Термин педагогика толкуется как
Педагогика
Полезное
Смотреть что такое «Педагогика» в других словарях:
ПЕДАГОГИКА — (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
педагогика — – наука о воспитании детей. <. > Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского
ПЕДАГОГИКА — (от греч. pais – мальчик и agogos – руководитель) учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования; см. Воспитание,… … Философская энциклопедия
ПЕДАГОГИКА — (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 4 вв. до… … Современная энциклопедия
ПЕДАГОГИКА — (греч. paidagogike) наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6 5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5 4 вв. до н.э.) как часть… … Большой Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА — наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те… … Новейший философский словарь
ПЕДАГОГИКА — ПЕДАГОГИКА, педагогики, мн. нет, жен. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИКА — ПЕДАГОГИКА, и, жен. 1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования. 2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками особая п. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ПЕДАГОГИКА — жен., греч. наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
педагогика — сущ., кол во синонимов: 12 • акмеология (1) • андрагогика (1) • дефектология (6) … Словарь синонимов
Обучающие тесты по педагогике (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Обучающие тесты по педагогике
Содержание тестов соответствует Государственному образовательному стандарту по педагогике и методике обучения для специальности 040 600
01. Термин «педагогика» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ: наука о воспитании и обучении
02. Термин «воспитание» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных учебных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления развитием активной личности, ее психических, социально-нравственных свойств и профессиональных качеств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных образовательных систем
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера учебной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе педагогических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ: б)процесс управления развитием активной личности, ее психических, социально-нравственных свойств и профессиональных качеств
03. Термин «процесс обучения» толкуется как
а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств,
социальных и профессиональных качеств
в) требования к общим нормам построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей
Правильный ответ: д) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей
04. Термин «методика преподавания» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ: а) наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
05. Педагогическая категория «анализ» может быть истолкована как
а) умение использовать изученный материал в вероятностных условиях
б) последовательное воспроизведение изученного материала
в) преобразование материала из одной формы выражения в другую
г) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
д) действия с предметами и людьми на основе системы теоретических знаний
Правильный ответ: г) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
а) навык, перешедший в обычную потребность человека
б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнять задание
г) способность практически действовать на основе усвоенной информации
д) совокупность жизненного или профессионального опыта
Правильный ответ б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
а) навык, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнить задание
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность знаний, умений, навыков, сложившихся в процессе жизни и практической деятельности
Правильный ответ: г) способность действовать на основе приобретенных знаний
а) стереотип действия, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) автоматизированное умение; условие быстрого выполнения задания
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность необходимых в практической деятельности знаний и умений
Правильный ответ: а) стереотип действия, ставший потребностью человека
а) наука о закономерностях развития личности
б) наука о закономерностях формирования личности ребенка
в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения
г) раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения
д) наука, изучающая процесс воспитывающего обучения
Правильный ответ: в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения
10. Цели обучения в средней и высшей школе являются
а) отражением требований образовательного государственного стандарта по специальности
б) ориентиром для отбора содержания, форм, методов и средств построения учебно-воспитательного процесса
в) критерием достижения запланированных результатов на всех этапах подготовки специалиста
г) важнейшим средством интеграции всех дисциплин учебного плана
д) категорией, определяющей выбор форм обучения
Правильный ответ: а) б) в) г) д)
11. Для целей обучения характерно
а) цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент
в) цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения
г) содержание обучения определяет цели обучения
д) целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах
Правильный ответ: а) цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент; в) цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения; д) целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах
12. Целями лекции являются
а) формирование теоретических и практических умений
б) формирование профессиональных умений, умений общаться
и взаимодействовать в процессе практической деятельности
в) формирование теоретического мышления будущего специалиста,
обоснование ориентировочной основы его деятельности
г) реализация модели деятельности специалиста (квалификационной характеристики)
д) формирование умений экспериментального подтверждения
Правильный ответ: в) формирование теоретического мышления будущего специалиста,
13. Целями лабораторных занятий являются
а) формирование теоретических и практических умений
б) формирование профессиональных умений, умений общаться и взаимодействовать в процессе практической деятельности
в) формирование системного мышления, обоснование схем ООД, разрешение межпредметных и профессиональных ситуаций средствами учебной дисциплины
г) реализация модели деятельности специалиста (квалификационной характеристики)
д) формирование умений экспериментального подтверждения теоретических положений
Правильный ответ: д) формирование умений экспериментального подтверждения теоретических положений
14. Целями «игрового» практического занятия (включающего деловые игры)
а) формирование системы практических умений будущего специалиста
б) формирование умений профессионального общения и взаимодействия
в) формирование системного практического мышления специалиста
г) реализация ролевой модели деятельности специалиста
д) формирование умений экспериментального подтверждения теоретических положений
Правильный ответ: а) формирование системы практических умений будущего специалиста; б) формирование умений профессионального общения и взаимодействия: в) формирование системного практического мышления специалиста; г) реализация ролевой модели деятельности специалиста
15. Под содержанием образования понимается
а) перечень предметов учебного плана, количество часов на их изучение, указание тем и разделов
б) совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которыми должен овладеть студент
в) круг знаний, который обретает каждый обучающийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей и потребностей
г) средства и приемы восприятия, запоминания и логического мышления, которым обучаются студенты
д) перечень основных понятий, которыми должен овладеть каждый обучающийся
Правильный ответ: б) совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которыми должен овладеть студент
16. Содержание обучения
а) соответствует целям обучения
б) представляет собой перечень умений и навыков
в) отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста
г) опирается на модель деятельности специалиста
д) зависит от научных пристрастий преподавателя
Правильный ответ: а) соответствует целям обучения; в) отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста
17. Процесс обучения — это
б) контроль за усвоением знаний, умений и навыков
в) совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучающихся, развитие их способностей и интересов
г) целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков, подготовка к жизни и труду
д) процесс воспитания мировоззрения учащихся
Правильный ответ: в) совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучающихся, развитие их способностей и интересов
Тест 43. Термин «педагогика» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ: наука о воспитании и обучении
Тест 44. Термин «воспитание» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных учебных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления развитием активной личности, ее психических, социально-нравственных свойств и профессиональных качеств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных образовательных систем
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера учебной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе педагогических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ:б) процесс управления развитием активной личности, ее психических, социально-нравственных свойств и профессиональных качеств
Тест 45. Термин «процесс обучения» толкуется как
а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств,
социальных и профессиональных качеств
в) требования к общим нормам построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей
Правильный ответ:д) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей
Тест 46. Термин «методика преподавания» толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм
и учета конкретных условий обучения
Правильный ответ:а) наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
Тест 47. Педагогическая категория «анализ» может быть истолкована как
а) умение использовать изученный материал в вероятностных условиях
б) последовательное воспроизведение изученного материала
в) преобразование материала из одной формы выражения в другую
г) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
д) действия с предметами и людьми на основе системы теоретических знаний
Правильный ответ:г) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
а) навык, перешедший в обычную потребность человека
б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнять задание
г) способность практически действовать на основе усвоенной информации
д) совокупность жизненного или профессионального опыта
Правильный ответ б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
Тест 49. Умение-это:
а) навык, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнить задание
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность знаний, умений, навыков, сложившихся в процессе жизни и практической деятельности
Правильный ответ:г) способность действовать на основе приобретенных знаний
Тест 50. Навык-это
а) стереотип действия, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) автоматизированное умение; условие быстрого выполнения задания
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность необходимых в практической деятельности знаний и умений
Правильный ответ: а) стереотип действия, ставший потребностью человека
а) наука о закономерностях развития личности
б) наука о закономерностях формирования личности ребенка
в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения
г) раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения
д) наука, изучающая процесс воспитывающего обучения
Правильный ответ: в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения
Педагогика
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Содержание
Историческая справка
Другие определения
Педагогика (трактовки разных авторов):
Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Объект и предмет педагогики
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Задачи научной педагогики
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [3] ставит перед собой следующие задачи:
2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
Структура педагогики
Педагогика содержит разделы:
ПЕДАГОГИКА
Термин «Педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах; в англоязычной традиции он практически не используется; вместо него употребляется термин «наука (или науки) об образовании».
Педагогика развивается во взаимосвязи с психологией, философией, социологией, физиологией, генетикой, логикой, этикой и другими науками.
Структура педагогики. Категориальный строй Педагогики и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности определяет общая Педагогика. В её рамках оформились и активно развиваются как самостоят.ельныеотрасли педагогического знания дидактика, теория и методика воспитания, теория образования, история Педагогики и образования, методология Педагогики и педагогических исследований.
Профессиональная Педагогика исследует особенности профессионального самообразования и саморазвития, методы и формы повышения профессональной квалификации, педагогические условия и средства профессионального роста специалистов разного профиля, уровня развития, культуры и образования. В предметном поле этой отрасли педагогические науки получили развитие: военная Педагогика; производственная Педагогика как непрерывное образование специалиста, в том числе и в условиях профессиональной деятельности; акмеология; образовательный менеджмент; Педагогика творчества.
С середины XIX века К.Д. Ушинский одним из первых предложил рассматривать главным объектом научного анализа педагогическую деятельность, а не человека, развивая в то же время антропологический подход в Педагогике; сформулировал методологическую проблему о соотношении теории и педагогической практики, о разделении педагогического факта и опыта, о том, что опыт нельзя передать, а можно передавать лишь идеи и мысли об этом опыте. В России вслед за Ушинским педагогические идеи развивал П.Ф. Каптерев, заложивший основы теории общего образования и истории отечественной Педагогики. Со 2-й половины XIX века научное обоснование получила экспериментальная педагогика, элементы которой стали проявляться с развитием естественных наук и экспериментальной психологии. Экспериментальная Педагогика получила развитие в трудах российских учёных А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и других. В этот же период оформились прагматистская педагогика (Дж. Дьюи), социальная педагогика (Г. Кершенштейнер).
С 1-й половины XX века появляются теории коммунистического и трудового воспитания (П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий), теория формирования детского коллектива, воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив (А.С. Макаренко). Макаренко вслед за К.Д. Ушинским утвердил в Педагогике педагогический факт в качестве единицы генезиса развития педагогической теории.
С конца 1980-х годов в России в условиях демократизации общественной жизни определилась тенденция к возрождению гуманной Педагогики. Наметилось усиление интереса к педагогически значимому наследию руской. философии (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, З.И. Равкин, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, Г.И. Щукина и другие).
Дополнительная литература:
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982;
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986;
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001;
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб., 2005.