Авторская характеристика что это такое
Авторская характеристика что это такое
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Содержание:
Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.
Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.
Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.
Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:
Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.
Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.
Сюжетная и несюжетная композиция делится на:
Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.
Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
Экспозиция
Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.
Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.
Завязка
Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.
Кульминация
Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.
Развязка
Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.
Эпилог
Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.
Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:
Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.
Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.
Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.
Автор
Образ автора, рассказчик
Авторский опыт и представления о мире
Практически совпадает с автором или намеренно
отдаляется от него
Обладает чертами героя-рассказчика
Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.
Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.
Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.
Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.
Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.
Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта. (Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).
«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).
Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.
«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»
Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.
Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).
Авторская характеристика
Для подробного рассмотрения и исследования я выбрала сказку Братьев Гримм «Красная шапочка». Сказка начинается со слов «жила-была», что совершенно несвойственно стилю написания Гримм, такое начало сказки употреблялось довольно редко.
По своей структуре данная сказка имеет много труднообъяснимых элементов. Это я рассмотрю ниже. Начнем с того, что бабушка сшила любимой внучке шапочку из красного бархата, которая очень ей идет. Этим объясняется тесная связь бабушки и внучки на протяжении всей сказки. Фольклорный материал, используемый Братьями Гримм для написания этой сказки, очень часто фигурировал в индоевропейской культуре. Это объясняет тот факт, что в индоевропейской мифологии детей связывали не с родителями, а со своими бабушками и дедушками.
Также автор сказки намеренно сделал главным атрибутом девочки именно шапочку именно красного цвета. Символика данного головного убора объяснялась тем, что издревле голова считалась самой главной частью тела [8,C.271].
Итак, по окончанию данного параграфа стало известно о видах авторских характеристики об их применении в сказке. Далее мы узнаем, что сказка «Красная Шапочка», если подробно разобраться имеет много мифических моментов. Также следует отметить и поступки персонажа, о которых подробно рассказывается в следующем разделе.
Поступки персонажа
Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом [7,C.122].
О поступках данного литературного персонажа можно говорить бесконечно. Автор, используя косвенную характеристику через поведение героя, дает нам полную картину ее поступков, не упускает он также и речевую сторону Красной Шапочки.
Речь персонажа
немецкий сказка персонаж
Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.
В данной сказке присутствует много междометий. Они выступают как средства выразительности. Это мы можем наблюдать в диалоге между Волком, лежащим в бабушкиной кровати и самой Красной Шапочкой:
Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши?
Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!
В сказке также имеется много авторских реплик. Именно они помогают точно, ярко и наглядно представить всю картину этой сказки и понять мельчайшие ее аспекты, но в то же время она не перегружена словами автора, что тоже очень важно.
Речь Красной Шапочки грамотна, выразительна, лаконична. Она вежливо разговаривает с Волком, мило соглашается собрать букет цветов для бабушки. В то же время маленькая девочка очень наивна и доверчива в силу своего возраста. Вряд ли речь главного персонажа можно назвать сказочной, скорее, она обыденная и в основном состоит из ответов на вопросы Волка. Ответы краткие, простые, здесь мы не можем выделить даже несколько стилистических средств, нет сравнения, метафор, эпитетов, речь проста и это также объясняется тем, что Красная Шапочка еще мала, ее речь кратка, проста и примитивна. Но в сказке и присутствует такой момент, где девочка очень точно описала место жительства бабушки, применяя в своей реплике более объемную структуру предложения:
Автор наделяет Красную Шапочку смышленостью, девочка, несмотря на свой возраст, знает, что такое четверть часа, она знает, как выглядит дерево орешника и догадывается, что Волк больше ее осведомлен в лесу, это мы видим со слов «Ты-то, пожалуй, знаешь».
Исходя из вышеописанного параграфа, удалось исследовать речь главного персонажа. Она грамотна, выразительна и лаконична. Но в сказке присутствует также и речь других героев, о чем и пойдет речь в следующем разделе.
Чужая речь
Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай, а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам туда да сюда заглядывать. «Komm, Rotkäppchen, da hast du ein Stück Kuchen und eine Flasche Wein, bring das der Großmutter hinaus; sie ist krank und schwach und wird sich daran laben».
Далее идет диалог Красной Шапочки с самим Волком, он отвечает на вопросы Красной Шапочки про уши, глаза, рот. Его речь спонтанна, отчетлива и ясна. Здесь тоже не наблюдается сказочных моментов, она, скорее, повседневная.
Далее идет реплика охотника, она единственная в сказке и направлена к Волку:
Речь охотника очень категорична, он называет Волка «старым греховодником», тем самым ругая его. На мой взгляд, автор приводит здесь такую стилистическую фигуру, как сравнение, он рисует Волка тем, у кого единственная цель набить поплотней свое брюхо [21,C.216].
Речь всех персонажей сильно отличается друг от друга. Выясняется, что речь Волка может быть разной: в зависимости от того, что он хочет сделать. Он ласково разговаривает с главной героиней, дабы отвлечь ее внимание прекрасными цветами на полянке, а затем грубым голосом, лежа в постели бабушки, отвечает на вопросы Красной Шапочки. Охотник и вовсе выражается в отношении Волка очень категорично.
Обобщающая характеристика образа
В 1812 году братья Гримм издали сборник сказок, куда вошла и обновлённая «Красная Шапочка». Отличий от версии Шарля Перро появилось немало: мотив запрета, который девочка нарушает; девочка несёт не пирожки и горшочек масла, а кусок пирога и бутылку вина; бабушка живёт не в другой деревне, а прямо в лесу; в конце бабушка и девочка спасены дровосеком, а волк погибает [14,C.87].
Итак, из данной главы стало известно, что сказка имеет массу самых различных интерпретаций в зависимости от того, в какой стране она была написана, чаще всего варьируется содержимое корзинки девочки, это обусловлено особенности бытовых укладов жизни той или иной страны, но, тем не менее, суть сказки во всем мире остается одной.
Выводы по главе 2
Несмотря на многоаспектность проанализированной сказки, она все же имеет очень поучительное содержание. Данную сказку по праву можно назвать литературной, а подкрепляют это следующие факты: повествовательный жанр, который по воле автора поднимает эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов, вымышленные персонажи, но реальная окружающая действительность (лес, поляна с цветами, домик бабушки), волшебно-фантастический сюжет сказки. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, которые имели место еще в далеком прошлом.
Влияние сказок братьев Гримм было огромным, с первого же издания эти чудесные истории завоевали любовь детской аудитории. Популярный англо-американский поэт У. Х. Оден назвал этот труд одним из столпов западной культуры.
Также установлено, что в православном обзоре «Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует», изданном «по благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона» в 2004 году, в числе допустимых и полезных для детского чтения были названы всего 32 сказки из сборника братьев Гримм (около 15 %). В список не вошли многие, являющиеся популярными у детей, такие как «Золушка», «Красная Шапочка», «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик» и т. д. Эти сказки, а также все остальные, не включённые в обзор, признаны
условно-допустимыми, вредными, бессмысленными, жестокими, вызывающими «нездоровое любопытство» и «кощунственными» [5,C. 206].
Заключение
Проанализировав большое количество литературы, различные труды российских и зарубежных литературоведов, ученых и исследователей, можно сделать вывод, что все заявленные цели, указанные во введении данной работы достигнуты.
В ходе своей работы я опиралась на такие первоисточники, как литературные энциклопедические словари, различные пособия по художественным стилям текста, стилистике и интерпретации. Рассматривала различные точки зрения авторов, сопоставляла их и выявляла различия между ними. Также я рассмотрела несколько источников на немецком языке.
Результаты данной исследовательской работы можно будет использовать во всех областях науки, касающихся лингвистики, разных исследований в области литературной сказки и просто для тех, кто увлекается немецкой культурой.
Также в процессе исследования мною были использованы цитаты из нескольких источников.
Известно, что сказки Братьев Гримм известны во многих странах и их с удовольствием читает детская аудитория. К сожалению, полностью показать все аспекты сказок не представляется возможным ввиду объема курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность, мотивы и специфику сказок, как русских, так и творений немецких народных писателей. Изначально были раскрыты базовые вещи, такие как специфика художественного текста, жанр сказки, образный строй текста и некоторые способы создания персонажа. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия точек зрения различных авторов на одни и те же вещи. Для завершения полной картины автором данной курсовой работы были раскрыт вопрос о положительных и отрицательных качествах сказочных персонажей, в том числе и немецких. Также был описан вопрос об исследователях данной области науки.
Создание сказочного персонажа, несомненно, требует от автора большой ответственности, сосредоточенности и продумывания всех мельчайших деталей вплоть до украшений, обуви, цвета одежды, волос, цвета глаз, телосложений, социального статуса, политических взглядов, отношения к материальной стороне и многое другое.
Обращаясь к различным источникам информации, удалось доказать, что литературная сказка помогает глубже понять культуру данного народа, к какому она принадлежит, помогает раскрыть этические и моральные аспекты, понять этнический дух народа, чем живут или жили эти люди.
Важнейшей задачей общества всегда стояло и стоит воспитание нынешнего поколения людей, а сказка как раз выступает в роли доброго помощника, ведь мы все выросли на сказках, ведь нет ничего лучше развивать у ребенка с раннего детства видение доброты.
Сказки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности.
Я считаю, что сказки Братьев Гримм всегда останутся востребованными среди детской аудитории, ведь кто еще, если не они завоюет такой колоссальный успех у детей своими потрясающими, по-настоящему добрыми и поучительными сказками.
Список используемой литературы
1. Адмони В.Г. Грамматика и текст //Вопр. Языкознания. 1985.
. Афанасьев А. Н. Русские легенды и сказки. М.: 1986.
. Аникин В. П. Русские народные сказки. М.: 1959., стр. 280.
. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста // Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга»: 2004., стр. 464.
. Братья Гримм «Сказки», Минск. 1957. С.121).
. (В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки»). М.: 1977., с. 99
. Долинин К. А. Интерпретация текста. М.: «Просвещение»:1985., стр. 288.
. Домашнев А. И. Интерпретация художественного текста. М.: «Просвещения»: 1983., стр. 192.
. Пропп В. Я. Морфология сказок. М.: 1983. стр. 385.
. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: «Лабиринт»: 2005.
. Рогова К. А Анализ художественного текста : Русская литература ХХ века: 20-е годы. СПб.:1997.
. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. М.: «Просвещение»: 1972., стр. 71.
. Степанов Г.В. Несколько замечаний о специфике художественного текста. М.: 1976.
. Степанова Н. Н. Стиль в тексте и текст в стиле. Барнаул: 2005.
. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. М.: «Высш. Школа»: 1975., st. 316.
. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig, 1977, st. 394.
25. Bruder Grimm Die Kinder- und Hausmärchen. Berlin, 1957, st. 191.
Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё: