Авторская хореография что это
Современная хореография. Тенденции развития
Содержимое публикации
Современная хореография. Тенденции развития
Современная хореография – тот стиль танца, которому присущи ритмика, пластика, музыкальность, и четкость движений под модную и актуальную музыку.
Одна из задач современной хореографии – донести до зрителя настроение, используя определённые движения, а также другие элементы (например, актёрское мастерство, силовые упражнения, декорации, музыку), чтобы создать эффект интересного шоу.
Все виды современных танцев развивают и укрепляют всё тело, заставляют работать в полную силу независимо от навыков или возраста обучающихся.
Сколько бы слов о современном искусстве не говорилось, самый верный способ ощутить этот стиль – это испытать себя и посетить уроки современной хореографии.
В настоящее время новейшими танцевальными направлениями интересуются люди разного социального положения и разной возрастной категории. Но, несмотря на несомненный интерес к данному направлению, знаний о современных танцев недостаточно, а методика их преподавания не совершенна. Многие преподаватели и хореографы работают над профессиональным изучением современных танцев, постоянно экспериментируя и практикуясь в создании интересных разработок. Западные танцевальные школы уже давно диктуют моду в мире современного танца. В России же, современные направления используют, как зрелищное шоу. В наше время, среди любителей современных танцевальных направлений встречается все больше детей и подростков, что говорит о необходимости изучать данное явление и создавать обучающие программы в этой области.
Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца, он живет и активно развивается на ряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танца. Ведь современная хореография – это прежде всего авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя, запутавшихся в сложном лабиринте собственных действий и помыслов.
Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения. В основе танцевальной школы лежит не тренирующий, а обучающий и воспитывающий факторы.
Сейчас предоставлено много возможностей для обучения современному танцу. Во многих крупных городах России, а также заграницей проходят много различных семинаров, где можно овладеть любыми техниками танцев модерн, джаз и другими стилями. Но существуют и свои минусы, так как в нашей стране существует очень мало школ современного танца, где танцовщик мог с детства систематически обучаться различным техникам и получить полное образование в этой сфере, также очень мало литературы по современной хореографии на русском языке. Проблема обучения современному танцу состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ столько и стилей, техник, своих особенностей. Поэтому приобретя танцевальный опыт в одной профессиональной труппе или школе, можно владеть прекрасной техникой, но не выдержать манеру и особенность другого.
Так что начинающий балетмейстер или педагог данного направления, владеющий базой современного танца, может создать свой индивидуальный стиль.
Влияние времени – это закон, который никому еще не удавалось обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более, ста лет в США, затем в Западной Европе и других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Это развитие коснулось и нашей страны. Появляется все больше детских и профессиональных коллективов этого направления, главной целью которых является не только приобщение людей к этому виду хореографии, но и развитие их творческих способностей, индивидуальности, которая скрыта в них. Благодаря этому у каждого танцевального коллектива есть, свой стиль, манера исполнения. В процессе обучения на обучающихся оказывает значительное воздействие формирование нравственных, волевых и психологических качеств, которые становятся постоянными чертами личности.
Танцевальная культура представляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движении человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств.
Современный танец только получил свое развитие в нашей стране и это дает большую возможность молодому поколению балетмейстеров и танцовщиков повышать уровень исполнительской культуры, раскрывает новые пути, решения танцевальной композиции, дает толчок к дальнейшим исследованиям и совершенствованию в области современной хореографии.
Искусство танца постоянно развивается, и то, что сегодня мы называем современной хореографией, завтра уже станет классикой, а послезавтра обрастет легендами. И это нормально, так как никакое искусство не должно стоять на месте. Так же и хореография. Она отвечает потребностям и общим направленностям своего времени. Поэтому важно принимать участие в развитии современной хореографии и поддерживать ее.
Современная хореография
Современная хореография – это направление в танце, популярное среди молодежи.
Что собой представляет современная хореография?
Современная хореография – это в первую очередь искусство танца, это хореография, у которой отсутствуют правила и обязательные движения и позы. Она сформировалась в начале 20 века на Западе и предполагает разнообразное множество танцевальных течений.
Философию такой хореографии называют формирование индивидуальности, и особенных черт каждого танцора.
Стили современной хореографии
В направлениях современной хореографии выделяют:
Модерн – это стиль, который соединяет в себе движение танцоров и ритм музыки. Модерн полностью исключает каноны классических танцев. Танец основан на взаимоотношении движений и ритма.
Что дает нам современная хореография?
Занимаясь тем или иным занятием обычно мы получаем что-то взамен.
В случае с танцами это:
Танцевальные студии современных стилей
Танцы сочетают в себе спорт и искусство и являются одним из способов развлечения, расслабления и досуга. Кто-то занимается ими профессионально, кто-то для удовольствия, кто-то для поддержки фигуры.
Поэтому в настоящее время танцевальные студии очень востребованы. Они могут быть как полноценной школой танцев, так и небольшим отдельным залом. Школы, как правило, преподают несколько видов направлений.
Как выбрать школу танцев современной хореографии?
Каждый, кто мечтает начать танцевать, сталкивается с проблемой в какую школу пойти. Многие делают свой выбор на основе отзывов, кто-то идет в школу неподалеку от дома.
Но существует 7 четких шагов, которые помогут сделать правильный выбор:
Современные танцы – это возможность реализовать себя, не упустите её.
Негрустный дэнс: 10 классных современных хореографов
Культура
В воскресенье на Первом канале стартует новое танцевальное шоу «Dance Революция», в жюри которого будут артист балета Сергей Полунин, хореограф Алла Сигалова и певица Вера Брежнева. Создатели шоу убеждают, что такого мы еще не видели, хотя удивить чем-то в этом сегменте уже трудно, ведь формат танцевальных реалити довольно популярен в последнее время.
Впрочем, чтобы по-настоящему оценить отечественную хореографию, стоит не только включать телевизор, но и ходить на современные постановки. В нашей сегодняшней подборке предлагаем вам познакомиться с несколькими хореографами из России и СНГ, за которыми интересно следить.
Бесспорно, это один из самых известных современных российских хореографов. Искусством танца Варнава был очарован еще в детстве: в возрасте пяти лет он увидел выступление Майкла Джексона. Так как балетной школы в его родном Кургане не было, заниматься Варнава начал в детском театре современного танца. Тяга к искусству была так велика, что после окончания девятого класса Владимир отправился вслед за своими преподавателями в Ханты-Мансийск, где продолжил свое обучение.
У Варнавы вполне удачно могла сложиться и танцевальная карьера, о которой он, по собственному признанию, мечтал гораздо больше, но в какой-то момент художественный руководитель музыкального театра в Петрозаводске, где тогда работал Варнава, предложил ему попробовать себя и в роли балетмейстера.
Боевое крещение Владимир прошел в 2011 году, когда ему пришлось заменить финского хореографа, который должен был ставить в театре балет «Пульчинелла». Эта работа стала балетмейстерским дебютом Варнавы.
После этого он получил предложение поработать в Мариинском театре. В 2017 году постановка «Петрушка» принесла Владимиру победу на фестивале Дианы Вишневой Context, после чего он стажировался в труппе Каролин Карлсон во Франции. Сегодня Варнава много работает и в России, и за рубежом. Но его мечтой остается создание государственного театра современного танца в Санкт-Петербурге.
Я как хореограф сейчас ощущаю нехватку танцовщиков современного танца, в основном сталкиваюсь с недоученными балетными танцовщиками. Где-то учат на культурного деятеля, где-то на хореографа, где-то на народника, но мало где идет упор именно на современный танец,
— говорил Варнава в одном из интервью.
Хореография Варнавы всегда очень экспрессивна, очень графична, а движения выглядят порой резкими, рваными.
Владимир хорошо знаком и широкой публике: он сотрудничал с Чулпан Хаматовой и Театром наций (с Чулпан он сделал спектакль «УтроВечер», а в Театре наций отвечал за хореографию спектакля Максима Диденко «Цирк» с Ингеборгой Дапкунайте), дружит со скандально известным Сергеем Полуниным, был постановщиком балета «Айседора» для всемирно известной балерины Натальи Осиповой.
Но несмотря на явно большую, чем у других хореографов, публичность, главным в жизни Варнавы все-таки остается танец, а не светская жизнь.
В 2010 году Константин Кейхель окончил Челябинский педагогический университет по специальности «педагог-хореограф» и в том же году стал лауреатом конкурса балетмейстеров «Вдохновение XXI века» в Калининграде и конкурса «Альтернатива» в Санкт-Петербурге.
После Кейхель окончил магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, делал постановки со студентами, а также создал собственную компанию современного танца «Акведук». Сегодня Константин работает не только как постановщик, но и как педагог: преподает современный танец в Академии танца Бориса Эйфмана. Его хореография всегда размашиста, с большой амплитудой движения.
Танцами Константин занимался с детства — в студию в родном Нижнем Тагиле он пришел в шесть лет и там же получил весьма разностороннюю подготовку: танцевал и народные танцы, и эстраду, и джаз.
В начале своей хореографической деятельности Кейхель подумывал уехать танцевать в Европу, но в итоге остался в России. Не хотелось надолго расставаться с женой, а также перевесила все-таки тяга именно к созданию постановок, а не участию в них.
Танцевать хореографию как таковую я не очень люблю. Я могу это делать, но процесс постановки гораздо интереснее,
Постановка Abandoned House
В портфолио Кейхеля — работы в разных театрах России, в том числе в Театре балета им. Л. Якобсона, пермском театре балета Евгения Панфилова, Екатеринбургском театре оперы и балета. В московском театре «Новый балет» он создал спектакли «Зимняя роза» на музыку Антонио Вивальди и «Унесенные» на музыку Джованни Соллимы и Йозефа Гайдна в переложении Константина Чистякова. В Большом театре в рамках молодежной программы «Лица» представил постановки «Комната ожиданий» и «Остров». В Мариинском театре в 2018 году поставил одноактный балет «Времена года» на музыку Александра Глазунова.
Я считаю, что самое важное, что должно быть у человека, — любознательность. Понятно, что нельзя объять необъятное. Но ведь это прекрасно, когда, приходя на спектакль современной хореографии, ты видишь историю и понимаешь, что в ней есть часть тебя, твоего мира. Для меня самое главное — это когда на спектакле ты получаешь какое-то магическое ощущение действа, происходящего на сцене. Волшебство, или как угодно это можно назвать: когда не хочется ничего говорить, хочется просто вдохнуть, взлететь куда-то,
— говорит о своей работе Константин.
Эрнест Нургали — хореограф и руководитель танцевальной компании Nurgali Dance Company, а также педагог по современному танцу и хореограф Студии Дианы Вишневой Context Pro. В 2018 году он и сам участвовал в конкурсе фестиваля российской балерины, где стал финалистом образовательной программы Mind and Movement (победа тогда досталась Павлу Глухову).
Эрнест с отличием окончил Тюменский колледж искусств по специальности «артист драматического театра и кино», поэтому в творчестве ему близки и жанр перформанса, и работа в драматическом театре.
Есть у Нургали и диплом по специальности «режиссер балета», который он получил в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Он также много стажировался за границей.
Хореография Нургали часто очень «вязкая» — плавные движения танцоров погружают зрителя в почти гипнотическое состояние.
Среди недавних заметных премьер Нургали — балет «Лес» на музыку Глеба Колядина, премьера которого состоялась в рамках Студии Дианы Вишневой в декабре 2019 года, а также спектакль «Глитч».
Это мой личный дневник, о котором захотелось прокричать, прошептать. Историй в нем много. Они приходят из снов, страхов, моей безмерной любви, из гнева и отчаяния, дружбы, общения с людьми, из отчуждения. Красота в нем разная: и созерцательная, и пугающая, манящая и гипнотическая. Из всего этого мы сотворили что-то очень особенное, во что каждый из создателей спектакля вложил свою душу,
— представил свою новую работу публике Нургали.
Дмитрий Масленников несколько отличается от вышеперечисленных хореографов. Профессиональную известность ему принесли не фестивали современной хореографии, а телевизионный проект «Танцы на ТНТ». С первых же конкурсных этапов Масленников обратил на себя внимание своей манерой танца, которую считают очень эмоциональной и интеллектуальной, — его творчество называют «умными танцами».
Начинал заниматься танцами Дмитрий еще на Украине (он родился в Донецкой области и вырос в Крыму), современный танец затем изучал в Киевском университете культуры. На Украине же Масленников впервые попробовал свои силы в телевизионном танцевальном шоу «Танцуют все»: в двух сезонах он участвовал в качестве конкурсанта, а вот третий раз появился уже в качестве хореографа.
Этот талант в нем быстро рассмотрели и наставники шоу «Танцы на ТНТ». Ему даже выпал шанс станцевать сольный номер (обычно участники выступали парами), который он сам же и поставил. Впоследствии Масленников сам стал одним из педагогов-хореографов на шоу.
Танцы Масленникова — это всегда оголенный нерв: создается впечатление, что в нем задействована буквально каждая клеточка тела, а направление движения подчас меняется так резко, что, кажется, где-то тихонько покачиваются законы физики. При этом Дмитрий ловко миксует классические балетные прыжки с техникой модерна.
Сегодня он работает как балетмейстер, проводит мастер-классы для молодых танцовщиков, а также курирует собственные проекты DOM Dance Theatre и «Танцевальная лаборатория Димы Масленникова». Он также является хореографом мюзиклов «Летучий корабль», «Джумео» и «Чайка».
Пока некоторые хореографы начинают свой путь с маленьких сцен, Максим Петров в 21 год уже получил в свое распоряжение сцену Мариинского театра. Петров получил классическое образование в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, но стремительная карьера танцовщика у него не задалась.
В первый рабочий день я пришел в театр, и все новые артисты труппы отправились разучивать роли, а меня послали сразу на сцену — стоять полтора часа с копьем во время оперного спектакля,
— вспоминал Максим в интервью изданию «Собака».
Максим Петров
Год он фактически проработал в мимансе, в свободное время разучивая репертуар театра и по случаю подменяя артистов кордебалета, пока не набрался смелости и не пошел говорить с руководителем балетной труппы. После этого Петрова перевели в кордебалет — сольных партий в его репертуаре не появилась, но инициативность молодого танцовщика окупилась другим образом.
В театре Максим поделился своим замыслом поставить балет Cinéma на музыку Эрика Сати, с которым он хотел участвовать в Творческой мастерской молодых хореографов. Танцовщику разрешили постановку.
Будучи сам классическим танцовщиком, в своих постановках Петров стремится соблюсти четкий рисунок танца и наполнить постановку эффектными групповыми номерами.
Если бы у меня не получилось начать заниматься хореографией здесь, в Мариинском театре, я все равно пытался бы пробовать себя в качестве постановщика, но путь мой был бы в десять раз более тернистым,
Сегодня Петров — один из самых известных хореографов на российской сцене, в чьем портфолио довольно громкие проекты. Например, балет «Мечтатели», который он создал вместе с Владимиром Варнавой и Ильей Живым на музыку Daft Punk. Работает Максим и за рубежом — в 2018 году как хореограф дебютировал в Балете Атланты постановкой Сoncerto Armonico на музыку Александра Черепнина.
«Лилия Бурдинская из поколения молодых хореографов, формирующих реальность российского современного танца», — так пишут о хореографе критики.
Лилия училась в школе классического балета им. Николая Легата и лондонской школе современного танца The Place, лауреат Гран-при фестиваля «Context. Диана Вишнева» за постановку Forest. У Бурдинской есть своя танцевальная компания, кроме того, она является основательницей Центра современного танца ByeBye Ballet.
Ее авторский почерк узнаваем: это и специфические движения, требующие от артистов особой физической подготовки, и синтез самых разных искусств на сцене. В постановках используются голос (тексты Бурдинская, кстати, часто пишет сама), музыка, видеопроекции.
Именно в современном танце я нашла тот отклик моего внутреннего мира. Я вот иногда говорю, что без танца, именно этого танца, я была бы глухонемая, потому что через него я действительно говорю. Там я развиваю свой язык, и я чувствую, что этот язык разделяется еще другими танцовщиками. Поэтому для меня современный танец — это собеседник и современник зрителя,
— говорит о своей работе Лилия.
Одной из нашумевших и впечатливших зрителя постановок стала «Офелия в бинтах», где хореограф постаралась раскрыть шекспировскую героиню с разных сторон. Еще одна заметная работа Бурдинской — спектакль «Распад атома» с участием Алисы Хазановой, который был показан в рамках Дягилевского фестиваля. А по личному приглашению Теодора Курентзиса она поставила одноактный балет с восемью певцами «Узел» на сцене Пермского театра оперы и балета.
Екатерина Решетникова — имя, также хорошо знакомое тем, кто больше следит за танцевальным искусством по телевизору, а не на театральных площадках. Широкую известность она получила благодаря проекту «Танцы на ТНТ», где была одним из педагогов-хореографов в команде Мигеля.
Но свою карьеру в телепроектах Екатерина начала строить еще раньше: она участвовала в проекте «Звезда танцпола» на MTV (победа ей не досталась, зато она получила приглашение в коллектив Сергея Мандрика Street Jazz), а также являлась педагогом-репетитором на шоу «Фабрика звезд — 6».
Решетникова много работает с отечественными артистами, ставя танцы в клипах и для эстрадных номеров. Так, она была хореографом группы «Серебро», Бьянки, Елки, Елены Темниковой и других. Вместе с Гариком Рудником Решетникова также была режиссером-постановщиком шоу Ляйсан Утяшевой Bolero. Екатерина также активно преподает, в том числе и для детских групп.
Ее хореография близка к уличным стилям вроде хип-хопа с легким эстрадным глянцем, который придает выступлениям зрелищности.
Ольга Лабовкина в 2002 году окончила Гродненский государственный колледж искусств по специальности «хореографическое искусство», а в 2013 году — магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Свою танцевальную карьеру Ольга начинала в группе современной хореографии «Тад» при Гродненской областной филармонии.
В 2008 году Ольга создала театр танца Karakuli в Минске. Труппу приглашали на выступления в Швецию и Италию, кроме того, спектакли театра были показаны в рамках фестиваля «Золотая маска». В 2018 году группа распалась.
Я была выжата. Я занималась всем: и хореографией, и организацией, и танцем. В какой-то момент я поняла, что это перебор,
— рассказывала Ольга в интервью немецкой газете Giessener Allgemeine.
Стиль Лабовкиной похож на своеобразный эффект домино: последовательные движения танцоров, следующие друг за другом, «сцепляются» в единое полотно танца.
Сегодня Лабовкина работает в качестве независимого хореографа с разными коллективами. В конце прошлого года в Германии состоялось сразу несколько премьер: Ольга выступила хореографом-постановщиком спектакля Jagen в Гиссене.
Ольга Васильева училась на отделении хореографии Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, а также окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности «балетмейстер». Карьерным трамплином для нее также стал фестиваль современной хореографии Дианы Вишневой, где в 2016 году Ольга получила Гран-при.
Победа позволила ей пройти стажировку в Израиле в школе Maslool Professional Dance Program в Тель-Авиве. В качестве танцовщицы Ольга принимала участие в постановке Лилии Бурдинской Forest, а также танцевала дуэт с Владимиром Варнавой в фильме Анны Кучерявой «Сад».
Сегодня Васильева больше сосредоточена именно на работе постановщиком, хотя иногда подменяет танцовщиц в своих собственных постановках. Например, во время гастролей с балетом The Room в Голландии в 2017 году она исполнила партию, которую изначально исполняла Полина Митряшина.
В ее хореографии смешиваются самые разные виды движений: тут можно увидеть не только разученные па, но и спортивные прыжки, и какие-то по-бытовому неловкие жесты.
На мой взгляд, сложно соединять постановочную деятельность и исполнительскую. Преклоняюсь перед теми, кому удается,
— говорила она в интервью Harper’s Bazaar.
В рамках творческих лабораторий молодых хореографов Мариинского театра Ольга создала постановки «Многословность» на музыку Нильса Фрама и Макса Рихтера, «Фламинго» на музыку П. И. Чайковского, а также поставила спектакль «Мы» для танцевальной труппы Воронежского Камерного театра.
Софья Гайдукова хорошо известна и как танцовщица, и как постановщик. 14 лет она была солисткой театра «Балет Москва». В отличие от многих артистов, чьи семьи совершенно не были связаны с миром искусства, Софья из балетной семьи — она внучка знаменитой балерины Софьи Николаевны Головкиной.
Гайдукова с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (училась она, кстати, в одном классе с Анастасией Винокур и Екатериной Крысановой). Директором в тот период была ее бабушка, но от любого шлейфа знаменитого родства и приставки «внучка Головкиной» Софья, кажется, стремилась избавиться, хотя и честно говорила, что без протекции бабушки не обошлось.
Видимо, меня взяли по блату. И медкомиссию я тоже не прошла, потому что пальцы на ногах у меня были не того размера. У меня второй, третий и четвертый — одинаковой длины. Это плоскостопие развивает, вроде так говорили. В общем, каким-то образом, не знаю (хотя, конечно, знаю) я попала в училище,
— вспоминала Софья свое поступление в интервью сайту No fixed points.
В итоге можно сказать, что ей, в общем-то, удалось доказать то, что она в мире балета — самостоятельная единица. В 2017 году Гайдукова ушла из «Балета Москвы» — точнее, с ней просто не продлили контракт. Зато у танцовщицы появилось время вплотную заняться современным танцем, которым она увлеклась.
Как постановщик она стала работать в паре с Константином Матулевским — их спектакль был номинирован на «Золотую маску». Вместе ставить они начали еще на сцене театра «Балет Москва» и продолжают вместе работать сегодня. В прошлом году они поставили «ИшТаб» — танцевальный спектакль с куклами.
Хореография Гайдуковой и Матулевского всегда довольно интенсивна, а задействованы оказываются все плоскости: танцуют не только стоя на ногах, но и лежа на сцене.
С 2011 года Софья также преподает современный и сценический танец на балетмейстерском, режиссерском и актерском факультетах ГИТИСа.