какие характеристики педагогической деятельности вы знаете

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

Источник

Общие характеристики педагогической деятельности

какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете

какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете

какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете

Педагогическая деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Одновременно педагогическая деятельность учителя закладывает основы для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования ученика. Эта деятельность возникла в истории человечества с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи новым поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения» [39] приобрела решающее значение для общественного развития. Уже в первобытной общине дети учились необходимым для жизни навыкам через общение со старшими, подражая им и перенимая полезные навыки. Кроме того, выработка навыков происходила и без участия взрослых – в процессе игры. В античный период с появлением профессиональных специализаций распространился отделенный от непосредственной практики школьный метод обучения молодого поколения, и в школе этим занимались уже специально подготовленные люди – учителя, наставники. Словом «педагог» в те времена называли раба, водившего детей в школу. К учителю его стали применять лишь в Новое время.

Претерпев в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в содержании обучения, школа осталась социальным институтом, назначение которого – передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности. Формы передачи общественного опыта в школе в истории ее развития менялись. Со времени Я. А. Коменского в школе прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором выделились различные формы: урок, лекция, семинар, зачет, экзамен, практикум.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Наряду с учебной деятельностью она является составляющей образовательного процесса. Такое единство этих двух видов деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте и результате, поскольку единый процесс направлен на одну область. Различие между педагогической и учебной деятельностью в этом отношении состоит в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а педагогическая – на совершенствование учащегося, т. е. другого человека. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленной ими на освоение общественного опыта. Средствами ее осуществления выступают научные знания (теоретические и эмпирические), на основе которых формируются представления учащихся. Эти знания отображаются в текстах учебников и воссоздаваемых учеником представлениях. Используются и вспомогательные средства: технические, графические, компьютерные и др.

Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с учащимися по решению учебных задач, непосредственная практика учащихся. Все эти способы могут выступать в качестве главных при освоении различных видов и форм общественного опыта, другие способы в каждом таком случае будут вспомогательными. Например, передача теоретических знаний в основном осуществляется через объяснение, а их закрепление – путем совместного решения задач. Если же предметом освоения является практическое действие, обычно вначале используется показ, а затем учащиеся переходят к непосредственной практике.

Продуктом педагогической деятельности, как и учебной, являются формируемый индивидуальный опыт ученика, его знания и умения применять их на практике. Этот продукт оценивается на экзаменах, зачетах, контрольных работах по критериям решения задач и выполнения учебных действий. Однако он носит временный характер: если полученный опыт не используется учащимся в дальнейшем, он быстро забывается. Для сохранения продукта учебной и педагогической деятельности в полном объеме необходимо регулярное пользование им.

Результатами педагогической деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащегося, его совершенствование и становление как личности. Эти результаты не поддаются моментальной оценке, а видны лишь с течением жизни.

какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Смотреть картинку какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Картинка про какие характеристики педагогической деятельности вы знаете. Фото какие характеристики педагогической деятельности вы знаете

Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут не сравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику – продуктивность, выделенную Н. В. Кузьминой. [40] Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности.

1. Минимальный, или репродуктивный. Педагог, находящийся на этом уровне, в состоянии лишь пересказать другим то, что знает сам. Данный уровень потому и носит название «репродуктивный», что на нем только воспроизводится готовая информация. Педагог еще не умеет вызвать интерес учеников к сообщаемой информации, сделать ее более доступной. Соответственно, для усвоения знаний учащиеся нуждаются в дополнительных источниках информации, но учитель не в состоянии мотивировать их на поиск таких источников. Этот уровень считается непродуктивным.

2. Низкий, или адаптивный. Педагог умеет приспособить изложение материала к особенностям учащихся. Он уже в состоянии сделать свои сообщения доступными для усвоения учащимися разных ступеней развития, но по-прежнему не способен организовать их учебную деятельность и вызвать у них собственную познавательную активность. Усвоение материала учащимися осуществляется лишь на чуть более высоком уровне, чем в первом случае: ученики могут понять и пересказать услышанное, но не демонстрируют активного познавательного отношения к нему. Этот уровень считается малопродуктивным.

3. Средний, или локально моделирующий. Педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. Он может сформулировать педагогическую цель, отдает себе отчет в том, какого результата добивается, способен выстроить систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, однако эти положительные стороны ограничиваются отдельными тематическими разделами изучаемого предмета. Учащиеся достаточно свободно ориентируются в отдельных темах, но не представляют себе цели изучения данного предмета в целом, не в состоянии увидеть междисциплинарные связи. Некоторые темы им интересны и могут пробудить активное познавательное отношение, но оно прекращается сразу же по окончании изучения этих тем, и, приступая к новому разделу, учителю приходится добиваться этого заново. Этот уровень считается среднепродуктивным.

4. Высокий, или системно моделирующий знания учащихся. На этом уровне педагог владеет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом. Он выдвигает педагогическую цель, касающуюся изучения всего предмета, постоянно обращает внимание учеников на связь нового материала с уже известным и на межпредметные связи, пробуждает в них активное познавательное отношение. Учащиеся могут испытывать устойчивый непреходящий интерес к предмету, но не всегда выносят свою познавательную активность за пределы школы. Этот уровень считается продуктивным.

5. Высший, или системно моделирующий деятельность и поведение учащихся. Педагог в состоянии сделать свой предмет воспитательным средством. Учебная информация вносит заметный вклад в формирование личности учащегося, пробуждает потребность в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Таким образом достигается максимальное сближение продукта и результата педагогической деятельности: полученные знания не проходят мимо личности учащегося, не оседают мертвым грузом в его памяти, а выводят его на новый уровень личностного, а не только интеллектуального развития. Этот уровень считается высокопродуктивным.

Источник

Общая характеристика педагогической деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для рассмотрения общей характеристики понятия «педагогическая деятельность» считаем необходимым уточнить сущность данного понятия.

В современной литературе педагогическая деятельность определяется как система воспитывающих и обучающих воздействий педагога на ребёнка с целью обеспечения личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно являющихся основой его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек-человек», поэтому объект педагогической профессии – человек, предмет – деятельность, направленная на его развитие, воспитание, обучение.

Компоненты педагогической деятельности

В педагогической деятельности могут быть выделены следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Конструктивный компонент педагогической деятельности является основным в деятельности педагога, раскрывается через проектирование учебного материала, создание планов. Конструктивная педагогическая деятельность осуществляется с опорой на учебный план, программу, учебник, методические пособия, которые преобразовываются с учётом задач, поставленных педагогом перед собой. Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя планирование содержания будущей педагогической деятельности, системы и последовательности собственных действий учащихся.

Организаторский компонент педагогической деятельности взаимосвязан с конструктивным компонентом. Деятельность учителя характеризуется педагогическими действиями, которые носят организаторский характер. Основными направлениями организаторской деятельности учителя являются:

Успешность организаторской деятельности определяется умением сочетать эти направления.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности представляет собой важный фактор в обеспечении успеха работы педагога, точность, конкретность объяснений, доступность и понятность изложения, использование запоминающихся примеров способствуют восприятию предмета учащимися через педагога, качество преподавания – через отношение к классу.

Изучение понятия «педагогическая деятельность» позволяет подойти к рассмотрению некоторых проблем, важными из которых являются:

Структура педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, педагогическая деятельность имеет свою структуру. Структура педагогической деятельности может быть представлена следующим образом:

Мотивация занимает важное место в структуре любой, в том числе и педагогической, деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть выделены в три большие группы:

Характер доминирования данных мотивов позволяет выделить четыре группы учителей:

Педагоги, составляющие последнюю группу, имеют самую высокую квалификацию и авторитет.

Уточнение видов профессиональных мотивов учителя, обширная область факторов позволяет назвать следующие:

Предмет педагогической деятельности представляется в организации учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение учащимися предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности:

Среди способов передачи социального опыта выделяются: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающегося, тренинги и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Продуктом педагогической деятельности является формируемый у учащегося индивидуальный опыт, представленный совокупностью компонентов (аксиологический, нравственно-этический, эмоционально-смысловой, предметный, оценочный). Продукт педагогической деятельности может быть оценен во время проведения экзаменов, зачётов, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат педагогической деятельности выражается в развитии обучающегося, его личностном и интеллектуальном совершенствовании, становлении его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность имеет разнообразные функции, классификация функций педагогической деятельности позволяет разделить их на две группы – целеполагающие функции и организационно-структурные функции.

К целеполагающим функциям относятся: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся), информационная.

В организационно-структурную группу входят: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая.

Педагогическая деятельность обладает целенаправленностью, мотивированностью, предметностью.

Специфическая характеристика педагогической деятельности заключается в её продуктивности. Выделяются пять уровней продуктивности педагогической деятельности.

На первом, минимальном уровне педагог рассказывает учащимся то, что знает сам. Этот уровень называется репродуктивным, он непродуктивен.

На втором, низком уровне педагог приспосабливает своё сообщение под особенности учащихся, данный уровень называется адаптивным, он малопродуктивен.

На третьем, среднем уровне педагог осуществляет обучение учащихся, формулирует педагогическую цель, планирует результаты обучения, отбирает комплекс средств и продумывает последовательность включения учащихся в образовательно-воспитательную деятельность. Данный уровень называется локально-моделирующим, он среднепродуктивен.

Четвёртый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегиями формирования планируемой системы знаний, умений и навыков учеников по предмету в целом, этот уровень называется системно-моделирующим знания, данный уровень продуктивен.

Пятый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегией превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Этот уровень – моделирующий деятельность и поведение учащегося, высокопродуктивен.

Итак, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, что даёт основание подойти к рассмотрению вопросов определения целей, средств, видов и специфики педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *