какие репетиторы самые востребованные
Как меняется рынок репетиторства в Москве
Об исследовании: автор — Петр Макеев, аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Результаты пока представлены в виде описательной статистики. В перспективе — аналитическая работа с данными.
Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.
Неформальное образование в симбиозе со школой
Рынок репетиторства во многом зависит от общей ситуации. В кризис спрос на частные уроки падает вслед за снижением платежеспособности семей. Школьники стараются готовиться к экзаменам самостоятельно.
Сейчас ситуация на рынке нестабильна. Из-за эпидемии коронавируса преподавание ушло в онлайн. Спрос на «дистанционку» существенно возрос, и даже пожилые педагоги стараются освоить цифровые технологии, чтобы не потерять клиентов. На фоне этого бума на рынок хлынули мошенники. Люди, потерявшие работу, выдают себя за педагогов и обещают за два месяца подготовить к ЕГЭ. Причем по ценам существенно ниже рыночных.
Еще один новый тренд в репетиторстве: стала популярна помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Хотя многие родители работают из дома, свободного времени у них не прибавилось, а детям нужна помощь в освоении новых форматов.
Фактически неформальное образование живет в симбиозе с школой.
Дело не только в том, что нередко частные уроки ведут сами школьные учителя: учебные материалы часто включают лишь минимум — и надо добирать знания. Или ситуация обратная: материал слишком большой, сложный (а темп усвоения у каждого ученика свой) — и приходится его «разжевывать» с репетитором. Причем такие ситуации возникают даже в средней школе, а иногда и в начальной.
Частные педагоги ликвидируют пробелы, связанные и с неудачным преподаванием (или программой), и с плохой учебой. Обычно «репетируется» то, что изучается в школе. Танцы, музыка, шахматы, фотография — не репетиторство, это просто дополнительное образование.
Преподают люди с очень разной подготовкой: от студентов до профессоров вузов. Помогают повысить успеваемость, готовят к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и дополнительным вступительным испытаниям (ДВИ) в университеты.
И спрос есть всегда. В конце концов, хорошие оценки нужны всем, в том числе, школьной администрации. Эффективность школ, директоров и учителей во многом оценивается по результатам ЕГЭ. От них зависят и рейтинги школ. А это вопрос не только чести, но и финансирования.
Инвестиции в баллы
Эффективность репетиторства — большой вопрос. Многое зависит от стартовых условий: мотивации и способностей ученика, подготовки и добросовестности педагога.
Надежные сайты с репетиторскими услугами чудес, конечно, не обещают. Как говорится на одном из них, даже самые опытные педагоги «не смогут сделать всю работу за вас».
Разные исследования показывают, что частные уроки не помогут слабым ученикам преуспеть на экзаменах. Зато отличники и хорошисты все же повышают свои шансы на высокие баллы. Известно также, что спецшколы лучше репетиторов готовят к ЕГЭ.
Частное преподавание относится к неформальному сектору экономики. Несмотря на законодательные инициативы, призванные вывести самозанятых из тени, большинство репетиторов не легализовались. Они невидимы для статистики, так что точно «обсчитать» рынок сложно. Есть лишь приблизительные оценки. В 2017 году он составлял в России около 30 млрд руб. Сейчас рынок частных уроков оценивается в более чем 100 млрд руб.
Число семей, оплачивающих услуги репетиторов, тоже приблизительно. По некоторым оценкам, пять лет назад с частными педагогами занимался каждый второй ученик. В 2017 году репетиторов нанимали менее четверти семей школьников.
Кто-то ищет преподавателей с помощью знакомых, а кто-то обращается на специальные сайты.
В исследовании рассмотрены шесть наиболее популярных онлайн-сервисов подбора репетиторов (Ассоциация репетиторов, Ваш репетитор, Профи, Виртуальная академия, Репетит-центр, Репетитор.ру), из баз которых было отобрано 180 тыс. анкет в Москве и Московской области.
Среди предметов были выбраны русский язык, математика и английский язык: их чаще всего преподают на каждом из сайтов, ЕГЭ по первым двум предметам сдают обязательно.
За что так дорого?
Сайты диверсифицированы по стоимости услуг: есть с дорогим сервисом («Ваш репетитор» и «Профи»), есть — с более демократичным («Ассоциация репетиторов»). Разнице в цене существенная.
Уроки в «Зуме» по четыре тысячи: Почему расцветает рынок репетиторства
Это, на минуточку, 28 тысяч. Недорого? Может быть, если ты занимаешься очно. А если по телефону? По «Ватсапу»? Сидит ученик за столом, а ему голос из телефона вещает… При этом репетитор не видит, что пишет ученик, где сделал ошибку.
Другое предложение: 2,5 тысячи рублей за занятие математикой в «Дискорде». Есть презентация педагога: очень молодой человек лет 20 рассказывает, какой он замечательный педагог. Чуть ли не Макаренко.
Если раньше почти все репетиторы соглашались приехать к ученикам или принимали их у себя, то сейчас почти все предлагают дистант за ту же цену.
Есть предложения «поскромнее»: те же 4 тысячи за русский язык от школьного учителя, но хотя бы индивидуально.
Вообще, волшебные слова «ЕГЭ» сразу чуть ли не удваивают ценник любого репетитора. Даже если вам нужен репетитор десятикласснику (не выпускнику!) подтянуть школьную программу, но вы в беседе согласились, что и к ЕГЭ надо вроде бы готовиться, ценник поползет вверх. Чем хуже учит школа, тем больше расцветает рынок репетиторства.
Познакомьтесь с репетитором, который зарабатывает до 700 тысяч в месяц
Благодаря Инстаграму
Среди тех, кто работает в сфере образования, пугающе много людей, которые зарабатывают меньше 15 тысяч рублей в месяц. Но нам удается находить героев, которые добились успеха.
Ольга из Санкт-Петербурга сознательно отказалась от карьеры экономиста и стала репетитором. Начинала с выездных уроков для младшеклассников и дохода в 20 тысяч рублей, а сейчас готовит школьников к экзаменам не выходя из дома и получает от 300 до 700 тысяч в месяц. Она рассказала, как страница в Инстаграме помогла ей увеличить заработок в несколько раз, зачем покупать рекламу у своих учеников, всем ли нужно понимать математику и на что тратит деньги учитель с таким доходом.
Образование
Я окончила Санкт-Петербургский государственный экономический университет, моя специальность — бухгалтерский учет, анализ и аудит. Еще во время учебы я проходила трехмесячную стажировку в международной компании KPMG, которая входит в аудиторскую «большую четверку». А летом после четвертого курса устроилась бухгалтером в JTI — это крупнейшая в России табачная компания. Но работать в этом направлении мне не особо понравилось.
С первого курса я подрабатывала репетитором по математике. Ученики появились у меня благодаря специальному сайту вроде «Профи-ру», где пользователи могут подобрать себе преподавателя.
Сначала брала младшие классы, ездила к ученикам домой. Со многими из них я впоследствии занималась несколько лет. Постепенно заработало сарафанное радио, у меня появлялись постоянные клиенты. Моя ставка была 400 рублей в час, а в месяц выходило около 20 000 рублей.
в месяц получалось зарабатывать первое время при ставке 400 Р /час
Какое-то время я пыталась брать учеников на вечер и выходные и совмещать со стажировками, но оказалось, что это невозможно, если рассматривать репетиторство как полноценную работу. Я поняла, что заниматься с детьми мне нравится, тут я сама себе начальник и могу быстрее развиваться. И после окончания университета перешла полностью на репетиторство.
Конечно, были какие-то переживания, причем мои родители и близкие волновались даже больше, чем я. Но меня поддерживал муж, и сомневаться было особо некогда.
Постепенно мой доход вырос до 100 тысяч рублей в месяц.
Я задумывалась о том, не получить ли педагогическое образование. Но зачем? У меня есть методика, нет проблем в работе. Чтобы просто говорить, что у меня есть диплом учителя? Он будет пылиться на полке, как и мой первый. Так что не вижу в этом смысла.
Инстаграм
Я понимала, что Инстаграм — быстроразвивающаяся соцсеть, в которой люди публикуют не только свои фоточки, но и другой интересный контент. И два года назад решила создать аккаунт, который помогал бы школьникам готовиться к экзаменам и, в том числе, предлагал мои услуги. Мой профиль тогда был одним из первых в подобном формате — с видеоразбором заданий по математике.
Изначально я не публиковала никаких личных фотографий. Это была моя ошибка, потому что у аккаунта не было лица, а оно должно быть. Тогда я специально организовала фотосессию с учениками: пригласила их в кафе, заказала фотографа, начала выкладывать фото. Потом подумала, что постановочные кадры уже всем надоели, и решила добавить немного личного контента. Мне кажется, людям так интереснее.
Репетиторов много, но если ученик идет именно ко мне, мы с ним должны быть на одной волне. Если он меня совсем не понимает, то вряд ли сможет у меня чему-то научиться. Личный контент помогает ему в этом разобраться. Благодаря инстаграм-аккаунту ко мне на курсы в основном записываются сами дети. Меня это радует: они сами понимают, что им надо заниматься, сами согласовывают все с родителями.
Один раз я брала консультацию по развитию блога, но она мне не особо понравилась, поэтому дальше решила все делать сама. Тем более что у меня экономическое образование, и законы, по которым тут все работает, понять несложно. Но в этом году, возможно, все же найму человека, который будет подбирать блогеров для размещения у них рекламы.
Не могу сказать, что на раскрутку инстаграм-аккаунта я потратила много: два года назад у меня и не было такой возможности, да и реклама хорошо шла даже при маленьких бюджетах. Я заказывала ее у других блогеров, а потом начала сотрудничать с одной своей ученицей по бартеру: я готовила ее к экзаменам, а она мне сделала бесплатную рекламу у себя в инстаграме — пост у нее тогда стоил 25 тысяч рублей. Она достаточно крупный блогер, изначально стала популярной на Ютубе, а потом перешла в Инстаграм, пишет там про мотивацию и разные способы обучения. Именно после ее рекламы мне удалось набрать первые 10 тысяч подписчиков.
Сто тысяч подписчиков я набрала где-то за полтора года.
Расходы на рекламу неравномерны, но регулярны, и они гораздо больше, чем когда я только начинала. Сейчас упоминание в сториз у маленьких блогеров стоит до 3 тысяч рублей, а у миллионников — до 50 тысяч. Я тоже размещаю рекламные посты в своем блоге, зарабатываю на этом от 10 до 40 тысяч в месяц, эти же деньги трачу на рекламу своего аккаунта. По итогу выхожу в ноль или остаюсь в плюсе тысяч на 10.
максимальные расходы за месяц на рекламу аккаунта в инстаграме
Работа
Когда я занималась с детьми только индивидуально, строила работу исходя из целей и желания клиента: с одними мы делали домашку, с другими решали олимпиадные задачи. Сейчас я уже не беру младшие классы, только 8—11, и в основном мы с ними готовимся к ОГЭ и ЕГЭ.
У меня есть четыре типа занятий. Кто-то занимается индивидуально очно — в этом году у меня было не больше десяти таких учеников, а кто-то — в онлайне. Еще есть групповые курсы и вебинары — заранее записанные уроки. То есть человек может купить видеоурок и заниматься самостоятельно, а если появляются какие-то вопросы, он задает их мне.
В этом году я впервые ввела онлайн-курсы. У меня было две группы по первой части ОГЭ и одна — по второй. И две группы по ЕГЭ: база и первая часть профильного экзамена. На вторую часть просто не хватило времени: это новый для меня формат занятий, а там требуется достаточно серьезная работа. Но в этом году планирую ввести ее тоже.
Мы занимаемся в Инстаграме: все ученики добавляются в закрытый профиль, занятия проходят в формате прямых эфиров.
В новом учебном году перейдем на специальную платформу, но отдельный профиль в Инстаграме для всех участников все равно останется, чтобы мы с ними постоянно были на связи.
Обычно в группе от 30 до 50 учеников, но в онлайне, как правило, присутствуют человек 10—15, остальные предпочитают смотреть в записи. У меня занимаются дети со всей России, от Камчатки до Калининграда. Самый популярный курс я провожу по воскресеньям в 11:00 по Москве, чтобы даже те ребята, у которых большая разница во времени, могли заниматься в прямом эфире. С другими курсами, к сожалению, так не получается, поэтому там больше детей смотрят запись.
Сначала мы прорабатываем отдельные темы, а во второй половине учебного года начинаем закреплять и решать целые варианты. Я объясняю теорию, а потом решаю задания, дети смотрят, задают вопросы, я отвечаю. Плюс у них есть домашнее задание. В этом году я планирую нанять куратора, который будет проверять домашку, но отвечать на вопросы учеников все равно буду я.
В апреле я проводила дополнительный курс «Последний звонок» — это супербыстрая подготовка к экзаменам, курс шел два месяца.
В середине мая запустила еще один проект — «Лайфхаки». В отдельном инстаграм-профиле публиковала легкие способы решения конкретных экзаменационных заданий.
На мой взгляд, не каждый должен знать математику. Те, кому важно разобраться, понять суть, приходят ко мне на курсы, на полноценную подготовку. Но есть те, кто просто хочет сдать и не важно, каким образом. Например, доступ к лайфхакам купила девочка-пианистка: она играет в Большом театре, у нее репетиции по восемь часов в день, какая ей математика? Ей достаточно просто запомнить, что в таком-то задании надо А разделить на В, не вдаваясь в подробности. Мы просто подстраиваемся под нашу систему экзаменов.
Доступ к аккаунту сначала стоил 400 рублей, потом — 500. Некоторые школьники создавали общий профиль, чтобы разделить сумму между собой, но я им писала, что купить доступ можно только с личного аккаунта. Разумеется, кто-то все равно кооперировался, всех проконтролировать невозможно.
В итоге было более 600 подписчиков, а проект принес мне около 300 тысяч.
Конечно, некоторые копируют мой формат, но я бы не назвала их конкурентами. Другой репетитор — другой человек, у него другая подача, другая манера речи, все другое. Поэтому я ни за кем особо не слежу и не переживаю по этому поводу.
Я преподаю так, будто человек вообще ничего не знает, начинаю с самого простого. Многие репетиторы думают: «Это же очевидно, зачем тратить на это время? Лучше объясню сложный моментик». А многие до этого сложного моментика просто не доходят, для них даже простые вещи непонятны, хотя репетитору может казаться наоборот.
Бывает эмоционально тяжело: я переживаю за некоторых учеников. Есть и те, в ком я уверена. В этом году, например, все сдали хорошо, четыре человека написали ОГЭ на максимальный балл. Такой результат получил небольшой процент девятиклассников, так что этими ребятами я горжусь. У некоторых моих учеников «четверки», но они и занимались только на курсах по первой части ОГЭ и для них это была желанная оценка.
На «тройку» написал один мальчик — Миша, он занимался индивидуально, но для него это очень большая победа. Ему тяжело дается математика, плюс он ленился, даже предполагал, что станет первым моим учеником, который не сдаст экзамен. За него переживала не только я, но и моя мама, и мой муж. Но в итоге он смог преодолеть порог и был рад. У меня нет ни одного ученика, который не сдал бы математику, хотя Миша был очень на это настроен.
График
В учебном году у меня все загружено: почти каждый день курсы, потом проверка домашки, подготовка, рассылка материалов, публикация постов. Грубо говоря, я работаю с 10 до 22. Это не значит, что надо 12 часов сидеть и что-то делать — я могу погулять, позаниматься своими делами, но время от времени все равно захожу в Инстаграм, проверяю письма, отвечаю ученикам. Непосредственно на сами курсы уходит семь-восемь часов в неделю, но на все остальное тоже тратится довольно много времени.
В мае, когда были «Лайфхаки», я просыпалась и сразу отвечала ученикам на вопросы. Чем ближе к экзамену, тем сложнее становится: большая нагрузка, всем всё надо, особенно в последний день. Я даже подумываю в следующем году объявить день тишины накануне экзаменов.
Летом занимаются буквально один-два ученика, а я особо не веду набор на это время, предпочитаю отдыхать или готовить курсы и разрабатывать новые форматы.
В работе репетитора есть минусы: у меня нет больничных — благо, что болею достаточно редко, нет отпускных — на отпуск нужно копить.
Бывает, что дети переносят индивидуальные занятия, но в этом плане у меня достаточно строгая политика: если ребенок решил перенести в последний момент, я говорю, что в следующий раз занимаемся только по предоплате. К старым ученикам я, конечно, более лояльна, но в принципе все знают, что переносить лучше заранее, тогда проблем не возникает. Онлайн-курсы хороши тем, что там нет этого риска отмены: если человек не присутствует на занятии, то смотрит его в записи — в любом случае оно уже оплачено.
Доходы
Расходы
У нас с мужем отчасти совместный бюджет. Например, ипотеку мы выплачиваем вместе, но при этом у каждого есть деньги на личные расходы.
Из моего заработка на ипотеку уходит 20 тысяч рублей. Квартира однокомнатная, она стоила 6 миллионов. Мы живем в ней где-то год, она находится в жилом комплексе, который позиционируется как жилье бизнес-класса, но я бы сказала, что это просто хороший дом в Приморском районе возле парков. На коммуналку и транспорт трачу еще по 5 тысяч.
6% заработка уходит на налоги — я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель.
На еду уходит около 10 тысяч. Я почти не готовлю дома, особенно когда много работы: например, в мае готовила раза два. Питаюсь в кафешках, хожу на бизнес-ланчи — на это тратится около 20 тысяч в месяц. Экономить на продуктах или на чем-то еще нам, пожалуй, не приходится.
Одежду я в основном покупаю за границей, назвать конкретную сумму тут сложно: иногда беру что-то из масс-маркета, иногда — вещи подороже. Из масс-маркета мне нравится «Зара», «Массимо Дутти», а из топовых брендов — «Бёрберри» и «Луи Вюиттон». В Питере у меня не особо много времени на магазины, а за границей одежда и обувь чуть дешевле плюс там есть тэкс-фри.
Свободное время люблю проводить с мужем и друзьями, гулять в парках, ходить в рестораны и кино — это не особо затратно.
Но больше всего я люблю путешествия. В этом году уже была в Лондоне, Таиланде, Малайзии, потом в Париже, Ницце, летом путешествовала по Испании. Расходы на поездки я не считаю, в среднем на путевку и проживание у нас уходит 100 тысяч на двоих, а траты на месте бывают очень разными.
Последняя моя крупная покупка — это Мерседес А200, он стоил полтора миллиона. Купила его весной, копила с начала года. Это моя первая машина. Хотела я, конечно, другую, но и за границу ездить тоже хотела, поэтому взяла эту. На бензин тратится около 5000 рублей.
Теперь буду копить на ипотеку, чтобы быстрее ее закрыть.
Никаких вкладов у меня нет, обычно деньги просто лежат на счете, на остаток капают проценты. Но в последнем путешествии я почти всё потратила.
Будущее
Не знаю, буду ли я заниматься репетиторством всю жизнь, но ближайшие лет пять точно. Конечно, накануне экзаменов устаешь просто ужасно, хочется бросить это дело, но потом приходят отзывы учеников и все забывается — ты готов с новыми силами идти в бой.
В ближайшее время планирую масштабировать свой проект, немного сменить формат курсов, сделать их более интересными и качественными, возможно, увеличить количество учеников.
Может быть, когда-нибудь я параллельно займусь другим бизнесом. Например, у моего мужа есть турфирма, можно взяться за ее развитие.
Познакомьтесь. Читатели, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.
Как устроен бизнес репетиторов
Наверное каждый человек сталкивался или по крайней мере слышал слово «Репетитор». Обычно люди сталкиваются с репетиторами либо в школьном возрасте, либо когда появляется потребность «поднатаскать» свое чадо к сдаче экзаменов. Практически каждый преподаватель когда-нибудь начинает заниматься репетиторством. Будь это репетитор по физике или учитель английского языка на дому, дополнительный доход при наличии основной работы или свой успешный бизнес привлекает каждого. Насколько успешен такой бизнес в Москве, разбирался гражданский журналист и преподаватель Алексей Чепига.
С Вадимом Дергачевым и Анастасией Соповой я встречаюсь в уютном московском кафе. Вадим – по первому образованию педагог-историк, второе высшее (юридическое) он получил в магистратуре факультета права НИУ ВШЭ. Он уже несколько лет готовит школьников к ЕГЭ и олимпиадам по истории и обществознанию. Настя закончила факультет журналистики МГУ, а затем изучала политологию также в НИУ ВШЭ. Кроме обществознания, она также преподает русский язык и литературу.
Вадим рассказывает о репетиторстве как о профессии и бизнесе. Он оценивает количество преподавателей: «Если речь идёт не о подработке, а об основной сфере деятельности, то рынок репетиторских услуг в Москве состоит из нескольких десятков человек по каждому предмету. Репетиторы с хорошей репутацией принимают учеников у себя дома и могут проводить до 4-5 занятий в день индивидуально или в мини-группах». Поэтому доходы у репетиторов могут быть достаточно высокими. «У меня есть знакомые, которые начали заниматься репетиторством еще в студенчестве, потом учились в аспирантуре и все это время жили в общежитии. В результате за несколько лет упорной работы скопили на квартиру», — говорит Вадим.
После общих слов мы начинаем говорить о специфике предметов. О типичных клиентах Вадим говорит так: «История – не самый востребованный предмет. Ее сдают только для поступления на некоторые гуманитарные факультеты – истфак, филфак, политология. А вот с обществознанием картина иная: этот предмет необходим будущим экономистам, социологам, менеджерам, юристам. Сюда входит как подготовка к ЕГЭ, так и к предметным вузовским олимпиадам (ВШЭ, МГУ и т.п.). Олимпиады – очень существенный фактор, потому что, например, в Высшей школе экономики на некоторых факультетах по общему конкурсу на бюджет поступают лишь около 10% абитуриентов; остальные – победители и призёры олимпиад различного уровня».
О востребованности репетиторов по гуманитарным предметам мои собеседники говорят кратко, но ёмко: «Это естественная реакция на деградацию российской системы школьного образования». По словам Вадима, преподавание обществознания ужасно практически во всех школах, вне зависимости от района: «Очень мало у кого по обществознанию стоит «3», но при этом единицы могут назвать форму правления в Российской Федерации. А ведь это абсолютные азы».
Вадим поясняет, что это неудивительно, так как этот предмет в школах преподают учителя-историки: «Вообще, как таковое, обществознание – это набор из пяти дисциплин: политология, правоведение, экономика, философия и социальная психология. Знаний по большей части этих направлений учителям-историкам зачастую не хватает. То, что у нас подаётся под таким названием, обществознанием можно назвать лишь условно».
По словам Вадима, последнее время участились случаи, когда заниматься приходят совсем взрослые люди. Просят объяснить им основы политологии и права, хотят разобраться, как устроена власть в России – как правило, для работы. А самые интересные случаи – когда нужно привить интерес к предмету. Вадим рассказывает о занятиях с ученицей 8 класса, с которой он разбирает весь курс мировой истории с самого начала: «В этом случае нет жестких временных ограничений и с учеником можно пройти большое количество дополнительного материала вплоть до художественных произведений на исторические темы».
Настя продолжает про русский язык и литературу: «В сравнении с обществознанием, здесь гораздо большую роль играет умение ученика формулировать свои мысли. В ЕГЭ по обществознанию несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Но, в первую очередь, там оцениваются конкретные знания, а в сочинениях по русскому и литературе еще и грамотность, стиль изложения. К тому же огромные проблемы у школьников возникают с пониманием и анализом текста, по которому необходимо написать сочинение».
Типичные ученики, которым требуется репетитор по литературе – абитуриенты иняза и журфака, филологических и педагогических факультетов. Как правило, уровень знаний низкий. «В лучшем случае школьная пятерка по литературе означает, что ученик знает содержание всех произведений и может его подробно пересказать, — рассказывает Настя. – При этом навык литературного анализа полностью отсутствует. Каждое произведение приходится проходить заново: разбирать композицию, выделять основные темы, проблемы, авторские идеи. Особенно сложно готовить одиннадцатиклассников, так как в их случае времени на повторное изучение всей школьной программы очень мало».
Вадим подводит итог нашей беседе: «На мой взгляд, задача репетитора – помочь школьнику справиться со всеми этими сложностями: составить программу занятий, подобрать литературу и задания, грамотно изложить основной материал. А дальше все зависит от ученика: если школьник действительно мотивирован на результат, готов много учить и выполнять домашние задания, занятия с опытным репетитором позволяют существенно повысить уровень знаний и поступить в любой российский вуз».
Точные дисциплины. Математика, информатика, физика, химия.
C учениками типичная проблема – непонимание, почему задача решается именно так, а не иначе. «Порой думаешь, что лучше бы человека вообще в школе математике не учили, потому что он думать отучивается. У большинства есть набор готовых алгоритмов, которые они используют, при этом часто не понимая, откуда эти алгоритмы берутся и что означают. Шаг влево-шаг вправо, и сразу говорят: «Мы этого не проходили, это слишком сложно» и так далее. Я обычно спрашиваю: «И вот если тебе всегда будут давать такую задачу, которую вы уже решали, то какой в этом смысл?»».
Мы немного говорим с Олегом об апелляциях ЕГЭ. Часто преподаватели отговаривают своих учеников ходить на них, опасаясь, что им могут понизить оценку вместо повышения. Само по себе это опасение беспочвенно – при условии, что человек действительно ориентируется в предмете. Впрочем, в свете скандалов с ЕГЭ, когда готовые варианты экзаменов оказались доступны до проведения собственно экзамена, в этом году апелляция проходила строже обычного.
Алексей – репетитор по химии. Об учениках он говорит так: «По химии обычно приходят школьники и студенты младших курсов. Цели разные; чаще всего ЕГЭ и ГИА. Иногда – вступительные экзамены в вузы. Для учеников 8 класса и студентов типичная цель, как ни странно, совпадает – им хочется понимать предмет; который они не понимают». Главной проблемой учеников он видит их слабую подготовку: «Во всей России очень мало школ, где бы действительно хорошо преподавали химию. Людям плохо объясняют исходные темы, после чего сразу начинают спрашивать темы следующие. В результате человек, толком не зная, что такое количество вещества (в лучшем случае, умея по памяти воспроизвести определение), должен решать задачи на стехиометрию. В Москве картина, безусловно, лучше – но и тут, если исключить условную «верхнюю десятку», результат будет не ахти. Хочу всё же подчеркнуть, что это не всегда вина преподавателей собственно химии. Химия обычно начинается в 8 классе – когда у ребёнка уже год идут алгебра, геометрия и физика. Математика как таковая же и вовсе изучается с 1 класса. И если на ней человеку не прививают навыки логического мышления, то с химией у него априори будут проблемы; как минимум, с расчётными задачами». Также Алексей видит проблему в несоответствии программ математики и химии. «Для ЕГЭ это не критично, но если человека нужно готовить к вступительным экзаменам, это становится проблемой. Как можно рассказать про скорость реакции без производной? Или про кислотность среды без логарифмов? У нас соответствующие темы были не то в начале 11, не то вообще в 10 классе, но это было не в Москве, да и довольно давно. Здесь это если и изучается, то значительно позже. В итоге приходится сначала давать математические блоки, а уже потом темы по химии».
Напоследок стоит объяснить механику сайтов по поиску репетиторов/учеников. Ученики регистрируются и оставляют свои контактные данные, а также информацию о предмете, чаще всего – об оплате и иногда – требования к преподавателю. Репетиторы регистрируются и оставляют информацию о том, какой предмет и на каком уровне готовы преподавать, где могут вести занятия, какой опыт имеют и какую оплату считают минимумом. После этого репетитору необходимо просматривать сайт на предмет интересующих учеников и, найдя нужных, оставлять на них заявку. Смысл в том, что репетитор (как и ученик) видит всё, кроме контактных данных человека. Если заявка удовлетворена, высылают контактные данные. Репетитор звонит и договаривается о занятии. Если договорённость достигнута, проводится занятие. Интерес сайта в том, что репетитор должен отдать деньги, полученные за первое занятие (иногда чуть больше, иногда чуть меньше), после чего он может продолжать занятия, работая уже только «на себя». По сути, учитель меняет профессию, переквалифицируясь в бизнесмена.