Тема философия как наука

Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Приветствую Вас, друзья!

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).

Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.

Источник

Философия: Конспект лекций

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Возникновение философии, ее понятие и основные функции

Возникновение философии и становление ее предмета

Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.

Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Основные функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Источник

Философия. Краткий курс

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:

1) познавательным (дает целостную картину мира);

2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);

3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);

4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.

3. Философия выполняет следующие основные функции:

мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);

роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;

аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции — выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог — совершенствование общества;

воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.

4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение — наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Источник

Тема 1.1. Философия как наука.

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Раздел 1. ОСНОВЫ МЕТАФИЛОСОФИИ.

1. Объект и предмет философии.

2. Структура философии и ее проблемы.

3.Функции философии.

На эти и другого рода провокационные вопросы можно дать следующий ответ. Во-первых, выпускники ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» будут работать не с машинами, а, в конечном счете, с людьми, которые эти машины обслуживают. Давно замечено, что в любом коллективе большим уважением пользуется человек знающий, умеющий дать ответ на самые сложные мировоззренческие вопросы. Ими как раз и занимается философия.

В-третьих, «Газпром колледж Волгоград» выпускает специалистов среднего звена. Дальнейшая карьера специалиста во многом зависит от того, сможет ли он завоевать авторитет среди коллег. В наше время, когда информация представляет особую ценность, «однобокое» техническое образование может пойти не на пользу, а во вред, поскольку за машинами такой специалист не будет замечать людей.

Философия и содержит в себе огромный гуманистический потенциал, позволяющий рассматривать отдельного человека во всем его многообразии, удивляться богатству и разнообразию внутреннего мира каждого человека. Философия, способствуя взаимопониманию людей, развивает их коммуникативные компетенции, преодалевает коммуникативные барьеры, нацеливает на гуманистическое общение, спосбствует эффективному установлению социальных контактов. Человек, изучающий философию, способен понять не только внутренний мир других людей, но и может, основываясь на критическом отношении к самому себе, встать на путь саморазвития. Человек творческий, всесторонне развитый – это «душа» не только дружеской компании, но и производственного коллектива.

Тема философия как наука. Смотреть фото Тема философия как наука. Смотреть картинку Тема философия как наука. Картинка про Тема философия как наука. Фото Тема философия как наука

Таким образом, чтобы человек был успешным, стрессоустойчивым, мог не только эффективно решать проблемы, но и избегать их, ему необходимо изучать философию.

Философия зародилась примерно 2500 лет назад на древнем Востоке. Своей классической формы она достигла в древней Греции. Первым человеком, который назвал себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор. В качестве особой науки ее выделил Платон.

Само слово «философия» древнегреческого происхождения и буквально переводиться как любовь к мудрости, или любомудрие. Мудрецами или философами в древнем мире называли тех людей, которые могли рассуждать о том, что видеть нельзя. Например, о душе, любви.

Философия, таким образом, соединяет в себе элементы как чувственного познания (любовь), так и элементы рациональности, которая основана не только на абстрактном мышлении, но и на умении извлекать знания из житейского опыта, то есть быть мудрым. Мудрость можно определить как знание, помноженное на житейский опыт.

Когда говорят о мудрости, обычно вспоминают выражение «соломонова мудрость». В чем же проявилась мудрость Соломона? Она, можно предположить, состояла в том, что царь Соломон смог выделить в женщине материнское качество – любовь к ребенку, понял, в чем заключается сущность матери, чем материнская сущность отличается от женской, при этом смоделировал такую ситуацию, в которой материнское качество и проявилось, в результате чего смог принять правильное, осознанное, обдуманное решение, эффективно разрешив проблемную ситуацию.

Итак, философия – это не только набор теоретических знаний, но и умение применять их на практике. Умелое философствование состоит в том, что человек способен проникать в сущнось вещей, понимать не только их феноменальную (видимую, внешнюю), но и номенальную (умопостигаему, сущностную) природу, способность решать практические задачи, опираясь на жизненный опыт.

Для того чтобы узнать, что изучает та или иная наука, учебная дисциплина, необходимо выявить ее объектно-предметную область. Под объектом в науковедении понимают часть реальности, которую изучает наука. Объектом философии является бытие – то есть все, что существует: природа, общество, человек, сознание и мышление. Иначе говоря, философия изучает мир как целое.

Однако вспомним, что природу изучают физика, химия, биология. Общество (социум) – социология, политология, культурология, экономическая теория, юриспруденция. Человека – антропология, психология, педагогика. В связи с этим не понятно: зачем нужна философия, если есть другие науки и учебные дисциплины, изучающие все то, что входит в объектную область философии? Наука – не космонавтика: ей дублеры не нужны.

Попытаемся ответить на этот вопрос. Во-первых, и физика, и химия, и социология с психологией изучают в основном вышеперчисленные феномены обособленно, сосредотачиваясь на своем. Образно выражаясь, исследуя каждое дерево, но не лес в целом.

Философию, напротив, больше интересуют не «конкретные деревья», а «лес», который образовался благодаря этим деревьям. Философия не останавливается на изучении конкретики, она идет дальше, обобщая, систематизируя научные знания, сводя их к некому целому, что и составляет основу мудрости. Таким образом, философия – это не конкретная, а абстрактная наука.

Итак, философия изучает бытие. Элементы же бытия (природу, общество, человека) изучают конкретные науки: физика, социология, психология. Но только философский дискурс нацелен на системное изучение бытия.

В целях проведения демаркационной линии между философией и другими науками, выявим предметную область философии. Под предметом в науковоедении понимают часть объекта. Изучение предмета позволяет понять, чем философия отличается от других наук, в чем специфика философского изучения объекта.

Специфика философского знания состоит в том, что, рассматривая мир как бытие, то есть в его единстве и целостности, давая общую картину мира, философия в отличие от специальных наук исключает из круга своего рассмотрения детали и подробности, сосредотачивая свое внимание на общем и главном. Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности (природы, общества, человека), отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального. Иначе говоря, предмет философии — это всеобщее в системе «мир-человек». Цель философии состоит в том, чтобы выявить связи внешнего мира с внутренним миром. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1) познать внешний мир (природу, общество);

3) выявить связи внутреннего мира с внешним миром, материи и сознания, объективного мира и субъективного мира.

Особенности философского знания заключаются в том, что они:

1. Находятся на стыке науки, искусства, морали, религии, то есть имеют синтетический характер;

2. Имеют гуманистическую ориентацию (философия
сосредоточена на исследовании человека);

3. Имеют личностный характер (зависит от личности
исследователя, от его взглядов на мир);

4. Имеют максимальную форму обобщенности
результатов познания, (философия познает не отдельные
фрагменты мира, а мир как целое). Философия имеет абстрактный характер;

5. Оказывают влияние на общественные процессы
(Великая французская революция, Октябрьская
социалистическая революция, либеральные реформы 90-ых годов двадцатого века).

6. Философия изучает не только объективный мир, но и субъективный мир человека, общество, то есть мировоззрение. Философию интресуют не только вопросы, связанные с объективной реальностью, но и то, что человек думает об этой реальности, как он ее концептуально конструирует. Философия является не только наукой, но и самой развитой формой мировоззрения.

Таким образом, выявив объектно-предметную область философских знаний, мы узнали, что изучает философия. Философия изучает бытие, структуру бытия, его формы, уровни, выявляет универсальные связи между природой, обществом, человеком, его сознанием и мышлением. Ключевое понятие здесь: человек. Именно он выступает в качестве связующего звена между ними: человек одновременно является и частью природы, и частью общества, являясь биосоциальным существом, обладает сознанием и мышлением.

Человек с точки зрения естествознания – это высшая ступень эволюции природы, он отличается от других биологических организмов тем, что живет не в естественной, природной среде, а в рукотворной – социокультурной среде, наделен сознанием и способностью к мышлению. Общество – это одновременно и результат социальных действий и взаимодействий, а также важное условие их осуществления. Иначе говоря, деятельность, понимаемая как специфически человеческая форма активности, является субстанциальной основой человеческого и социального бытия.

Изучение человека – первостепенная задача философии, одна из главных философских проблем. Уникальность человеческого бытия, как в свое время подметил Шеллинг, состоит в том, что природа в лице человека познает саму себя. Именно благодаря существованию человеческого бытия биологическое бытие наделено самосознанием.

Следовательно, философия является не естественной наукой, как можно было подумать, поскольку в объектную область философских знаний входит изучение природы, а гуманитарной наукой, поскольку философия изучает в первую очередь человека, именно он является для нее главной проблемой.

Зная объектно-предметную область философии, можно дать следующие ее рабочие определения. Философия – это наука, объектом которой является бытие. Или: философия – это наука, предметом которой является всеобщее в системе мир – человек.

Однако эти дефиниции слишком абстрактны. Попытаемся наполнить их конкретным содержанием.

Итак, философия изучает общество, природу, человека, мышление, исследует универсальные связи и закономерности между ними. Изучать – это, значит, уметь раскрывать сущность. В данном случае – сущность окружающего нас мира. Человек имеет двойственную природу: он – биосоциальное существо, наделенное сознанием, а, следовательно, нацеленный на выявление стратегии взаимодействия с тем миром, который его окружает. Но прежде чем определится в жизненной стратегии, человек познает мир. Познает его с помощью разных методов: наблюдает за природными, социальными явлениями, анализирует, классифицирует их, моделирует жизненные обстоятельства.

Выстроить стратегию взаимодействия с окружающим миром – это значит, в первую очередь, определить, какое место человек вообще и ты конкретно как индивид занимаешь в этом мире. В процессе социальной эволюции были предложены различные варианты решения этой проблемы:

1) Представители древневосточной и античной философии выступали с позиции космоцентризма. Человек мыслился как часть живого космоса, природы. Человек, таким образом, не противопоставлялся природе. Следовательно, его задача заключалась в том, чтобы жить, бытийствовать в гармонии с природой. Главная заповедь – «не навреди». Вспомним японскую пословицу про чистый лист бумаги. Внешний мир и внутренний мир рассматривались в качестве равнозначных. В одной из древнегреческих трагедий пелось: «сколько есть чудес на свете, человек их всех чудесней»;

3) Представители философии Возрождения выступали в качестве антропоцентризма: человек провозглашался центром мироздания. На опасность антропоцентрической мировоззренческой установки указывал А.И. Солженицын: именно в ее недрах зародилось потребительское отношение к бытию, сама философия потребления. На первый план вышел человек с его потребностями;

4) Представители философии Нового времени – основатели рационализма. Если человек – центр бытия, а сущность человека – в его разуме, следовательно, рациональность как таковая – субстанциальная основа бытия. Результат и проявления рациональной деятельности человека – наука, научные знания. Отсюда – программа Ф. Бэкона по переустройству мира на научно-рациональных основаниях. Девиз времени – «знание – сила» (Ф. Бэкон);

5) Философия новейшего времени и современная философия в частности выработали несколько мировоззренческих установок, творчески переработав достижения исторических эпох:

Б) на основе космоцентризма – коэволюционизм, сторонники которого обосновывали необходимость учета экологической составляющей в научно-техническом прогрессе. Человек был провозглашен не господином, а пастухом бытия (М. Хайдеггер). Таким образом, по Хайдеггеру, не потребительское отношение к жизни, а забота о самой жизни является основным экзистенциалом.

Философия, как мы уже выяснили, имеет объемный объект изучения – бытие – то есть все, что существует, объективную реальность (материя) и субъективную реальность (сознание, мышление), взятые в своей совокупности. Философия изучает природу, общество, человека, мышление. Следовательно, философия еще и изучает такие результаты человеческой деятельности как социальные нормы, идеалы, ценности, то есть все то, что и образует культуру как таковую. Философия изучает и технику, связанную с человеческой культурой. Изучает она и сознание, познание, методы (способы) познания, поскольку они взаимосвязаны с мышлением человека.

Таким образом, если объект философии объемен, то можно предположить, что философия будет иметь не простую, а сложную структуру. Это означает, что философия как учебная дисциплина состоит не из одного, а множества разделов. Охарактеризуем лишь главные разделы философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *