Термин интеграция как философская

ИНТЕГРАЦИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ИНТЕГРАЦИЯ» в других словарях:

ИНТЕГРАЦИЯ — культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

Интеграция — Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

ИНТЕГРАЦИЯ — (лат.). Соединение в одно целое того, что раньше существовало в рассеянном виде, вслед за чем наступает дифференциация, т. е. постепенное увеличение различия между первоначально однородными частями. Из интеграции, сопровождаемой дифференциациею… … Словарь иностранных слов русского языка

ИНТЕГРАЦИЯ — (от лат. integer целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами,… … Экономический словарь

ИНТЕГРАЦИЯ — (латинское integratio восстановление, восполнение, от integer целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке … Современная энциклопедия

интеграция — интегрирование, объединение, соединение, слияние; слитие Словарь русских синонимов. интеграция см. объединение 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

ИНТЕГРАЦИЯ — (integration) Объединение двух или более компаний под одним контролем в целях взаимной выгоды, уменьшения конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения большей доли рынка, объединения технических или финансовых … Финансовый словарь

Интеграция — (integration) См. Экономическая интеграция … Экономико-математический словарь

Интеграция — объединение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Источник

Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена

Статья посвящена анализу международно-правовых аспектов интеграции и глобализации, рассматриваемых как своеобразные феномены в праве в целом и до настоящего времени не подвергавшихся каким-либо серьезным исследованиям в рамках науки международного права. Автор предлагает собственное понимание термина «международно-правовая интеграция» и соотношения интеграции и глобализации.

Ключевые слова: интеграция, глобализация, мировой правопорядок, международное право.

International legal integration: approaches to understanding the phenomenon

The article analyzes the international legal aspects of integration and globalization which are regarded as peculiar phenomena in the law in general and which have not yet been subjected to serious study in the science of international law. The author suggests that a proper understanding of the term international legal integration and correlation of integration and globalization.

Key words: integration, globalization, global rule of law, international law.

Mladenovic.
Вельяминов Г.М. Социалистическая интеграция и международное право. М., 1982. С. 22.

Подробнее см.: Безбородов Ю.С. Юридическая глобалистика в международно-правовой доктрине // Проблемы международной безопасности: современное видение и сопутствующие проблемы межгосударственного сотрудничества: Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2011. Вып. 3. С. 88.

См., например: Вельяминов Г.М. Указ. соч.; Миронов Н.В. Правовые формы социалистической интеграции (международные межведомственные соглашения). М., 1977; Международный организационно-правовой механизм социалистической экономической интеграции / Отв. ред. Е.Т. Усенко. М., 1980.
Вельяминов Г.М. Указ. соч. С. 22.
Подробнее см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 256.

Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. С. 124.

Большая советская энциклопедия.

Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1983. С. 18.

Исследование проблемы интеграции в рамках науки международного права требует понимания, осознания интеграционных процессов (их причин, форм, целей) и направлено на выявление в них общих тенденций, связанных также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена. Применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов.

В настоящее время можно выделить три теоретических подхода к проблемам интеграции, три научные школы: 1) школу функционализма; 2) школу федерализма; 3) коммуникационную школу.

Mitrany D. The Prospect of Integration: Federal or Functional // Journal of Common Market Studies. 1965.
Politische Theorien der Europaischen Integration: Ein Textund Lehrbuch. Wiesbaden, 2009. S. 52.
Ambrosi G.M., Mitrany D. Funktionalismus als analytische Grundlage wirtschaftlicher und politischer Neuordnungen in Europa // Hagemann H. Die deutschsprachige wirtschaftswissenschaftliche Emigration nach 1933. URL: http:// www.uni-trier.de/ fileadmin/ fb4/ prof/ VWL/ EWP/ Publikationen/ Ambrosi/ mitrany1.pdf.

Deutsch K. The Analysis of International Relations. New Jersey, 1978. P. 198.

Gonidec P.F., Charvin R. Relations Internationales. P., 1984. P. 435.

Опираясь на предложенную П.А. Цыганковым классификацию интеграции, выделим следующие виды международно-правовой интеграции:

экономическая, имеющая в качестве основной цели экономическое «связывание» субъектов в рамках валютных, таможенных отношений. Элементы такой интеграции в настоящее время распространены даже в рамках СНГ;

иные виды интеграции.

Bibliography

Ambrosi G.M., Mitrany D. Funktionalismus als analytische Grundlage wirtschaftlicher und politischer Neuordnungen in Europa // Hagemann H. Die deutschsprachige wirtschaftswissenschaftliche Emigration nach 1933. URL: http:// www.uni-trier.de/ fileadmin/ fb4/ prof/ VWL/ EWP/ Publikationen/ mbrosi/ mitrany1.pdf.

Baranovskij V.G. Politicheskaya integraciya v Zapadnoj Evrope. Nekotorye voprosy teorii i praktiki. M., 1983.

Bezborodov Yu.S. Yuridicheskaya globalistika v mezhdunarodno-pravovoj doktrine // Problemy mezhdunarodnoj bezopasnosti: sovremennoe videnie i soputstvuyushhie problemy mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Ekaterinburg, 2011. Vyp. 3.

Cygankov P.A. Politicheskaya sociologiya mezhdunarodnyx otnoshenij. M., 1994.

Deutsch K. The Analysis of International Relations. New Jersey, 1978.

Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar’. M., 1997.

Gonidec P.F., Charvin R. Relations Internationales. P., 1984.

Lenin V.I. Poln. sobr. soch. T. 27.

Marochkin S.Y. On the Recent Development of International Law: Some Russian Perspectives // Chinese Journal of International Law. 2009. N 3.

Mezhdunarodnyj organizacionno-pravovoj mexanizm socialisticheskoj ehkonomicheskoj integracii / Otv. red. E.T. Usenko. M., 1980.

Mironov N.V. Pravovye formy socialisticheskoj integracii (mezhdunarodnye mezhvedomstvennye soglasheniya). M., 1977.

Mitrany D. The Prospect of Integration: Federal or Functional // Journal of Common Market Studies. 1965.

Politische Theorien der Europaischen Integration: Ein Textund Lehrbuch. Wiesbaden, 2009.

Spinelli A. The Growth of European Movement since the Second World War // European Integration. 1972.

Источник

Интеграция в философии понима­ется как процесс взаимодействия ка­ких-либо компонентов, частей, так и конечный результат — некое целост­ное образование разного уровня сложности.

Сопоставление понятий «интеграция», «комплекс», «син­тез», выделение в их значении сход­ных и отличительных черт дают осно­вание судить о том, что «комплекс» выступает как более низкий, а «син­тез» — более высокий уровень интег­рации.

В работах философов рассматри­ваются различные подходы к клас­сификации объединения различных искусств, образно называемые тер­минами «склеивание», «симбиоз», «раз­мывание», «снятие», «соподчинение», «концентрация» (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган).

Каждый вид искусства отли­чается своей спецификой, своей сис­темой изобразительно-выразитель­ных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем ее многообразии. Это возможно только при наличии синтеза искусств.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собств. задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ.

Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (напр.. др.-егип. арх-ра, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Как в отд. ист. эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (арх-ра и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях 20 в.).

В древние времена, искусство было синкретичным (первоначальная нерасчленённость видов искусства, непосредственно вплетённых в деятельность человека и его ритуалы), а затем произошло его разделение на отдельные виды. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя свою специфику и своеобразие, возникает и обратное стремление к их синтезу.

Связь между видами искусства выра­жается в их взаимообогащении. При­мером могут служить происходящие в Москве, в Музее изобразительного Искусства им. А.С. Пушкина, музыкальные вечера, когда эстетическое восприятие картин художников обо­гащается слушанием прекрасной симфонической музыки в исполнении известных музыкантов.

Вопрос.

В 1976 г. в Москве состоялся симпо­зиум «Проблемы взаимосвязи и синте­за искусств», который явился началом научной разработки этой проблемы.

А.Я. Зись говорит о двух тенденциях: первая—тяготение к синтезу; вторая—сохранение суве­ренности каждого вида искусства.

В.И. Тасалов отмечает три факто­ра, которые явились причиной фор­мирования в 50-60-е гг. XX в. нового понимания интеграции искусств: «1) усложнение элементов творческо­го труда человека во всех сферах; 2) творческое развитие каждой лич­ности как сугубо практическая по­требность нового этапа, без решения которой нельзя реализовать цели со­временного научно-технического про­гресса; 3) утверждение большого чис­ла «новых феноменов собственно ху­дожественной практики», например художественное конструирование в технике и производстве, дизайн, прикладная и промышленная графи­ка, телевидение и т.д.».

Проблема синтеза искусств, взаи­модействия видов художественной деятельности рассматривались в ряде педагогических исследований. Остановимся на некоторых из них.

В конце 70-х годов XX в. научны­ми сотрудниками лаборатории эстетического воспитания НИИ дошколь­ного воспитания АПН СССР было проведено исследование проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к детям на художественных занятиях (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, И.Л. Дзержинская, Л.Я. Панкратова, Г.Н. Пантелеев, Л.В.Пантелеева, Л.Н. Комиссарова, Л. С. Фурмина). Н.А. Ветлугина отме­чает, что процесс усвоения художе­ственного опыта всегда индивидуа­лен, поэтому необходимо правильно сочетать индивидуальный и диффе­ренцированный подходы. Разработана идея комплексных занятий, которые дают возможность осуществлять син­тез, «межпредметные связи», помога­ют установить взаимосвязь рисова­ния, музыки, художественного слова с целью нахождения наиболее выра­зительных средств для изображения жизненных явлений. Эти положения были экспериментально проверены в работе с детьми. Прежде чем интегрировать виды художественной дея­тельности, следовало провести их дифференциацию. С этой целью на занятиях по изобразительной дея­тельности, музыкальному воспитанию дети осваивали практические навыки, умения для того, чтобы за­тем их использовать на комплексных занятиях. Принципы построения последних определялись темой, от­бором ведущих художественных средств, которые объединяли все виды искусства (например, ритм, композиция, форма).

В педагогическом процессе комп­лексные занятия занимали ведущее место, если опирались на полученный детьми художественный опыт в про­цессе обучения на занятиях (по музы­кальному воспитанию, художествен­но-речевых, по изобразительной деятельности).

Соотношение отдельных видов художественной деятельности, взаимодействие искусств менялось в зависимости от поставленных за­дач, программного содержания. Была разработана система занятий разного типа. В нее вошли как традиционные, так и «доминантные» (Е.Е. Корой), на которых какой-либо вид искусства и художественной деятельности яв­лялись ведущими, доминирующими. Система комплексных занятий дала возможность педагогам избегать сте­реотипов, проявлять свою инициати­ву, что в свою очередь способствова­ло развитию творческой активности детей.

Поиск оптимальных условий орга­низации процесса приобщения ребен­ка к различным видам искусства при их взаимодействии—главная задача современной дошкольной педагогики. В 20-30-е годы XX в. многие филосо­фы, психологи, педагоги ставили эти проблемы, искали новые пути худо­жественного воспитания детей, раз­вития их творчества. Многие самым важным считали невмешательство, сохранение самостоятельности, сво­боды детского творчества, так как оно ярко, самобытно, похоже «на гейзер». Свои идеи комплексного воздействия искусств исследователи претворяли в практику художественного воспита­ния детей. В конце XX в. эти идеи на­ходят свое подтверждение в аспекте новых тенденций эстетического обра­зования и воспитания дошкольников.

Е.Н. Зуйкова на основе исследова­ния сделала вывод о том, что проблема взаимодействия искусств не потеря­ла своей актуальности для современ­ной теории и практики. Автор прово­дит глубокий исторический анализ этой проблемы с конца XIX в. и по на­стоящее время, выделяет четыре пе­риода и основные направления в про­блематике исследований творчества в каждом периоде:

I период (конец XIX—начало XX в.) — развитие фантазии, бес­сознательного, сенсорики; синкретичность детского творчества (идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Риччи, М. Моитессори, Л.Г. Оршанского);

II период (1917—1930) — роль сре­ды; развитие образного мышления; активность и свобода творчества ре­бенка; опора на возрастные особенно­сти (Л.С. Выготский, К.Н. Вентцель, Ф.И. Шмит, Ж. Пиаже, А.В. Бакушинский, Б.В. Асафьев);

III период (1940—1970) — обога­щение жизненных впечатлений; роль обучения; связь видов искусств; формирование творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова и др.);

IV период (1980—1990) — современные тенденции развития детского творчества с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания. Краткая хронологическая периодизация естественно, не может охватывать весь спектр изучаемых проблем. Однако выделенные автором направления дают возможность проследить главное звено в каждом из них. С другой стороны, акцентированные Е.Н. Зуйковой стержневые вопросы помогают увидеть переход исследований проблемы взаимодействия и синтеза искусств на новый качественный уровень. В частности, это касается разработки новых интегрированных программ по различным видам искусства, основывающихся на «полихудожественном» подходе. Они выполнены коллективом научных сотрудников под руководством Б.П. Юсова. Одна из этих программ — «Живой мир искусства» — соединяет разные виды художественной деятельности — музыку, изобразительное искусство, родной язык, литературу, хореографию, театр — в содержательный для детей 1-4 классов процесс. Идея интегрированного подхода к взаимодействию искусств и разных видов художественной деятельности создает увлекательное для ребенка «пространство». В этом процессе происходит взаимодействие ребенка с экологией, этнокультурой, художественными традициями, национальными особенностями культур разных народов. Программа имеет гуманистическую сущность и направлена на развитие творческой личности.

В аспекте концепции «полихудо­жественного образования» большой интерес представляет исследование И.Н. Клюевой, посвященное предмет­но-пространственной деятельности дошкольников на занятиях изобрази­тельным искусством.

Взаимодействие предметно-пространственной деятельности с изоб­разительным искусством ребенка И.Н. Клюева рассматривает как опти­мальный путь развития сенсорных и творческих способностей, формиро­вания эстетического отношения к окружающему миру.

Полихудожественное развитие рассматривается автором как много­составная структура, включающая детскую продуктивную деятельность, синтез разных искусств. На основе экспериментально апробированной сис­темы занятий изобразительным ис­кусством создана оригинальная про­грамма «Калейдоскоп», в которой раскрыты пути взаимодействия пред­метно-пространственной деятельнос­ти с детским творчеством. В ней по­лихудожественное развитие сред­ствами изобразительного искусства детей 2-7 лет представлено по пяти направлениям; общеразвивающее, развитие чувства пространства, фор­мы, цвета, композиции. На каждом возрастном этапе обозначено приори­тетное направление, которое включа­ет взаимодействие средств изобрази­тельного искусства детей:

2-3 года — вхождение ребенка в мир прекрасного через слово и форму (изображение), познание окружающей среды и ее эмоцио­нальное освоение в процессе экс­периментирования;

• 3-4 года — начало освоения красо­ты мира через слово и цвет (изоб­ражение), расширение представ­лений об окружающем мире, его красок, эстетических качествах предметов, стремление изобра­жать самому;

4-5 лет — через слово и действие освоение многообразия форм в ок­ружающей природе, видение пре­красного в произведениях искусст­ва (музыке, картине, танце и т.д.),
проявления творчества в процессе художественной предметно-про­странственной деятельности;

5-6 лет — через действие и форму создание художественных об­разов, развитие эстетического восприятия произведений искус­ства и реализация в творчестве
своих впечатлений, участие в разных видах художественной
деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);

6-7 лет — через изображение-музыку, действие, развитие у ре­бенка ощущения среды, про­странства, посредством сочини­тельства в рисунке, в пластике, в словотворчестве, в сюжетных иг­рах и т.д., проявление индивиду­альности во всех видах художе­ственной деятельности, освоение многообразия сюжетов, материалов, техник в изобразительном
творчестве, при создании сказочных композиций, декораций к спектаклю, проявление авторской позиции, своего «я» как в процессе творчества, так и в оценке его результатов.

В предложенных возрастных эта­пах ранний возраст (2-3 года) рассматривается как период освоения формы (изображение), что является, по мнению автора, приоритетным на­правлением. Однако наши многолет­ние исследования показали, что в этом периоде главное для ребенка — цвет, создание цветовых ассоциативных образов. И только на следующем воз­растном этапе (3-4 года) форма (изоб­ражение) выступает, наряду с цветом, основой изобразительной деятельнос­ти. Поэтому в данных возрастных пе­риодах важно найти соотношение цве­товых и графических образов.

И.Н. Клюева подробно останавли­вается на тех тенденциях, которые в области предметно-пространствен­ной деятельности являются основны­ми, и приходит к выводу о недооцен­ке этого аспекта в работе дошкольных учреждений, указывая на необходи­мость разработки новых направлений в системе эстетического воспитания на основе интегрированного подхода. Она делает вывод о том, что предмет­но-пространственная деятельность наиболее успешно проявляется на ос­нове интегрированных форм и мето­дов работы с детьми.

Проблему предметно-простран­ственной деятельности Г.Н. Пантеле­ев рассматривает в аспекте детского дизайна, который включает проектное макетирование детьми построек из различных материалов, оформление и создание аранжировок из цветов, ве­ток, оформление одежды для персона­жей кукольных спектаклей и т.д. Дет­ский дизайн дается как новое направ­ление в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста.

В целом ряде педагогических ис­следований изучались проблемы синтеза и взаимодействия музыки, изобразительного искусства и художественных деятельностей. Так, Т.Г. Рубан рассматривает развитие музыкального восприятия у дошкольников в условиях взаимодействия искусств и делает вывод о том, что основными принципами методики проведения музыкальных занятий на основе синтеза искусств являются разбор произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры), органичных музыкальным произведениям (оперы, балеты); использование литературно-музыкальных композиций; проведение интегрированных занятий, включающих восприятие музыки, просмотр слайдов, чтение стихов, рисование.

Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыта в Программах «Гармония», «Синтез» В. Тарасова, Т.Г. Рубан и др.). В их основе проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором музыка занимает значительное место. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразитель­но творчества дошкольников изучала С.П. Козырева.

Ею делается вывод о том, что музы­ка способствует развитию сюжета в рисунке, созданию многопредметных композиций. С другой стороны, дети передают ритм, динамику музыкального произведения ритмом мазков; сочетанием цветов, форм, линий, что свидетельствует о понимании ими средств музыкальной выразительности.

В исследовании В.В. Домогацких изучается проблема развития у до­школьников цветомузыкального вос­приятия. Автор понимает цветомузыкальное восприятие как способность соотнесения эмоционального содер­жания музыки с эмоциональной выразительностью цвета и создает модель поэтапного усвоения «языка» (выразительных средств) музыки и изобразительного искусства при ус­ловии их дифференциации, а затем — интеграции.

Во многих работах изучаются вза­имосвязи изобразительной деятель­ности с другими художественными деятельностями. Так, Т.С. Комарова рассматривает в широком диапазоне взаимосвязь изобразительной дея­тельности с художественным творче­ством детей. О.Ю. Зырянова исследу­ет взаимосвязь изобразительной де­ятельности и ознакомления детей с природой. Проблемы взаимосвязи музыкального и народного искусства в эстетическом воспитании детей рас­сматривает Г.П. Новикова.

Проблемы речевого развития ре­бенка, его словесного творчества и значение взаимодействия искусств изучались Е.В. Савушкиной, Г.А. Куршевой, А.А. Дмитриевой, СМ. Чемортан, О.С. Ушаковой, А.П. Ильковой, Л.В. Таниной и др. В исследовании взаимосвязи изобразительной и теат­рально-игровой деятельностей стар­ших дошкольников, проведенного Е.Л. Трусовой, показано, что при вза­имодействии изобразительной и теат­ра льно-игровой деятельности созда­ются условия для активного, твор­ческого выражения детьми своих впечатлений через перенос средств выразительности (ритма, цвета, фор­мы, композиции, движений, образно­сти речи).

В педагогической практике наи­большую сложность представляет взаимодействие изобразительной и художественно-речевой деятельнос­ти. Исследование О.А. Вепревой в этой области освещает одну из сторон дан­ной проблемы. Полученные автором результаты представлены как три взаимосвязанных этапа: развитие эс­тетического восприятия и эстетичес­кой оценки; развитие выразительнос­ти рисунка и речи; развитие творчес­кой активности ребенка. Обобщенные способы создания образа в графичес­кой и вербальной формах являются, по заключению автора, важным усло­вием развития художественного твор­чества детей дошкольного возраста.

Итак, краткий анализ педагоги­ческих исследований проблемы син­теза и взаимодействия искусств, про­веденных в 70-90-е годы XX в., пока­зал, что это направление является одним из ведущих в области эстети­ческого воспитания ребенка. Каждый исследователь подчеркивает идею о том, что синтез, объединение, интег­рация намного эффективнее возмож­ностей отдельных искусств и отдель­ных видов художественной деятель­ности.

В дошкольной педагогике пробле­ма интеграции изучена еще недоста­точно. Исследователи выделяют два аспекта: а) дифференцированный подход — «предметные циклы» заня­тий искусством, художественными деятельностями; б) интегрированный подход, при котором происходит син­тез, взаимодействие разных искусств, видов детского творчества. Второй ас­пект значительно эффективнее для полихудожественного развития, так как личностно ориентированный под­ход предполагает приоритет челове­ка, его ценностей, личную свободу, его способность к саморегуляции и самоконтролю в художественной де­ятельности. Проблемы синтеза ис­кусств и взаимодействия художественных деятельностей, в силу сво­ей актуальности для современной теории и практики эстетического воспитания детей, требуют дальней­шего исследования.

Организация художественно-развивающей предметно-

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *