Творчество как разновидность деятельности
Лекция Творчество: понятие, виды и типы
Лекция 1.1. Творчество: понятие, виды и типы
1. Понятие творчества. Подходы к исследованию творчества.. 1
2. Виды творчества.. 3
3. Типы (уровни) творчества. 6
Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества.
1. Понятие творчества. Подходы к исследованию творчества
Творчество есть самый загадочный, непостигаемый и волнующий феномен человеческого бытия, предмет исследования многих философов, социологов, психологов и учёных в 20 веке.
Творчество, пишет русский философ Н. Бердяев своей работе «О назначении человека», выдаёт гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создаёт гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчеству. Люди всегда задумывались над вопросом: откуда берется новое? Новая мысль, новая идея. Можно многое знать, но ничего нового не создать. Творчество — это образ жизни.
В современном философском словаре дано следующее определение. Творчество — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового — путём перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Исследователи настаивают на том, что необходимо отличать творчество от изготовления. При этом можно выявить критерий такого отличия.
Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Раскрыть сущность творчества, возможно только используя комплекс разнообразных подходов, предлагаемых философами, психологами и учёными. Можно согласиться с исследователем Б. Сорокиным, предложившим следующие подходы.
1. Философский. Значимым является анализ творчества с позиций диалектического материализма. Прежде всего это исследование проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики и её отношения к объективной диалектике.
2. Логический. Процесс мышления представляет собой ряд операций формирования понятий и суждений. Совокупность устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе законов и правил, составляющих предмет формальной логики, имеет в творчестве большое значение.
3. Физиологический. Данный аспект изучения мышления рассматривает физико-химические процессы, протекающие в субстрате мышления — нервной ткани, интенсивное экспериментальное изучение мозга началось с конца 19 века.
4. Психологический. Возникло только в 20 веке и основными предметами исследования стали особые психологические компоненты творчества, такие как эмоциональность и установка. Исследователи испытывают определённые трудности в связи с тем, что психологическое исследование мышления исходит из того принципиально важного обстоятельства, что взаимодействие человека с объективным миром выступает в виде своего рода психической неуравновешенности, накопления психического заряда, требующего разрядки.
Объективное отсутствие определенных элементов в той ситуации, в которую включена деятельность субъекта, делает эту ситуацию неполным, неопределенным фактором деятельности; и субъективно такая ситуация воспринимается как проблемная. Конечно, эта неполнота, неопределенность имеет место лишь на уровне явления и его субъективного отражения, поскольку еще не все компоненты ситуации деятельности доступны интеллекту субъекта.
Для обнаружения объективно существующих, но пока еще скрытых реальностей человек должен опосредованно через известные элементы и соотношения найти отсутствующие, что и порождает необходимость в познавательном процессе, то есть в мышлении, а точнее говоря, в творческом мышлении.
5. Кибернетический. Подход появился в начале 40-х годов 20 века.
Кибернетический аспект изучения мышления рассматривает человеческий мозг (орган мышления) как сложную систему, работа которой представляет собой приём и обработку информации с окончательной выработкой управляющих сигналов, причём и здесь действуют механизмы обратных связей. Нельзя не согласиться с исследователем в том, что с этой точки зрения и мышление (в том числе и творчество) как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям. Многие исследователи считают данный подход весьма продуктивным, так как он позволяет использовать познавательные средства как теория вероятностей, теория информации, математическая логика и т. д.
Несомненно, что данные подходы необходимо использовать в синтезе.
Несомненно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Это приводит к выделению современными философами разных видов творчества:
ü повседневно-бытовое и т. п.
Можно сказать, что виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции В. Тепикин выделяет в качестве самостоятельных видов: художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество. Автор представляет в виде таблицы.
Виды творческой деятельности
Творческое начало – это то, что отличает человеческую деятельность от механической и бездушной деятельности машин. Если последние задуманы для выполнения определённой программы, не допускающей отступления от неё, то способность созидать новое или усовершенствовать уже имеющиеся достижения, опираясь не только на интеллектуальные достижения, но и на чувственные ощущения и подходя к решению вопроса с неожиданной стороны, характеризует именно человека.
Творческая деятельность — что это такое?
Форма деятельности человека, направленная на создание качественно нового продукта, называется творчеством. Результатом творческого процесса является оригинальное решение или «рождение» нового продукта, посредством установления нестандартных взаимосвязей и отношений, пропущенных через внутренний мир творца и нашедших там своё отражение.
Необходимым условием творчества являются:
Задатки творческих способностей присутствуют у каждого человека. Необходимо только суметь их увидеть и развить. Они могут варьироваться от ярких и выдающихся мировых талантов до малозаметных успехов. Но суть творчества одинакова для всех. Различаются лишь способы выражения, уровень достижений и его общественная значимость.
Какие бывают виды творческой деятельности
Несмотря на то что человек способен творить в любой сфере деятельности, в общепринятом значении значение слова «творчество» понимается всё же, как искусство — создание художественных образов с помощью разных способов их выражения. В современном мире эти способы подразделяются на три группы:
Латинское слово «art», которое переводится как «искусство» до XVI века имело значение высокого качества работы, а не творческой деятельности.
Художественная (изобразительная) деятельность
Изобразительная деятельность — искусство отображения образов. Оно выражает как мысли, чувства и фантазии художника, так и окружающий его мир. Включает в себя:
Выделение художественной деятельности как вида творчества, закрепившее за ним в дальнейшем понятие «искусство» приписывается работам Леона Баттиста Альбертие, который превозносил первичность интеллектуальных составляющих художественного таланта, а не ручного труда. Микеланджело Буонарроти считается первым художником, отделившим творческую деятельность от ремесленничества.
Музыка
Музыкальное творчество определяется как искусство составления звуков, влияющее на эмоциональный фон человека.
Оно неотделимо от исполнительской деятельности. Несмотря на то что создание новых произведений доступно гораздо меньшему количеству музыкантов, талантливые исполнители также осуществляют творческую деятельность, привнося во исполнение собственную манеру и видение произведений и как великие композиторы, имеют мировую известность и почитание таланта.
Влияние музыкального творчества на человека огромно! Это, наверное, единственный вид искусства, не требующий осмысления от слушателя. В музыку можно просто погружаться «отключаясь» от внешнего мира и испытывая на себе её целительное воздействие.
Только в XX веке благодаря техническим средствам воспроизведения звука музыка стала общедоступным удовольствием. Появилась возможность слушать её в любое время, в любом месте. До этого периода музыкальные произведения исполнялись только в живом звуке и в отведённых для этого местах, поэтому для большинства людей это было недоступно.
Литература
Литература — вид творчества, в котором автор доносит идеи посредством слов. Именно словами, писатель живописует, как художник.
Однако писательская деятельность неотделима от читательской, потому что только с помощью прочитанных книг формируется восприятие произведений, их переосмысление, а также оценивание с точки зрения сюжета и эстетической составляющей.
Чтение обогащает словарный запас писателя, его опыт и способствует культурному и духовно-нравственному развитию. В дальнейшем опираясь на эту базу, и имея перед собой художественные образцы, созданные величайшими мировыми писателями, он будет писать свои произведения.
Величайшим русским писателем признан Александр Сергеевич Пушкин, считающийся отцом исконно русской литературы, не принявшим на себя западного влияния. У поэта был уникальнейший стиль изложения мыслей, позволяющий затронуть все аспекты русского языка.
Киноискусство
Самый популярный вид современного творчества, объясняющийся высокой универсальностью. Экранизировать можно любой вид искусства, сделав его более интересным для восприятия, например, сочетая в одном произведении несколько художественных способов выражения: музыку, живопись, литературу. Театральные постановки, художественные и научно-популярные фильмы, балет – всё это можно донести до зрителя посредством киноискусства.
Кинопроизводство – это отдельный мир, основу которого составляет американская «фабрика грёз» Голливуд. Помимо неё, в каждой цивилизованной стране существуют свои фирмы по выпуску кинопродукции.
Вопрос о художественной оценке фильмов решается на кинофестивалях. Самые известные среди них:
Также наиболее высоко оценённым фильмам присуждаются кинопремии:
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное творчество относят к изобразительному искусству. Оно характеризуется изготовлением продукта, несущего как функциональную составляющую, так и художественную, это отличает его от произведений изящного искусства, имеющих только эстетическую направленность.
Яркими представителями изделий этого вида творчества выступают предметы народных промыслов, сочетающих в себе бытовую ориентированность и художественное оформление. Наряду с выполнением своих непосредственных задач, такие вещи служат для декорации интерьера жилища.
Известнейшими образцами русского декоративно-прикладного искусства являются изделия мастеров:
Почему человеку жизненно важно заниматься творческой деятельностью
Творческая деятельность является великолепным способом отвлечения от реальности, возможностью восстановить эмоциональный фон и собраться с мыслями. С её помощью человек может выплеснуть наболевшую ситуацию в работу, пережив её в более или менее утрированном исполнении. Это позволяет гармонизировать дальнейшую жизнь.
Систематическое занятие искусством помогает увидеть собственный профессиональный и художественный рост, а признание творческих успехов даже минимальных повышает самооценку.
Творчество — это добровольное занятие приносящее удовольствие и позитивные эмоции как от процесса, так и от результата труда. Это возможность самореализации. Оно может быть только в рамках хобби, а может стать любимой работой, приносящей доход.
Творчество — это способ самовыражения, саморазвития, самопознания человека. Оно является важнейшей составляющей человечества на протяжении огромного количества лет. Именно благодаря творчеству человек постоянно развивается и меняется в лучшую сторону, создавая культурные ценности, высоко оценивающиеся впоследствии и современниками и потомками.
Творчество как процесс человеческой деятельности. Виды и функции творчества
Творчество как поиск, психологическое обоснование данного явления и его значение в жизни человека. Роль межполушарной асимметрии. Классификация творческих процессов, их разновидности, а также характер и особенности влияния на развитие личности ребенка.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.05.2014 |
Размер файла | 24,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Творчество как процесс человеческой деятельности. Виды и функции творчества
творчество ребенок личность психологический
Проблема творчества обладает большой теоретической и практической значимостью. В теоретическом плане творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в предмет многих наук. Творчество изучается различными ветвями философии, искусствознанием, а также в той или иной форме фактически всеми гуманитарными науками. Для психологии понятие творчества является одной из центральных тем, поскольку в его актах проявляются в интегрированном и наиболее развитом виде фактически все психические процессы, как когнитивные, так и аффективные, и волевые. Тема творчества и творческих достижений составляет также давний предмет интереса психофизиологов, к которому, однако, только в последнее время стали вырабатываться достаточно адекватные подходы.
Практическая значимость темы возрастает по причине того, что на настоящем этапе развития в связи с преобразованием характера труда роль творчества в жизни человечества постоянно повышается. С одной стороны, совершенствование техники ведет к повышению доли умственного труда по сравнению с физическим. С другой стороны, появление компьютеров приводит к перераспределению акцентов в самой структуре умственного труда. Наиболее рутинные элементы (вычисления, обработка текстов и т.д.) передаются компьютеру, в то время как силы человека высвобождаются для неалгоритмизируемой деятельности.
В контексте сказанного исследование закономерностей творческого процесса оказывается ключевым моментом в изучении человеческого потенциала. [1]
Целью данного реферата является рассмотрение творчества, как процесса человеческой деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть процесс творчества с точки зрения психофизиологии
2. выявить виды и функции творческого процесса.
3. рассмотреть влияние творчества на развитие человека
Объектом изучения в данной работе является творческий процесс.
1. Понятие творчества. Творческий процесс с точки зрения психофизиологии
1.1 Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных. Согласно психоаналитическим представлениям, основанным на ложных методологических предпосылках, в фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.
О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной.
Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У животных она особенно четко выявляется в ситуациях, когда первичные потребности заведомо удовлетворены. Однако этот феномен удается обнаружить только в условиях эксперимента.
Только у человека, в связи с условиями его существования, позволяющими на более или менее длительный срок гарантированно удовлетворять первичные потребности, поисковая активность проявляется в своем «чистом» виде. Так, она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска. «Упоение в бою» может быть иногда результатом удовлетворения высокой потребности в поиске.
1.2 Роль межполушарной асимметрии
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. [4]
1. Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
2. Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
3. Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении (например, при физическом повреждении) левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству. [4]
В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления, создающего специфический пространственно-образный контекст. Показано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.
После тотального удаления менингеомы правого полушария поэт потерял способность к поэтическому творчеству, несмотря на полное выздоровление без каких-либо дефектов в сфере обыденного мышления и речи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области утратил способность к оригинальным решениям задач при полной сохранности логического мышления. За последние годы выявлена и разница в распределении нейронов и межнейрональных связей между левой и правой височной долей, что согласуется с описанными различиями функций. [3]
2. Виды и функции творчества
С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения». [5]
2.1 Классификация творческих процессов
Среди многообразия классификации творческих процессов мною была выбрана следующая, описывающая вид творчества, его функцию и его результат;
2. научное творчество создаёт новые знания, результатами которых являются открытия, теории, публикации;
Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности. [7]
Однако, творчество может быть полезно не только для развития фантазии и изобретательности. Многие виды творчества помогают развивать и другие способности человека. Именно поэтому в ребенке развивают творческие навыки с самого начала его развития.
2.2 Влияние творческого процесса на развитие ребенка
На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование. [8]
С самого раннего детства воспитатели, учителя, родители применяют творчество для развития детей:
1. Когда дети используют фломастеры, кисти и цветные карандаши, творчество улучшает моторику пальцев и тренирует мышцы, а также улучшает координацию глаз и рук. Это помогает быстрее освоить навыки письма.
2. Когда дети вместе рисуют или строят замки, они учатся взаимодействию с другими людьми, что полезно для социальной адаптации.
4. С помощью творчества дети представляют то, чего не видели и не могут объяснить. Например, изменяют пропорции и контуры привычных вещей, и это позволяет смотреть на мир под другим углом.
5. Родители, положительно оценивая творчество детей, повышают их самооценку.
6. Во время творческого процесса активно работает воображение. Например, маленький художник обвязывает резинкой три кисти вместе, чтобы удобнее менять их. Творчество способствует экспериментам, изобретательству и помогает овладеть новыми навыками.
7. Творческий танец (свободный танец под любую музыку дома) дает возможность ребенку двигаться самостоятельно и уверенно, повышать выносливость, чувствовать собственное тело и ритм, развивать гибкость, равновесие. [9]
Таким образом, творческий процесс играет огромную роль для развития ребенка, помогая ему познавать мир и самого себя.
В данной работе творческий процесс рассмотрен с точки зрения психофизиологии, так же выявлены виды творчества, его функции и влияние на развитие человека.
Данная тема может быть рассмотрена более глубоко с точки зрения физиологии, психологии, многих гуманитарных наук. Она очень актуальна, т.к. каждый из нас пользуется плодами творчества других людей и создает что-то новое сам.