какие фамилии входят в тейп цхьорой

Список ингушских тейпов

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Содержание

Список ингушских тейпов

Ингушский народ сложился из следующих обществ:

Тейпы выходцы из Галгаевского(Хамхинского)общества считаются более почитаемыми тейпами — Эздий. Но не все. Например, Тумхой и Кхохкхой — выходцы из Хамхинского общества, но при этом эздий-тейпами не являются.

Цхьоринское общество было не однообразным. Туда входили и селились многочисленные и разные тейпы, которые не являлись представителями тейпа Цхьорой. Например, тейпы Циздой, Оздой, Евлой. Поэтому сам тейп Цхьорой не может быть в числе многочисленных тейпов и эздий-тейпов, хотя и состоит из многочисленных родовых ветвей (наькъаш — инг).

Фаьппинское общество состоит также из разных тейпов, которые считаются в основном пришлыми и они, так же как и цхьорой не могут называть себя эздий. Выходцами из Фаьппинского общества считается и тейп президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова (тейп Ольгеттхой).

Джейрахское общество состоит из коренных представителей трех родов и их ответвлений (всего 5 фамилий): Ахриевых (Охр-наькъан), Боровых (Бор-наькъан) и Льяновых (Льян-наькъан), а ткже из пришлых туда двух тейпов : Хаматхановых (Хаматхан-наькъан) и Цуровых (Ч1ур-наькъан).

Озиевы (Эгахой)

Газдиевы (Газьг — наькъан) находятся в братстве с Тонгиевыми и Ужаховыми

Тонгиевы (Тонг — наькъан) находятся в братстве с Газдиевыми и Ужаховыми
Ужаховы (Уажкх — наькъан) находятся в братстве с Газдиевыми и Тонгиевыми

Богатыревы (Бохтар — наькъан)

Ведзижевы (Ведаж — наькъан) ветвь Богатыревых
Дахкильговы (Дахкильга — наькъан) ветвь Богатыревых

Аушевы (Оувша — наькъан)

Выходцы с Хамхи (Хьамхой)

Костоевы (Къоастой) ветвь Хамхой

Выходцы с Таргима (Таргимхой)

Арчаковы (Арчакх-наькъан)

=== === Хабра (Чемхильг ньакъан)=== ===

Полезное

Смотреть что такое «Список ингушских тейпов» в других словарях:

Список чеченских тукхумов и тейпов — См. также: Тукхум и Тейп Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов … Википедия

Ингушетия — У этого термина существуют и другие значения, см. Ингушетия (значения). Координаты: 43°19′ с. ш. 45°00′ в. д. / 43.316667° с. ш. 45° в. д. … Википедия

Чеченцы — Чеченцы … Википедия

НОХЧИ — Чеченцы … Википедия

Нохчи — Чеченцы … Википедия

Чеченец — Чеченцы … Википедия

Чеченка — Чеченцы … Википедия

Чечены — Чеченцы … Википедия

Источник

Войдите в ОК

Ингушский Тейп » Цхьорой

Цоринцы (самоназвание Цхьорой) — общество, шахар, проживавшее на востоке горной Ингушетии. В XIX веке цоринцы сыграли одну из ключевых ролей в формировании единого ингушского народа. По данным толкового словаря Российского этнографического музея цоринцы представляют собой отдельную подгруппу ингушей. Название мало употребляемое, так как это общество относится к ингушам.
Исторические аулы расположены на юго-западных отрогах Кавказского хребта, по правом притока реки Асса. Название общества является этнонимом по крупному аулу Цори (Джейрахский район, Республика Ингушетия)
Русские путешественники 19 века писали

Цоринцы занимают долину реки Цорихи — притока Ассы, расположенную к востоку от акинцев и к северо-востоку от галгаевцев. Их народонаселение составляет 1200 душ, все они независимы. На их территории нет леса, они занимают довольно широкие ущелья. Их дома сложены из камня и имеют башни.
Основные их поселения следующие: Цори — на притоке того же названия, Верхн. Махуль, Средн. Махуль, Нижн. Махуль.
Цоринцы очень бедны, их главное богатство составляет скот, шерсть которого и сыр они обменивают на предметы первой необходимости. Остальных продуктов сельского хозяйства хватает лишь на прокорм.
Нравы, обычаи, характер, религия и язык такие же, как у галгаевцев. Летом их пастбища находятся недалеко от жилищ, зимой же они отправляют скот в лощины. Они получают из Хевсуретии соль, которую выменивают на мед, так как пчеловодство у них очень развито.
Дорога, которая ведет к ним, через Цорихи, очень трудна, особенно для передвижения с кладью (багажом). Они враждуют со своими соседями и часто нападают на них.

Цхьори улл Цхьорой-лоама кIал, ГIулойхи чIоже. Цхьори лоамашка йоккхагIчарех юрт я. Цхьори шиъ хиннай – Лакхера Цхьори Лохера Цхьори.
Цхьорошта малхбоалехьа ГIулой баьхаб; малхбузехьа – ЦIиздой, Мухлой, Йовлой, кхыбараш а; гIинбухьегIа – Мержой; къулбехьагIа – пхий.
Цхьоре хьалха Цхьорой шахьара керттера юрт хиннай. Цхьорой шахьара юкъейоагIаш хиннай Цхьорой юрташ йоацаш кхы а Йовлой, Оздой, Циздой, Мухлой, Моашхой, Поалонкой юрташ.
ТкъестлагIча бIаьшере, гIалгIай лоамара IокIалбувлача хана, ГIалме тIа Цхьороша Iойиллаяр шоай юрт – Цхьорой-Юрт. ГIалгIай 1944-гIча шера СибарегIа бахийтачул тIехьагIа хIирашта караяхай из юрт. ХIираша хийцай юрта цIи – Донгарон, аьнна.

Тахан тайп-тайпара тайпан цIераш лелаю Цхьороша:

Могушкнаькъан, Дзейтнаькъан, ГIанажнаькъан, Маькинаькъан, Хашинаькъан, Тоачнаькъан, Заньгинаькъан, Батажнаькъан, Бадинаькъан, Бисайнаькъан, Битинаькъан, Таьтанаькъан, ГIайтакхнаькъан, Хасинаькъан, Черкъинаькъан, кхыяраш а.
Цхьорой бах Цхьорой-Юрта, Наьсар-Керте, Наьсаре, МагIалбике, Карабулаке, Сипсой-ГIала тIа, Галашка, Алхасте, Мужече, Даби-Юрта, Мочкъий-Юрта, Iаьлий-Юрта, ГIаьзи-Коа, Экажкъоньгий-Юрта, Дола-Коа, кхыча юрташка.

Источник

Какие фамилии входят в тейп цхьорой

какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп цхьорой. Картинка про какие фамилии входят в тейп цхьорой. Фото какие фамилии входят в тейп цхьорой

какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп цхьорой. Картинка про какие фамилии входят в тейп цхьорой. Фото какие фамилии входят в тейп цхьорой

какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп цхьорой. Картинка про какие фамилии входят в тейп цхьорой. Фото какие фамилии входят в тейп цхьорой

Группа создана только для представителей тейпа Цхьорой.
««««««««««««`
Цели группы:
Показать полностью.

В данном собрании обсуждаем разного рода перспективы и альтернативы развития нашего тейпа. В данное время эта страница может являться местом встречи тейповой молодежи.

1) Создание общетейпового финансового фонда. Его смысл в том, чтобы финансово поддерживать перспективные отрасли, создать нашу тейповую компанию для того, чтобы занять определенную экономическую нишу.

Экономически поднять весь наш тейп.

В общем вновь стать Цхьорой и почувствовать наше полное единство во всем са вежарие йижарие!
«««««««`
Хьусен Цхьоро

какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп цхьорой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп цхьорой. Картинка про какие фамилии входят в тейп цхьорой. Фото какие фамилии входят в тейп цхьорой

Наиболее тесные контакты Цоринцев были зафиксированы с грузинской элитой. Это объясняется и географическим расположением, также немаловажную роль играли многочисленные хорошо вооруженные конные дружины Цоринцев.
Показать полностью.

Легенда о Цоринском старшине, заключившем военно-политический союз с царицей Тамарой и его близкие отношения с ней не беспочвенны. Так в начале 13 века царица Тамара в знак благодарности за военную помощь подарила ингушам довольно обширную территорию (нынешнее село Гвилети и прилегающие земли).

Во второй половине 18-го века часть Цоринцев переселилась на плоскость в междуречье Камбилеевки и Терека (современный Пригородный район). Ими основано селение Налко-Нальи-Юрт (Цхьорой-Юрт,нынешнее Донгарон в Осетии), упоминаемое во многих источниках 18-19 веков и отмеченное на большинстве кавказских географических картах того времени.

К 30-м годам 20-го века численность Цоринцев заселила нынешние селения Ассинского ущелья (в основном с.Галашки), когда эта территория была покинута казаками, поселенными в станицах, созданных на местах старинных Карабулакских (Галашевских) селений в 1861 г.

Во время Кавказской войны Цоринское общество совместно с Орстхойцами (нынешний Ачхой-Мартановкий район) оказывали упорное сопротивление захватнической царской власти. Цоринцы активно участвовали в отражении карательных походов в горную Ингушетию генерал Абхазова (1830г.), генералов Розена и Велльяминова (1832г.).

Вплоть до начала 40-х годов 19-го века Цоринское общество было недоступным для русской армии. С этого времени и до окончания Кавказской войны в нашем регионе (1859 г.) Цоринцы подверглись ряду разорений русскими войсками. Не однозначно характеризуются отношения Цоринцев с Шамилем и его сподвижниками. В ряде случаев они выступали на стороне Шамиля. Однако последнему так и не удалось добиться безусловного подчинения Цоринцев своему влиянию (и это в первую очередь объясняется тем, что Цоринцы очень долго сопротивлялись любым попыткам изменить сложившееся в обществе традиционное общественное устройство).
««««««««««««««««««
автор Билан Цхьоро

Источник

Войдите в ОК

1) Абадиевы из Галашек

3) Бейговы из Галашек

5) Гациевы из Назрани

8) Нагадиевы (Ногадиевы)

10) Хучбаровы (Хочубаровы)

11) Эспиевы (Аспиевы)

Как вы видите знаменитый Ахмед Хучбаров был не ингуш, а Орстхо.

Следующим горам Орстхоевцев являются Цхьорой.

«Цоринцы (самоназвание Цхьорой) — общество, шахар, проживавшее на востоке горной Ингушетии. В XIX веке цоринцы сыграли одну из ключевых ролей в формировании единого ингушского народа.
Исторические аулы расположены на юго-западных отрогах Кавказского хребта, по правом притока реки Асса. Название общества является этнонимом по крупному аулу Цори (Джейрахский район, Республика Ингушетия)
Русские путешественники 19 века писали:
«Цоринцы занимают долину реки Цорихи — притока Ассы, расположенную к востоку от акинцев и к северо-востоку от галгаевцев. Их народонаселение составляет 1200 душ, все они независимы. На их территории нет леса, они занимают довольно широкие ущелья. Их дома сложены из камня и имеют башни».

Е.И.Крупнов «Средневековая Ингушетия».

«От выходцев из Даттыха произошли все Цоринцы (Цхьорой). Первоначально они даже платили дань Галгаевцам (Г1алг1ай): но потом отказались от этого; тогда Галгайцы убили брата известного Цоринца Бехо Алиева; последний отомстил Галгайцам и с тех пор Цоринцы и Галгайцы стали враждебны друг другу и первые уже больше не платили дани последним»

А кто основали Даттых? Чье это село?

Еще до начала Второй мировой войны многие старейшины среди чеченцев-ауховцев, из родов орстхой, мержой, ваьппий/фяппий, нашхой и др. расселенных чеченцев в Ауховском районе упоминали,что они потомки нахского племени Балой. Про них также пишет Н. Волкова,упоминает балойцев среди равнинных чеченцев и другой чеченский историк-аналитик А. Сулейманов в своем труде «Топономия Чечни», также он описывает столконовение мюридистской армии имама Шамиля из чеченцев и дагестанцев с балойцам, речь идет о двух крупных сражениях, несмотря на стычки с Имаматом балойцы активно учавстовали на войне против царских войск. Среди галанчожских чеченцев до сих пор у людей говориться про легендарное племя чеченцев балой, все этнические тайпы чеченцев из бывшего Галанчожского района считают себя потомками балой, а это нашхой, кей, аккинцы, ялхарой, мержой, мелхий, цечой, орстхой, галай, терлой.

По преданием приводимым Н.Волковой, часть ауховских и нахмахкахоевских балойцев имеют галанчожское происхождение, это нашхой и орстхой. Орстхойцы и аккинцы полностью спустилисьиз горного селения Мазархи в именно Аух, оставшиеся же нашхой из Мазархи спускались в Западную Чечню, другая часть населения (небольшая часть) оставшихся аккинцев в Мазархе ушли в сторону Ингушетии и Осетии.

История и деятельность Цхорой, как потомков Орстхой полностью связана с орстхойцами и аккинцами. Цхорой лишь небольшой частью переселились на Восток, как например в равнинное село Валларге, которое основано чеченцами из рода аккий (здесь: галанчожские аккинцы), на его месте было еще более древнее село аккинцев Дзун Ге Пхие (авт- в древности чеченцы и ингуши пользовались своими словами, пхье означает село,ныне используються тюркские юрт, эвла, г1ала). Самое старое чеченское село Валларг лежало в Горной Акке (Галанчожский район), оно было покинуто аккинцами в период»изгнания князей из Чечни». Потомки аккинца Вокалы (он по преданиям жителей Валерика, Катыр Юрта, Шалажи, Ашхой Котара, Янди Котара, Бамут и др.воевал с могущественными завоевателями косогами) братья Дюрд и Гурба (позже принял ислам и получил новое имя Хажи) возглавили силы чеченцев, которые разгромили могущественного кумыкского феодала Айдамирова осевшего в равнинном Валерике. Потомки князя пришельца Айдамира про живают в Валерике. Союзниками кумыкской княжеской семьи Айдамировых, по местным преданиям были джелтины(греки), греки распространяли христианство, но со временем подпали взависимость от новых могущественных завоевателей и позже войдя в союз против общего врага (чеченцы) снабжали конницу Айдамировых всем необходимым.
Нельзя не упоминуть древний чеченский обычай вслучае войны, следуя рыцарскому кодексу, не переходя рамки уважения аккинцы из своей среды выдвигали вождя, который давал ультиматум захватчику в течение какого то определенного времени покинуть данную территорию и объявлял в случае отказа присвоением титула князя-пришельца. Для иноземных князей это говорило о том,что их ожидают большие проблемы.

Борьба за Дарьял (Лом Акку) с могущественными кабардинцами для этнических чеченцев обернулась кровополитной и долгой войной. Вассалы кабардинцев на территории проживания нахов подвергли жестким репрессиям когда то могущественных фяппий и цхорой, те фяппий и цхорой оставшиеся на равнине с захватчиками и их вассалами иногда подвергалисьунизительным процедурам, в горах же крепости Эрзи, Ларс, Кербет и др.оставщееся население голодало, находясь изолированными быстрыми и многочисленными отрядами князей, кабардинские посты стояли по всему периметру горной границы Западной Чечни, согласно источникам кабардинской истории, что согласуется и с местными преданиями. Положение фяппинцев стало плохим с уходом Шиха Аккинского на Восток, еще хуже стало с уходом части фяппинцев в Грузию,где они известны как бацбийцы. Места где проживали аккинцы фяппий сами говорят в какое положение попали их предки, вся топонимия буквально кричит о голоде,который связан с осадой и блокировокой основных путей в крепости Кербет, Эрзи и Ларс.
Хочеться упомянуть ту часть цхорой осевших вселениях к востоку Чечни, как Валерик и др.

Из архива Адлана Товбулатова, 1998г, Грозный.

Приведем фамилии Цхьорой:

4) Батыговы из Галашки.

5) Часть Берсановых из Экажева

6) Бисаевы (Бесиевы, Бисиевы).

8) Бобхоевы (Бапхоевы)

9) Бурсаговы (Батыговы).

10) Ганижевы из Али юрта, Шолхи, Ляжги, Экажева

11) Гемиевы из Алхастов

12) Дзагиевы из Алхасты и Галашек

15) Дзейтовы из Алхасты, Галашки, Назрань

16) Дзугаевы (Дзугиевы)

17) Даурбековы (Доурбековы) из Насыр Корта

18) Мейриевы из Алхаст и Галашки

19) Миниевы из Датыха

21) Тебоевы из Средние Ачалуки и Малгобека

25) Хасиевы из Назрани, Нового Реданта, часть Кескемских.

26) Хатаевы из Сурхахи, Новый Редант

Источник

Какие фамилии входят в тейп цхьорой

Происхождение ингушских фамилий и обществ.
Цхьорой (читайте с начала).


Показать комментарии с начала
19
Комментарии
Комментирование закрыто
Происхождение ингушских фамилий и обществ.10 дек 2012
ПРИМЕЧАНИЕ

1) Нилхоевы
2) Харсиевы из Галашки, Мужичи, Даттых
Происхождение ингушских фамилий и обществ.
Приведем фамилии цороевских гаров.

1) Арапхановы
2) Арчхоевы
3) Идиговы
4) Коккархоевы (Кокурхоевы, Кукурхоевы)
5) Мажирговы
6) Мархиевы из Ангушта
7) Мухиевы
8) Харсиевы из Барсуки
9) Шавлиевы
10) Шаухаловы из Кескема
11) Шоумиевы
12) Цициевы (Цискиевы)
13) Цунтоевы
Происхождение ингушских фамилий и обществ.
Приведем фамилии Цхьорой и его гаров:

По обеим сторонам реки расположены аулы; на правом — небольшой, а на левом главный аул. Масса башен самых [514] разнообразных; шатровидные крыши высоких башен-могил делают его похожим на средневековой город; башни лепятся друг к другу, как бы стараясь превзойти одна другую своей вышиной, а у их подножья сакли цоринцев, небольшие, бедные, как и у всех чеченцев. А за аулом, словно город мертвых, стоят по склонам новые кащи (могилы четырех-угольные, с плоской крышей вышиной не более сажени), чисто выбеленные, дальше — мрачное ущелье, теряющееся у подножия лесистых гор, за которыми вздымаются снежные вершины».

Н. Харузин «От Владикавказа до Шатоя».
Происхождение ингушских фамилий и обществ.
«Постепенно название «ингуши» было перенесено на все родоплеменные образования, некогда известные как «галгаи», «кисты», «цоринцы» и другие, объединенные с ними общей территорией и общностью языка и культуры.»

Происхождение ингушских фамилий и обществ.
«От выходцев из Даттыха произошли все Цоринцы (Цхьорой). Первоначально они даже платили дань Галгаевцам (Г1алг1ай): но потом отказались от этого; тогда Галгайцы убили брата известного Цоринца Бехо Алиева; последний отомстил Галгайцам и с тех пор Цоринцы и Галгайцы стали враждебны друг другу и первые уже больше не платили дани последним»

Башир Далгат «Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом». Известия Ингушского научно-исследовательского института, г. Назрань, 1935 год. стр. 20
Происхождение ингушских фамилий и обществ.
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Исторические аулы расположены на юго-западных отрогах Кавказского хребта, по правом притока реки Асса. Название общества является этнонимом по крупному аулу Цори (Джейрахский район, Республика Ингушетия)
Русские путешественники 19 века писали
Цоринцы
Цоринцы занимают долину реки Цорихи — притока Ассы, расположенную к востоку от акинцев и к северо-востоку от галгаевцев. Их народонаселение составляет 1200 душ, все они независимы. На их территории нет леса, они занимают довольно широкие ущелья. Их дома сложены из камня и имеют башни.
Основные их поселения следующие: Цори — на притоке того же названия, Верхн. Махуль, Средн. Махуль, Нижн. Махуль.
Цоринцы очень бедны, их главное богатство составляет скот, шерсть которого и сыр они обменивают на предметы первой необходимости. Остальных продуктов сельского хозяйства хватает лишь на прокорм.
Нравы, обычаи, характер, религия и язык такие же, как у галгаевцев. Летом их пастбища находятся недалеко от жилищ, зимой же они отправляют скот в лощины. Они получают из Хевсуретии соль, которую выменивают на мед, так как пчеловодство у них очень развито.
Дорога, которая ведет к ним, через Цорихи, очень трудна, особенно для передвижения с кладью (багажом). Они враждуют со своими соседями и часто нападают на них.

В этом отрыке примечателен один момент:

Цоринцы занимают долину реки Цорихи — притока Ассы, расположенную к востоку от акинцев и к северо-востоку от галгаевцев

1) Цизд, выходцы из которого выделяют себя как отдельный тайп
2) Коки, выходцы которого выделяют себя как отдельный тайп
3) Нилх, выходцы которого выделяют себя как отдельный тайп

Всего Цхьорой расспались внутри на следующие гары, которые выделяют себя как отдельные тайпы:

1) Циздой (по названию аула Цизд)
2) Кокурхой (по названию аула Коки)
3) Нилхой (по названию аула Нилх)
4) Сайнарой (выходцы из Цизда, но считают себя отдельным тайпом).
Происхождение ингушских фамилий и обществ.
В горной Ингушетии земля была разделена на 4 Шахьара: Фяппийн Шахьар, Джейрахойн Шахьар, Г1алг1айн Шахьар и Цхьоройн Шахьар. Границы Цхьоройн Шахьара следующие:

Из архива Адлана Товбулатова, 1998 г, Грозный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *