Точка будущего как попасть
Точка будущего как попасть
Образовательный комплекс
«Точка будущего»
Создаем условия, где каждый может проявить себя и открыть новые возможности
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Образовательный комплекс “Точка будущего”, включающий школу, детский сад, объекты для занятий спортом, Центр социальной и психологической поддержки и коттеджный поселок для приемных семей – всего 27 зданий, возвели в Иркутске по личной инициативе бизнесмена и мецената Альберта Авдоляна. Он для реализации проекта создал благотворительный фонд «Новый Дом», главой его попечительского совета стал Сергей Чемезов.
«Точка будущего» рассчитана на более чем тысячу учащихся, включая 15 % детей – из приемных семей. Обучение полностью бесплатное. Образовательная программа соединила методики «деятельностного образования» (дети приходят к знанию в процессе самостоятельной исследовательской деятельности), инклюзии, социальной адаптации, психолого-педагогического сопровождения. Главная цель работы образовательного комплекса – социализировать тех ребят, которые в этом нуждаются (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья), дать всем ученикам, воспитанникам хорошее образование и научить их ответственно распоряжаться жизнью, ставить цели и достигать их, решать жизненные задачи и планировать свою деятельность.
Учим осознанно и целенаправленно строить свою жизнь, опираясь на нравственные ценности. Развиваем потребность в созидании, поощряем инициативу и творчество.
Помогаем детям найти себя, поверить в себя и открыться всему миру, становясь автором своей жизни. Помогаем ребенку выстраивать отношения с людьми через принятие, сопереживание, вдохновение.
Прогнозируем и учим прогнозировать вызовы будущего. Готовим отвечать на них самостоятельно, опираясь на нравственные ценности.
Учим осознанно и целенаправленно строить свою жизнь, опираясь на нравственные ценности. Развиваем потребность в созидании, поощряем инициативу и творчество.
Помогаем детям найти себя, поверить в себя и открыться всему миру, становясь автором своей жизни. Помогаем ребенку выстраивать отношения с людьми через принятие, сопереживание, вдохновение.
Прогнозируем и учим прогнозировать вызовы будущего. Готовим отвечать на них самостоятельно, опираясь на нравственные ценности.
Философия проекта
«Точка будущего» – маленькая модель совершенного мира, где разные подходы, технологии и традиции не помешают людям ценить и уважать друг друга. У нас дети самых разных судеб обретут свой жизненный трамплин, ту единственную возможность для серьезного прорыва, позволяющую стать сильнейшим.
Мы считаем, что каждый ребенок должен иметь равные возможности для раскрытия талантов, для гармоничного развития и счастливой, созидательной жизни. Поэтому в основе «Точка будущего» лежит образовательная концепция, которая подразумевает не просто обучение детей, а создание площадки для успешного социального старта выпускников.
Благотворительность должна быть неразрывно связана с развитием общества и улучшением качества жизни. В России остро стоит проблема детей, у которых по разным причинам нет родителей. Построить детский дом – не означает решить вопрос адаптации ребенка в обществе, поскольку несмотря на уход и заботу, они всё равно живут в своём закрытом обособленном мире. Учитывая остроту проблемы и осознавая собственную социальную ответственность, мы приняли решение о создании и финансировании образовательного комплекса «Точка будущего», в котором дети-сироты могут учиться наравне с обычными детьми.
«Точка будущего» – это не только уникальный образовательный центр, где дети обретают необходимые знания и определяют профессиональный путь. Это серьезный научно-исследовательский проект, дающий возможность применить полученную теорию на практике – в условиях лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием. Сегодняшние воспитанники центра – это будущее российской науки и промышленности. Уверен, что впереди их ждут большие свершения и открытия мирового уровня.
Мы считаем, что каждый ребенок должен иметь равные возможности для раскрытия талантов, для гармоничного развития и счастливой, созидательной жизни. Поэтому в основе «Точка будущего» лежит образовательная концепция, которая подразумевает не просто обучение детей, а создание площадки для успешного социального старта выпускников.
Благотворительность должна быть неразрывно связана с развитием общества и улучшением качества жизни. В России остро стоит проблема детей, у которых по разным причинам нет родителей. Построить детский дом – не означает решить вопрос адаптации ребенка в обществе, поскольку несмотря на уход и заботу, они всё равно живут в своём закрытом обособленном мире. Учитывая остроту проблемы и осознавая собственную социальную ответственность, мы приняли решение о создании и финансировании образовательного комплекса «Точка будущего», в котором дети-сироты могут учиться наравне с обычными детьми.
«Точка будущего» – это не только уникальный образовательный центр, где дети обретают необходимые знания и определяют профессиональный путь. Это серьезный научно-исследовательский проект, дающий возможность применить полученную теорию на практике – в условиях лабораторий, оснащенных самым современным оборудованием. Сегодняшние воспитанники центра – это будущее российской науки и промышленности. Уверен, что впереди их ждут большие свершения и открытия мирового уровня.
«Одна из наших целей — устранение неравенства». Как живёт частная школа, где учат бесплатно
1 сентября 2020 года в Иркутске открылась школа «Точка будущего», на первый взгляд похожая на очередную элитную гимназию для избранных. Но только на первый взгляд: обучение в этой школе бесплатное, а рядом построен поселок для многодетных семей с приемными детьми, которые тоже учатся в «Точке будущего». Как туда попасть и чему учат в этой школе, «Мелу» рассказал руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан.
Как вы отбираете детей в школу?
Мы вообще не отбираем детей. Это наша принципиальная позиция. В школу попали те, кто первыми подали заявку на сайте. И в следующем году будет так же. Пока у нас учатся чуть больше 600 детей, в следующем году мы планируем выйти на проектную мощность — и набрать 1000 учеников. Общая идея сохранится: никакого отбора.
Единственное, фонд бизнесмена и мецената Альберта Авдоляна «Новый дом», который реализовал проект по созданию «Точки будущего», буквально на днях принял решение, что приоритет при поступлении отдают детям из одной семьи. Ну и, естественно, преимущество при поступлении есть у приемных детей из семей, которые живут у нас в поселке. Дети из семей с хорошими финансовыми возможностями найдут способ получить достойное образование, а одна из наших главных целей — устранение неравенства. «Точка будущего» — это в первую очередь социальный проект, направленный на то, чтобы дать детям в трудной жизненной ситуации те возможности, которые обычная школа им дать не сможет.
А как вы отбирали семьи с приемными детьми? На старте их наверняка было больше 20?
Заявления подали 157 семей со всей Иркутской области. В течение года прошла целая серия встреч и тренингов, где они пытались увидеть себя в этом проекте. Потому что очень важно, чтобы и родители, и дети с самого начала понимали степень обязательств, возможные сложности, среди которых — переезд и адаптация взрослых на новом месте. Также один из принципов при отборе семей — родители должны быть ориентированы на образование детей. В итоге в проект попали 19 семей. Всего построено 10 коттеджей, каждый рассчитан на две семьи. Но в одной оказалось 11 детей — и она по решению Альберта Авдоляна заняла дом полностью.
Учителя, которые работают в школе, тоже из Иркутска?
И учителя, и психологи, и административная команда — в основном все местные. Надо развивать регионы, а не накачивать их извне. Всем учителям Иркутской области мы предложили участие в программе повышения квалификации. В ходе программы мы за ними наблюдали — каждый из них поработал в команде, сделал проект и провел по одному уроку. С теми, кто хорошо показал себя в ходе этой программы, мы провели собеседования, а потом пригласили на работу.
Как живет единственная в мире частная (но бесплатная!) инклюзивная школа в Серпухове
По такой же схеме мы набирали и других специалистов, стараясь избегать прямого отбора по всем линиям формирования коллектива. Наша административная команда состоит из выпускников годичного курса повышения квалификации и развития управленческих навыков, на который подавали заявления все желающие, проходящие по минимальным требованиям. На старте их было 60 человек, из которых по резюме мы отобрали 27 — и год с ними работали. В конце года они определились со своими возможностями в новом проекте, 10 из них пришли к нам работать. То есть вся команда с самого начала «выращивалась» как коллектив.
Образовательная система «Точки будущего» — это что-то принципиально новое? Или просто переупаковка давно существующего опыта?
Конечно, новое. Но при этом и в нашей школе, и в концепции, вокруг которой она построена, нет ничего революционного. Это современное развитие идей, которые уже давно сформулированы в российской и советской педагогике. Мы опираемся на идею зоны ближайшего развития, о которой писал Лев Выготский (задачи, которые ребенок пока не способен решить сам, но может с помощью взрослого), — это классика. Мы развиваем традиции деятельностного образования, о котором советская педагогика говорила еще в 60-е годы, опираясь на разработки предыдущих лет. И мы раскрываем возможности федерального государственного образовательного стандарта, имеющего силу закона, который ориентирует на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Мы показываем целостную модель, как можно этого достичь.
Нам важно уйти от унифицированного, одинакового для всех образования к образованию индивидуализированному, с разной степенью настройки на конкретного ребенка и его возможности, способности и потребности. При этом важно, чтобы наши ученики, становясь старше, все больше включались в собственный образовательный процесс как его авторы.
Сила нашего проекта в том, что он весь подчинен единому замыслу — научить ответственно распоряжаться собственной жизнью
В «Точке будущего» этому подчинено все, от системы управления до архитектуры. Потому что если ответственно распоряжаться собственной жизнью, то надо ответственно распоряжаться пространством вокруг себя. И архитектурное решение должно давать такую возможность. Отсюда столько свободы, прозрачности, мобильности и трансформируемости. Ребенок здесь чувствует себя не заготовкой в конвейере, которая перемещается из класса в класс и подвергается обработке, а человеком, который выбирает собственные пути и сам обустраивает пространство вокруг себя.
Ведь чтобы научиться ответственно распоряжаться собственной жизнью, нужно как минимум научиться ответственно распоряжаться собственным образованием.
После того как выпускники «Точки будущего» получат прекрасное и современное среднее образование и пойдут по ЕГЭ в базовые вузы, не случится ли у них диссонанса от столкновения с реальностью?
Начнем с того, что вуз — это не единственная возможность продолжения образования. Обязательное поступление в институт после школы — это такой столично-мегаполисный взгляд. Мы же не ставим цели во что бы то ни стало «поступить» наших выпускников в институты. После окончания школы ребенок может стать талантливым поваром или прекрасным слесарем, и для этого ему не нужно получать высшее образование. Важно помочь ему найти себя, школа должна предоставить ему для этого все возможности, не ограничивая их выбором вуза.
Лев Выготский — человек, опередивший своё время. От творческой школы до инклюзии
Мы учим детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Никто не знает, как все изменится через год, два или десять — 2020-й, например, принес всему миру совершенно неожиданные испытания. Но если у человека есть инструменты для того, чтобы справляться со сложными ситуациями, планировать свое время, находить ресурсы, правильно оценивать результаты своей работы, ему будет гораздо проще справляться с неожиданностями.
Так что диссонанса я не боюсь. Если выпускник умеет проектировать свою жизнь, он спроектирует тот путь, который ему нужен, и возьмет от него все, что нужно, самостоятельно устроит себе дополнительное образование, сейчас для этого есть все возможности.
Мир изменился. В этом мире исчезло то единственное место, куда ходят за образованием. Будь то школа, будь то вуз. Сегодня образование — это огромное количество ресурсов, курсов (как системных, так и разовых) — невероятные возможности учиться и переучиваться. Главное — дать человеку инструмент управления своими возможностями.
«Точка будущего» начнет прием заявок на обучение в ноябре
В ноябре в Иркутской области начнется прием заявок на бесплатное обучение в «Точке будущего». Подать заявление и скан-копии документов можно будет онлайн: через форму на сайте точкабудущего.рф. 360 детей примут в образовательный комплекс в рамках первого этапа обучения, который стартует в январе 2020 года. В целом, центр рассчитан на более чем тысячу учащихся. Полную комплектацию учеников проведут в преддверие официального открытия – 1 сентября 2020 года.
Приемная кампания в рамках первого этапа зачисления пройдет с 5 по 29 ноября включительно. 5 ноября стартует набор в детский сад. Запись в начальную, основную и старшую школы откроется 11, 18 и 25 ноября соответственно. Минимальный возраст для приема в начальную школу – 6 лет 6 месяцев. В первый год работы центра зачисления в 11 класс не будет. Программа зафиксирует дату и время отправки заявления. На электронную почту придет регистрационный номер.
Правила приема – общие для всех: родителям или законным представителям ребенка нужно будет собрать стандартный пакет документов – аналогичный тем, что в обычных школах. В случае перевода в «Точку будущего» из другого учебного заведения, понадобится справка об успеваемости.
«Точка будущего» – единственный в России образовательный центр для детей с разными стартовыми возможностями. Для тех, кто растет в родной семье, у кого родители – приемные, и чьи физические возможности ограничены – разработана единая система очного обучения с новыми формами коммуникации, элементами инклюзии и социальной адаптации. Инновационная программа будет реализована впервые в комплексе, который строится на берегу Ангары.
Строительство комплекса началось полтора года назад. За это время выполнены основные строительно-монтажные работы. Сейчас идет финишная отделка помещений. Следующим этапом станет благоустройство территории. В сентябре начнется тестирование всех технических систем. По окончании первого учебного года все учащиеся, успешно освоившие программу, будут переведены в следующий класс (из детского сада – в первый класс). Дополнительный набор будет проводиться в случае появления свободных мест.
Комплекс возводится с учетом мирового опыта строительства современных школ. Над проектом работали российские и иностранные специалисты. Строительно-монтажные работы выполняет компания, имеющая опыт строительства сложных и уникальных объектов в России.
Школа рассчитана на более чем тысячу учащихся, около 15% детей – из приемных семей. Основное обучение на всех этапах программы для каждого ребенка – бесплатное. На территории комплекса строится Центр по социальной и психологической поддержке, а также поселок для семей с приемными детьми.
В комплексе создается новая для России система обучения. С 2018 года в Иркутской области проходит подготовка учителей. 600 педагогов уже прошли обучение и смогут использовать новые знания в других школах города и области. Специалисты, показавшие наилучшие результаты и разделяющие концепцию программы обучения, будут работать в новом центре.
Опыт проекта «Точка будущего», реализованный в Иркутской области, может быть применен в других регионах России.
«Точка будущего»: больше, чем просто школа
Сегодня в Иркутске официально открыт образовательный комплекс «Точка будущего». Глава попечительского совета фонда «Новый дом», который ведет проект, – Сергей Чемезов, уроженец Иркутской области, генеральный директор Госкорпорации Ростех.
«Точка будущего» – это не просто школа, а практически город в городе. Кроме учебных корпусов на территории комплекса построен коттеджный поселок для семей с приемными детьми. В этом и заключается главная особенность проекта – здесь вместе учатся дети приемные и их ровесники из обычных семей. О том, как родилась идея «Точки будущего» и какой получилась новая школа – в нашем материале.
Попасть в точку
Но у региона есть и другая проблема, решение которой требует особого подхода. Иркутская область занимает одно из первых мест в стране по количеству детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас здесь порядка 16,5 тысяч таких детей.
«У нас с бизнесменом Альбертом Авдоляном, который сам довольно много времени пожил в Иркутске, возникла идея, как ее решить. Мы объединили усилия и вначале планировали строительство современного детского дома, но потом идея углубилась и немного трансформировалась. Решили, что это будет образовательный комплекс, где учатся вместе дети из приемных семей и ребята, у которых есть родные родители», – рассказывал в интервью Сергей Чемезов.
Так появился на свет благотворительный проект «Точка будущего». Для его воплощения в реальность был создан фонд «Новый дом», председателем попечительского совета которого стал Сергей Чемезов.
Датский проект с сибирским размахом
Строительство комплекса началось в 2018 году. Правительство Иркутской области выделило под школу большой участок земли – 21 гектар – в микрорайоне Солнечный города Иркутска. Был проведен международный конкурс, в котором приняли участие десятки архитектурных бюро из 11 стран мира. В итоге победила датская компания Cebra. Доработкой датской концепции под сибирские условия занимались российские проектировщики.
Всего за два года здесь построено в общей сложности 27 зданий, в том числе шесть корпусов площадью 30 тысяч квадратных метров – соединенные вместе, они формируют 200-метровое кольцо. В это кольцо вошли детский сад, младшая и старшая школы, спортивный, административный и хозяйственный корпуса, а также бассейн и футбольное поле, зимой превращающееся в каток.
В самой школе все продумано до мелочей. Большие окна в классах гарантируют максимум солнечного света. Шумопоглощающие материалы, использованные в отделке, обеспечивают тишину. Не говоря уже о самом современном оборудовании в классах, научных лабораториях. Здесь даже есть своя современная студия звукозаписи.
«Дать детям новые возможности и изменить конкретные жизни»
В штате школы – более 100 специалистов. Это не только учителя, но и психологи, а также тьюторы. Преподаватели прошли серьезную переподготовку. Изменение традиционного подхода к образовательному процессу у педагогов новой школы – это необходимость, ведь у проекта нестандартные задачи. Цель – не итоговые оценки в аттестатах, а уверенные в себе выпускники, нашедшие себя и готовые к развитию в условиях быстро меняющегося мира. Эта образовательная технология, получившая название «Жизненное проектирование», легла в основу «Точки будущего».
Здесь найдут индивидуальный подход к каждому – при обучении учитываются особенности, интересы и способности конкретного ученика. К примеру, физики и математики могут сконцентрироваться на точных науках, гуманитарии – на литературе, истории и других предметах. В подборе такой индивидуальной образовательной траектории как раз и помогут тьюторы, которые будут сопровождать детей на всех этапах обучения в школе. Под новомодным словом «тьютор» скрывается на самом деле персональный наставник. В младших классах его задачи схожи с обязанностями классного руководителя: помочь ребенку адаптироваться к графику занятий, подружиться с одноклассниками. В старших классах тьютор поможет определиться с направлением профильного обучения, самостоятельно выстроить индивидуальный учебный план.
Данный подход особенно важен для приемных детей. «Точка будущего» может стать точкой опоры для многих из них – поможет найти свое место в обществе, прибавит уверенности, предоставит возможности для развития и обретения будущей профессии.
Это не просто образовательный проект, это проект, цель которого – дать детям новые возможности и изменить конкретные жизни.
Сергей Чемезов, генеральный директор Госкорпорации Ростех
«Одна из задач нашего проекта – обеспечить детям комфортную среду и равные возможности. Сделать так, чтобы в обществе, и особенно в школе, где происходит становление личности, исчезло разделение детей на обычных и приемных. Чтобы школьники увидели в сверстниках с такой судьбой друзей и товарищей, а не «аутсайдеров» с чужими и далекими для них проблемами. Это не просто образовательный проект, это проект, цель которого – дать детям новые возможности и изменить конкретные жизни», – отметил Сергей Чемезов.
При этом равенство детей приемных и из обычных семей будет во всем без исключения, в частности, обучение бесплатно для всех.
«Точка будущего» ставит многоточие
«Точка будущего» – это не только школа. Кроме учебных корпусов здесь построен жилой коттеджный поселок для многодетных семей. В поселке уже живут 19 семей, воспитывающие в общей сложности 113 приемных детей. Многие из них переехали из отдаленных районов Иркутской области, поэтому для обустройства на новом месте основатель проекта Альберт Авдолян выделил каждой семье по миллиону рублей.
В скором времени «Точка будущего» расширится – уже получено разрешение на выделение дополнительного земельного участка. Здесь появится новый жилой комплекс для семей с приемными детьми, а также для учителей.
«Для нас с Альбертом это личное дело, которое никак не пересекается с работой и бизнесом. Мы оба искренне хотим помочь своей земле. Месту, где мы росли. И очень здорово, если нашу идею подхватят и в других регионах. А мы в свою очередь готовы поделиться всеми разработками и опытом. Чтобы дети не только из Иркутской области могли расти в равных условиях. Я буду рад, если наш пример окажется заразительным», – говорит Сергей Чемезов.
Так что вполне возможно, что «Точки будущего» появятся и в других регионах нашей страны. На сегодняшний день уже существует договоренность о строительстве такого образовательного комплекса в Якутии.