какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на интегрированных музыкальных занятиях

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

на интегрированных музыкальных занятиях

С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Известно, что инструментальное воздействие музыкипроявляет себя следующим образом:

1. вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло,

2. струнные инструменты ориентированы на развитие сострадания,

3. ударные инструменты физически бодрят, придают силы организму,

4. интеллектуальной сфере соответствуют клавишные. Звучание рояля называют самой математической музыкой.

С одной стороны, музыка благоприятна для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Здоровье сберегающие технологии, используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей детей.

Известно, что ДОУ осуществляют комплексный подход в оздоровлении детей, но получается, что всего понемножку. Физкультурные занятия организуются сами по себе, лечебно-профилактическая работа – сама по себе.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, в связи с введением ФГТ, перед ДОУ встает необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.

И это становится возможным благодаря использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения интегрированного подхода, как к образованию, так и к сохранению и укреплению здоровья дошкольников путем организации интегрированных занятий. Потребность в этом виде занятий объясняется целым рядом причин,одними из которых являются следующие:

1. во-первых, интегрированные занятия нестандартны и интересны,

2. во-вторых, раскрывают большие педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти, и др. не менее важные причины.

Как уже было сказано, сегодня обязательным условием оздоровительной работы детского сада выступает принцип интеграции (взаимодействия) образовательных областей различных уровней.

В нашем ДОУ интеграция таких образовательных областей, как «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье» и «Физическая культура» особо актуальна. Это обусловлено тем, что проблемы коммуникативного и физического развития ребенка дошкольного возраста все чаще становятся факторами, тормозящими процесс оздоровления детей.

На наш взгляд, именно образовательная область ФГТ «Музыка» напрямую связана с оздоровлением детей дошкольного возраста.

Цель ее: укрепление психического и физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Результатами этой работы должны стать:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка,

• повышение уровня речевого развития,

• снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями,

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Научная основа процесса оздоровлениявоспитанников в нашем детском саду базируется на программах и методических пособиях: образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. Васильевой, программы А. Бурениной и Т. Суворовой, а также на здоровье сберегающих технологиях А. Стрельниковой, А. Уманской, К. Динейка.

Использование на каждом музыкальном занятии здоровье сберегающих технологий служит средством организации и оптимизации образовательного процесса.

Мы считаем, что интегративный способ построения воспитательно-образовательной работы – это один из путей достижения качества образования, сохранения и укрепление здоровья дошкольников.

Наиболее эффективными технологиями в работе с дошкольникамив нашем учреждении стали:

1. валеологические песенки – распевки,

2. артикуляционная гимнастика,

3. дыхательная гимнастика,

4. фонопедические и оздоровительные упражнения,

5. пальчиковые игры,

6. музыкотерапия (активная танцтерапия,

В рамках системы работы были приняты за основу примерные схемы музыкальных занятий с применением здоровье сберегающих технологий, предложенные О. Н. Арсеневской.

Каждое музыкальное занятие мы начинаем с валеологической песенки – распевки. Это, как правило, небольшие тексты в мажорной гамме. Они поднимают настроение и подготавливают голос к пению. Например,распевка: «Здравствуйте!».

Далее следует применение дыхательной гимнастки. Значение применения дыхательной гимнастики велико. Она оказывает на организм человека комплексное оздоровительное воздействие. Для проведения гимнастики мы используем методику А. Н. Стрельниковой. Это уникальная методика дыхательных упражнений восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, повышает общую сопротивляемость организма.

Одним из элементов проведения музыкально-оздоровительного занятия являются фонопедические упражнения. Это упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Фонопедические и оздоровительные упражнения рекомендуется проводить по рекомендациям врача-педиатра.

Регулярно включаю в занятия и пальчиковые игры. Их применение постоянно согласую с учителем – логопедом. Важно правильно сделать их выбор.

Кроме этого, на занятиях музыкой использую речевые игры. Речевые игры помогают детям овладеть всеми средствами выразительной музыки, развивают музыкальную память, чувство ритма, развивается звуковая культура речи, связная речь, грамматический строй речи; часто используем речевые игры Т. Боровик, Т. Тютюнниковой. Как правило, основой для таких игр служит детский фольклор-песенки, потешки, шутки.

В ДОУ работает театральный кружок. На занятиях кружка речевым играм отводится самое серьезное внимание.

И развитию движений под музыку уделяется достаточно внимания. Особенно гармонично вписывается в музыкально-оздоровительный процесс программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».

Заключительным этапом работы с детьми на музыкальном занятии становятся речевые и музыкальные игры, а также любимые детьми хороводы.

Мы считаем, что использование здоровьесберегающих технологий на интегрированных музыкальных занятиях позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, а также уверенно преодолевать узкоспециализированные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительнойработы в детском саду: занятия, игры, упражнения.Вологоград: Издательство «Учитель», 2011.

Вологоград: ИТД «Корифей», 2009.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие. М. : Сфера, 2004.

4. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. М. : Сфера, 2008.

5. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры. // Дошкольное воспитание. № 5, 2002 г.

6. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб. : Лань, 2002 г.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Источник

Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья дошкольников

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитание жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Только здоровый ребенок может играть, бегать смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Вместе с тем эти возможности в современных социальных условиях используются не всегда эффективно. Необходимым условием повышения качества музыкального воспитания на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является знание методики музыкального воспитания.

Многолетний опыт музыкальных руководителей ДОУ. учителей музыки показывает, что музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие.

Всем известно могущество музыкального ритма. Согласимся с мнением выдающихся музыкальных деятелей, что ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации. Поэтому лица со слабой нервной системой будут, гораздо глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Они будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке. А те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, предпочтут музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго.

Уильям Грей Уолтер пишет о том, что, «наблюдая исчезновение и развитие ритмов мозга у детей, можно в известной мере прослеживать процесс формирования характера и устанавливать необходимость и форму внешнего вмешательства в этот процесс». Музыка способна улучшить психическое состояние человека. Специалисты в области музыкотерапии считают, что в психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм. Иногда достаточно провести 8–10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2–3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих сходную реакцию.

Для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки очевидно, что пение – один из наиболее эффективных видов комплексной терапии. Известно, что оно тесно связано с дыханием. Исследования доказали, что люди, которые занимаются вокалом, легче переносят ОРЗ и бронхо-легочные заболевания. Педагоги не случайно включают в свои занятия распевание, оказывающее благоприятное воздействие на голосовой аппарат и весь организм в целом. Выработка правильного певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука, который в свою очередь определяет характер работы голосовых связок. Для голоса необходима постоянная тренировка. Она позволяет укреплять голосовые связки, формировать правильное дыхание. Например, если нужно добиться мягкого звука и устранить напряжённое, громкое звучание, то следует использовать мягкую атаку или даже придыхательную атаку. Твёрдая же атака активизирует процесс голосообразования у детей, склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

Поскольку голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, с которым нужно бережно обращаться, то музыкальные руководители ДОУ и учителя музыки, добиваясь красивого и выразительного пения, особое значение придают заданиям по артикуляции и дикции. Не секрет, что при помощи логопедических попевок можно скорректировать определённые дефекты речи у ребёнка. Следовательно, необходимым условием преодоления речевых нарушений у ребёнка становится сотрудничество музыканта с учителем-логопедом и педагогом-психологом образовательного учреждения.

Также при сочетании слов и музыки происходит развитие и коррекция двигательной сферы. Здесь уместно обратиться к сотрудничеству преподавателей по музыке и физическому воспитанию.

На всех этапах развития ребёнка необходима поддержка и понимание со стороны родителей, которая обеспечивает психологическую комфортность и общее духовное становление детей. Уже сегодня многие образовательные учреждения тесно сотрудничают с семьей, что способствует полноценному формированию комплекса способностей у дошкольников. Проводимые праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха. Именно в дошкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в образовательном учреждении значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и педагоги.

Однако следует обратить внимание на то, что в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления. В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей, возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления (например эстетотерапии и музыкотерапии) в учебно– воспитательный процесс дошкольников и школьников. В литературе описывается применение таких методик в основном в терапевтической практике, где успешно осуществляется реабилитация больных методами музыкотерапии. В то же время имеются лишь единичные, разрозненные сведения о применении таких методов для профилактики и коррекции здоровья детей, отсутствуют отработанные схемы и технологии, научно обоснованные рекомендации их использования в детских образовательных учреждениях.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном музыкальном образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период посещения ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на музыкальных занятиях в ДОУ музыкальные руководители могут использовать разные виды здоровьесберегающих технологий, среди которых:

Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

2. Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела».

Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

5. Гимнастика пальчиковая (с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой).

Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

6. Гимнастика дыхательная.

Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).

* Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
* Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
* Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м. ).

7. Арт-терапия (терапия искусством).

Метод лечения посредством искусства или художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т.д.

8. Фольклорная арт-терапия.

Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок – обряд, урок – концерт, урок – праздник, урок – путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

9. Артикуляционная гимнастика.

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме.

1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
3. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

Сегодня много говорится о том, что и детские сады, и школы должны создавать такие условия, которые будут направлены на обеспечение здоровья детей. Поэтому педагоги стараются вводить в образовательный процесс новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, формировать у ребёнка стремление сохранить собственное здоровье, а процесс музыкального воспитания сделать интересным и увлекательным

Источник

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть картинку какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Картинка про какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий Альбина Беляева
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть картинку какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Картинка про какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивость и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:

2. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Игроритмические упражнения.

5. Пальчиковые игры.

7. Музыкотерапия

С них можно начать музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Доброе утро!», «Я пою, хорошо пою», «Здравствуйте», «Просыпайтесь» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

И сегодня весь день,

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки

А теперь похлопаем

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережом.

Будьте все здоровы!

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим, лобик разотрем,

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!»

Дети стоят парами лицом друг к другу

Маленькие пальчики: трям-трям-трям!

Барабанят пальчики: трям-трям-трям!

А теперь ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим: трям-трям-трям!

По трям-трямски говорим:

Засопели носики: трям-трям-трям!

Носики –насосики: трям-трям-трям!

А теперь мы улыбнулись,

Прыгнули и повернулись.

Мы в Трям-трямдии живем,

Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха 3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох) 4. Развивать продолжительный вдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Перед началом игры приготовьте игрушку-вертушку. На улице

продемонстрируйте, как она начинает вращаться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неёсамостоятельно: «Давай, сделаем ветер – подуем на вертушку!»

Упр. «Ладошки»

Нужно стать прямо, руки до локтя опустить вдоль тела. При выполнении упражнения работают только кисти рук. Во время вдоха ладошки сжимаются в кулачки, словно стараются что-то взять. Делается четыре шумных коротких вдоха. Выдох осуществляется произвольно — через нос или рот. Серию вдохов сменяет 3-5 секундный отдых, после чего следует — еще серия, состоящая из четырех вдохов. Всего необходимо сделать 24 серии по 4 вдоха.

Ладошки – ладошки,

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Упр. «Воздушные шары»

Шары висят на веревочке. Дети делают глубокий вдох через нос и продолжительный выдох, через рот. Стараются дуть, как можно сильнее, чтоб шары отлетали, как можно дальше.

С помощью воспитателя регулируется высота веревки и дети могут дуть с разных позиций: стоя, стоя на коленях и лежа.

Упражнение повторить 2-3 раза.

Упр. «Бежит кораблик по волнам»

В поддон наливаем воды, опускаем легкие пластмассовые лёгкие кораблики. Каждый капитан дует на свой кораблик. Глубокий вдох через нос, щеки надуты и выход через рот. Выдох может быть шумным и бесшумным. Упражнение повторить 2-3 раза.

Упражнение «Ладошки» (по А. Н. Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

С помощью этих интересных упражнений, не только ребёнок будет пребывать в хорошем настроении, но и вы улыбнётесь улыбкой здоровья.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшается музыкальная память, внимание.

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять», вернуться в исходное положение. Вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Буду подражать слону!

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду –

Дождик слабенький бывает, вот такой… тихо и редко хлопает в /ладоши (половинные)

Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… хлопает в ладоши сильней /(четвертные)

Снова хлопайте, ребятки, все со мной! дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса – гром гремит и начинается ГРОЗА! топает и хлопает /одновременно (восьмые). Дети подхватывают движения

Иду по лужам. ладонями по ногам.

Хлюп-хлюп-хлюп — Ритмично притопывают ногами.

Вода в ботинках. Кап-кап-кап — Поднимают руки вверх и рит- /мично щелкают пальцамит —

Мне зонтик нужен. с одновременным движением рук сверху вниз.

Оп-оп-оп — Скрещивают руки на груди и

Вода по спинке. ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль — Выполняют ритмичную пру-

Ой-ой-ой, Качают головой, руки к голове.

Кругом вода. Да-да-да, Ритмично кивают головой.

Одевайтесь в дождь всегда!

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях.Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

«Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз! Поглаживают руки

Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка,взялись все за уши:

Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.

По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали! Топают ногами.

1. «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

2. «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

3. «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

4. «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

6. «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

7. «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Посмотрели мы в окошко делают пальцами обеих рук «окошко»

По дорожке ходит кошка «бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке.

С такими усами показывают «длинные усы»

С такими глазами показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет

Нас гулять скорей зовет «зовут» правой рукой

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять! Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять. Ударяем кулак о кулак

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К. Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Солнышко, солнышко, Ритмичные хлопки.

Bыгляни в оконышко

Твои детки плачут, Притопы.

По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Как на горке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой- снег, снег, приседают на корочки, два шлепка.

И на елке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.

И под елкой – снег, снег, приседают на корочки, два шлепка.

А под снегом спит медведь. притопы

Тише, тише. Не шуметь! произнося шёпотом, указательный палец возле губ

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. В нашем детском саду мы практикуем использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

«Зайчата» (комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем

Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Просыпайтесь, глазки! Глазки все проснулись?

Дети лежат на спине, легко поглаживают закрытые глаза.

Просыпайтесь, ушки! Ушки все проснулись?

Растирают уши ладошками.

Просыпайтесь, ручки! Ручки все проснулись?

Растирают руки от кисти до плеча.

Просыпайтесь, ножки! Ножки все проснулись?

Стучат пяточками по кровати.

— Мы проснулись! Потягиваются, затем хлопают в ладоши.

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

От носочков до макушечки.

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем, растем!

Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада

1. Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыкидля утреннего приема могут быть и следующие произведения:

«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)

Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

• Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,

• Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

2. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей.

Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

• Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)

• П. И. Чайковский «Времена года»

• Бетховен, соната № 14 «Лунная»

• Бах – Гуно «Аве Мария»

3. Музыка для вечернего времени способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.

Для этого можно использовать следующие мелодии:

«Классические мелодии для детей и их родителей»

• Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»

• Бах «Органные произведения»

• А. Вивальди «Времена года»

4. Музыка для свободной деятельности детей

• Бах И. «Прелюдия до мажор».

• Вивальди А. «Времена года».

• Кабалевский Д. «Клоуны».

• Кабалевский Д. «Петя и волк».

• Лядов А. «Музыкальная табакерка».

• Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

• Моцарт В. «Турецкое рондо».

• Мусоргский М. «Картинки с выставки».

• Рубинштейн А. «Мелодия».

• Свиридов Г. «Военный марш».

• Чайковский П. «Детский альбом».

• Чайковский П. «Времена года».

• Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

5. Музыка для релаксации

• И. Бах «Ария из сюиты №3»;

• Л. Бетвохен «Лунная соната»;

• Э. Григ «Песня Сольвейг»;

• К. Дебюсси «Лунный свет»;

• Н. Римский-Корсаков «Море»;

• П. Чайковский «Осенняя песнь»;

• П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;

• Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;

• Ф. Шуберт «Аве Мария»;

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

«Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

«Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

«Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

«Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

«Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

«Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

«Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов).

«Танец утят» (французская народная песня).

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (презентация из опыта работы) В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Конспект родительского собрания «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Время проведения – март Форма проведения – круглый стол Участники: родители, медсестра, воспитатели. Цель: ознакомление родителей воспитанников.

Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Конспект родительского собрания Тема: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»Форма проведения: дискуссия. Цель: ознакомить.

какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Смотреть картинку какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Картинка про какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятий. Фото какие факторы оказывают влияние на охрану и укрепление здоровья детей в процессе музыкальных занятийПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Презентация к родительскому собранию «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Актуальность: Забота о здоровье ребенка стала занимать в нашей стране приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в музыкальной образовательной деятельности «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В. Краткая аннотация проекта Актуальность:.

Творческий отчет по теме «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей» Творческий отчет по теме: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей» Подготовила воспитатель:.

Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *