Территория как признак государства

Территория как признак государства

Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся территории государства как одного из его основных признаков. Перечислены также другие основные и дополнительные признаки государства. Даются определения ключевым понятиям данной статьи. Также рассмотрено деление территории государства на два разных вида с теоретической точки зрения (фактическая и юрисдикционная); перечислены такие основополагающие принципы международного права, как принцип территориального верховенства, территориальной целостности и территориальной неприкосновенности.

Ключевые слова: государство, территория государства, признаки государства, фактическая территория, юрисдикционная территория, нормы международного права, состав территории.

На данный момент всего в современном мире насчитывается 195 независимых государств. Все они могут быть различны между собой по тем или иным критериям, но тем не менее их объединяет определенный набор при-знаков, позволяющих сделать вывод о том, что же представляет из себя государство.

Государство является особой социально-политической организацией, распространяющей свою власть на всю территорию страны и ее население посредством выработки общеобязательных правил поведения, обладающая специальным аппаратом управления и независимостью. Обычно государство рассматривается как совокупность понятий “территория”, ”население”, ”власть”, и неспроста, потому что эти понятия входят в определенный перечень основных признаков государства.

Так, например, профессор В.П. Пугачев определяя понятие “государство”, использует некоторые его признаки и дает два значения термина. В одном значении государство предстает как “общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории”, в другом как “учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории”[1]. Не случайно, что и в том, и в другом определении упоминается территория государства. Она является одним из основных признаков государства.

Что же вообще из себя представляют признаки государства?

Признаки государства – это характерные черты, отличающие государство от первобытного общества и от иных общественных организаций. Признаки государства составляют политико-юридическую характеристику государства, а также подразделяются на основные и дополнительные признаки. К основным признакам государства относят: территорию, население, аппарат публичной политической власти, государственный суверенитет и наличие права. К дополнительным же относят наличие денежной единицы, налогообложение, гос. символы и гос. язык.

Но мы подробнее остановимся и изучим такой признак государства как государственная территория. Она представляет собой часть земного шара, которая находится под юрисдикцией определенного государства или, если обратиться к толковому словарю “земельное пространство, ограниченное какими-нибудь пределами, границами”. Границами государственной территории являются пределы действия высшей государственной власти. В состав территории входят: внутренние и территориальные воды; суша в пределах гос. границ; воздушное пространство в пределах суши, внутренних и территориальных вод; недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. Стоит отметить, что без территории государство просто не могло бы существовать, поэтому ее и выделяют как главный признак государства.

Еще сотни лет назад французский государствовед Леон Дюги сказал, что территория представляет собой категорию, которая сформировалась исторически в тесной связи с такими понятиями как “государство” и “нация”. Развивая это понятие, он уточнил его элементы: коллективность, территория, суверенитет. Он отмечал также, что “коллективность может быть государством только закрепившись на определенной территории” и, что по-другому государства быть не может[2]. Таким образом, государство предполагает территорию как особо важную часть государственной организации, которая является необходимым условием для жизни организованного в государстве общества.

Вернувшись к теории, также отметим, что государственную территорию можно разделить на фактическую и юрисдикционную.

Фактическая территория — это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами, состоящая из суши с ее недра-ми, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория — это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, то есть это пространство, в пределах которого действует национальное законодательство. Юрисдикционная территория включает в себя часть фактической территории, а также территории с «особым правовым режимом». Это могут быть участки местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие установленных в международно-правовых актах правил. В качестве таких территориальных образований могут выступать дипломатические представительства; военные воздушные и морские суда; воинские части, допущенные к транзиту или временному пребыванию на территории иностранного государства и др.

И наконец, обратимся к нормам международного права, которые закрепляют принципы территориальной целостности государства, территориальной неприкосновенности и территориального верховенства[3]. Разберем каждый из данных принципов подробнее.

Принцип территориальной целостности государств заключается в том, что строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от любой формы давления, включая блокаду, а также от поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Принцип неприкосновенности состоит в том, что территория государства является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств путём применения военной силы или угрозы силой, все государства признают нерушимость государственных границ.

Принцип территориального верховенства предполагает что, власть государства является высшей и полной по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Государству в пределах своей территории принадлежит исключительное право принятия законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гражданства, перемещения, въезда и выезда.

Таким образом, территория является обязательным атрибутом каждого государства и представляет собой один из главных его признаков. Она подразделяется на юрисдикционную и фактическую, имеет определенный состав. Также в международном праве закреплены основные принципы, касающиеся территории государства.

Источники и использованная литература

Сноски

[1] Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию М.: Издательство ”АСПЕКТ ПРЕСС”, 2000. – С. 250.

[2] Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Издательство “ИН-ФА-М”., 1908. С. 101-194.

[3] Егоров С. А. Международное право М.: “Статус”, 2014. – С. 23-30.

Источник

Государственная территория

Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства

Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства

Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства

Определение. Государственная территория – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом (юрисдикцией) государства.

Особенности государственной территории. Территория, как признак государства, характеризуется тем, что представляет собой:

1) пространство, часть поверхности планеты, земли: суши, воздушного и водного пространства, недр;

2) политическое пространство, арену властной деятельности государства;

3) экономическое пространство, собственность государства (с позиции международного права). Как собственность государства, территория нераздельна, неприкосновенна (для других государств), неотчуждаема;

4) пространство ограниченное, очерченное государственной границей.

1) часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;

2) внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м);

3) воздушный столб над территорией государства (высотой до 35 км.);

4) воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;

5) космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;

6) так называемую квазитерриторию (территорию посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Значимость государственной территории огромна. Она:

1) является материальной основой государства – ареной его дея­тельности и условием его существования;

2) устанавливает пределы государственной власти;

3) определяет структуру государственной власти, государственного аппарата;

4) олицетворяет государство на международной арене.

С территориальным признаком государства связаны три специфических государственно-правовых понятия: государственная граница, административно-территориальное деление, гражданство и подданство.

Под государственной границей понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и др.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Для гражданства характерны:

1) устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством;

2) закрепление ее во взаимных правах, обязанностях, ответственности;

3) неограниченность в пространстве. Человек остается гражданином своего государства даже тогда, когда он находится не на его территории;

4) гражданство не ограничено во времени. Срок пребывания в гражданстве заранее не устанавливается.

Подданство – состояние индивида, определяющее его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета – госу­дарю. В отличие от гражданства, подданство предполагает:

– отсутствие обязательств государства перед индивидуумом;

– отсутствие гражданских прав у любого частного лица;

– запрет действовать во вред государству на его территории и за ее пределами.

Налоги

Определение. Налог – это сбор с населения, взыскиваемый в принудительном порядке, с заранее установленными (как правило) размерами и сроками поступления. «В налогах, – писал К. Маркс, – воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни. – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 308).

Особенности налогов. Налоги как признак государства отличает:

1) принудительность – они исходят от государства и обеспечиваются им;

2) конкретность – они имеют конкретные размеры и сроки посту­плений;

3) законодательное оформление – они устанавливаются представительными органами и закрепляются в законах.

Значение налогов. Налоги – экономическая основа государства. Конкретно это выражается в том, что они являются:

– главным источником содержания государственной власти, доходной основной части бюджета страны, т. е. условием функционирования государства;

Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государства

– средством регулирования общественных отношений (сдерживание или стимулирование развитие экономики, создание рабочих мест;

– способом закрепления определенной политики государства (укрепление власти, привлечение союзников и т. п.).

Государственный суверенитет

Определение. Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, как и «права и свободы» для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – колония либо доминион.

Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:

1) юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

2) верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население Территория как признак государства. Смотреть фото Территория как признак государства. Смотреть картинку Территория как признак государства. Картинка про Территория как признак государства. Фото Территория как признак государстваи др.;

3) неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

– в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

– в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

– в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

– в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

– в осуществлении самостоятельной внешней политики;

– в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Источник

Территория как признак государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:28, реферат

Краткое описание

Государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Поэтому, для того чтобы вывести формулу, которая бы содержала в себе определение государства, следует остановиться на тех признаках, которые отличают государство от других общественных союзов и тем самым определяют место государства в общей системе человеческого общежития. Таких признаков мы можем указать несколько; они заключаются в особенностях, свойственных трем основным элементам государства: 1) верховная власть, 2) территория, 3) население.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по првоведению.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

Кафедра космических средств и технологий

« Территория как признак государства»

Выполнил студент группы КТ-91:

Глава1. Территория и государство…………………………………………5

1.2Территория, понятие и признаки………………………………………..5

1.3Государство, понятие, призн аки и функции……………………………7

Государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Поэтому, для того чтобы вывести формулу, которая бы содержала в себе определение государства, следует остановиться на тех признаках, которые отличают государство от других общественных союзов и тем самым определяют место государства в общей системе человеческого общежития. Таких признаков мы можем указать несколько; они заключаются в особенностях, свойственных трем основным элементам государства: 1) верховная власть, 2) территория, 3) население.

Показатели, характеризующие население:

1). Численность и его динамика

2). Интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертн ость, естественный прирост, брачность

3). Расселение, плотность, урбаниз ация, миграция

4). Возрастно-половой состав и семейное состояние

5). Уровень образования

6). Расовый, языковой, этнический и религиозный состав

7). Уровень социально-экономического развития, уровень жизни.

Глава1. Территория и государство

1.1 Территория, ее понятие и признаки

Территория, земельство (лат. t erritorium) — часть поверхности с определёнными границами.

Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисд икция государства или админист ративной единицы (территориального образования) в его составе.

Определённая государственная территория не была основным признаком государственности в ранних государственных образованиях, но стала им позднее. На первой стадии своего существования многие племена и народы вели кочевой образ жизни, меняя местопребывание в зависимости от наличия природных ресурсов. При этом существовала определённая система организации власти, так что для некоторых из племён можно говорить о наличии таких основных признаков государственности, как народ и суверенная (верховная) государственная власть. С переходом к оседлости постепенно установилась определённая государственная территория, которая стала главным базисом развития государства.

В настоящее время на своей территории государством осуществляется территориальное верховенство, совокупность высшей и единственной власти, которая является одной из неотъемлемых частей государственности. Границами государственной территории устанавливаются пределы действия высшей государственной власти и издаваемых ею норм.

Состав государственной территории:

1). Суша — часть поверхности планеты, не покрытая водами, в пределах государственных границ

2). Внутренние и территориальные воды

3). Воздушное пространство — (тропосфера, стратосфера, ионо сфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах государственных границ

4). Недра— часть земной коры, расположенная ниже земной поверхности и дна водоемов до доступной глубины.

5). Юридическая принадлежность (космос, посольства, хождение под флагом)

Сейчас международным правом запрещается насильствен ный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним.

Также закреплён принцип территориаль ной целостности и неприкосновеннос ти государств.

Международное право, которое допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:

1). Изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций.

2). Обмен, передача или уступка го сударственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

1.2 Государство, понятие, признаки и функции

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

Государство оперирует определёнными метода ми сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, зак онами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных капиталистических государствах, его основными целями трактуются:

1). Защита прав граждан, сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;

2). Реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

На 2013 год не существует единого юридического определения термина « Государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство».

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конве нция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

1). По сфере общественной жизни на внутренние и внешние,

2). По продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

3). По значению на основные и дополнительные,

4). По видимости на явные и латентные,

5). По влиянию на общество на охранительные и регулятивны е.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Внешние функции государства:

Также проводится разделение между деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Источник

Реферат: Территория как один из признаков Российского Государства

§ 1. Признаки государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют «государством в государстве». Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

§ 2. Территория и государственная территория.

Под территорией принято понимать часть поверхности земного шара с определенными границами. Так же территорией, прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы в его составе.

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.

Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Государственная территория существует в пределах, определенных государственными границами, роль которых обусловливается тем, что они обозначают пространственный предел государственной власти.

Территорию государства составляют сухопутные пространства, национальные воды, земные недра, территориальные воды (территориальное море) и лежащие над сушей и национальными и территориальными водами воздушные пространства.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству, расположенные в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений.

В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады,

Норвегии и Дании) входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государствам Арктике. Полярные сектора включают пространства в пределах линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Границы полярного сектора

168°49’30» западной долготы от Гринвича, составляют территорию РФ.

В состав водных пространств входят внутренние (национальные) воды и

воды морского пояса, примыкающие к морскому побережью государства и называемые территориальными водами или территориальным морем.

К внутренним (национальным) водам относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства моря, озера, каналы и реки, а также моря, ограниченные со всех сторон сухопутной территорией данного государства, не соединяющиеся проливом с другими морями или океаном.

Внутренними водами государства являются воды его морских портов и при определенных условиях — морские бухты, губы и лиманы, берега которых принадлежат данному государству. Так, к внутренним водам РФ относятся: а) воды портов, ограниченные со стороны моря линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; б) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат

РФ — до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуются один или несколько входов в залив, бухту и т.п., если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; в) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих

РФ. К таким заливам относятся, в частности, принадлежащие Российской Федерации Рижский залив и залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Внутренние (национальные) воды находятся под исключительной властью соответствующего государства. Оно устанавливает их правовой режим, регулирует в своем законодательстве пользование ими, устанавливает условия судоходства, рыболовства и иных промыслов.

По общему правилу, судоходство и промысел во внутренних водах разрешается осуществлять лишь гражданам и национальным организациям данного государства.

Однако государство на определенных условиях может разрешать иностранным судам плавание по внутренним водам в целях захода в морские порты, открытые для заграничных сношений и расположенные в устьях или вверх по течению национальных рек. Государство может в порядке исключения разрешить в соответствии с международным соглашением отдельные рейсы иностранных судов по своим внутренним водам.

Воды рек, озер и каналов, по которым проходит линия государственной границы между двумя государствами, составляют часть государственной территории каждого из них — от линии границы до принадлежащего ему берега.

Государство осуществляет исключительную власть в пределах своих пограничных вод и устанавливает во внутреннем законодательстве их правовой режим. Что же касается условий судоходства, промысла и эксплуатации таких вод, а также захода судов в воды сопредельного государства, то эти вопросы, как правило, регулируются международными соглашениями сопредельных государств.

Обычно к пользованию пограничными водами допускаются лишь организацией граждане сопредельных государств.

Хотя территориальные воды являются частью территории государства, их режим несколько отличается от режима других ее частей, в частности, от режима внутренних вод. В интересах развития экономического сотрудничества и международного судоходства государства на добровольной, взаимной и равноправной основе согласились признать право мирного прохода иностранных невоенных судов через свои территориальные воды.

Территорию государства составляют также недра земли, расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и

простирающиеся на технически доступную глубину. Недра земли находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое в своем внутреннем законодательстве регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, условия прокладки в недрах земли и эксплуатации различных кабельных линий, трубопроводного транспорта и т.п.

Естественные богатства земных недр — важнейшее достояние народов, проживающих на данной территории.

Федеральный закон о недрах от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом о континентальном шельфе Российской

Федерации от 30 ноября 1996 г. Интересы субъектов Федераций в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и разработку этих ресурсов.

Составной частью государственной территории является воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Оно находится под полным и исключительным суверенитетом государства, которое во внутреннем законодательстве устанавливает правовой режим своего воздушного пространства. Государство вправе, в частности, запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.

В соответствии с положениями современного международного права, подтверждаемыми общепринятой практикой государств, иностранные воздушные аппараты любого рода не могут претендовать на какое-либо право «мирного пролета» через воздушное пространство над территориальными водами государства. Любые такие полеты возможны лишь с предварительного специального разрешения данного государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями, в которых оно участвует.

§ 3. Территориальное верховенство.

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе. Государство обладает верховенством в пределах своей территории исключительно в силу собственных свойств, порождаемых объективными условиями жизни организованного в государство общества.

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение может применяться органом государства от лица государства либо непосредственно на то управомоченной негосударственной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государства. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять свою волю, но означает, что только государство может принуждать властными методами и средствами.

Верховенство государства выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение. Лишь воля государства, выраженная управомоченным на то органом (органами) государственной власти, становится правом. Существо такой государственной воли, выраженной в праве, определяется, естественно, материальными условиями жизни и деятельности организованного в государстве общества.

Территориальное верховенство государства, проявляющееся в деятельности государственной власти, проистекает, в частности, из двух качественных особенностей последней — ее единства и юридической неограниченности.

Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов составляет в совокупности единую государственную власть. Юридическое единство государственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органов государственной власти охватывает все правомочия, необходимые для осуществления функций государства, и б) различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Все это должно предусматриваться и обеспечиваться внутренним правом государства.

Единству государственной власти, следовательно, отнюдь не противоречит распределение функций и правомочий государства между органами государственной власти, составляющими в своей совокупности единую государственную власть. Это не разделение власти, а ее организация.

Международное право безусловно исходит из единства государственной власти. Так, согласно одному из положений разрабатываемого Комиссией международного права Проекта статей об ответственности государств, поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние такого государства. Поведение органа государства, административно-территориального подразделения или организма, управомоченного осуществлять определенные прерогативы государственной власти, при тех же условиях должно в соответствии с международным правом рассматриваться как деяние государства, даже если в данном случае этот орган превысил свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушил инструкции, касающиеся его деятельности.

Таким образом, территориальное верховенство государства осуществляется не отдельными органами государственной власти, а государственной властью как единым целым. Если бы государственная власть состояла из нескольких независимых друг от друга органов, то в пределах данного государства было бы несколько осуществляющих территориальное верховенство властей или вообще не существовало бы никакой верховной государственной власти.

§ 4. Правовые основания государственной территории.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как

правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной границы на местности. Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3 до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.

Режим государственных границ включает правила:

-содержания Государственной границы;

-пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

-перемещения через Государственную границу товаров и животных;

-пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;

-ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

-разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правила.

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ.

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами. Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ.

Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами.

Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальных водах пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность государства.

§ 5. Территория как один из признаков Российского Государства.

Территория Российской Федерации, наряду с такими понятиями, как «государственная власть» и «народ», образует формулу существования государства, один из основных его признаков. В Российской Конституции наиболее полное определение территории содержится в ч. 1 ст. 67, согласно которой, «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В то же время ч. 2 этой статьи установила, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия «территория». В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества, некая основа существования социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство выступает как иностранная, внешняя сила. При этом Конституция четко выделяет два вида пространства: собственно территорию, в которой Российская Федерация осуществляет абсолютную юрисдикцию; и пространства, на которых она осуществляет некоторые суверенные права (континентальный шельф и исключительную экономическую зону).

В территорию России включаются: сухопутная территория; водная территория, включающая внутренние воды РФ и территориальное море; земные недра в пределах сухопутной и водной территории; воздушное пространство до его границ с космосом. Статья 71 Конституции РФ относит территорию России к исключительному ведению федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Неприкосновенность и целостность государственной территории принадлежит к числу основных принципов современного международного права. «Принцип территориальной целостности и неприкосновенности создает политическую и юридическую базу для обеспечения независимого развития государств, сохранения целостности их территории и неприкосновенности их границ. Он служит правовой основой для борьбы за сохранение единых, жизнеспособных государств, могущих дать отпор агрессивным силам». Содержание принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств достаточно подробно проанализировано отечественными специалистами. Изучение имеющейся литературы позволяет говорить, что требования принципа территориальной целостности и неприкосновенности состоят в следующем:

-не приобретать чужой территории путем угрозы силой или ее применения (то есть отказаться от завоеваний как средства приращения территории государства и решать все территориальные споры исключительно мирными средствами);

-уважать неприкосновенность государственных границ (то есть считать незыблемой саму линию государственной границы на местности, не допускать пересечения границы без разрешения властей и вне установленных правил, не допускать пограничных инцидентов);

-не инспирировать и не поддерживать сепаратистских движений (то есть не допускать пропаганды сепаратизма, не создавать сепаратистские организации и не поощрять их деятельность, не оказывать помощи сепаратистским движениям);

-не использовать иностранной территории без согласия ее суверена (то есть полностью подчиняться национальному законодательству при транзите товаров, услуг, разработке природных ресурсов и т. д. в каком-либо государстве);

-не использовать своей территории таким образом, чтобы этим наносился ущерб территориям других государств (то есть осуществление суверенных прав на собственной территории, как то разработка природных ресурсов, возведение и эксплуатация промышленных, ирригационных и иных объектов и т.п., не должно причинять ущерба суверенным правам соседних государств на использование международных рек, на чистый воздух и т. д.).

Заметим, что территориальная целостность и неприкосновенность государства не рассматриваются действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Тем не менее, нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства в УК, безусловно, существуют.

В ст. 2 УК при определении задач уголовного законодательства в качестве объектов охраны указывается конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Как известно, территориальная целостность и неприкосновенность государства, согласно ч. 3 ст. 4 Конституции России, относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета; а согласно ст. 1 и 2 Устава ООН, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности государств является одним из условий их мирного сосуществования, залогом безопасности человечества. Таким образом, можно утверждать, что охрана территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации является одной из задач отечественного уголовного законодательства.

Для достижения этой задачи УК устанавливает в том числе, какие опасные для территориальной целостности и неприкосновенности государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды и размеры наказаний за их совершение.

Нормы, направленные на охрану территориальной целостности и неприкосновенности государства, в УК не сконцентрированы в какой-либо одной главе, не объединены по признакам общности родового объекта. Тем не менее, территориальная целостность и неприкосновенность рассматривается УК в качестве объекта дополнительного (либо обязательного, либо факультативного). Такое положение вещей не вызывает особых возражений, учитывая, что, в конечном итоге, не структура законодательства, а качество нормативно-правовых предписаний определяет степень защищенности того или иного объекта уголовно-правовой охраны.

Выделение из массива уголовно-правовых норм предписаний относительно защиты территориальной целостности и неприкосновенности государства целесообразно осуществлять на основе описанного ранее содержания соответствующего международно-правового принципа.

Преступления являются достаточно разноплановыми, имея в виду содержание их видового (непосредственного) объекта. При этом в преступлениях, включенных в первую и во вторую группы, территориальная целостность и неприкосновенность всегда нарушаются в результате совершения преступления; иными словами, с позиций деления объектов преступления «по горизонтали», они выступают в качестве обязательного дополнительного объекта преступления. В случае совершения преступления, включенного в третью группу, территориальной целостности государства может быть причинен вред, поскольку ее нарушение рассматривается законом в качестве одной из целей действий виновных, иными словами, территориальная целостность и неприкосновенность в данных преступлениях выступает в качестве альтернативно-обязательного основного объекта. Наконец, при совершении преступлений, включенных в четвертую и пятую группу, территориальная целостность и неприкосновенность государства лишь может быть нарушена. Такая ситуация возможна: а) при совершении преступлений четвертой группы под условием, что эти преступления совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства, не проживающими постоянно в России, поскольку для лиц, принадлежащих к категории народа Российской Федерации, не существует понятия неприкосновенности собственной территории; б) при совершении преступлений пятой группы, при условии, что последствия совершенных преступлений обнаруживают себя на территории иностранных государств, при этом субъектом совершаемых преступлений должен выступать гражданин России или лицо без гражданства, постоянно проживающее на ее территории, поскольку только эта категория лиц при совершении преступления «использует свою территорию». Но и в том, и в другом случае нарушение территориальной целостности и неприкосновенности не рассматривается УК в качестве обязательного или дополнительного признака составов соответствующих преступлений, иными словами, она выступает в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому способно повысить степень общественной опасности преступления.

Предложенная концепция отражает состояние действующего российского законодательства и позволяет решать вопросы об ответственности российских граждан и постоянно проживающих на ее территории лиц без гражданства за совершение действий, нарушающих целостность и неприкосновенность российской территории. В то же время, взаимосвязь международно-правовых и национально-правовых аспектов понятия территориальной целостности и неприкосновенности государства заставляет обратить внимание на тот факт, что нарушение территориальной целостности и неприкосновенности государства может угрожать не только национальным, но и международным интересам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Территория как один из признаков Российского Государства
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 06:58:44 12 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 368 Комментариев: 15 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать