Если не едут брать мазки на коронавирус что делать
Что делать, если «скорая» не едет на вызов, а врач отказывается брать тест?
26 октября в России выявили максимум заболевших COViD с начала пандемии – 17 347 человек. Столбики на диаграммах становятся всё более багровыми, и это нормально – задавать себе вопрос: что делать, если заболеешь? Рассказываем, как быть, когда не едет «скорая», почему не принимают в стационар с температурой, врач не берёт мазок на коронавирус и как получить лекарства, если не хватает денег.
И «скорая» не едет, и тесты врут
На прошлой неделе в паблике VK «Типичный Киров» появилось сообщение: врачи приехали к пациенту, только когда он начал терять сознание. Мужчину увезли в больницу, сделали компьютерную томограмму и укол, а после – отправили домой с температурой 39,6 и 40% поражением лёгких.
Насколько правдива история – мы не знаем. В региональном Минздраве порталу Newsler сообщили, что к пациенту в день КТ направили реанимационную бригаду медпомощи. Но дверь никто не открыл, а родственники не уточнили актуальный адрес пациента.
Ситуация жуткая, даже если это фейк. Автор поста жаловался, что «скорая» ехала больше суток.
Как быстро должна приехать «скорая»?
Согласно приказу Минздрава от 22.01.2016 № 33н, экстренная помощь должна приехать в течение 20 минут, если жизни пациента есть угроза:
То есть, если человек теряет сознание при температуре 40 – к нему экстренно должны приехать.
Если угрозы жизни нет, медицинская помощь считается неотложной. Время ожидания продлевается до 2 часов.
Повод для вызова «неотложки» – внезапные заболевания, обострения хронических заболеваний, которые требуют срочной медпомощи. Но угрозы жизни нет. Также неотложная бригада приедет для констатации смерти.
Получается, ко взрослому с признаками ОРВИ «скорая» может ехать в течение 2 часов.
Врач не едет: что делать?
Бригада «скорой» не может просто взять и не приехать на вызов. Право человека на получение медпомощи закреплено в пункте 1 ст. 34 Конституции РФ, а также регулируется нормативными документами. Среди них – ст. 35 закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказы Минздрава от 26.03.1999 № 100 и 20.06.2013 № 388н.
Скорая не может не приехать на вызов. Фото: wp.com.
Если время идёт, а врач так и не приехал, позвоните диспетчеру. Опишите срочность ситуации, особенно, если у человека есть хронические заболевания. Пациентов из группы риска, например, с сахарным диабетом или артериальной гипертензией, госпитализируют с подтверждённым COViD. Чем раньше сделают тест и получат результат, тем быстрее начнётся лечение и получится избежать осложнений.
Когда «скорая» не приехала на вызов, это считается отказом от оказания медпомощи. За это предусмотрено наказание по ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному». Если бригада не приехала на вызов и состояние пациента ухудшилось до средней тяжести или сильнее, нарушителей привлекают к ответственности.
Бывает, что диспетчер может отказать в вызове бригады. Например, ссылаться на состояние, которое не требует помощи, – небольшая температура у взрослого. Звоните напрямую главному врачу станции. Если это не помогло, позвоните «02»: полиция может напомнить диспетчеру, что за отказ в оказании медпомощи предусмотрена уголовная ответственность.
Также пишите жалобу: укажите дату и время обращения, ФИО пациента, адрес выезда и причины отказа. Запишите номер диспетчера, который не выслал бригаду. К тому же звонки записываются – это ваше доказательство на случай спора.
Куда жаловаться:
Юрист Мария Спиридонова советует подавать письменные обращения в двух экземплярах. Один – отдавать по месту назначения, второй с отметкой о принятии – оставлять себе. Так у вас будет свидетельство, что обращение приняли, рассказала эксперт «Известиям».
Есть исключения – непрофильные вызовы, на которые «скорая» не приезжает:
Врач не взял тест на COViD: жаловаться? И куда?
С тестами сложно. Не потому, что их не хватает. Анализ делают по показаниям:
При симптомах ОРВИ тест на COViD – необязательное условие. Анализ остаётся на усмотрение лечащего врача.
Если есть основные симптомы COViD, но врач не берёт тест, можно подать обращение в местный Минздрав, департамент здравоохранения или Роспотребнадзор.
Тесты не всегда берут у всех пациентов с ОРВИ. Фото: takiedela.ru.
Вопросы о коронавирусе и тестировании можно задать операторам специальной горячей линии – 8 (800) 200−01−12.
Помните, что пациент с поставленным диагнозом COViD должен соблюдать строгую самоизоляцию. Речь идёт о людях, которые лечатся на дому. Пациент подписывает постановление Роспотребнадзора. За «побег» из карантина – штрафы до 700 тыс. рублей по ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Также мы писали, что заболевшие должны зарегистрироваться в системе мониторинга, если остаются дома. К сервису были претензии, но власти обещали доработать технические проблемы.
«Мне не назначили КТ! Это халатность!»
Хотим вас предостеречь от поспешных выводов – компьютерную томографию назначают не всем пациентам. Решение о КТ принимает врач на основе анализов и дополнительных исследований.
Такая же ситуация с искусственной вентиляцией лёгких. Вокруг ИВЛ сложилось много мифов: что это средство лечения коронавируса, которое помогает восстановить поражённые лёгкие. К сожалению, это не так, рассказали в депздраве Москвы. Пациента с одышкой или нехваткой кислорода не подключают к ИВЛ. Но заболевшему могут назначить кислородную поддержку.
Однако, если пациент считает, что его права нарушены, он вправе пожаловаться руководителю лечебного учреждения или в Минздрав.
Нужно ли покупать лекарства самому?
Препараты для лечения COViD – бесплатные, их предоставляют по ОМС. Об этом говорится на сайте стопкоронавирус.рф.
У пожилых людей берут мазок на коронавирус, если у пациента симптомы ОРВИ. Фото: doctor-wilsonseasi.de-themes.com.
Даже если человек остаётся на домашнем лечении, препараты привозит врач. Пациентам стационара или амбулатории лекарства выдаёт медучреждение.
Не стоит заниматься самолечением и «прописывать» себе таблетки. Только врач решает, какие лекарства выписывать тому или иному пациенту.
Как получить больничный, если нельзя выходить из дома?
Больничный на 14 дней открывают удалённо. Позвоните в больницу, к которой вы прикреплены, и закажите лист домой. Не нужно самому идти в клинику!
Если по месту жительства вы не прикреплены к больнице, позвоните на горячую линию по коронавирусу в своём регионе. Можно также позвонить в региональный депздрав – телефоны есть на сайте Минздрава.
Краткий порядок госпитализации с COViD
Самый простой способ не проверять медицину на халатность и крепость – не болеть. Но от этого, к сожалению, никто не застрахован. Даже полисы ДМС с программой COViD не спасают от самого заболевания. Зато они гарантируют комфортное лечение.
Поэтому лучше придерживаться рекомендаций Минздрава, Роспотребнадзора и ВОЗ: носить маску, пользоваться антисептиком и по возможности избегать людных мест.
Если не едут брать мазки на коронавирус что делать
Ваш браузер давно устарел. Пожалуйста обновите браузер или установите Google Chrome для комфортной работы с этим сайтом.
Коронавирус: официальная информация
Я сдал тест на COVID-19, и он положительный: что надо делать?
Разъясняет Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
Если сдавали самостоятельно в частной лаборатории
1. Сообщить о результате теста в поликлинику по месту жительства.
2. Уведомить о результате теста работодателя, классного руководителя (для учащихся), специалиста медицинского учреждения (если вы проходите лечение, и в это время получили результат исследования).
3. Перейти в режим самоизоляции и никуда не выходить (ни на работу, ни на учебу, ни в магазин: для покупки продуктов и лекарств попросите помощи друзей, родных или волонтеров).
4. Максимально ограничить контакты с совместно проживающими (отдельная посуда, масочный режим, дезинфекция и т.д.).
5. Вызвать врача, «неотложку» или скорую помощь для осмотра, назначения лечения и дальнейшего обследования.
Если тест назначал врач медучреждения, «неотложки» или «скорой»
1. Действовать также – сохранять самоизоляцию, ограничить контакты, выполняя выданные ранее рекомендации медиков.
2. При ухудшении состояния (высокая температура, появление одышки, на пульсоксиметре показатель кислорода ниже нормы и т.д.) – вызывать врача, «неотложку» или скорую помощь.
Кто узнает о результате теста?
1. Роспотребнадзор (и частная, и государственная лаборатория обязана передать данные в ведомство для принятия противоэпидемических мер)
2. Медучреждение (стационар или поликлиника), в котором был назначен тест
3. Лечебное учреждение по месту жительства – в случае, если тест сдан по собственной инициативе (Роспотребнадзор выдаст ему предписание, чтобы медики взяли вас под наблюдение)
4. Правоохранительные органы (для контроля соблюдения режима самоизоляции)
1. Данные из медучреждения и лаборатории поступят в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» при управлении Роспотребнадзора. Его сотрудники обследуют очаг инфекции, установят круг контактных лиц по месту жительства и месту работы заболевшего.
2. Ваш работодатель, которого вы ранее оповестили о положительном тесте, предоставит в ФБУЗ данные о контактных лицах по месту работы.
3. С 18 ноября в отношении контактных лиц с высоким риском заражения Роспотребнадзор НЕ вынесет постановления «О проведении обязательного медицинского осмотра (медицинского наблюдения), изоляции (обсервации) гражданина, находившегося в контакте с больным инфекционным заболеванием». Теперь Управление уведомляет граждан, заболевших COVID-19 и лиц, находящихся в контакте с больным, о необходимости соблюдения ими в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным режима изоляции. Оповещение осуществляется через доступные каналы связи, о которых граждане сообщают специалистам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в ходе сбора эпидемиологического анамнеза.
Кого считают контактными лицами?
— совместно проживающие с источником инфекции;
— те, кто находился в закрытом помещении (в классе, кабинете и т.д.) с источником COVID-19 в течение рабочей смены на расстоянии менее 2-х м и без использования рекомендованных средств индивидуальной защиты.
Кто и когда тестирует контактных?
С 18 ноября 2020 года исследования биоматериала контактных лиц проводятся только в случае клинических проявлений, сходных с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Забор материала на исследование проводит медицинская организация (регламентируется СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
Вопросы, связанные с COVID-19, можно задать, позвонив на горячие линии:
● в Роспотребнадзор можно обратиться – по телефонам 8(342) 2365190, 2393120, 2364152, 2083468 с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00, в выходные дни с 10.00 до 18.00.
● получить контакты для вызова врача, получить консультацию об условиях, при которых возможна госпитализация и т.д. – на горячей линии по коронавирусу и ОРВИ 8(342) 2580787
Что делать, если вам отказали в бесплатном тесте на COVID-19?
В каких случаях больному человеку должны сделать тест на COVID-19? Куда жаловаться, если отказали в бесплатном тесте?
СМИ пестрят историями, в которых люди рассказывают, что, будучи с высокой температурой, с потерей обоняния и другими симптомами коронавируса и вдобавок, имевшие контакт с больными COVID-19, не могут получить от врача направление на тест. При этом сдать тест на COVID-19 платно в частной клинике невозможно, поскольку людей не принимают с признаками болезни. Получается замкнутый круг.
Для начала определимся, а кому положен бесплатный тест на COVID-19?
Кому должны сделать бесплатный тест на COVID-19?
По данным Роспотребнадзора на 01.11.2020 г. в России проведено более 61,9 млн лабораторных исследований на наличие коронавирусной инфекции.
Тестирование на COVID-19 сейчас как нельзя актуально, ведь каждый день в России выявляется рекордное число больных.
В государственных и частных медучреждениях применяют ПЦР-диагностику. Именно анализ методом ПЦР показывает, есть ли сейчас в организме человека коронавирусная инфекция.
Кто может пройти бесплатно тест на COVID-19?
Перечень таких лиц обозначен в п.1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 г. № 9. Бесплатно пройти тест могут граждане:
На практике граждане, которым предстоит лечь в больницу на плановую операцию или осмотр, зачастую сталкиваются с необходимостью за свой счет делать тест на COVID-19.
Но такое требование неправомерно.
Существует приказ Минздравоохранения РФ от 19.03.2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», который предусматривает определенные процедуры перед плановой госпитализацией. Среди таких процедур значатся при наличии медицинских показаний — обзорная рентгенография или КТ легких и тестирование на COVID-19.
Все это должно быть предоставлено бесплатно, по полису ОМС.
Но, как говорится гладко только на бумаге, да забыли про овраги.
Диагноз «внебольничная пневмония» без рентгенологических признаков воспаления легких поставить невозможно. Получить же направление на КТ легких в регионах непросто, да и больные, получившие направление врача, ждут очереди несколько дней.
В любом случае, чтобы сдать бесплатный тест нужно направление от врача. Для этого нужно либо вызвать врача, либо записаться на прием через регистратуру поликлиники.
Куда жаловаться, если пациенту отказывают в бесплатном тесте?
Право граждан на получение бесплатной медпомощи в государственных и муниципальных учреждениях прямо закреплено в п. 1 ст. 41 Конституции РФ. Но, к сожалению, нередки случаи, когда это право нарушается. Например, отказ в плановой госпитализации без проведенного за счет пациента теста — недопустим и является нарушением прав на оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Также, как и отказ в выдаче направления больному на бесплатный тест при наличии показаний.
В этом случае нарушены права пациента в части ОМС и первым делом необходимо обратиться по телефону горячей линии страховой компании. Название страховой компании написано на полисе ОМС.
В случае возникновения недопонимания со стороны медицинского персонала, нужно обратиться с жалобой к руководству медучреждения.
Если обращение к руководству медучреждения не возымело успеха, то нужно обратиться на горячую линию по коронавирусу Минздрава, а также сообщить о нарушении в Роспотребнадзор.
Еще одним бичом в последнее время стала работа «скорой». Несмотря на то, что действия «скорой» детально расписаны, во многих регионах больные люди ждут скорую по нескольку дней (Приказы Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 и от 20.06.2013 г. № 388н).
Бывает ситуация, что «скорая» не приезжает совсем.
Понятно, что в ситуации, когда человек болен, ему не до бумаг. Тем не менее, все обращения нужно направлять в письменном виде и добиваться проставлении отметки о принятии. Впоследствии все зафиксированные обращения будут служить доказательством неоказания помощи и поводом для обращения в прокуратуру и в суд.
Незаконный отказ в оказании медицинской помощи может повлечь и уголовное наказание (ст.124 УК РФ). Все зависит от последствия неоказания помощи для больного.
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.