Английское колесо станок для чего
Когда вы слышите фразу тюнинг в стиле олд-скул, что в переводе стара школа, то должны понимать, что это не только окончательный внешний вид в стиле тарой школы, а именно сама технология тюнига. В тюнинге прошлых лет не был распространен карбон, стеклопластик и прочие современные материалы и приходилось все делать из металла. Детали получались тяжелые надежные, красивые, особенно если сделать все по уму и с душой.
Автогиганты изготавливали все детали методом штамповки из листового металла, а вот гаражным «кастомазерам» и тюниг ателье подобное оборудование было недоступно. Но к счастью на помощь пришел станок для прокатки листового металла, придуманные еще со времен царя Гороха — английское колесо. Благодаря ему можно изготавливать детали кузова для автомобилей и мотоциклов. Необходимо сделать раздутые колесные арки — пожалуйста, спортивный капот с ноздрями — без проблем, бензобак-капля для чоппера или крылья — только в путь. С таким станком, фантазия по превращению обычного плоского металлического листа в необходимые геометрические формы, ни чем не ограниченна.
Конечно, многие детали можно изготовить из пластика и прочих современных материалов, но это уже не будет стилистика старой школы, да и к тому же пластиковые элементы под специфику вашего авто или мотоцикла могут не подойти. Например, вы изготавливаете рет-род — пластику тут не место или реставрируете автомобиль 30-40х годов прошлого века, тут должен быть только металл. А так как родных запчастей днем с огнем не найти, то придется изготавливать в ручную. Тут то нам и пригодиться английское колесо.
Что такое английское колесо?
На выходе мы уже имеем деталь не требующую дополнительной обработки и рихтовки. Это весьма удобно, если учесть, что все манипуляции мы можем производить в обычном гараже, без промышленного оборудования. Многие умельцы дабы расширить (раздуть) колесные арки вырезают листовой металл и согнув его в дугу, тупо приваривают к несущему корпусу. Вид получается, прямо скажем, не ахти. Пытаясь исправить положения, они накладывают тонны полимерной шпатлевки, пытаясь сгладить острые углы. У кого-то даже выходит довольно сносно. Кроме того, ролики английского колеса, различной формы, позволяют выполнить выпуклости, ребра жесткости и оформить фаски нашей детали.
Что же из себя представляет английское колесо? Данный станок имеет форму округлой или прямоугольной скобы из металла с толстыми стенками, закрепленной на мощной платформе, не позволяющей опрокидываться устройству. На концевиках скобы имеются металлические ролики. Верхний ролик, закреплен на неподвижной оси, нижний снабжен прижимным гидравлическим или механическим механизмом, в зависимости от модели станка. Верхний ролик (основной) неподвижен по вертикали и вращается только вокруг своей оси, нижний прижимной, съемный. Нижние ролики можно менять в зависимости от того, какую площадь необходимо прокатать или какой изгиб сделать.
Английское колесо своими руками
Каркас готов, необходимо озаботится о главных элементах прокатного станка — роликах. В качестве верхнего ролика можно взять любой крупный подшипник от сельскохозяйственной техники или локомотива. Тут все просто. Свариваем крепление для подшипника и устанавливаем на концевик нашего станка. Нижние ролики. Тут сложнее. Изначально будет достаточно пары роликов различного размера. Если вы планируете прокатывать металл для кастомизации мотоциклов, то достаточно будет пару роликов шириной 30-50 мм.
Ввиду, маленькой площади прокатки. Для обработки листов большей площади необходимы ролики шириной 60-80 мм и больше. Сразу оговорюсь достать ролики не просто, фирмы торгующими английскими станками их не продают, остается либо заказать из заграницы или местным токарям. Благо чертежей в интернете сейчас полно, в разных вариациях. Стоимость комплекта роликов с площадок ebay порядка 10-15 тысяч рублей. Сколько возьмут токаря? Как договоритесь. Прижимной механизм, можно заимствовать из других станков, например механического выприсовывателя или тисков.
Чтобы еще больше минимизировать затраты, в качестве материала для скобы можно взять старую балку от грузовика. Металл на них мощный и к тому же, купить их можно на пунктах приема металлолома за копейки.
Английское колесо.
заводское английское колесо.
самодельное английское колесо, сделанное мной из балки от грузовика.
английское колесо от Рона Коваля.
ролики английского колеса.
В тюнинге любых транспортных средств, особенно при облагораживании внешнего вида, мы очень часто сталкиваемся с работами из листового металла и качестеная работа с листовыми деталями невозможна без станка, называемого английское колесо. Будь то, кузовные элементы, арки, крылья, капот, воздухозаборники, а также всевозможные ёмкости, бензобаки и много других деталей — почти все они сделаны из стального листа. Очень часто в работах по тюнингу кузовных деталей я вижу эти детали, сделанные из стального листа плоскими. Ну, например, распространённая операция по установке широких колёс и расширение их арок. Обычно берут стальной лист, вырезают козырёк арки, сворачивают в дугу и прихватывают к кузову сваркой, а деталь как была плоской, так и осталась.
Но есть другая древняя технология (ей уже более ста лет), которая позволяет творить чудеса с листовым металлом в обычном гараже. Станок, с помощью которого листовой детали придаётся объёмный (выпуклый) вид называется «английское колесо«. Как его изготовить я расскажу в этой статье. А вообще, если быть точным, то объём детали придаётся ударами специального молотка ( я сделал его из шаровой опоры грузовика и отполировал сферический боёк) на мягкой подушке или на деревянном пеньке с углублением.
Основа этого станка- это мощная скоба (см. фото в начале текста), которую можно сварить из труб квадратного профиля, швеллеров, двутавровых балок. Но я обратил внимание на зарубежные станки прошлых лет. Самые дорогие и качественные, делали литьём и довольно толстыми и массивными, а как мы знаем, чем старее год выпуска инструмента, тем он качественнее. Я думаю, всё — таки, какой бы толщины труба не была, она при нагрузке всё равно играет, а монолит нет. И чем массивнее этот монолит, тем легче прокатывать лист.
Хотя современные станки выполнены именно из квадратной трубы и вроде бы никто не жаловался. В любом случае, выбирать вам. Лично я изготовил скобу английского колеса из мощной, литой двутавровой балки от грузовика. Сталь качественная, разчитана на нагрузки в несколько тонн и хорошо сваривается. К тому же, как видно на фото выше, на обоих концах этой балки имеются мощные вертикальные отверстия, которые позволяют закрепить, а потом разворачивать оба ролика почти на любой градус.
Мне пришлось разрезать балку (на три части) под углами в 45 градусов, сделать фаски и сварить все части в несколько проходов, естественно, усилив углы мощными косынками из стали толщиной 12 мм. Итак, изготовили самое главное — скобу. Следующим шагом будет изготовление крепления скобы английского колеса к подставке.
Подставку я изготовил из обычных круглых труб диаметром 80 мм, а основу — квадрат, из стального листа толщиной 10 мм. Снизу этот квадрат обварил по» кругу» полосками из той же десятки(10 мм), на всякий случай. Ну и далее, водрузил на этот квадрат кубик, сваренный из двух швеллеров (250 мм).
Ролик без подшипников, валик и распорная втулка.
Остаётся самое интересное и ответственное — изготовление роликов английского колеса.. Я начал с большого ролика и мне повезло, так как в тепловозном депо удалось найти наружную обойму от роликового подшипника тепловозного колеса. Мне пришлось подготовить чертёж и выточить только внутреннюю часть этого ролика под 2 мощных подшипника и затем запрессовать на горячей посадке эту внутреннюю часть в обойму.
Нижние маленькие ролики были выточены и отполированы из стали, из которой изготавливают напильники, и она тоже твёрдая и неплохого качества (попалась случайно). Но можно использовать любую из перечисленных ниже сталей:
У10А, У11А, У12А, ХВГ, 5ХНМ, ЭХ12 закалённые до твёрдости HRC 58 — 65.
Маленькие ролики, желательно, изготовить несколько, с разным профилем «бочки», обычно хватает 6- 7″ на все случаи жизни». Но на первых порах хватит и двух. Чертёж одного из роликов публикую на рисунке справа, но разумеется все размеры чисто условные и зависят от ваших задач, точнее от того, какого размера детали вы собираетесь прокатывать, а так же от размеров подшипников, которые будут запрессовываться в ролик.
Ну а радиус закругления «бочки» роликов (тот, что указан на чертеже под цифрой 120) может быть разный и конечно же зависит от профиля (глубины выпуклости) детали, которую вы будете прокатывать.
Сами ушки крепятся электросваркой (подобно велосипедной вилки)к шлицевому валу (можно и квадрат), а этот вал свободно ходит в шлицевом отверстии и подпирается снизу шариком, и винтом с упорной резьбой и штурвальчиком в самом низу.
Под вилкой, держащей маленький ролик, видна шлицевая часть, которая связана с штурвалом внизу.
Есть варианты с штурвалом под ногу, а вообще, способов прижима роликов на английском колесе очень много, вплоть до кинематических сложных схем через различные приводы и блоки, которые позволяют прижимать ролики нажимом на педаль. Так же можно сделать прижим роликов с помощью гидравлического многотонного домкрата, и пример этой идеи можно посмотреть на самом первом фото (зелёное английское колесо, слева вверху).
Если придумаете что — то новенькое и интересное буду рад. Я же публикую самый мощный, простой и надёжный способ. К тому же изготовить его можно за день, если у вас уже есть готовый винт и гайка от тисков, с упорной резьбой.
Ну вот, вроде бы, и все премудрости. Надеюсь, изготовив станок английское колесо, вы сможете в дальнейшем изготовить кузов или элемент кузова какой захотите, а так же изготовить любой бензобак или крыло (примеры можно посмотреть вот тут, а так же вот здесь), а более сложный бак, который я изготовил с помощью моего станка, можно увидеть вот в этой статье.
Да и ещё: возможности этого станка, которых у него и так не мало, можно ещё больше расширить, если изготовить к нему специальную насадку, которая позволит работать не только с листовым металлом, но ещё и с прутком, профильной трубой и уголком. То есть с помощью специальной насадки, о которой можно почитать вот тут, можно будет плавно изгибать профильную трубу, пруток или не толстый уголок.
Ну, а после изготовления самого станка английское колесо, теперь у вас откроются новые неограниченные возможности в дизайне автомобиля или мотоцикла, ведь, как известно, тюнинг не имеет границ, успехов всем.
Набор молотков для отбивки (выколотки) листового металла.
Стойка и подушка из кожи для выколотки листового металла.
murzul
Обзор по Английским Колесам
Запись опубликовал murzul · 7 августа, 2013
Данный обзор по Английскому Колесу состоит из нескольких частей: историческая справка, особенности конструкции рамы и отдельных узлов.
Краткая историческая справка. Само колесо появилось в центральной Европе несколько веков назад. Предположительно его прообразом стал заточный станок с приводом от водяной мельницы. В последствии видоизменившись стал использоваться как вальцы ювелирами, по размерам они были значительно меньше нынешних правопреемников, и делалось из дерева. В начале двадцатого века Английское Колесо получило промышленное распространение в Англии в основном в авиации, автомобилестроении и маломерном судостроении. В связи с чем и получило свое нынешнее название English Wheel, до этого оно было известно как Wheeling Machine. При этом хотелось бы отметить что изначально они имели возможность привода верхнего колеса как вручную, отельным рычагом, так и механически, плоским ремнём от силовой установки.
Основной характеристикой колеса, определяющий его геометрический размер, считается его глубина, это параметр показывает каких размеров можно обрабатывать деталь. Исходя из данной величины определяются размеры рамы и колеса с роликами.
Несколько лет назад на англоязычном форуме (Metalmeet.com) посвященному работе с листовым металлом была тема, где рассматривались различные конструкции рам и также приводились расчетные данные их жесткости. Потом при переезде на другой сервер часть форума потерлась, вместе с данной статьей, посему имеются только превьюшки эпюр. Поэтому для наглядности ниже будут фото рам, которые рассчитывались на жесткость.
Предоставленные ниже расчетные данные расположены в сравнительном порядке, по возрастанию нагрузки, которую они могут выдержать.
Исходные данные для расчета:
2. Все рамы изготовлены из мягкой стали AISI 1020
3. Приложенная сила величина показательная, ан не реальная, тк необходимо сравнить конструкции в одинаковых условиях
4. При расчете использовался одинаковый комплект нижнего ролика 3”x3” и верхнего колеса 8”x2”
Векторы силы действующих на ролик и колесо
ниже результат расчета, где
10. Fabricated Sheet Steel with internal cross bracing ‘C ‘ Frame by ‘Tin Head’ (Bob)-
1. Размер колеса и ролика являются важным фактором определяющим нагрузки на станину.
Если необходимо использовать большие колеса с большим применением сил, необходимым для перемещения металлических панелей то потребуется рассмотреть вопрос о жесткости выбранной станины.
2. Данный расчет позволяет определить материал и конструкцию станины, в данном случаи видно что вариант 9 и 10 лучше всего.
У 10 варианта было лучшее распределение напряжений, она более жесткая, но и более сложная и дорогая в производстве.
Обещанные ранее фото позволяющие понять что же нарисовано в превьюшках
The ‘harbour freight’ frame
Rectangular Tube Frame
Round Tube Frame ‘Michael Moore’s’
C Frame ‘Imperial Wheel’
‘C ‘ Frame by ‘Tin Head’
Теперь рассмотрим конструкцию отдельных узлов Английского Колеса
При работе на колесе заготовка помещается между верхним колесом и нижним роликом, при этом необходимо создать давление на прокатываемый лист. При прокате он становился тоньше и за счет этого “выпирает” из первоначальной плоскости и дает объем детали. Ниже не большая шпоргалка по применению
Для возможности поместить детали и регулировать силу давления делают механический поджим снизу, как на старых моделях с литыми рамами, или сверху. Причем в последнем случаи обычно нижнее плечо рамы делают не вертикальным, а наклонным, что в ряде случаев делает более удобным прокатку деталей с глубокой вытяжкой.
Ниже несколько фотографий с конструктивом механизмом винтового поджима, на которых видно как реализованно уплотнение подвижного штока и винтовой поджим
Иногда для удобства работы, верхнее колесо ставят на эксцентрический подвес с фиксацией, что позволяет ставить и извлекать деталь, не меняя преднатяг между роликом и колесом, а также при наличии различных ребер и отбортовок более оперативно ее перемещать деталь с одного рабочего участка на другой.
Если с верхним колесом более менее все понятно, то с нижним роликом обычно возникают вопросы, связанные с его профилем. По профилю они делятся на два типа, на имеющие полностью сферическую поверхность и с центральный плоским пояском. Сам же радиус сферы необходимо выбирать исходя из своих потребностей. Для начала определится с каким радиусом кривизны будут делаться детали, и уже основываясь на этом делать ролики с требуемым профилем.
Первые тип, без пояска, менее распространен, насколько понял, они применялись на старых моделях с литыми рамами. Плюс данных роликов в том, что нет необходимости выставлять параллельность осей колеса и ролика. Минус в том что пятно контакта ролика с деталью небольшое и соответственно понадобится больше времени па прокатку, дабы не было рисок (следа прокатки) на обрабатываемой поверхности.
Второй тип ролика на сферической поверхности имеет по центру плоский поясок. В данном случаи пятно контакта увеличивается, соответственно получим более гладкую поверхность при меньших трудозатратах. Но при этом необходимо иметь достаточную жесткость станины для сохранения параллельности осей колеса и ролика. Чтобы при прокатке переходом с пояска на сферу борозд не накатать. Ниже рисунок поясняющий написанное.
Регулировку соосности обычно реализуют конструкцией кронштейна ролика.
«недокументированные» козможности колеса
выглаживание кузовных панелей после рихтовки, есть варианты, где колесо меняют скользащей пластиной
изготовление ребер жесткости, на детяалях с глубокой вытяжкой
получение полукруглого гиба на листе, путем замены жесткого колеса на обрезиненое
вариант оперативной замены колеса
Ниже несколько вариантов Английского колеса, которые можно использовать как отправную точку при постройке своего варианта.
Английское колесо своими руками
«Английское колесо» — прокатный станок, который используется для формования листового металла толщиной до 2 мм. Эта конструкция была изобретена несколько столетий назад, но до сих пор не вышла из употребления. При помощи «английского колеса» можно создавать сложные радиусные формы, которых очень много в кузовах старых автомобилей и кастомных мотоциклов.
Технические особенности и принцип действия
«Английское колесо» имеет достаточно простую конструкцию. Основной рабочий узел станка состоит из двух роликов, которые жёстко зафиксированы прочной металлической рамой. Во время обработки лист металла закладывается между ними и прокатывается под разными углами до тех пор, пока не примет необходимую форму.
Верхний ролик, как правило, изготавливается из нержавеющей стали и имеет правильную цилиндрическую форму. Размеры и кривизна нижних валиков могут варьироваться в широких пределах. Всё зависит от того, какой формы должна быть деталь, над которой работает мастер.
Где найти комплектующие?
Прокатный станок типа «английское колесо» можно собрать самостоятельно. Для этого нужно всего лишь сварить простую раму из металлопрофиля и закрепить её на полу или стене. Для этих целей хорошо подойдёт квадратная труба 100×100×3 мм, которую легко найти в любом строительном магазине.
А вот вытачивать ролики вручную, без помощи опытного токаря, очень рискованно. Любая неровность на поверхности валика приведёт к браку и порче заготовок. Чтобы не тратить время зря, закажите комплект роликов для «английского колеса» на нашем сайте. И мы поможем вам подобрать подходящие детали и доставим их в любой регион РФ в течение нескольких дней.