Единый цифровой контур здравоохранения что это

О проекте «Создания единого цифрового контура»

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Гусев Александр,
к.т.н., эксперт К-МИС

Гусев Александр Владимирович

Участие в стратегическом развитии, консультации по предметной области и развитию программного обеспечения, новые технологии и продукты

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Биография

В 1998 г. закончил Петрозаводский государственный университет по технической специальности, 1998-1999 гг. прошел службу в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в медицинском госпитале в качестве разработчика программного обеспечения. В 1999 г. начал работу в медицинском центре ОАО «Кондопога», где занимался разработкой и внедрением медицинской информационной системы. В 2007 г. вместе с партнерами основал и работает в компании К-МИС.

Опыт работы

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию «Информационные технологии в здравоохранении» (2002 г.) и «Медицинские информационные системы» (2005 г.), соавтор учебного пособия «Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения».

Является ответственным редактором журнала «Врач и информационные технологии» (г. Москва), членом Экспертного совета Министерства здравоохранения РФ по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Входит в наблюдательный совет ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине “Национальная база медицинских знаний”.

Увлечения

Рыбалка, охота, кулинария

Это один из 8 проектов, предусмотренных внутри «Здравоохранения».

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Не будет преувеличением сказать, что именно «Единый цифровой контур» будет задавать тон и формировать тренды информатизации государственного здравоохранения нашей страны в ближайшие годы. Посмотрим на него поподробнее.

Согласно паспорта «Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций …, что обеспечит ее цифровую трансформацию и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения».

Цель проекта: повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что по мнению Министерства здравоохранения и сформирует так называемый «единый цифровой контур».

Со стороны Правительства куратором проекта назначена заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова. Со стороны Минздрава руководителем проекта является заместитель Министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова, администратором – заместитель Министра здравоохранения Е.Л. Бойко.

В результате реализации проекта должны быть достигнуты 4 основных целевых показателя:Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

* значение 2018 г. представлено на 31.10.2018

Основными направлениями реализации проекта являются:

Для того, чтобы достичь намеченные целевые показатели, потребуется решить ряд задач:

Задача Краткая характеристика
1Обеспечить методическую поддержку и координацию мероприятий проекта в субъектах РФ.Для этого в 2019 г. Минздрав на базе ЦНИИОИЗ должен создать «Центр компетенций», в который войдут существующие в настоящее время проектный офис, регламентная служба и т.д. Задачей центра будет разработка требований к централизованным подсистемам ГИС СЗ, методики оценки уровня информатизации здравоохранения регионов, методических рекомендаций и контроль и управление ходом проекта.
2Обеспечить использование медицинскими организациями медицинских информационных систем соответствующие требованиям Минздрава и работающие с ЕГИСЗВсе медицинские организации должны использовать медицинские информационные системы (МИС МО), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. Эти системы должны быть интегрированы и обмениваться информацией с ЕГИСЗ. В итоге к 2021 г. в стране должно быть организовано не менее 820 тыс. автоматизированных рабочих мест. Должен быть обеспечен юридически-значимый электронный документооборот.
3Обеспечить работу государственных информационных систем здравоохранения в субъектах РФВ каждом регионе должна быть созданы и внедрены государственные информационные системы в сфере здравоохранения (ГИС СЗ), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. МИС МО должны быть подключены к этим системам. ЕГИСЗ должна наполнятся сведениями из ГИС СЗ и МИС МО.
4Обеспечить работу федерального ЦОДаДолжны быть заключены контракты на работу основной и резервной площадок федерального ЦОДа для работы сервисов ЕГИСЗ
5Обеспечить работу защищенной сети передачи данныхК 2021 г. во всех субъектах РФ должны быть созданы и функционировать защищенные сети передачи данных (ЗСПД), к которым должны быть подключены не менее 80% структурных подразделений медицинских организаций
6Обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном видеПланируется, что не менее 90% МО будут обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями МСЭ и информационные обмен с ФСС.
7Обеспечить применение телемедициныК 2022 г. все медицинские организации второго и третьего уровня во всех 85 субъектах РФ подключены к соответствующим региональным системам телемедицины
8Осуществить переход на ведение электронных рецептов и автоматизацию лекарственного обеспеченияК 2023 г. все медицинские организации всех субъектов РФ должны осуществлять выписку электронных рецептов с использованием усиленной электронной цифровой подписи. Между МО и аптечными организациями должен осуществляться автоматизированный информационный обмен.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством внедрения и развития:

Основной нормативной особенностью проекта, в отличие от предыдущих программ, является то, что Минздравом предусматривается не просто внедрение любых МИС МО или ГИС СЗ на усмотрение заказчиков, ОУЗ или разработчиков – а внедрение и развитие систем, соответствующих нормативно-установленным требованиям. Для этого в декабре 2018 г. Минздравом утвержден приказ №911н «Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (далее – «Требования»), который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

Еще один важный момент – это движение в сторону централизованных компонентов и сервисов, особенно в части, касающейся региональных ГИС СЗ. Думаю, реализация проекта самым существенным образом будет стимулировать ускорение перехода на централизованные облачные региональные системы и отказ от локально установленных МИС. Это, в свою очередь, поддержит уже сложившийся ранее тренд в сокращении числа разработчиков МИС и применяемых в нашей стране систем. Весьма вероятно, что отдельные инсталляции старых унаследованных решений будут постепенно заменяться на единый региональный продукт или максимум 2-3 решения. Те разработчики, которые поддерживают устаревшие локальные МИС, имеющие единичные внедрения, скорее всего не выдержат конкуренцию с крупными компаниями, создавшими диверсифицированную клиентскую базу и модернизированные современные веб-системы.

На реализацию проекта в 2019-2024 гг. планируется выделить порядка 177 млрд. руб. целевого финансирования, причем 60% этой суммы выделит федеральный центр, остальное будет финансироваться за счет региональных бюджетов. Консолидированные показатели по годам представлены в рис. ниже.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами, начиная с базового этапа создания ЕГИСЗ, показано на рисунке ниже.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Основные средства (порядка 44%) пойдут на внедрение и развитие государственных информационных систем субъектов РФ. Второе по объему финансирования направление – это внедрение и развитие медицинских информационных систем (41%). На автоматизацию подведомственных Минздраву медицинских организаций уйдет порядка 12%. Чуть более 3% уйдет на федеральные компоненты: заключение контрактов на работу федерального ЦОДа и сервисов ЕГИСЗ, развитие «Моего здоровья ЕПГУ» и работу центра компетенций.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Реализация проекта должна привести к следующим результатам:

Основные требования к МИС МО:

• ведение электронного расписания приема врачей
• ведение электронных медицинских карт пациентов
• формирование автоматической выгрузки счетов (реестров счетов) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
• создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов, включая структурированные электронные медицинские документы
• информационное взаимодействие с ГИС СЗ субъекта РФ
• информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для граждан

Внедрение и развитие региональных информационных систем здравоохранения в каждом субъекте РФ в 2019-2024 гг. должно привести к следующим результатам:

Требования к ГИС СЗ следующие:

• Ведение регионального сервиса единой нормативно-справочной информации
• Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)
• Управление льготным лекарственным обеспечением
• Управление потоками пациентов (электронная регистратура)
• Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов
• Телемедицинская система
• Центральный архив лабораторных исследований
• Центральный архив медицинских изображений
• Система организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями
• Система организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями
• Система мониторинга беременных
• Система организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)

Источник

«Цифровой контур – это не только информационные технологии и программное обеспечение»

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

В России должны быть созданы условия для полноценного взаимодействия в рамках ЕГИСЗ – единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. На создание глобального инфраструктурного Единого цифрового контура выделено 177 млрд рублей. Предполагается, что это позволит повысить эффективность управления, точность статистики и качество медицинской помощи. О «цифровой трансформации» отрасли говорили на прошедшем в Сеченовском университете Международном форуме по цифровой медицине.

Медицинское неравенство

По словам председателя совета Фонда развития цифровой экономики, сопредседателя совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Германа Клименко, мы живем в эпоху медицинского неравенства: на 150 тыс. населенных пунктов приходится не более 7 тыс. специалистов. Ресурс врачей сегодня ограничен, ежегодное количество выпускников медвузов остается постоянным, при этом растет уровень жизни и ее продолжительность, отметил эксперт. Следовательно, должно расти качество диагностики и в этом, прежде всего, заключается важность цифровых технологий.

По его словам, существует немало отечественных проектов в области цифровой медицины, однако все они сталкиваются с проблемами, связанными с несовершенством действующего законодательства в данной сфере. С другой стороны, как отметил в своем выступлении директор Департамента цифрового развития ТПП РФ Владимир Маслов, быстрее менять законодательную базу позволит только масштабирование уникальных решений, а такие решения уже существуют – ознакомиться с ними была возможность в рамках выставки, приуроченной к Форуму.

Единый цифровой контур

Организация взаимодействия в рамках ЕГИЗС между медорганизациями, аптеками, учреждениями медико‑социальной экспертизы, медработниками и пациентами – одно из поручений по реализации Послания президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. По планам Минздрава, до 2021 года во всех регионах должно должны быть внедрены электронные рецепты, единая электронная медицинская карта. До конца 2023 года все регионы должны завершить создание централизованных систем, что сделает доступными для всех медучреждений центральные архивы медицинских изображений и единые лабораторные системы. Кроме того, в стране появятся Национальные медицинские исследовательские центры, которые станут головными профильными организациями, отвечающими в каждом регионе за медицинскую информационную инфраструктуру.

«Цифровой контур, это не только информационные технологии и программное обеспечение. Это в большей степени регламент бизнес-процессов эффективного взаимодействия между участниками как в здравоохранении, так и в других отраслях. Современные информационные системы находятся на стыке отраслей. Медицинские справки нужны везде: получить водительские права, пойти в бассейн, поехать в лагерь», – объясняла ранее стоящую перед ведомством задачу заместитель министра здравоохранения по цифровизации Елена Бойко. Кроме того, по ее словам, ЕГИСЗ позволит эффективнее управлять льготным лекобеспечением, отслеживать соблюдение клинических рекомендаций, качество маршрутизации пациентов.

Первой в мире страной, которая позволила гражданам получать свои медицинские данные через интернет, два года назад стала Исландия. Пользователи специального приложения получают подробные сведения о своих прививках, пройденном лечении, аллергиях, медицинских назначениях, выписанных лекарствах и предстоящих посещениях врача. Также здесь аккумулируются сведения сведения с носимых устройств. При желании, пациент может предоставлять свои медицинские данные страховой компании. Сегодня подобные услуги становятся доступны и в России.

Цифровая свобода

Ведение ЕГИСЗ предусматривается вступившим в силу с 1 января 2018 года законом о телемедицине, там же определяются основы ее функционирования и взаимодействия с иными системами. При этом сам закон опирается на ЕГИС, которая должна связать все медучреждения и органы управления здравоохранением. И с 1 января 2019 года всем медицинским информационным системам клиник (МИС), независимо от формы собственности, предписано передавать данные в ЕГИСЗ.

Речь идет, в частности, об электронной регистратуре, интегрированной электронной медкарте, реестрах медработников, организаций и электронных документов, записи к врачу, статистической и финансовой отчетности, подсистемах ведения специализированных регистров пациентов и других подсистемах. Например, актуальная информация о графике приема врачей и возможности записи к ним пациентов должна передаваться в ЕГИСЗ в течение одного рабочего дня, сведения о расходах и доходах учреждения – в течение пяти дней.

Специалисты оценивают перспективы работы ЕГИСЗ очень высоко – пациенты однозначно выиграют в скорости и качестве медицинского обслуживания. По словам главы Национального технического комитета по стандартизации ТК-468 «Информатизация здоровья» на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», директора Института цифровой медицины Сеченовского университета Георгия Лебедева, пациент будет защищен от некорректного лечения вследствие не полностью представленной информации врачу им же самим. Если у пациента есть хронические заболевания, противопоказания, то врач сможет увидеть эти сведения в любой другой клинике.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Объединенная информационная среда также значительно упростит получение медицинских услуг дистанционно. По словам Георгия Лебедева, для развития и организации дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов Институт цифровой медицины по заказу Минздрава РФ выполняет научно-исследовательский проект «Создание прикладной цифровой платформы дистанционного наблюдения за состоянием здоровья». В том числе, разрабатывает и нормативную базу, в которой будет утвержден порядок взаимодействия клиник с телемедицинскими проектами.

Право пациента на телемедицинское наблюдение активно продвигают в экспертном сообществе. Так, по мнению президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко необходимо, например, создание информационной системы наблюдения за ведением беременности на селе. Другая уязвимая категория – пожилые люди, для которых нужны автоматические программы наблюдения за функцией сердечной мышцы, дыхания и другими параметрами.

К единому стандарту

Сегодня все организации, лицензированные на оказание медицинской помощи, могут передавать данные о пациентах в ЕГИСЗ и получать ее оттуда. Но интеграция российских МИС с федеральными сервисами – далеко не простая задача. Так, огромную проблему представляет структуризация медицинских данных: отсутствие единых стандартов в областях медицины затрудняет обмен данными между разными программами.

Как следствие, передача информации даже от самых простых устройств, таких как электрокардиограф или автоматический тонометр, в медицинскую информационную систему лечебного учреждения становится сложной задачей, отмечает зав. кафедрой медицинской и биологической кибернетики СибГМУ, вуза – участника проекта «5-100», Константин Бразовский. И основное условие для объединения в единый цифровой контур, как и для развития телемедицины в целом – утверждение единого стандарта форматов хранения информации и протоколов обмена внутри информационных систем, а также протоколов подключения цифровых медицинских приборов к медицинским информационным системам.

Причем, в других странах ситуация практически не отличается от российской. Международной стандартизацией в области цифровой медицины занимаются более десяти крупных организаций. По словам Георгия Лебедева, для разработки международных стандартов Международной организацией по стандартизации (ISO) создан Технический комитет (TC 215 ISO) «Информатизация здоровья», который уже опубликовал 185 стандартов, еще 59 международных стандартов находятся на рассмотрении.

В России для этих целей в 2005 году был создан Национальный технический комитет по стандартизации ТК-468 «Информатизация здоровья» на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России». В 2017 году комитет был модернизирован, в результате на базе Сеченовского университета создается Подкомитет № 3 «Семантический контент в медицинских информационных, аналитических, интеллектуальных, робототехнических и телемедицинских системах, применение ресурсов сети Интернет в здравоохранении». Комитет проводит стандартизацию по десяти направлением, в числе которых «Информация о состоянии здоровья и медицинской помощи», «Терминологические ресурсы и представление медицинских знаний», «Требования к электронной истории болезни», «Гармонизация стандартов информатизации здоровья и профили» и др.

Источник

О проекте «Создания единого цифрового контура»

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Это один из 8 проектов, предусмотренных внутри «Здравоохранения».

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Не будет преувеличением сказать, что именно «Единый цифровой контур» будет задавать тон и формировать тренды информатизации государственного здравоохранения нашей страны в ближайшие годы. Посмотрим на него поподробнее.

Согласно паспорта «Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций …, что обеспечит ее цифровую трансформацию и повышение эффективности функционирования отрасли на всех уровнях, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения».

Цель проекта: повышение эффективности функционирования здравоохранения России путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что по мнению Министерства здравоохранения и сформирует так называемый «единый цифровой контур».

Со стороны Правительства куратором проекта назначена заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова. Со стороны Минздрава руководителем проекта является заместитель Министра здравоохранения РФ Н.А. Хорова, администратором – заместитель Министра здравоохранения Е.Л. Бойко.

В результате реализации проекта должны быть достигнуты 4 основных целевых показателя:

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

* значение 2018 г. представлено на 31.10.2018

Основными направлениям реализации проекта являются:

Внедрение медицинских информационных систем в медицинских организация, переход на юридически-значимую электронную медицинскую карту.

Для того, чтобы достичь намеченные целевые показатели, потребуется решить ряд задач:

Задача Краткая характеристика
1Обеспечить методическую поддержку и координацию мероприятий проекта в субъектах РФ.Для этого в 2019 г. Минздрав на базе ЦНИИОИЗ должен создать «Центр компетенций», в который войдут существующие в настоящее время проектный офис, регламентная служба и т.д. Задачей центра будет разработка требований к централизованным подсистемам ГИС СЗ, методики оценки уровня информатизации здравоохранения регионов, методических рекомендаций и контроль и управление ходом проекта.
2Обеспечить использование медицинскими организациями медицинских информационных систем соответствующие требованиям Минздрава и работающие с ЕГИСЗВсе медицинские организации должны использовать медицинские информационные системы (МИС МО), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. Эти системы должны быть интегрированы и обмениваться информацией с ЕГИСЗ. В итоге к 2021 г. в стране должно быть организовано не менее 820 тыс. автоматизированных рабочих мест. Должен быть обеспечен юридически-значимый электронный документооборот.
3Обеспечить работу государственных информационных систем здравоохранения в субъектах РФВ каждом регионе должна быть созданы и внедрены государственные информационные системы в сфере здравоохранения (ГИС СЗ), соответствующие утвержденным Приказом Минздрава требованиям. МИС МО должны быть подключены к этим системам. ЕГИСЗ должна наполнятся сведениями из ГИС СЗ и МИС МО.
4Обеспечить работу федерального ЦОДаДолжны быть заключены контракты на работу основной и резервной площадок федерального ЦОДа для работы сервисов ЕГИСЗ
5Обеспечить работу защищенной сети передачи данныхК 2021 г. во всех субъектах РФ должны быть созданы и функционировать защищенные сети передачи данных (ЗСПД), к которым должны быть подключены не менее 80% структурных подразделений медицинских организаций
6Обеспечить межведомственное информационное взаимодействие в электронном видеПланируется, что не менее 90% МО будут обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями МСЭ и информационные обмен с ФСС.
7Обеспечить применение телемедициныК 2022 г. все медицинские организации второго и третьего уровня во всех 85 субъектах РФ подключены к соответствующим региональным системам телемедицины
8Осуществить переход на ведение электронных рецептов и автоматизацию лекарственного обеспеченияК 2023 г. все медицинские организации всех субъектов РФ должны осуществлять выписку электронных рецептов с использованием усиленной электронной цифровой подписи. Между МО и аптечными организациями должен осуществляться автоматизированный информационный обмен.

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством внедрения и развития:

Основной нормативной особенностью проекта, в отличие от предыдущих программ, является то, что Минздравом предусматривается не просто внедрение любых МИС МО или ГИС СЗ на усмотрение заказчиков, ОУЗ или разработчиков – а внедрение и развитие систем, соответствующих нормативно-установленным требованиям. Для этого в декабре 2018 г. Минздравом утвержден приказ №911н «Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (далее – «Требования»), который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

Основным технологическим инструментом «Цифрового контура» является постепенный переход на юридически значимый электронный медицинский документооборот между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, а также при межведомственном взаимодействии. Все больше электронных медицинских документов и информационного обмена будет требовать поддержку УКЭП. О том, как это обеспечивается, подробно рассмотрено тут.

Еще один важный момент – это движение в сторону централизованных компонентов и сервисов, особенно в части, касающейся региональных ГИС СЗ. Думаю, реализация проекта самым существенным образом будет стимулировать ускорение перехода на централизованные облачные региональные системы и отказ от локально установленных МИС. Это, в свою очередь, поддержит уже сложившийся ранее тренд в сокращении числа разработчиков МИС и применяемых в нашей стране систем. Весьма вероятно, что отдельные инсталляции старых унаследованных решений будут постепенно заменяться на единый региональный продукт или максимум 2-3 решения. Те разработчики, которые поддерживают устаревшие локальные МИС, имеющие единичные внедрения, скорее всего не выдержат конкуренцию с крупными компаниями, создавшими диверсифицированную клиентскую базу и модернизированные современные веб-системы.

На реализацию проекта в 2019-2024 гг. планируется выделить порядка 177 млрд руб. целевого финансирования, причем 60% этой суммы выделит федеральный центр, остальное будет финансироваться за счет региональных бюджетов. Консолидированные показатели по годам представлены в рис. ниже.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Сравнение финансирования «Единого цифрового контура» с предыдущими годами, начиная с базового этапа создания ЕГИСЗ, показано на рисунке ниже.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Основные средства (порядка 44%) пойдут на внедрение и развитие государственных информационных систем субъектов РФ. Второе по объему финансирования направление – это внедрение и развитие медицинских информационных систем (41%). На автоматизацию подведомственных Минздраву медицинских организаций уйдет порядка 12%. Чуть более 3% уйдет на федеральные компоненты: заключение контрактов на работу федерального ЦОДа и сервисов ЕГИСЗ, развитие «Моего здоровья ЕПГУ» и работу центра компетенций.

Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть фото Единый цифровой контур здравоохранения что это. Смотреть картинку Единый цифровой контур здравоохранения что это. Картинка про Единый цифровой контур здравоохранения что это. Фото Единый цифровой контур здравоохранения что это

Реализация проекта должна привести к следующим результатам:

Основные требования к МИС МО:

Внедрение и развитие региональных информационных систем здравоохранения в каждом субъекте РФ в 2019-2024 гг. должно привести к следующим результатам:

Должно быть достигнуто сокращение времени ожидания гражданами медицинской помощи за счет реализации региональной системы управления маршрутизацией и потоками пациентов (раньше мы называли это «Электронными регистратурами»). Плановые обследования и запись к врачам медицинских организаций второго и третьего уровня должны осуществляться из подразделений поликлиник отделенных районов на приеме у врача. К 2021 году во всех МО, осуществляющих первичный прием граждан, должен быть внедрен учет и управление планированием и использованием ресурсов МО, управление очередями и потоками пациентов, планирование и проведение профилактических осмотров и диспансеризации населения, взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ для обеспечения предоставления электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента на ЕПГУ гражданам (запись на прием к врачу, вызов врача на дом, запись на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию). Все МО, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь и осуществляющие первичный прием граждан, должны быть подключенных к централизованной региональной системе «Управление потоками пациентов».

В целях оптимизации скорой медицинской помощи должна быть внедрена централизованная система «Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиации)», обеспечивающая контроль времени доезда санитарного автотранспорта, четкую маршрутизацию пациентов при неотложных состояниях в специализированные МО. Интеграция с региональной ИЭМК позволит врачу скорой помощи получить сведения об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов. К 2020 году все МО, участвующие в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, должны быть подключены к единому диспетчерскому центру приема и обработки вызовов, должен осуществляться контроль времени доезда санитарного автотранспорта с использованием системы ГЛОНАСС, маршрутизация пациентов в государственные и муниципальные МО, участвующие в оказания скорой и неотложной медицинской помощи.

В целях своевременного обеспечения населения льготными лекарственными препаратами, мониторинга остатков лекарственных препаратов в медицинских и аптечных организациях, должен быть автоматизирован весь процесс лекарственного обеспечения в регионе, начиная от формирования заявки МО на закупку лекарственных препаратов до получения сведений о выданных лекарственных препаратах. К 2020 году во всех МО, участвующих в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными препаратами, должны быть внедрены автоматизированное планирование и контроль закупок, информационный обмен с аптечными организациями, в том числе электронными рецептами. Аптечные организации субъекта РФ, участвующих в обеспечении льготной категории граждан лекарственными препаратами, должны осуществлять информационный обмен с МО, в том числе электронными рецептами. В 2024 году не менее 70 субъектов РФ должны перейти на выписку электронных рецептов.

Для врачей должна быть обеспечена возможность получения консультаций по сложным клиническим случаям специалистов национальных медицинских исследовательских центров за счет подключения МО второго и третьего уровня субъектов РФ к единой федеральной телемедицинской сети. Рабочие места врачей этих МО быть подключены к централизованной телемедицинской системе, врачи должны иметь возможность получения консультаций по сложным клиническим случаям.

К 2023 году должен осуществляется мониторинг состояния здоровья пациентов по отдельным профилям заболеваний с учетом выявленных факторов риска путем подключения всех структурных подразделений МО к следующим централизованным системам:

Требования к ГИС СЗ следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *