Телевизор как источник информации

Телевидение как источник информации

Пожалуй, самый современный, популярный и востребованный источник информации на данный момент – это телевидение. Если задуматься и проследить, то ни один человек не проводит свой день без телевидения.

Телевизор как источник информации. Смотреть фото Телевизор как источник информации. Смотреть картинку Телевизор как источник информации. Картинка про Телевизор как источник информации. Фото Телевизор как источник информации

Телевидение как источник информации

Каждый день, возвращаясь с работы, учебы, школы и так далее мы усаживаемся перед телевизором и начинаем просмотр любимых фильмов, сериалов, ток-шоу, новостей и тому подобное. Именно из телевизора мы черпаем нужную нам информацию.

Не каждый понимает, что именно телевиденье оказывает самое сильное влияние на жизнь людей, именно то, что мы видим из экранов для нас, представляет собой реальность. С изобретением компьютеров и интернета, телевизор, конечно же, уступил свое почетное первое место в рейтинге коммуникаций, но все-таки не перестал быть менее популярным механизмом.

Для многих телевизор остается самым используемым прибором в доме. Телевиденье выполняет ряд определенных заданий и функций, а именно коммерческие, политические, развлекательные, социальные и многое другое. Главное задачей телевиденья было и остается – удовлетворение информационной жажды того, кто использует это приспособление коммуникации.

Особое внимание телевиденье всегда уделяло событиям, которые волнуют жителей нашей планеты, прежде всего, это политические конфликты, войны, катаклизмы, катастрофы. Это говорит о том, что телевиденье стремиться быть всегда в курсе всех событий, завоевать авторитет среди других инноваций и иметь стабильную зрительскую аудиторию, потому что именно телевиденье живет за счет своего зрителя.

Также телевиденье специализируется на любой возрастной публике, именно поэтому создаются новые передачи, которые заинтересуют любой социальный уровень человечества и поднимут насущную проблему.

Современное телевиденье не стоит на месте и продолжает свое развитие, с каждым днем все больше и больше информации мы получаем именно из экранов нашего телевизора.

Телевиденье подстраивается под современные требования и пожелания человечества. Многие стали считать, что телевиденье стало достойной заменой книгам. Как много полезной и интересной информации несет телевизионная коммуникация, так и много негативной, и разрушительной. Поэтому не стоит слепо верить всему, что говорят вам из телевизора, нужно научиться анализировать информацию.

Источник

Телевидение и Интернет как основные источники информирования россиян

Телевизор как источник информации. Смотреть фото Телевизор как источник информации. Смотреть картинку Телевизор как источник информации. Картинка про Телевизор как источник информации. Фото Телевизор как источник информации

Дата публикации: 26.01.2019 2019-01-26

Статья просмотрена: 2296 раз

Библиографическое описание:

Бердникова, А. Ю. Телевидение и Интернет как основные источники информирования россиян / А. Ю. Бердникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55985/ (дата обращения: 29.12.2021).

В данной статье рассматриваются средства массовой информации — телевидение и Интернет. Дается их краткая историческая справка, и анализируются отличительные особенности.

В современном мире средства массовой информации играют весьма важную роль для людей. СМИ предоставляют населению актуальную информацию обо всех сферах общества, являются формой досуга и способствуют снятию напряжения, а также оказывают сильное воздействие на массовую аудиторию. Благодаря последней функции СМИ называют четвертой ветвью власти, так как они подчиняют людей не меньше, чем законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Согласно статье 2 закона «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [1, с.3]. Таким образом, к основным СМИ относятся газеты и журналы в электронном и печатном виде, радио, телевидение и Интернет.

В ноябре 2018 года Фондом «Общественное мнение» был проведен опрос «Журналисты и СМИ: доверие и роль в обществе». Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Из каких источников Вы чаще всего узнаете новости, информацию?». 71 % россиян отметил телевидение, 43 % — новостные сайты в интернете, 19 % — форумы, блоги, сайты социальных сетей. Такие источники информирования, как печатная пресса и радио, используют 14 % и 13 % населения соответственно. Стоит также отметить, что 15 % россиян получают актуальную информацию из разговоров с родственниками, друзьями, знакомыми [2].

Как можно заметить по данным опроса, телевидение и Интернет являются основными источниками информирования у россиян. Так почему же люди останавливают свой выбор именно на этих средствах массовой информации? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует проанализировать особенности телевидения и сети Интернет.

Телевидение как средство массовой информации получило свое развитие в середине 1950-х гг. Тогда оно выполняло как культурно-просветительскую, так и информационную функцию, освещало, в основном, политические события. А с 1960-х гг. телевидение уже являлось основным источником информирования. Телекоммуникации не только предоставляли актуальную информацию, но и способствовали активному развитию событий. В настоящее время телевидение в России сохраняет свои позиции и остается наиболее востребованным способом получения информации обо всех сферах жизни общества. По данным исследования того же Фонда «Общественное мнение» телевидение характеризуется беспрецедентным охватом аудитории по сравнению с таким средством массовой информации, как Интернет [3]. Такую популярность может объяснить рядом особенностей.

Во-первых, телевидение характеризуется общедоступностью. Сегодня практически каждый житель России имеет дома телевизор, почти все слои населения бесплатно могут получать информацию о произошедших событиях в стране. Данная особенность распространяется на цифровое телевидение, переход на которое осуществляется с 1 января 2019 года.

Во-вторых, телевидение отличается экранностью или «эффектом присутствия». Телекоммуникации, используя видеоряд и звукоряд, воздействуют сразу и на слух, и на зрение телезрителя. Если ведущий новостной программы будет просто читать текст новости, то это не привлечет внимание аудитории. Поэтому актуальная информация всегда подкрепляется видеозаписями, сделанными на месте событий. К тому же, люди больше доверяют тому, что видят, нежели тому, что слышат.

Из данного обстоятельства вытекает третья особенность телевидения — полный захват внимания телезрителя. Оно не может быть просто фоном для какого-либо занятия. Людей привлекают яркие и выразительные телевизионные образы, и, таким образом, они лучше запоминают информацию.

В-четвертых, телевидение связано с оперативностью. Это говорит о том, что все произошедшие события в стране немедленно освещаются в новостных программах в тот же день или в ту же минуту. В последнем случае речь идет о прямом эфире, во время которого у телезрителя может складываться ощущение личного присутствия. Однако данная особенность не является уникальной, она также принадлежит и сети Интернет.

Интернет является самым молодым средством массовым информации. Широкую популярность он получил в 1990-х гг. в связи с массовым распространением компьютеров, которые имели выход в сеть. В XXI веке Интернет как источник информирования постепенно «догоняет» телевидение, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований. Данный процесс можно объяснить следующим образом.

Интернет, в отличие от телевидения, обладает механизмом обратной связи и выполняет коммуникационную функцию. Владельцы веб-сайтов имеют возможность не только предоставлять пользователям информацию о последних событиях, но и получать сведения от них. С помощью сетевых ресурсов можно не только узнать актуальные новости, но и прокомментировать их, предложить свои решения развития событий.

Интернет обладает временной и пространственной доступностью. Веб-сайты и социальные сети позволяют получить необходимую информацию в любом месте и в любое время. Если иметь при себе мобильный телефон, планшет или ноутбук с выходом в Интернет, то можно посмотреть пропущенный на телевидении новостной сюжет или прямой эфир телевизионной передачи.

Интернет — это ресурс, в котором хранится всевозможная информация. К сожалению, все новостные телепередачи ограничены во времени и не могут рассказать зрителям обо всех актуальных событиях, произошедших в стране. Однако в Интернете можно найти абсолютно любую информацию. Пополнение информационных источников главным образом осуществляется за счет регулярных пользователей социальных сетей, которые активно делятся новостями своего поселка, города и региона.

Еще одна особенность сети Интернет — альтернативность точек зрения. Всем известно, что на веб-сайтах одну и ту же новость можно преподнести в разной форме. Данный факт подкрепляется и отсутствием цензуры в Интернете. То есть к любой актуальной информации можно прикрепить фотографии и видеозаписи, которые никогда не покажут на телеканалах. Таким образом, аудитория сталкивается с различными точками зрения, и каждый человек может выбрать ту, которая будет ему ближе. Однако такой разброс мнений зачастую приводит к дезинформации.

Телевидение и Интернет являются главными российскими источниками информации. Телевидение выбирают благодаря его доступности всем категориям населения, использованию телеканалами ярких и запоминающихся кадров, проведениям прямых эфиров с места событий. Интернет включает в себя некоторые особенности телевидения, но, в тоже время, обладает коммуникативной способностью, временной и пространственной доступностью, широкой новостной базой и правом свободы слова.

В будущем и телевидение, и Интернет еще будут развиваться за счет технических совершенствований, поэтому сейчас крайне сложно оценить их дальнейшие перспективы.

Источник

Телевидение как средство передачи информации

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Телевизор как источник информации. Смотреть фото Телевизор как источник информации. Смотреть картинку Телевизор как источник информации. Картинка про Телевизор как источник информации. Фото Телевизор как источник информации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Проект
по информатике
на тему: «Телевидение как средство передачи информации»
Проект выполнила ученица 9″б« класса
Атакбильева Алия
Руководитель Ефимова З.Т

Описание слайда:

Цель работы:
Изучить историю возникновения телевидения; его воздействие на здоровье человека; раскрыть положительные и отрицательные стороны телевидения.

Описание слайда:

План:
1.Введение
2.История телевидения
3.Телевидение
4.Вред здоровью
Влияние телевидения на здоровье нервной системы
5.Советы по просмотру телевизора
6.Вывод
7.Список литературы

Описание слайда:

Основополагающий вопрос:
Какова роль телевидения для получения информации?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Первый патент на используемое сейчас электронное телевидение получил профессор Петербургского технологического института Борис Розинг, который подал заявку на патентование «Способа электрической передачи изображения» 25 июля 1907 года. Однако ему удалось добиться только передачи на расстояние неподвижного изображения — в опыте от 9 мая 1911 года. Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и И. Ф. Белянским. Хотя акт Ташкентского трамвайного треста, на базе которого проводились опыты, свидетельствует, что полученные изображения были грубые и неясные, именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения.

Описание слайда:

Первый в истории телевизионный приемник, на котором был произведен ташкентский опыт, назывался «телефотом». Заявка на патентование телефота по настоянию профессора Розинга была подана Б. Грабовским, Н. Пискуновым и В. Поповым 9 ноября 1925 года. Согласно воспоминаниям В. Маковеева, по поручению Минсвязи СССР все сохранившиеся документы о телефоте были изучены на предмет установления возможного приоритета советской науки кафедрами телевидения Московского и Ленинградского институтов связи. В итоговом документе констатировалось, что работоспособность «радиотелефота» не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей. Иного мнения относительно перспектив изобретения Грабовского придерживались в США, и в романе Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой», излагающем американскую версию истории создания телевидения, именно телефот описан как предтеча современного телевидения.

Описание слайда:

Имелись и другие модели электронного телевидения: изобретённые также в 1931 году «диссектор» Фило Фарнсворта и «бегущий луч» Манфреда фон Арденне, однако они не выдержали конкуренции с иконоскопом.
Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года.[1] В этот день московский телецентр на Шаболовке через передатчики установленные на Шуховской башне передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). В дальнейшем передачи велись 4 раза в неделю по 2 часа. Весной 1939 года в Москве передачи принимали более 100 телевизоров ТК-1.
Во второй половине XX века телевидение получило широкое распространение. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения.

Описание слайда:

3.Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу) — система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Телевидение основано на принципе последовательной передачи элементов кадра с помощью развертки. Частота смены кадров выбирается, в основном, по критерию плавности передачи движения. Для сужения полосы частот передачи применяют чересстрочную развертку, она позволяет вдвое увеличить частоту кадров (а значит, увеличить плавность передачи движущихся объектов).

Описание слайда:

Телевизионный тракт (от света до света) в общем виде включает в себя следующие устройства:
Видеокамера
Видеомагнитофон
Передатчик
Приёмник — телевизор

Описание слайда:

Видеокамера— электронный киносъёмочный аппарат, устройство для получения оптических образов снимаемых объектов на светочувствительном элементе, приспособленное для записи или передачи в телевизионный эфир движущихся изображений. Обычно оснащается микрофоном для параллельной записи звука.

Описание слайда:

Видеомагнитофон — устройство для записи или чтения видеосигнала на магнитную ленту

Описание слайда:

Передатчик- Сигнал радиочастоты модулируется телевизионным сигналом и излучается в эфир (возможна трансляция по кабелю). Звук передаётся на отдельной частоте обычно при помощи частотной модуляции.

Описание слайда:

Телевизор (телевизионный приёмник) — электронное устройство для приёма и отображения телевизионных программ, а также изображения и звука от устройств видеовоспроизведения.

Описание слайда:
Описание слайда:

Долгое время препровождение перед телевизором, является небезопасным для здоровья. И вред не заключается только в опасности потерять зрение.
Так, недавно, специалистами был обнародован отчёт о вреде чрезмерного просмотра телевизора. В этом отчёте была показано на то, что длительный просмотр телевизора влияет на смертность от ожирения, повышенного давления, диабета и повышенного уровня холестерина.

Описание слайда:

Дело в том, что когда человек слишком много уделяет внимания просмотру телевизора, он забывает про занятие спортом или же какие не будь полезные физические нагрузки. Люди настолько привязываются к «ящику», что даже кушают возле него, не желая пропустить ни минуты телевещания. Но всё это, (сидячий образ жизни) негативным образом сказывается на здоровье человека, и в дальнейшем может привести к преждевременной смерти. В своём отчёте исследователи показали, как телевизор влияет на умственные способности человека. Давайте Так в этом отчёте приводилась статистика по некоторым странам, где люди имеют телезависимость.

Описание слайда:

Например: только в одной Германии каждый год 20 тысяч «телеманов» умирают преждевременно из-за приобретенных болезней при чатом просмотре телевизора рассмотрим как такой чрезмерный просмотр телевизора отражается например на здоровье детей. Телевизор, а именно то что по нему показывают, ограничивает кругозор ребёнка, то есть ребёнку не нужно развивать свою фантазию, потому что за него уже всё придумали и разложили по полочкам. Это притупляет развитие гибкости ума. Так же исследователи этого вопроса заметили, что дети, которые, выросли на телевидении, теряют здоровые чувства. Они становятся зависимыми от рекламы. Когда они вырастают, им присуща рассеянность, частое депрессивное настроение, а у некоторых даже наблюдается излишняя агрессивность.

Описание слайда:

Влияние телевидения на здоровье нервной системы:

Описание слайда:

Сегодня телевидение пришло в каждый дом. Четырехчасовые нормы просмотра телепередач в день, рекомендованные Минздравом, никем не соблюдаются. Телевизор не выключается практически целый день. Возможность просмотра всевозможных телепередач практически со всего мира «приковывает» человека к экрану на весь день.
Телевидение оказывает информационное и эмоциональное воздействие на человека. Влияние на нервную систему является преимущественно неблагоприятным. Вызвано это явление может быть следующими причинами эмоций.

Описание слайда:

Кроме того, с экрана телевизора все в большей степени на нас обрушивается показ насилия, бесчисленных убийств, жестокости, фильмы ужасов. Все это вызывает у человека состояние тревоги, беспокойства, развивается стресс. Вследствие этого неблагоприятного психоэмоционального воздействия развиваются ответы со стороны организма человека, которые в обычной жизни включаются лишь в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в состоянии паники, страха. Они характеризуются выбросом адреналина и сопровождаются повышением артериального давления, учащением пульса и дыхательных движений, изменением тонуса сосудов и т. п. У эмоционально нестабильных лиц формируется синдром вегетативной дистании.

Описание слайда:

5.Советы по просмотру телевизора:

Описание слайда:

Прежде всего:
1.Не располагайтесь ближе 2-3 метров от экрана.
2.Очень вредно смотреть телевизор в темноте. Обязательно включите какой-
нибудь неяркий свет – бра или торшер, расположив светильник таким образом,
чтобы лампочка не отражалась в экране.
3.Немаловажно следить за своей позой. Предаваться просмотру любимого фильма,
лежа на диване, куда менее полезно, нежели, ровно и не горбясь, сидя на стуле.
Также не повредит периодически менять свое месторасположение относительно
телевизора. Главное, не садиться под слишком острым углом к поверхности
экрана.
4.Но самое недопустимое – это смотреть фильм или передачу во время приема
пищи. Отвлекаясь на происходящее на экране, испытывая различные эмоции,
вызванные увиденным, вы лишаете себя правильного пищеварения и становитесь
на прямой путь к язве желудка.

Описание слайда:
Описание слайда:

Речь, конечно же, не идет о том, чтобы вообще не смотреть телевизор. Ведь, устранившись от самого популярного СМИ, мы перестаем быть в гуще событий и рискуем оказаться на обочине общественной, политической, культурной жизни. А как хорошо, придя вечером домой, снять стресс за просмотром любимой телепередачи или интересного фильма. Главное – это не забывать старую непреложную истину о том, что все хорошо в меру.

Описание слайда:

Результаты опроса:
Вопрос: Сколько телевизоров у вас в доме?
Нет телевизора- у 3% человек;
1- у 17% человек;
2- у 35%человек;
3- у 45%человек.
(см. рис 1)

Источник

Телевидение является основным источником информации для большинства россиян

Представленный отчет составлен на данных более чем десятка различных репрезентативных опросов общественного мнения, проведенных Левада-Центром.

Телевидение является основным источником информации для большинства россиян, независимо от их места проживания, социального статуса или уровня образования, и эта картина мало менялась на протяжении последних лет. Выпуски телевизионных новостей смотрят практически все, в том числе и те, кто узнает о происходящем «в стране и мире» из других источников. Однако у москвичей, жителей крупных городов, более образованных и обеспеченных респондентов «информационные наборы» разнообразнее, чем у россиян в целом.

Как отмечают эксперты Левада-Центра, больше всего россияне доверяют телевидению потому, что это наиболее распространенный источник информации. Однако доверяют телевизору далеко не все, кто его смотрит (по стране это около половины населения, в Москве — 65% респондентов). Также последние три-четыре года растет доля россиян, сомневающихся в объективности новостных программ на центральных телеканалах. Однако это никак не отражается на потреблении телепрограмм: ТВ — главный источник информации и для тех, кто ему доверяет (для 92% этой группы), и для тех, кто ему не доверяет (для 88% соответственно).

Данные московских опросов позволяют предположить, что на чтении прессы серьезно сказалось появление новостных интернет-ресурсов. Так, «практически никогда» не читает ежедневные газеты половина москвичей (50%), и только треть столичных жителей (31%) вовсе не читают новости в интернете. При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет (33% против 14%).

В Левада-Центре рассказали и о быстром росте российской интернет-аудитории. Удивительно, но на сегодняшний день никогда не пользовались интернетом около 32% россиян (в Москве — 20%). Количество регулярных пользователей — если учитывать только тех, кто «пользуется интернетом «ежедневно или практически ежедневно» и «несколько раз в неделю» — составляет около 57% по стране. В столице регулярно пользуются интернетом порядка 73%. Количество активных пользователей в масштабах страны удвоилось за последние три года. Примерно треть населения страны (34%) использует интернет для того, чтобы «следить за последними новостями» и 20% — чтобы «разобраться, что происходит в стране и за рубежом», но большинство — просто для поиска информации и общения.

Из отчета следует, что в 2011 году в России число пользователей интернета превысило число пользователей персонального компьютера, что говорит о возрастающей роли мобильного интернета. По данным московского опроса, проведенного в марте 2014 года, мобильный интернет используют «часто» или «время от времени» 60% жителей столицы, Wi-Fi в публичных местах — 55%.

Источник

Телевидение как средство выражения особенностей культуры информационного общества

Развитие мировой цивилизации, социально-экономические и политические коллизии/ интеграционные процессы в экономике, развитие науки и техники, интенсификация культурных взаимовлияний обусловили появление и развитие средств массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет). Периодическая печать (газеты, еженедельники, журналы и др.) приобрела особое место в системе средств массовой коммуникации в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем, зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (в то время как для получения радио- и телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т. д.). Но пресса проигрывает в оперативности информирования, так как невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его читателем. Это особенно касается прессы, распространяемой на большие территории.

Доминирующим среди вышеназванных средств массовой информации по своей распространенности и популярности в обществе, по техническим параметрам, по информационной мобильности и силе психологического воздействия является телевидение, представляющее собой разновидность телекоммуникационных технологий. В сущности, ни одно из многочисленных достижений научно-технического прогресса не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие такого всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения социокультурной жизни общества, реальной действительности во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. Телевидение одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества.

Поэтому мы обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа и попытаемся определить его место в культуре современного информационного общества.

Прежде всего, представляется необходимым выявление сущности собственно культуроформирующих функций. По Е.П. Прохорову, «культуроформирующая функция заключается в участии прессы в пропаганде и распространении в обществе высших культурных ценностей, воспитании людей на образцах общемировой культуры, способствовании всестороннему развитию человека». В.В. Перевалов основной целью культуроформирующих функций журналистики называет формирование культуры массовой аудитории и социальных институтов и отмечет далее, что журналистика не ведет полноценного учебного процесса по различным аспектам культуры, но имеет возможность показывать цель, результат овладения культурой и в идеале все преимущества, связанные с достижением тех или иных высот культуры. Обобщив вышеприведенные положения, мы можем заключить, что культуроформирующие функции телевидения заключаются в распространении культурно-значимой информации внутри данного социума, посредством телевизионных передач.

Телевидение, являясь средством выражения особенностей культуры информационного общества, решает следующие задачи: 1) углубление понимания культуры аудиторией; 2) увеличение «культурности» каждого из членов общества; 3) увеличение уровня овладения методологией использования уже имеющегося в социуме знания и разработки принципиально нового; 4) освещение, показ и объяснение субкультурных и контркультурных событий, событий классического искусства, явлений массовой культуры, научно-технических, экономических, социализаторских, политических и других явлений.

Как видим, телевидение интенсивно влияет на современного человека: заполняет его досуг, информирует о состоянии мира, воспитывает, развлекает, обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Исследуемое средство массовой информации, являясь одним из важнейших механизмов культурного развития, выполняет, в рамках информативной и культурно-просветительской функций телевидения, такие специфические функции, как освоение культурных ценностей прошлого; создание новых ценностей; распространение освоенных и вновь созданных ценностей в обществе.

Сегодня телевидение предлагает вниманию зрителей целый ряд программ, посвященных культурному наследию. Например, телепрограмма «Культурная революция», в которой о проблемах культуры и искусства, о сохранении памятников культуры дискутируют современные писатели, поэты, журналисты и т.д. Еженедельные программы «Пестрая лента» («Первый канал») и «Шедевры старого кино» (телеканал «Культура») предоставляют возможность увидеть фильмы, созданные в начале прошлого столетия. К телевизионным передачам, посвященным освоению ценностей прошлого, мы относим и обстоятельные рассказы об истории культуры, археологических памятниках, передачи, посвященные памятным датам (например, цикл передач «Звезда героя», посвященных 60-летию Победы в Великой отечественной войне). Также здесь следует назвать циклы передач, рассказывающих о шедеврах Эрмитажа и Третьяковской галереи, экспонатах музеев: «Мой Эрмитаж», «Век Русского музея» и т.п.; программы, посвященные творчеству архитекторов, скульпторов, живописцев, писателей, музыкантов, например, «Мой серебряный шар» Виталия Вульфа, «Небезызвестный Неизвестный» (о творчестве Эрнста Неизвестного), «Аркадий Гайдар. Последняя тайна», «Борис Васильев. Чрезвычайный человек» и т.д. Благодаря подобным передачам зрители имеют возможность встретиться с творческим наследием своих кумиров. Однако, на наш взгляд, возможности телевидения в освещении культурного наследия прошлого используются явно недостаточно, и его деятельность не может полностью удовлетворить интерес современного человека к культуре далекого и недавнего прошлого.

Телевидение не только открывает и включает в систему культуры ценности, созданные в других сферах, но и само своими средствами создает новые, оригинальные произведения. Первоначально телевидение было каналом для трансляции театральных постановок, концертов, демонстрации фильмов, созданных для большого экрана. Однако почти одновременно появились и собственные познавательные художественные передачи, фильмы, концерты, телевизионные спектакли (например, спектакли А. Эфроса «Борис Годунов», «Страницы жизни Печорина», М. Казакова «Фауст», многосерийные телевизионные фильмы Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», А. Нагорного и Г. Рябова «Рожденная революцией», С. Колосова «Трест»).

Что касается оригинальных телевизионных произведений, то к ним» мы относим, прежде всего, программы информационного плана («Новостикультуры», «Время», «Вести», «Сегодня»), которые включают в себя постоянные репортажи из концертных залов, музеев, с выставок, конкурсов, фестивалей. Далее следует назвать передачи, в которых аудитория имеет возможность встретиться с писателями, драматургами, художниками, музыкантами, актерами, например, «Линия жизни», «Кумиры». Подобные телевизионные программы завоевали особую популярность среди зрителей. Телевидение играет важную роль в развитии такой стороны художественной культуры, как народное самодеятельное творчество (например, передачи «Игра», гармонь любимая», «Казачий круг», «В» нашу гавань заходили корабли. »). Оригинальными произведениями, созданными собственно телевизионными средствами являются прямые передачи и записи выступлений музыкальных коллективов и отдельных исполнителей, оперных и драматических спектаклей, различных конкурсов театрального искусства, классической, народной, эстрадной музыки и т. д. Также сюда следует отнести специфически телевизионные театральные (драматические, оперные, балетные) постановки и эстрадные развлекательные шоу.

На наш взгляд, современная культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в данном случае телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Как отмечает М. Кастельс, «это своеобразная система обратной связи между кривыми зеркалами: средства массовой информации есть выражение нашей культуры, а наша культура работает главным образом через материалы, поставляемые средствами массовой информации». Таким образом, культура органически включает в себя коммуникацию, и, как отмечала в конце прошлого века Р.Д. Копылова, «категории культуры и коммуникации сопрягаются в наши дни все чаще». Мы согласны с вышеприведенными положениями, тем более что они и сегодня не теряют своей актуальности.

Нынешняя «культура реальной виртуальности» отличается глобальными масштабами своего распространения и воздействия на все сферы и устои общественной жизни и человеческого бытия в целом. М. Кастельс объясняет это тем, что новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой жизни. «Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест. Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении. Материальный фундамент новой культуры есть пространство потоков и вневременное время. Эта культура перекрывает и включает разнообразие передававшихся в истории систем отображения; это культура реальной виртуальности, где выдуманный мир есть выдумка в процессе своего создания». Такова в трактовке М. Кастельса специфика «информационального общества», в котором даже города возникают как процессы в «поточном пространстве» вокруг сетевых узлов связи, объединяя людей не столько общими типами производственной деятельности, сколько спутниковыми средствами коммуникационной техники. Исследователь полагает, что в новом обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни людей: преобразуется их психология, менталитет и все прежние философские представления о мире, времени и пространстве.

Актуальными, в контексте изучения телевидения как средства выражения особенностей культуры современного информационного общества, являются проблемы «конформизма» и «индустрии грез». Под «конформизмом» в философии культуры подразумевается ориентация на чужие мнения, тенденция к массовизации, неспособность к трезвому анализу фактов, социальное приспособленчество, всевластие коллективных стереотипов, слепой диктат бессознательного над сознательной психической жизнью. Г. Анд ере, М. Хоркхаймер, Р. Бауэр и другие исследователи, анализируя современную практику массовой коммуникации, определяют ее как «индустрию грез». Телевидение расценивается ими как гигантский канал общества, который репродуцирует иллюзии, распространяет эталоны чувств и поступков, создает сноподобную культуру, без которой немыслима современная цивилизация. В концепциях вышеуказанных исследователей искусство рассматривается не как средство отражения действительности, а как резервуар тайных символов, иллюзорных знаков и образов

Может показаться, что повсеместное присутствие действующих на подсознание звуков и изображений критическим образом воздействует на социокультурную жизнь современного общества. Однако существуют исследования, указывающие на противоположные выводы. Например, В. Рассел Нейман заключает следующее: «Полученные за пять десятилетий систематических социальных исследований результаты показывают, что аудитория СМИ, включающая как молодых людей, так и другие возрастные категории, не является беспомощной, и СМИ отнюдь не всесильны. Развивающаяся теория ограниченных и обусловленных следствий влияния СМИ помогает осмыслить перспективы исторического цикла моральной паники вокруг новых СМИ». Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько информация, поступающая из средств массовой коммуникации, регулярна. Человек склонен отвергать информацию, не соответствующую тем ценностям, которые он себе приписывает. Живя в обществе и являясь членом определенной социальной группы, человек связывает себя с этой группой, и чем теснее он себя с ней связывает, тем менее вероятен успех влияния нате его ценности, которые соответствуют ценностям группы.

У. Эко в своем докладе «Оказывает ли аудитория дурное влияние на телевидение» (1977 г.), оценил перспективы эффекта воздействия средств массовой информации как незначительные. Он писал: «Существует, в зависимости от социокультурных обстоятельств, разнообразие кодов, или, скорее, правил компетентной интерпретации. Сообщение есть знаковая форма, которую можно наполнить разным содержанием. Возникает подозрение, что отправитель организует телевизуальный образ на базе своих собственных кодов, совпадающих с кодами господствующей идеологии, тогда как адресаты наполняют этот образ иными смыслами согласно их собственным культурным кодам». И в самом деле, психологические эксперименты показывают, что даже если телевидение передает 3600 изображений в минуту на канал, мозг сознательно «реагирует лишь на один сенсорный стимул из миллиона переданных. То есть, сообщения, передаваемые средствами массовой информации, перерабатываются индивидами, помещенными в специфические социальные условия, и тем самым изменяется подразумеваемый эффект сообщениям

С нашей точки зрения, нужно объективно признать большую и значимую роль телевидения в культуре формирующегося информационного общества. Телевидение действительно популярная массовая энциклопедия культурной жизни, необычайно расширяющая интерес к художественно-эстетическим, политическим, научно-техническим знаниям. Благодаря таким особенностям исследуемого СМИ как многокамерная съемка, монтаж, свободная комбинация пространства и времени становится возможным «наглядно представить глубину звездных миров и внутренность строения электрона, красоту ландшафтов природы и процессы, происходящие в живой клетке, прекрасное человеческое тело и работу нервных окончаний человеческого мозга».

Телевидение оказывает влияние на формирование мировоззренческой культуры, которая связана с системой обобщенных взглядов человека на объективный мир и на свое место в нем, а также с обусловленными этими взглядами убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности. Конечно, эта культура развивается, прежде всего, под воздействием самой жизни, фактов реальной действительности и отношений, складывающихся в обществе. Телевидение становится как бы частью социокультурной деятельности, его передачи обладают такой степенью достоверности, что способны, так или иначе, повлиять на убеждения личности. При этом телевидение необычайно расширяет кругозор человека, вырабатывает отношения не только к явлениям обыденным, но и к глобальным, космическим, ежедневно формирует целостный взгляд на мир, ощущение своей принадлежности ко всему человеческому сообществу. Этот «глобальный образ мира» становится для человека не просто абстрактной философской категорией, а благодаря визуальной природе телевидения наполняется конкретно-чувственным содержанием, жизнью, проблемами и радостями людей различных континентов, рождает то, что мы называем мировоззренческими чувствами, мироощущением.

Следовательно, основной задачей организаций, производящих телепрограммы, на наш взгляд, становится максимальное увеличение положительного воздействия телевидения на культуру. Для этого необходимо совершенствование материальной базы телевидения, коренное улучшение программирования, повышение качества и разнообразия передач, чтобы они могли удовлетворять запросы и потребности различных аудиторий, слоев населения, развивать уникальные вкусы каждого человека. Также, для того чтобы телевидение приносило пользу, необходимо развивать информационную культуру в обществе.

Телевидение, являясь механизмом распространения массовой информации, имеет ряд принципиально важных особенностей, которые выделяют его среди других средств массовой информации и делают особенно важной его роль как средства выражения особенностей культуры современного общества и человека. Наиболее важными из этих особенностей являются следующие:

— телевидение является одним из самых распространенных в современном обществе средством массовой информации, оно охватывает и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других средств массовой коммуникации;

— телевизионное изображение несет колоссальное количество информации, и по этому показателю в несколько раз превосходит все другие способы передачи информации, используемые в современном обществе. Поэтому телевидение является сегодня самым эффективным и самым широко распространенным средством воздействия на массовое сознание;

— телевизионное изображение легко воспринимается сознанием человека, не только потому, что зрение является его самым широкополосным каналом связи с окружающей действительностью, но и потому, что зрительные образы легко запоминаются, вызывая у людей различные ассоциации и достаточно сильные эмоции;

— телевидение стало основополагающим, структурирующим компонентом сферы досуга современного человека. Если в прошлом большую роль в социализации, в воспитании творческой активности и духовно-эстетических качеств человека играли учреждения культуры, то с конца XX века стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях. Это отражается в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений, в сокращении посещений кинотеатров, которые утратили свое былое социокультурное значение, за исключением нескольких крупных киноцентров, проводящих собственную политику в области кинопроката;

— телевидение само по себе является фактом культуры, но максимальная польза для общества будет достигнута при более существенном, чем в настоящее время, вкладе телевизионных программа духовную жизнь, в повышение культуры людей, в адаптацию к изменившимся условиям жизни.

На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия телевидения на культурное бытие, на духовную жизнь, на эстетический мир современного человека. Итак, телевидение в системе культуры выполняет следующие основные функции: информативную, связанную с распространением по телевизионным каналам культурной информации; культурно-просветительскую, заключающуюся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; познавательно-рекреативную, состоящую в том, что просмотр телевизионных программ, одной из целей которого является стремление повысить собственный уровень культуры, представляет собой одну из значительных категорий деятельности людей после работы и основное занятие, когда человек находится дома; смыслообразующую, основывающуюся на том, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте. Следовательно, телевидение, являясь одним из средств массовой коммуникации, с помощью которых мы можем приобщаться к культурным и художественным ценностям прошлого и настоящего, наблюдать актуальные проблемы сегодняшнего дня, представляет собой универсальную, полифункциональную систему. Наличие такого мощного канала передачи культуры, как телевидение позволяет коренным образом изменить многие процессы производства, хранения, распространения и освоения культуры. Более того, в условиях современных городов с их пространственными масштабами, многомиллионной численностью жителей, телевидение является наиболее действенной, эффективной и полноправной формой трансляции и потребления традиционной культуры, с одной стороны, и создания новых образцов художественных ценностей, с другой. Телевидению доступны все виды, формы и сферы культуры, а также ценности, которые оно не только распространяет, репродуцирует, но и развивает, ф, углубляет, совершенствует. У телеканалов и телевизионных передач, ориентированных на культуру, на многополюсный мир цивилизации, появляется новая задача: показать значимость культурных ценностей для успешного становления новой реальности, способствовать выработке адекватной культуре перспективы самоопределения, формировать ценности и нормы, лежащие в основе социального преобразования общества.

Анализ, проведенный в исследовании, позволяет сделать следующие выводы:

1. Обобщая рассмотренные подходы к трактовке понятия «информационное общество», мы можем заключить, что в настоящее время под таковым понимается, во-первых, общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, основой которой является бурное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации; в-третьих, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать. Научное знание и информация, являясь важнейшим фактором формирования информационного общества, способствуют повышению экономической и статусной ценности образования, созданию высокого уровня благосостояния в обществе, тем самым, позволяя гражданам широко применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни.

3. Темпы информатизации общества обуславливают актуальность проблемы формирования информационной культуры личности. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а сама информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира субъекта в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. Современное общество, В котором возникают все более совершенные средства коммуникации, нуждается в повышении уровня информационной культуры, так как для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в обществе.

4. Телевидение возникло, развивалось и развивается как важнейшее средство массовой коммуникации. Являясь одним из наиболее совершенных на сегодняшний день, средств отражения жизни общества, реальной действительности во всех ее проявлениях, телевидение в тоже время представляет собой богатейший источник информации и удобный инструмент изучения общества. В современном мире телевидение становится не просто элементом среды существования человека, как телевизор или телевизионный центр, но и самой средой, в которой существует человек, с которой он постоянно и автоматически взаимодействует. Телевидение стало главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на сознание и подсознание людей. Под воздействием телевизионных СМИ реальность информационного общества погружается в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом, а это, в свою очередь, приводит к возникновению символической реальности и новой культуры.

5. Основными культуроформирующими функциями телевидения являются следующие: во-первых, информативная, связанная с распространением по телевизионным каналам культурной информации; во-вторых, культурно- просветительская, заключающаяся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; в-третьих, познавательно-рекреативная, состоящая в том, что просмотр телевизионных программ представляет собой одну из значительных категорий деятельности людей после работы и основное занятие, когда человек находится дома; в-четвертых, смыслообразующая, характеризующаяся тем, что образы, воспроизводимых на экране объектов, могут наполняться некоторыми дополнительными значениями, вследствие использования тропических средств в общем телевизионном контексте.

6. Телевидение необычайно расширяет интерес к политическим, научно- техническим, художественно-эстетическим знаниям. Однако влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. С другой стороны, большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях популярных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *