Духовное краеведение что это такое
«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания» ( дошкольники )
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад №22«Клеверок»
в контексте духовно-нравственного воспитания»
Красникова Аниса Ивановна
Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания
Детство – важный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
И потому краеведение – это одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно в дошкольном возрасте у детей отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют большой интерес к происходящему во взрослом мире. У детей проявляется стремление узнать больше о родном крае, о его историческом прошлом. Ибо у каждого человека своя малая Родина, которая определяет многое в этой жизни. Это наследство, оставленное нам нашими предками: живые легенды и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства лесов, полей, трудовые достижения и ратные победы наших дедов и прадедов. Краеведение – это золотой запас нашей духовности. Поэтому одной из основных задач нашего времени, является воспитание любви к Родине, к родному краю. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Образовательный процесс в ДОУ в группе для детей с нарушениями речи происходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед выполняет не только свою основную деятельность, но и расширяет кругозор дошкольников, воспитывает нравственно-патриотические и гражданские чувства. Духовно-нравственное воспитание – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношение к свой семье, к своим близким, к своему городу. А можно ли воспитывать патриотические чувства у детей с нарушениями речи? Эти мысли натолкнули на разработку и реализацию проекта для детей старшей группы с нарушениями речи. Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, чувство патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, уважению культуры и традиций.
ДОУ – начальная ступень образования, от которой зависит целостная система общества, которая должна быть культурной, духовной, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма у детей.
Проект «Луховицкий огурец»
Цели: ознакомление детей с символом Луховиц – огурцом, его внешним видом, свойствами, применением.
— развивать связную речь, грамматический строй речи, высшие психические функции, мелкую моторику;
— расширять знания детей об огурце;
— закреплять знания по лексической теме «Овощи»;
— знакомить с нетрадиционной техникой рисования огурца методом «тычка»;
— развивать познавательный интерес;
— продолжать воспитывать аккуратность при рисовании огурцов.
Оборудование: Лист белой бумаги, краски, ватные палочки, стакан-непроливайка, магнитные цифры, изображение огурца, пошаговая схема выполнения работы, волшебный мешочек, наглядные картины овощей, презентация.
Логопед: Не нужна мне заграница
Пальмы, море и песок.
Мне роднее Луховцы,
Мой любимый городок.
Здесь поля, леса и реки
Здесь озёра голубые
А мой город расцветает
Как черёмуха весной.
Луховицкой красотой. (Слайд 1)
2. Основная часть
Логопед : Символ Луховиц – огурец. Нет на земле вкуснее огурца, в нём сила и душа русских полей. А появился огурец в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина огурца – тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. За что же ценят огурец? (Слайд 2)
Огурец почти полностью состоит из воды. Очень теплолюбив и совершенно не выносит холодов. О целебных свойствах огурцов существуют упоминания ещё в русских лечебниках. А теперь давайте перенесёмся в огород, и вы расскажите, что вы увидели на грядке. (Слайд 3)
Викторина «Отгадай овощ». (Слайд 4)
Логопед загадывает загадки об овощах, дети отгадывают и называют, из чего сделан салат, пюре, сок.
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать… (картошку )
Пюре из картошки – картофельное.
Листья собраны в кочан,
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Салат из капусты – капустный.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
Сок из моркови – морковный.
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
Салат из свёклы – свекольный.
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький… (лук)
Салат из лука – луковый.
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать… (чеснок)
Приправа из чеснока – чесночная.
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
Икра из баклажан – баклажановая.
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Сок из помидор – томатный.
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Салат из огурцов – огуречный, пюре из огурцов – огуречное, икра из огурцов – огуречная.
А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как рисовать огурцы.
Вместе с детьми логопед рассматривает пошаговую схему рисования огурца. На листе бумаги делают набросок огурца, увидели, что он овальный. Обратили внимание, что нет кисточек, рисуем методом «тычка» с помощью ватных палочек. Проговариваем последовательность и проставляем цифры в правильной последовательности и ещё раз проговариваем последовательность работы.
Прежде чем рисовать, давайте разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика « Овощи.»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи считать.
Дети разжимают кулаки на счёт до пяти.
Три –румяный кабачок,
Сжимают пальцы в кулаки на счёт до пяти.
Все успели посчитать!
Дети рисуют огурцы.
Физминутка «Овощи».
Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка (присесть, прикрыть глаза руками).
За ботву потянем,
Из земли достанем.
(встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет (высокие прыжки с поворотами в разные стороны).
3.Заключительная часть.
Логопед: Ребята, о каком символе Луховиц мы говорили сегодня?
Дети: Мы говорили о символе Луховиц – луховицком огурце.
Логопед: Чем хорош луховицкий огурец?
Дети: Луховицкий огурец полезен для диетического питания, для лечения болезней.
Логопед: Что же можно сделать из огурцов?
Дети: Огурцы можно есть сырыми, солить, мариновать, делать салаты и супы.
Логопед: Очень хорошо, ребята! Молодцы!
Проект «Наш город – Луховицы»
Цель: закрепление знаний о Луховицах, его достопримечательностях и правилах дорожного движения.
— продолжать учить оставлять связанный рассказ с опорой на схему, правильно использовать предлоги в речи, а также приставочные глаголы;
— развивать мелкую моторику, внимание, память, слуховое восприятие, мышление и речь;
— воспитывать умение слушать товарища, дополнять рассказ, не перебивая.
— развитие интереса и уважения к истории, традициям малой родины;
— формирование представления детей о родном крае;
-воспитание умения видеть красоту родного города, радоваться ей;
Оборудование: аудиозапись движения поезда, схема-опора для составления рассказа, фотографии города Луховицы: одна фотография – образец, другая разделена на 4 части разными линиями (набор для каждого ребёнка), изображения объектов города Луховицы (библиотека, железнодорожный вокзал, краеведческий музей, памятники; Голубые озёра, парк отдыха имени Воробьёва; церковь Николая Чудотворца…); ковёр с железной дорогой, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофоры.
Логопед: Ребята, давайте встанем все в круг, не берясь за руки. Закройте глаза и внимательно слушайте.
Звучит аудиозапись движения поезда – гудок и стук колёс.
А сейчас откройте глаза и скажите, что вы слышали.
Дети: Мы слышали гудок и стук колёс приближающегося поезда.
Раздаётся стук в дверь, и в группе появляется Незнайка.
Логопед: ребята, посмотрите, кто к нам приехал?
Дети: К нам приехал сказочный герой Незнайка.
Логопед: Давайте с ним поздороваемся и узнаем, откуда он и как к нам в группу попал.
Дети здороваются с Незнайкой.
Дети: Незнайка, откуда ты приехал? Как попал к нам в группу?
Незнайка: Я приехал на поезде и не знаю куда попал, в какой город. Я купил на железнодорожном вокзале путеводитель и не успел даже его открыть, подул сильный ветер, и путеводитель разлетелся по страничкам, поэтому я не смог ничего узнать о городе, в котором оказался.
Логопед: Давайте изобразим несколько сильных порывов ветра (вдох через нос и продолжительный выдох через рот). Предлагаю ознакомить Незнайку с нашим городом, а прежде назвать город, в который попал наш герой.
Родной наш город всех дороже,
И виден он на карте тоже.
Мы любим его и бережём,
Его давайте назовём…
Логопед: Давайте отхлопаем название нашего города и попросим нашего гостя сделать это вместе с нами. Вот теперь, Незнайка, ты знаешь, как называется наш город. Повтори с нами вместе.
Дети и незнайка произносят слово «Луховицы» и отхлопывают слоги.
Люблю по городу гулять,
Дети сжимают и разжимают кулаки.
Четыре памятника у нас,
И Аллея Славы просто класс.
Я пальцы на руках согнул,
Мне много надо сосчитать.
Теперь я пальцы на руках
Начну тихонько разгибать.
Здесь есть гостиницы, музеи,
Мосты, фонтаны и аллеи,
Есть парки, стадион и школы.
Есть улицы и районы.
Так много хорошего в городе есть,
Сжимают и разжимают кулаки.
Мы будем свой город любить и беречь.
Логопед: Незнайка, ты запомнил, что есть в нашем городе?
Незнайка путает всё, называет неправильно слова (фонтаны – хонтаны, районы – лаёны и т.д.)
Дети: Незнайка, ты всё перепутал! Не хонтаны, а фонтаны, не лаёны, а районы. Незнайка повторяет и благодарит детей.
Логопед: Ребята, сейчас устроим для Незнайки экскурсию по нашему городу и лучше познакомим с Луховицами.
Нам в этом доме уютно, светло,
Весело вместе и очень тепло,
Здесь мы гуляем, спим и едим,
Нам не дают оставаться одним,
Учат нас петь, танцевать, рисовать.
Где же с ребятками можно играть? (В детском саду).
Дети подходят к столу. На нём – ковёр и дорога. Логопед просит найти детский сад и назвать объекты, которые расположены на ковре, помогает при затруднении.
Игра «Экскурсия на автомобиле»
Логопед: Нужно двигаться на автомобиле по дороге, не нарушая правил дорожного движения. Во время движения рассказывать, что проезжаем, откуда отъезжаем, куда едем, куда приезжаем и коротко рассказать об этом объекте города.
Мы все находимся в детском саду, садимся в автомобиль, начинаем движение и едем в направлении вокзала. Вот мы и подъехали к железнодорожному вокзалу. Вы знаете, что люди делают на вокзале? Что там происходит?
Дети: На железнодорожном вокзале люди покупают билеты, уезжают в другие города на поездах, а потом приезжают обратно.
Логопед: Незнайка, узнал ли ты вокзал?
Незнайка: Да, меня сюда привёз поезд.
Логопед: Отправляемся дальше.
Дети по очереди объясняют, куда едут, к чему подъезжают и рассказывают об объектах города Незнайке. Незнайка задаёт вопросы, ошибается, дети исправляют ошибки, помогают ему. Для рассказа об объектах используется схема-таблица.
Ребята, где мы побывали сегодня вместе и что запомнили в нашем городе?
Игра «Кто мы такие и где живём?»
Логопед даёт детям задания и задаёт вопросы.
Наши озёра называются …(Голубые).
Мы живём в городе… (Луховицы).
Назови свой домашний адрес.
Ты сейчас, где находишься?
Одна улица – пять…(улиц).
Одна площадь – пять …(площадей). Логопед хвалит детей и Незнайку.
Игра «Собери путеводитель».
На столах лежат разрезные картинки с изображением достопримечательностей города. Дети садятся и самостоятельно собирают картинки.
Логопед загадывает загадки. Дети их отгадывают. После отгадывания загадки логопед показывает фотографии-отгадки.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты. (Вокзал)
Здесь от солнечных лучей,
Спрячемся в тени аллей
Тихих и прохладных. (Парк)
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века
Нам нужна …(библиотека).
А этот дом гостей зовёт,
Чудесной музыки аккорд
Уже как будто слышим. (Дом культуры)
Здесь экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал,
Картин мы много посмотрели.
В чём ходили, рассмотрели.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в … (музей).
Сто скамеек вокруг,
Бойко бегает народ.
И никто не удивлён,
Так как это …(стадион).
Кассы в нём и кинозал.
Это вовсе не спортзал.
Здесь экран и стулья есть,
Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)
В разные классы двери открыты,
Науки любые здесь не забыты,
Математику, чтение, русский язык,
Освоить стремиться любой ученик. (Школа)
111. Заключительная часть
Логопед: Молодцы, весь путеводитель собрали, и все достопримечательности отгадали и назвали. Вот, Незнайка, мы рассказали тебе о нашем городе. Надеемся, тебе понравилось у нас.
Незнайка: Мне очень понравилось, я благодарен за экскурсию. Спасибо, ребята, за то, что вы собрали путеводитель по Луховицам. Я заберу его с собой на память о вашем замечательном городе и о вас. До свидания!
Дети: До свидания, Незнайка! Приезжай к нам в гости.
Логопед: Ребята, а чтобы вы хотели сделать для нашего города, чтобы он стал лучше?
Дети: Я бы посадил деревья, цветы, чтобы город был красивым. Я бы убрал весь мусор, чтобы город стал чище.
Логопед: Давайте покажем, как мы любим свой город.
Логопед из больших и указательных пальцев обеих рук показывает сердечко.
— данный материал может быть использован воспитателями старших групп в дошкольных образовательных учреждениях для реализации детских проектов, которые помогают социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к будущей школьной жизни.
— педагогам нужно заранее познакомиться с местом, окружающей средой, природой, куда будет организованна экскурсия . Следует провести с детьми предварительную работу перед организацией краеведческих экскурсий : беседы, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, просмотр видеоматериалов.
Калёнкова О. С. «Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея»
| Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории, ОРКСЭ МОУ Большеключищенская средняя школа имени В. Н. Каштанкина Ульяновского района «Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея» Доклад в рамках секции 30 января 2019 г.,Конференц-зал Храма Христа Спасителя г. Москвы Идея социально-культурного партнёрства между школой и храмом возникла в нашей школе с того времени, как в учебном плане появились такие предметы как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавания данных предметов мало быть педагогом, нужно самому верить и быть воцерковлённым человеком. Конечно, без помощи батюшки педагогу трудно разобраться во всех тонкостях вероучения. И нам повезло, что в нашем селе есть храм, историей которого мы очень дорожим. В селе Ключищах Церковь перестраивалась неоднократно. Первая, деревянная, была построена в 1712 году, затем в 1770 году вторая, но она не устраивала жителей: была тесновата. Что называется, всем миром собрали 12 тысяч рублей и 22 июня 1866 года в селе Большие Ключищи приступили к постройке третьего – каменного храма. 21 июня 1872 года храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная церковь с тремя приделами во имя святых Петра и Павла, святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Церковь выполнена в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. А. Тона и представляет исторический и архитектурный интерес. Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов. Храм на селе это не только духовный центр, а в первую очередь просветительский. Библиотека в Ключищенском округе Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата. До начала 20-х годов в храме велись и хранились метрические книги всего Ключищенского округа. В соответствии с законом об отделении церкви от государства в 1927 году Ульяновский РИК полностью передал метрические книги за 1781 по 1918 год взятые в 1918 году из Покровской церкви в Ключищенский Совет. Советский период в истории нашей страны внес свои коррективы, но традиции духовно-нравственного воспитания на Ключищенской земле не прерывались никогда. В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. На протяжении многих лет налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Михаилом (Качаловым), совместно с которым ведется плодотворная работа в двух направлениях: С 2012 года в нашей школе введен внеурочный курс «Родные истоки» 1-4 класс и в 5-9 классе «Духовные родники родного края». Главная задача курса «Родные истоки», «Духовные родники родного края» – развитие у школьников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение – важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Наглядным подспорьем являются экскурсии в храм. Экскурсии проводит настоятель храма. Ребята знакомятся с основами православного вероучения, с правилами поведения в храме, с порядком богослужения в храме, изучают росписи, священное облачение. Отцом Михаилом проводятся также просветительские беседы для родителей, педагогов. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи отец Михаил является участником многих традиционных школьных мероприятий. С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи, истории трех храмов. В результате краеведческой работы мы с ребятами собрали богатейший краеведческий материал. Работая в данном направлении, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. Ежегодно наши ребята участвуют в олимпиаде по ОПК, в олимпиаде «Наше наследие», в ежегодных краеведческих конференциях, в конкурсе «Красота Божьего мира», принимают активное участие в Арских чтениях и т.д. Ребятами были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как Социально-значимый проект «Родник Духовный» был направлен на облагораживание родника и прилегающей к храму территории (2013-2015 годы) С 2016 года реализуется проект «Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная», в ходе реализации которого о духовных святынях Ключищенской земли узнают не только ребята села, но и Ульяновского района, Ульяновской области. С 2016 г. было организовано 3 экскурсии для 150 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут оформлен и виртуально и размещен на сайте нашей школы, храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи. В результате совместной работы с настоятелем храма отцом Михаилом мы пришли к мысли о создании в храме музея. Созрела необходимость создания места, в котором будут собраны архивные сведения истории образования села и церкви в селе Большие Ключищи, музейные экспонаты, которых собрано уже немало. Каким может быть православный музей в сельском храме? Можно ли вообще сделать музей в храме? Что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике? По мнению Е. М. Акулича, музеи формируют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей являются содержательные результаты деятельности человека. Музей – это «целостная, искусственная (построенная), целенаправленная, адаптивная система, происхождение которой определяется социальными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти». Целью создания музея в нашем храме также является сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме 25 июня 1837 года Наследник Цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, будучи проездом, слушал в селе Ключищах обедню и посетил удельный приказ. Музей несёт не только научно-исследовательскую, но и культурно-образовательную функцию. Музейное пространство в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» исторического и культурного сознания человека, его моральной памяти и эстетического вкуса, в конечном итоге формируя социокультурный контент. В экспозиции нашего музея будет представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством отреставрированного храма, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, предметы церковного быта, язык от первого колокола, который чудом уцелел, и многое другое. Значимой частью целевой аудитории музея истории храма Покрова Пресвятой Богородицы будут учащиеся школы, воспитанники РЦ «Восхождения», которые посещают храм. Планируется подготовить цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» адаптированного для школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данные программы будут разработаны в формате уроков «Основ православной культуры» с использованием экспозиций музея истории храма. Каждый урок в доступной интерактивной форме будет раскрывать одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства, будет дополнять и закреплять знания учащихся по предмету, способствовать эстетическому воспитанию школьников. Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков истории с краеведческим аспектом. В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной церквушки, которую построили служилые казаки в 1712 году в селе Ключищи. Затем предполагается знакомство с историей села, промыслами и бытом жителей села Большие Ключищи в XIX-начале XX веках. Нельзя не затронуть и XX век, в 30-е годы – годы репрессий – храм был закрыт. А в 50-е годы колокольню взорвали – лишили колоколов. Долгое время, вплоть до наших дней церковь оставалась без голоса. Здание использовалось под склад, зернохранилище, в 80 годы случился страшный пожар, после которого не сохранились росписи стен храма, лишь только в конце XX века началась реставрация и возрождение жизни прихода. В контексте изучения социокультурного партнерства музея, школы и Церкви важно отметить, что в 90-ые годы музеи закрываются. Что и произошло в нашем селе. Школьный музей был закрыт, экспонаты утеряны. Только лишь к 70-летию Победы усилиями педагогов и ребят был открыт музейный уголок. Отрадно, что сейчас создаются различные проекты и программы, направленные на взаимное сотрудничество между музеем и школой. Примером такого взаимного партнерства является музейно-образовательная программа «Культурное образование» для разных возрастных групп детей и молодежи. Интересен опыт социально-культурного партнерства музея, школы, храмов и мечетей в Казани. Ряд школ тесно сотрудничает с институтами общества в рамках единого образовательного пространства. Несомненно, храм, музей и школа отличаются в своих функциях, но их объединяет тот факт, что они могут оказать глубокое влияние на формирование личности ребенка. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Таким образом, можно рассмотреть основные направления социокультурного партнерства храма, музея и школы в формировании духовной культуры учащихся на современном этапе: — организация систематической и целенаправленной работы со школьниками, направленной на формирование ценностного отношения к культурному наследию; — приобщение детей к православным традициям, их погружение в тему посредством музейных экспозиций; — воспитание эмоций, развитие воображения и творческой деятельности; — повышение мотивации у учащихся к поисково-исследовательской деятельности; — развитие новых технологий в образовании. Совместная деятельность школы, церкви, музея является мощной площадкой для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
|