какие факторы сдерживают профессиональный рост и развитие учителя
Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов
Анкета
«Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов»
(по Н.В. Немовой)
Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:
· 5 – да (препятствуют или стимулируют);
· 4 – скорее да, чем нет;
Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов
Препятствующие факторы
Оценка
Разочарование из-за прежних неудач
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
Недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Средний балл:
Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов
Стимулирующие факторы
Оценка
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Методическая работа в ДОУ
Обучение на курсах
Пример и влияние коллег
Пример и влияние руководителей
Организация труда в ДОУ
Внимание к этой проблеме руководителей
Возможность получения признания в коллективе
Средний балл :
Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла. Коэффициент профессионального развития (Кр) вычисляется по формуле:
где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;
Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Количество педагогических работников
Факторы
В процентном выражении
Коэффициент профессионального развития
Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:
· 4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
· 3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
· 2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
· 1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствуетсумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от25 до 30 баллов, находитсяна высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Факторы профессионального роста педагогических работников
Статья из сборника: Общие тенденции научно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве: Материалы международного форума молодежи (г. Луганск, 11-12 апреля 2019 г.). – Луганск:, 2019. – 820с.
Просмотр содержимого документа
«Факторы профессионального роста педагогических работников»
Факторы профессионального роста педагогических работников ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ» ГОУВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в условиях перехода на новые ГОСУДАРСТВЕННЫЕ образовательные стандарты СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Юсупова-Вельгорская Л. А., Стрельченко Е.М., Сафонов Ю.Б.,
ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум»
ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»,
Аннотация: В статье предложено определение профессионального роста педагогического работника и выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на профессиональный рост педагогических работников техникума в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.
Ключевые слова: факторы профессионального роста, среднее профессиональное образование, государственные образовательные стандарты
В современных условиях внедрения в систему среднего профессионального образования новых государственных образовательных стандартов актуальными остаются вопросы профессионального роста педагогических работников среднего профессионального образования.
Вопросы профессионального роста педагогических работников рассматривали Беленькая Е.В. [1], Довбыш С.Е. [2], Жабборова З. [3], Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. [4], Молодцова Т.Д., Едуш И.В. [5], Панова Н.В.[6], Щербаков А.В. [8] и др. исследователи.
Анализ теоретических разработок исследователей по вопросам профессионального роста педагогов позволяет сделать вывод о том, что сегодня много внимания уделяется познанию сущности профессионального роста, развития педагогического мастерства. Уровень профессионализма педагогов рассматривается как один из ведущих факторов обеспечения высокого уровня качества образования.
Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. понимают под профессиональным ростом поэтапное развитие личности, связанное с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных умений и т.д., а также процесс самостоятельного осознанного (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности [4, с. 48].
Щербаков А.В. определяет понятие «профессиональный рост» как процесс изменения качественных характеристик педагога-профессионала, которые обеспечивают реализацию функций воспитания [8, с. 115].
Таким образом, на сегодняшний день нет единого понимания понятия профессионального роста педагогического работника, а также не выделены факторы профессионального роста педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.
Все изменения в профессиональной деятельности педагогического работника вызываются определенными факторами.
Фактор – это движущая сила, причина какого-либо процесса или явления [7, с.110]. Под факторами профессионального роста педагогического работника предлагаем понимать движущие силы, которые положительно или отрицательно влияют на профессиональный рост педагогического работника.
Таким образом, положительные факторы выступают причинами, которые обусловливают стремление педагогического работника к профессиональному росту, а также создают для этого благоприятные условия, отрицательные факторы, напротив, обусловливают нежелание педагогическим работником профессионального роста и препятствуют созданию благоприятных условий для самореализации.
С целью выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на профессиональный рост педагогических работников с учетом новых условий ведения образовательного процесса, связанных с переходом на новые государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, среди педагогического коллектива ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум) было проведено анкетирование.
В качестве факторов, положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника в современных условиях, были выделены:
1) профессиональная гибкость, способность адаптироваться к переменам в образовательной отрасли;
2) личный интерес к работе;
3) перспектива повышения дохода;
4) возможность повышения признания в коллективе;
5) курсы повышения квалификации;
6) пример и влияние администрации;
7) методическая работа в техникуме, на территориальном и республиканском уровне;
8) занятия самообразованием;
9) благоприятные условия работы, возможность проведения инновационной и экспериментальной деятельности.
В качестве факторов, отрицательно влияющих на профессиональный рост педагогических работников в современных условиях, были выделены:
1) собственная инерция, косность, неготовность к переменам в образовательной отрасли;
2) неуверенность в будущем из-за нестабильной военно-политической ситуации в Донецкой Народной Республике;
3) нехватка времени;
4) отсутствие стимулов со стороны администрации;
5) негативный прошлый опыт;
6) неудовлетворенность личным состоянием здоровья;
7) негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.
Анализ полученных результатов анкетирования показал, что опрошенные выделили больше положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника факторов, чем отрицательных.
Ответы респондентов можно разделить на две группы:
Исходя из выше изложенного, факторы профессионального роста педагогических работников выражают общий характер мотивации профессионального роста с учетом личностных ориентаций и предпочтений педагогических работников, а также наличия внешних стимулов и благоприятных для профессионального роста условий.
Таким образом, актуальными задачами техникума в направлении стимулирования профессионального роста педагогических работников должны стать создание благоприятных условий для инновационной, экспериментальной, научно-методической деятельности, а также эффективной системы поощрения и мотивации педагогических работников.
1.Беленькая, Е.В. Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждений дополнительного образования [Текст]/ Е.В. Беленькая// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №22. – С. 270 – 275.
2. Довбыш, С.Е. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы[Текст]/ С.Е. Довбыш//Управление образованием: теория и практика. – 2018. – №2 (30). – С. 5 – 10.
3.Жабборова, З. К вопросу об обеспечении профессионального роста педагогов[Текст]/ З. Жабборова//Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2013. – №11. – С. 327 – 328.
4.Красношлыкова, О.Г.Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях [Текст] / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – N 2 (22). –С. 47–54.
7.Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 480 с.
8.Щербаков, А.В. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации [Текст]/ А.В. Щербаков// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.–2017. – №2 (31). – С. 113 –122.
Доклад: «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.
Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.
Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.
В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;
— трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.
Профессиональный рост педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе
Основными характеристиками современного мира сегодня выступают такие его качества, как развитие, изменчивость, динамизм, новизна. И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю жизнь», должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного учителя.
Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.
Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.
Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.
В своей работе мы будем опираться на два основных понятия – «профессионализм» и «компетентность».
Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [3].
От профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не тождественны.
Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [5].
По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.
Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.
От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.
Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
Мир профессий сегодня также не стоит на месте. Постоянно наполняются новым содержанием не только уже известные нам виды профессиональной деятельности, но появляются и абсолютно новые виды профессий.
По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [2].
В таких условиях сегодняшний выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется постоянно переучиваться на протяжении всей жизни. А освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.
Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?
Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.
Неплохо зарекомендовал себя метод организации в школе работы проблемно-творческих групп, в которые включаются все педагогические работники школы. На протяжении учебного года педагоги работают над выбранной темой. Темы могут быть самой различной направленности, например: «Смысловое чтение: приемы и методы работы на учебных занятиях», «Проблемы внедрения ФГОС», «Реализация технологии интегрированных уроков как одно из средств формирования у учащихся УУД», «Наука для обывателя или практическое применение научных знаний», «Системный подход в работе с одаренными детьми», «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе». Завершает свою работу проблемно-творческая группа представлением отчета на педагогическом совете.
Повышению уровня методической подготовки педагога также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года».
Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.
Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.
Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.
Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.
Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.
В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.