Тест как выбрать старосту
Как выбрать старосту класса?
Староста – это ученик, который занимается ведением общественной жизни класса. В каждой школе уставом учреждения принята процедура выбора старосты, в том числе и пункт, утверждающий, кем ученический руководитель избирается. Чаще всего это коллектив каждого конкретного класса, но в отдельных случаях это может быть: классный руководитель; администрация учебного заведения.
Какие обязанности есть у старосты класса? Как выбрать старосту класса?
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
2 КПК и 15 вебинаров
Отредактировано 27-03-2017 23:06
Инструкция
1
Сперва попросите своих одноклассников или одногруппников подумать, кто из них хочет стать руководителем коллектива. Если желающих нет, постарайтесь заинтересовать своих сверстников, поведав им о множестве привилегий старосты. Например, повышенная стипендия, снисходительное отношение преподавателей, уважение высшего руководства, возможность опаздывать на занятия и пр. Конечно, придется и выполнять широкий круг обязанностей, позабыв про лень и безалаберность.
2
У каждого, кто захочет быть старостой, спрашивайте о мотивациях, которые побудили его принять подобное решение. Это позволит вам понять, кто из ребят сможет качественно выполнять вверенные обязанности. Лучше всего доверять подобную миссию ученикам или студентам, которые хорошо учатся, редко болеют и пропускают занятия, обладают лидерскими качествами и не боятся ответственности и общения.
Когда определится конечное число кандидатов на этот пост, проголосуйте всем коллективом за ту личность, которая наиболее достойна стать предводителем группы. Кто набрал большинство голосов, тот и станет новой главой. Человек, находящийся на втором месте по количеству голосов, обычно назначается заместителем старосты на время его (ее) отсутствия или болезни.
4
Если никто не соглашается выдвигать свою кандидатуру в старосты коллектива, придется обратиться к классному руководителю или куратору и попросить его самостоятельно ввести назначения на пост. Опытный педагог, как правило, быстро определит, кому из ребят наилучшим образом подойдет роль формального лидера. В этом случае одно веское слово ответственного за ваш коллектив взрослого заменит процедуру голосования.
5
Если староста не справляется со своими обязанностями или больше не желает быть ответственным за дела коллектива, его всегда можно переизбрать.
Классный час «Мы выбираем, нас выбирают» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мы выбираем, нас выбирают
Цели:
выявить лидеров в классе;
определить организационную структуру коллектива;
формировать у детей положительную нравственную оценку своего коллектива;
выбрать классные дела;
распределить поручения среди детей.
План классного часа:
1.Вступительное слово. Что такое коллектив?
2.Поиск классных дел.
3.Игра Чемпион (выявление лидера класса).
5.Подведение итогов.
Что такое коллектив?
У.Ребята, совсем недавно мы составили коллективный портрет нашего класса. А как вы понимаете слово коллективный?
Д. Коллективный это общественный, совместный, общий.
У.Правильно. Значит наш класс это не просто 14 мальчиков и 4 девочки, это коллектив, а значит, есть что-то, что всех объединяет. Как вы думаете, что же нас всех объединяет?
Д. Нас объединяют школа, кабинет, дружба, учеба, общие трудности, радости, печали.
У.Правильно, ребята, люди давно заметили, что крепче всего людей объединяет общее дело. Когда коллектив связан полезным общим делом, тогда всем в этом коллективе легко и радостно. Вы хотите, чтобы наш класс стал таким коллективом?
Но для этого нам нужно придумать, какие дела мы будем делать вместе.
У. А кого назначим на эти дела?
(Учащиеся предлагают кандидатуры).
У.Я запишу их фамилии на доске, и мы приступим к голосованию. Голосование бывает открытым и закрытым. Когда люди поднимают руки, показывая, кого они выбирают, это открытое голосование. Но люди могут и скрыть свои симпатии, записав фамилию своего избранника на листочке и бросив этот листок в специальный ящик. Это закрытое голосование. Когда все листки будут собраны, происходит подсчет голосов. Побеждает тот, кто набрал большее количество голосов. Какой способ голосования вы выбираете?(Открытое голосование)
А как вы думаете, ребята, кто должен стоять во главе класса?(Староста).Теперь нам предстоит выбрать старосту. Для этого мы сыграем в игру Чемпион.
5.Подведение итогов.
Итак, ребята, подведем итоги.
— Какую важную проблему решали мы сегодня на классном часе?
(Поиск классного дела)
— Какие дела мы для себя нашли?
(Дети перечисляют)
— Как нам удалось выбрать старосту?
(Голосованием)
— Как вы думаете, сможем ли мы оценить успехи старосты?
(Сможем)
Что мы будем делать, если наш староста не будет справляться со своей задачей?
(Выберем нового старосту).
Деловая игра «Выборы старосты класса»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Деловая игра «Выборы старосты класса»
Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека;
Научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
— Каковы отрасли права?
Игра «Выборы старосты класса»
Учитель. Добрый день, юные любители знаний! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Это экскурсия по Стране прав, в ходе которой вы узнаете о праве, видах прав. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь все, что вы услышите и увидите, обязательно пригодится вам в будущей самостоятельной взрослой жизни.
В классе появляются дети – помощники, у них в руках таблички с надписями: «Право на отдых», «Право на творчество», «Право на свободу мнения», «Право на выбор» и т. д.
Учитель. Прежде всего, начнем с самого понятия «право». Итак, прошу внимания.
Учитель. Данное слово имеет несколько толкований!
1-й помощник. Первое! Это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
2-й помощник. Второе! Это охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.
3-й помощник. Третье! Это возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
4-й помощник. Четвертое! Это основание, причина.
Учитель. А также правом называют документ, официальное разрешение. У вас как у учеников школы тоже есть права и обязанности.
Учитель. Как называется документ, в котором они отражены? (в Уставе школы)
Учитель. Какие права и обязанности есть у ученика школы?
Ответы детей записываются на доску:
Ученик обязан вести себя достойно в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека;
Заботиться о чести школы, её эстетическом виде;
Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы;
Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами;
Полностью использовать время, предназначенное для обучения, готовиться к занятиям в школе;
Ученик имеет право на отдых, на участие в культурной жизни.
От всех нас также требуется знание некоторых главных законов. Норм права много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; право избирать и быть избранным – избирательное право. Все это – отрасли права.
Сегодня мы поговорим об избирательном праве. Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество людей, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Уже в старину на общих собраниях выбирались предводительницы и позже – предводители. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Не забывают выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.).
До 18 лет люди – дети. Так гласят Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ, поэтому в выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.
Итак, участвовать в голосовании имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет. Это и есть избиратель. На выборах избиратели голосуют на избирательных участках (место голосования избирателей), а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии (люди, которые составляют списки голосующих на выборах, выдают бюллетени (листы для голосования), подсчитывают голоса). Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы:
Какие из перечисленных должностей являются выборными: министр, депутат государственной думы, завуч школы, президент РФ?
Чем, с вашей точки зрения является предвыборная агитация?
— способ повысить уровень политической и правовой культуры граждан;
— помощь избирателям в определении их выбора;
— давление на избирателей.
3. Кто защищает ваши права? (государство)
Игра «Выборы старосты класса»
Правила проведения предвыборной кампании
Не обещать невыполнимых вещей.
Не обливать грязью другого кандидата (в прямом и переносном смысле).
Не срывать чужих листовок и ничего не писать и не рисовать на них.
Подготовить грамотную речь во время выступлений.
За нарушение правил кандидат может быть снят с выборов или заменен другим.
В течение двух дней, используя знания об избирательном праве, мы изберем старосту класса. На данную должность необходимо выдвинуть два кандидата из класса. Для проведения выборов создается избирательная комиссия, в которую входят председатель комиссии (классный руководитель), члены избирательной комиссии (двое учащихся пятого класса). Избирательная комиссия контролирует законность выборов, составляет списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует кандидатов и доверенных лиц, оборудует место проведения выборов, назначает дату, организует голосование на участке в день выборов, производит подсчет голосов, подводит итоги. Кандидату необходимо прийти в избирательную комиссию и подать заявку с подписями в его поддержку более 50% от класса. Кандидат заполняет анкету, ему выдается удостоверение, и после этого он имеет право начинать предвыборную кампанию. Предвыборная кампания будет длиться 2 дня.
Проведение предвыборной кампании
Регистрация кандидата в избирательной комиссии
Выпуск агитационных листовок и плакатов.
Создание агитационных бригад в поддержку кандидата: раздача листовок, речевки.
Выступление кандидата перед классом
Привлечение в поддержку учителей, а также обслуживающего персонала школы (уборщицы, повара и т.д.)
Учитель. Желаю удачи!
На третий день агитация запрещена. В течение всего дня проводится голосование. Открыт один избирательный участок. На избирательный участок необходимо прийти с паспортом. В паспорте указаны ФИО, год рождения, класс. Голосующий получает избирательный бюллетень и опускает его в урну для голосования с именем того кандидата, которого он хочет видеть старостой. На избирательном участке присутствует по одному доверенному лицу – наблюдателю от каждого кандидата для обеспечения честности выборов. Голосование заканчивается к моменту окончания учебного дня. Избирательная комиссия делает доклад о ходе кампании и о том, кто набрал наибольшее количество голосов.
Зачем студенческой группе нужен староста
Чтобы попробовать себя в роли менеджера, вовсе не обязательно идти работать по этому направлению. Оценить свои управленческие навыки, развить их или понять, что это совсем не твое, можно уже в университете или колледже. Для этого достаточно избраться старостой.
Разумеется, эта полуофициальная должность создана не только для развития ваших лидерских качеств. Задача старосты другая. Он «эскалатор» воли деканата и администрации вуза или колледжа, а еще посредник между ними и студентами. Но что-то для себя вынести из этой деятельности можно.
ЛаЛаЛань подготовила статью для нынешних и будущих старост и для тех, кто их выбирает и будет выбирать. Как не скатиться в стереотипы при общении со старостой и как новому старосте лучше себя вести с группой, читайте в нашей статье.
Кто такой староста: стереотипы и реальность
Староста — это студент, избираемый или назначаемый представитель своей студенческой группы. Назначить старосту может деканат на основе личного дела и характеристики студента, но гораздо чаще старосту выбирает группа.
По задумке, это негласный лидер, пользующийся уважением и авторитетом у своих одногруппников. Однако в действительности так происходит не всегда. Представьте: 10–20 вчерашних школьников пришли в колледж или университет, где будут учиться вместе ближайшие 3–5 лет. Практически всегда они незнакомы друг с другом, но уже на первых парах им говорят выбрать старосту, который станет посредником между деканатом и студентами. Можно ли в таком случае выбрать того, кто отлично справится с возложенными на него функциями? Можно, но с трудом.
Процедура несложная: спрашивают, кто хочет быть старостой, и выбирают среди поднявших руки. Обычно соглашаются 1–2 человека, не больше. Считается, что так сразу показывают себя инициативные студенты, готовые брать на себя ответственность. В этом есть доля правды, однако это может быть и несдерживаемая амбициозность одного человека, которая впоследствии рискует негативно отразиться на целой группе.
Образ старосты прочно связывается с традициями и ценностями советской модели образования, с ее «Всегда готов!», поэтому часто к старостам предъявляются завышенные требования от руководства университета или колледжа. Флер статусности может негативно отразиться и на взаимоотношениях с одногруппниками — и вот так должность, которая создавалась для упрощения коммуникации с администрацией, деканатом и студентами, может мешать этой самой коммуникации.
Как выглядит стереотипный староста:
Чем занимается староста
Функционал старосты может показаться относительно небольшим, однако в его деятельности максимально важна ответственность, собранность и систематичность.
Сложно сказать, что из этого проще. Все зависит от людей, с которыми приходится общаться, и от требований к частоте и точности заполнения бумаг, принятых в конкретном учебном заведении.
Преимущества и недостатки
Прежде чем соглашаться на дополнительные обязательства, разумно оценить возможные плюсы и минусы такой деятельности.
+ Вам скорее всего будут за это доплачивать. Правда, немного, чаще всего сумма прибавки к
стипендии составляет около
+ 500 рублей (и распространяется это в большинстве учебных заведений только на
бюджетников);
+ вы можете заработать или укрепить уже имеющийся авторитет в студенческой группе;
+ возможно, к вам немного лояльнее будут относиться преподаватели (но скорее всего нет);
+ вы сможете узнавать обо всех изменениях и готовящихся мероприятиях в числе первых;
+ вы можете реализовать свои управленческие амбиции. Многим очень нравится нести
ответственность за что-то, это отлично дисциплинирует;
+ вы сможете попрактиковаться в искусстве дипломатии;
+ выполнение обязанностей старосты может принести до 5 баллов в конкурсе на повышенную
стипендию. О том, как получить стипендию за заслуги в общественной деятельности,
читайте здесь.
— Размер доплаты несоизмеримо мал в сравнении с количеством потраченного времени и сил;
— чувство ответственности — ваш постоянный спутник;
— вам придется носить с собой журнал посещаемости, справки о пропусках и т. п.;
— вы можете столкнуться с непониманием, безответственностью и осуждением одногруппников;
— к вам излишне придирчиво могут относиться преподаватели лишь потому, что вы староста и
«должны подавать пример»;
— некоторые ситуации потребуют от вас быстрого принятия не самых приятных для
большинства решений (например, вас заставят оперативно выбрать за группу дату экзамена).
Как себя вести, если вас выбрали старостой
«Чем больше сила, тем больше ответственность», как завещал дядя Бен из фильма «Человек-паук». Эта позиция вполне соответствует положению старосты в группе: чем больше у тебя полномочий, тем серьезнее стоит отнестись к выполнению обязательств.
Самое сложное в деятельности старосты — соблюдать баланс между интересами своей группы и деканата. Для этого необходимо тренировать «своего внутреннего эквилибриста». В большинстве случаев конфликты происходят по поводу оценок, прогулов, отчетности, учебного расписания и качества преподавания некоторых предметов.
ЛаЛаЛань советует старосте быть решительным и справедливым. Только такой подход сработает в долговременной перспективе. Помните о том, для чего у вас появились дополнительные полномочия. Не забывайте, что вы сами такой же студент, как и ваши одногруппники. Будьте вежливы, сдержанны, внимательны ко всем, с кем вам приходится взаимодействовать. Наградой вам будет чувство благодарности и уважения, которого вы и заслуживаете, когда решаетесь брать на себя ответственность. Ведь именно так поступают взрослые люди.
Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…
Как стать хорошим старостой класса?
Жизнь любого классного коллектива – это модель отношений в обществе со своими правами, обязанностями и устройством. Что касается последнего, то в каждом классе есть человек, в обязанности которого входит осуществлять местное руководством вверенного ему коллектива – староста. Попробуем разобраться, какими качествами должен обладать ребёнок, претендующий на эту должность, а также в чём особенности процедуры выбора общественного лидера.
Права и обязанности старосты класса
Староста класса – это ответственный и дисциплинированный человек
Староста – это ученик, который занимается ведением общественной жизни класса. В каждой школе уставом учреждения принята процедура выбора старосты, в том числе и пункт, утверждающий, кем ученический руководитель избирается. Чаще всего это коллектив каждого конкретного класса, но в отдельных случаях это может быть:
В обязанности старосты входит:
Староста имеет следующие права:
Каким должен быть и какими качествами обладать
Классный лидер должен совмещать учёбу и общественную нагрузку
Староста класса – это, безусловно, лидер в коллективе. То есть человек, который пользуется заслуженным авторитетом. Естественно, что не каждый может стать им. Но если ты чувствуешь в себе силы заботиться не только о личном комфорте в классе, но и готов взять ответственность за общественную жизнь одноклассников, то есть смысл побороться за этот пост. И начать, прежде всего, с развития в себе следующих качеств:
Как проходят выборы в школе и как их интересно сделать
В основе выборов старосты должна быть объективность
Если уставом школы предполагается, что каждый класс выбирает старосту путем голосования, то задача классного руководителя сделать эту процедуру интересной и запоминающейся. В редких случаях коллектив класса единодушно называет одного кандидата на этот пост. Это чаще происходит в младших классах, когда самым веским аргументом в пользу кандидата является успешный табель с оценками. Но чем старше становятся дети, тем больше требований они предъявляют к своему лидеру. А значит, мнения по поводу кандидатов могут расходиться. Наиболее простой с точки зрения организации способ выбрать старосту – это провести голосование (открытое или закрытое) за предложенных учителем претендентов. Но есть несколько более сложных, но интересных способов.
Идеальным вариантом выборов является совмещение всех предложенных способов.
Памятка: предвыборная программа кандидата и речь
Для предвыборной кампании обязательно следует придумать запоминающийся слоган
Если ты твёрдо решил баллотироваться на пост старосты, то тебе нужно разработать свою предвыборную программу. Она должна быть:
Лучший способ представить на суд избирателей свою программу – это выступить с речью. Перед тем как говорить, хорошо бы почитать статьи об искусстве оратора, например, того же Карнеги. Они помогут составить грамотную и, главное, действенную речь. В целом же выступление должно быть:
Воспользовавшись нашей памяткой, ты сможешь сделать своё выступление более ярким.
Отрицательные стороны должности
Даже в самые трудные минуты не стоит отчаиваться
Как и любая руководящая должность, пост старосты, к сожалению, не лишён своих отрицательных нюансов. Они связаны с тем, что не все члены коллектива любят лидеров. Тем более, если для некоторых из них ты был конкурентом в предвыборной борьбе. Могут возникать «очаги» бунта, организованные бывшими соперниками. Кроме этих проявлений зависти, ты можешь столкнуться с откровенной ненавистью, неприязнью. В этом случае твои «подопечные» будут не только позволять себе неподчинение, но и самоуправство. Твоя задача в любом случае придерживаться выбранной линии поведения, основанной на честности и искреннем желании делать свою работу хорошо. В отдельных случаях, когда словесные вразумления бунтарей не помогают, лучше обратиться за помощью к учителю или представителям школьного самоуправления. Главное – не сдаваться.
Должность старосты – это прекрасная возможность на практике испытать свои организаторские способности. В дальнейшем эти навыки обязательно пригодятся в жизни. Более того, возможно, помогут тебе с самоопределением в будущем.