какие функции выполняет детская литература в обществе
Функции детской литературы
· 1. Детская литература принадлежит к области искусства слова. Поэтому выделяется эстетическая функция. Она связана с эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Достичь этого помогают яркость и выразительность художественной речи, строение произведения. Дети также получают удовольствие от прочитанного. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор, шутку. Дети горячо верят в происходящее в книге, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
3. Круг детского чтения.
Круг детского чтения это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте.
В круг детского чтения входят:
— произведения, прямо адресованные детям(стихи Барто);
-произведения, написанные для взрослых, но нашли отклик у детей;(сказки Пушкина, стихи Есенина)
— детское литературное творчество.
Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: четырехстрочные потешки и пестушки в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.
Произведения для круга детского чтения:
— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;
— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;
— научно-популярные жанры (энциклопедии);
— произведения литературы народов мира.
Тематика произведений:
— детская игра, игрушки;
— природа, животный мир;
— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;
От чего зависит круг детского чтения:
— от возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.
— от развития самой литературы. Состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.
— от подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.
Какие функции выполняет детская литература в обществе
Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.
1. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка. (Прикладная, практическая работа педагога и детей, также и родителей в данном случае будет заключаться в изготовлении книг –самоделок на определённое слово- носик, ручка, ножки, кисточка, иголка, что звенит? и т. д.).
2. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети и юмор и шутку. Дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать рассказы о Ленине и т.п. Педагоги должны помнить, что ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике. Роль взрослого огромна, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы. При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них. При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев. Чтобы реализовать нравственную функцию книги, понять отношение ребёнка к происходящему можно также предложить проиллюстрировать свою книгу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Детская литература со времени своего зарождения выполняла нравственную функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.
Детские писатели, как и их собратья по перу в «большой» литературе, стремятся к «говорящим» героям и «говорящим» ситуациям. Жизнеутверждение – это главная ценность детской литературы, ее основной эмоциональный тон.
4.Одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.
И здесь огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л. Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи поддерживается воспитателем в таких прикладных средствах как костюмирование, привлечение детей к изготовлению элементов костюмов, путём специального моделирования ситуаций общения на примерах высказываний литературных героев, появления полюбившихся персонажей рассказа или сказки, игры- драматизации по мотивам знакомых произведений.
Всё это способствует возникновению и развитию собственной речевой активности ребёнка.
И, конечно же, непременным условием успешности литературного образования, приобщения детей к чтению является яркая, образная, эмоционально привлекательная речь педагогов, и взрослых, окружающих ребёнка.
Только реализуя все перечисленные функции детской книги, мы сможем заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание к детской литературе и вырастить грамотного читателя.
Детская литература: основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера
О.Ю.Трыкова, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского
Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми (не отсюда ли причина угасания детского интереса к чтению?).
Итак, одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.
Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В.Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита взрослых от детей»(!).
А излишняя дидактика, как известно, всегда идет не на пользу художественности: в лучших произведениях для детей мораль, как в народных сказках, «нигде открыто не высказывается, но вытекает из самой ткани повествования» (В.Пропп).
Менее популярна, но отнюдь не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть чудовищные с точки зрения эстетики, но «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать малохудожественные рассказы о Ленине и т.п. С другой стороны, ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике.
И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы (даже не предназначенной изначально для чтения). Пример такого тонкого и эмоционального посредничества великолепно показал Д.Самойлов в стихотворении «Из детства»:
Впечатления детства – самые крепкие, самые важные, не случайно даже С.Дали писал: «Мертвые мышки, протухшие ежики моего детства, я обращаюсь к вам! Спасибо! Ибо без вас я вряд ли стал бы Великим Дали».
При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы. «Иногда она помогает взрослым отыскать в себе забытого ребенка»
(М. Бородицкая).
Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием (например, трудно представить «Приключения Буратино» А.Толстого или «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова без иллюстраций Л.Владимирского). Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия детской (и не только детской) литературы.
Это идентификация – отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста, но не только: своеобразный пример идентификации мы видим, например, в финале стихотворения И.Сурикова «Детство».
Это эскапизм – уход в воображаемый мир книги. Активно осуждаемый в эпоху социализма («зачем уходить в придуманный мир, когда надо жить в реальном, строя социализм или коммунизм?!»), совершенно иную оценку он получил в высказывании Дж.P.P.Толкина: «Разве следует презирать человека, который бежит из темницы, чтобы вернуться домой? Или того, кто, не имея возможности убежать, думает и говорит о чем-то, не связанном с тюрьмой и тюремщиками?». Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, читатель тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт. Особенно склонны к эскапизму поклонники литературы фэнтези, и в частности того же Дж.P.P.Толкина: устраивая «хоббитские игрища», распределяя роли, мастеря мечи и кольчуги, они нередко столь глубоко погружаются в этот мир, что не просто бывает вернуться в реальный (потому, увы, нередки случаи самоубийств среди толкинистов). Итак, и здесь во многом надо знать меру, чтобы не заиграться окончательно.
Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя
о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Женщины, замученные бытом, детьми и семьей, читая женские любовные романы, идентифицируют себя с героиней, удовлетворяют мечту
о «прекрасном принце», ярком и счастливом финале (несмотря на шаблонность сюжета, образов, и т.д.). Таким образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также обогащает ее!
Направленность личности сказывается на отборе книг определенных жанров: молодежь, устремленная
в будущее, предпочитает фантастику; люди старшего поколения, напротив, – книги о прошлом, исторические жанры, мемуары и т.п.
Возвращаясь к детской литературе, нельзя не отметить, что традиционно она делится на собственно детскую (книги, написанные специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения (сказки А.С. Пушкина, книги Дж.P.P.Толкина).
А есть ли обратный процесс? Среди книг, адресованных детям, мы можем назвать по крайней мере две, что стали и фактом культуры взрослых, источником вдохновения, предметом исследований и споров. Это «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла (пример классический) и книги о Гарри Поттере Дж. К.Ролинг (пример современный).
О феномене успеха последней хотелось бы сказать несколько подробнее. Первый из романов «Гарри Поттер и философский камень» строится, но сути дела, по той же схеме, что и легендарная «Золушка»: сирота, всеми обижаемый, унижаемый, живущий в темном чулане и носящий обноски с «родного ребенка», становится «разумен и велик», узнав о своем родстве с волшебниками, поступив в школу Хогвардс и т.д.
В основе обоих сюжетов – обряд инициации, проверка на истинность положительных качеств, что лежит
в основе многих художественных произведений. Но при данном архетипическом свойстве, обеспечившем, на наш взгляд, во многом успех произведения, нельзя не отметить и существенные отличия: если Золушка-Сандрильона лишь пользуется волшебными чарами для достижения вполне земных целей, то Гарри сам учится на волшебника, то есть занимает позицию гораздо более активную. Так или иначе, именно инициаторный комплекс, заложенный в основе книг о Гарри Поттере, немало послужил мировому успеху произведений Дж.К.Ролинг.
Среди слагаемых популярности «Гарри Поттера», конечно, нельзя не отметить и ту весьма продуманную рекламную кампанию, которая проводилась во всем мире, и в нашей стране в том числе.
Итак, апелляция к образам-архетипам плюс четко рассчитанная реклама – вот, на наш взгляд, один из главных составляющих успеха современного мирового бестселлера, даже получившего наименование «поттеромания».
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Ирина Самохина
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию
«Роль детской художественной литературы в
формировании личности и речевом развитии ребенка»
первой квалификационной категории:
х. Ведерников 2021 уч. г.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а так же воспитательной ролью в жизни нашего народа.
О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, образовательное и эстетическое развитие, так как, расширяя знание ребенка об окружающем мире, она взаимодействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отображает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественный произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественное восприятие ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображенных обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженных драматических моментах, чувство облегчения, удовлетворения при победе, справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – небылицы, перевертыши.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи воспитателя.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухам и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Художественная литература является важным средствам воспитания культуры поведения у детей. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми они в дальнейшем руководствуются в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенностей тех или иных переживаний, способствуют у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам.
Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образы для подражания.
В нашей группе есть уголок «Любимой книжки», где ребята с большим интересом выбирают понравившеюся книгу для совместного чтения или для самостоятельного просмотра ярких иллюстраций.
Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения я стараюсь обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения, содержание бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. После прочтения сказок мы ставим небольшой спектакль, где ребята с большим удовольствием выбирают понравившегося себе героя. Инсценируя сказку, у детей развивается мышление, память, речь.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют нас, воспитателей постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детскогочтения в нашей группе составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, лирические и шуточные стихи, загадки и многое другое.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 3-5 лет рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса»). Так же детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Бр. Гримм «Бременские музыканты». Среди лучших книг о живой природе я читаю детям Е. Чарушена «Большие и маленькие», а так же многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.
Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка» В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.