какие функции были возложены после воцарения николая 1 на императорскую канцелярию о чем это
ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 9
1. Составьте характеристику Николая I как правителя (обстоятельства прихода к власти; методы царствования; личные качества императора и др.).
Даты его правления пришлись на период с 1825 по 1855 год (год смерти).
Был одаренным человеком, делающим упор на изучение военной истории, инженерии, артиллерии и прочего, несмотря на то, что будучи третьим сыном, он не был подготовлен к престолу.
Что касается основных реформ, то их можно подразделить по временным категориям
Например, кодификация законов, которая была произведена М. Сперанским случилась в период с 1826 по 1832 годы, а крестьянская реформа Киселева – с 1837 по 1841 годы (по окончанию торговля крестьянами поодиночке была упразднена, а в 1843 торговля была запрещена полностью, в 1848 – крестьяне могли выкупать себя).
Кроме того, одной из важных реформ является финансовая реформа Канкрина, которая проводилась с 1839 по 1841 годы (введена серебренная монетизация, обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты).
Вместе с тем, Польша была лишена конституции и теперь Царство Польское входило в состав Российской империи (1832 – после окончания восстания в Польше).
Важно отметить его вклад в образование, так как были построены технический университет в Санкт-Петербурге, а также третье отделение при Императорской канцелярии.
Его правление было весьма эффективным, как во внутренней, также как во внешней политике. Реформы проводились постепенно, продуманно и основательно.
2. Какие функции были возложены после воцарения Николая I на императорскую канцелярию? О чём это свидетельствовало?
Важнейшим инструментом личного управления самодержца России стала собственная Его Императорского Величества канцелярия. Николай превратил её в орган, который стоял над всеми министерствами. Вскоре после вступления на престол он разделил её на отделения, поручив каждому заниматься важной государственной проблемой. Всего было создано шесть отделений, но самыми значительными среди них стали Второе и Третье.
На II Отделение Николай возложил задачу провести кодификацию законов, то есть привести их в ясную и понятную систему. К этой работе он привлёк знаменитого реформатора предыдущего царствования — М.М. Сперанского. Под его руководством в течение всего четырёх лет было составлено 45-томное Полное собрание законов Российской империи. В него вошли все законы (как действующие, так и отменённые), начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Ещё через два года, в 1832 г., Сперанский представил Николаю 15 томов нового Свода законов Российской империи, состоящего только из действующих законодательных актов. И Полное собрание, и Свод законов были разосланы во все государственные учреждения, работа которых теперь должна была обрести полную законность и порядок.
Ещё более важная миссия была поручена III Отделению собственной канцелярии, созданному для обеспечения государственной безопасности. Существование тайных обществ в течение долгих лет указывало на неэффективность работы полицейского аппарата. Начальником нового учреждения был назначен Александр Христофорович Бенкендо́рф.
Перед III Отделением ставилось сразу несколько задач. Сюда входили и обнаружение противоправительственных замыслов, и борьба с фальшивомонетчиками, и преследование сектантов, и наблюдение за иностранцами, и выявление злоупотреблений чиновников и жестокостей помещиков, и цензура театральных постановок. Но важнейшей функцией был всё-таки политический сыск и следствие, то есть обнаружение тайных обществ, противоправительственных идей и вообще любой крамолы. Штат отделения был небольшой — всего 16 человек, но ему был придан Отдельный корпус жандармов, шеф которого одновременно являлся и начальником III Отделения. В каждой губернии размещалась жандармская команда, которая должна была обнаруживать умыслы против власти и следить за порядком на местах в случаях чрезвычайных происшествий: народных волнений, наводнений, пожаров.
3. Чем можно объяснить особое внимание власти в правление Николая I к организации школьного и университетского образования? Какой характер носили принимавшиеся меры?
Николай Первый известен тем, что сильно боялся революции и переворота. С этого и началось его правление и поэтому он сильно этого боялся и пытался изменить. Ведь образование было залогом революции. Так он и говорил, что это «революционная зараза». Поэтому в 1826 году он издал устав о цензуре.
Все его реформы носили характер борьбы со свободомыслием. Образовательные институции переставали быть светскими и они все более становились скорее христианскими. В школьной системе были внесены изменения, были созданы гимназии, районные колледжи, академии для детей клерков, сельские школы и частные начальные школы. Это расширило сеть образовательных учреждений, так появились учреждения с более низким уровнем образования.
4. Раскройте основные положения «теории официальной народности». В чём заключалось практическое назначение этой теории?
5. Что вы отнесёте к причинам и следствиям установления жёсткой политической цензуры во второй четверти века?
Во второй 1/4 20 века цензура была присуща тоталитарным государствам. Но и демократических тогда было крайне мало. И цензура тогда контролировала, запрещала, реализовывала полицейские и манипулятивных функции. В общем, была частью репрессивных органов, поскольку могла вторгнуться в частную жизнь граждан.
Цензура была важной частью политики, потому что навязывала людям чуждые им убеждения.
Например, советскую цензуру контролировала коммунистическая партия и она носила идеологический характер. В нацистской Германии Нацистское министерство пропаганды держало под контролем все средства информации. Любое инакомыслие уничтожалось на корню.
Созданные международные организации разрешают предварительную цензуру в исключительных обстоятельствах: угроза национальным интересам государства. Некоторые страны, которые подписали и ратифицировали международные договоры, касающиеся свободы слова, продолжают налагать предварительный контроль, нарушая свои собственные законы или конституцию. То есть цензура остается актуальной по сей день. В некоторых либеральных странах все-таки есть цензурные ограничения демонстрации насилия и призывы к нему, есть возрастные ограничения для информации сексуального характера.
6*. Рассмотрите проблему. В начале своего царствования Николай I заявил о сохранении существовавшего положения сельского населения. Вместе с тем в дальнейшем были введены запреты на продажу крепостных с публичных торгов (1833), а также продажу отдельно от семьи (1841). Владельцам фабрик разрешалось отпускать на волю посессионных (по существу, крепостных) работников (1840). Как вы объясните принятие этих мер при охранительной политике власти?
Крестьяне выражали свое недовольство волнениями ( за время царствования Николая I насчитывают не менее 556 крестьянских волнений, часто – целых сел и волостей), большую часть которых пришлось усмирять не простыми полицейскими средствами, т. е. путем выезда полицейского начальства и порки крестьян, а путем вызова воинских команд, часто кровопролитием. Это показывает, что действительно спокойно на эту ситуацию смотреть нельзя было даже с точки зрения государственной безопасности. Поэтому крестьянский вопрос занимал далеко не последнее место в царствование Николая I.
Изменения в государственном механизме России при Николае I. Систематизация Российского законодательства в первой половине XIX в.
При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:
1-е отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии выполняло канцелярское обслуживание императора, осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя)
2-е занималось систематизацией законодательства.
3-е отделение к исходу царствования Николая I состояло из 5 экспедиций: первая вела борьбу с революционным движением, вторая – со старообрядчеством и сектантством, третья наблюдала за иностранцами, четвертая занималась крестьянскими волнениями, пятая ведала цензурой.
4-е (с 1828 г.) ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
5-е (с 1836 г.) готовило проект реформы государственных крестьян.
6-е (существовало в 1842–1845 гг.) отделение готовило проект реформы управления Кавказом.
Во второй четверти XIX в. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при императоре и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны Она приобрела особое значение, оттеснив на второй план Государственный совет, Сенат и Комитет министров. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления.
Попытки систематизации российского законодательства и выработки нового Уложения, взамен устаревающего Соборного Уложения 1649 г., предпринимались еще в XVIII в., особенно активно при Петре I и Екатерине II.
При Николае I (1796–1855) центром систематизации российского законодательства стало Второе отделение Собственного Его Императорского Величества Канцелярии. Его работой руководил М.М. Сперанский, выдающийся русский правовед.
Основными результатами систематизации законодательства явились:
1. Полное собрание законов Российской империи. В нем было собрано все российское законодательство от Соборного Уложения 1649 г. до последних указов Александра I и Манифеста Николая I. Оно было составлено в хронологическом порядке, акты объединялись в 40 томов, не считая 5 дополнительных томов приложений. Были включены судебные решения, которые стали прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались «важны в историческом отношении»
2. Свод законов Российской империи. Был окончен к 1832 г., состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода содержали ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Для каждой статьи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона.
Какие функции были возложены после воцарения николая 1 на императорскую канцелярию о чем это
Вопрос:
Какие функции были возложены после воцарения Николая I на императорскую канцелярию? О чём это свидетельствовало?
Подробный ответ:
Важнейшим инструментом личного управления самодержца России стала собственная Его Императорского Величества канцелярия. Николай превратил её в орган, который стоял над всеми министерствами. Вскоре после вступления на престол он разделил её на отделения, поручив каждому заниматься важной государственной проблемой. Всего было создано шесть отделений, но самыми значительными среди них стали Второе и Третье.
На II Отделение Николай возложил задачу провести кодификацию законов, то есть привести их в ясную и понятную систему. К этой работе он привлёк знаменитого реформатора предыдущего царствования — М.М. Сперанского. Под его руководством в течение всего четырёх лет было составлено 45-томное Полное собрание законов Российской империи. В него вошли все законы (как действующие, так и отменённые), начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Ещё через два года, в 1832 г., Сперанский представил Николаю 15 томов нового Свода законов Российской империи, состоящего только из действующих законодательных актов. И Полное собрание, и Свод законов были разосланы во все государственные учреждения, работа которых теперь должна была обрести полную законность и порядок.
Ещё более важная миссия была поручена III Отделению собственной канцелярии, созданному для обеспечения государственной безопасности. Существование тайных обществ в течение долгих лет указывало на неэффективность работы полицейского аппарата. Начальником нового учреждения был назначен Александр Христофорович Бенкендо́рф.
Перед III Отделением ставилось сразу несколько задач. Сюда входили и обнаружение противоправительственных замыслов, и борьба с фальшивомонетчиками, и преследование сектантов, и наблюдение за иностранцами, и выявление злоупотреблений чиновников и жестокостей помещиков, и цензура театральных постановок. Но важнейшей функцией был всё-таки политический сыск и следствие, то есть обнаружение тайных обществ, противоправительственных идей и вообще любой крамолы. Штат отделения был небольшой — всего 16 человек, но ему был придан Отдельный корпус жандармов, шеф которого одновременно являлся и начальником III Отделения. В каждой губернии размещалась жандармская команда, которая должна была обнаруживать умыслы против власти и следить за порядком на местах в случаях чрезвычайных происшествий: народных волнений, наводнений, пожаров.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо — Собственная Е. И. В. канцелярия) — личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. Она просуществовала до крушения Российской империи в 1917 году. С 1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого равнялось министерскому.
Содержание
История
При Петре I Собственная канцелярия государя называлась Кабинетом. При Петре II Кабинету была подчинена Собственная вотчинная канцелярия, учреждённая Екатериной I для заведования императорским имуществом и просуществовавшая до 1765 года, вследствие чего в деятельности Кабинета получили преобладание дела по заведованию императорскими вотчинами и особенно горными заводами.
В царствование Екатерины II эти дела становятся единственным предметом в ведении Кабинета; последнее обстоятельство вызвало образование отдельной от Кабинета Собственной канцелярии. При Павле I канцелярия государя пользовалась большим влиянием: в неё поступали дела, заслуживавшие особенного высочайшего внимания, мемории Правительствующего Сената и жалобы на верховные правительственные места и лица. По словам Трощинского, «государственный чиноначальник, управлявший сею канцеляриею, был действительным министром Его Императорского Величества по всем делам государственного управления». Эта канцелярии была закрыта в 1802 году с учреждением министерств.
Существовавшая до Февральской революции 1917 года Собственная Его Императорского Величества канцелярия учреждена в 1812 году ввиду чрезвычайных обстоятельств Отечественной войны; указа об учреждении её в Полном Собрании Законов Российской империи нет. В ней сосредоточивались дела, подлежавшие высочайшему усмотрению; доклады почти по всем ведомствам восходили к государю через Собственную канцелярию, которой с 1812 по 1825 г. управлял А. А. Аракчеев.
Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I, когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 — четвёртое, в 1836 — пятое и в 1842 — шестое (два последних отделения — временные).
Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда началось постепенное сокращение отделений Собственной канцелярии.
Первое отделение
В царствование Николая I и Александра II занималось подготовкой высочайших указов, приказов и рескриптов, контролем за их исполнением, представлением государю докладов и прошений.
Отделение в 1882 году вновь получило наименование Собственной Е. И. В. канцелярии, которая выполняла функции личной канцелярии императора. К её ведению относились исполнение получаемых от государя повелений и поручений, изготовление в некоторых случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот; представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление, в иных случаях, монаршей воли по означенным представлениям; рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях; рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего — находившихся под покровительством высочайших особ); первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград; другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии.
Собственная Е. И. В. канцелярия в конце XIX века состояла под начальством управляющего ею статс-секретаря. При Собственной канцелярии состоял с 1859 года комитет призрения заслуженных гражданских чиновников. В 1846 году при первом отделении Собственной канцелярии был образован особый инспекторский департамент гражданского ведомства для заведования личным составом гражданских чинов, упразднённый в 1858 году. В 1892 году при Собственной канцелярии учреждён комитет для рассмотрения представлений к наградам (с 1894 года — комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах); производство по делам, вносившихся в этот комитет, возлагалось на инспекторский отдел Собственной канцелярии, восстановленный в 1894 году. Имевшийся при Собственной канцелярии архив представлял большую историческую значимость; в 1868 году по повелению Александра II начался разбор архивных бумаг с целью последующего издания. Результатом этой работы является «Сборник исторических материалов, извлеченных из Архива I отделения Собственной Е. И. В. канцелярии» (выпуски I—III, СПб. 1876—1890), в который вошли материалы, относящееся главным образом к царствованию Александра I.
Управляющими первым отделением (Собственной канцелярией) после Аракчеева были: Н. Н. Муравьёв, А. С. Танеев (1832—1865), его сын С. А. Танеев (1865—89), К. К. Ренненкампф (1889—96) и внук первого Танеева А. С. Танеев (с 1896).
Второе отделение
Второе отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было образовано 4 апреля 1826 г. взамен состоявшей при Государственном Совете «комиссии составления законов». Это отделение имело своей целью, в противоположность прежней комиссии, не сочинение новых законов, а приведение в порядок действующих. Задача кодификации встала уже не в первый раз со времен Соборного Уложения 1649г, но впервые сам Император взял дело под личный контроль. Император серьёзнейшим образом добивался решения сложнейшей задачи — кодификации всего накопившегося законодательного материала с 1649 г. Только на создание специальной типографии было потрачено 1 млн золотых, сотрудников было от 30 до 50 человек — тоже деньги целевым направлением. Управляющим II отделением был назначен профессор Петербургского университета, первый декан Юридического факультета, в свое время ректор университета М. А. Балугьянский, но душой дела был его помощник М. М. Сперанский, благодаря энергии которого в течение трех лет были собраны все законы, накопившиеся за предшествующие 180 лет и разбросанные по разным местам и учреждениям (см. «Полное собрание законов Российской империи»). Считается, что сам Балугьянский был стар и как юрист уже плох, но Николай боялся шока людей от возвращения на высокое место Сперанского, хотя он уже был возвращен из опалы. Затем II отделение приступило к созданию второго сборника, в котором отобрало все действующее законодательство и изложило его в предметно-историческом, а не в хронологическом порядке (см. «Свод законов Российской империи»).
Позже на обязанность II отделения было возложено составление продолжений к Своду законов, а также дальнейшее издание Полного Собрания Законов. Кроме того, II отделение принимало участие в рассмотрении всех законопроектов, как по существу, так и по форме, то есть в соотношении их к Своду законов. Обязательная присылка законодательных проектов на предварительное рассмотрение II отделения была отменена в 1866 году. Независимо от этого, II отделению часто поручалось составление законопроектов; ему принадлежит составление «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845), Уложения о наказаниях для Царства Польского, свода местных узаконений остзейских губерний и др. Кодификационные работы во II отделении были вверены редакторам; они же (или другие специалисты по назначению управляющего) составляли отзывы на поступавшие законопроекты. При II отделении имелась типография и специальная юридическая библиотека, в основание которой положено собрание книг бывшей комиссии составления законов.
Важной заслугой II отделения является его содействие развитию юридических наук в России. В 1828 году по предложению Сперанского ко II отделению были прикомандированы по три студента Санкт-Петербургской и Московской духовных академий для подготовки к профессорскому званию. В следующем году были вызваны для той же цели ещё 6 студентов академий, к которым присоединились ещё три студента Санкт-Петербургского университета: эти лица слушали в университете римское право и латинскую словесность и, кроме того, занимались во II отделении практически.
Пробыв около полутора лет при II отделении, студенты подверглись экзамену во II отделении; затем были посланы (в 1829 и 1831 годах) в Берлин, где под руководством Савиньи три года слушали лекции по юридическим наукам; по возвращении в Петербург они вновь подверглись экзамену и получили степень доктора прав. Все они (кроме трех рано умерших) заняли кафедры юридических наук в различных университетах и произвели переворот в преподавании юриспруденции в России, принеся с собой знакомство с европейской наукой и основательное знание отечественного права. Из них наиболее выдвинулись своими научными заслугами К. А. Неволин, Н. Крылов, Я. И. и С. И. Баршевы, П. Д. Калмыков и П. Редкин.
В 1882 году с целью сближения издания «Свода законов» с деятельностью Государственного совета II отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.
Во главе II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии стояли: М. А. Балугьянский, граф Д. Н. Блудов, граф М. А. Корф, граф В. Н. Панин, князь С. Н. Урусов.
Третье отделение
Ещё в XVIII веке существовали различные установления для специального преследования и расправы по политическим преступлениям или, как они назывались, против «первых двух пунктов». Таковы были при Петре Великом и Екатерине I Преображенский приказ и Тайная канцелярия, слившиеся потом в одно учреждение; при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне — Канцелярия тайных розыскных дел; в конце царствования Екатерины II и при Павле I — Тайная экспедиция. При Александре I существовала Особая канцелярия, сначала при Министерстве полиции, а потом при Министерстве внутренних дел. Учреждения эти от времени до времени то смягчались в своей форме, то совершенно отменялись, как, напр., при Петре II и Петре III и в начале царствования Екатерины II.
В день своего рождения, 25 июня 1826 года, император Николай I подписал указ об учреждении новой должности шефа жандармов с назначением на неё начальника 2-й кирасирской дивизии, генерал-адъютанта (впоследствии графа) А. Х. Бенкендорфа, и подчинением ему всех жандармов, как состоящих при войсках (Жандармский полк), так и числившихся по Корпусу внутренней стражи (Жандармские команды). А Высочайшим указом от 3 июля того же года Особая канцелярия министра внутренних дел была преобразована в самостоятельное учреждение, под названием Третьего Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, отданное под главное начальство того же Бенкендорфа. Таким образом, высшая полиция и жандармская часть соединялись под начальством одного лица. В основании Отделения сыграли важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь.
Круг ведения нового учреждения был определён так: «1) Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции; 2) Сведения о числе существующих в государстве сект и расколов; 3) Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости министров: финансов и внутренних дел; 4) Сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения; 5) Высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 6) Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются государственные преступники; 7) Все постановления и распоряжения об иностранцах. в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих; 8) Ведомости о всех без исключения происшествиях; 9) Статистические сведения, до полиции относящиеся».
III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.
Отделение подразделялось на экспедиции. Первоначально было 4 экспедиции; в 1828 году была введена должность цензора, в 1842 году учреждена V (цензурная) экспедиция. Личный состав Третьего Отделения в 1826 году был определён в 16 человек, в 1829 году усилен до 20 человек, в 1841 году — до 28. В 1839 году организация III Отделения получила более сложный вид, вследствие присоединения к нему Корпуса жандармов, причем оба управления подчинялись генералу Л. В. Дубельту, с именованием его «начальником штаба Корпуса жандармов и управляющим III Отделением». При отделении была особая юрисконсультская часть.
Граф А. Х. Бенкендорф оставался главным начальником Отделения до самой своей смерти (15 сентября 1844 года); преемником его был князь Алексей Фёдорович Орлов (с 17 сентября 1844 года по 5 апреля 1856 года).
Структура III Отделения:
Через I экспедицию проходили дела, имевшие «особо важное значение», независимо от их принадлежности к сфере деятельности других экспедиций. Экспедиция ведала наблюдением за общественным мнением («состоянием умов») и составлением общих и частных обозрений важнейших событий в стране («всеподданнейших» докладов), наблюдением за общественным и революционным движением, деятельностью отдельных революционеров, общественных деятелей, деятелей культуры, литературы, науки; организацией политического сыска и следствия, осуществлением репрессивных мер (заключение в крепость, ссылка на поселение, высылка под надзор полиции), надзора за состоянием мест заключения. Экспедиция занималась сбором сведений о злоупотреблениях высших и местных государственных чиновников, ходе дворянских выборов, рекрутских наборов, сведений об отношении к России иностранных государств (до середины 1866 года). Позднее в I экспедиции остались лишь дела об «оскорблении членов царской фамилии».
Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью, Шлиссельбургской крепостью, Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.
С 1826 года до середины 1866 года экспедиция осуществляла наблюдение за пребыванием иностранцев в России, контроль за их приездом и отъездом, функции контрразведки. С середины 1866 года к III экспедиции перешли также функции I экспедиции по наблюдению за общественным и революционным движением и производству дознаний по политическим делам. С 1873 года, в связи с ликвидацией IV экспедиции, её функции по сбору сведений о происшествиях на территории России (в том числе на железных дорогах) были также возложены на III экспедицию.
Осуществляла сбор информации о всех важных событиях в стране: выступлениях крестьян, волнениях в городах, мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу и т. д. В IV экспедицию поступали сведения о видах на урожай, снабжении населения продовольствием, о ярмарках, ходе торговли и др., а также донесения из действующей армии во время военных действий, о столкновениях и инцидентах на границах Российской империи. Экспедиция руководила борьбой с контрабандой, проводила сбор материалов о злоупотреблениях местной администрации, сведений о происшествиях (пожарах, наводнениях и других бедствиях, уголовных преступлениях и т. д.). Ликвидирована в 1873 году.
V экспедиция ведала драматической (театральной) цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, надзором за изданием и обращением публичных известий (афиш), составлением каталогов пропущенных из-за границы книг, разрешением издания новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями.
В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов императору, вещественных доказательств и приложений к делам.
В инструкции Бенкендорфа чиновнику III Отделения целью отделения провозглашается «утверждение благосостояния и спокойствия всех в России сословий, восстановление правосудия». Чиновник III Отделения должен был следить за потенциально возможными беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления и во всех состояниях и местах; наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных; чиновник имел право вмешиваться в тяжбы до их окончания; имел надзор за нравственностью молодых людей; должен был узнавать «о бедных и сирых должностных людях, служащих верой и правдой и нуждающихся в пособии», и т. п. Граф Бенкендорф даже не находил «возможности поименовать все случаи и предметы», на которые должен обратить внимание чиновник III Отделения при исполнения своих обязанностей, и предоставлял их его «прозорливости и усердию». Всем ведомствам было предписано немедленно удовлетворять все требования чиновников, командируемых III Отделением. В то же время чиновникам предписывалось действовать мягко и осторожно; замечая незаконные поступки, они должны были «сначала предварять начальных лиц и тех самых людей и употребить старания для обращения заблудших на путь истины и затем уже обнаружить их худые поступки пред правительством».
Указом 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия под главным начальством графа М. Т. Лорис-Меликова, и ей временно подчинено III Отделение вместе с корпусом жандармов, а указом 6 августа того же года Верховная распорядительная комиссия была закрыта и III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии упразднено с передачей дел в Департамент государственной полиции, образованный при Министерстве внутренних дел.
Своей первоначальной цели III Отделение не достигло; не уничтожило ни взяток, ни казнокрадства, не прекратило «беззаконий», хотя граф Бенкендорф надеялся на их прекращение, раз «преступные люди будут удостоверены, что невинным жертвам их алчности проложен прямой и кратчайший путь к покровительству государя». Своим неограниченным и нередко произвольным вмешательством в самые различные дела, исходившим из недоверия к малейшим проявлениям сколько-нибудь независимого мнения, выражаемого устно или письменно (даже в научных сочинениях), III Отделение скоро стало для общества предметом недоверия и страха.
Главные начальники III Отделения и шефы жандармов: граф А. X. Бенкендорф (1826—1844), граф А. Ф. Орлов (1845—1856), князь В. А. Долгоруков (1856—1866), граф П. А. Шувалов (1867—1875), А. Л. Потапов (1875—1877), Н. В. Мезенцов (1877—1878) и А. Р. Дрентельн (1878—1880), П. А. Черевин (март—август 1880).
Четвёртое отделение
Было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.
Пятое отделение
В 1835 г. было создано для подготовки реформы государственной деревни (возглавил — П. Д. Киселев). Управляло государственными крестьянами Петербургской губернии. В 1837 году преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.
Шестое отделение
Учреждено в 1843 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.
В 1880 году Собственная Е. И. В. канцелярия была сокращена. Все отделения, кроме первого, были переданы соответствующим министерствам.
Источники
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Собственная Его Императорского Величества канцелярия» в других словарях:
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее государственное учреждение Российской империи, находившееся в прямом подчинении Императора. В конце XVIII в. оформилась как личная канцелярия Павла I, при Александре I получила общегосударственные функции, при Николае I превратилась в… … Юридическая энциклопедия
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение … Большой Энциклопедический словарь
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ, личная канцелярия российского императора (конец 18 в. 1917). Подразделялась на отделения; важнейшие Второе отделение и Третье отделение. Упразднена после Февральской революции 1917. Источник:… … Русская история
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (кон. 18 в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Собственная его Императорского Величества канцелярия — личная канцелярия российского императора (конец XVIII в. 1917). Имела ряд отделений; крупнейшие Второе отделение и Третье отделение. * * * СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ … Энциклопедический словарь
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ — высшее гос. учреждение в России 19 нач. 20 вв. Находилось в непосредств. подчинении императора. В кон. 18 в. оформилась как личная канцелярия Павла I. Общегос. функции приобрела с 1812. I отделение канцелярии (с 1826) ведало назначением,… … Советская историческая энциклопедия
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — высшее государственное учреждение в Российской империи. Возникла в конце 18 в. как личная канцелярия императора Павла I. Общегосударственные функции получила в 1812. Для ведения дел по различным отраслям управления в канцелярии… … Большая советская энциклопедия
Собственная Его Императорского Величества канцелярия — гос. учреждение Рос. империи 19 нач. 20 в. Оформилось в 1812 в связи с Отеч. войной как личная канцелярия императора. Во 2 й четв. 19 в. распалась на ряд отделений, каждое из к рых являлось по существу самостоят. учреждением. 1 е отд., осн. в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия по делам Царства Польского — была образована в 1866 г. из статс секретариата Царства Польского. В канцелярии были сосредоточены законодательные работы по преобразованию гражданского управления в Царстве Польском. Законодательная деятельность канцелярии имела ближайшей целью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Собственная Его Императорского Величества канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя приносимых — возникла в 1895 г. (26 февраля) вследствие выделения канцелярии прошений из состава императорской главной квартиры. Во главе ее поставлен непосредственно подчиненный Императору главноуправляющий, сравненный по правам и обязанностям с министрами и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона