Теория действия как методология
Теория, концепция, метод, методика, методология, подход.
Теория (греч. theoría, от theoréo — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной Т. Т. выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими голосами», признаваемыми участниками диалога. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.
МЕТОД- в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко осознаваемого артикулируемого и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре. Степень этой осознанности и контроля идеального плана деятельности может быть различной, но так или иначе осуществление деятельности на основе того или иного метода в принципе предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр
По Боришпольцу- способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов\ операций практического или теоретического познания действительности. Связан с операционализацией теоретического знания. Или сознательный способ достижения результата, решения поставленных задач.
Методика-совокупность способов, приемов познания
По Ковальченко- совокупность правил и процедур, приемов и операций, позволяющих на практике реализовать идеи и требования принципа, на котором основан метод.
Методология (от «метод» и «логия») –1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности 2)система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
Методология – 1)это учение об организации деятельности. 2) учение о методе познания и преобразования мира» Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности
ПОДХОД— комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе
Различают три вида теорий.
1. Описательные теории. Описательные теории носят качественный характер. Они выделяют исследуемую группу явлений или объектов, формулируют на основе научных данных общие закономерности, но корректировка доказательств и логический анализ не проводятся. К таким теориям относятся первые теории электричества и магнетизма, филиологическая теория Павлова, теория Дарвина, современные психологические теории.
2. Научные теории. В этих теориях с помощью математических моделей конструируется идеальный объект, представляющий и замещающий реальный объект. Обычно такие теории основываются на нескольких аксиомах и гипотезах. Следствия из теории проверяются экспериментально. Примером являются современные физические теории, для которых характерна логика и строгий математический аппарат.
3. Дедуктивные теории. В дедуктивных теориях формулируется основная аксиома, а затем добавляются положения, выведенные из основной аксиомы путем строгой логики. Пример: «Начала» Евклида.
Методология как общая теория метода
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно. Научный метод только тогда соответствует своему статусу, когда он обеспечивает адекватное отображение свойств и закономерностей предметов внешнего мира.
Научный метод – это система правил и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Научному методу свойственны следующие признаки:
1) ясность или общедоступность;
2) отсутствие стихийности в применении;
3) направленность или способность обеспечивать достижение цели;
4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;
5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;
6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Характер метода существенно определяется:
— степенью общности поставленных задач;
— накопленным опытом и другими факторами.
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая, таким образом, выступает его предпосылкой. Эффективность и сила того или иного метода обусловлена содержательностью и глубиной той теории, на основе которой он формируется. В свою очередь метод используется для углубления и расширения теоретического знания как системы.
Таким образом, теория и метод тесно взаимосвязаны: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки вытекающих из нее правил, приемов, операций – методы способствуют формированию, развитию, уточнению теории, ее практической проверке.
Научный метод содержит в себе ряд аспектов:
1) объективно-содержательный (выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории);
2) операциональный (фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, приемов, которые в совокупности составляют метод);
3) праксеологический (свойства надежности, эффективности, ясности).
Основные функции метода :
В структуре метода центральное место занимают правила. Правило – это предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели. Кроме того, в структуру метода входят некоторые приемы, осуществляемые на основе операциональных норм.
Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. Существует методология различной деятельности.
Понятие методологии. В самом общем смысле под методологией понимается система методов, используемых в некоторой области деятельности. Но в контексте философского исследования методология – это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания.
Методология науки стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом смысле она выступает метанаучным знанием философского характера.
Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые возникли в философии и науке. Исторически первоначально проблемы методологии науки разрабатывались в рамках философии (диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Бэкона, диалектический метод Гегеля, феноменологический метод Гуссерля и т.д.). Поэтому методология науки очень тесно связана с философией, особенно с такой ее дисциплиной, как теория познания. Кроме того, методология науки тесно связана с такой дисциплиной, как логика науки, сложившейся со второй половины 19 в.
В системе методологического знания можно выделить основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся:
1) философские методы (задают наиболее общие регулятивы исследования – диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический и др.);
2) общенаучные методы (характерно для целого ряда отраслей научного знания; они мало зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования);
3) частнонаучные методы (применяются в рамках отдельных специальных научных дисциплин; отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач).
В связи с этим в рамках методологии науки выделяют философско-методологический анализ науки, общенаучную и частнонаучную методологию.
Специфика философских методов состоит в том, что это не свод жестко фиксированных регулятивов, а система правил, операций, приемов, носящих всеобщий и универсальный характер. Философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Они задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Здесь берут начало все другие методологические установки, осмысливаются переломные ситуации в развитии той или иной фундаментальной дисциплины.
Общенаучная методология представляет собой совокупность знаний о принципах и методах, применяемых в любой научной дисциплине. Она выступает своего рода «промежуточной методологией» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относят такие понятия, как «система», «структура», «элемент», «функция» и т.д. На основе общенаучных понятий и категорий формулируются соответствующие методы познания, которые обеспечивают оптимальное взаимодействие философии с конкретно-научным знанием и его методами.
Общенаучные методы разделяют на: 1) общелогические, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование; 2) методы эмпирического исследования, применяемые на эмпирическом уровне исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение); 3) методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования (идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и т.д.); 4) методы систематизации научных знаний (типологизация, классификация).
Характерные черты общенаучных понятий и методов:
— соединение в их содержании элементов философских категорий и понятий ряда частных наук;
— возможность формализации и уточнения математическими средствами. На уровне общенаучной методологии формируется общенаучная картина мира.
Частнонаучная методология представляет собой совокупность знаний о принципах и методах, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. В ее рамках формируются специальные научные картины мира. Каждая наука имеет свой специфический набор методологических средств. В то же время методы одних наук могут транслироваться в другие науки. Возникают междисциплинарные научные методы.
В структуре методологического знания можно выделить две составляющих части:
ü дескриптивную (описательную) методология описывает научные подходы, концепции, принципы, способы и средства деятельности.
ü прескриптивную (нормативную) методология характеризует содержание деятельности, последовательность основных этапов и отдельных действий, содержит предписания и нормы деятельности.
Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющими сферу её применения.
1) понятие, используемое в антич. и ср.век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира;
3) совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование ( знание ) и признанных на данном этапе. Понятие
«парадигма» в философии науки введено позитивистом
Г. Бергманом и было широко распространено
американским физиком Т.Куном для обозначения ведущих представителей и методов
получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием «картина мира».
КОНЦЕПЦИЯ (образовано от латинского слова: conceptio — понятие, понимание, замысел). Концепция — это умозрительная система, выражающая определённый способ представления, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею и/или конструктивный принцип, реализующие определённый замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.
Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и так далее), единственно знающего (знающих) исходный замысел, выраженный в концепции.
Концепция связана с разработкой и развёртыванием некоторого знания, которое, в отличие от теории, не получает завершённой дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации.
Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:
· теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;
· в теории происходит разработка терминологии;
· теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.
· теория предсказывает появление определенных факторов.
В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории:
1) исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в
данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;
2) исходную теоретич. основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в совокупности описывающих
3) логику теории— множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;
4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основную массу теоретического знания.
представление, и как понятие, и как теория ; отличие идеи от этих форм ее выражения в том,
Обыденное и научное познание
Научное знание = знание + знание о способе получения знания, его источнике, границах и степени надёжности.
Отличительные особенности научного знания:
в основе: опыт повседневной жизни, это результат коллективного опыта,
или жизненная практика накопленного поколениями людей
Обыденное познание
даёт элементарные сведения о природе, знания прочны, но разрозненны,
о самих людях, условиях их жизни, представляют собой набор сведений
общении, социальных связях и др.
наука ориентирована на познание сущности требует особых языков науки
предметов и процессов
Научное познание
вырабатывает свои методы, формы, способы обоснования истинности
инструментарии познания знаний
характерна планомерность, системность,
логическая организованность, обоснованность результатов исследования
1. Общая характеристика.
Знания конкретны; обобщения встречаются редко и касаются узких вопросов и частных случаев; преобладает использование бытовой речи и неоднозначных понятий.
Знания, в основном, обобщены; заметны тенденция к абстрагированию; тенденция к уточнению содержания употребляемых понятий; преобладает использование точных научных понятий.
Знания носят, в основном, интуитивный характер, либо являются результатом прямых практических жизненных наблюдений; фиксируется преимущественно непосредственно значимое в жизненном опыте.
Знания вполне осознаны и рациональны; преимущественно являются результатом неоднократных специальных размышлений или специальных исследований; знания касаются широкого спектра проблем и не всегда связаны с актуальным жизненным опытом.
3. Методы получения знаний.
Допускаются рациональные формы познания, образное отражение, иррациональные способы получения информации. В основном используются повседневное наблюдение, сравнение, размышление.
Приоритет отдается рациональным формам мышления. Используется полный арсенал современных методов исследования (в том числе, наряду с теоретическими методами применяются научное наблюдение, опросы, измерение показателей, анализ документов, эксперименты); широко применяются методы математической статистики и компьютерная техника.
Несистематический способ сбора данных.
Систематический целенаправленный сбор данных.
5. Способы передачи знаний.
Способы передачи знаний немногочисленны (главные способы передачи знаний – «из уст в уста» и «по наследству»); передача знаний зачастую затруднена вследствие инструментальной необеспеченности (ограничители – объем памяти, невнимательность, неспособность к восприятию проч. индивидуальные особенности носителей и хранителей знания).
Способы передачи научных знаний более многочисленны и «канализированы»; внедрены технологии формирования, хранения и передачи знаний; имеет место высокий КПД (коэффициент полезного действия возрастает, в основном, за счет возможности эффективного научения и синергии усилий – «пигмеи на плечах у великанов»).
6. Используемая база данных.
При получении новых житейских знаний используется сравнительно небольшой, преимущественно, уникальный фактический материал.
При получении новых научных знаний используется обширный как типовой, так и уникальный фактический материал.
7. Достоверность источников информации.
Источники не всегда достоверны, информация иногда «грешит» неточностью и субъективизмом, так как недостаточно возможностей для проверки.
Разработаны специальные способы повышения достоверности, надежности, репрезентативности используемых источников.
8. Прогностические возможности.
Преимущественно низкая и средняя предсказательная сила. Ошибки возникают, в основном, вследствие недостаточности исследовательской базы.
Преимущественно средняя и высокая предсказательная сила. Ошибки возникают, в основном, вследствие несоблюдения принципов и технологий исследования.
9. Характер выявляемых закономерностей.
Позволяет выявлять типовые события, явные тенденции, отдельные закономерности.
Позволяет выявлять типовые события, явные и намечающиеся тенденции, частные закономерности, общие и универсальные законы.
10. Субъекты знаний.
Субъекты получения, хранения и передачи знаний не всегда достаточно подготовлены.
Субъекты получения, хранения и передачи знаний всегда проходят специальную подготовку и подчас очень сложный отбор по многим критериям.
Житейские знания не всегда имеют широкое общественное признание (легитимны).
Научные знания имеют высокий социальный статус, высокий уровень доверия и легитимности.
Широко распространены, особенно в обществах с низким уровнем образования.
Не столь широко распространены, но налицо тенденция к более широкому распространению.
13. Темпы разработки.
Скорость разработки нового знания и его распространения сравнительно невысокая, в основном, за счет индивидуальной формы.
Скорость разработки нового знания и его распространения высокая; широко используются разделение труда и работа научных коллективов.
14. Цели получения знаний.
Получение истинного знания, которое позволяет успешно ориентироваться в мире и применять его в практике преобразования действительности и реализации целей.
Именно потому, что конечные цели приобретения житейских и научных знаний совпадают, то не правильно говорить об их полной противоположности и категорически противопоставлять. Эти две системы знаний (житейские знания также представляют собой систему, но систему, по-иному выстроенную) равно необходимы людям, взаимодополняют друг друга и являются источниками развития друг друга.
Философские школы и направления
С офисты (античность)— отличались своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков. Это свидетельствует о востребованности их взглядов на протяжении всей античности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма), но основателем стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Второй этап (конец II — середина I в. до н.э.) представляют древнегреческие философы Посидоний и Панеций. По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это — основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Особое внимание стоики уделяли воле. Из нее исходят все стоические добродетели. Их необходимо соблюдать, поскольку все в мире предопределено, в нем господствует принцип всеобщей целесообразности: целесообразно как добро, так и зло. Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод, как считали стоики, есть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу. Важнейшей чертой учения стоиков, особенно поздних, является признание всех человеческих существ равными по природе. Это объективно означало отрицание сословности и значения социального положения личности и суждение о ней только по личным достоинствам. Отсюда их мнение о том, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Стоики не только проповедовали эти взгляды, но и пытались осуществить их на деле. Так, в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства. Их идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.
Антропологизм. В XIX в. единственным крупным представителем антропологии является Л. Фейербах, которого практически всегда относят к немецким классикам. Конечно, его идеи вышли из гегельянства и во многом используют его, чаще всего отталкиваясь от взглядов Гегеля. Тем не менее философия Фейербаха столь своеобразна, настолько противоположна гегелевской, что отнести ее к немецкой классической философии можно лишь с большой натяжкой. Начать с того, что Фейербах, в отличие от всех немецких классиков, материалист, хотя сам и не считал себя таковым. В центре его философствования —человек, как продукт природы. Психика человека зависит от его телесной организации, не сводимой, однако, к физиологии. Главное в человеке — чувство любви в философском понимании этого слова. В основе этого возвышенного чувства взаимной любви лежит религия. Фейербах, как и все его далекие последователи, именно в человеке искал основы переустройства мира на разумных и нравственных началах, началах любви и справедливости. Философия будущего в его представлениях сольется с религией и станет антропологией — всесторонним учением о человеке. Это будет знаменовать новую эпоху в развитии человечества, когда отношения любви претворятся в повседневную жизнь. Принцип поиска начал переустройства мира в человеке был подхвачен через столетие достаточно влиятельным современным направлением —философской антропологией. Что именно в человеке послужит основой такого переустройства, философские антропологи считают по-разному. Однако принцип поиска основ мира в человеке у них един, и этим они обязаны оригинальному философу XIX в. опередившему свое время, Л. Фейербаху.
Философия жизни. Это философское направление конца XIX — начала XX вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные представители этого направления по-разному истолковывают это основополагающее понятие: как противоположное рассудочному (Ф. Ницше, Л. Фробениус и др.), как космический «жизненный порыв» (А. Бергсон), как исторический процесс, реализуемый в неповторимых, уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). У последнего культура противопоставляется цивилизации. Основные способы познания —иррационализм и интуиция. Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера это цивилизация как застывшая форма культуры). Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу. Что же делает человек в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни. Философия жизни, зародившись в XIX в., имела своих крупных последователей (А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет) и в XX в. Поэтому, рассматривая философские направления XX в., нельзя упускать из виду философию жизни.
Прагматизм. Это философское направление возникло в 70-е гг. XIX в. в США, его основными представителями были Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. По мнению Пирса, название направления происходит от «прагматической веры» Канта, когда человек действует, не обладая полным знанием и основываясь на вере, которую Кант и назвал «прагматической».
В основе прагматизма так же, как и во многих других учениях этого времени, лежат интересы человека. Поскольку истины классической науки далеко не всегда эффективны, а теоретическое знание необходимо, хотя бы в конечном счете, для удовлетворения потребностей человека, прагматики считают, что «истина — то, что полезно». С этой позиции ранжируются и научные идеи, которые делятся на истинные — те, которые полезны, и ложные — те, которые приносят вред. Наука — «служанка» человека, нужная ему для достижения своих интересов и целей. В терминологическом аппарате прагматиков есть понятия «вера» и «воля». Вера в данном случае противопоставляется сомнению, т.е. не является только религиозной, и считается критерием истины (Пирс). В этом смысле наука трактуется как коллективная вера. Воля необходима для руководства знанием, постановки нужных целей и обеспечения их достижения. Прагматизм — дитя своего времени и даже своей культуры. Но его не следует путать с более субъективным и циничным практицизмом, с философией «американской мечты» и т.п. Прагматизм ориентирован на благо для человека, он учит эффективно преодолевать трудности, он возвращает знание в процесс жизни. Прагматизм оптимистичен, воля, провозглашаемая им, носит созидательный характер.
Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного. В свою очередь, философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь. Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А. Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда. Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К. Г. Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считая преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.
Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах —бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа. Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж. П. Сартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.
Униве́рсум — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, то есть объективная реальность во времени и пространстве. В общем смысле тождествен термину «Вселенная».
Дуалисты — Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два самостоятельных начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.
Диалектики — Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Основной принцип диалектики — в универсуме и в человеке всё развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике существуют два философских подхода — материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).
Эклектики — Потамон, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определённого о состоянии объекта, системы сказать нельзя.
Гностики — философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это — Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.
Агностики — Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Философы, которые отрицали возможность познания мира человеком. Они ставили под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир непознаваем в целом, или мир непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности).
Герменевты — В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. У герменевтики особое видение отношения «универсум — человек». Дильтей видел в герменевтике основание всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека. Всякий, кто посвятил себя герменевтике, в состоянии дать прозрачное описание ситуации, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтверждённых ожиданий и предположений.
Персоналисты представляли русскую, немецкую, французскую и американскую систему философских взглядов. Система «универсум — человек» наличествовала у них через приоритет человека в философском осмыслении действительности. На первый план выходила личность в её конкретных проявлениях — суждениях и действиях. Личность, персона являлась базовой онтологической категорией, основным проявлением бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. При этом истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале. Идеи персонализма развивали Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Козлов, Ф. Якоби, М. Шелер, Э. Мунье, Д. де Ружмон, П. Лендсберг.
Механизм постановки проблемы, актуальность темы в исследовательской работе
Порядок научного исследования предполагает чёткое определение компонентов научного аппарата: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема.
Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Однако она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий.
Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».
Проблема является основой всей работы. Правильная постановка проблемы — залог успеха. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования.
Проблема должна соответствовать критериям:
«Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке».
«Проблема восприятия субъектом пространственного мира может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы.
Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе.
Проблема описания единиц и способов регуляции пространственного восприятия. «.
«Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов.»
• «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;
• «Семья в системе социального воспитания»;
• «Совершенствование физического развития детей средствами бальных танцев».
Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Формулировку темы работы определяет предмет исследования (их формулировки практически совпадают).
Обоснование актуальности темы должно соответствовать следующим требованиям:
ü должны быть кратко освещены причины обращения именно к этой теме именно сейчас;
ü должна быть раскрыта актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки — объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показано, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.
В завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.
v Особая роль в системе подготовки специалистов принадлежит профессиональному психологическому отбору абитуриентов как начальному этапу профессионального становления.
v Анализ практики профотбора в вузах позволяет утверждать, что этот процесс протекает в настоящее время во многом стихийно: отсутствует единая скоординированная стратегия проводимых мероприятий, отбор не рассматривается как целостная система, недостаточно проработаны психологические аспекты профессиональной деятельности.
Актуальность исследовательской работы. Постановка проблемы
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?»
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности темы исследования. Этот раздел отражает Ваши длительные поиски — как Вы к этому пришли, почему Ваша тема действительно интересна, каков замысел Вашего исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Надо учесть, что Вы должны отразить актуальность именно Вашей конкретной темы, а не какой-либо иной из этого направления. В разделе «актуальность темы исследования» показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного вами направления; что (в конспективном изложении) сделано Вашими предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам.
§ Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы.(«Анализ практики показывает, что педагоги (дети) не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с…»).
На этой основе формируется противоречие — это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между… и… Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования…» или «Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области … наблюдается нехватка практических разработок, направленных на…».
На основе выявленного противоречия формулируется проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: «Каковы условия для формирования…?», «При каких психолого-педагогических условиях эффективно…» или «Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование, и разработка комплекса упражнений…» и т. п.
Слово «педагогика» произошло от греческих слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). Дословно слово «пайдагогос» означает «детоводитель». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: так обозначалась способность «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его, развивать и обучать. Со временем, по мере накопления знаний, возникла особая наука о воспитании детей. В теории произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика – это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи – освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».
Предмет педагогической психологии – процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания – как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.
Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. К категориям педагогики относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением.
Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.