какие функции выполняют лакокрасочные покрытия
Производство и реализация
Полезные советы
Спецпредложения
Помощь специалиста
Новое в блоге
Назначение органосиликатных композиций
Свойства и функции лакокрасочных материалов.
Свойства жидких прозрачных и непрозрачных лакокрасочных материалов: • химические; • физико-химические (например, плотность, вязкость); • малярно-технологические (например, наносимость, розлив).
Свойства лакокрасочных плёнок, в свою очередь, таковы: • химические; • декоративные (цвет, блеск); • физико-механические (адгезия, твердость); • защитные (атмосферостойскость, светостойкость); • малярно-технические (способность шлифоваться); • электроизоляционные.
Рассмотрим преимущества ЛКМ: относительная простота нанесения; долговечность; возможность применения для сложных конструкций и конструкций больших размеров; возможность ремонта прямо на месте эксплуатации; возможность получения покрытия любого цвета и текстуры; возможность нанесения материалов на ржавую поверхность; относительно невысокая стоимость.
Компания СпецЭмаль поставляет огнезащитные и лакокрасочные материалы различного назначения: атмосферостойкие, автоэмали, масло-бензостойкие, огнезащита и многие другие. Мы также производим огнезащитные материалы для бетона, текстиля, дерева, пластика, металла. Широчайший ассортимент ЛКМ на различной основе: ВЛ, ХС, КО, ГФ, АК, АС, ФЛ, ХП, ЭП гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: краска иолит, грунтовка хс-068, грунт бэп-0237, эмаль ас-554, эмаль бэп-421.
Какие функции выполняют лакокрасочные покрытия
Лакокрасочные покрытия долговечны. Для их нанесения не требуется дополнительное, сложное оборудование, и они легче обновляются. Поэтому такие покрытия широко применяются как в быту, так и во всех отраслях промышленности, на транспорте и в строительстве.
Свойства лакокрасочных покрытий зависят не только от качества применяемых ЛКМ, но и от таких факторов, как способ подготовки поверхности к окраске, правильный выбор и соблюдение технологического режима окраски и сушки.
Лакокрасочные материалы классифицируют по химическому составу, виду и преимущественному назначению материала. К ним относятся лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки. Для облегчения восприятия определений лакокрасочной продукции вводятся следующие термины.
Дисперсностью называется степень раздробленности вещества на частицы. Чем мельче частицы, тем выше дисперсность. На практике размер частиц дисперсных систем находится в пределах от 0,001 до 0,00001 см.
С каждым годом к ЛКМ и покрытиям на их основе предъявляются все более жесткие требования в связи с появлением новых технологий в промышленности, строительстве и формированием современных эстетических вкусов у потребителя. Это касается в равной степени как защитных, так и декоративных свойств покрытий, которые определяются физико-химическими показателями всех компонентов лакокрасочной рецептуры и, в первую очередь, пленкообразователя и пигмента. В значительной степени изменить свойства покрытий можно химической модификацией или введением другого (как правило, более высокого по стоимости) пленкообразователя, но это дорогой и трудоемкий путь.
Пленкообразующие вещества ответственны за создание пленки, адгезию ее к поверхности окрашиваемого предмета, удерживание внутри слоя покрытия частиц пигмента и наполнителя. Помимо этого, хорошее пленкообразующее вещество обеспечивает покрытию водонепроницаемость, но в то же время позволяет ему «дышать», препятствует размножению микроорганизмов, не являясь ядовитым для человека, задерживает ультрафиолетовые лучи, само при этом, не разрушаясь.
Защитная и декоративная функции лакокрасочных материалов (ЛКМ) известны очень давно. С момента появления ЛКМ как они сами так и способы их нанесения постоянно совершенствуются. За последнее время ассортимент ЛКМ резко изменился: от натуральных красок постепенно перешли к материалам на синтетической основе, органоразбавляемым, с высоким сухим остатком, порошковым и т. д.
Использование валика вместо кисти позволяет в значительной степени повысить скорость окраски, в частности больших и плоских поверхностей, но с его помощью трудно и практически невозможно применять быстросохнущие лаки или материалы.
Первый шаг на пути заметного увеличения скорости окраски и улучшения декоративных свойств лакокрасочных покрытий сделан в середине XIX века и связан с созданием пневматического распыления жидкостей. Пневматическое распыление позволяет наносить быстросохнущие материалы, то есть те краски, которые трудно наносить кистью с высокой скоростью. Однако в процессе применения пневматического распыления довольно быстро обнаружились и его негативные стороны. Например, большие потери ЛКМ, увеличивающиеся с ростом скорости воздуха в пистолете.
Окраска изделий в электрическом поле высокого напряжения основана на использовании электрических сил для дробления, перемещения и осаждения заряженных частиц ЛКМ на окрашиваемой поверхности. Основные стадии процесса окраски: подача ЛКМ в краскораспыляющее устройство и дробление за счет энергии сжатого воздуха, действия центробежных сил и сил электрического поля, перемещение заряженных частиц к заземленному изделию, осаждение на его поверхности.
Далее остановимся на методах нанесения краски окунанием и струйным обливом. Метод окунания в ваннах применяется в основном при окраске деталей сложной конфигурации. При окраске методом струйного облива ЛКМ наносятся на поверхность изделий низконапорным истечением из многих сопел в виде потоков, окаймляющих окрашиваемый элемент. Этот метод характеризуется такими же ограничениями, как и метод окунания, в основном применяется при окраске несложных элементов и гладких поверхностей, например, таких, как двери.
Важнейшим технологическим показателем является укрывистость ЛКМ, характеризующая расход лакокрасочного материала на 1 м2 окрашиваемой поверхности. Этот показатель определяет равномерность нанесения слоя ЛКМ, что обуславливает его экономическую эффективность.
Укрывистость зависит от оптических свойств пигмента, его дисперсности и объемной концентрации в связующем и от многих других факторов. Существенное влияние на укрывистость оказывают также химический состав и цвет пленкообразующего материала, физико-химические свойства связующего, тип растворителя.
Морозостойкость — способность ЛКМ сохранять свои физико-механические свойства после нескольких циклов замораживания-оттаивания.
Термостойкость — предельно допустимая температура, при которой покрытие сохраняет все свои функции в течение определенного времени.
Атмосферостойкость — способность лакокрасочного покрытия сохранять в течение продолжительного времени свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях. Количественно атмосферостойкость выражают сроком службы покрытия (в годах, месяцах), определяемым степенью потери его первоначальных свойств. Срок службы зависит от климатических и специфических условий местности. К таким видам разрушений относятся: потеря блеска, изменение цвета и другие.
И в заключение, остановимся на подготовке поверхности для нанесения ЛКМ.
Перед окрашиванием имеет большое значение для получения высококачественного покрытия и обеспечения длительности его службы. Суть этой процедуры заключается в очистке от продуктов коррозии, старой краски, жировых и других загрязнений. Способы подготовки поверхности подразделяются на три основных группы: механические, термические и химические.
К механическим способам очистки относятся: очистка инструментом (щетки, шлифовальные машинки), очистка при помощи песка, дроби, смеси песка и воды. Применяя эти методы, можно получить хорошо очищенную поверхность с равномерной шероховатостью, которая будет способствовать наилучшей адгезии лакокрасочной пленки.
К химическим способам очистки поверхности, прежде всего, относится ее обезжиривание, которое производится с помощью щелочных моющих составов или активных растворителей (смывок) в зависимости от типа загрязнения.
Термический способ применяется для очистки металла от ржавчины и окалины с использованием пламени кислородно-ацетиленовой горелки.
Таким образом, при восстановлении лакокрасочного покрытия необходимо предварительно осмотреть поверхность. Если старое покрытие прочно держится на поверхности в виде сплошного слоя, его следует промыть теплой водой и высушить. Если же оно держится не прочно, его необходимо полностью удалить.
Шпатлевание способствует выравниванию поверхностей. Толстые и недостаточные слои шпатлевки при эксплуатации могут растрескаться, в результате снизятся защитные свойства покрытия. Поэтому шпатлевку следует наносить слоями. Загрунтованную поверхность сначала покрывают местной шпатлевкой, а потом сплошной. Каждый слой необходимо хорошо высушить. Число слоев не должно превышать трех. В случае необходимости большего числа шпатлевки между ними наносят слой грунтовки.
Зашпаклеванная поверхность после высыхания имеет неровности и шероховатости. Неровности, соринки наблюдаются также на высушенных поверхностях грунтовок. Для удаления всех этих дефектов и сглаживания шероховатостей применяют шлифование. Для шлифовки попользуют абразивную шкурку на бумажной и тканевой основе.
Теория ЛКМ
Добрый день, коллега.
Сегодня мы начинаем знакомство с увлекательным и интересным миром лакокрасочных материалов.
В этом пособии мы постараемся рассмотреть все необходимые Вам в работе вопросы, ознакомиться с нужной терминологией и дать важные рекомендации по работе с нашими уважаемыми клиентами.
Надеемся, что чтение это будет для Вас нескучным и информативным.
Предлагаемый Вам обзор будет состоять из нескольких частей:
1 Термины, сокращения и аббревиатуры.
К сожалению, любое новое дело, которым Вам предстоит заниматься в жизни, обязательно потребует того, чтобы некоторые вещи были заучены наизусть, а некоторые, ранее неизвестные, были бы узнаны и очень хорошо поняты. Без этого – никуда.
Представим себе, что Вы будете пытаться говорить о музыке с музыкантом, не зная таких элементарных понятий, как «нота» или «ритм» …. Предполагаю, что ничего путного и полезного из такого разговора не получится и не может получиться. Дело в том, что для общения, нам было бы неплохо сначала договориться о том, на каком языке мы будем общаться, каковы значения тех или иных слов? Именно для этого, каждая сфера деятельности имеет свой собственный «язык», свою собственную систему терминов и понятий. И прежде, чем разговаривать о чём-то со специалистом (а Ваши клиенты, в подавляющем своём большинстве, будут именно в большей или меньшей степени специалистами – строителями, прорабами, малярами и штукатурами, дизайнерами и просто участниками отделочных бригад), было бы неплохо узнать значения и смысл тех слов, которыми будет оперировать Ваш уважаемый собеседник. Поэтому от этой части нашей работы мы, к сожалению, никуда не денемся. Этот этап учёбы всегда и везде является базовым и совершенно необходимым.
2 Типы лакокрасочных материалов.
В этом разделе мы познакомимся с тем, что такое краски, чем они отличаются от эмалей и лессирующих составов? В этом разделе мы узнаем, в чём функции грунтовки, каких видов они бывают и чем отличаются, к примеру, от шпатлёвок….
В целом, в этом разделе мы будем наиболее широко знакомиться с теми продуктами, которые сейчас представлены на рынке лакокрасочных материалов, с их функциями, с особенностями их состава, со сферами и общими принципами их применения.
3 В последнем разделе этого пособия мы постараемся разобрать наиболее типичные вопросы и задачи, с которыми Вам предстоит столкнуться в своей повседневной работе. Мы подробно и по шагам разберём те этапы, которые необходимо пройти для получения нашим клиентом нужного результата. Мы постараемся передать Вам тот необходимый багаж знаний, который позволит потом получить от клиента значимую информацию о его, клиента, задаче и стоящих перед ним сложностях. Мы постараемся дать Вам типовые схемы работы с различными задачами, которые позволят Вам помочь клиенту и сделают Ваше с клиентом общение продуктивным и взаимовыгодным.
Как работать с деревом? С металлом? С минеральной поверхностью?
Как лакировать пол? Как грунтовать стену? Как приклеить плинтус к потолку?
Вот, примерно, на такие вопросы мы и будем отвечать в третьем разделе этого пособия.
Надеюсь, чтение не будет скучным и принесёт Вам, уважаемый коллега, много пользы и поможет в Вашем повседневном труде….
Итак – вперёд….! И – удачи нам всем))))…..
Начнём, пожалуй, с самого начала….
ЛКМ (лакокрасочные материалы) – многокомпонентные системы, способные при нанесении на поверхность формировать плёнку с заданными качествами.
Адгезия – способность материала сцепляться с подлежащей поверхностью (подложкой).
Актуальна для всех лакокрасочных материалов. Любой материал, если, конечно, мы хотим получить качественное покрытие, должен хорошо сцепляться с той поверхностью, на которую его наносят. Согласитесь, если краска, к примеру, мало приспособлена к тому, чтобы прочно зацепиться за поверхность, то ни о каком качественном покрытии не может быть и речи. Обратите внимание, что есть поверхности, адгезия к которым, практически, невозможна – тефлон, полиэтилен, пластичный ПВХ (поливинилхлорид). Эти поверхности, в силу самой своей природы, настолько гладкие или неустойчивые, что зацепиться за них почти невозможно. Такие материалы, при необходимости, окрашиваются прямо в массе при изготовлении и в дальнейшем окраске или лакированию не подлежат.
Когезия – способность слоёв материала к взаимопрониконовению.
Актуально, в первую очередь, для клеев контактного типа. Такие клеи наносится на обе склеиваемые поверхности, подсушиваются и потом эти поверхности плотно и сильно прижимаются друг к другу. Сначала, сразу после нанесения, такие клея проникают, впитываются в поверхность и прочно за неё зацепляются. При сильном сжатии слоёв такого клея друг с другом, и происходит когезия – взаимопрониконовение. После этого, два слоя клея объединяются, фактически, в один единый слой. За счёт этого объединения и происходит само склеивание.
Иногда, такое свойство материала может быть ненужным, а иногда – прямо вредным. К примеру, если мы имеем дело с окрашиванием оконных рам эмалью или краской, то способность слоёв материала к когезии будет нам мешать и портить конечный результат, так как даже почти полностью высохшие слои эмали или краски будут взаимопроникать, склеиваться друг с другом и поверхность будет испорчена после открывания слипшихся друг с другом оконных рам. Как и почти всё в этой жизни, это явление тоже имеет две стороны – полезную и вредную….
Проникающая способность – способность материала впитываться в поверхность. Актуально для водных грунтовок и деревозащитных средств. Чем более глубоко проникают грунтовки и деревозащитные материалы, тем глубже в поверхность заносятся активные вещества этих составов – латекс для грунтовок и антисептик для деревозащитных составов.
Сухой остаток – та часть ЛКМ, которая остаётся после испарения всех растворителей или разбавителей. Эта характеристика есть у всех ЛКМ. Однако, важной эта характеристика является для грунтовок, клеёв ПВА и деревозащитных составов.
Для грунтовок это важно с той точки зрения, что, чем выше сухой остаток грунтовки, тем большее количество вещества будет внесено в поверхность, тем более качественным будет грунтование. С другой стороны, чем выше сухой остаток грунтовки, тем сложнее доставить вещество в глубину обрабатываемой поверхности, тем хуже такая грунтовка впитывается. В каждом случае, производитель решает это противоречие либо в одну из сторон (проникновение/сухой остаток), либо вынужден применять инновационные технологии, дающие возможность составу с высоким сухим остатком глубоко проникнуть в поверхность.
Для клеёв ПВА, данная характеристика важна с той точки зрения, что, чем выше сухой остаток (то есть, остаток самого сухого порошка поливинилацетата), тем выше клеящая способность состава.
Для деревозащитных составов, эта характеристика важна с той точки зрения, что, чем ниже сухой остаток, тем глубже будет занесён антисептик в структуру дерева, с одной стороны. С другой же стороны, низкий сухой остаток препятствует включению в состав композиции лака (необходимого для создания защитной плёнки и для «залипания» антисептика внутри древесины), воска (необходимого для дополнительных свойств водоотталкивания), колера (необходимого для придания покрытию цвета).
Таким образом, составы с низким сухим остатком прозрачны, предназначены для глубокого проникновения в структуру древесины и занесения туда большого количества антисептика. Чаще всего, такие составы являются грунтовочными, не обладают способностью формировать собственное защитное покрытие и требуют нанесения сверху тонированных (окрашенных) составов с большим содержанием лака, воска и УФ-фильтров.
Колорант (колер, пигмент) – сухое твёрдое порошкообразное вещество, обладающее ярким цветом, часто – дорогое, часто – механически не устойчивое, часто – устойчивое к воздействию УФ-излучения, использующееся для придания лакокрасочному материалу цвета. Используется во всех окрашенных или тонированных ЛКМ.
Наполнитель – сухое твёрдое порошкообразное вещество, не обладающее ярким цветом, часто – дешёвое, часто – механически устойчивое, часто – слабо устойчивое к воздействию УФ-излучения, служащее для придания окрашенным или тонированным ЛКМ свойств твёрдости, густоты и для экономии дорогих пигментов.
Как видно из двух этих определений, пигмент и наполнитель, во многих своих свойствах и качествах, противоположны. Однако, для создания оптимального ЛКМ, оба этих компонента совершенно необходимы. Судите сами….
Если мы будем, при создании ЛКМ, использовать только, предположим, пигменты, то мы получим состав жутко дорогой, очень яркий, очень устойчивый к УФ-излучению, но очень, к примеру, мягкий, непрочный, имеющий склонность к очень быстрому истиранию.
Подойдёт ли нам такой состав? Уверен, что далеко не всегда такой состав будет востребован на рынке.
С другой стороны, введя в состав композиции необходимое, оптимальное, количество наполнителя, мы можем, не особенно снизив яркость и устойчивость к УФ-излучению,
довести твёрдость материала до нужной величины и снизить его цену до приемлемых размеров.
Таким образом, комбинируя, в том числе, соотношение наполнителей и пигментов в составе готовой композиции, производитель может управлять такими важными свойствами материала, как яркость и устойчивость его цвета, густота самого состава, долговечность и механическая прочность состава и, конечно, что иногда критически важно – ценой состава для потребителя.
Так что, имейте ввиду, кода Вы видите на полке в магазине две, на первый взгляд, одинаковые банки, например, белой эмали, цена которых может различаться в разы, то Вы далеко не всегда имеете дело с одним производителем жадным, а другим – щедрым.
Чаще всего, такая ситуация связана с тем, что в одной композиции использованы более дорогие компоненты, а в другой – более дешевые.
Также немалую роль в цене материала играют такие важные компоненты, как
Технологические добавки – химические вещества, вносимые в лакокрасочные композиции в очень малом объёме (до нескольких процентов), но играющие, тем не менее, важнейшую роль в потребительских свойствах продукции и оказывающие, иногда, решающее воздействие на такие характеристики продукта, как удобство в работе, длительность хранения, декоративные свойства покрытия, дополнительные свойства продукта. Добавок этих довольно много. Давайте назовём и охарактеризуем основные:
Диспергаторы – препятствуют слипанию частиц пигмента или наполнителя в материале при хранении. Недостаток или отсутствие этой добавки ведёт к тому, что твёрдые частицы в составе материала будут слипаться в сгустки, камешки и даже во вполне себе солидные камни. Согласитесь, это, мягко говоря, не добавляет удобства в использовании….
Стабилизаторы – препятствуют расслоению ЛКМ при хранении.
Недостаток или отсутствие этой добавки ведёт к тому, что материал, при длительном хранении, расслаивается – более лёгкие фракции материала поднимаются вверх, а более тяжёлые (наполнитель, к примеру) опускаются вниз под действием силы тяжести. Предполагаю, что Вы понимаете, к каким последствиям это приведёт (наличие густейшего осадка на дне, перемешать который в домашних условиях уже и не всегда возможно). Особенно трагичной такая ситуация будет при одновременном отсутствии в составе стабилизаторов и диспергаторов. В таком случае, мы получим жидкую массу сверху и слежавшийся камень снизу.
Антивспениватели – препятствуют образованию пузырьков в материале при перемешивании и нанесении на поверхность.
Такие пузырьки возникнут в материале в любом случае – окунёте Вы в него кисть или валик, перемешаете ли Вы этот материал шпателем или в колеровочном шейкере.
Другое дело, что, при наличии антивспенивателей, мелкие пузырьки будут быстро сливаться в большие, а большие – будут очень быстро лопаться. Если же этой добавки в материале нет, то пузырьки, неизбежно, будут перенесены на поверхность кистью или иным инструментом. Оставаясь на поверхности относительно долго, эти пузырьки потом, конечно же, лопнут, оставив после себя на окрашенной поверхности каверну (углубление) глубиной, иногда, до самого слоя подложки. Хочется, естественно спросить:
— А «оно» нам нужно?
Мало того, что это – некрасиво. Это ещё и создаёт в плёнке «прорехи», через которые начинается ржавение или гниение той самой нашей основы, которую мы всеми силами пытаемся сохранить
Антиоксиданты – препятствуют образованию на поверхности материала плёнки при хранении в закрытой таре. Актуально, когда банку многократно открывают и закрывают.
Недостаток или отсутствие этой добавки ведёт к образованию на поверхности ЛКМ толстой (иногда до нескольких миллиметров толщиной) оксидной плёнки из высохшего материала. Мало того, что это неудобно, и эту плёнку нужно срезать, убирать и выбрасывать. Дело в том, что мы, в таком случае, выбрасываем очень существенную часть денег, которые мы заплатили за материал.
Загустители – делают материал более густым.
Наши потребители предпочитают материалы густые. Оно и понятно, густые материалы можно разбавить, «сэкономив» таким образом часть средств. А производителю выгоднее выпускать материалы жидкие, которые легче перемешивать, перекачивать…. Выход?
Вот эти самsе загустители, которые добавляются в ЛКМ на последнем этапе его производства перед фасовкой в банки. Профит…. Производитель перекачивает и перемешивает жидкий материал, как удобно ему. Потребитель получает материал густой, как удобно ему. Все довольны и счастливы.
Ингибиторы коррозии – препятствуют возникновению коррозии при хранении водного материала в металлической банке или при нанесении материала на металлическую поверхность. Эти добавки дают возможность предлагать потребителю, например, водные материалы в привлекательной и прочной металлической таре, а не в скучной и хрупкой пластиковой. Помимо этого, такие добавки дают возможность выпускать такой отличный класс материалов, как грунты-эмали по ржавчине. Такой материал сочетает в себе свойство антикоррозионной грунтовки и эмали для наружных работ. Согласитесь, это очень удобно….
Оптические отбеливатели – делают материал, на взгляд, ярко-белым.
Использование этих добавок, чаще всего, ведёт к тому, что материал, в банке и при нанесении на поверхность, выглядит ярко-белым, что, казалось бы, сообщает потребителю ясные данные о высоком качестве этого материала. Однако, проходит небольшое время, и материал приобретает свой натуральный цвет – желтоватый или сероватый. Очень «хитрый» ход….. Примерно так, как мы, когда-то, подсинивали бельё, делая его визуально ярко-белым путём добавления небольшого количества синего пигмента. Однако, хитрость эта – кажущаяся. Подавляющее большинство потребителей – умные люди, и столкнувшись один раз с таким явным надувательством, навсегда отказываются от материалов такой «хитро-мудрой» лакокрасочной компании. Так что, продажа такого материала, надо понимать – акт одноразовый и не входит в нашу систему ценностей и убеждений.
Реологические добавки – придают материалу тиксотропные свойства.
Тиксотропия – свойство материала принимать жидкую форму при механическом воздействии на него и переходить в гелеобразное (желеобразное) состояние без такого воздействия. Штука крайне удобная….
Представьте себе:
Вы окунаете кисть в материал. Механическое воздействие на материал оказано, он становится жидким и пропитывает собой кисть. Вы вынимаете кисть из банки и несёте её к стене. Механического воздействия на материал нет, и он переходит в гелеобразное состояние. Не капает…. Вы проводите кистью по стене. Механическое воздействие есть – метериал жидкий и наносится на стену, льётся на неё с кисти. Вы убрали кисть от стены. Механического воздействия снова нет, материал опять перешёл в состояние геля. Итог – капель нет, брызгов нет, подтёков нет. Мы получаем красивую поверхность без подтёков и чистый пол в районе выполнения работ. Удобно, верно.
Сиккативы – ускорители сушки ЛКМ.
Ещё на моей памяти, не так уж и давно, я встречал алкидные эмали со временем межслойной сушки не менее 36 часов…. Сейчас, в среднем, между слоями можно выдерживать 12 часов. Иногда встречаются материалы со временем межслойной сушки всего 8 часов. Вы понимаете, какой гигантский это скачок в том, что касается длительности проведения окрасочных работ? Собственно, для этого сиккативы и нужны – чтобы можно было проводить работы быстрее и экономить время, которое, как известно – деньги….
Мы так подробно говорим о добавках в ЛКМ вот для чего:
Эти знания позволят Вам определить, является ли материал высококачественным или нет, просто открыв банку или проведя пробное выкрашивание.
Если материал при хранении сильно расслоился – значит в нём недостаточно стабилизаторов.
Если на поверхности материала при хранении без доступа свежего воздуха образовалась оксидная плёнка – значит недостаточно антиоксидантов.
Если материал при перемешивании и нанесении даёт стойкие пузырьки – значит недостаточно антивспенивателей.
Если материал при нанесении имеет ярко-белый цвет, а через короткое время (3-4 месяца) становится серым или жёлтым – значит, материал искусственно отбелён.
Если пигмент и наполнитель в составе ЛКМ при хранении слиплись в один комок или в почти твёрдый слой – значит недостаточно диспергаторов.
Любой из этих симптомов может говорить о том, что производитель материала пытается экономить на необходимом (ведь каждая добавка стоит денег, и немалых). А значит, вряд ли такой материал и в целом будет показывать высокие эксплуатационные результаты. Вернее всего, связующее в материале низкокачественное и дешёвое, имеющее невысокую устойчивость к внешним факторам и недолговечное. Пигмент сверх нормы заменён наполнителем и грубого помола (соответственно, укрывистость материала будет низкой, а расход – напротив – высоким). Цвет материала будет тусклым и быстро выгорит и пр.
Укрывистость – способность материала делать подложку невидимой.
То есть, это способность укрыть начальный цвет подложки иным цветом и полностью скрыть первоначальный цвет.
Данный показатель, в большей степени, интересен с чисто технической стороны, и мы чуть дальше увидим, почему это именно так.
Расход – то количество материала, которое достаточно для того, чтобы покрытие обладало заявленными в инструкции характеристиками на поверхности определённой площади.
Очень похоже на укрывистость, верно? Да, настолько похоже, что некоторые (недобросовестные) производители указывают на своих эмалях и красках именно «укрывистость» вместо «расхода». А между тем, разница этих показателей колоссальна.
Представьте себе, что мы будем сравнивать количество лака, необходимое, чтобы минимально смочить им поверхность («укрывистость»), и количество лака, которое необходимо нанести на пол, чтобы по нему можно было ходить без особого риска стереть этот слой («расход»)? Понятно, что в случае «укрывистости» цифра будет намного более привлекательной для покупателя. Там можно указать значение и 20, и 25 метров с одного литра. Если же мы будем смотреть на реальный «расход» материала, то цифра окажется гораздо более скромной – от 12 до 16 квадратных метров в среднем….
Таким образом, подсовывая покупателю совершенно не нужную ему техническую информацию об «укрывистости», недобросовестный производитель пытается выиграть в конкурентной борьбе с добросовестным, который на своём товаре указывает гораздо более скромные (но – реальные) данные о необходимом при реальной эксплуатации «расходе» своего продукта.
Дисперсия – взвесь одного вещества в другом.
Эмульсия – взвесь одной жидкости в другой. Типичной эмульсией является, например, обычное молоко, где жидкие частицы жира взвешены в жидкой же воде.
Суспензия – взвесь твердого вещества в жидкости. Типичным примером суспензии может служить меловая побелка, в которой твёрдые частицы мела взвешены в жидкой воде.
Думаю, и Вам тоже уже приходилось слышать, как вододисперсионнные краски называют «водоэмульсионными». Это, конечно же, терминологическая ошибка.
Давайте её разберём….
В вододисперсионных красках мы имеем дело:
1 С эмульсией, так как жидкие капли латекса взвешены в жидкой же воде.
2 С суспензией, так как твёрдые частицы колоранта и наполнителя взвешены в жидкой эмульсии воды и латекса.
В этой композиции есть и жидкие взвешенные частицы, и твёрдые.
Таким образом, если быть совершенно терминологически точным, то такие материалы следует называть «водо-эмульсио-суспензионные»…. Язык сломаешь….
Потому и было принято решение называть эти материалы общим термином – «дисперсия», как взвесь одного вещества в другом независимо от того, является ли взвешенное вещество твёрдым или жидким.
Связующее (плёнкообразующее) – одно из основных понятий в теории лакокрасочных материалов и одна из самых важных частей любого лакокрасочного продукта, его основа.
Это та основа, на которой произведён лакокрасочный материал. Это то самое вещество, которое высыхает или полимеризуется в процессе высыхания. Это та субстанция, в которой взвешены цветные частицы в эмалях и красках. Это то самое вещество, которое производит собой лаковую плёнку на полу или на мебели. Это та основа, та база, в которую потом добавляется всё остальное. Предполагаю, что вполне ясно, насколько это важная часть лакокрасочного материала. От неё, от этой части, зависит почти всё.
Предположим, что мы будем использовать снаружи помещения некую краску, которая сделана на основе вещества, совсем не устойчивого к воздействию воды, например. Что будет? Краска, банально, смоется со стены…. Или же мы будем делать эмаль для пола на основе лака, который не является достаточно механически твёрдым для этих целей. Что случится в этом случае? В этом случае, эмаль будет стираться под воздействием хождения по ней и вымываться под воздействием обыкновенной тряпки для пола. А если мы, положим, окрасим автомобиль эмалью, не имеющей устойчивости к бензинам, маслам и их испарениям? Предполагаю, что такая краска слезет с нашего любимого авто прямо на мокрой дороге или при заезде на бензозаправку…..
Выбор связующего (плёнкообразующего) всегда является очень тонким моментом для производителя материалов. С одной стороны, можно выбрать или придумать такое плёнкообразующее, которое будет немыслимо устойчивым, страшно прочным и ужасно долговечным. В этом нет особенной задачи – такие материалы есть. Однако, с другой стороны, нужно понимать, что такая композиция, абсолютно гарантированно, и стоить будет сопоставимо с тремя вагонами поезда…. Нужны ли такие супер-качества для окраски обычного дачного окна? Пожалуй, что – нет…. А вот, если мы имеем дело с окраской фюзеляжа истребителя пятого поколения…. Или, если нам необходимо окрасить часть прибора, работающего в концентрированном растворе серной кислоты….? Тогда такие супер-способности связующего могут быть совершенно необходимы.
Выбор зависит от сферы применения и от назначения материала. В каждом случае следует выбирать наиболее оптимальную основу материала, предназначенного для работ в совершенно определённых условиях. Выбор, и производителя, и консультанта в магазине, всегда должен быть целесообразен, то есть он должен согласовываться с теми целями, которые ставит перед собой конечный потребитель продукта.
Вот об этих качествах материалов мы теперь и поговорим….
Аббревиатуры ЛКМ – это общепринятые сокращения, нанесённые на банке или иной упаковке материала, которые указывают нам на тип связующего, использованного при изготовлении ЛКМ, на условия эксплуатации, к которым предназначен данный материал, и на иные, значимые для потребителя, свойства или ограничения, присущие этому материалу или продукту.
Знание этих сокращений и умение их верно расшифровать и истолковать позволит Вам быстро и точно ориентироваться в многообразии типов и видов ЛКМ.
1 2 3 4 5 6
Эмаль ПФ-115 вэ белая.
1 – тип материала.
2 – тип плёнкообразующего.
3 – Условия эксплуатации материала (для чего предназначен).
4 – номер разработки (или тип олифы)
5 – дополнительная информация.
С типами материала мы уже познакомлись.
Наиболее часто встречающиеся типы плёнкообразкющего:
ПФ – пентафталевый.
ГФ – глифталевый.
НЦ – нитроцеллюлозный.
МА – масляный.
АУ – алкидно-уретановый.
БТ – битумный.
МЧ – карбамидный.
ВА – поливинилацетатный.
ЭП – эпоксидный.
ХВ – перхлорвиниловый.
АК – акрилатный.
КЧ – каучуковый.
ЭФ – эпоксиэфирный.
КО – кремнийорганический.
ПУ – полиуретановый.
Предполагаю, что теперь у Вас не должно возникнуть вопросов или сложностей в расшифровке той или иной аббревиатуры. Надеюсь, что теперь Вас уже не будут ставить в тупик непонятные буквы и цифры, нанесённые на упаковке материала. Теперь, глядя на банку с эмалью, например, Вы уже сможете сказать о ней довольно многое, исходя хотя бы просто из её названия. Думаю, это Вам обязательно пригодится в Вашей повседневной работе.
Некоторые наши материалы предназначены для защиты дерева от воздействия огня и имеют огнезащитные свойства. В их характеристиках Вы можете столкнуться с таким термином, как 1 или 2 группа огнезащиты. Что же это значит?
Группы огнезащиты:
1ая группа – трудносгораемая древесина. При воздействии ацетиленовой горелки дерево сопротивляется пламени. В конце концов древесина загорается. При исключении источника пламени (горелки) – гаснет. Потеря массы при горении составляет не более 9% от исходной.
2ая группа – трудновоспламеняемая древесина. При воздействии ацетиленовой горелки дерево сопротивляется пламени. Наконец – загорается. При исключении источника пламени (горелки) продолжает гореть. Потеря массы при горении составляет от 9 до 30% от исходной.
Типы лакокрасочных материалов.
«Текстурол-Тиксо» Алкидный. Тонированный или бесцветный.
Декоративно-защитный состав для обработки древесины при наружных и внутренних работах по дереву. Полуматовый. Содержит в составе специализированные воска для дополнительной защиты древесины от влаги. Содержит в составе высококачественные антисептики, а также УФ-фильтры для дополнительной защиты древесины от УФ-излучения. Не рекомендуется использовать бесцветный состав для наружных работ.
Для получения качественного защитного эффекта (при наружных работах) рекомендуется использовать в сочетании с антисептическим грунтом «Текстурол-Бозащита Про». При внутренних работах, этап такого грунтования можно пропустить.
Состав обладает повышенной тиксотропией, что позволяет наносить его комфортно и соблюдать чистоту в местах проведения работ.
Рекомендуется для использования в местах повышенной влажности – приречных долинах, болотистых и озёрных низменностях. При нанесении на строганную древесину и при условии качественной межслойной шлифовки, обладает превосходными декоративными свойствами вощёной древесины. Не использовать для предварительной обработки полов перед нанесением паркетных лаков!
При необходимости (не рекомендуется) разбавляется уайт-спиритом.
Инструмент для нанесения: кисть, валик.
«Текстурол-Лазурь». Алкидный. Тонированный или бесцветный.
Декоративно-защитный состав для внутренних и наружных работ по древесине.
Обладает повышенным содержанием высококачественного лака для наружных и внутренних работ. Предназначен для обработки древесины внутри и снаружи помещений в местах, где существует риск механического повреждения древесины (входные группы, крыльцо, нижние венцы сруба, оконные проёмы и прочее). Для получения качественного антисептического покрытия при наружных работах, вместе с этим составом, в виде грунтовки, рекомендуется использовать состав «Текстурол-Биозащита Про». При внутренних работах, данный этап можно пропустить. При двухслойном нанесении и при условии проведения качественной межслойной шлифовки, обладает превосходным декоративным эффектом лакированного дерева.
Не рекомендуется использование бесцветного состава при наружных работах.
«Текстурол-Лазурь» содержит в себе высококачественные антисептики и УФ-фильтры для защиты дерева от поражений грибком, плесенью, вредными насекомыми и УФ-излучением. Не рекомендуется использовать состав для предварительной обработки полов перед нанесением паркетных лаков.
При необходимости, разбавляется уайт-спиритом.
Инструмент для нанесения: кисть, валик, пульверизатор.
«Текстурол – Южный Фасад» Алкидный.
Высокоэффективное декоративно-защитное средство для обработки древесины в условиях повышенного воздействия УФ-излучения. Предназначен для внутренних и наружных работ по дереву. Особенно рекомендуется для стен, подверженных сильному воздействию УФ-излучения. Содержит в себе специальные усиленные фильтры технологии «УФ-протект». За счёт использования высококачественного лака, не отслаивается и не трескается даже при интенсивном воздействии прямых солнечных лучей. Срок службы – не менее 7 лет в сложных с точки зрения УФ-излучения условиях. Для получения более сильного эффекта биозащиты, рекомендуется (при наружных работах) использовать в качестве грунта 1-2 слоя состава «Текстурол-Биозащита Про». При внутренних работах, этот этап отделки можно пропустить. Состав тиксотропный – не брызгает и не капает при нанесении. При условии качественной межслойной шлифовки, даёт превосходный декоративный эффект вощеного дерева.
При необходимости (не рекомендуется), разбавляется уайт-спиритом.
Инструмент для нанесения: кисть, валик.
Водные (водоразбавляемые) грунтовки.
Негустые (по плотности сопоставимые с водой) жидкости белого (чаще всего) цвета на основе водной эмульсии латекса, служащие для подготовки минеральных (кирпич, цемент, гипс, штукатурки, наливные полы и пр.) поверхностей к дальнейшей отделке водными красками и декоративными штукатурками, шпатлёвками, обоями, плиткой, наливным полом…..
Иногда, для контроля нанесения, грунтовки слегка тонируют в разные цвета. Иногда, при использовании их в виде первого укрывного слоя, грунтовки насыщают белым пигментом почти до состояния ВД-краски.
В остальных случаях, водные грунтовки, после высыхания, обесцвечиваются.
Часто задаваемые вопросы:
1 Как сочетаются ПФ и НЦ материалы при нанесении?
Общее правило – ПФ на НЦ сверху наносить можно. В обратном порядке – нельзя.
2 Что будет, если в ПФ, НЦ, МА материалы добавить водный колер?
Вернее всего, материал «свернётся» или потеряет часть устойчивости.
3 Почему, при добавлении растворителя, лаки часто белеют?
Использовался низкокачественный растворитель с высоким содержанием воды.
4 Что будет, если в материал добавить большее количество универсального колера или пигмента из колеровочной машины, чем положено? Можно ли сделать насыщенный цвет на белом материале?
При таких условиях материал потеряет устойчивость (начнёт мелиться) из-за того, что количества связующего в материале недостаточно для скрепления того количества пигмента, которое есть. Для получения насыщенных цветов предназначены специальные базы (прозрачные), где белый пигмент изначально почти изъят для замещения его на цветной в процессе колеровки. В таком случае мы получим насыщенный цвет и не потеряем устойчивость материала.
5 Можно ли использовать ПВА вместо вододисперсионной грунтовки под обои?
Нельзя по двум причинам:
1 ПВА не проникает вглубь поверхности, как грунтовка, а застывает сверху и часто, впоследствии отслаивается от стены вместе с обоями в виде прозрачной желтоватой плёнки.
2 Через небольшое время после оклейки, ПВА может проступить через тонкие обои в виде некрасивых жёлтых пятен. Кстати, поэтому клей ПВА также категорически не рекомендуется добавлять и в обойные клея тоже.
6 Чем обработать торцы брёвен сруба?
Торцы брёвен – одна из самых проблемных зон при обработке. Связано это с тем, что с одной стороны, торцы – шершавые, и именно там скапливается больше всего грязи, пыли и воды (а, следовательно, риск заражения очень велик). С другой стороны, мы не можем полностью изолировать торец от окружающей среды («забить его лаком»), так как именно через торцы происходит «дыхание» и естественный выход влаги из бревна. Если «забить» торец, бревно может испортиться изнутри за счёт застоявшейся влаги. Как быть? Ситуация кажется безвыходной…. Однако, выход есть. Торцы бревна можно обработать антисептиком на акриловой основе или фасадной вододисперсионной краской. Эти материалы, с одной стороны, не препятствуют «дыханию» древесины, а, с другой стороны, содержат в себе достаточное количество антисептика для предотвращения биозаражения бревна.
7 Почему, при верно проведённом расчёте площади стен сруба с учётом длины, ширины и высоты строения, клиентам постоянно не хватает материала для обработки, хотя расчёт производился, исходя из норм расхода?
При подсчёте площади стен сруба, необходимо учесть, что бревно имеет не плоскую, а полукруглую поверхность. Соответственно, линейные размеры высоты будут неверны. Необходимо добавить около 25% площади, чтобы учесть кривизну бревна.
3 Раствором аммиака. Этот метод применяется для обезжиривания больших поверхностей НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ. Использование данного метода в помещении категорически запрещено в связи с риском отравления. Обычно, применяется для обезжиривания больших металлических поверхностей (к примеру – крыш).
4 Раствором кальцинированной (каустической) соды. 3-5% раствором соды тщательно промывают поверхность, после чего обильно ополаскивают поверхность водой и просушивают. Обычно применяется для обезжиривания больших деревянных, пластиковых или (особенно часто) минеральных поверхностей. При работе необходимо обеспечить местное или общее проветривание помещения или же работы следует проводить на открытом воздухе.
После очистки и обезжиривания поверхности, её можно грунтовать и наносить следующие слои покрытий, соответствующие Вашим задачам.
Грунтование металла.
Грунтование металла (чёрного) предпочтительно проводить двумя типами материалов:
1 Грунтовка ГФ-021. Пассивирующая грунтовка на основе глифталевого лака, способствующая улучшению адгезии и препятствующая появлению ржавчины или приостанавливающая процесс коррозии. Разбавляется уайт-спиритом. Время до нанесения следующего слоя – 24 часа. Цвета – серый, красно-коричневый. После нанесения этой грунтовки возможно обработка поверхности алкидными, ВД материалами.
2 «Грунт-эмаль по ржавчине». Преобразующий ржавчину и окалину состав на различных основах. Улучшает адгезию и останавливает процесс коррозии. Может быть использован в виде самостоятельного покрытия при наружных работах. При необходимости, разбавляется до необходимой вязкости. После этой грунтовки поверхность может быть обработана алкидными, ВД материалами.
Окрашивание металла.
Металл может быть окрашен несколькими типами материала:
1 Алкидные эмали (ПФ-115, ПФ-266).
ПФ-115 – наиболее распространённый тип материала для окрашивания металла при наружных и внутренних работах. Разбавляется уайт-спиритом до необходимой вязкости. Полное высыхание – 24 часа. Наносится двумя, и более, слоями. Инструменты – кисть, валик, пульверизатор.
ПФ-266 – износоустойчивая эмаль для работ внутри помещения или под навесом. Может быть использована для покрытия пола в бытовых (не производственных) помещениях. Разбавляется уайт-спиритом. Наносится двумя и более слоями. Между слоями – 24 часа. Установка мебели и напольных покрытий на обработанный пол рекомендуется не ранее, чем через 7 суток после нанесения последнего слоя (время полной полимеризации материала). Инструмент – кисть, валик, пульверизатор.
2 Нитроэмали.
НЦ-132 – быстросохнущая эмаль для обработки металла внутри и снаружи помещения. При необходимости разбавляется растворителем «646»-«650». Высыхание – 1,5-2 часа. Для получения износоустойчивого покрытия, рекомендуется нанесение 6 и более слоёв материала. Для защитно-декоративной отделки – 2 и более слоёв. Наносится на чистый, обезжиренный, НЕГРУНТОВАННЫЙ металл. Инструмент – кисть, пульверизатор. Нанесение валиком не рекомендуется ввиду риска высыхания материала на валике и вырывания ворса. Работы проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении во избежание риска отравления парами растворителя.
3 Водные эмали.
Рекомендуется наносить на загрунтованный металл, исходя из инструкции по применению материала. Особенно рекомендуются для работ внутри помещений и для окраски радиаторов отопления. Разбавляется, при необходимости, водой. Инструмент – кисть, валик. Нанесение пульверизатором возможно при использовании специализированных сопел.
4 Масляные краски.
Материал на основе комбинированной олифы для окрашивания загрунтованного и чистого металла внутри помещений и при наружных работах. При относительно невысокой цене, материал имеет сравнительно (с алкидными эмалями) невысокий срок службы и большой расход. Разбавляется при необходимости уайт-спиритом. Высыхает – 24 часа. Инструмент – кисть, валик, пульверизатор.
5 Грунты-эмали по ржавчине.
Алкидные или иные композиции с введением ингибиторов коррозии для грунтования и окрашивания металла при внутренних и наружных работах. Перед нанесением необходимо удаление рыхлой ржавчины и окалины механическим путём. Инструмент – кисть, валик, пульверизатор.
6 ВД краски.
Окрашивание металла данным типом материалов не рекомендуется ввиду малой эластичности конечного покрытия. Металл имеет очень высокий коэффициент температурного расширения (меняет свои линейные размеры при изменении температуры). ВД материалы (в большинстве своём) не обладают достаточным уровнем эластичности для выдерживания подобных изменений. В результате – поверхность трескается. Поэтому, использование ВД красок для обработки даже загрунтованных металлов возможно в исключительных и безвыходных ситуациях с высоким риском растрескивания конечного покрытия. На не загрунтованный чёрный металл нанесение
ВД-материалов, в принципе, не допустимо, в связи с опасностью возникновения коррозии.
7 Молотковые эмали.
Очень устойчивый антикоррозионный материал для окрашивания негрунтованного металла внутри помещения и снаружи. Рекомендуется для поверхностей, подверженных риску механических повреждений и химического воздействия (на химическом производстве, в автосервисах, в гаражах, при обработке оград, ворот, калиток и столбов). При нанесении точно следовать инструкции. Помнить, что, чем толще слой материала, тем более выраженным будет молотковый эффект. Не рекомендуется наносить толстый слой покрытия на вертикальные поверхности ввиду высокого риска полимеризации не во все стороны, а «сверху вниз». В результате, вместо молоткового эффекта, можно получить эффект «стекающей масляной краски». Инструмент – кисть, валик, пульверизатор.
Очистка древесины от биологических и иных загрязнений.
В отличие от металла, который подвержен коррозии, древесина подвержена гниению, воздействию УФ-излучения и биозагрязнениям – плесени, грибам, воздействию вредных насекомых. На древесине также могут присутствовать остатки старых ЛКМ.
Для качественного и долговечного использования, эти факторы, естественно, должны быть совершенно исключены.
Биологические загрязнения должны быть удалены с древесины в связи с риском дальнейшего распространения заражения и порчи дерева, вплоть до полного разрушения. Поэтому удаление грибка, плесени, гнили, насекомых из древесины является таким важным.
Есть несколько способов для удаления биозагрязнений:
1 Составы на основе активного хлора или кислорода – убивают имеющиеся поражения и отбеливают древесину. Минусом является их сильное разрушительное действие на древесные волокна, в результате чего древесина становится более мягкой и рыхлой, что, безусловно, увеличивает риски последующего заражения древесины с течением времени.
2 Солевые водные составы – убивают имеющиеся биозагрязнения или не допускают их появления, не отбеливая и не разрушая древесину. Достаточно дёшевы. Однако, эти составы имеют ряд существенных недостатков:
1 Часто меняют цвет древесины, делая дальнейшую декоративную обработку затруднённой. Также возможно негативное влияние на способность к склеиванию древесины, что усложняет изготовление клеёных изделий (например, бруса на деревообрабатывающих комбинатах).
2 Вымываются из дерева под воздействием атмосферных осадков, так как представляют собой раствор антисептических солей в воде и ничто не мешает растворить эти соли ещё раз. Таким образом, профилактическое действие этих составов очень ограничено во времени. К тому же, эти составы не содержат в себе никаких фильтров УФ-излучения и никак не защищают древесину от этого типа вредного воздействия. Таким образом, для получения хорошего результата, обработанная этими составами древесина должна быть защищена и от воздействия влаги, и от прямых солнечных лучей.
3 Солевые составы повышают гигроскопичность (способность к впитыванию воды) древесины (соль очень сильно впитывает влагу прямо из воздуха), что способствует излишнему увлажнению (вплоть до образования «водяных карманов» в толще древесины). Случается даже так, что древесина снаружи выглядит абсолютно чистой и здоровой, а внутри – мокрая и гнилая. К сожалению, водные солевые составы способствуют именно такому развитию событий. Такие составы, более всего, рекомендуются для временной, консервационной, обработки древесины перед нанесением постоянных защитно-декоративных составов на алкидной, алкидно-акриловой или акриловой основе.
Отбеливание древесины.
Часто древесина портится от воздействия грибков, плесени и от воздействия УФ-излучения. На ней появляются пятна от биозагрязнений. Она сереет и выгорает от воздействия прямых солнечных лучей.
Для получения красивого декоративного эффекта, естественно, хочется эти некрасивые пятна удалить.
Отбеливание производится составами на основе активного хлора или кислорода. По-сути, процесс отбеливания представляет собой разрушение верхнего слоя древесины с одновременным вымыванием загрязнений. Применять отбеливание локально – малоэффективный способ проведения работ, так как при локальном применении Вы рискуете вместо серого пятна на древесине получить такое же по форме пятно, но уже – ярко-белого цвета… Поэтому, обрабатывать рекомендуется всю заражённую поверхность целиком, используя для нанесения и втирания материала кисть-макловицу с синтетической щетиной (натуральная щетина, под воздействием отбеливателя, будет корёжиться и скручиваться).
Остатки старых ЛКМ с древесины можно удалить механическим или химическим путём, в зависимости от площади обрабатываемой поверхности и индивидуальных особенностей каждого случая.
При отсутствии на поверхности дерева биозагрязнений, жира, копоти, олиф и иных масел, остатков старых ЛКМ, можно приступать к окрашиванию и иной обработке.
Нанесение лессирующих (тонирующих) защитно-декоративных составов.
Составы защитно-декоративные на основе алкидных, алкидно-акриловых или акриловых лаков.
Такие составы представляют собой раствор антисептических солей не в воде, а в алкидном, алкидно-акриловом или акриловом лаке, что позволяет солям прочно удерживаться в древесине, сохраняя долговременный антисептический эффект.
Верным, на мой взгляд, является следующий «пирог» из деревозащитных составов при наружных работах по дереву:
1 Один слой антисептического грунта (Текстурол-Биозащита Про) – выравнивает впитывающую способность поверхности, заносит в материал большое количество антисептика. Подходит для последующего нанесения алкидных, алкидно-акриловых и акриловых декоративно-защитных составов.
3 Один-два слоя декоративно-защитного состава – придаёт древесине благородный вид, заносит антисептик, защищает дерево от УФ лучей, придаёт дополнительно свойства защиты от влаги или механических повреждений.
На мой взгляд, при таком способе обработки, древесина получает максимально возможную защиту и красивый внешний вид. При обработке древесины подобными составами, надо иметь в виду, что не рекомендуется использование бесцветных составов при наружных работах. Это связано с риском повреждения древесины УФ лучами (даже при наличии фильтра в составе). Если состав тонированный, то, сначала, под воздействием ультрафиолета, разрушается пигмент, и состав видимо «выгорает», теряя свой начальный цвет. И только потом начинает разрушаться (сереть) сама древесина. При использовании же бесцветного состава, воздействие УФ лучей приходится сразу на древесину (без рассеивающего и отражающего эффекта пигмента), и достаточно высок риск порчи внешнего вида самой древесины.
Также необходимо помнить простой принцип:
Чем светлее состав, тем дольше он будет «выгорать». И наоборот – чем цвет состава темнее и насыщеннее, тем процесс выгорания будет идти быстрее.
Отсюда следует, что для получения максимально долговечного тонированного покрытия, лучше использовать светлые тона составов. Использование же тёмных и насыщенных цветов, при наружных работах, не так желательно.
При внутренних работах можно использовать двухслойное покрытие любого цвета или бесцветный состав. Предварительное грунтование древесины антисептическими грунтами (кроме мест повышенной влажности – кухонь, ванных и пр…) также не требуется.
Для получения высококачественного декоративного покрытия, каждый промежуточный слой состава следует, после высыхания, подвергать шлифовке.
Мелкой шкуркой, или шлифовальной губкой, следует почти без усилия, аккуратно, удалить мелкие неровности и застывшие волокна древесины.
Пыль, оставшуюся после шлифования, следует начисто удалить влажной тряпкой или иным способом.
Декоративно-защитные масла для древесины.
Всё большее распространение получает сейчас этот способ обработки древесины. Он имеет свои неоспоримые преимущества:
1 Масла для древесины легко наносятся и распределяются по поверхности.
2 Масла придают древесине водоотталкивающие свойства. А если дерево не пропитывается водой, то оно не загрязняется и не гниёт. К тому же, деревозащитные масла содержат в себе достаточное количество антисептика для предотвращения поражения древесины биозагрязняющими агентами.
3 Масла подходят (чаще всего) для наружных и внутренних работ по дереву, защищают древесину от воздействия УФ-излучения. Также эти масла могут быть использованы в качестве покрытия для полов, создавая на поверхности великолепный эффект вощёного дерева. Масла крайне эластичны, никогда не высыхают окончательно, что позволяет использовать их для покрытия полов и при наружных работах тоже.
4 Работы проводятся быстро – масло впитывается в дерево и достаточно скоро делает поверхность сухой на ощупь и готовой к использованию.
5 При нанесении на строганное или шлифованное дерево, не требуется проведение межслойной шлифовки, достаточно всего лишь удалить излишки масла с древесины при помощи мягкой впитывающей и не ворсистой тряпки (ветоши). Мы сразу получаем гладкую на ощупь и качественную, с декоративной точки зрения, поверхность.
Однако, наряду с достоинствами, у таких покрытий есть и очевидные недостатки….
1 Масляные плёнки очень мягкие и не обладают способностью долго сопротивляться нагрузкам на истирание. Соответственно, для обработки полов, их лучше использовать в жилых помещениях с низкой проходимостью – спальни, детские комнаты.
При использовании на полу в помещениях с высокой проходимостью, такие составы требуют относительно частого (примерно раз в два года) обновления.
2 Составы на основе масел препятствуют последующей обработке поверхности любыми составами, как на алкидной, так и на водной основе. При последующей необходимости такой обработки, весь состав с поверхности и из глубины поверхности (примерно – 0,5-1 мм), придётся удалять механически, то есть, поверхность придётся на эту глубину сошлифовывать, что, согласитесь, довольно трудоёмкий процесс….
В остальных случаях, обработка древесины декоративно-защитными маслами является прекрасной возможностью легко и быстро защитить древесину от неблагоприятных воздействий и придать ей превосходный внешний вид.
Окрашивание древесины укрывными (непрозрачными) материалами.
Окрашивание древесины может производиться различными материалами: алкидными эмалями, водными красками и эмалями, эмалями на нитрооснове, масляными красками. Перед проведением окрасочных работ древесина должна быть тщательно очищена от старых ЛКМ, смолы и иных загрязнений механическим или химическим способом, а также обезжирена.
Грунтование.
Правильным является грунтование древесины перед окрашиванием. Грунтование позволяет повысить адгезию конечного слоя, уменьшить расход дорогостоящих финишных ЛКМ, выполняя, таким образом, адгезионную и экономическую функцию. Грунтование лучше проводить при помощи ГФ-021 грунта или составом «Текстурол-Биозащита Про».
(за исключением случаев финишной окраски нитроэмалями. В этом случае, нитроэмаль наносится на поверхность, предварительно загрунтованную заполняющими или обычными глянцевыми нитролаками при помощи кисти или пульверизатора, без использования валика. С другой стороны, следует признать, что случаи окрашивания дерева нитроэмалями в практике довольно редки.).
Инструмент грунтования – кисть, валик, пульверизатор. Грунтование проводится в один слой с сушкой до нанесения финишного слоя в течение 24 часов.
Окрашивание.
Алкидные эмали и масляные краски следует наносить на выровненную и загрунтованную деревянную поверхность кистью, валиком или пульверизатором в два слоя с промежуточной сушкой от 8 до 24 часов (в зависимости от инструкций на самой эмали). Сушка последнего слоя проводится в течение 24 часов при нормальных условиях.
При нанесении на поверхность пола, окончательный набор прочности происходит в течение не менее семи суток.
Когда мы говорим о сушке лакокрасочного материала, необходимо учитывать, что высыхание происходит по-разному в разных условиях. Для органорастворимых материалов (алкидных и нитроэмалей и составов, масляных красок) важнейшую роль играет температура окружающей среды и поверхности. Чем выше температура, тем быстрее будет проходить процесс высыхания или полимеризации. Для материалов на водной основе, к существенным внешним факторам добавляется ещё и влажность. Зависимость такова: чем ниже влажность и выше температура, тем процесс сушки проходит быстрее. Чем выше влажность и ниже температура, тем процесс высыхания проходит дольше (например, на улице во время дождя, вернее всего, ЛКМ на водной основе не высохнет вовсе – воде, попросту, будет некуда испаряться). При сообщении клиенту данных о времени межслойной или финишной сушки материала, необходимо обязательно иметь это в виду…..
Водные эмали предназначены, по большей части, для работ внутри помещения или под навесом. В каждом конкретном случае следует свериться с инструкцией по сфере использования, приложенной к эмали. Акриловые эмали, по сравнению с алкидными или нитроэмалями, являются более новым и технологичным продуктом и имеют ряд преимуществ:
1 Небольшое время межслойной и окончательной сушки (обычно – в пределах 1,5-2 часов между слоями).
2 Отсутствие резкого запаха при использовании, что даёт возможность одновременного проведения работ и проживания в помещении.
3 Экологичность – эмаль не является вредной для людей или животных ни в жидком, ни в высохшем состоянии.
4 Эмаль не желтеет, так как не содержит в своём составе смол жёлтого цвета. В таких эмалях желтеть, попросту, нечему.
Именно эти качества делают водные эмали всё более популярным и востребованным продуктом при проведении работ по окраске стен, окон, дверей и пр. Инструментом для окрашивания служат: кисть, валик. Использование пульверизатора возможно при наличии специального сопла для материалов на водной основе.
Водные краски.
Далеко не все водные краски подходят для использования по древесине. Дело в том, что водные краски, по своей природе, обладают довольно низкой эластичностью. А дерево, особенно при наружных работах – такой материал, который постоянно меняет свои линейные размеры под воздействием влажности и температуры. Не все водные краски способны выдержать такое поведение подложки.
Однако, если в инструкции по сфере применения водной краски есть соответствующие указания, то её можно наносить на поверхность древесины либо после грунта типа ГФ-021, после состава «Текстурол-Биозащита Про», либо в чистом виде – без грунтования. Использование водных грунтовок, в таком случае, не желательно в силу возможного разбухания древесины.
Лакирование древесины.
Лакирование древесины преследует цель – создать на поверхности дерева прозрачную защитно-декоративную плёнку. Все лаки выполняют эту функцию. Однако, каждый из типов лаков имеет, конечно, свою специализацию о которой мы уже говрили выше в этой работе.
Технология нанесения лака.
1 Очистить и обезжирить древесину.
2 Нанести один слой глянцевого нитролака.
3 Дождаться высыхания слоя и провести шлифование поверхности (сбить ворс) мелкой
шкуркой, губкой. (После этого этапа, по отсутствию отблеска глянцевого нитролака, мы сможем увидеть – где мы поверхность уже шлифовали, а где – ещё нет).
4 Очистить поверхность от древесной и лаковой пыли.
5 Нанести первый слой декоративно-защитного лака.
6 Дождаться высыхания слоя и провести шлифование поверхности.
7 Очистить поверхность от древесной и лаковой пыли.
8 Нанести второй слой декоративно-защитного покрытия.
9 Дождаться высыхания и провести шлифование поверхности.
10 При необходимости, нанести по той же схеме последующие слои покрытия.
11 Провести финишную шлифовку поверхности фетровым кругом или подобным материалом.
12 Дождаться полной готовности покрытия (для паркетных лаков лучше всего выждать 7-10 дней до установки мебели и укладки напольных покрытий).
При необходимости предварительного тонирования древесины в цвета ценных пород, не следует использовать лессирующие составы с содержанием воска – последующие слои будут иметь плохую адгезию.
Лаки не имеют ограничений (кроме нитролаков, которые не стоит наносить валиком) по инструментам нанесения. Могут быть использованы кисти, валики, пульверизаторы различных конструкций (воздушное и безвоздушное нанесение), специальные ракли для нанесения лаков.
Этапы окраски минеральной поверхности.
1 Определить тип окрашиваемой поверхности и её площадь.
2 Подобрать необходимые для этой поверхности материалы (грунтовку, краску и пр), исходя из типа поверхности.
3 Очистить поверхность механически, химически или термически.
4 Обезжирить поверхность.
5 Прогрунтовать поверхность.
6 При необходимости, оштукатурить или отшпатлевать поверхность.
7 Прогрунтовать поверхность.
8 Нанести финишный слой материала, исходя из задач заказчика и типа помещения.
Типы помещений.
Часто на упаковках с краской мы видим надпись – «Для работ в сухих помещениях». А на других красках: «Для работ во влажных помещениях»…. А какие помещения являются сухими, какие влажными, какие мокрыми? Необходимо запомнить простую информацию:
Сухие помещения. В жилых помещениях это: зал, спальня, детская, гостиная.
В общественных – помещения, не имеющие прямого выхода на улицу.
Влажные помещения. В жилых зданиях это коридор, кухня, ванная комната, туалетная комната, Лестничные пролёты, лифтовые шахты, места общего пользования. В общественных зданиях – помещения, имеющие прямой выход на улицу и туалетная комната.
Мокрые помещения. Любые помещения, где возможно выпадение водяного конденсата на потолке или стенах (подвалы, погреба, моечные отделения, душевые, бассейны и пр).
Помня эти простые определения, Вы всегда сможете подобрать клиенту материал для его задач, исходя из типа обрабатываемого помещения, и Вы уже не будете сомневаться – подойдёт ли такой материал заказчику, выдержит ли покрытие?
Очистка.
Очистка минеральной поверхности, в зависимости от условий и пожеланий заказчика, может быть проведена любым из трёх способов – механическим, химическим или термическим.
Обезжиривание.
Обезжиривание минеральных поверхностей, в силу их большой площади, обычно производится раствором каустической соды. При локальных работах можно применять СМС (синтетические моющие средства), или растворители, спирты. На открытом воздухе возможно применения раствора аммиака.
Грунтование.
В зависимости от типа, последующего назначения и расположения поверхности, для её грунтования могут применяться различные грунты. В общем виде, это выглядит так:
Интерьерные – для работ внутри помещений.
Универсальные – для ответственных работ внутри помещений и для всех работ снаружи помещений.
Адгезионные грунты – для работ по слабо впитывающим поверхностям или перед нанесением декоративных штукатурок.
Бетоноконтакты – для работ по не впитывающим основаниям (монолитному железобетону или керамограниту….)
Важную роль в выборе грунтовки, в каждом конкретном случае, играет также насыщенность грунтовки связующим и проникающая способность.
В общем смысле, мы об этом уже говорили ранее, качества грунтовки тем выше, чем выше её насыщенность и проникающая способность. Чем больше в ней связующего вещества, чем глубже это связующее вещество способно впитаться в поверхность – тем лучше. Чем ответственнее работы – тем выше должны быть требования к грунтовкам:
Самые лучшие грунты следует использовать для работ по устройству наливных и промышленных полов снаружи и внутри помещений. Под плиточные клея можно использовать грунты немного попроще. Под штукатурки и шпатлёвки – ещё попроще. Для внутренних работ по окраске помещений и оклейке обоями можно использовать наиболее простые (но не наиболее дешёвые. ) грунтовки.
Самые дешёвые «грунтовки» на рынке производятся на основе ПВА и грунтовками, в принципе, не являются. Их использование в качественной отделке является категорически не допустимым.
Для верного выбора водных красок под каждую конкретную задачу, критически необходимым является представление о том, для каких задач и нагрузок предназначены краски нашей (я это подчёркиваю – НАШЕЙ) компании. Дело в том, что разные компании выводят на рынок водные краски с названиями, подчас, копирующими друг друга. Почти у каждой компании есть краски «для потолка» или «влагостойкие» краски. Другое дело, что краски с одинаковыми названиями, но выпущенные разными компаниями, могут иметь совершенно разные свойства. К примеру….
«Влагостойкие» краски НАШЕЙ компании могут подвергаться мытью чистой водой без использования моющих средств. А такие же, по названию, краски другой компании могут быть «устойчивыми к парам воды» и вовсе не быть устойчивыми ни к какому мытью.
Согласитесь, что это, по факту, две разные степени устойчивости материалов при одном и том же их названии. Именно в связи с этим, я ещё раз обращаю на это Ваше внимание, мы будем говорить именно о качестве НАШИХ материалов.
Типы вододисперсионных красок.
Краски для потолка – предназначены для окраски потолка и верхней части стен, не подвергающихся механическим нагрузкам, в сухих помещениях. Не колеруются универсальными колерами и на колеровочной машине. Колеровка допускается колер-красками для водных материалов. Допускают протирку сухой щёткой.
Интерьерные краски – предназначены для окраски потолков и верхней части стен в сухих помещениях, подвергающихся слабым механическим нагрузкам. Могут колероваться в пастельные тона при помощи универсальных колеров, колер-красок или на колеровочной машине. Допускают влажную уборку щёткой без использования моющих средств.
Влагостойкие краски – предназначены для потолков и стен сухих и влажных помещений, подвергающихся средним механическим нагрузкам. Могут колероваться в пастельные тона при помощи универсальных колеров, колер-красок или на колеровочной машине. Допускают влажную уборку щёткой без использования моющих средств.
Моющиеся краски – предназначены для окраски стен и потолков в любых помещениях, подвергающихся интенсивным механическим нагрузкам. Могут колероваться в пастельные тона при помощи универсальных колеров, колер-красок или на колеровочной машине. Допускают влажную уборку щёткой с использованием необразивных (без твёрдых порошковых частиц) моющих средств.
Краски для обоев – предназначены для окраски обоев под покраску. В отличие от других, способны укрывать поверхность тонким слоем, не заливая текстуру обоев. Допускают многократное (до 7 раз) перекрашивание поверхности без катастрофической потери текстуры.
Фасадные краски – предназначены для окрашивания любых помещений внутри и для работ на фасадах здания.
Также любым водным краскам можно придать цвет без потери свойств устойчивости при помощи колер-краски «Parade», представляющей собой самостоятельную фасадную колерованную краску. Данный материал может быть также использован и как самостоятельное долговечное и устойчивое покрытие при фасадных работах.
И завершая…..
Я понимаю, что в этой работе мне не удалось осветить в достаточной мере ВСЕ стороны такого огромного и разнообразного мира лакокрасочных покрытий и материалов. Собственно, такой задачи я перед собой и не ставил. Я всего лишь надеюсь, что после прочтения этого обзора, Вы, уважаемый коллега, получите тот минимально необходимый багаж знаний, который позволит Вам общаться с Вашими клиентами на одном языке, правильно употреблять понятия и термины, делать верные предложения и получать значимый результат в своей работе.
И самое главное….
Я надеюсь, что знакомство с этим кратким обзором позволит Вам самому искать и находить ответы на вопросы, получать из разных источников необходимую Вам информацию, черпать знания от Ваших коллег, от Ваших клиентов, из разных справочных материалов, из других статей и работ других авторов. И что важнее всего, я очень надеюсь, что предложенный Вам материал заставит Вас думать, сопоставлять, размышлять и искать ответы в своих собственных знаниях.
Удачи Вам в работе.
И всего Вам самого доброго…..
Если у Вас всё же возникнут вопросы, на которые Вы не сможете найти ответа самостоятельно, то в таком случае, прошу Вас писать мне на электронный адрес:
fafanow76@gmail.com
или связаться со мной по рабочему телефону:
8-917-244-79-88.
Как говорится:
— Мы в ответе за тех, кого обучили))))…..
Михаил Фафанов
Территориальный мереджер
ООО «Инмаксо-Лакра»
по республике Татарстан.
Определение мокрого истирания красок по DIN-EN 13 300
Определения:
1. Цикл истирания – одно возвратно-поступательное движение абразивной подушечки на полную длину хода подложки в обоих направлениях.
2. Длина хода – расстояние от начала до конца, проходимое абразивной подушечкой в машинке на истирание.
3. Сопротивление мокрому истиранию – способность сухого покрытия обеспечивать устойчивость в потере своей толщины менее заданного значения, рассчитанного на определённой площади при 200 циклах истирания.
Принцип:
Полностью высушенное покрытие подвергают воздействию 200 циклов мокрого истирания абразивной подушечкой, после чего измеряют потерю толщины покрытия в микронах. Для нестойких или ограниченно стойких покрытий используют 40 циклов.
В зависимости от полученного значения потерянной толщины покрытия подразделяют на классы устойчивости к мокрому истиранию согласно стандарту DIN EN 13 300.
• Класс 1 менее 5 ;m (микрон) при 200 циклах истирания
• Класс 2 от 5 ;m до 20 ;m при 200 циклах истирания
• Класс 3 от 20 ;m до 70 ;m при 200 циклах истирания
• Класс 4 до 70 ;m при 40 циклах истирания
• Класс 5 70 ;m или более при 40 циклах истирания
Устойчивость на истирание ВД “Parade”
Характеристики ВД красок «Лакра» и «Parade»: