Ткуарчал абхазия как добраться
Таинственный город-призрак: Ткварчели, Абхазия
Немного исторических данных о Ткварчели
История Ткуарчала начинается с 40-х годов. Тогда город активно развивался и считался угольным флагманом всего юга СССР! Население города составляло около 50 тыс. человек.
Отношения между Абхазией и Грузией начали накаляться, ведь даже ткварчельской ГРЭС управляли из Тбилиси, а Сухум в общем-то не имел никакого отношения к абхазской промышленности. В Ткварчели велась подпольная деятельность против грузинской власти, поэтому мирные жители постепенно стали покидать город. По переписи, проведенной в 1989 году, население Ткварчала составляет всего лишь 20 тыс. человек, на данный момент здесь проживают около 5 тыс. человек.
В Ткварчале велись ожесточенные бои, за независимость Абхазии оставили свои жизни тысячи человек посреди бархатных холмов. Ткварчал выстоял свою независимость и не подпустил на свои улицы ни одного грузинского солдата.
Вернет ли когда-нибудь Ткварчал себе прежнее процветание и оживленность центральных улиц? Это зависит от местного населения, контингент которого составляют старики и увольни, способные только выглядывать из-под очков-авиаторов на проходящих девушек и сидеть с утра до ночи на лавочке возле Дома культуры.
Очень красивая сталинская архитектура.
Как добраться до Ткварчала?
Мы ездили в Ткуарчал 30 апреля, а 1 мая была Пасха, жители Ткуарчала поехали в Сухум, чтобы затариться продуктами и подарками для близких. Итак ехали мы 2,5 часа, хотя от Сухуми до Ткварчели всего 80 км! Обратите внимание, что обратно автобусы до Сухума отправляются только в 15.00 и в 17.00, иначе вам придется ночевать в помещении любого заброшенного многоквартирного дома. Здесь нет отелей и гостевых домов, в Ткварчели очень сложно найти приют. Обратная дорога в Сухуми составила 1,5 часа в полупустом автобусе.
От Гудауты до Ткварчели примерно 100 км, можете попробовать добраться автостопом. Абхазы довольно добродушны.
Восхитительная и величественная ГРЭС
Ткуарчельская ГРЭС представляет собой огромного промышленного монстра, кажется, чтобы попасть во все помещения нужно потратить не менее двух дней. К сожалению, нижние этажи залиты водой, вся территория станции в огромных болотах, что замедляло процесс осмотра цехов.
Здесь встречаются даже змеи впечатляющих размеров, поэтому стоит быть аккуратнее.
Части гидроэлектростанции продолжают отрываться, издают жуткие скрипящие звуки, по лесенкам подниматься опасно.
В некоторых помещениях снесены стены, скорее всего это последствия военных действий, проходивших в округе. Мы забрались на территорию ГРЭС прямо с главной дороги, по которой ездит единственный автобус Сухум-Ткуарчал и Ткуарчал-Сухум, нас никто не приметил, есть ли на территории сторож тоже непонятно. Бродили мы в зоне отчуждения не меньше часа.
Ужасает разбросанная обувь рядом со шкафчиками для переодевания сотрудников.
Инженеры из центральной части города переправлялись до места работы на фуникулерах, от которых теперь остались только поржавевшие тросы и несколько кабинок, замерших в воздухе.
Достопримечательность Абхазии: город-призрак Ткуарчал (Ткварчели)
История и легенды Ткуарчала
В советские годы это был один из крупнейших горнорудных и промышленных центров Грузии и всего Закавказья. Город был практически полностью построен пленными германскими солдатами в период 1942-1950 годов, что наложило явный отпечаток на его архитектурный облик, и использовал уникальное для Кавказа месторождение каменного угля. На его основе буквально за несколько лет вырос мощнейший промышленный узел, поставлявший на весь регион не только коксующийся уголь, но и строительные материалы, электромеханические изделия, продукты питания и электроэнергию. Была построена уникальная система канатных дорог, практически заменившая общественный транспорт и связывающая верхнюю и нижнюю части города, железная дорога и кольцевая автотрасса, больницы, детские сады и школы, а также уникальная лестница с почти полутысячей ступеней. Но тяжелейшая блокада периода абхазо-грузинской войны и последовавшие за ней экономические санкции в буквальном смысле слова «убили» этот некогда образцово-показательный советский город.
Достопримечательности Ткуарчала
Где находится Ткуарчал
Как добраться до Ткуарчала
Проще всего добраться до Ткуарчала авиарейсом до Адлера с последующим пересечением границы (до КПП из аэропорта порядка 20 минут на автобусе или маршрутке) пешком и пересадкой на абхазские такси, автобусы или маршрутные такси, следующие через всю территорию республики до Сухума. Есть и прямые рейсы автобусов и маршруток из аэропорта Адлер, также можно нанять такси прямо до места, однако в силу того, что на автомобильном КПП нередко скапливаются огромные очереди, пользоваться ими порой бывает неудобно.
От российской станции Адлер до Сухума следует комфортабельная электричка, расписание которой каждый год меняется. С учетом пограничной стоянки в Веселом и многочисленных остановок на промежуточных станциях весь путь до столицы Абхазии займет около четырех часов.
Затем уже из Сухума следует сесть на автобус или маршрутку, следующие на юго-восток до Очамчиры (чуть более часа в пути), где уже дожидаться любого из местных рейсов автотранспорта до Ткуарчала. Но так как следуют они довольно нерегулярно, гораздо проще договорится с частником или нанять такси. Пассажирского движения по местной железной дороге нет.
Без надежды на будущее: город-призрак в горах Абхазии
Абхазский город Ткуарчал (прежнее грузинское название Ткварчели), и соседний поселок Акармара — одни из самых печальных мест, где мне доводилось бывать. В отличие от поначалу производящее давящее впечатление заполярного российского Тикси, жизнь тут никогда не будет не то чтобы прежней, и скорее, всего, просто тихо заглохнет в ближайшие годы. Надежды нет.
Сейчас по целому ряду причин практически невозможно представить связь между словами «Абхазия» и «промышленность». Во времена СССР, конечно же, было не так. Стремительно развивающемуся государству нужно было топливо для индустриализации — в прямом смысле слова. Разработка месторождений ископаемого горючего — каменного угля — велась по всему союзу, не стали исключением и горы Абхазской АССР.
В 1935 году здесь начал работу каменноугольный рудник имени Сталина. Первая шахта — опять же, имени Сталина — была оснащена самым современным на тот момент оборудованием. Применялись врубовые машины, уголь вдоль забоя доставляли при помощи качающихся конвейеров. Конная откатка применялась лишь на нескольких выработках, по другим ходили аккумуляторные тепловозы.
С развитием предприятия, появлением новых шахт расширялась и его инфраструктура. В непосредственной близости от шахт рудника выросли предназначенные для шахтеров поселки городского типа (Акармара, Джантуха, Поляна и т.д.). Индустриальным центром региона — да и всей Абхазии — стал основанный в 1942 году город Ткварчели. Все поселки формально объединили в одну административную единицу.
Уголь из шахт доставлялся на железнодорожную станцию в поселке Акармара по подвесным грузовым канатным дорогам протяженностью от 3 до 5 км, оттуда, по «железке», на обогатительную фабрику в поселке Квезани.
Для этого в горах были прорублены дороги и тоннели, над ущельями возвели гигантские арочные мосты.
В работе комплекса предприятий были задействованы тысячи людей, которым надо было где-то жить. Поскольку задачу они выполняли стратегическую, да еще в любимом регионе Сталина, то и Ткварчели, и Акармара были не простыми «спальными» шахтерскими городами.
На их планирование и застройку денег не жалели. Расчет был оправдан — например, во время войны Черноморский флот использовал уголь из Ткварчели, когда Донбасс был захвачен немцами.
Роскошные дома в стиле сталинского ампира сочетались здесь с застройкой в западно-европейском стиле. После Второй Мировой войны в СССР на принудительной основе работали немецкие архитекторы и инженеры, по проектам которых немецкие же военнопленные занимались строительством. В результате Ткварчели и Акармара по своей красоте не уступали лучшим городам страны. И уж точно тут все было «круче», чем в любом шахтерском городе СССР. Увидеть такое великолепие цивилизации и в горах не ждешь и сейчас, а что же было в середине прошлого века?
В регионе, помимо рудника, функционировали мощная ГРЭС, доломитовая фабрика, заводы строительных материалов и электромеханических изделий, производства продуктов питания и одежды.
В городе работали кинотеатры, театр и даже бальнеологический курорт, в котором лечили различные заболевания при помощи… слаборадиоактивных минеральных источников (так называемые радоновые ванны).
Поскольку город располагался на двух уровнях, верхнюю (сам город) и нижнюю «площадки» (вокзал и ГРЭС) связывала пассажирская подвесная канатная дорога. А ещё вниз вела красиво оформленная каменная лестница.
Во время расцвета в городе проживало почти тридцать тысяч человек, в каждом шахтерском поселке — еще по две-три тысячи. Состав жителей был многонациональным. Прилавки магазинов ломились от дефицитных товаров, недоступных даже в курортных регионах. Особое значение профессии…
Вопреки бытующему мнению, упадок Ткварчели начался еще до войны 1992-1993 годов. Уже к 1975 году работало лишь пять шахт из восьми, запасы угля сократились, развитие выработок затруднялось из-за сложных геологических условий. К концу восьмидесятых годов уголь тут уже практически не добывался, и даже монструозная ГРЭС — главный местный потребитель угля — тихонько перешла на газ.
А потом пришла война. Со всех сторон Ткварчели окружен горами, сюда ведет лишь «железка» и одна автомобильная дорога; неудивительно, что именно этот город стал одним из форпостов борьбы за абхазскую независимость. Грузинские войска в 1992 году безуспешно осаждали город, взять его не помогали даже неприцельные артиллерийские обстрелы. Осада переросла в полную блокаду, в городе не хватало медикаментов и продуктов питания. Люди реально умирали от голода; из них них большая часть — русские, проживающие в многоквартирных домах, и потому не имевшие огородов. В Ткварчели бушевала цинга, начались эпидемии.
Те, кто не уехал в начале боевых действий, практически не имели шансов на эвакуацию. Единственная помощь приходила в город в лице российских военных вертолетов с гуманитарной и военной помощью. На них же эвакуировали гражданских. Крушение одного из таких вертолетов Ми-8, в котором погибло 64 человека, из них 25 детей, изменило ход войны. Предполагалось, что вертолет был сбит грузинскими военными, и это стало катализатором эскалации грузино-абхазского конфликта в аспекте российского в нем участия. Чем все кончилось — мы хорошо знаем. При поддержке России, в частности, добровольцев с Северного Кавказа, Абхазия победила.
413 дней блокады Ткуарчала стали народной легендой, и ужасной трагедией для тех, кто там жил и выживал. Сегодня живописные руины города и расположенных рядом поселков могут похвастать разве что тем биологическим феноменом: жизнь может сохраняться и в почти мертвом «теле». Тут нет работы и перспективы; многие просто не могут уехать — некуда и не на что.
Давно стоят часы на здании управления ГРЭС, смотрит на все это слепыми глазами скульптура Ленина. На шее — хорошо видимый «шов». Говорят, голову когда-то отбили и похитили, но ее вернули на место.
Тут все не в порядке. Некогда красивые здания разрушены бомбами и артиллерией, сейчас их поглощают джунгли субтропиков. Промышленная инфраструктура — канатные дороги, ГРЭС — все было уничтожено во время войны, и, похоже, никогда уже не будет восстановлено. В Ткуарчале сейчас в сотни раз меньше жителей, чем некогда в Ткварчели…
Дорога до Акармары, где до начала войны проживало 5000 человек — десяток километров раздолбанного (а может, и в прямом смысле разбомбленного) горного серпантина.
С поворотов открываются виды на величественные арочные конструкции железнодорожных мостов. На фотографии — единственный в СССР арочный железнодорожный мостом с изгибом.
После поворота к поселку по полотну, дыры в котором слегка присыпаны каменным углем, на высоком левом берегу бурлящей холодной реки Галидзги вижу ржавую дробилку с турецким логотипом поверх выцветшей синей краски, очевидно, не такую старую, как война. В двухтысячных годах добыча угля (самым простым, открытым способом) была возобновлена совместной абхазско-турецкой компанией, что какое-то время помогало местным жителям хоть как-то выживать.
Да, вы не ослышались, в Акармаре среди руин все еще живут люди.
Некоторые из них — инвалиды. Есть и семьи с детьми. Выживают, в основном, натуральным хозяйством.
Трудно представить себе такую жизнь — без каких либо элементов инфраструктуры.
Тут нет поликлиник, школ, магазинов — ничего.
Автобусная остановка на въезде в Ткуарчал — последняя точка, куда на переднеприводной машине можно добраться после снегопада. Под ржавой крышей местное семейство торгует домашними консервами, и прочими нехитрыми лакомствами. Скажу честно, я ничего у них не купил, и даже не подошел. Почему? Наверное потому, что разговора было бы не избежать, и я бы обязательно спросил бы, как же вы тут живете? И наверняка получил бы ответ, к которому не готов. Что в двух сотнях километрах от роскошного Адлера, в семидесяти — от более-менее благополучной Грузии, люди живут в нищете и чудовищных условиях просто потому, что у них нет других вариантов.
Хотя, пожалуй, это понятно и без каких-либо вопросов…
Читайте также другие мои истории про Абхазию. Если они вам нравятся, буду благодарен за репосты, комментарии и дополнения!
Ткуарчал – место для туристов, которые устали от красивых пейзажей и находятся в поисках новых ощущений.
Ткуарчал был основан как индустриальный центр Абхазии в 1942 году. Большинство административных и общественных зданий, а также жилой фонд в центральной части Ткварчели были построены пленными немецкими солдатами (после 1943-44 гг). В проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. Это наложило на город неповторимый отпечаток и сделало его непохожим на все остальные малые города СССР.
Город полностью окружен горами, поэтому тут есть только одна дорога для въезда и выезда.
Здание вокзала когда-то было очень красивое, а сейчас оно разрушено.
Основан был Ткуарчал в 1942 году, как город горняков. Здесь было открыто восемь шахт для добычи каменного угля. Уголь из шахт доставлялся на железнодорожную станцию в поселке Акармара по подвесным грузовым канатным дорогам.
Для этого возводились арочные мосты, прорубались туннели в горах.
Так как в развитии города участвовало слишком много людей, то им надо было где-то жить.
На строительство домов денег не жалели. Строили город пленные немцы, поэтому выглядел он как европейский город. Этот дом жилой:
Раньше здесь проживало около 40 тыс. жителей, сейчас же здесь живет около 5 тыс. человек. Здесь даже есть хорошие дороги, магазины и школы. Но это в одной части города.
Город до сих пор восстанавливается после грузино-абхазской войны. Разрушено было большинство домов и промышленных предприятий. В этом доме никто не живет:
В 1993-1994 годах город выдержал длительную блокаду, которая длилась 413 дней.
Заметно это становится, когда мы подъезжали к другой части города.
Грузинские войска пытались захватить город, но люди все равно не сдавались и оставались в городе. У них закончилась еда и медикаменты, началась эпидемия, но они продолжали бороться.
Тяжелее всего было людям, которые жили в многоквартирных домах, так как у них не было огородов и добывать еду им было просто не откуда.
Так как в городе было много русских, то вертолет МЧС России привозил гуманитарную помощь.
Гулять по разрушенному городу было жутковато. Вот это бывшее здание школы, к которому ведет широкая лестница.
Сейчас его разбирают по кирпичику оставшиеся здесь люди. Кирпич раньше был отличного качества, поэтому, его, даже спустя столько лет, покупают.
Поднимаемся по лестнице вверх. Перед нами фасад здания.
А затем заворачиваем за угол. Тут уже нет стены и можно посмотреть, что было внутри здания.
Мы с ребенком пофантазировали, где тут был спортзал и учебные классы, как раньше проходили у детей уроки.
Во дворе наверняка был стадион и баскетбольная площадка.
Растительность тут внутри всех зданий.
Очень трудно представить себе такую жизнь, но возле здания школы стоит дом, в котором до сих пор живут люди.
В некоторые места мы даже заходить не стали.
Но город постепенно восстанавливают. И тут все-таки живут люди, в отличие от Акармары, где просто выживают.
Несмотря на разрушенные постройки, природа тут очень красивая.
И много разных рек и водопадов.
Хотела бы я посетить это место еще раз? Нет. Слишком тут печально. И эта печаль веет из каждого здания. А также поджидает за каждым поворотом.
Один раз посмотреть можно, но возвращаться сюда точно не хочется.
Спасибо всем за внимание!
Вокруг Ткуарчала
Ткуарчал – уникальное место. Город полностью окольцован горами, и только одна дорога ведет на въезд и выезд. Sputnik предлагает отправиться в окрестности Ткуарчала, где можно найти живописные уголки и памятники древней истории.
Гора Нарчхоу
Как добраться: Гора Нарчхоу расположена в южных окрестностях Ткуарчала. В гору можно подняться на машине. От центра Ткуарчала нужно доехать до поселка Ацхыда, над которым возвышается гора Нарчхоу. Высота горы – 618 метров над уровнем моря.
Что интересного: На вершине горы в лесных зарослях, на краю горного плато скрывается огромная древняя крепость, а неподалеку — храмовый комплекс X века. С горы Нарчхоу открывается вид на Колхидскую низменность.
Радоновые источники
Как добраться: В пяти километрах от центра Ткуарчала, на берегу реки ААлдзга находится радоновый источник. От поворота на Лашкиндар нужно ехать прямо в сторону гор. Затем, на пятом километре, по указателю свернуть налево.
В направлении радонового источника общественный транспорт не ходит. Вам придется поехать на собственном авто или в рамках экскурсий по восточной Абхазии.
Что интересного: Источник расположен над обрывом реки Аалдзга. Курорт особенно актуален при лечении заболеваний нервной системы и органов опоры и движения.
Радоновые ванны пользовались успехом уже с XIX века. Здесь был построен загородный дом для правителя Абхазии князя Чачба, куда летом на отдых приезжала его семья и приближенные. Они пользовались минеральной водой, но ванны принимали в примитивных деревянных бочках.
Гора Лашкиндар
Как добраться: Гора Лашкиндар находится на северо-востоке от Ткуарчала, в шести километрах от центра города. Чтобы добраться до горы, нужно доехать до поселка Хухун и оттуда уже пешком подняться на гору. Высота горы Лашкиндар — 1373 метра над уровнем моря.
Что интересного: На склоне горы сохранились руины одноименного монастыря. С южной стороны фасада монастыря расположена каменная плита с высеченным крестом. Через окно алтаря открывается вид на заснеженные вершины горы Ходжал, а с северной стороны – два входа в разрушенный храм.
По словам местных жителей, на стенах храма можно увидеть Мальтийский крест и чашу – символы святого Грааля. В южном направлении от монастыря стоит древнее здание. Вход оформлен двумя каменными глыбами.
Поселок Джантуха
Как добраться: Расположен в живописном горном ущелье в 18 километрах от центра Ткуарчала. От поворота на Лашкиндар нужно ехать прямо в сторону гор. Проезжаете Акармару и попадаете в Джантуху. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, поэтому планируйте поездку на кроссовере или другом автомобиле с высоким клиренсом.
Что интересного: Поселок в основном привлекает сталкеров или любителей экстремального вида отдыха. После Отечественной войны народа Абхазии в поселке практически не осталось людей, только построенные немцами здания.
Большинство входов в подъезды домов заколочены, на улицах ржавеют кузовы старых автомобилей. Среди заброшенных и с каждым днем все сильнее разрушающихся многоэтажек остались выживать всего несколько семей.
Два раза в неделю, в среду и в воскресенье, в поселок приезжает автобус из Ткуарчала. Это единственная возможность для жителей отдаленных населенных пунктов попасть в административный центр, съездить к врачу или на рынок.
Поселок Акармара
Как добраться: Акармара так же, как и Джантуха, расположена в 18 километрах от центра Ткуарчала. От поворота на Лашкиндар нужно ехать прямо в сторону гор. На 18 километре вы увидите указатель – въезд в село. Так как дорожное покрытие плохое, то лучше поехать на кроссовере или другом автомобиле с высоким клиренсом.