Ежик в тумане в чем смысл
В чем смысл «Ёжика
в Тумане»?
Вы знаете хоть одного человека, который не знает про «Ёжика в тумане»? Сомневаюсь. А много ли вы можете назвать людей, которые не любят этот мультик? Я вот с уверенностью только одного. И он это сейчас читает. Творчество Юрия Норштейна не принято критиковать или не любить.
Он как томатный сок. Или пьешь и любишь (с водкой или в супе — неважно). Либо просто не пьешь и помалкиваешь. С «Ёжиком» ситуация очень похожая. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Гениальное произведение. Куча смыслов… Если не любишь — просто отойди. Или вот ещё одна фраза: «Тебе он не нравится, потому что ты не понимаешь его смысла!». Ну что ж, давайте поговорим о смыслах.
Когда у произведения очевидное дно, то обретаются уровни. Про «Ёжика» принято говорить в трёх плоскостях. И я хочу рассказать про все. Только не со своей колокольни, если что, а с общепринятой.Необычная анимация, которая создает ощущение, что перед тобой оживают полотна лучших мастеров. Это первое, что зацепит ребенка и взрослого. Это приковывает внимание и сразу же заставляет задуматься. Разрушается четвёртая стена. Эффект присутствия достигнут, но как?
Например, сам Ёжик состоял из нескольких слоев прозрачной пленки. А вот его глаза, лапы и узелок с вареньем крепились отдельно. Иголки рисовались белилами и заливались акварелью.
Эффект объемности пространства был достигнут техникой «перекладки», когда перед объективом выложено несколько слоёв стекла и элементы анимации перекладывают с одного на другой — та самая многоуровневость. А сам туман создали ещё проще — на слои стекла клалась обычная чертёжная калька. Стоит ее подвигать и предметы перемещаются из тумана в обычную реальность. Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет был поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.
Или вот пример того, как делали листик. Для каждой сцены покадрово снимали различные движения настоящего листа. Его держали на проволоке и поворачивали: лист падает с дерева, кружится, лежит на земле. Затем на фотопленке распечатали изображения листа, образованные сложением позитива и негатива. И он уже настоящий, а не какой-то нарисованный. Сам Норштейн говорит о том, что для него деталь порой становится важнее общей картинки.
Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой). Да, вода была настоящей. Это ещё больше добавило ощущения реальности происходящего.
Или саундтрек! Музыка писалась до фильма. Практически по кадрам. Два месяца ушло на шесть минут звуковой дорожки!
Уровень 1.
Смысл первый.
И вот, когда наше детское захвачено подобными приемами, мы начинаем видеть уже сюжет. Для первого уровня он простой. Наивный. Про дружбу и верность. Это то, что увидит в мультике каждый. Именно на этом уровне Филин будет восприниматься по самому простому символу. Символу мудрости. А Ёжик будет символом наивности. Именно по этой причине для него взрослый Филин — псих. Тут мы чувствуем, что эта история про борьбу со своими страхами. Например, со страхами темноты и неизвестности. То, что пугает в детстве не отпускает и во взрослом состоянии. Именно по этой причине первый уровень прочувствовать могут практически все. Из-за эмоциональной стороны бессознательного.
Уровень 2. Смысл второй.
Не то, чем кажется.
На этот уровень поднимаются уже люди, которые начинают считывать аллегории и символы уже более глубокого уровня. Именно тут, люди видят в филине отсылки к картинам Иеронима Босха. Тут он уже имеет значение духа Зла. Коварное знание. И фраза Ёжика: «Псих!» — тут уже имеет куда более тяжелое значение.
Здесь же вокруг Ёжика летают не просто мотыльки или белёсые насекомые. А вороны, как на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны».
Именно тут впервые говорится о смерти. О том, что это путешествие Ёжика в потусторонний мир. Кто-то утверждает, что он плывет через реку Лету (канул в Лету и попал в забвение), а кто-то упорствует, говорит про реку Стикс, которая, как вы понимаете сами, везет понятно куда. Первые радостно говорят, что мультик закончился хорошо и Ёжик провёл отличное путешествие из реального мира в потусторонний. Он обрел познание мира через отказ от познания. Увидел смысл жизни и откровение в виде лошади. В конце получил все ответы на свои вопросы, которые нам никто (естественно) не покажет, ибо сакральное таинство нарушать нельзя. Если рассматривать это произведение под таким углом, то оно невероятно религиозное. Не просто путешествие туда и обратно, но и познание истины, как разговор с Богом.
Уровень 3. Смысл третий.
Смерть.
Да, именно сюда любят заплывать в своем сознании люди, которые отправили Ёжика через реку Стикс. Именно они акцентируют внимание на словах Норштейна, который процитировал Данте перед одним выступлением, когда говорил про историю создания:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И именно они говорят о том, что эта история на самом деле про Медвежонка, который умер и зовёт Ёжика к себе. Тот же гуляет по загробному миру, встречает проводников в виде разных животных и в итоге находит друга. А заканчивается это история верностью до гроба.
Я очень люблю авторов, которые не отвечают на вопросы, а нагоняют лишь больше тумана. Например, тот же Норштейн. Филин — кто это? Символ мудрости? Или греха? А он отвечает просто: «Филин — это тот же ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной». И этот ответ идеально подходит и для трактовки того, что эта отсылка к Босху и к тому, что это лишь обратная сторона наивности. Браво! Обожаю. Пусть каждый видит своё. Это по мне.
Ведь если посмотреть со стороны, отбросить символы, мысли и аллегории, забыть про то, что этот мультик стал вдохновителем для многих музыкальных групп, стал лучшим для Хаяо Миядзаки, что отсылки на него можно найти даже в «Гриффинах» или «Смешариках»… То что же главное в этом странном млекопитающем с баночкой варенья? Я считаю, что всё просто.
Неважно про какой из миров мы говорим. Главное, чтобы было, с кем считать звезды.
А вы знаете смысл мультфильма «Ёжик в тумане»? (6 фото)
Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.
Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров – реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.
Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа – один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.
Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные – суть – символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле – человек.
Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя – такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.
Лошадь – и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.
Скажем, сова – символ мудрости – ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба – существо безмолвное – приобретает способность говорить. Огонь – соединение тепла и света – трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.
Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая – намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе – в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.
Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира – подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров – хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа – Ёжика, огромному – Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения – вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака – существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).
Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»
Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти – потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти – потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу – месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель – уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.
Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника – Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! – скажете вы – а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти – так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.
В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.
Ежик сказал Медвежонку:
Тайный смысл мультфильма «Ёжик в тумане»
Юрию Норштейну — 75 лет. Самый известный его мультфильм «Ёжик в тумане» не любят дети: он не развлекает их погонями, шутками и яркими персонажами. На самом деле это глубочайшее метафорическое произведение о подсознании, смерти и можжевельнике.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Этот шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. В нём нет чёткого сюжета, явно рассказанной истории. Каждая сцена — метафора, каждый кадр — визуальный диалог со зрителем. Поэтому мы можем лишь подступиться к этому мультфильму, рассмотрев его как некое философское высказывание о подсознании, смерти и можжевельнике.
Ёжик — воплощённый Хаос
С первых кадров невозможно не обратить внимание на странный вид главного героя — Ёжика. Он абсолютно не похож на настоящих ежей, у которых иголки растут из туловища.
Нет, этот Ёжик — нагромождение хаотичных линий, будто его форма была вдохновлена абстрактным экспрессионизмом. Для эксперимента заменим Ёжика на фрагмент работы классика этого жанра Джексона Поллока: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Художники этого движения спонтанно выражают внутренний мир, потому что хотят задействовать подсознание. Вот какой смысл несёт такой неожиданный внешний вид персонажа.
Сова из картин Иеронима Босха
Итак, некое порождение подсознания по имени Ёжик бредёт по полю. За ним из-за тёмных силуэтов выступает настоящее чудовище. Сова — это очевидная отсылка к картинам Иеронима Босха, нидерландского классика живописи. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500–1510)
Босх постоянно изображал сову на своих картинах. Искусствоведы считают, что сова у Босха символизирует греховность, глупость и духовную слепоту. Хулиганская сова в следующих сценах буквально издевается над Ёжиком, за что он презрительно называёт её «психом».
Лошадь как символ смерти
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Главный герой доходит до опушки и видит в тумане лошадь. Лошадь — это определённый религиозный символ. Во-первых, в западнославянской мифологии белый конь — это дитя Белобога, светлого божества. Во-вторых, лошадь, тем более белую и светящуюся, воспринимали как проводника на тот свет. Хаотичный Ёжик как сумрачное порождение подсознания вытесняется из нашего мира, и на границе бытия его уже встречает лошадь. Он и сам думает о смерти:
Туман отсылает к шедевру Верещагина
В тумане Ёжик сталкивается с самим мирозданием, выраженным в виде представителей подземного, земного и небесного царств. Из темноты выползает улитка, выходит слон, вылетает сова. Вокруг Ёжика вьются белёсые насекомые, как грифы на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны»: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Василий Верещагин, «Апофеоз войны», 1871
Древо жизни за границей разума
В конце этого чистилища стоит гигантское дерево. Это настоящее древо жизни, уходящее ветвями за границу разума. В нём соединены все три мира — подземный, земной и небесный. Ёжик явно потрясён деревом-гигантом, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Адская река Стикс
В конце своего метафорического путешествия Ёжик оказывается в реке. Очевидно, что под этим водным потоком подразумевается Стикс, адская река из древнегреческой мифологии, в которой возникли первобытные существа. Одно из таких существ выносит на своей спине Ёжика, полностью смирившегося со своей грядущей кончиной.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Сцена в тёмном лесу как отсылка к хоррору
Сцена в тёмном лесу, который необходимо перейти Ёжику, нарочито сделана в стилистике фильмов ужасов, несмотря на то что мультфильм предназначен для детского просмотра. Всё будто бы снимает прибор ночного видения: нечёткие детали, зеленоватое изображение. Кроме того, камера словно находится в руках несуществующего оператора, который то идёт позади Ёжика, то пятится прямо перед ним. Всё это лишь усиливает ощущение угрозы, до времени невидимой.
Цитата из «Соляриса» Тарковского
Большим источником вдохновения для Юрия Норштейна послужило творчество режиссёра Андрея Тарковского. Мультфильм покадрово повторяет первые несколько минут фильма «Солярис», вышедшего в 1972 году за три года до «Ёжика в тумане». В нём актёр Донатас Банионис, щетинистый, как ёж, точно так же, как герой мультфильма, идёт по туману, видит в нём лошадь, оставляет свою котомку на пне и оказывается в реке.
Эти работы объединяет тяга к исследованию бессознательного. Спуск туда очень опасен, такое путешествие грозит безумием. Уязвимость человека и ежа в глубинах подсознания призван символизировать хрупкий лист.
Совы-фашисты
Автобиографичная картина Федерико Феллини «Амаркорд» также очень точно цитируется. В бесконечном тумане посреди таинственного леса оказывается маленький мальчик:
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/ Скриншот © L!FE
Из тумана в «Амаркорде» выходят такие же монстры, как и в «Ёжике в тумане», — дуче и его фашистская свита:
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/Скриншот © L!FE
Психоделия и расширение сознания
Наконец, невозможно упустить из виду уклон произведения в исследование изменённого сознания. Ёжик по сюжету идёт по лесу к своему другу Медвежонку, но по дороге застревает в фантасмагоричном мире, где бродит в полуобморочном состоянии. На это всячески намекают по ходу мультфильма: неоднократно упоминаются некие «можжевеловые веточки», которые сердобольный друг всё подкидывал в костёр. Существует вид можжевельника, при сгорании выделяющий вещество норпсевдоэфедрин, это стимулятор центральной нервной системы. Если предположить, что события развивались в обратном порядке и Ёжик сначала пришёл к Медвежонку, который уже подкинул «веточек», то перед исследователем представляется картина путешествия психонавта в подсознательное.
Сначала у Ёжика активизировалась двигательная активность: он начинает «идти» к Медвежонку, хотя он всё это время сидит рядом.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Потом окружающий Ёжика мир теряет реалистичность. Цвета становятся тусклыми, вокруг неожиданно образуется густой туман. Возникают акустические эффекты: какие-то голоса, эхо. В темноте проявляются пугающие и яркие визуальные галлюцинации: совы, летучие мыши, улитки, слоны. Норштейн даже смелеет и начинает цитировать бывалого психонавта Хантера С. Томпсона (книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», вышла за четыре года до «Ёжика в тумане»):
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Коллаж © L!FE. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE