переживания).
Если рекламу не слушают или избегают ее, то эффективность рекламы соответственно снижается. Может ли реклама звучать так же приятно как музыка? Теория периодичности дает ответы на эти вопросы. Рекламные ролики делят блок на много небольших частей. Это деление разрушает периодичность музыкальных ритмов. Оно же нарушает цикличность этих ритмов. Причем нарушения очень легко заметить в каждом рекламном блоке. Темп, ритм и тональность подвергаются изменениям каждые 15-30 секунд. [29]
Музыка широко используется во всех видах рекламной деятельности, и в первую очередь, в телерекламе.
Существуют некоторые традиционные способы озвучивания различных видов рекламы. Так, в телевизионных роликах музыка может использоваться:
1. в качестве поддерживающего хорошее настроение фона;
2. в качестве комментариев к сюжету ролика;
3. в виде песни с рекламным текстом (джинглы);
4. в качестве звукового товарного знака фирмы;
5. в качестве фактора привлекающего внимание к ролику.
По теории исследователя А.Ю. Вуйма в его работе «Использование музыки в рекламе» четко представлена рекламная формула успеха AIDA (attention-внимание, interest- интерес, desire-желание, activity-активность).
Эта формула раскладывает психологический процесс восприятия рекламы по временным этапам. Вначале реклама привлекает внимание, затем возбуждает интерес, потом возникает желание купить продукт и, наконец, покупательскую активность. Музыку всегда слушают в одном направлении: с начала к концу. Даже если вы её слушаете с середины произведения, направление сохраняется. Это означает, что формула AIDA работает в музыке вполне предсказуемо.
Внимание обычно привлекает что-либо, отличающееся от следовавшего перед ним. Чем сильнее эти отличия, тем больше внимания оно привлечёт. Для привлечения внимания ролик должен сильно отличаться от следовавших перед ним. Обычно применяются следующие способы выделения роликов при помощи музыки:
1. Ролик озвучивается музыкой, стилистически отличающейся от музыки, звучащей в других роликах. В результате, на телевидении можно увидеть ролики, озвученные авангардным джазом, традиционной и авангардной классической музыкой и т. д. Причем данные стили не являются в настоящее время популярными, но их необычность позволяет привлечь внимание к ролику и выделить этот ролик из массы других.
2. Специально для ролика создается песня о рекламируемом товаре. Не все ролики озвучены вокальными произведениями. Поэтому данный обращает на себя внимание. Однако, часто запоминается сам ролик, а не рекламируемый в нём товар и его функции. Это свойство является основным недостатком данного метода.
Иногда в начале ролика размещаются необычные звуки, которые и привлекают внимание к самому ролику, сам ролик при этом может быть вполне традиционен. Данные способы не являются единственно возможными, они лишь наиболее распространенные.
Второй пункт формулы AIDA предполагает возбуждение интереса. Музыка не может в данном месте рекламного ролика быть основным средством воздействия. Привлечение интереса осуществляется благодаря тексту или изображению.
Бытует мнение, что реклама должна быть во всех отношениях «приятна». Это мнение приводит к обилию нарочито приятных роликов и, как следствие, однообразию рекламных блоков. В этих условиях обычно появляются креаторы, ломающие стереотипы и создающие неприятные ролики, то есть они пользуются всем тем, что не рекомендуется использовать в рекламе. Однако, негативные установки присутствуют только в начале ролика и отсутствуют в середине и конце. В результате, этим людям удаётся привлечь внимание к своему ролику, но избежать, при этом, возникновения негативных ассоциаций с рекламируемым товаром, так как товар обычно демонстрируется только во второй части ролика.
Этот метод был описан российским исследователем рекламы И. Л. Викентьевым [30]. Он говорит, что в начале нужно описать или изобразить несчастья и бедствия, происходящие в мире до появления рекламируемого продукта, а затем продемонстрировать продукт в действии и показать, какие блага мы приобретаем благодаря его появлению. Иногда в начале подобного ролика демонстрируется конкурирующий продукт (в тех странах, где законы о рекламе это разрешают) или обобщенный образ всех конкурирующих продуктов, указываются его недостатки, а затем демонстрируется уже сам рекламный продукт вместе с его преимуществами над конкурентами.
Данная модель ролика предполагает определённое музыкальное сопровождение. Вначале это что-то, портящее настроение, а затем нечто бодрое и радостное. То, что не нравится одному из людей, приводит в восторг другого. Более того, сверхнеприятная музыка может заставить телезрителя переключиться на другой канал. Что является еще одной веской причиной возникновения феномена клик-поведения, или заппинга.
Нельзя забывать, что все три хода взаимосвязаны и работают на идею сюжета! Например, вот описание социального ролика, занявшего первое место на международном студенческом фестивале (творческая лаборатория ЮРГИ), на протяжении всего действия чёрно-белое изображение: грязная кухня, камера скользит по поверхности столешницы, на которой куски засохшей еды, разлитого соуса; раковина, переполненная грязной посудой. Из сломанного крана медленно капает вода (этот звук слышится на протяжении всего ролика). Камера направляется вниз, на пол: мусорное ведро, которое никто не выносит, грязный не мытый пол, на котором сидит в одних замызганных трусиках, перепачканный какой-то едой, малыш (лет 2-3х) и молча, сосредоточенно играет в единственные игрушки, которые в большом количестве валяются вокруг него – это пустые использованные шприцы. Затемнение и только пару секунд звучит ещё капанье воды: «кап-кап-кап…»
И это всё, больше ничего не нужно, далее работает воображение зрителя! Итак, декоративно-образный ход: черно-белое изображение и грязная кухня свидетельствует о запущенности и равнодушия к жизни, которая как бы остановилась; образно-игровой: заброшенный ребёнок, который уже даже не плачет, он понимает, что это бесполезно; и наконец, образно-музыкальный (шумовой): капанье воды из крана как некая неустроенность жизни. Все три хода взаимосвязаны и работают на общую идею ролика: «Остановись, твой ребёнок достоин лучшей жизни!»
Но прежде несколько слов о специфике, которую мы должны учитывать при написании сценария и его производстве.
Типы сценариев.
Хорошо сделанный режиссерский сценарий должен давать ясное представление о будущей картине. Он должен быть разработан так, что бы при его чтении возникал как бы ряд конкретных кадров. Чем точнее написан режиссерский сценарий, чем глубже анализ произведения, тем легче будет затем осуществлять замысел на съемочной площадке. Уже в литературном сценарии действие должно быть обозначено точно, но в режиссерском оно приобретает ясные кинематографические формы.
Пример I.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.