Торговля как социальный институт

Рынок как социальный институт

Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт

Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора – средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и покупателей.

В-четвертых, в совокупности институтов включена рыночная

инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество – способность к саморегулированию на основе экономических законов.

287.5$ / 150$ = 2 рабочих.

Если величина ежегодного дохода приносимого участком составляет 50000 руб., годовая ставка банковского процента 8%, то минимальная цена, за сколько владельцу земельного участка согласится продать его?

Решение: 50000 руб. * 8% = 4000 руб.- стоимость банковского кредита

50000 руб. – 4000 руб. = 46000 руб.- минимальная цена участка земли.

Заключение

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях <цена, количество>определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт

В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.

Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.

Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.

Поскольку целью настоящей работы являлось общее описание экономического содержания спроса, предложения и их взаимодействия, то исследование спроса, предложения и их взаимодействия было произведено на примере самой общей простейшей ситуации, а вышеупомянутые и иные конкретные ситуации могут быть предметом отдельного исследования.

Список литературы.

1.Е. Ф. Борисов «Экономическая теория» Москва 2003 г.

2.Курс экономической теории., под ред. Чепуриной М.Н., Киров, «АСА»,2002

3.Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаевой И.П., М., «Проспект», 1998

4.Экономическая теория. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., М., «Проспект», 1999

Источник

Рынок как социальный институт.

План.

I. Рыночный механизм и его функции

5. Рынок как социальный институт

6. Рыночная цена и законы её динамики

II. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.

1. Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма

2. Взаимодействие монополии рыночного механизма

III. Новое в развитии рыночного механизма на рубеже 20 – 21 в. в.

1. Тенденции современного рынка

2. Проблема перехода к развитому рынку

Введение.

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

Современная экономика-это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

Сущность рынка.

Знакомство с рыночными отношениями начнём с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.

Рынок-это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: А) Местный (в пределах села, города, региона) Б) Национальный (внутренний) В) Мировой Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.

Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

Описанные здесь функции рынка свойственные ему, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

Системы рынков.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

· натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

· рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

· быстро развивалась сфера оплачиваемых услуг;

конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создаёт огромное количество полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, усилившееся во второй половине ХХ в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на рынке ценных бумаг.

Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями и сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. В системе рынков достаточно определённо выделяются следующие отрасли:

· рынок потребительских товаров (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)

· рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырьё, топливо и др.)

· рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса)

· рынок труда (для работодателей и наемных работников)

· рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)

· рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)

· рынок валют (национальные и международные учреждения, чрез которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные с другими государствами)

· рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно завися от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.

Во второй половине ХХ в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.

Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продаётся за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги в иных странах.

Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.

Формы торговли

Рыночные связи различаются по неодинаковым признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродаёт её потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.

3. С учётом объема продаж различают две формы реализации товаров.

Оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи.

Розничная торговля: означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодействия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.

Типы рынков.

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

Данные свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

По степени развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.

Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.

Рынок как социальный институт.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и взаимоотношения.

Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному контролю, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хозяйственным субъектам и в определённых пределах регулируют их поведение.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В неё входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстал перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придаёт рынку новое качество – способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

Источник

Торговля как социальный институт

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников рыночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора — средства регулирования рыночных отношений.

Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и покупателей.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество — способность к саморегулированию на основе экономических законов.

Источник

Особенности рынка как социального института и одновременно экономического механизма. Роль отношений собственности и хозяйственных отношений в рыночной системе, факторы ее развития и формирования. Сущность спроса на товары, услуги и их предложения.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления14.11.2010
Размер файла16,1 K

Торговля как социальный институт. Смотреть фото Торговля как социальный институт. Смотреть картинку Торговля как социальный институт. Картинка про Торговля как социальный институт. Фото Торговля как социальный институт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Каковы особенности рынка как социального института?

Исследование рынка, его сущности, особенностей, форм проявления, тенденций развития и т.п. составляет важнейший объект экономической социологии с самого начала ее зарождения и функционирования. Еще предтеча этой науки Адам Смит говорил о «невидимой руке рынка», направляющей помыслы, стремления и поступки людей, занимающихся производством и потреблением жизненно необходимых благ.

Чтобы более рельефно представить социально-экономическую сущность рынка и его роль в становлении и развитии капиталистической системы хозяйства, необходимо рассмотреть его основные особенности.

Первая из них заключается в том, что рынок появляется там, где возникает разделение труда и специализация работников в процессе производства различных видов продукции и услуг.

Вторая особенность рынка состоит в том, что разделение и кооперация труда, обмен его продуктами предопределяют появление денег как средства, позволяющего измерять количество и качество товаров, а также создающего их труда и осуществлять вследствие этого обмен товарами.

Третья особенность рынка воплощается в беспрепятственном доступе на рынок покупателей и продавцов товаров и в таком же уходе с него.

Четвертая особенность рынка проявляется в том, что именно выбор товаров, осуществленный потребителями во время покупки определенных вещей, определяет что именно, какие товары и услуги будут производиться.

Пятая особенность рынка проявляется в наличии полного объема рыночной информации (о предпочтении товаров и спроса на них, ценах и т.п.) у каждого участника рыночных отношений купли и продажи.

Седьмая особенность рынка заключается в невозможности влияния любого конкурента на решения, принимаемые другими участниками рыночных взаимодействий. Такая ситуация обусловлена тем, что в большинстве случаев на рынке представлено большое количество производителей либо продавцов товаров, каждый из которых производит (продает) только небольшую их часть из огромной и разнообразной массы.

Восьмая особенность рынка состоит в том, что благодаря существующей на нем динамике спроса на товары и предложения требуемых потребителями товаров и услуг, продавцами (производителями) решается вопрос, для кого производятся блага, т.е. для каких групп потребителей.

2. Какие виды рынков Вы знаете?

3. Что такое рыночная система?

Рыночная система представляет собой многосложную совокупность взаимодействий и связей хозяйствующих субъектов (отдельных индивидов и их групп, организаций), производящих различные виды продукции, изначально предназначенные для обмена, посредством которого свободно выбранные индивидуальные экономические решения и действия учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Рыночная система служит только социально-экономическим механизмом, помогающим обществу распределять материальные, финансовые, трудовые ресурсы и определять, какую производить продукцию, но именно посредством данной системы эти решения осуществляются практически. Совокупность всех этих связей и взаимодействий образует то, что называют рыночной экономикой.

4. Что представляет собой рыночная экономика?

5. Что такое рыночные отношения?

6. Что представляют из себя отношения собственности и

В совокупности рыночных отношения наиболее важную роль выполняют отношения собственности и хозяйственные отношения. Отношения собственности имеют определяющее значение, поскольку собственность отражает право владения имуществом, принадлежащим одному, нескольким лицам или государству. Отношения собственности включают в себя: 1) право доступа к ресурсам и владения ими; 2) способы оценки и использования ресурсов; 3) право на использование ресурсов; 4) формы защиты ресурсов и предоставления их другим лицам либо организациям.

Хозяйственные отношения характеризуются тем, что они: 1) базируются на отношениях собственности; 2) укоренены в социальных структурах общества; 3) опираются на широкие социально-культурные основания, образуемые традициями, обычаями и нормами поведения и ценностными ориентациями, свойственными различным социальным группам и обществу в целом.

7. Какие факторы влияют на формирование и развитие рыночной

Рассмотрение рынка как сложно структурированной социальной системы позволяет понять, почему на формирование и развитие этой системы оказывают воздействие не только экономические, но и социальные, социокультурные, политические, психологические и иные факторы. Их сложная совокупность может быть классифицирована на несколько групп.

1. Социальные: сущность и характер общественного производства, социальная структура общества, способы и формы распределения материальных и духовных благ между членами общества, профессиональная дифференциация населения и др.

2. Экономические: уровень развития производства, производительность труда, формы собственности, денежные и совокупные доходы населения и различных его групп, уровень цен, налогов, тарифов и льгот, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, структура рынка, степень обеспеченности населения товарами и особенность его торгового обслуживания.

3. Технико-технологические: степень технической оснащенности производства и его технологии, уровень его наукоемкости, инновационной восприимчивости и т.п.

4. Политические: сущность политической системы, особенности политического режима, структура и формы государственного устройства, внутренняя и внешняя политика государства, особенности государственного регулирования экономики, степень обеспеченности политических прав и свобод граждан.

5. Социокультурные: уровень развития культуры, своеобразие традиций и обычаев, норм поведения, структура ценностных ориентации различных социальных групп, потребительские предпочтения и вкусы населения, влияние на эти вкусы моды, рекламы и т.п.

6. Демографические: численность населения, его половозрастной состав, соотношение между городским и сельским населением, размер и состав семей, их типология, миграция населения.

7. Психологические: типология и особенности психологии групп производителей и покупателей, их склонности, привычки, особенности мировоззрения и установок и т.п.

8. Природно-климатические: климат, рельеф местности, наличие природных ископаемых, водоемов; флора и фауна.

8. Каковы экономические факторы развития рынка?

В совокупности фундаментальных факторов развития рыночной экономики наряду с производительностью труда важная роль принадлежит:

а) фактору спроса, содействующему повышению уровня совокупного спроса на производимые товары и обусловливающему тем самым экономический рост, увеличение производительного потенциала экономики;

б) фактору предложения, представляющему собой увеличение наличного количества ресурсов, повышение его качества или расширение технических знаний, которые создают для экономики условия для производства большего объема товаров и услуг;

в) фактору производства, который включает в себя экономические ресурсы: землю, капитал, труд, предпринимательские способности;

д) фактору повышения (понижения) цены, т.е. тому влиянию, которое оказывает на конкурентном рынке повышение спроса или сокращение предложения.

9. В чем состоит сущность спроса на товары и услуги и их

Изучение спроса неизбежно приводит к определению объема и динамики предложения. Оно представляет собой объем товаров и услуг, которые продавцы предлагают на рынке покупателям по разным ценам в течение определенного периода. В условиях рыночной экономики изучению соотношения спроса и предложения придается первостепенное значение, так как оно дает возможность занять свободную нишу на рынке, организовав производство нового товара, и тем самым обогнать конкурентов.

Динамика спроса и предложения создает конъюнктуру рынка, т.е. такое его состояние, которое характеризуется соотношением спроса и предложения на товары и услуги, уровнем цен, курсом ценных бумаг и т.п.

10. В чем проявляется экономическая роль государства в развитии

Общество, стремящееся не допустить социальных потрясений, проявляет заботу о корректировании рыночной стихии, задействуя ряд ограничителей. К этому многие страны вынудила Великая экономическая депрессия XX столетия, когда оказалось, что нерегулируемая рыночная экономика может довести страну до глубочайшего экономического кризиса. Тогда стало ясно, что без государственного регулирования рыночной экономики не обойтись. Оценивая современное состояние взаимодействия рынка и государства, известный американский экономист Гарри Шварц подчеркивает: «Нигде в мире не встретишь сейчас абсолютно нерегулируемой, бесконтрольной рыночной экономики» [9; 150].

Экономическая роль государства в развитии рыночной системы проявляется в том, что оно:

1) повышает эффективность производства, поддерживая конкурентную среду и создавая общественные блага;

2) обеспечивает социальную справедливость, используя программы для перераспределения доходов среди определенных групп населения;

3) содействует макроэкономической стабильности и экономическому росту путем снижения уровня безработицы и инфляции.

Основными инструментами воздействия государства на рыночную экономику являются:

а) налоги на доходы, товары и услуги;

б) расходы на некоторые виды товаров и услуг (например, производство подводных лодок, охрана правопорядка, развитие образования);

в) регулирование и контроль, которые побуждают граждан осуществлять, улучшать или прекращать определенные виды экономической деятельности;

г) проведение международной экономической политики;

д) создание правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, предпринимательства, наемного работника и т.п.

11. В чем состоят отличительные особенности социально

ориентированной рыночной экономики?

Сложность и трудность реформационных процессов в постсоветских белорусском и российском обществах возрастают в связи с тем, что речь идет здесь не просто о формировании развития рынка, но о становлении социально ориентированной рыночной экономики. Отличительными особенностями ее являются:

1) плюрализм собственности;

2) функционирование государственного сектора;

3) максимально возможное развитие физического, интеллектуального, духовного потенциала страны, ее граждан;

4) формирование интенсивно действующего комплекса трудовой мотивации, отвечающей требованиям рынка и ориентированной на расширенное воспроизводство не только «экономического человека», но и «человека социального»;

5) удовлетворение наиболее значимых потребностей всех групп населения путем рационального перераспределения доходов;

6) создание таких социально-экономических условий, которые бы исключали узурпацию власти одним лицом или группой лиц, подавление прав и свобод личности.

Подобные документы

Сущность и элементы механизма функционирования денежного рынка, его роль в экономической системе. Характеристика сущности, структуры и факторов спроса и предложения на денежном рынке отдельных странах мира. Широкая денежная масса в Республике Беларусь.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 21.11.2011

Содержание и характеристика спроса и предложения. Сущность конъюнктуры рынка. Законы спроса и предложения: их роль в установлении рыночного равновесия. Механизм формирования равновесной цены. Особенности равновесия спроса и предложения в современной РФ.

курсовая работа [708,8 K], добавлен 03.03.2010

Понятие рынка. Принципы функционирования рыночной экономики. Рыночный механизм. Инфраструктура рынка: основные элементы. Рынок и государство. Рынок как объект комплексного и системного исследования. Система рынков в экономике.

реферат [51,9 K], добавлен 07.04.2006

Место и роль интеллектуальной собственности в системе рыночных отношений. Эволюция частной собственности и факторы, ее определяющие. Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальной собственности. Виды интеллектуального продукта.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 21.04.2011

Собственность в системе экономических отношений: содержание и правовые отношения собственности. Формы собственности. Право собственности в рыночной экономике. Воздействие права собственности на рынок. Стимулирующий эффект обладания собственностью.

курсовая работа [52,9 K], добавлен 19.01.2008

Рассмотрение понятия, разновидностей и факторов формирования спроса; основные способы и методы его изучения. Ознакомление с особенностями спроса на товары и услуги на потребительском рынке в небольших населенных пунктах на примере поселка Новостройка.

дипломная работа [5,2 M], добавлен 09.07.2014

Рынок как основа рыночной экономики. Определение состояния рынка соотношением величины спроса и предложения. Спрос и его величина. Закон и кривая спроса. Шкала предложения, эластичность спроса по доходу и предложения. Факторы, влияющие на эластичность.

реферат [221,8 K], добавлен 03.03.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *