какие хаты появились первыми
Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани
Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани
В.Я. Онищенко,
доцент Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ
Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Из Приднестровья в Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 г. Основной состав ЧКВ во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 г. в обход Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской Косе. Третий отряд повёл Контантин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, в порт Еникале (Керчь) прибыл 23 октября, а в район Темрюка, переправившись через Керченский пролив, 1 ноября 1792 г. Этим же путём пришли отряды войскового судьи Головатого – к лету, есаула Черненко – к осени 1793 г.
Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни.
Ф.А. Щербина описывает не только военные успехи казаков-черноморцев, но и их нравы, обычаи, жилищно-бытовые условия, их подходы к военному и гражданскому строительству. Опираясь на это наследие, а также на архивные документы и собственные наблюдения, нам удалось обобщить опыт жилищного строительства в первых казачьих поселениях на Кубани.
Приоритетным у казаков было военное строительство: оно велось вдоль границы, протяжённость которой до 250 вёрст. Заняв 24 укрепления, построенные солдатами русской армии под руководством А.В. Суворова, казаки приспособили их к своим манерам взаимодействия с неприятелем. Одновременно строили новые кордоны, батареи, сторожевые посты, пикеты, причалы для судов войсковой флотилии. При всех этих военных объектах сооружались казармы – жилища для казаков-пограничников. Самый крупный военный объект – войсковой град-крепость Екатеринодар – начали строить в сентябре 1793 г. в урочище Карасунский Кут, назвав в честь Екатерины Великой.
Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории. Известно, что размежевание её земель было завершено лишь к началу 1794 г., а весной были определены места для первых 40 куренных селений. Одно из них, примыкающее к граду-крепости, назвали Екатерининским, другое Березанским – в честь победы над турками у острова Березань. Остальные 38 получили названия, которые носили запорожские курени.
На местах будущих селений практически в открытом поле собиралось до пятисот и более человек, большинство из которых женщины, дети, старики, инвалиды. Свободные от службы строевые казаки и всё трудоспособное население куреней спешно строили навесы, загоны и базы для скота, копали колодцы. Располагались семьями или отдельными группами.
Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи, утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам.
Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату.
Войсковое правительство выработало общие требования к планировке куренных селений. Рекомендовалось, в частности, селениям придавать форму квадрата, ориентированного по сторонам света, площадью до 250 десятин. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. Проезды между подворьями – будущие улицы – должны были иметь ширину 10 саженей и располагаться параллельно сторонам квадрата, т.е. с юга на север и с востока на запад. При такой планировке в селении могло разместиться до 900–1000 подворий (ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.).
Позже допущенные при первоначальной планировке куренных селений отступления упорядочили, улицы выпрямили, увеличив их ширину до 12 саженей, подворья объединили в кварталы, ограничив их длину четвертью версты, то есть 125 саженями. Кварталы стали прямоугольными, с размерами сторон 60 на 100 или 60 на 120 саженей – следовательно, площадью в 2–3 десятины, что позволяло в каждом квартале размещать до 10–12 подворий. Со временем площадь подворий уменьшалась вследствие разделения семей и, соответственно, увеличения количества подворий в квартале. (Для справки: 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м; 1 аршин = 16 вершков = 71,12 см; 1 вершок = 4,445 см; 1 верста = 500 саженей = 1,0668 км; 1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09254 га.)
В большинстве первых куренных селений (с 1842 г. они – станицы) такая планировка соблюдалась и, как правило, сохраняется доныне. Исключение составляют лишь кварталы, которые примыкают к берегам рек, да ещё те, на территории которых оказались балки – низины, заполнявшиеся вешними водами. Такие низины долгое время были пустырями – доступными всем водоёмами или пастбищами. Теперь их зачастую засыпают землёй, застраивают, что приводит к подтоплениям, заболачиванию, гибели деревьев…
По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами.
Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. За покупкой лесоматериалов ездили на подводах в ближайшие леса, чаще – в предгорья, в Красный лес (он сохраняется в хорошем состоянии до сих пор). Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Но предпочтение отдавали гривенскому камышу – тонкому и почти без листвы. Кровля из него получалась плотной и долговечной. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали.
Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери.
Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали.
В общей комнате нянчили и укладывали спать детей, пряли, вязали, вручную сортировали семенное зерно, обрабатывали продукты. В ней был большой стол, за которым усаживалась вся семья. Ели из общей миски, стоявшей в центре стола. В этой же комнате спасали от холода малых телят, жеребят, ягнят, которые появлялись на свет зимой.
В последующие годы такие хаты научились штукатурить «под шубу», обшивать (шелевать) доской, обкладывать кирпичом. Стоят они по 50–100 и более лет.
По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.
Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.
Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Сев. Кавказа. История и современность», 2008 год, г. Краснодар
Какие хаты появились первыми
Хата (от др.-венг. формы современного венг. ház «дом» ) — традиционное жилище южнославянских народов.
В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты — более облегченные типы жилищ. Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.
Конструкция хаты
Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных бревен или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом — смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.
Обычно дерево употребляется только, как основа — строили «в слуп»: по углам вкапывали в землю дубовые столбы — «слупы», такие же столбы вкапывали на местах окон и дверей. В продольные желоба этих «слуп» вкладывали горизонтально «замиття» — обычно, горбыли, между которыми, когда весь деревянный остов уже готов, клались ряды глиняных вальков. Поверх «слуп» клали, как основание крыши, поперечные бревна — «платвы», «сволок» и балки и на них возводили остов крыши.
Обычно хата оснащалась соломенной крышей, которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.
Чтобы стены не мокли, а в жаркие летние дни в доме была тень, вдоль главного фасада в Украине, особенно на Полтавщине и Слобожанщине, делали навесы, опирающиеся на столбики.
Непременная принадлежность белорусской и украинской хаты — завалинка (призьба). Её назначение — оградить жилой дом от холода и сырости. Обычно это — насыпь вокруг хаты, высотой 30-40 см, удерживаемая досками и вбитыми в землю кольями. Стенки клали из обтёсанных от коры или обтёсанных бревен, иногда из дылей — бревен, расщеплённых на 2-4 плахи.
Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само жилище, но и его части — существовали такие понятия как задняя и передняя хата. Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи русской печи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.
Обстановка и убранство
Особой обстановкой или убранством хата не отличалась. В ней были стол, обычно на козлах, услон, зэдлик, топчан, сундуки или лари для хранения одежды и прочего, колыбель, лавы, полки, полати, разборные кресна. Каждая вещь имела свое место, определенное вековыми традициями.
Услон представлял собой небольшую переносную лавку из толстой доски на ножках, часто из расколотого куска дерева с четырьмя ровно подпиленными сучьями, они и были ножками.
Зэдлик — это разновидность скамейки из корневища или комля дерева с 3-4 ответвлениями-ножками и круглым или квадратным сиденьем. Топчан известен и в России. Это широкая деревянная скамейка на ножках или козлах, на которой сидели или спали.
Колыбель (люлька) на веревке подвешивали к потолку. В ней спал ребёнок. Плели люльку из лозовых прутьев, ракиты или делали из досок, реек. В конце XIX в. появилась люлька на ножках с дугообразными брусками.
Массивная длинная широкая доска, укрепленная на колодках или ножках, называлась лавой. В хате были обычно две неподвижные лавы вдоль стен, сходившиеся в красном углу. Там часто стояла дежа с хлебом.
Со второй половины XIX в. появилась канапа — широкое деревянное сиденье длиной до двух метров, на четырёх ножках, с подлокотниками и спинкой, часто украшенными резьбой. Канапу с сиденьем-сундуком, куда складывали вещи, называли шлебаном.
Для посуды служила полка — прикрепленная к стене доска с боковой стенкой, иногда в несколько ярусов вдоль стены от угла к дверям. В Полесье её называли коником (боковые стенки выпиливали в виде конской головы).
Деревенская хата освещалась плохо. Вместо полноценных окон долгое время просекали в стене дыры, примерно 35х35, в которых вместо стекла был бычий пузырь. Зимой эти дыры просто затыкали тряпкой или закрывали ставней. На исходе крепостного права встречались хаты, где окон вообще не было. Исчезли они совсем только к началу XX в. Тогда уже не могла встретиться хата с бычьим пузырем вместо окон. Окна стали стеклянными, впрочем, совсем небольшими, и хата с сумерками освещалась лучником — вертикально вставленной в подставку (крестовину, полено, колодку) палочку с расщеплённым концом или с особым железным приспособлением для крепления лучины. Известен и подвесной лучник — из дымохода, капора и металлической решетки, на которой жгли лучину. Под лучник ставили посудину с водой для углей.
В красном углу (покути) — по диагонали от печи — висела икона, убранная вышитыми красными рушниками. В традиционном жилище красный угол (покуть), противоположный печному, служил как бы домашним алтарем. В этом месте совершались ритуальные действия обрядов календарных и жизненного цикла. Здесь, на полочке под иконой, хранили атрибуты этих обрядов. Под божницу в углу помешали последний дожинальный сноп, принесенный с поля, свадебный каравай, «бабину кашу» — ритуальную пищу из зерна, приготовлявшуюся во время родинных обрядов. У иконы хранили пасхальные крашенные яйца, просвирки, ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, за неделю до Пасхи, свечи. Накануне больших праздников, и особенно, перед Пасхой божницу и иконы мыли, снимали прошлогоднее убранство, обновляя его, а перед Троицей красный угол украшали свежими ветками. Стол обычно застилали вышитой скатертью. Часто на нём лежал хлеб, покрытый рушником. Неотъемлемой вещью каждой хаты были кросны — станок для домашнего ткачества.
Стол также имеет магическую силу, символизирует достаток семьи. Его первым заносят в новый дом, на него кладут хлеб-соль, ставят ритуальные блюда на стол грех садиться или класть шапку Название стол походит от древнего обычая стелить полотенце или скатерть, чтобы на них класть пищу. Обычай застилать стол присущ украинской культуре издревле — непокрытый стол — символ бедности или скупости хозяев.
В некоторых регионах Карпат (Гуцульщина, Бойковщина, Лемковщина) функции стола выполняла сундук. Стол-сундук состоит из двух частей: нижнее пидстолинне использовалось для хранения различных вещей, одежды, ценных бумаг и т.д., а верхнее накрытте служило как стол. Чтобы получить какую-то вещь, крышку стола отодвигают В некоторых местностях в таких столах-сундуках хранили пищевые продукткты.
Сундук (скрыня) — традиционный для Украины вид мебели, в которой хранили одежду, ценные вещи, украшения, полотно. Сундук целиком принадлежал женщине. Девушке на выданье родители покупали сундук, которую она вместе с матерью постепенно наполняла разными вещами, необходимыми для будущей супружеской жизни: вышитыми полотенцами, платками, рубашками, лентами. Сундук был частью девичьего приданого: чем больше и красивее сундук, тем богаче невеста. Девушка, оставляя родительский дом, вывозила свой сундук в дом мужа, где пользовалась им всю жизнь. Внутри сундука имелся небольшой, в виде прибитой к стенке коробочки, прискринок для хранения мелких ценных вещей и украшений.
Выбор места и закладка хаты
Выбирая место для хаты, заботились, чтобы не построить ее на прежнем пути. Гадали. Тайно, чтобы никто не видел, насыпали на четыре угла будущей хаты кучки ржи, а утром проверяли, цели ли те. Если сохранились — хорошее место. Счастливым считали и такое место, где ложился скот. Большие надежды возлагали и на мастеров, на их добрую волю.
Закладка хаты зачастую была обставлена некоторой торжественностью, таинственностью, и до сих пор не лишена суеверий. Ранее, сооружая жилой дом, крестьянин неосознанно чувствовал, что над ним властвует сила, во власти которой находится все его благополучие, его жизнь. Сила эта требует жертв, заклинаний. Под наружные углы стоящегося дома закладываются монеты, в некоторых местностях закладывание монет производится в «правом крае», то есть в красном углу; вместе с монетами кладется кусок хлеба, а у более богатых бутылочка с «живным серебром», то есть с ртутью; причём закладка делается с некоторой торжественностью, в присутствии гостей, вечером первого дня постройки. Интересно отметить, что этот и ему подобные обряды предшествовали церковному освящению, к которому прибегали не ранее, как по окончании постройки.
Закладывание зерна и денег было своеобразной «строительной жертвой» за срубленные деревья, взятую у природы землю под хату. Если задобрить духов, по верованиям, в хате будут водиться деньги, добро и счастье.
Площадь в хате всегда рационально использовали. Каждый угол, смежные зоны имели определенные функции и заполнялись необходимыми в быту предметами. Так, спальная часть хаты — пол (постель) была за печью, в темном уголке; парадная часть (красный угол) — ближе к окнам и более освещена. Здесь стоял стол, над ним висели образы. Рабочее место было у печи и входных дверей, там клали топливо, продукты. Там же, слева на стене висел мисник для праздничной посуды.
Интерьер хаты
Хата не только жилье, но и святое место. В ее интерьере и всей организации внутреннего пространства отражаются многочисленные украинские народные традиции, символы, жизненные правила, обычаи и обряды. Считали, например, что хата давала полноценное убежище человеку только тогда, когда ее украсили цветами или рисованием. Магической силой наделяли огонь и его соответствие — красную краску. Красной полосой выше пола обводили стены. Образованный таким образом круг перекрывал доступ в дом всякой нечисти. Магическое значение имело и настенное рисование. Верили, что всевозможные красочные изображения, орнаменты могут отвлекать злую силу от людей.
Интерьер украинской хаты никогда не был статичен, он постоянно менялся соответственно дням недели и больших календарных праздников.
Каждый праздник требовал своих особых атрибутов, украшений, элементов интерьера. Так, на Рождество на покуть выставляли Дидуха из ржи, пшеницы или овса. На стол под скатерть клали солому, чеснок, а под стол — лемех от плуга. На потолок подвешивали различные украшения в виде птиц, ежей или «паучков», изготовленных из бумаги, глины, яиц, колосков. На столе обязательно лежал обрядовый хлеб — калачи. По мнению многих исследователей, Дидух символизирует мужское начало, а солома, положенная под скатерть, — женское.
Перед Пасхой дом обновляли — подмазывали и белили. Это своеобразное очищение после зимнего периода имело значения весеннего обновления жизни. Особой приметой Пасхальных праздников были, прежде всего, писанки и крашенки, составленные на застеленном праздничном столе, где стоял также корзина с освященными пасхальными караваями. Стены украшались новыми полотенцами и искусственными цветами.
На Троицу (Русалии, Троицу) и на Купалу дом украшали живыми ветвями, овощами, цветами, своеобразными растительными оберегами в виде венчиков, букетиков, которые освящались и в течение года использовались для лечения, окуривания, магических действий.
Перед праздником Свечи (1 сентября), когда печь «именинница», ее обязательно белили, наносили новую роспись, украшали цветами, ибо в этот день происходит «свадьба трубы».
Изменения в интерьере жилья также обусловливались сезонными работами, например, осенью вносили ткацкий станок, который летом выносили на чердак или в кладовую, потому что женщина занималась огородом, полем и другими с делами. Итак, любое время года домашнее хозяйство имело свой вид, свою символику и образную динамику.
Поверья
Для того, чтобы все велось и жилось хорошо, чтобы все здоровые были, надо выбирать для хаты счастливое место. Есть специальные люди, которые могут хорошие места. Сами крестьяне насыпали на ночь зерна кучками на те места, где должен быть слуп на хату. И когда три ночи подряд ничего не разворотит те кучки зерна, то там можно закапывать слуп, а если кучи разбросаны, то надо пересмотреть место для строительства.
На меже, на бузине, на перепутье, на могиле, на току нельзя ставить хату. Нельзя ставить хаты на таких местах, где когда-то произошло какое-либо преступление (убийство, самоубийство), где закопано что-то нечистое, потому что будет нагонять страх, будет толкаться, будет водить. Лучше ставить дом на ровном месте и на целине — незыблемой земли.
Ставить дом надо рано и весной. Закладывают дом всем миром. Материал на дом покупают в лесу, — кроме деревьев, которы гром закурил.
Нельзя покупать материал на строительство с той хаты, где была размолвка или вымерла вся семья, где велся нехороший образ жизни.
Нельзя начинать строиться в високосный год, потому что хата опустеет.
Когда закладывают хату, то нельзя деревья класть поперек, чтобы не умереть.
Когда строят дом и сводят крышу, то перевязывают балки полотенцами — чтобы хата была богата.
Когда закладывают фундамент под хату, то надо класть в углу деньги, чтобы они всегда велись в доме.
Во время строительства хаты нельзя бить по балке молотом и топором, чтобы головы не болели. Еще говорят: не будет в этой хате жизни хорошей.
После окончания строительства хаты обязательно делают венок из цветов и ставят на хату.
Когда посторонний человек заходит во вновь построенную хату, то обязательно нужно что-то дать в эту хату, положить на стол: рубль или даже копейку, так то, чтобы в этой хате велись и деньги, и к деньгам все остальное.
Нельзя оставлять хату на ночь не заметенной, потому что ночью по дому ходят ангелы.
Если в хате лопается, трещит балка, сундук, двери, то это примета к тому, что в семье будет мерлець (покойник, мертвец).
Нельзя свистеть в хате, потому что кого-то можно «высвистеть» (кто-то выбудет из родного дома).
Нельзя выносить сор из хаты когда зашло солнце, потому что дом сгорит, наступит бедность; потому что хозяина вынесешь—- умрет).
Нельзя, придя в хату, стоять, если в хате есть девушка, а надо сесть: чтобы сваты садились.