Дорожные карты интеграции простыми словами что такое
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.
Дорожные карты интеграции: что это такое
28.02.2020 431 Просмотры
Дорожная карта – понятие, которое достаточно хорошо знакомо многим людям и часто применяется в различных сферах жизни общества. При этом некоторые используют иные названия, например «план действий». На федеральном же уровне принято использоваться такое слово, как «Roadmap» или в переводе на русский «Дорожная карта».
Несмотря на то, что название может показаться непривычным, оно весьма удобно. При этом россияне все чаще стали использовать это словосочетание для описания развития какого-либо проекта, предприятия и даже при описании планов, которые будут реализованы в той или иной общественной сфере.
В последнее время все чаще говорят о Дорожных картах интеграции. Речь идет о сближении с другим государством. В прошлом году этот вопрос стал актуальным в связи с тем, что президенты России и Беларуси заговорили о возможностях сближения и интеграции стран.
В силу того, что подготовка программы проводилась в условиях секретности, она вызвала общественный резонанс и волнения в Беларуси. Граждане беспокоились о своем будущем, ведь в 1999 году между государствами был заключен договор, предполагавший унификацию ветвей власти и прочих систем государства. Впервые об этом открыто заговорили в ноябре прошлого года.
Речь идет о переходе на унифицированное законодательство в налоговой сфере, а также о создании единых рынков электроэнергии, нефти и газа. Кроме того, планируется создание единого парламента и правительства, которое будет обладать рядом полномочий. При этом независимые Беларусь и Российская Федерация отдадут наверх множество управляющих функций с последующим обязательным их исполнением.
Дорожные карты интеграции вызвали искреннее беспокойство у белорусов. Они восприняли это как угрозу. В результате оппозиционеры призвали народ выйти на улицу и устроить протест. Самое интересное, что в итоге страны так и не пришли к какому-то конкретному решению по вопросу интеграции. Решено было всего несколько вопросов. Кроме того, очень много граждан как в том, так и в другом государстве не хотят объединяться.
Из того, что озвучивалось на официальных заседаниях, известно, что были составлены Дорожные карты по энергетическим рынкам, по сфере промышленности, по таможенным службам, а также в области гармонизации налогового законодательства. Большинство целей, возможно, будет реализовано в ближайшие 5-6 лет, если не произойдет какого-либо международного конфликта.
Единая валюта, налоговая, таможня и суд: что содержала 31-я дорожная карта интеграции
В ходе переговоров об интеграции России и Беларуси Москва предлагала создать 12 наднациональных органов, в том числе единый эмиссионный центр, счетную палату, суд Союзного государства и единый таможенный орган, сообщает РБК.
На переговорах об углубленной интеграции с Россией Москва предлагала начать работу над созданием 12 наднациональных органов. В их числе — единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы по следующим направлениям: в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи, плюс регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии. Об этом РБК рассказали три источника, знакомых с ходом переговоров.
Создание этих органов оговаривается в последней, так называемой 31-й «дорожной карте» по интеграции двух стран. При этом речь не идет о том, чтобы сразу сформировать эти органы — предлагается разработать «дорожные карты» по их созданию. К какому сроку, собеседники РБК сказать затруднились.
В документе также идет речь о разработке «дорожных карт», касающихся совместной стратегии России и Беларуси в сфере обороны, создания общих банков данных правоохранительных органов, унификации законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных структур и спецслужб.
«Пока это выглядит символической уступкой». Эксперты рассказали, к чему приведет подписание дорожных карт
Фото: пресс-служба президента РФ
«Эти карты больше нужны Лукашенко, чтобы продать подпись за новый кредит»
— По сравнению с теми условиями, которые были два года назад, переговорная позиция заметно ослабла. Подписание дорожных карт может произойти именно сейчас, потому что у Лукашенко, кажется, больше нет способов выпрашивать у Путина поддержку. Пугать его дружбой с Западом и пытаться получить из этого какую-то выгоду он уже не может: никто в это не поверит. Остается вариант идти на уступки, — говорит Шрайбман.
По его мнению, подпись под документами не станет чем-то судьбоносным для отношений двух стран. Аналитик поясняет: судя по недавним заявлениям премьер-министра Головченко, некоторые дорожные карты предусматривают их исполнение вплоть до 2027 года. А это довольно долгий срок.
— Мы знаем, что в белорусско-российских отношениях то, что рассчитано на многие годы, скорее дает пространство для нового торга. Пока что подпись под дорожными картами выглядит символической уступкой: речь идет не о реальном документе с фиксированными сроками реализации. И судя по заявлениям Лукашенко на последних конференциях, его позиция остается неизменной: никаких наднациональных органов (в том числе единого эмиссионного центра, счетной палаты, суда Союзного государства и единого таможенного органа. — Прим. Zerkalo.io) появиться не должно, как не должно произойти ущемления суверенитета Беларуси.
«Важно, какую цену Россия будет готова заплатить за такие соглашения»
Политический аналитик Европейского совета по международным отношениям и экс-дипломат Павел Слюнькин считает: пока рано утверждать, что все дорожные карты будут подписаны в Москве 9 сентября. И объясняет свою позицию.
— Говоря о перспективах переговоров по интеграции, важно понимать, что общественность практически ничего не знает о том, как они проходят. За 2,5 года официальные представители сторон дали десятки многообещающих комментариев, что карты практически согласованы и вот-вот будут подписаны. Но в реальности этого не происходило, хотя каждая встреча Лукашенко и Путина сопровождалась соответствующими слухами, — говорит Слюнькин.
Он допускает, что пакет союзных программ может быть согласован и подписан до конца этого года, но дополняет, что это не гарантирует решения всех ключевых противоречий по вопросам налогообложения, таможенного регулирования и энергетики.
— Более вероятно, что их просто попытаются спрятать за новыми эфемерными структурами, которым будет поручено заниматься исполнением соглашений, а также бюрократическими эвфемизмами типа «дорожных карт по имплементации». Важнее то, какую цену Россия будет готова заплатить за такие соглашения. Практическая реализация наиболее важных из них вызывает обоснованные вопросы, — добавляет Слюнькин. — Существенным индикатором состояния отношений между странами станет то, удастся ли Лукашенко вновь продать «поцелуи» в обмен на конкретную финансовую помощь. Это лучше расскажет о пространстве для маневра, которое осталось у Беларуси в вопросах интеграции, чем непосредственно сами подписи под документами.
«Лукашенко пошел на переговоры исключительно из-за стремления сохранить свою власть»
По мнению политолога Андрея Казакевича, учитывая сделанные Семашко публичные заявления, какие-то документы 9 сентября все же будут подписаны. Если же встреча завершится ничем, то, по мнению эксперта, это будет выглядеть странно.
— Другое дело, что мы не сможем оценить, все ли документы подписаны и все ли удалось согласовать. Нам неизвестно ни точное число карт, ни их предметный охват. Возможно, какие-то направления и пункты просто будут исключены, чтобы продемонстрировать успехи и единство, — считает политолог.
Казакевич добавляет, что пока проекты карт не стали публичными, сложно сказать, какая из сторон пошла на большие уступки и насколько Россия смогла «продавить» свои интересы.
— Думаю, об объединении стран речи все-таки не идет. Россия просто станет продвигать усиление своего влияния и контроля в отдельных секторах и сферах, а власти Беларуси будут стараться получить за свои уступки компенсацию. Но суверенитета в политико-правовом плане это касаться не будет. Стратегия будет заключаться в постепенном и относительно незаметном привязывании Беларуси к России. А это может растянуться на годы, — добавляет он.
Однако, по его мнению, любые документы, даже если они не работают, накладывают обязательства, о которых стороны могут вспомнить в будущем. Казакевич приводит в пример старые соглашения 1990-х годов (например, о создании Союзного государства). И добавляет, что они определяют рамки и формат двусторонних отношений, который сложно изменить. С «неработающими» интеграционными картами может быть аналогичная история.
— Возможно, в итоге от подписания документов Беларусь как страна получит какие-то локальные выгоды, но стратегически это будет потерей самостоятельности и усилением внешнего контроля. Похоже, Лукашенко пошел на переговоры по интеграционным картам исключительно из-за стремления сохранить свою власть без учета интересов страны. Однако утверждать это наверняка можно будет, только посмотрев документы, — считает Казакевич.
Стопка «дорожных карт» интеграции России и Белоруссии достигла метровой высоты
Несмотря на длительную разработку, профильные специалисты, опрошенные «МК» признались, что лично никогда не видели эти «дорожные карты» и не знают тех, кто работает над их созданием. В частности, замглавы комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин заявил «МК», что в комитете их не рассматривали и лично он с ними не знаком.
Нет ясности даже в количестве «дорожных карт». Сначала считалось, что их больше 30, теперь говорят о 28. Как утверждает посол России в Белоруссии Семашко, три карты по унификации налогового законодательства и две карты по таможенному регулированию слились в одну. Кто сливал, на каких основаниях, и как она выглядит теперь дипломат не поясняет. Ранее считалось, что стороны не могут урегулировать вопрос по единому рынку газа и общей налоговой системе.
Характерно, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призывает не забегать вперед и дождаться встречи Путина с Лукашенко. По его словам, сторонам удалось существенно продвинуться вперед, но насколько, как и в чем, он не говорит.
«Дорожные карты разрабатывают с 1999 года. Это делается на основании базисного договора от 1999 года, который предусматривает создание некоего Союзного государства. Пока этот договор является лишь заявлением о намерении. Чтобы конфедерация появилась на практике, а не только на листке бумаги, нужно подписать акт создания Союзного государства, — говорит «МК» политолог Дмитрий Болкунец, — Спустя 22 года этот проект так и не удалось реализовать. В 2019 году его попытались перезапустить, но тогда Лукашенко выступил против. За три года ситуация изменилась, и решили предпринять еще одну попытку, изъяв из дорожных карт политическую надстройку»
По словам Болкунца, речь в дорожных картах может идти об экономическом и культурном взаимодействии между двумя странами. Причем некоторые из прописанных предложений уже могут реализовываться в других проектах, например, в ЕАЭС. Кроме того, была проведена большая работа по унификации законодательства двух стран.
«Например, Россия хочет, чтобы ее граждане отдыхали в белорусских санаториях за те же деньги, что и белорусы. В Минске отвечают, что сделать этого не могут, потому что для своих граждан они субсидируют цены. Очевидно, в этом есть нарушение принципа равноправия. Граждане России, оказавшиеся в белорусских тюрьмах, не могут пользоваться услугами российских адвокатов — тут тоже есть нарушение… Все эти претензии уместились в 28 дорожных карт, стопка которых в высоту достигает примерно метра. По большей части это таблицы, в которых указаны расхождения в законах»,— говорит Болкунец. При этом эксперт подчеркивает, что «дорожная карта» — это заявление о намерениях, которое ни к чему не обязывает.
Когда СМИ впервые сообщили о разработке больше 30 дорожных карт по укреплению Союзного государства, в Белоруссии начались массовые акции протеста. Часть населения республики посчитала, что Россия пытается поглотить соседнюю страну под предлогом интеграции. Стремясь успокоить своих сограждан, Лукашенко подчеркивает, что никаких наднациональных институтов в рамках «дорожных карт» создавать не будет. Вместе с тем, он считает их подписание большим шагом вперед, что не удивительно, учитывая характер взаимоотношений двух стран после протестов против шестого переизбрания Лукашенко на пост президента.
Встреча Путина и Лукашенко станет пятой по счету с начала 2021 года. До этого главы государств встречались в июле, мае, апреле и феврале. Каждый раз они виделись в России. Среди главных тем переговоров находятся выделение кредитов Минску и урегулирование политического кризиса в республике.
«Удивляет, что переговоры на такую вроде бы важную тему, как интеграция двух стран, проходит под завесой тайны. Хорошо, что сейчас хотя бы определились с количеством дорожных карт, а то раньше даже этого мы не знали. Скорее всего, после подписания этих документом ничего между Россией и Белоруссией не изменится. Минск продолжит относиться к Москве как к безотказному донору и будет видеть себя в роли хвоста, виляющего собакой. В свою очередь Москва будет придерживаться противоположного мнения, опираясь на то, что после 2020 года режим Лукашенко всецело опирается на Россию», — заявил «МК» лидер Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук.