Доказать что сказание о белгородском киселе относится к древнерусской литературе
Урок литературы по «Сказанию о белгородском киселе» (6 класс)
6 класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».
Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.
Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.
Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
«Сказание о белгородском киселе»
Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.
Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение.
В «Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:
2. Когда происходит действие «Сказания…»?
— Действие «Сказания. » происходит в 997 году.
3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?
4. Почему горожане решили сдаться печенегам?
— Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.
5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
— Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.
6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем?
7. Какие качества проявил старец?
— Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость, упорство.
8. Опишите финал «Сказания. ».
— Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города и ушли восвояси.
9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?
— Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской смекалки и отваги.
10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
— «Сказание. » говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более мудрыми и опытными людьми».
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по литературе «Древнерусская литература. Понятие о сказании. «Сказание о белгородском киселе» (6 класс; 2 урока)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Постановка цели урока: продолжить знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”. *
Возникновение древнерусской литературы Записать условия возникновения древнерусской литературы? *
Русская литература Древнерусская литература– это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы. (XI-XVII в.) Новая русская литература (с XVIII в.) *
Основная причина, объясняющая возникновение древнерусской литературы, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси. *
Древнейшее славянское письмо Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков *
Возникновение письменности на Руси Введение христианства в 988 году князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность. *
Кирилл и Мефодий * Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология. *
Условия возникновения древнерусской литературы 1. Образование древнерусского государства – Киевской Руси. 2. Появление письменности. 3. Существование фольклора. *
Летописание началось на Руси в XI веке. *
Се повести времяньных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть. Нестор. * ЛЕТОПИСЬ – Как изображен летописец? – Какова главная мысль этой картины? – Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?
«Повесть временных лет» * Монах Нестор
“Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”. *
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания *
Белгород в X веке В названии темы есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году. *
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси *
Печенеги Печенеги-объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым. *
Корчага – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху. *
Д.С.Лихачев «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» * – Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
Задание на самоподготовку. 1. Подготовьте пересказ«Сказания о белгородском киселе», используя устаревшие слова. 2.* Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»? *
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-686506
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературе на тему «Сказание о белгородском киселе», 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Повесть временных лет» Сказание о белгородском киселе
Летописец- монах, составитель летописи
Особенности древнерусской литературы
Нет просто действующих лиц – есть герои, совершающие великие подвиги. Описываются только исключительные события. Образный язык (смотреть учебник стр. 17). Произведения отличатся гражданственностью, патриотизмом.
Нет описания жестокостей. Защищает благородные идеалы, пробуждает «чувства добрые». Это жизнеутверждающая литература, воспитывает стойкость духа. Выражает глубокое уважение к другим народам, их обычаям и верованиям. Отсутствуют вымышленные герои и сюжеты. Действуют исторические лица, описываются исторические события.
Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города.
Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе». Задание: 1. Какие особенности, свойственные произведению древнерусской литературы находим в сказании? Аргументируйте ответ примерами из текста. 2. Найдите в тексте примеры синтаксического параллелизма, анафоры, многосоюзия, инверсии.
Выводы 997 год – реальные исторические события: осада города печенегами. Все действия героев направлены на защиту города, родины. Это жизнеутверждающее произведение, оно воспитывает стойкость духа, патриотизм. Использованы различные средства выразительности.
Тест 1.Почему печенеги, взявшие в осаду Белгород, «отпустили заложников и пошли восвояси»? 1)Они убедились в стойкости жителей и поэтому отступили. 2) «Десять мужей», которые были отправлены, «чтобы посмотреть, что творится в городе», сообщили о невозможности завоевать сильного противника. 3) Они узнали, что в Белгород спешат войска на помощь горожанам. 4) Они поверили, что осаждённые горожане «имеют пищу от земли» и их «не перестоять».
2. В предложении «И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки» использованы художественные средства: 1)олицетворение 2) метафора 3) многосоюзие 4) гипербола
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» Д.С.Лихачев. Чему учит нас древнерусская литература?
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение: «Сказание о белгородском киселе» – произведение древнерусской литературы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-654536
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Образовательный сайт
Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.
Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.
Как удалось спасти город и его жителей
Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.
Как начинается и чем заканчивается сказание
Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.
Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании
Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).
Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).
Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.
Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.
Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.
печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.
вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.
Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.
повелели — приказали, отдали распоряжение,
восвояси — туда, откуда пришли, обратно.
Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.
Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.
Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.
Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород оставить в покое.
Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.