Тос как юридическое лицо
Что такое ТОС?
Что такое территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Что это такое?
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении.
В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы местного самоуправления. ТОСы с юридическим лицом — территориальные органы Минюста.
Для чего нам это?
ТОС — это эффективная форма реализации инициатив граждан, направленных на улучшение качества жизни на своей территории.
Формы организации ТОС?
Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
ТОС без образования юридического лица:
ТОС в качестве юридического лица:
Какие вопросы решает ТОС?
ТОСы добровольно, с энтузиазмом и безвозмездно занимаются в границах отведенной им территории:
И другими вопросами, относящимися к «вопросам местного значения».
Финансирование
Финансовые ресурсы ТОС могут состоять из собственных привлеченных средств, а также из средств, передаваемых ему органами местного самоуправления поселения.
Источниками финансирования деятельности ТОС являются:
Кто может участвовать в деятельности ТОС?
Граждане по месту их жительства на части территории поселения, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги, могут принимать участие в работе собрания или конференции с правом совещательного голоса.
Кто принимает решения?
Собрание или конференция является высшим органом ТОС.
Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
При численности жителей, проживающих на данной территории, достигших 16-летнего возраста, не более 300 человек проводится собрание граждан, при численности свыше 300 человек может проводиться конференция граждан.
Внеочередное собрание граждан или конференция проводятся по инициативе органов местного самоуправления, ТОС или группы граждан, проживающих на соответствующей территории.
Как ТОС взаимодействуют с властью?
Органы местного самоуправления поселения оказывают содействие органам ТОС, способствуют выполнению решений собраний и конференций по вопросам, относящимся к реализации полномочий ТОС.
Органы местного самоуправления поселения способствуют становлению и развитию ТОС, координируют деятельность их органов, оказывают им организационную и методическую помощь.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления поселения для обсуждения вопросов, затрагивающих интересы соответствующего ТОСа.
Представители органов местного самоуправления поселения вправе участвовать в заседаниях органов ТОС.
Органы ТОС могут в порядке правотворческой инициативы представлять в органы местного самоуправления поселения проекты муниципальных правовых актов. Эти проекты рассматриваются в установленном советом депутатов порядке.
Границы ТОС
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Как создать ТОС? Пошаговая инструкция
Если вы открыли данную статью, значит у вас есть практический интерес к созданию территориального общественного самоуправления или проще — ТОС.
Цель данной статьи: помочь активным гражданам организовать ТОС для реализации их инициатив по улучшению качества жизни по месту жительства.
В статье представлены как описание всех этапов в создании ТОС ( с образцами документов для решения всех промежуточных задач и взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти), так и даны ответы на наиболее насущные вопросы, а также практические советы по наиболее эффективной организации работы.
Вопросы и советы выделены и помещены в рамочки. Если у Вас нет этих вопросов или Вы не нуждаетесь в советах – просто пропускайте данную информацию.
Представленные в приложении образцы документов не являются догмой, но они подготовлены для помощи Вам в подготовке обязательных документов. Это только образцы, в которые Вы можете вносить свои изменения. Ограничением являются только обязательные требования, если в представленных образцах они содержатся, то перед каждым документом будет дано пояснение по этому вопросу.
Не бойтесь трудностей, их немного и они все преодолимы!
ТОС может быть создано и зарегистрировано в двух вариантах:
В этом случае регистрация ТОС проводится только в органах местного самоуправления. Но в этом случае для реализации Ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку ТОС, если они предусмотрены в бюджете вашего муниципального образования).
Если Вы выбрали этот вариант создания ТОС, то данная пошаговая инструкция Вам пригодится в первой своей части (шаги 1-5).
Почему ТОС лучше регистрировать в качестве юридического лица?
Ответ:
Потому, что ТОС — юридические лица, могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций.
Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.
Оборотной стороной медали является необходимость ведения бухгалтерии, документооборота и отчетности в соответствии с требованиями российского законодательства.
Ниже описаны все практические шаги, необходимые для образования ТОС. Описание подготовлено на основе опыта действующих ТОС, а также норм законодательства. Образцы всех необходимых документов и форм представлены в приложениях.
ШАГ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
Создание ТОС начинается с создания и официального признания инициативной группы. Количество членов инициативной группы может быть любым, но не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.
|
Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС (образец – приложение 1).
В протоколе обозначена повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:
Проведите собрание, обсудите последовательно все вопросы, из которых содержательно важными (то есть требующими вдумчивого обсуждения) являются третий и четвертый.
Заполните протокол в соответствии с повесткой. Этот документ является самым первым, который необходим для образования ТОС.
| ||
|
Проект Устава — приложение 2.
|
ШАГ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ
Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол. Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать заявление в представительный орган (совет депутатов, думу) местного самоуправления (образец – приложение 3).
Представительный орган на основе заявления инициативной группы должен принять Решение об установлении границ, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.
После получения Решения представительного органа об утверждении границ ТОС, инициативная группа принимает решение о назначении даты и времени проведения и месте проведения учредительного собрания /конференции.
|
ШАГ 3. ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН
Необходимо проинформировать население о дате, месте и времени проведения собрания/конференции не менее чем за 15 дней до начала мероприятия. Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции граждан должно быть направлено каждому жителю, достигшему 16 — летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС.
Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан — объявления, подомовой/поквартирный обход.
Желательно проинформировать органы местного самоуправления о проведении учредительного собрания/конференции. В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается место, дата и время проведения собрания/конференции, а так же вопросы повестки дня.
Это подготовит их к регистрации устава ТОС и дальнейшему сотрудничеству с органами ТОС.
ШАГ 4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН
Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа.
Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица.
Участвовать в принятии решения (голосовать) могут только жители территории на которой создается ТОС (достигшие 16 летнего возраста), а на конференции только делегаты, уполномоченные установленным числом жителей (по норме представительства). Поэтому при регистрации делегатов проверяются документы, удостоверяющие их полномочия (протоколы собраний, подписные листы), при этом обязательно заполняется ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ (приложение 6).
Учредительное собрание или конференция граждан считается правомочным при участии в нем не менее 30% жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются ПРОТОКОЛОМ (образец протокола учредительного собрания – приложение 7; образец протокола конференции граждан – приложение 8),
Как правило, на учредительном собрании/конференции
граждан рассматриваются следующие вопросы (повестка дня):
После проведения учредительного собрания или конференции необходимо заполнить протокол.
ШАГ 5. РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подает документы в администрацию муниципального образования для регистрации Устава ТОС:
Заявление подается на имя главы муниципального образования, подписанное председателем ТОС, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства, и контактных телефонов.
Экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра.
Сроки регистрации Устава устанавливается Администрацией, но он не может превышать 30 дней.
Поздравляем! ТОС зарегистрирован! Вы может приступать к реализации своих планов и обращаться в органы местного самоуправления за поддержкой вашей деятельности!
Но в данный момент ТОС не является юридическим лицом. Дальнейшие шаги описывают регистрацию ТОС в качестве юридического лица.
ШАГ 6. РЕГИСТРАЦИЯ ТОС В УПРАВЛЕНИИ МИНЮСТА РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России необходимо представить следующие документы:
▪Устав ТОС (в 3 экземплярах).
▪Протокол учредительного собрания или конференции граждан (в 2 экземплярах).
Устав и протокол учредительного собрания или конференции граждан должны быть подготовлены в результате прохождения предыдущих шагов.
Обратите внимание на некоторые нюансы при заполнении формы заявления:
ШАГ 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Как только вы получили все регистрационные документы необходимо:
Обращаем ваше внимание, что при создании печати нельзя использовать официальную символику. Иначе, в дальнейшем печать признают не действительной.
Рекомендуем расположить по окружности печати полное наименование ТОС (НКО) включая присвоенные ИНН и ОГРН, а в центре расположить краткое наименование ТОС.
Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль.
Еще раз поздравляем Вас!
Теперь Вы полноправный хозяйствующий субъект и можете участвовать в грантовых конкурсах в качестве социально ориентированного НКО.
Разъяснения по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС носит общественный характер:
создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;
не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;
не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;
создается для решения вопросов местного значения;
в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.
2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.
Правовую основу деятельности ТОС образуют:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— устав муниципального образования;
— муниципальные нормативные правовые акты;
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
4. Устав территориального общественного самоуправления.
В уставе ТОС необходимо закрепить положения:
1) о территории, на которой осуществляется ТОС;
2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;
3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;
4) о порядке принятия решений;
5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.
6. Территория деятельности ТОС.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
— подъезд многоквартирного жилого дома;
— многоквартирный жилой дом;
— группа жилых домов;
— сельский населенный пункт, не являющийся поселением.
Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.
7. Формы осуществления ТОС.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется:
1) непосредственно населением:
— посредством проведения собраний граждан;
— посредством проведения конференций граждан;
2) посредством создания органов ТОС.
8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.
К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.
Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.
К органам ТОС можно отнести:
— советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;
— объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;
— квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);
— контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).
В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).
Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.
11. Права и полномочия органов ТОС.
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Реализуя данные правомочия, органы ТОС:
организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;
привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
участвуют в охране общественного порядка;
принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
взаимодействуют в своей работе с общественными организациями
(женсоветами, советами ветеранов и др.);
информируют население о своей работе;
рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;
осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).
12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.
Финансовые средства ТОС могут складываться из:
— собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);
— привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).
Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.
В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.
Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.
Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.
13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.
Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:
— выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;
— материальное поощрение активистов;
— предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;
— конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС.