Тгп как учебная дисциплина это
Понятие и функции ТГП как науки и учебной дисциплины
Понятие и функции теории государства и права (ТГП) как науки и учебной дисциплины:
1) ТГП (в широком смысле) – это всё учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как
2) ТГП (в узком смысле) – один из видов юридической науки, представляющей совокупность о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
Теория государства и права как наука
ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщённых теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.
ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и неразрывной взаимосвязи.
В системе юридической науки теория государства и права – общетеоретическая методологическая наука. Она обобщает выводы и данные юридической науки с целью более глубоких теоретических изысканий, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.
Функции теории государства и права (ТГП):
Методическую основу ТГП составляют общенаучные принципы:
При выработке научных понятий о государстве и праве применяют разнообразные логические приёмы:
Теория государства и права как учебная дисциплина
В учебной дисциплине рассматривается лишь часть общетеоретического материала, который излагается в максимально доступной форме, для того, чтобы получить необходимый минимум научных знаний.
ТГП как учебная дисциплина призвана:
§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной.
Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т. п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.
Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.
Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин – конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.
Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина
§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных
§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина
§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права рассматривалась как энциклопедия
§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина
§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере
4. Нотариат как учебная дисциплина
4. Нотариат как учебная дисциплина Следует отметить, что настоящая дисциплина в России не является обязательной по специальности «Юриспруденция» и не вошла в государственный образовательный стандарт. В некоторых западных странах существует специальная академическая
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью
3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического
Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система
Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука
3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина
3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,
1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным
1.2. Цели, задачи и функции трудового права
1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового
6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина
6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права
Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина
Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. — Предмет экологического права. — Метод экологического
§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина
§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании
ТГП (как учебная дисциплина) – это учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде понятия, принципы и ценности юриспруденции.
Признаки
2. ТГП,- это единая системная учебная дисциплина, т.к. Г и П находятся в тесной связи и взаимной обусловленности.
3. ТГП для других юридических дисциплин выступает в качестве базовой учебной дисциплины. 4. ТГП является не только подготовительной, но и итоговой учебной дисциплиной. Она призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин.
Значение ТГП как учебной дисциплины – на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
Как учебная дисциплина ТГП выполняет 2 основные функции:
1. вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.
2. развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.
Существует многообразие подходов к происхождению государства, что обусловлено прежде всего тем, что
1. В мире существует множество государств, существенно отличающихся друг от друга (например, западные и восточные)
2. На процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.;
Именно поэтому, в каждом конкретном государстве происхождение государство шло по своему пути, со своей скоростью, с учетов всех особенностей данного государства.
Тем не менее, при анализе путей развития разных государств можно выделить общие закономерности, то есть те общие этапы, через которые прошли все государства независимо от времени их появления. Наличие этих закономерностей обусловлено тем, происхождение государства – это объективный процесс, а значит, при достижении определенных характеристик общества его сменяет государство.
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.
Этапы развития государства
2. Во всех обществах появился прибавочные продукт, то есть излишки, которыми можно меняться. Без прибавочного продукта переход к следующему этапу просто невозможен, так как чтобы произошло разделение труда должны создаться такие условия, когда каждый производит больше, чем нужно его семье.
3. Во всех обществах на пути к государству произошла экономическая специализация, то есть разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
4. Прибавочный продукт и разделение труда привели к тому, что появилась возможность содержать тех людей, которые не заняты в производстве, а специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций.
5. Политическая специализация – то есть выделение лиц, занимающихся управлением
6. Появление государства.
Таким образом, государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества.
1. Развитие общества и государства включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
3. Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.
4. Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство.
Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство.
Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
5. Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
6. Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
7. Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при об-щинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.
8. Основными причинами появления государства были следующие:
— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
— необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.
При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
ТГП как учебная дисциплина
ТГП как наука – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных гос.-правовых явлений.
Черты науки ТГП:
· Это гуманитарная, общественная наука, так как изучает гос-во и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнед-ю.
· Это политико-юрид. наука, так как она изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство (полит.явление) и право (юрид.явление).
· Это единая о гос-ве и праве наука. Гос-во не существует без права, право не сущ-ет без гос-ва. их исследование должно происходить в рамках единой науки.
· Это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не ед.наука, изучающая гос-во и право, но она занимается изучением наиболее общих, а не частных вопросов, так как исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-правовых явлений.
· Это фундаментальная юрид.наука, так как формирует основополагающие, фундаментальные знания о гос-ве и праве.
· Это методологическая наука, так как формирует мировоззрение в системе юридических наук.
· Это комплексная наука, так как в ее составе существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук (философия гос-ва, философия права, социология права, сравнит. правоведение и тд.)
ТГП как учебная дисциплина
Теория государства и права как учебная дисциплина – это курс науки ТГП, который преподается либо в средних специальных, либо в высших учебных заведениях. Наука ТГП гораздо объемнее учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, ТГП относится к числу базовых юридических дисциплин, которая закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных гос-правовых понятиях, способствует формированию юридического мышления и юридической культуры. Главное назначение – дача необходимых знаний студенту о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-правовых явлений и их связях с иными социальными явлениями и личностью.
Функции теории государства и права как учебной дисциплины:
· Познавательная, т.е. ее основная задача – передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права.
· Идеологическая, т.е. закладывает основы представления будущих юристов о государстве и праве, ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.
· Воспитательная, т.е. воспитание у людей правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.
· Обобщающая, т.е. теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.
Предмет и объект науки ТГП.
Предмет науки – то, что изучает данная наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Государство и право – это не предмет, а объект исследования различных юридических наук.
Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва, права и других гос.-правовых явлений (не отдельно взятой страны, а гос-ва и права вообще). Исследуя их, наука ТГП выясняет, что такое гос-во, право и другие гос.-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются и каковы закономерности их развития, как функционируют, какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки имеет свою структуру (т.е. определенное строение):
Структура предмета науки ТГП:
· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно гос-ва и собственно права, при исследовании которых выясняется, что такое гос-во и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения.
· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других гос.-правовых явлений (гос. власть, правовые отношения, законность, правопорядок и тд.). исследуя их, наука выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом.
· Наиболее общие связи гос-ва и права с различными социальными явлениями (экономика, политика, идеология, культура, рклигия, мораль, обычаи и тд.) и личностью.
Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других гос.-правовых явлений, а также наиболее общие связи гос-ва и права с различными соц.явлениями и личностью.
Объект науки ТГП – государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.
Структура (состав) науки ТГП.
Различные позиции на структуру:
I. С позиции структуры любой фундаментальной науки, в структуру науки ТГП входят такие элементы как:
· Законы – это открытые наукой, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи каких-либо явлений и процессов действительности.
· Категории – это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.
· Частные теории – обособленные части единой науки ТГП, в которых получают свое развитие отдельные категории (теория правосознания, теория правовых отношений, теория законности, теория юридической ответственности и тд.).
· Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.
· Научные гипотезы – это предположительные, вероятностные знания и тех или иных фактах действительности (пр. о причинах возникновения гос-ва и права).
II. С позиции предмета этой науки:
Государство представляет собой определенную политическую организацию, существующую и функционирующую в обществе, а право – систему норм, правил поведения в обществе.
III. Исходя из основных научных направлений, структура науки представляет собой:
· Позитивная теория ГиП – изучение Г и П в чистом виде (структура ГиП, классификация различных гос-правовых явлений, содержание видов гос.деят-ти).
· Философия ГиП – исследование ГиП через призму философских идей, принципов и категорий (философия права наиболее развита).
· Социология ГиП – исследование гос-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии (совершенствование гос.механизма, зак-ва, правотворческой и правоприменительной деятельности и иные проблемы).
· Сравнительное государствоведение и правоведение – вопросы, связанные с сопоставлением различных гос-правовых систем, институтов, процессов и тд. (сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства и недостатки).
· + общая юридическая конфликтология – изучение природы, причин и динамики развития юр.конфликтов, правовые механизмы их предупреждения и разрешения
· + юридическая антропология – изучение правовых форм общественной жизни людей от древности до наших дней.
4. Методология науки ТГП.
Методология науки означает:
— Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
— Учение о методе науки
Метод науки – совокупность подходов, принципов и приемов, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Предмет – ЧТО? Метод – КАК?