Доказать что сказка царевна лягушка волшебная сказка
Конспект урока по литературе «Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка» (5 класс)
Попова Елена Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка
Урок открытия новых знаний
Контроль на знание текста, умение быстро ориентироваться по тексту;
формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.)
Уделить внимание развитию речи учащихся
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
УМК, презентация по теме, компьютер
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
Подготовка к уроку. Настрой обучающихся на работу.
Подготовка к уроку.
Постановка учебной задачи.
1.Понравилась ли вам сказка?.Какие виды сказок вы знаете?.К какому виду сказок она относится?
4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
5. Почему Василису называют Премудрой?
1. Бытовые, о животных, волшебные.Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве. », заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
2.Главные герои сказки-это Иван-царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки – встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Премудрой.
3. Василису называют Премудрой, потому что она скромная: Василиса не хвалится перед Иваном своей красотой и умением, а выполняет задания царя ночью, втайне от всех;
трудолюбивая: Василиса трудится легко, с любовью.
заботливая: царевна беспокоится об Иване, успокаивает его, просит не печалиться, при этом сама переживает гораздо большие страдания, находясь в образе лягушки;
3. Создание проблемной ситуации.
Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
Эпиграф к уроку. «Сказка-ложь…» Чему же нас учит эта сказка?
1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве
жил царь. испугался Иван, хотел убежать»?
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
2. Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.
3. Внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
4.Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
Чтение отрывков из текста о том, как трудились все три царевны.
Василиса трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Учитель предлагает сравнить эти работы художников
На главном фоне картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» мы видим самого Ивана-Царевича, а рядом с ним, прямо у его ног, лягушка, со стрелой в лапах. Не трудно догадаться, какой, всем известный эпизод сказки «Царевна-лягушка» изобразил художник. А эпизод тот, когда Иван пустил стрелу и неизвестно куда она попала, искал он ее долго, а нашел в грязном болоте, по среди щепок берез, да ещё и в лапах лягушки. Посмотрим на выражение лица Инвана-царевича. Оно выражает удивление. Ещё бы! Ведь он царский сын, а в жены досталась лягушка.
Одет Иван в русский народный кафтан, в шапку, в зеленые сапоги. Краски художник выбрал яркие и светлые, не желая использовать темные тона. И не зря. Ведь знал автор картины, чем закончится сказка! Иван Царевич женится на лягушке, а в итоге, лягушка оказывается Василисой Премудрой!
5. Подведение итогов. Решение проблемной ситуации, поставленной в начале урока.
Так чему же нас учит эта сказка?
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» учит доброте, в первую очередь. Все звери, которых Иван-царевич не погубил, отплатили ему за его доброту и великодушие.
Делай добро сам, и оно к тебе вернётся.
Жизнь полна препятствий и трудностей, трудна и терниста дорога к счастью, только смелому и отважному она по плечу. Иван-царевич прошел огонь, воду и медные трубы и достиг своего счастья.
Каждый кузнец своего счастья.
6. Домашнее задание: Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Про должаем знакомство с фольклором». Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои»
Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?
Задания по литературе для 5 класса 1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, можно выделить такие признаки:
Таким образом, наличие этих примеров и говорит о том, что эта сказка относится к волшебным.
То что «Царевна-Лягушка» относится к сказкам сомнения не вызывает, но вот как доказать, что она волшебная?
отметим несколько характерных признаков волшебной сказки, которые мы находим в этом произведении:
Иван-царевич встречает на своем пути говорящих животных, которые обладают интелектом и рвутся ему помогать в борьбе с Кощеем Бессмертным.
И это нашло свое подтверждение в дальнейших событиях, описанных в сказке. Когда Василиса становится женой Ивана-царевича она несколько раз демонстрирует свой ум и познания в волшебстве.
Она готовит чудесный каравай, равного которому никто не видел, она ткет расчудесный ковер, который приводит царя-отца в восторг. Она так ведет себя на пиру, что все гости и другие невестки стараются ей подражать, безоговорочно признавая превосходство Василисы.
Поэтому ее и прозвали Премудрой, хотя она конечно была еще и Прекрасной.
Уметь читать это не просто умение складывать слова из букв. А умение понять и осмыслить то, что прочитал. Помните, в первом классе всех учили читать «мама мыла раму, но не все сразу могли понять. И вот если читать вникаетв каждое слово, и его берет за душу то, что прочитал вот тогда и происходит этот «доверительный разговор».
Волшебная сказка сама по себе рассказывает о событиях невозможных, сказочных. Она должна интриговать слушателя,заставить его затаить дыхание, сопереживать приключениям героев, вздрагивать при возникновении опасной ситуации, а потому волшебные сказки рассказывают не только неторопливо и торжественно, но иногда патетически выделяют особо напряженные моменты.
Но иное дело сказки о животных. Как правило это веселые истории о том, как кто-то с кем-то поссорился, кто-то кого-то испугался, и даже скажем сказка «Волк и семеро козлят» (не совсем народная), читается легко и непринужденно, мы знаем, что ничего страшного в ней не случиться.
Поэтому сказки о животных часто рассказывают имитируя речь и поведение героев,выделяя смешные моменты.
Пример: Доверившись своему учителю, ученик решил рассказать о причинах своих проблем в учебе в доверительном разговоре после уроков, когда учитель взялся помочь ученику.
Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.
Разработка на тему:Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
Литер-5 Урок № Дата-___________
ТЕМА: Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
— выявление основной идеи сказки;
— формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Расскажите об особом построении сказок.
— Что такое эпитет, гипербола?
— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?
— Назовите любимых героев русских сказок.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
— К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?
Заполнение таблицы, план сказки
— Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?
Композиция волшебной сказки
Причины, которые породили завязку
Сватовство, приказы царя
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»
Поиск потерянного или недостающего
Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки
Иван-царевич убивает Кащея
Преодоление потери или недостачи
Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной
8 слайд Беседа по вопросам
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?
9 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
— Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?
Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?
Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.
— В чем истинная красота героини сказки?
— Как царевич оценивает работу Василисы?
В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.
11 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д. 13, 14 слайды
Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».
— Какой вы представляли героиню?
— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
— Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?
Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?
Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Индивидуальное сообщение ученика.
Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.
— Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем? Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».
Индивидуальное сообщение ученика.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
— Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?
Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».
Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.
Конспект урока по литературе «»Царевна-лягушка». Иван Царевич и Василиса Премудрая. Поэтика волшебной сказки» (5 класс)
Попова Елена Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
«Царевна-лягушка». Иван Царевич и Василиса Премудрая. Поэтика волшебной сказки
Урок открытия новых знаний
Подготовить учащихся к анализу сказки
Уделить внимание развитию речи учащихся
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения
УМК, презентация по теме, компьютер
I. Вступительная беседа.
Вопросы: из фонохрестоматии.
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь. испугался Иван, хотел убежать»?
Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?
Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.
ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).
Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.
6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?
Пересказ эпизода о представлении хлебов.
7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)
— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)
2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.
Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».
3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.
4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?
ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»
Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?
Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?
Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)
III. Просмотр и обсуждение репродукции картины В. Васнецова.
Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.
IV. Беседа обобщающего характера.
1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
V. Заключительное слово учителя.
По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Домашнее задани е : Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Про должаем знакомство с фольклором». Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои»