Транзит электроэнергии как оплачивается
Порядок смены потребителями варианта тарифа
Тариф на электрическую энергию – это ее цена для определенной группы потребителей (коммерческие организации, бюджетные организации, население и др.). Для населения устанавливается различная цена на электрическую энергию для различных групп.
К первой группе относится население, проживающее в сельских населенных пунктах и в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.
Ко второй группе относится все остальное население, т.е. население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. К таким домам можно отнести дома с печным отоплением; дома, оборудованные газобаллонными установками; дома, оборудованные в установленном порядке стационарными газовыми плитами, и иные типы домов.
При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Под «в установленном порядке» понимается установка электроплиты или электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий сетевой организацией при наличии технической возможности.
Это подтверждается документами:
В случае переустройства (переоборудования) помещения собственником жилого помещения должны быть внесены изменения в технический паспорт. В данном случае подтверждающими документами будут являться разрешение на переустройство (переоборудование) жилого помещения, выданное уполномоченным органом, и документы, подтверждающие проведение работ по переустройству (переоборудованию), например, акт выполненных работ, договор с подрядной организацией и т.п.
Самостоятельная установка электроплит и (или) электроотопительных установок, не дает оснований для применения понижающего коэффициента при оплате электрической энергии.
Потребителям коммунальной услуги по электроснабжению для применения тарифа на электроэнергию, дифференцированного по зонам суток, в соответствии с требованиями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, следует обеспечить установку и ввод в эксплуатацию соответствующего прибора учета электрической энергии.
Для применения тарифа, установленного с понижающим коэффициентом, согласно п. 71 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, жилое помещение должно быть в установленном порядке оборудовано стационарной электроплитой для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.
Транзит электроэнергии как оплачивается
IV. Порядок осуществления расчетов
за электрическую энергию (мощность), в том числе
при продаже по нерегулируемым ценам
78. Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:
стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.
В стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) потребителям (покупателям), учитывается оплата расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) по оплате услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых такому гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае его соответствия критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Оплата услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых потребителям (покупателям), отвечающим критериям, определенным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114, осуществляется этими потребителями (покупателями) в соответствии с условиями договора, заключенного ими с указанным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
(п. 78(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 47; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.10.2017 N 1311, от 29.08.2020 N 1298)
(см. текст в предыдущей редакции)
78(2). Стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, отобранных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г., равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, в соответствии с договорами.
(п. 78(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298)
79. Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.
80. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, заключивших договор энергоснабжения с этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), рассчитывает и в информационных целях указывает в счетах для оплаты электрической энергии (мощности) отдельной строкой величину резервируемой максимальной мощности, определяемую в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2319)
(см. текст в предыдущей редакции)
81. Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.
83. Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое изменение имело место.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.
Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
В случае если проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках (дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках), считается отозванным по основаниям, предусмотренным абзацем шестым пункта 19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из увеличенной в 2 раза цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)
сумму задолженности потребителя (покупателя) по договору, о расторжении или изменении которого указано в уведомлении потребителя (покупателя), на дату получения уведомления (при ее наличии);
(см. текст в предыдущей редакции)
Выставленный гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в соответствии с настоящим пунктом счет должен быть оплачен потребителем (покупателем) не позднее чем за 10 рабочих дней до заявленной им даты расторжения или изменения договора.
При наличии сумм, излишне внесенных потребителем (покупателем) в счет оплаты электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) направляет потребителю (покупателю) соответствующее извещение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о расторжении или изменении договора от потребителя (покупателя).
Для осуществления окончательных расчетов за электрическую энергию (мощность) лицо, уполномоченное в соответствии с разделом X настоящего документа на совершение указанных действий, обязано обеспечить предоставление гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) показания приборов учета, используемых для расчетов по договору, на дату расторжения или изменения договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)
(см. текст в предыдущей редакции)
Окончательные расчеты за электрическую энергию (мощность) должны быть произведены сторонами договора в сроки, предусмотренные настоящим документом, после определения за соответствующий расчетный период в соответствии с настоящим документом предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей (покупателей) розничных рынков, функционирующих на территориях ценовых зон, и регулируемых цен, рассчитанных в соответствии с разделом XII настоящего документа в отношении потребителей (покупателей) на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)
Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения
Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.
Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.
На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).
Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов.
Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией). Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).
В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».
Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».
Однако, не все здесь так просто.
Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения).
1 вариант
Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.
После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении.
Далее, в соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.
Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.
В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).
2 вариант
Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.
К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности.
Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).
При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей. Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).
В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении».
Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.
Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).
Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.
Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств-участников Содружества Независимых Государств
Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемых в дальнейшем Стороны,
руководствуясь положениями Энергетической Хартии от 17 декабря 1991 года и Договора к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года,
основываясь на Соглашении о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года,
руководствуясь Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года,
выражая готовность к равноправному сотрудничеству в области электроэнергетики на основе взаимного доверия и невмешательства в управление электроэнергетическими системами Сторон,
в целях использования технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем Сторон и реализации межсистемных эффектов,
признавая растущую заинтересованность в торговле электроэнергией,
стремясь содействовать становлению открытого рынка электрической энергии и мощности,
согласились о нижеследующем:
Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:
б) передача электрической энергии и мощности между двумя пунктами одной Стороны через территорию другой Стороны по ее электрическим сетям;
хозяйствующий субъект – юридическое или физическое лицо, занимающееся производством, передачей, распределением электрической энергии и мощности в соответствии с национальным законодательством государства.
Стороны в пределах имеющихся технических возможностей обеспечивают беспрепятственный транзит электрической энергии и мощности через свои территории вне зависимости от места происхождения, места назначения и владельца электрической энергии и мощности по согласованным, экономически обоснованным и прозрачным тарифам, в соответствии с заключенными договорами.
Транзит электрической энергии и мощности осуществляется на основе договоров (контрактов), заключаемых хозяйствующими субъектами Сторон, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Транзит электрической энергии и мощности осуществляется по линиям электропередачи всех классов напряжения, вне зависимости от ведомственной принадлежности, согласно утвержденным Сторонами перечням межгосударственных линий электропередачи и пунктов таможенного контроля электрической энергии, оборудованных системами учета электрической энергии, отвечающих действующим нормативным актам и/или условиям заключенного между хозяйствующими субъектами Сторон контракта.
Каждая Сторона обязуется во внешнеторговых договорах и иных соответствующих документах, регулирующих транзит электрической энергии и мощности и использование линий электропередачи для транзита, предусмотреть не менее благоприятный режим транзита, чем тот, который предусматривают технико-технологические и нормативно-правовые акты, регулирующие передачу электрической энергии и мощности, производящихся на ее собственной территории или предназначенных для ее собственных нужд.
Стороны оказывают содействие в максимальном использовании существующих систем транзита электрической энергии и мощности.
В случае, если транзитные возможности Стороны, осуществляющей транзит, ниже предложений на выполнение транзитных операций электрической энергии и мощности потенциальных участников, приоритеты устанавливаются Стороной, осуществляющей транзит, исходя исключительно из технико-экономической предпочтительности того или иного предложения.
Стороны оказывают содействие в реконструкции существующих и/или строительстве новых линий электропередачи на территории Стороны, осуществляющей транзит электрической энергии и мощности.
Порядок инвестирования денежных и материальных средств в реконструкцию существующих и/или строительство новых мощностей по транзиту электрической энергии и мощности, а также распределение прав на такие объекты будут определяться отдельными двух- и многосторонними соглашениями между участниками инвестиционных проектов.
Стороны осуществляют практические меры по гармонизации своих правовых, институциональных и технологических норм и механизмов транзита электрической энергии и мощности.
Таможенное оформление и таможенный контроль электроэнергии, перемещаемой между Сторонами, осуществляется в соответствии с таможенными законодательствами Сторон и другими документами, принятыми Сторонами в рамках Содружества в этой области.
Услуги по транзиту электрической энергии и мощности оплачиваются по тарифам, согласованным между хозяйствующими субъектами Сторон – участниками договоров (контрактов) по транзиту электрической энергии и мощности.
Определение объемов транзита электрической энергии и мощности производится по согласованию заинтересованных Сторон.
Стороны принимают меры по обеспечению своевременности расчетов за транзит электрической энергии и мощности.
Каждая Сторона обязуется иметь противоаварийную автоматику в объемах, достаточных для недопущения развития системных (каскадных) аварий, возникающих на территории другой Стороны.
В случае возникновения аварийных ситуаций, влияющих на транзит электрической энергии и мощности, Стороны и/или хозяйствующие субъекты оказывают содействие в предотвращении развития аварий и помощь в ликвидации их последствий.
Порядок возмещения ущерба вследствие сокращения объемов транзита электрической энергии и мощности, вызванного аварией, будет определяться в соответствии с договорами (контрактами) на транзит электрической энергии и мощности.
В целях быстрейшей ликвидации аварий Сторона, на территории которой произошла авария, предоставляет право аварийно-восстановительным подразделениям других Сторон свободно ввозить и/или вывозить на свою территорию оборудование и материалы согласно табелю технической оснащенности этих подразделений, которые подлежат обязательному декларированию и таможенному контролю. При этом Стороны обязуются не применять таможенные пошлины и эквивалентные им сборы, а также ограничения нетарифного характера на указанные оборудование и материалы.
Деятельность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты электроэнергетики, по которым осуществляется и/или которые обеспечивают транзит, регламентируется национальными законодательствами Сторон и соглашениями между ними.
Стороны информируют друг друга и Электроэнергетический совет Содружества Независимых Государств о подготовке новых правовых актов, изменениях налогового и таможенного законодательств в области транзита электрической энергии и мощности, проводят соответствующие консультации в целях достижения взаимоприемлемых решений.
Стороны уведомляют друг друга о принятии новых правовых актов в области налогового и таможенного законодательств в течение месяца со дня вступления их в силу.
Настоящее Соглашение не затрагивает положений международных соглашений, участниками которых являются Стороны.
Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными Сторонами. При невозможности урегулирования спорных вопросов путем переговоров Стороны обращаются в арбитражные или иные международные суды.
В случае возникновения спора по транзиту электрической энергии и мощности между Сторонами они не прерывают и не сокращают транзитные поставки электрической энергии и мощности, а также обеспечивают соблюдение всех ранее достигнутых договоренностей до окончательного разрешения спора, руководствуясь при этом положениями Энергетической Хартии от 17 декабря 1991 года, Договора к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года, других международных соглашений и договоров, заключаемых между хозяйствующими субъектами.
Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на новый 5-летний период, если Стороны не примут иного решения.
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за один год до даты выхода, выполнив финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием уведомления о таком присоединении.
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия всех Сторон, которые оформляются соответствующими протоколами, являющимися неотъемлемой его частью и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Соглашения.
Совершено в городе Москве 25 января 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Республики Армения Республики Молдова
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Российской Федерации
За Правительство За Правительство
Грузии Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Украины
За Правительство
Кыргызской Республики
Соглашение подписано Грузией с особым мнением (не представлено).
Соглашение не подписано Азербайджанской Республикой, Туркменистаном, Республикой Узбекистан.