Доказано что включение особенных детей в общеобразовательную среду
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :
Доклад на тему ««Инклюзивное обучение»
Инклюзивное образование. Проблемы и пути их решения.
В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования. В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование дает:
детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;
родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии;
школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;
обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности;
государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений.
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
•федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
•правительственные (постановления, распоряжения);
•ведомственные (Министерства образования);
•региональные (правительственные и ведомственные).
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза.. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Проблемы и пути решения инклюзивного образования на уроках
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Перечислю, некоторые проблемы связанные с внедрением инклюзию в общеобразовательные учреждения:
Среди учителей, может проявляться настороженное отношение к таким детям.
Исправить ситуацию позволит серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.
Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей.
Учителя так же, как и руководители школы, должны поощряться к обсуждению вопросов, связанных с обучением и преподаванием, а также с методами и возможностями развития. Учителя должны также быть знакомы с новыми учебными планами и программами и получать подготовку, необходимую для оценки успеваемости учащихся.
Отношение родителей здоровых детей и детей с ОВЗ к данной идее.
Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на мой взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий — и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.
Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Доказано из зарубежных опытов, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство.
Значительное большинство родителей детей инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и классно урочной системе, они удовлетворены полностью или частично этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить полной жизнью всем независимо от состояния здоровья.
Социальная адаптация ребенка происходит легче.
Нельзя в классах. где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.
Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.
Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Инклюзивное образование – от «культуры полезности к культуре достоинства».
Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.
Сказанное – не пустые слова, за ним стоит состоявшийся опыт инклюзивного обучения в США, Канаде, Германии, Испании, Франции, опыт отдельных экспериментальных ОУ в РФ, а также опыт исследования эффектов и рисков этой особенной образовательной практики. Доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле – не срабатывают. А это – полезно всем без исключения детям.
Инклюзивная школа – сложный и дорогостоящий социально-образовательный проект, но если бы он не давал значимых социальных, нравственных, педагогических эффектов, вряд ли бы он нашел такую поддержку в политических, финансово-экономических, научных, педагогических кругах почти в 40 странах мира. Думаю, вполне уместно говорить о том, что образовательная инклюзия – это признак движения и нашего российского общества от культуры полезности, где пролетарий ценился выше интеллигента, а член партии выше беспартийного, к культуре достоинства. Как утверждает автор этой идеи А.Г. Асмолов: «В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны. Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно культура достоинства более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, к выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории».
Важно отметить и тот факт, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей. Но где-то, например, в Испании в 80-е годы 20 столетия, эта борьба приняла формы открытых протестов против специальных школ-инернатов. А где-то, например, в глубинке Ханты-Мансийского автономного округа, она проявляется сегодня как тихое сопротивление родителей образовательной политике, призывающей ради блага коррекционной помощи ребенку с проблемами слуха, зрения, движения, речи, отлучать его от семьи, от сельского образа жизни и отправлять в стены городской коррекционной школы-интерната, находящейся порой за 100, а то и 500 километров от родного дома.
В результате еще до принятия специальных мер по включению детей с ОВЗ в общеобразовательную среду родители практически каждого второго ребенка в сельских территориях нашей области уже «проголосовали ногами» за инклюзивный детский сад и инклюзивную школу. На этом фоне государственной власти и педагогической общественности недопустимо только рассуждать о возможности или невозможности инклюзии, а необходимо переходить к улучшению условий образования детей в уже состоявшейся «дикой инклюзии».
На этом этапе развития нашей системы образования необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех школ и детских садов, которые, соблюдая ФЗ «Об образовании», готовы принять ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в свою общеобразовательную среду, продумывая свои шаги к системной реализации этого проекта.
Важно оценить предпосылки инклюзивного образования в своем регионе – и не растерять имеющийся опыт. Это и:
Важно учесть и барьеры на пути к реализации проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций, тотального инклюзирования:
Важно понимать специфику социальной ситуации развития инклюзивного образования в сельских и городских территориях нашего региона, поскольку она принципиально различна. В нашем сельском поселении инклюзивное образование есть на базе нашей Алябьевской школы. Это – важные источники опыта для всех, кто намерен реализовывать такую практику в будущем. При этом в Советском районе Ханты-Мансийского округа существуют достаточные информационные, научно-методические, кадровые потенциалы и социально активные общественные, в том числе родительские объединения, являющиеся важными ресурсами для продвижения идей образовательной инклюзии в практику.
В то же время в сельских территориях инклюзия уже состоялась : много детей с ОВЗ обучается в общеобразовательных школах и в специальных, коррекционных школах и школах-интернатах. Но при этом на селе наблюдается не только жесткий информационный голод и кадровый дефицит, но и продолжают быть устойчивыми стереотипы устранения ребенка с ОВЗ из ОУ, наблюдается недостаточная толерантность населения к детям-инвалидам, присутствует нежелание родителей отлучать ребенка от дома и нежелание детей обучаться в школах-интернатах.
Российский и зарубежный опыт инклюзивного образования отчетливо показывает, что одним из наиболее важных условий его успешности является система ППМС-сопровождения. Отсюда понятно, что инклюзивное образование – новый вызов психологической службе области. Всем нам, специалистам системы комплексного сопровождения, предстоит решить целый ряд новых для себя вопросов: кого сопровождать, где, как, когда, какими методами.
При этом недостаточно только создать саму инфраструктуру психологической службы, в муниципальных территориях, но и изменить методологические подходы к работе психологов с проблемами детей с ОВЗ: перейти наконец от селективной диагностики к диагностике развития (выявления ресурсов ребенка), от терапии стрессовых состояний педагогов, не принимающих особенных детей – к совместному поиску с ними психологически целесообразных условий обучения таких детей, от коррекции отдельных проблем в развитии детей – к сопровождению всей ситуации их развития в школе.
Стоит подчеркнуть, что существуют факторы, внушающие надежду, что эта образовательная инициатива не будет благополучно провалена в нашем регионе и его отдельных территориях. Основные из них:
Инклюзивное образование – от «культуры полезности к культуре достоинства»
Инклюзивное образование – от «культуры полезности к культуре достоинства»
Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.
Сказанное – не пустые слова, за ним стоит состоявшийся опыт инклюзивного обучения в США, Канаде, Германии, Испании, Франции, опыт отдельных экспериментальных ОУ в РФ, а также опыт исследования эффектов и рисков этой особенной образовательной практики. Доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Обнаружено, что инклюзивное образование при его грамотной организации меняет не только мотивацию школьников, обучающихся рядом со своими сверстниками-инвалидами, но и способно радикально менять педагогическую позицию учителей. Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно-дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле – не срабатывают. А это – полезно всем без исключения детям.
Инклюзивная школа – сложный и дорогостоящий социально-образовательный проект, но если бы он не давал значимых социальных, нравственных, педагогических эффектов, вряд ли бы он нашел такую поддержку в политических, финансово-экономических, научных, педагогических кругах почти в 40 странах мира. Думаю, вполне уместно говорить о том, что образовательная инклюзия – это признак движения и нашего российского общества от культуры полезности, где пролетарий ценился выше интеллигента, а член партии выше беспартийного, к культуре достоинства. Как утверждает автор этой идеи : «В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны.
Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, к выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории».
Важно отметить и тот факт, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей. Но где-то, например, в Испании в 80-е годы 20 столетия, эта борьба приняла формы открытых протестов против специальных школ-инернатов. А где-то, например, в глубинке Новосибирской области, она проявляется сегодня как тихое сопротивление родителей образовательной политике, призывающей ради блага коррекционной помощи ребенку с проблемами слуха, зрения, движения, речи, отлучать его от семьи, от сельского образа жизни и отправлять в стены городской коррекционной школы-интерната, находящейся порой за 100, а то и 500 километров от родного дома.
В результате еще до принятия специальных мер по включению детей с ОВЗ в общеобразовательную среду родители практически каждого второго ребенка в сельских территориях нашей области уже «проголосовали ногами» за инклюзивный детский сад и инклюзивную школу. На этом фоне государственной власти и педагогической общественности более недопустимо только рассуждать о возможности или невозможности инклюзии, а необходимо переходить к улучшению условий образования детей в уже состоявшейся «дикой инклюзии».
На этом этапе развития нашей системы образования необходимо взвешенно, поэтапно, обдуманно, комплексно решать проблемы нормативно-правового, материально-технического, кадрового, программно-методического и финансово-экономического обеспечения тех школ и детских садов, которые, соблюдая ФЗ «Об образовании», готовы принять ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в свою общеобразовательную среду, продумывая свои шаги к системной реализации этого проекта.
Важно оценить предпосылки инклюзивного образования в своем регионе – и не растерять имеющийся опыт. Это и:
• сложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образования;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области для работы с детьми с ОВЗ, (НИКпиПРО, НГПУ, ОЦДК и др.);
• деятельность уникальных ОУ, экспериментальных школ;
• разрабатываемая программа развития системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Важно учесть и барьеры на пути к реализации проекта, чтобы избежать рисков необдуманных инноваций, тотального инклюзирования:
· слабое взаимодействие существующих элементов, необходимость их интеграции в единую управляемую систему и обеспечение её ресурсами;
· отсутствие региональной нормативной правовой базы инклюзивного образования (норматив финансирования, Положение и т. д.);
· недостаточная проработка механизма оплаты труда педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы и дистанционного образования;
· отсутствие в системе подготовки, переподготовки педагогов для общеобразовательной школы программ по инклюзивному образованию.
В то же время в сельских территориях инклюзия уже состоялась де факто: примерно 4000 детей с ОВЗ обучается в общеобразовательных школах и столько же – в специальных, коррекционных школах и школах-интернатах. Но при этом на селе наблюдается не только жесткий информационный голод и кадровый дефицит, но и продолжают быть устойчивыми стереотипы устранения ребенка с ОВЗ из ОУ, наблюдается недостаточная толерантность населения к детям-инвалидам, хотя отчетливо выражено нежелание родителей отлучать ребенка от дома и нежелание детей обучаться в школах-интерната.
Российский и зарубежный опыт инклюзивного образования отчетливо показывает, что одним из наиболее важных условий его успешности является система ППМС-сопровождения. Отсюда понятно, что инклюзивное образование – новый вызов психологической службе области. Всем нам, специалистам системы комплексного сопровождения, предстоит решить целый ряд новых для себя вопросов: кого сопровождать, где, как, когда, какими методами.
При этом недостаточно только создать саму инфраструктуру психологической службы, в муниципальных территориях, но и изменить методологические подходы к работе психологов с проблемами детей с ОВЗ: перейти наконец от селективной диагностики к диагностике развития (выявления ресурсов ребенка), от терапии стрессовых состояний педагогов, не принимающих особенных детей – к совместному поиску с ними психологически целесообразных условий обучения таких детей, от коррекции отдельных проблем в развитии детей – к сопровождению всей ситуации их развития в школе.
Стоит подчеркнуть, что существуют факторы, внушающие надежду, что эта образовательная инициатива не будет благополучно провалена в нашем регионе и его отдельных территориях. Основные из них:
· внятная и последовательная образовательная политика в регионе (Принятие программы, расчет норматива, утверждение Положения или регионального Закона);
· личная позиция и управленческая воля руководителей муниципального уровня;
· принятие ценностей и идей инклюзивного образования педагогами, родителями, обществом;
· проектное, то есть поэтапное, обоснованное, плановое, ресурсно обеспеченное, комплексное решение этой новой образовательной проблемы (кадры, нормативно-правовое обеспечение, материально-техническая база, программно-методические материалы, комплексное ППМС-сопровождение).
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях.
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования.
В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.
Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Вопросы и ответы:
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и
интеллектуальном развитии. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.Для детей сограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Правила инклюзивного образовательного учреждения
— Все воспитанники равны в детском сообществе.
— Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
— У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
— Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
— Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
— Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
— Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
— Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Цель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования:
— квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
— интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
— формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
— создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Цели и задачи – система задач трех уровней:
— коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития
— развивающий – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе
1. Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг), педагоги, родители (проблема в развитии)
2. Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги (дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели
3. Реализация рекомендаций консилиума
4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
— Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
— Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
— Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
— Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
— Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.
— Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ;
— Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
— Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
— Индивидуальная программа обучения (ИПО);
— Компетентный подход и инклюзивное образование.
— Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
— Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
— Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми:
с родителями:
тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;
с педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы:
комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.
Нормативная документация Федерального уровня
10 общих правил Этикета при общении с детьми-инвалидами
и детьми с ОВЗ
1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.
2. Естественно, пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.
3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
4. Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника
8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом. » тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Информация для родителей
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это, кажется, это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если родители постоянно подменяют действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Особенности ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Рекомендации педагога-психолога родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».