Торжок жители как называют
Как правильно называть жителей разных городов? Интересные катойконимы и этнохоронимы российских городов. Какому городу соответствует катойконим новаторы? Как называют жителей Архангельска, Торжка, Энгельса, Котласа, Няндомы, Мценска, Гусь-Хрустального, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Воронежа и других.
Катойконимы и этнохоронимы — специфические формы слов, обозначающие жителей определенных населенных пунктов. Словообразование катойконимов имеет свои закономерности. Поэтому жителей Иваново называют «ивановцы», а жителей Мурманска — «мурманчане». Однако русский язык богат и разнообразен, а из каждого правила есть ряд исключений. Кроме того? при образовании этнохоронимов учитываются не только правила словообразования, но и история городов России.
Катойконимы и этнохоронимы: различия терминов и правила образования
Практически все источники утверждают, что катойконимы и этнохоронимы — идентичные по значению слова. Однако в таком случае закономерно возникает вопрос — зачем языку две одинаковых единицы? Одна из них должна быть избыточной. Тем не менее, у слов имеется незначительная разница.
Термин «катойконимы» происходит от греческих слов «κᾰτά» (сообразно), «οἶκος» (жилище) и «ὄνομα» (имя). То есть, имя, данное людям, у которых одинаковое жилище. Например, конкретный род, поселение или община.
Ещё один термин, такой же малоизвестный, − «этнохоронимы». Термин происходит от греческих слов «ἔθνος» (народ), «χῶρος» (местность) и «όνυμα» (название, имя). То есть, название народа, проживающего на определенной местности.
Катойконимы менее обширное понятие, чем этнохоронимы. Тем не менее, в современной лингвистической и филологической практике не делают различий между понятиями. Более распространенное слово − «катойконимы».
Какому городу соответствует катойконим «новоторы»?
Один из самых интересных катойконимов — «новоторы». Многие изначально ошибочно называют жителей Торжка «торжокцами». Несмотря на видимую очевидность подобного названия, оно неверно. Правильный катойконим — «новоторы». Почему?
В древности Торжок носил название «Новый Торг». Даже сейчас любому человеку интуитивно понятно, что «Торжок» связан с видом торговли. Современное название города означает торговую местность, оно возникло потому, что первые жители поселения занимались торговлей. В ходе исторического развития город преображался в своем названии от «Торга», «Нового Торга» к «Торжец», пока оно не приобрело свое актуальное значение — «Торжок».
Однако даже после закрепления нового имени города, местных жителей продолжают называть на старый манер. Поэтому мужчину из Торжка следует именовать «новотор», а женщину — «новоторка», несмотря на распространенное заблуждение, будто правильное название — это «новоторец».
Нестандартное название носят жители Архангельска — их называют «архангелогородцы». Это наименование актуально до сих пор, несмотря на то, что город уже давно не называется «Архангельский город».
В Саратовской области находится город Энгельс, жители которого называются «покровчане». Истина в том, что до 1931 года город назывался «Покровск». Катойконим же актуален до сих пор. Также используется новое слово «энгельситы».
Жители города Мценска Орловской области также носят нестандартное название — «амчане». Точных сведений, почему именно так, нет. Исследователи полагают, что префикс «а» был добавлен для благозвучности, так как «мчане» − некомфортное сочетание букв для произношения.
Даже в таком вопросе, как образование катойконимов, не обошлось без некоторой комичности. Жители города Няндома (Архангельская область) называются «мамонами». Основная версия происхождения данного катойконима в том, что он был образован от названия рода или конкретной семьи. Само слово «мамон/мамона» согласно словарю В.И.Даля может означать «1.богатство, пожитки, земные сокровища; 2. брюхо, желудок», 3.либо имеет смысл связанный со словом «мамонить» в значении «соблазнять, манить, прельщать». В древности родовые понятия были основой категориального мышления человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже один чем-то выделяющийся представитель семьи мог одарить прозвищем весь род, а род, в свою очередь, − все поселение.
Жители Камчатки называются «камчадалы». Этот катойконим также происходит со времен старины, когда местных жителей называли по наименованиям близлежащих рек. На рубеже веков аналогичного названия реки местных жителей называли «камчатские люди». Немного позже, после похода Владимира Атласова через Камчатку, катойконим трансформировался до «камчадалы».
Интересны вариации катойконимов в созвучных городах. Например, жители Нижнего Новгорода — это нижнегородцы, а Великого Новгорода — новгородцы. Жители Ростова Великого — это ростовцы, а — ростовчане. Рушанами называют местных жителей г. Старая Русса (Новгородская область), а котлашанами — жителей Котласа (Архангельская область).
Интересно и то, что этнохоронима для г. Воронежа не существует. Местных жителей следует называть «житель Воронежа», а не «воронежец», как это нередко встречается в быту.
Некоторые сложности у людей вызывают катойконимы, образованные от сложносоставных названий городов. Например, жители Нижнего Тагила называются «тагильчане», а не «нижнетагильцы». Катойконим для жителей Набережных Челнов — челнинцы, а для жителей Великого Устюга — устюжане.
Другие интересные катойконимы:
Как называют жителей города Торжок?Почему?
В 64 километрах от Твери находится город Торжок. Он был основан ещё в конце IX века. Сейчас в этом городе проживает более 45 тысяч человек. И их называют новоторами.
Казалось бы, такая разница- город называется Торжок, а его жители- новоторы. Но, здесь нет ничего удивительного. Всё дело в том, что за свою историю Торжок несколько раз менял своё название.
Город основали новгородские купцы, как торговое поселение и поначалу он назывался Торг. Затем он был переименован в Новый Торг и именно тогда его жители стали зваться новоторами. В последующем город переименовывался в Торжец, а затем приобрёл своё нынешнее имя. Но его жителей по-другому уже не называли.
Город Торжок, расположенный в Тверской области, примерно в 60 км северо-западнее Твери, оказался редким исключением из этого правила.
Торжо?к — город в Тверской области России.
Население Торжка неуклонно падает в последние годы и сейчас составляет порядка 45 00 человек.
Торжок это город, который расположен в Тверской области, и является одним из крупнейших городов, расположенных в данном субъекте РФ.
Могу сказать, что Торжок можно назвать исключением, чтобы правильно ответить на вопрос, нужно знать историю этого города. Можно просто сказать житель Торжка или жительница Торжка, но это не будет полным ответом на вопрос.
Город Торжок является небольшим городком, в настоящее время там проживает около сорока шести тысяч людей. Сам город расположен в Тверской области. Так вот если говорить о том как зовут жителей этого городка, то правильно будет новоторами. Само название произошло из истории данного города.
Правильно величать местных живущих в Торжке-новоторы. Имя город в древности изменял не единожды, именовался Торгом, далее Новым Торгом, но с тех пор имя новаторы не трогалось,хотя имя меняли.Знают ли сами жители, каких следует называть большой вопрос.
Город с интересным названием Торжок находится в Тверской области.
То, что вы спрашиваете, название жителей какой-либо местности, называется этнохороним. Ну это так, для справки.
Понятие «бюргер» было многоплановым по своему значению в прошлом; так, в период раннего Средневековья так именовали всех жителей укреплённых населённых пунктов западноевропейских стран, а также тех, кто селился там вблизи укреплённых храмов. В этом смысле бюргерами можно называть тех, кто обитает в военных городках и на базах вооружённых сил, в казармах.
С 12 по 14 века слово «бюргер» обозначало уже нарождающееся «третье сословие», сосредотачивавшееся в так называемых вольных городах, которые были автономны от феодалов-сюзеренов. Соответственно, современным аналогом выступают мелкие и средние предприниматели.
На Шри-Ланке «бюргерами» называют потомков тех, кто рождался в браках между колонистами из Португалии, Голландии и Англии (а также представителями некоторых других европейских народов) с местными жителями. После обретения Шри-Ланкой независимости происходит активная эмиграция этой группы людей, главным образом в англоязычные государства.
Торжок
Как называются жители Торжка?
Ни за что не угадаете! Подсказка: изначально город назывался Новый Торг, так что вместо «торжокский» частенько говорят «новоторжский». А жители называют себя «новоторами»! Название города объясняется тем, что возник он для торговли еще в IX веке, в Новгородской республике, а при Петре оказался на водном пути из Петербурга в Москву, часть которого проходила по реке Тверце. Дорога между столицами тоже прошла через Торжок, обеспечив ему рост и процветание: центр города отстраивают по проектам знаменитых архитекторов, в особенности – Н.А. Львова. Собственно, за этим и едут в Торжок – полюбоваться лучшим в России уездным архитектурным ансамблем XVIII столетия.
Екатерининский классицизм
Обладая статусом Памятника градостроительства, Торжок гордится ансамблем Тверецкой набережной (на левом берегу Тверцы), застроенной трехэтажными екатерининскими особняками, что придает ей по-настоящему европейское обличье, особенно учитывая недавнюю реставрацию. Улица Бульвар, по которой когда-то делало променад всё мало-мальски приличное население Торжка, отличается такой же старинной застройкой, но пока не отреставрированной. Другой знаменитой достопримечательностью города является Путевой дворец, один из трех уцелевших (два другие – в Вышнем Волочке и в Твери). Он возведен в 1777 году в стиле барокко по проекту П.Р. Никитина, перестроен в XIX веке и превращен в почтовую станцию.
Церкви на правом берегу
«Культурная революция» пощадила Торжок (как Суздаль и Великий Устюг), так что главы церквей и шпили колоколен до сих пор организуют архитектурный пейзаж на правом, «церковном» берегу Тверцы. Всего церквей 22, и главенствует над ними величественный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, одно из лучших российских творений в стиле классицизма. Автором проекта, предположительно, был великий К. Росси.
Выдающийся ансамбль Борисоглебского монастыря, основанного в IX веке старцем Ефремом, был построен по проекту Н.А. Львова. Грандиозная трехъярусная колокольня надвратной церкви, нижний ярус которой является собственно церковью, а верхний сделан в виде круглой колоннады, увенчанной шпилем, до сих пор остается вертикальной доминантой Торжка. Внушительный Борисоглебский собор является подлинным шедевром Львова, вершиной его стиля, он захватывает зрителя своей монументальностью и непровинциальным размахом.
Среди других храмов правого берега интересны Михайло-Архангельская церковь, представляющая собой типичный образчик русско-византийской архитектуры, а также деревянная ярусная Старо-Вознесенская церковь XVII века – чудом уцелевший образец старинного зодчества.
Шито золотою нитью
Вышивка металлической нитью из золота и серебра – древний русский промысел, изделия которого отличаются царственной роскошью и необыкновенной красотой. Парадные царские платья и церковные облачения для великих праздников вышивались золотой нитью, и это был показатель роскоши самого высокого разбора! В Торжке, при единственной в России золотошвейной фабрике, есть музей золотого шитья, где можно увидеть богатую коллекцию старинных вещей, а также более современные образцы промысла – гербы и флаги, изготовленные для особых случаев.
Пушкиниана в Торжке
Сюда едут и для того, чтобы посетить музей Пушкина, расположенный в особняке П.А. Оленина, на сестре которого – Аннет – великий поэт чуть было не женился. Пушкин появлялся в Торжке не раз, и до 2002 года можно было останавливаться в гостинице Пожарского, где бывал постояльцем автор «Евгения Онегина», упоминавший ее фирменное блюдо – пожарские котлеты. Кстати, своим именем знаменитый персонаж романа в стихах обязан булочнику, чье заведение – с именем на вывеске – стояло вблизи гостиницы. Булочной Евгения Онегина давным-давно нет, а гостиница Пожарского сгорела и поныне не восстановлена – имеются лишь не слишком живописные ее руины. В селе Прутня недалеко от города находится могила А.П. Керн, которой посвящен хрестоматийный стих про «чудное мгновенье».
И еще про окрестности…
Вокруг Торжка – множество бывших усадеб с дворцами и садами, спроектированными тем же Львовым. В деревне Василёво в усадьбе Львовых, дальних родственников архитектора, сохранился барский дом и несколько декоративных построек из валунов, в том числе Чертов мост, известный ныне всем и каждому по сцене битвы Добра со Злом в «Ночном Дозоре». В пейзажном парке расположился музей деревянного зодчества Тверской области, где можно увидеть уникальное пожарное депо (второе такое есть только в Хохловке), постоялый двор, избу крестьянина, две часовни и другие любопытные экспонаты.
Дворец усадьбы Знаменское-Раёк, окруженный гигантской колоннадой длиной 150 м, является одним из лучших созданий Львова, однако заботами реставраторов не избалован. В родовом имении самого Львова Никольское-Черенчицы когда-то стоял огромный дом, построенный архитектором лично для себя, который, к сожалению, погиб. Зато сохранилась церковь Воскресения – родовая усыпальница Львовых, представляющая собой изящную ротонду, поставленную на цоколь из необработанных валунов.
Торжок
Торжо́к — город (с 1775) областного подчинения в России, административный центр Торжокского района Тверской области России (в состав района не входит).
Население — 48 147 человек (2010 год).
Содержание
География
Город расположен на реке Тверце, в 61 км к северо-западу от Твери и 233 км от Москвы. Рядом с городом проходит федеральная автотрасса «Россия» (Москва — Санкт-Петербург), ветка Октябрьской железной дороги. Станция Торжок — узел железнодорожных линий на Ржев, Лихославль (электрифицированная), Соблаго.
Климат
Город расположен в зоне умеренно континентального климата. Средняя температура января — от −8,5 до −10,5, июля +17 °C. Среднее годовое количество осадков — 550—750 мм. Продолжительность вегетационного периода 120—133 дня. [источник не указан 402 дня]
История
Торжок основан новгородскими купцами на реке Тверце в месте впадения в неё ручья Здоровца.
В 1238 году Торжок в течение двух недель — с 21 февраля по 5 марта — сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал, но его сопротивление помешало походу татаро-монгольских войск на Новгород. В последующие века Торжок неоднократно разрушался в ходе междоусобных войн, особенно сильно он пострадал в 1372 году от набега под предводительством тверского князя Михаила. C 1478 года Торжок, как и вся Новгородская земля, стал подчинён Великому государству Московскому.
В древности носил название Новый Торг, из-за чего в топонимике одновременно с прилагательным «торжокский», используется и старый вариант — «новоторжский». До революции уезд, центром которого был Торжок, носил название «Новоторжского», а самоназвание жителей города по сей день остаётся — новоторы.
Экономика
В сфере промышленного производства работает наибольшее число трудоспособных жителей. Промышленность Торжка составляют 22 крупных и средних предприятия. Два из них включены в республиканский реестр объединений и предприятий-монополистов России. Это ОАО «Пожтехника» и ОАО «Торжокский завод полиграфических красок», на долю которых приходится 70 % всей промышленной продукции города. Крупным предприятием электронной промышленности является ОАО «Завод „Марс“». Электропоезда пригородного сообщения выпускает ОАО «Торжокский вагоностроительный завод». В Торжке расположен филиал проектно-конструкторского бюро главного управления локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».
Предприятия легкой промышленности представлены ОАО «Кожгалантерейная фабрика», ОАО «Торжокская обувная фабрика», ОАО «Торжокские золотошвеи», ОАО «Торжокская швейная фабрика». Предприятия пищевой промышленности выпускают молочную, мясо-колбасную (ОАО «Торжокский мясокомбинат»), ликёро-водочную продукцию, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия.
В городе работает филиал ООО «СТОД» — деревообрабатывающий завод «Талион-Терра», выпускающий клеенный брус и древесные топливные гранулы (ДТГ). Завод занимает второе место в мире по производственной мощности (не считая заводы в США).
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» у крупных и средних предприятий города за 2010 год составил 5910 млн руб.
С 1931 года Торжок является центром льноводства в России, в городе расположен Всероссийский научно-исследовательский институт льна.
В Торжке развивается туризм, функционирует несколько гостиниц, среди которых «Околица», «Тверца», «На Конной», «Староямская», «Оникс», «Риф».
Транспорт
В городе 18 автобусных маршрутов (около 30 автобусов), 25 маршрутных такси (около 50 микроавтобусов). Проезд стоит 12 рублей (за город 14—20 рублей). На территории города семь операторов общегородского такси (около 100 машин). Стоимость проезда составляет 80—120 рублей. С 2012 года курсирует автоэкспресс Торжок — Тверь — Торжок (120 руб).
Железнодорожный транспорт представлен двумя поездами дальнего следования Осташков — Москва и Смоленск — Ржев — Санкт-Петербург. Курсируют пригородные поезда Торжок — Ржев и Торжок — Осташков. Четыре раза в день курсирует электропоезд Торжок — Тверь, и один раз в день электропоезд-экспресс Торжок — Москва (кроме воскресений на Москву и суббот на Торжок). Автобусное сообщение имеется почти со всеми районами Тверской области, а также с Москвой, Санкт-Петербургом, Великим Новгородом.
Через город проходят важные магистрали трубопроводного транспорта: нефтепровод Сургут — Новополоцк и газопроводы Серпухов — Санкт-Петербург и Ухта — Минск — Ивацевичи.
Население
Год | Количество | График изменения численности по годам |
---|---|---|
1897 | 12,7 | |
1931 | 17,0 | |
1939 | 29,3 | |
1959 | 34,9 | |
1967 | 43,0 | |
1970 | 45,4 | |
1979 | 47,2 | |
1986 | 50,0 | |
1989 | 50,0 | |
1992 | 50,6 | |
1996 | 50,2 | |
1998 | 50,4 | |
2000 | 49,7 | |
2001 | 49,3 | |
2003 | 49,0 | |
2005 | 48,2 | |
2006 | 47,8 | |
2007 | 47,6 | |
2008 | 47,6 | |
2009 | 47,9 | |
2010 | 48,1 |
344 ЦБПиПЛС армейской авиации
На территории центра расположен вертолётный музей. Из-за нахождения на территории военной части он в настоящее время закрыт для свободного посещения. Ежегодно, в День авиации, в ЦБПиПЛС проходит вертолётное авиашоу для жителей и гостей города.
Образование
В Торжке действуют три средних специальных учебных заведения: Торжокский политехнический колледж Федерального агентства по государственным резервам, Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж и Торжокский педагогический колледж им. Бадюлина. Действует ряд учебных заведений начального профессионального образования (ПТУ): ПУ-32, ПУ-36 (строительное), ПУ-56 (золотошвейное).
В городе работают восемь средних школ и одна восьмилетняя, а также детская музыкальная школа.
Торжок: русская Флоренция и ее люди
Роман в стихах «Евгений Онегин», известный всему нашему народу как энциклопедия русской жизни, имеет одну особенность – события пяти глав из восьми происходят в деревне. То есть литературный бриллиант России, строки про столичного денди из которого мы с таким удовольствием цитируем, по большей части описывает жизнь в глубинке. И сам Пушкин подмечал: «Петербург ─ прихожая, Москва ─ гостиная, деревня есть наш кабинет». Пушкинист-литературовед Валентин Непомнящий назвал деревню местом «эпическим», где человек «живет крупно», поэтому, оказавшись там, Онегин «очищается» и проявляет свои человеческие черты без прикрас.
Внезапно обрушившаяся на нас пандемия помогла очиститься не только природе, но и душам тех жителей городов-миллионников, у которых была возможность уехать подальше от карантинного гетто с электронными пропусками, хлорными испарениями, закрытыми храмами и парками. А ведь еще недавно многие были уверены, что настоящую жизнь можно вкусить только в многостраничном меню столичной радости и печали, в свете огней большого города, под гулкий шум такси. Даже оказалось, что для перезагрузки совсем необязательно уезжать в деревню, – можно вырваться в исторический городок, где проживает несколько десятков тысяч человек, и процесс самоочищения запустится с троекратной скоростью. Особенно прекрасно вырваться жителю зажатой в карантинных тисках Москвы в древний русский город в пасхальные дни.
Торжок. Вид на Новоторжский Борисоглебский монастырь
Торжок – такое уютное для русского слуха название города, при упоминании которого сразу пахнет вкусными горячими пирожками и коржиками, – происходит от слова «торг». Это один из старейших городов России, основанный на рубеже X–XI вв. На протяжении долгого времени это живописное место называлось Новый Торг, а жители Торжка и сегодня именуют себя новоторами. Когда-то город был важным приграничным пунктом Новгородской республики, а по водам реки Тверцы, вдоль которой и сегодня сосредоточена вся городская жизнь, проходил путь из Новгорода на юг, и здесь даже чеканилась серебряная «деньга новоторжская». Город многократно подвергался многочисленным нападениям литовских войск, а в XIII веке Новый Торг сдерживал двухнедельную осаду войска Батыя – он в итоге был взят, но из-за проявленного мощного сопротивления захватчики не смогли добраться до Новгорода.
Торжок, 1910 г. Фото: Прокудин-Горский
После строительства Петербурга Торжок стал важным пунктом на пути между двумя столицами. В конце XIX века здесь появляется знаменитое производство золотошвейного шитья по бархату, а в городе работает свыше двух десятков фабрик и заводов. В период Великой Отечественной войны Торжок был прифронтовым городом и важным стратегическим звеном, связующим Москву с Петербургом. Командование фашистских войск придавало огромное значение захвату города, даже была заранее прописана точная дата – 25 октября 1941 года. Однако натиск противника был не только сдержан – в итоге сражение перешло в героическое и успешное для наших войск контрнаступление.
Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история
Торжок производит неизгладимое впечатление на тех, кому дорога живая история – концентрация исторической застройки превосходит все самые смелые ожидания, при этом нет такого пластмассового послевкусия, каким сейчас страдают многие города Золотого кольца, чересчур увлеченные наращиванием туристического потока – например, Суздаль: вроде красиво, а жизни нет, особенно если отъехать от местного кремля на пару километров в сторону. В Торжке же история и повседневность живет и дышит, согревает тех, кого судьбой занесло на берега Тверцы. Облагорожена набережная, в классическом смысле этого слова, только в ее самой парадной части – напротив городской администрации, и в этом как раз и сокрыта вся соль – можно без помех гулять по утоптанной земле непосредственно у воды, наслаждаться видами раскинувшегося с противоположной стороны реки Новоторжского Борисоглебского монастыря, кормить уточек, сидеть на бревне, свесив ноги в воду, разделяя мысли Онегина на предмет суеты столичной жизни.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Торжок
Многие историки приписывают возникновение имени героя романа Пушкина именно Торжку, где поэт бывал несколько десятков раз – по пути из Петербурга в Москву и обратно. Этот город стал родиной легендарных пожарских котлет, которые подавали к столу в гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской. Недалеко от здания отеля находилась лавка с вывеской «Евгений Онегин – булочных и портновских дел мастер», которую наверняка не раз лицезрел Александр Сергеевич. Что касается мясного деликатеса, то он пришелся по вкусу как Государю Николаю I, так и Пушкину, который не раз здесь останавливался и обязательно съедал порцию котлет, и даже увековечил их в стихах:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.
Возвращаясь к теме архитектурного облика города, сложно не упомянуть Спасо-Преображенский собор: путь любого человека на противоположную сторону Тверцы, ведущую к Новоторжскому монастырю и древней части города, проходит по мосту, который заканчивается этим шедевром, авторство которого приписывают самому Росси. Правда, очень тревожит, что всего в нескольких метрах от святыни постоянно проезжает тяжелый транспорт, который так сотрясает все вокруг с утра до вечера, что это может очень печально сказаться на самом соборе, который и так находится в аварийном состоянии. Этот памятник эпохи ампира был возведен во второй декаде XIX века, на месте разобранного в 1815-м году собора-предшественника 1364 года постройки. Сейчас на его территории находится подворье Нило-Столобенской пустыни.
Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему
Историческая часть Торжка встречает Новоторжским Борисоглебским монастырем и памятником святому Ефрему – в 1038-м году боярин венгерского происхождения основал древнейшую из сохранившихся сегодня обителей Центральной России, став ее первым настоятелем. В XVI веке его мощи были обретены нетленными, после чего он был канонизирован как преподобный в Соборе Новгородских святых. Сохранилось множество чудес, связанных со святым Ефремом, особенно он заступался за Торжок в период Смутного времени. И сегодня этим мощам можно поклониться в монастыре, основанном этим святым.
Неизгладимое впечатление производит главный собор обители, заложенный на месте старого во время проезда Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок. Он был возведен в классических формах, под руководством гениального архитектора Николая Львова. Этот русский Палладио построил множество знаковых объектов русской классической архитектуры – здание Почтамта, Невские ворота Петропавловской крепости, Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха») в Петербурге, многочисленные храмы и усадьбы в Москве и по всей России, но прежде всего архитектор следовал своему главному принципу – «где родился, там и пригодился». Рожденный под Торжком, Львов больше всего шедевров возвел именно в этом городе и его окрестностях. Борисоглебский монастырь в 1925-м году был распущен, а на его территории на протяжении полувека находилась тюрьма строгого режима. Затем здесь размещался лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а затем – историко-этнографический музей.
Благовещенская церковь. Торжок По соседству с Борисоглебским монастырем возвышается на высоком холме Благовещенская церковь, которую новоторы называют Михайло-Архангельской. Храм был основан в XVII веке, в XX веке разделил участь большинства: был разорен и осквернен большевиками и закрыт в 1936-м году. Однако вскоре после окончания Великой Отечественной войны он был снова открыт, и вплоть до 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственной действующей в Торжке. Расписание богослужений не дежурно распечатано на принтере, а написано каллиграфическим почерком, с выделенными красным ключевыми богослужениями недели, а субботнее всенощное бдение, начинающееся в 15 часов, особенно растрогало. В самый разгар дня находиться в храме, славить Бога, а после службы иметь свободный вечер – разве это не прекрасно?
Настоятель храма и благочинный Торжокского района, митрофорный протоиерей Николай Алексеев, гостеприимно встречает любого посетителя, даже абсолютно незнакомого (а именно таким я и оказалась), в лучших православных традициях: любой гость – от Бога. Жители крупных городов уже редко с таким сталкиваются: из-за большого потока народа и серьезных расстояний священники не всегда могут уделять внимание каждому, а в небольших городах ситуация другая. Отец Николай родился на Николу Вешнего, 60 лет назад, в Старице, по соседству с Торжком, рос в обычной семье, армию проходил в войсках ВДВ в Литве, после чего окончил семинарию и стал иподиаконствовать у будущего митрополита Алексия (Коноплева), который затем рукоположил будущего батюшку в диаконы. После переезда в Смоленск в конце 1980-х годов будущий Патриарх Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, рукополагает отца Николая в священники.
Протоиерей Николай Алексеев
– Отец Николай, как вы пришли в Церковь?
– Благодаря нашим бабушкам у нас уже было заложено семя веры, ходили на Пасху в церковь, после чего нас отчитывали в школе. Я иногда анализирую, почему я священником стал – к этому привело тогдашнее безбожье и фальшивость жизни, думаю, что также это был протест. Я родился в старинной Старице, где до революции было 17 храмов, и все они разрушены. Это постоянно наводило на мысли: а почему, а зачем, а для чего. Если все это связано с нашей историей, то зачем такой труд попран? Тоска по раю есть у каждого человека.
Тоска по раю есть у каждого человека
После моего рукоположения в священники будущий Патриарх Кирилл направляет меня служить в поселок Озерный на границе с Тверской областью, где мы всего за полтора года на пожертвования простых людей построили храм, который впоследствии освящал владыка Кирилл. Затем он перевел меня служить благочинным и настоятелем кафедрального собора в Вязьме, постройка XVI века, находившаяся в аварийном состоянии – с трещинами размером в кулак, – его мы тоже постепенно привели в порядок. Принялись за строительство церкви в доме престарелых, которую я сам и называл – церковь Самсония Странноприимца. Это была пора восстановления храмов и приходов, строительство новых церквей.
Во время визита в Торжок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 21 июля 2019 г.
По линии церковной миссии приходилось бывать в Польше, Чехии, Словакии, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Люксембурге, Нидерландах, Ираке, Сирии. В Ирак мы ездили еще при Хуссейне – тогда мы организовывали визит митрополита Кирилла. Когда ездили по стране, она находилась в состоянии блокады, и была страшная девальвация денег – их носили сумками, и они ничего не стоили, все выдавали по карточкам.
– А как вы оказались в Торжке?
– Сюда меня перевели из Вязьмы. Вскоре тут появилось Торжокское и Старицкое благочиние, ведь количество приходов увеличилось, поэтому и было разделено. Здесь моя деятельность все также связана с восстановлением храмов.
– Батюшка, как вы думаете, спасаться человеку сейчас проще, живя в провинциальной России или в больших городах?
– Авраам и в Содоме спасся. Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью – ко мне много москвичей приезжает. Более того, я вам скажу, интенсивная столичная жизнь – она-то иногда как раз людей и наводит на мысль о спасении. А в провинцию они чаще всего приезжают на отдых и думают, что тут идиллия, а на самом-то деле тут свои страсти.
– А какие?
– Все те же самые, что и в больших городах. Ведь говорят же: весь народ из одних ворот. По-моему, еще Юлий Цезарь сказал: «Лучше я буду правителем галльской деревни, нежели вторым человеком в Риме». Везде, в любом обществе, даже самом мелком, присутствуют одни и те же страсти.
Можно бесчинствовать и в деревне, а можно и в большом городе жить благочестивой жизнью
– Вы были очевидцем возрождения Православия в нашей стране, и на протяжении многих десятилетий. Изменился ли наш народ за это время?
– Главное, в чем изменился наш народ, – он стал открыто веровать. Кто верует сейчас, тот уже не стесняется. Раньше бывало, как, находишься в приходском доме у церкви, видишь в окно – мимо идет человек, особенно когда молодой, всегда оглянется – нет ли кого рядом, а уже потом перекрестился. Раньше только старушки не боялись. А сейчас сидишь перед церковью на лавочке, мимо идут школьники в школу, и подавляющее большинство крестится и кланяется. А раньше наша вера была забита в глубокое подполье. Мне на день Ангела наш пономарь подарил книгу «Анатомия человека». Я ему говорю: «А зачем мне анатомия человека?» – «А вы, – говорит, – откройте». Я открыл – а там труды Иоанна Златоуста. Дореволюционное издание в советской обложке. Вот как люди раньше маскировались. Это же книга из библиотеки какого-то интеллигентного человека, может быть, врача, она стояла у него на полке, и никто не знал, что там находится.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Благовещенском храме во время своего визита в Торжок 21 июля 2019 г.
– Какой вы видите старую и новую Россию?
– Дореволюционная жизнь не во всем была идеальна, но ключевую роль тогда сыграли недоброжелатели России, в том числе и свои, доморощенные, которые сыграли на недостатках – и вместо социальной справедливости привели страну к революции, убили практически весь культурный слой русского народа, к началу Великой Отечественной войны уничтожили практически всю Церковь, и в результате получили то, что получили. При этом, например, бедные всегда будут – они и сейчас есть, вопрос в итоге не решен. Коммунисты часто восхваляют свое образование, но ведь оно было очень однобоким: атеистическое, и все это «Будь готов! – Всегда готов!» У нас до сих пор есть сторонники идеи о том, как хорошо мы жили. Вы знаете, какой самый главный показатель процветания народа? Все просто: в 1814-м году, то есть после войны с Наполеоном, была перепись российского населения.
Следующая наступила через 100 лет, в 1914-м году. В стране с 1814 по 1914 гг. население удвоилось, а сколько войн тогда было и эпидемий. А первые фельдшерские пункты у нас в деревнях появились только после земских реформ, т.е. подавляющее количество населения жило в деревнях, без особой медицинской помощи, если не считать знахарок, и тем не менее население удвоилось. А с 1914 по 2014 наше население в два раза уменьшилось. О чем это говорит? Не было абортов и была высокая рождаемость, поэтому население увеличивалось. Аборты появились при Советах, наша страна стала первой в мире, которая их узаконила. И, имея такую статистику и взращенные коммунистами идеалы, перед нами стоит серьезный вопрос сохранения восточных территорий, имея рядом серьезных соседей.
– Батюшка, Торжок произвел на меня невероятное впечатление, но очень жаль, что такое количество прекрасных храмов все еще не восстанавливаются. Можно ли с этим что-то сделать?
– Многие храмы уже отреставрированы, но есть и те, которым это только предстоит. Еще хочу отметить, что сейчас не особенно много людей у нас наполняют храмы. И эпидемия это еще больше подтвердила. Очень жаль, что коммунисты стали инициаторами развала и разгрома наших храмов, используя государство. Ведь именно той государственной властью храмы были приведены в такое состояние, а не народом. Если бы церкви не трогали, то помаленьку, даже в условиях свирепствования атеистической пропаганды, думаю, что все равно народ бы эти святыни поддерживал. А ведь что было сделано: отняли – закрыли – привели в некультовый вид, многие храмы здесь были взорваны. Считаю, что обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы, особенно это важно для сельской местности. Другой вопрос – будут ли они использоваться как религиозные учреждения или нет.
Обязанность государства – восстановить разрушенные по всей стране храмы
Мы уже покрыли крыши около 30 сельских храмов в Старицком и Торжокском районах, чтобы они не разваливались дальше. Сейчас очень остро стоит сейчас проблема отношения к нашему культурному наследию. Я был в одном храме 40 лет назад, он был в прекрасном состоянии – заходи и служи. Стоял каркас иконостаса, две или три иконы на самом верху – видимо, разорители так и не могли снять, – плиточный пол. Приехал я туда 40 лет спустя: видимо, кто-то обрезал стяжки, и храм обрушился, одни руины.
Возможно, что осталось всего одно десятилетие, максимум два, чтобы приложить максимум усилий для того, чтобы не позволить этим храмам превратиться в руины, их нужно срочно сохранять. Церковь этим занимается в меру своих сил, сколько можем, мы делаем, но для всех этих процессов нужны такие средства, которых мы не имеем. Сейчас нам дали Спасо-Преображенский собор, надеюсь, что будет восстанавливаться и Воскресенский монастырь XVI века, закрытый в 1920-е гг.
– Помимо того, что Торжок – незабываемый старинный город, куда хочется возвращаться снова и снова, очень трогает атмосфера храма, богослужение, открытость прихожан к гостям.
– Народ у нас просто замечательный, прихожане помогают нам во всем, сохраняют традиции. Все время прихожанки приходят бескорыстно, убирают храм, дежурят каждый день, а ведь это сейчас уже редкость, сейчас все везде больше за деньги. А у нас эта традиция помогать передается от мамы к дочке, от дочки к внучке и так далее. Женщины выходят на пенсию, но многие считают для себя почетным хотя бы раз в неделю приходить и ухаживать за храмом.