Типы психологии как науки
Основные виды психологии. Классификация методов психологии
Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.
Дерево психологии
Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.
Ветви дерева – основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.
От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки – это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.
Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.
Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки – более узкие разделы.
Основные виды «науки о душе»
Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:
Практическая психология
Видами практической психологии являются:
Научная и житейская психология
Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.
Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.
Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.
В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.
Методы психологии – возможные критерии классификации и виды
Методы – это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.
К основным относятся:
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
«Дерево психологии» постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение «душевной» науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
Разновидности психологии и их характеристика
Психология как наука — общее понятие
В переводе с греческого психология означает «учение о душе».
Психология является научной дисциплиной, изучающей поведение человека, законы, по которым возникает, развивается и функционирует человеческая психика, а также психическую деятельность (реакции) индивида или целых групп людей.
Интерес к изучению поведения человека со стороны ученых вполне понятен. Личностные свойства индивида, его мировосприятие, выражение эмоций, образ мышления и другие реакции на происходящее как в окружающем мире, так и внутри самого субъекта, не только отражают разнообразие умственных способностей людей, но и влияют на социальные взаимоотношения между ними.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Психология как наука занимается в том числе анализом сознательных и бессознательных процессов, протекающих в области головного мозга человека. Она исследует личность отдельного человека, семью и общество в целом, чтобы понять и объяснить факторы социального поведения людей, определить существующие психические функции и возможные триггеры. Существует большое количество ее направлений, разделов, отраслей.
Виды психологии в зависимости от отрасли изучения
Нервные процессы, происходящие в сознании человека, исследуются различными видами психологии. Единого способа их классификации не существует. В зависимости от отрасли изучения выделяют обычно следующие ее виды:
Эти виды являются основными, или фундаментальными отраслями. Помимо них, следует упомянуть о дополнительных (прикладных) отраслях:
Все виды психологии направлены на прогнозирование поведения человека, его реакций и поступков. Чаще всего они используются в комплексе в различных учреждениях — медицинских, учебных, воспитательных, судебных, местах лишения свободы и др.
Несмотря на отраслевое разделение, все они помогают изучить причины, побуждающие выбрать ту или иную линию поведения, специфические реакции человека, особенности его характера, мотивы поступков, воздействие генетических факторов.
Фундаментальные отрасли
Нейропсихология
Исследует, как структура и функция мозга взаимосвязаны с поведением человека и протекающими психологическими процессами. Чаще всего применяется при каких-либо поражениях головного мозга (например, при инсульте).
В случаях, когда поражение мозга диагностируется или только предполагается, возникает необходимость определить вероятность появления отклонений в поведении человека с использованием нейропсихологической оценки. Такая оценка позволяет врачу назначить наиболее эффективное лечение, помогающее добиться улучшения состояния больного после произошедшего когнитивного нарушения.
Биологическая
Исследует поведение субъекта, связанное с реакциями его нервной системы. Рассматривает психическую составляющую через ее биологический срез. Для этого ученые проводят эксперименты, основываясь на нейронаучных когнитивных и поведенческих данных.
Их целью является выяснение функций и свойств мозга, его реакций на различные процессы и психологические триггеры. Подобные исследования делают возможным установление связи между поведением человека и предшествующими реакциями мозга.
Педагогическая
Люди этой профессии занимаются изучением образовательного процесса. Психологи собирают в учебных заведениях данные по социальной и образовательной психологии. Основываясь на них, проводят эксперименты и наблюдения, которые в последующем помогают разрабатывать наиболее эффективные методы обучения.
Психология развития
Занимается научным исследованием психологических изменений, систематически происходящих на протяжении всей жизни. Исследует процессы и закономерности развития разума человека, его нравственного становления и интеллектуального роста. Изучает такие факторы, как формирование личности, самооценка, овладение эмоциями и языком, моторные навыки, понимание нравственности, пути решения проблем.
Сосредоточена на глубоком понимании восприятия и совершенствования. Ученые изучают триггеры, влияющие на поведение как в естественных условиях, так и при определенных физических воздействиях на субъект. Рассматривают взаимодействие человека с окружающей средой и влияние последней на его развитие; исследуют врожденные структуры психики, мешающие обучению через опыт.
Консультативная
Исследует отношения между двумя или несколькими личностями. Основное внимание уделяется социальным и эмоциональным аспектам, связанным с серьезными изменениями в поведении людей, контактирующих с другими субъектами в профессиональной или образовательной среде.
Сравнительная
Основная задача — сравнить поведение человека и животных, выявить присущие им общие черты и характеристики, доказать эволюционную связь между ними. Наблюдая за животными, ученые имеют возможность лучше понять психологию человека, его эмоции и поведение.
Когнитивная
Связана с изучением внутренних психических процессов, ответственных за особенности поведения человека. Это экспериментальная отрасль психологии, работающая над сферами решения проблем, внимания, памяти, языка, восприятия и обучения человека. Пристальное внимание уделяется механизмам получения, обработки и хранения информации.
Как люди общаются, думают, учатся; каким образом передают, воспринимают и запоминают информацию — именно эти вопросы интересуют когнитивную психологию.
Ее цель — разработка методов наиболее эффективной обработки получаемой информации. Неоценимый вклад в эту отрасль внесли нейробиология, лингвистика, логика, философия, без которых было бы невозможно не только создать теоретические разработки, но и формализовать их для дальнейшего применения.
Когнитивные психологи также разрабатывают практические приложения по улучшению памяти, повышению точности принятия решений, участвуют в создании образовательных программ, направленных на ускорение процесса обучения.
Аномальная психология
Отрасль изучает отклоняющееся от нормы поведение человека, причины его психических расстройств, естественные и аномальные модели поведения. Специалисты используют в работе приемы и методы как клинической психологии, так и психопатологии. Они занимаются исследованием признаков неадекватного состояния людей, находящихся в состоянии стресса, либо при нарушении некоторых функций.
Клиническая или медицинская
Направлена на помощь человеку в целях избавления от последствий перенесенных стрессовых ситуаций и дисфункций, вызванных различными психологическими причинами. Объединяет в себе научную теорию с практикой. Способствует раскрытию и развитию личностных качеств, повышению физического и эмоционального благополучия, адаптации человека.
Помогает не просто понять причину, но и облегчить, а в ряде случаев — предотвратить психическую дисфункцию или расстройство (например, депрессию). Практикующие клинические психологи уделяют большое внимание психотерапии и психологической оценке. Они также принимают участие в научных исследованиях, в образовательных процессах, в судебных разбирательствах и многих других сферах жизни человека.
При этом им приходится концентрироваться на поведенческих, социальных, психологических, биологических, эмоциональных, интеллектуальных аспектах деятельности человека на протяжении всей жизни, учитывая его социально-экономическую и культурную принадлежность.
Психологи в работе с пациентами применяют различные модели терапии. Вот некоторые из них:
Прикладные отрасли
Социальная
Изучает влияние психических процессов на специфические реакции, вызванные социальными стимуляторами. Другими словами, социальные психологи исследуют влияние различных социальных явлений на поведение человека — то, как присутствие других людей (в том числе воображаемое) влияет на его мысли, чувства и поведение.
Социальные психологи работают с такими понятиями, как:
При этом ключом к пониманию социального поведения являются два первых понятия (социальное восприятие и взаимодействие).
Психология здоровья
Исследует влияние психологического воздействия (социального, биологического и поведенческого факторов) на состояние физического и психического здоровья людей. Другие ее названия — медицинская психология или поведенческая медицина.
В отличие от врача, психолог сосредотачивается не только на биологических причинах заболевания, а на человеке в целом и на факторах, влияющих на его состояние здоровья.
Среди таких факторов может быть поведение (нездоровый образ жизни, невыполнение предписаний врача по диете и физическим нагрузкам, неправильный прием лекарств или отказ от них), образовательный уровень человека, его социально-экономический статус (включая условия труда).
Часто медицинские психологи и медработники совместно работают в клинических условиях.
Эволюционная
Изучает воздействие генетической предрасположенности на поведение субъекта и его ментальные шаблоны. Исследует влияние психологических изменений в ходе эволюции человека на его поведение, особенности языка. Основной идеей является мысль о том, что многие психологические черты людей сформировались в процессе адаптации к окружающим условиям с целью выживания.
Судебная
Занимается практическим применением психологии как науки в области закона, судебных (уголовных) расследований, гражданских дел:
Юридическая
Находится на стыке юридических и психологических знаний. Занимается исследованием психологических особенностей всех видов деятельности, связанных с правом. Изучает свидетельские показания, построение доказательств, мотивы, которыми руководствуются присяжные при вынесении решений.
Наблюдает за поведением участников уголовного процесса, за работой сотрудников юридических служб. Изучает, как формировалась личность преступника, какие особенности преступного поведения присущи ему.
Количественная
Занимается психологическим измерением черт личности через исследование статистических моделей.
Глобальная
Исследует область устойчивого развития, занимаясь изучением глобальных проблем. Ее можно назвать мировой психологией, занимающейся психологической практикой в мировых масштабах.
Психология личности
Занимается изучением черт личности человека, индивидуальных процессов, человеческих эмоций, поведения людей, динамических аспектов душевной жизни, индивидуальных различий между личностями. Психологи работают над созданием согласованной картины личности, учитывая ее связи с социумом и всем остальным миром.
Прочие виды
Количество видов и направлений психологии продолжает постоянно расти. Можно упомянуть следующие их них:
Психология труда
Психологи помогают оценить эффективность работы коллектива и выработать рекомендации по ее повышению, дают советы по нахождению и применению новых форм функционирования компании и улучшения взаимоотношений внутри коллектива.
Анализируя поведение отдельных людей и групп на рабочем месте, они разрабатывают способы мотивации сотрудников, повышения их удовлетворенности работой, увеличения результативности и производительности труда в целом.
Психология спорта
Изучает, как проявляются и формируются психологические механизмы при занятиях профессиональным спортом. Ее целью является:
Геронтопсихология (возрастная)
Исследует особенности психики и поведения у лиц пожилого возраста. Устанавливает взаимосвязь между психофизическими и физиологическими характеристиками при старении и психологическими особенностями поведения лиц преклонного возраста.
Изучает личностные сдвиги, происходящие при изменении характера деятельности и жизненных ориентиров. Основная цель этого вида науки — поиск методов и способов продлить активную и полноценную жизнь пожилого человека.
Также существует военная, политическая, экологическая, религиозная, специальная психология и многие другие ее виды.
Тема 1. Различные значения термина психология. Житейская, научная и практическая психология.
Дерево психологии
Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.
Ветви дерева – основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.
От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки – это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.
Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.
Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки – более узкие разделы.
Краткая история психологии
С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос («учение») и психо («душа»). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии — исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.
Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.
Основные виды «науки о душе»
Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:
Главные задачи науки
Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.
Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие — это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии — изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.
Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:
Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.
Практическая психология
Видами практической психологии являются:
Что такое психология?
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки.
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
Всего выделяют четыре этапа:
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Пройти тест на темперамент
Научная и житейская психология
Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.
Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.
Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.
В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.
Методики, которые используются наукой
Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.
Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.
Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.
Методы психологии – возможные критерии классификации и виды
Методы – это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.
К основным относятся:
Классификация методов психологии по различным критериям
В классификации по уровню научного познания выделяют:
Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).
Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:
ПсихологияВадим Ступницкий, 2011
§ 3. Отрасли психологии
изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения. Различные отрасли психологии имеют свои особенности и свое значение, сохраняя при этом общий предмет исследования: факты, закономерности, механизмы психики (рис. 1.9).
Особенности деятельности в отраслевой психологии
Для современной психологии характерны процесс дифференциации, порождающий разветвленность психологии на отдельные отрасли, часто существенно отличающиеся, но имеющие общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Согласно классификации наук академика Б. М. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления и новых видов техники.
изучает социально-психологические проявления личности человека, а также его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.
изучает закономерности развития нормального здорового человека и психологические особенности людей разных возрастов и делится на детскую психологию, психологию юного и зрелого возраста, геронтопсихологию. Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека; условия ускорения развития.
изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.
изучает психологические особенности деятельности врача и поведение больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека.
Существуют отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Авиационная и космическая
психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. У истоков развития отечественной авиационной психологии стояли известные в авиационной медицине специалисты, определившие и сам предмет исследования (психика человека), и объект исследования (деятельность индивида и коллектива), и субъект исследования (летный и инженерно-технический состав), и, наконец, направления исследований (влияние факторов полета на психическое состояние, изучение психических закономерностей взаимодействия летчика в процессе управления самолетом, формирование профессиональной пригодности, психологическая адаптация к условиям деятельности, анализ аварийности).
С. Е. Минц показал значимость психологических (психотехнических) методов исследования в решении проблем отбора и обучения летного состава, в изучении индивидуальных качеств и авиационной аварийности, условий жизни и работы летчика. А. П. Нечаев первым в нашей стране начал применять тестовые испытания в авиации.
Н. М. Добротворский занимался вопросами профессиографического описания деятельности летчика, отбора и обучения, устройства и оборудования рабочих мест.
К началу первого полета человека в космос авиационная психология уже располагала определенным научным базисом, который обеспечил становление и развитие космической психологии.
К. К. Платонов в своих исследованиях широко и глубоко изучил функциональную структуру личности, летные способности, решил общеметодические проблемы психологии.
Космическая психология (от греч. kosmos — Вселенная) — отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации [продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений] и др.), а также способы и методы целенаправленной организации психической деятельности космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов. Космическая психология является продолжением той ветви авиационной психологии, которая в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включила в себя многие разделы других отраслей психологической науки: инженерной, медицинской, социальной, педагогической психологии и пр. По мере развития космической психологии достаточно обширным ее разделом становится инженерная космическая психология, которая обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических летательных аппаратов с учетом особенностей и свойств человека, то есть того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппаратах и управлять ими. Инженерно-психологические проблемы космической психологии связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т. п.). Дополнительной задачей инженерной космической психологии является разработка специальных тренажерных устройств и имитаторов условий деятельности космонавта, которые с максимальной степенью приближения моделировали бы реальные условия и факторы космического полета.
Космическая психология изучает следующие основные особенности деятельности человека в космическом полете:
1) непрерывность деятельности;
2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
3) дефицит или лимит времени;
4) опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами;
5) влияние постуральных (изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при перегрузках, трансформации и “отсутствии” площади опоры при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов;
6) влияние новизны как стрессора.
В целях отбора космическая психология использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
изучает психологические особенности участников судебного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию, криминальную психологию, пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию.
как наука реализует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей, психологические аспекты деятельности руководителя, социально-психологические вопросы отношений руководителя и персонала. Как прикладная отрасль науки, психология управления разрабатывает рекомендации, направленные на практическое использование достижений социальной психологии для оптимизации управленческих функций, деятельности институтов управления, учета социально-психологических факторов управления, прогнозирование социально-психологических последствий управленческих решений и действий. Особым типом управления, формирующегося в России по мере развития экономики рыночных отношений, является менеджмент, в связи с чем в психологии управления уделяется внимание формированию имиджа и традиций бизнеса, построению деловых отношений в бизнесе, возможности развития собственного потенциала работника.
рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
— отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей. Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках экономической психологии рассматриваются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.
изучает психологические закономерности и механизмы регуляции поведения людей в процессе коммерческой деятельности, а также развитие некоторых практических навыков в области психологии продаж, управления, консультирования.
выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.
Психология научного творчества
изучает особенности развития творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. п.
изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Большое значение уделяется межнациональным отношениям, этнотипическим и социотипическим особенностям поведения личности в разных социальных группах.
Исследуются социально-психологические аспекты влияния урбанизации на образ жизни этнической общности, проблемы межнационального общения и межнациональных отношений, специфика межличностных отношений в многонациональном государстве, многонациональных коллективах, психологические проблемы демографического поведения, психологические особенности этнической коммуникации и этнокультурной адаптации, этнические особенности познавательных процессов, этнопсихологические особенности в идейно-политическом воздействии.
В современных условиях большое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, формированию национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.
— отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.
— это отрасль прикладной психологии, изучающая разные психологические аспекты поведения и деятельности людей в организации, оказывающие влияние на ее организационные процессы и эффективность.
В обобщенном виде в качестве предмета организационной психологии выступает поведение человека в организационной среде. Вместе с тем сложность индивида как объекта исследования, сложность и динамичный характер организационной среды как предмета исследования, неоднозначность проявления и влияния индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик индивида и группы как факторов влияния на организационные процессы делают предметом организационной психологии широкий круг явлений, смыкающих еес другими отраслями психологической науки: психологией личности, дифференциальной психологией, социальной психологией, психологией труда, общей психологией, психологией развития.